Анализ конспекта по рисованию в старшем возрасте. Анализ изобразительной деятельности "разноцветные шары"

Проведение и анализ открытого занятия - один из самых эффективных способов повышения компетентности воспитателя. Самое ценное в этой форме методической работы - это наглядный пример практической работы. Но не менее важна вторая часть мероприятия, где все педагоги становятся участниками разбора увиденного, его анализа.

Я имею большой опыт работы в должности старшего воспитателя, однако считаю, что не всегда удается эффективно и качественно провести анализ просмотренного занятия. Иногда воспитатели ведут себя сдержанно и не желают высказывать критических замечаний в адрес коллеги. Может быть, щадят его чувства, не желают испортить отношений. Во всяком случае роль старшего воспитателя в создании ситуации общения, где воспитатели открыто высказывают мнение, оценку увиденных приемов работы, приводят аргументы в пользу результативности этой работы (или отсутствия результатов).

Хочу привести пример анализа занятия в младшей группе (провела Ск-ова Н.Г. 27 апреля 2015г. "Чтение и пересказ сказки с опорой на наглядные символы (мнемотехника)" (см. приложение)
Целью занятия является обучение пересказыванию детей 3,5 лет.
Задачи: познакомить с текстом, учить устанавливать последовательность событий, развивать память, способствовать пониманию событий сказки.

1. Воспитатель сделала пояснения: выбрала это занятие для показа ввиду того, что считает прием мнемотехники (события сказки изображаются воспитателем в виде несложных пентаграмм) очень эффективным. Применение на практике в течение 2 месяцев этого приема дало видимый результат. Дети стали активнее отвечать на вопросы по тексту, их внимание сохраняется на протяжении всего занятия, пересказы стали точнее, часто близки к тексту.

2. Оценили результативность занятия: очень эффективно. Аргументы: высокая речевая плотность, каждый ребенок высказался не менее 2 раз. Если в 1 части занятия (в организационном моменте) и во второй части (в ответе на вопросы воспитателя) ответы детей были фразовыми, то в 3 части (рисование таблицы-подсказки) и в 4 части (пересказ) они состояли из сложно-сочиненных предложений. Максимальное количество предложений -6, минимальное - 2. Интерес детей сохранялся до конца занятия.

3. Выделили используемые приемы.
Мотивация деятельности детей. Прием использовался в каждой части занятия.
Сначала появилась собака (игрушка), и дети объяснили, что это домашнее животное и почему.
Затем они были заинтригованы вопросом о той собаке, которая искала себе друга, и согласились послушать эту историю.
Перед физ-минуткой воспитатель предложила поиграть в знакомую игру в волшебницу и превратила всех в маленьких щенков. После разминки не забыла превратить их обратно в детей и проверила, все ли дети вернулись. Это собрало внимание, вернуло к делу.
Воспитатель напомнила детям, что им может помочь табличка, "наша помощница, которую мы научились сами создавать". Дружно приступили к делу, и стали делать пояснения (пересказ текста по последовательным эпизодам). Всего 8 участников, высказывания по 1-3 предложения. При необходимости помощь воспитателя: подсказка, уточнение, одобрение.
Обратилась с вопросом, кто хочет рассказать сказку. Дети активно среагировали, воспитатель пригласила мальчика, который стал проявлять активность совсем недавно. Всего 5 высказываний от 2 до 6 предложений, иногда близко к тексту. Второй и последний ребенок - с хорошо развитой речью.

4. Оценили своевременность приемов. Физ-минутка не отвлекла детей. Продуманы переходы между частями занятия. Во время рисования пентаграмм дополнительной подсказкой для детей иногда служил рисунок.

5. Оценили речь воспитателя. Как речь воспитателя способствовала созданию атмосферы мышления, привели примеры.

6. Оценили развивающую среду, созданную воспитателем на занятии.

Считаю, что главным во время анализа занятия является умение педагогов аргументировать свои высказывания. Мнения могут быть противоположными. В педагогическом общении ценится умение убедить, привести пример.

Приложение

Как собака друга искала

Мордовская сказка
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
- Давай, - согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
- Зачем лаешь? - говорит собаке. - Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, - подумала собака. - Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
- Что ж! - отвечает волк. - Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
- Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, - подумала собака. - Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:
- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
- Ладно, - говорит медведь. - Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! - думает собака. - И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
- Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это - спасибо говорит.

С тех пор собака и человек живут вместе.


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра адаптивного образования

Анализ образовательной области по ИЗО с использованием пальчиковых красок.
(для средней группы)
«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»
Кораблиновой Елены Вячеславовны
Группа №
2013 г.
Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современным тенденциям образования.
В качестве примера предлагаю анализ проводимого мною занятия по ИЗО с использованием пальчиковых красок. Данный урок имеет ряд положительных, как мне кажется, сторон:
наличие в основе инновационных форм работы;
разнообразие использования наглядности;
сочетание различных видов искусств (изобразительная деятельность, поэзия, музыка):
наличие игровых форм работы.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики и мелкой моторики рук необходимо. Работа пальцами развивает речь, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
Цель работы – обучение рисованию с использованием нетрадиционных техник детей дошкольного возраста на занятиях. При планировании занятия нами учитывались возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисовали не только на бумаге, но и на оргстекле, срезе дерева, выпуклых и объемных фигурах.
Цель занятия: развивать фантазию, воображение, детское творчество.
Задачи: вызвать интерес детей к оформлению воздушного шара снежинками; получить эмоциональный отклик; закрепить навыки нетрадиционной техники рисования пальчиками.
Материалы: Воздушные шары, гуашь разных цветов, бумажные салфетки, влажные салфетки.
Зрительный ряд:
снежинки на окнах, нарисованные белой гуашью;
снежинки на новогодней елке.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский “Времена года”: “Декабрь”, “Январь”, “Февраль”.
Предварительная работа: беседы о зиме, о снеге, о снегопаде; рассматривание картин и иллюстраций; заучивание стихотворения:
Снег, снег кружится,
Белая все улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели…
А потом все встали
И дружно улетели…
рассматривание снежинок различной формы и конфигурации;
рисование на объемных фигурах.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей в ИЗО студию, оформленную к новогоднему празднику. Музыка звука метели. Появляется преподаватель, одетый в костюм “Зимушки-зимы”. Входит и удивляется.
Зимушка-зима: Ах, как все красиво и сказочно, куда я попала? Как здесь у вас тепло и уютно!
Здравствуйте, ребята, а вы узнали меня? Я – “Зимушка-зима”.
Ребята, скоро Новый год, а я не успеваю к нему подготовиться, у меня столько хлопот. Укрыть поля, укутать деревья белым пушистым снегом. Да и дом свой к Новому году украсить. У меня есть волшебные шары, но мне кажется они какие-то не зимние, не новогодние, что-то в них не хватает! Скажите, ребята, а вы знаете, как должны выглядеть новогодние шары?
Дети перечисляют варианты ответов.
– Я поняла, ребята, и придумала свой узор для волшебных шаров – это снежинки. Я их так сильно люблю, ведь они бывают только зимой. Они такие нежные и пушистые, правда? Скажите, пожалуйста, какие еще бывают снежинки? (Дети перечисляют.)
– Молодцы! Ребята, шаров много, а я одна. Помогите мне их украсить снежинками. Я вижу, у вас на столах уже есть гуашь, а где же кисточки? Ой, я забыла их взять, чем мы будем рисовать? Ну, ничего, не зря меня называют волшебницей, сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой, и вы сами сможете творить чудеса и украшать шары с помощью ваших пальчиков. Ну что, вы готовы? Тогда начинаем волшебство. А чтобы снежинки были красивыми, сейчас вы услышите сказочную, зимнюю музыку.
Звучит музыка, дети рисуют.
“Зимушка-зима” подходит к каждому ребенку и перечисляет эпитеты к слову “снежинка”, с целю обогащения словаря ребенка: нежная, пушистая, легкая, воздушная, сверкающая, ясная, кружевная, ажурная, холодная, серебристая, сказочная, красивая.Дети заканчивают рисовать.
– Какие красивые у вас получились шары! Давайте их соберем вместе!
“Зимушка-зима” собирает шары.
– Ребята, давайте шарики оставим здесь, а сами превратимся в снежинки и полетим, полетим, полетим.
Музыка звуков метели.
“Зимушка-зима” приглашает детей в зал для игры, дети делают круг, держась за руки. “Зимушка-зима” вместе с детьми читает стихи.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок,
Как снежинки сели,
Сели – посидели,
А потом все встали,
И дружно улетели.
Музыка звука метели. Дети, словно снежинки возвращаются в ИЗО студию.
“Зимушка-зима” обращается детям.
За старанье и уменьеЯ вас всех благодарю,И нарядный зимний шарикЯ вам всем сейчас дарю.
“Зимушка-зима” раздает детям шары.
– Дети, 31 декабря вы к этому шарику можете прикрепить свое желание и выпустить его в небо, он прилетит на мою сказочную елку, я узнаю ваше желание и в Новом году очень постараюсь его исполнить. А сейчас, мне пора, ведь у меня столько дел и хлопот перед Новым годом.
В студии снова музыка звука метели, а “Зимушка-зима” покидает ИЗО студию.
После занятия остается воспитатель группы и обращается к детям:
– Ребята, давайте сейчас пойдем к малышам и расскажем, кто приходил к вам в гости, покажем им свои волшебные шары.
Таким образом, мною было проведено занятие по изобразительному искусству с применением нетрадиционных техник рисования, а именно - пальчиковых красок. Был составлен и проведен проект образовательной области, представляющий собой синтез видов искусств- изобразительной деятельности, поэзии, музыки. Были разработаны и подобраны также игровые задания. На уроке с дошкольниками я проводила беседы, рассматривали картины и иллюстрации, заучивали стихотворение, прослушивали музыкальное произведение, оформляли воздушные шары снежинками с помощью пальчиковых красок.

    Целесообразность выбора темы данного вида занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации).

    Соответствие программного содержания уровню знаний, умений и навыков детей, теме занятия. Наличие в программном содержании:

    заданий, связанных с техническими навыками изображения;

    заданий, связанных с передачей определенных признаков предмета (строения, формы, пропорции, расположения, цвета);

    воспитательных задач.

    Подготовка к занятию:

    анализ наглядности (образцы, картинки, игрушки и т.д.), подготовленной воспитателем к занятию.

    подготовка материала, оценка со стороны эстетических, методических требований;

    подготовка детей к занятию:

а) наличие знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

б) привлечение детей к подготовке занятия.

    Ход занятия.

    четкость поставленного перед детьми задания;

    длительность начала занятия, процесса выполнения работы, конца занятия.

    Состояние детского коллектива в ходе занятия: стойкость внимания, интерес, активность, самостоятельность в выполнении задания, проявление творчества.

    Анализ занятия воспитателем; оценка качества работы, отдельных поступков детей (положительных и негативных), мышление детей, их участие в оценке товарищей и самооценке.

Схема анализа занятия

По формированию элементарных математических представлений

Анализ программного содержания занятия:

а) соответствие занятия программе данной группы;

б) взаимосвязь степени сложности программных задач с содержанием материала;

в) связь занятия с предыдущими занятиями;

г) конкретность формулировки программного содержания.

    Подбор дидактического материала.

    Организация работы детей.

    Анализ деятельности воспитателя на занятии:

а) грамотность, четкость указаний, объяснений;

б) умение организовать практическую самостоятельную деятельность детей;

в) умение активизировать мыслительную деятельность детей;

г) речь воспитателя (конкретность, четкость, точность вопросов);

д) умение подводить детей к обобщению;

е) индивидуальная работа с детьми на занятии;

ж) воспитательное влияние на детей.

    Анализ деятельности детей на занятии:

а) дисциплинированность, внимание;

б) умение действовать в соответствии с указаниями воспитателя;

в) умение отвечать на вопросы воспитателя;

г) активность детей, интерес к занятию.

    Итог занятия. Постановка задачи для последующей работы.

Схема анализ физкультурного занятия

    Сведения о занятии (дата, время, место проведения, количество детей, их одежда и обувь, физкультурный инвентарь, атрибуты).

    Правильность определения и формулировки задач физкультурного занятия.

    Соответствие упражнений поставленным задачам, возрасту детей, их подготовленности, условиям проведения.

    Правильность сочетания основных движений в основной части за­нятия, последовательность физических упражнений.

    Взаимосвязь частей занятия.

    Правильность методики проведения занятий:

    дозировка физических упражнений; темп их выполнения;

    правильность объяснений, указаний, команд, распоряжений;

    индивидуальный подход к детям.

    Организация детей на занятии (способы организации; наличие графического изображения размещения детей, воспитателя, расположения физкультурного инвентаря).

    Подготовка детей к занятию.

    Правильность описания физических упражнений.

    Внешнее оформление плана-конспекта.

    Общая оценка и предложения по совершенствованию плана-конс­пекта занятия.

Хакимова Т.Ф., воспитатель, МАДОУ №106 “Забава” г. Набережные Челны, РТ

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность проводилась в I младшей группе. Присутствовало 7 человек.

Данная деятельность относится к разделу программы «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Музыка».

Цель: знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

Исходя из цели НОД, поставила задачи:

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования - пальчиками;

Закрепить представление о красном цвете;

Побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя;

Развивать умение располагать изображение по всему листу;

Способствовать развитию мелкой моторики, внимания;

Воспитывать интерес к художественному творчеству;

Создать положительную атмосферу в группе.

Длительность НОД 10 мин, что соответствует нормам СанПина.

На НОД была выбрана следующая структура:

I. Организационный момент.

II. Эмоциональная настройка.

III. Основная часть.

НОД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей. Организация деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

Первая часть НОД построена в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. При отборе содержания НОД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. Учитывая данные характеристики, структуру совместной деятельности взрослого и детей постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это - наглядность (картинки, сюрпризный момент - птица) . Выстраивая структуру деятельности, опиралась на алгоритм психологических основ формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено нарисовать ягоды на тарелке нетрадиционным способом рисования - пальчиками. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника - эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Практическая часть НОД сопровождалась музыкой.

Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности, систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта) .

Методы и приёмы:

Словесный (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба) ;

Наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы) ;

Практический (нетрадиционное рисование с музыкальным сопровождением) ;

Игровой (сюрпризный момент) .

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках НОД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ по изодеятельности

1. Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.

2. Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.

3. Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном - анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).

4. Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.

5. Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.

6. Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.


7. Заведующий вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии. В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:

· Соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;

· Есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);

· Какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;

· Правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);

· Передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);

· Как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);

· Самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);

· Качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).

8. Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.