Что говорят подростки о взаимоотношениях с родителями. Проблемы воспитания подростков в период взросления

Основным институтом социализации детей и подростков является семья, а наиболее значимыми взрослыми – родители. Родители для детей и подростков выполняют массу важнейших психологических функций :

  1. Источник эмоционального тепла и поддержки;
  2. Директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
  3. Образец для подражания;
  4. Источник жизненного опыта.

Главной особенностью взаимоотношений подростков с взрослыми является их крайняя противоречивость .

С одной стороны, зарождение у подростка «чувства взрослости», как уже отмечалось, приводит к возникновению у него стремления к самостоятельности и независимости и признанию окружающими его права быть самостоятельным. Во взаимоотношениях с взрослыми это стремление проявляется в форме эмансипации, протеста подростков против опеки и контроля со стороны взрослых, против отношения к нему «как к маленькому»: из позиции подчинения старшим подросток стремится перейти в позицию равенства . Именно на этой почве наиболее часто возникают конфликты подростков и родителей, отчуждение подростков от взрослых, критичное отношение к ним, противопоставление себя взрослым . «Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. … Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых» .

С другой стороны, подросток, ощущая себя таким же членом общества и семьи, как и взрослые, стремится к равноправным отношениям с родителями . Чувство взрослости подростка приводит и к тому, что «взрослый теряет функцию учителя, обладающего безусловным авторитетом, и, желая или не желая того, приобретает функцию партнера, подлежащего оценке» . Но для установления таких отношений подросток продолжает во многом ориентироваться на взрослых, и равноправие рассматривается им как приобщение к уже существующему миру взрослых . Поэтому, как уже отмечалось, нередко стремление подростка самому стать взрослым проявляется в его подражании поведению окружающих взрослых.

С третьей стороны, у подростка сохраняется остро выраженная потребность в любви, внимании, защите, помощи и поддержке со стороны родителей . Без такой поддержки подростки чувствуют себя слабыми, беспомощными и незащищенными. В подростковом возрасте эмоциональная поддержка со стороны родителей «особенно важна, потому что подросток вступает в фазу интенсивного формирования Я-концепции, нередко сопровождающуюся противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности, неумением адекватно и конструктивно реагировать на неудачи. В этих условиях именно семья способна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источником постоянной оптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах, источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствовать снижению чувства тревоги, возникающего у подростка в новых или стрессовых ситуациях» .

Со стороны взрослых , как правило, сохраняется прежнее отношение к подростку, как к ребенку. Подросток продолжает оставаться школьником, находиться в полной материальной зависимости от родителей, многие черты подростка остаются детскими, незрелыми. К тому же и у взрослых сохраняется привычка направлять и контролировать ребенка . Поэтому родители в большинстве не замечают необходимости переменить свое отношение к нему. Однако такая необходимость существует, ведь подросток приближается к взрослой жизни, и задача взрослых – помочь ему осуществить этот постепенный переход от детства к взрослости и быть готовым к взрослой жизни.

Обычно подростки, движимые чувством взрослости, сами проявляют инициативу к изменению отношения родителей к ним. Задача родителей – не игнорировать требований подростка, а помочь ему стать взрослым и самостоятельным.

Если же этого не происходит, в отношениях между взрослым и подростком возникают конфликты : «Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. … При сохранении такой ситуации ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и иметь форму хронического конфликта. … Конфликт может продолжаться до тех пор, пока взрослый не изменит отношения к подростку. … Конфликт является следствием неумения или нежелания взрослого найти подростку новое место рядом с собой. …Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него» .

Таким образом, конфликты между подростками и взрослыми не являются неизбежными : «непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми» .

Оптимальной позицией родителей по отношению к подросткам считается сотрудничество: «отношения между ними строятся по определенному типу отношений взрослых – дружеских – или имеют форму содержательного сотрудничества с характерными для них нормами взаимного уважения, помощи и доверия. В процессе сотрудничества складываются новые способы социального взаимодействия подростка и взрослого, моральноэтическое содержание которых отвечает задаче развития социальной взрослости подростка и его новым требованиям к характеру взаимоотношений со взрослыми. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника и товарища в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания» .

Следует подчеркнуть, что даже в условиях неоптимальной позиции взрослых, при наличии конфликтов в отношениях между подростками и родителями, «большинство родителей продолжает влиять на своих подросших детей, а те в большинстве случаев сохраняют любовь, преданность и уважение к родителям » .

Несмотря на то, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью подростков, отношения с родителями не менее важны для подростков, чем отношения со сверстниками : «в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов» . Эта закономерность подтверждается результатами эмпирических исследований: «Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать … В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» – и те и другие поставили на первое место мать. … Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию» .

В то же время современные семьи в 90% случаях характеризуются скорее неблагоприятным психологическим климатом, в 70% случаях – выраженными дефектами воспитания. По результатам современных исследований, отношение родителей к подросткам в основном безразличное, для него характерен невысокий уровень требований и контроля, которые сменяются строгостью и санкциями лишь в случаях «чрезвычайных ситуаций»; характерна отстраненность родителей, особенно отцов, от воспитания детей и подростков . Это связано с отсутствием общепринятой идеологии в современном обществе и с повышенной занятостью родителей.

В результате потребности современных подростков в любви и эмоциональной поддержке семьи оказываются неудовлетворенными. А неудовлетворение столь важных потребностей, в свою очередь, приводит к нарушением психологического развития и социализации подростков : «На международном симпозиуме «Дети улицы» в Санкт-Петербурге в 1998 г. педагог и психолог А.А. Реан сообщил: «Исследования показали, что у абсолютного большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека – потребность уважении, принятии и любви. Насколько она важна, легко увидеть, она входит в пятерку базовых, наряду с физиологическими (еда, питье, сон и т.п.) и потребностью в безопасности. Школа или семья, в которой блокируется возможность удовлетворения потребности ребенка в принятии и уважении, «выталкивает» его на улицу». … Создается впечатление, что у российского социума оказалась блокированной способность к сопереживанию, сотрудничеству и самоорганизации в такой важнейшей для общества сфере, как поддержка Миром Взрослых – Мира Детства» .

чПУРЙФБФЕМШОЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ УЕНШЙ ПВХУМПЧМЕОЩ НОПЗЙНЙ УПГЙБМШОЩНЙ (РПМЙФЙЮЕУЛЙНЙ, ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙНЙ, ДЕНПЗТБЖЙЮЕУЛЙНЙ, РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ) ЖБЛФПТБНЙ ПВЯЕЛФЙЧОПЗП Й УХВЯЕЛФЙЧОПЗП ИБТБЛФЕТБ. л ОЙН ПФОПУСФУС:
- ЖБЛФПТЩ НБЛТПУТЕДЩ Й ФЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ЛПФПТЩЕ Ч ОЕК РТПЙУИПДСФ;
- УФТХЛФХТБ УЕНШЙ (ОХЛМЕБТОБС ЙМЙ НОПЗПРПЛПМЕООБС, РПМОБС ЙМЙ ОЕРПМОБС, НОПЗПДЕФОБС ЙМЙ НБМПДЕФОБС) Й Ф.Д.;
- НБФЕТЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС ЕЕ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ (ХТПЧЕОШ ДПИПДПЧ, ЦЙМЙЭОЩЕ ХУМПЧЙС, ВМБЗПХУФТПЕООПУФШ ВЩФБ Й ДТ.);
- МЙЮОПУФОЩЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ ТПДЙФЕМЕК (УПГЙБМШОЩК УФБФХУ, ХТПЧЕОШ ПВТБЪПЧБОЙС, ПВЭБС Й РУЙИПМПЗП-РЕДБЗПЗЙЮЕУЛБС ЛХМШФХТБ, ПТЙЕОФБГЙЙ Й ХУФБОПЧЛЙ ОБ ЧПУРЙФБОЙЕ Й ПВТБЪПЧБОЙЕ ДЕФЕК);
- РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ Ч УЕНШЕ, УЙУФЕНБ Й ИБТБЛФЕТ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ЕЈ ЮМЕОБНЙ, ЙИ УПЧНЕУФОБС ДЕСФЕМШОПУФШ;
- РПНПЭШ УЕНШЕ УП УФПТПОЩ ПВЭЕУФЧБ Й ЗПУХДБТУФЧБ Ч ПВТБЪПЧБОЙЙ Й ЧПУРЙФБОЙЙ ДЕФЕК, УПГЙБМЙЪБГЙЙ РПДТБУФБАЭЕЗП РПЛПМЕОЙС.

хУРЕЫОПУФШ УЕНЕКОПЗП ЧПУРЙФБОЙС РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЪБЧЙУЙФ ПФ МЙЮОПУФОЩИ ТЕУХТУПЧ УЕНШЙ, ЕЕ УПУФБЧБ, ХЧМЕЮЕОЙК, ЧЛХУПЧ, ПФОПЫЕОЙК УФБТЫЙИ, ЧЪТПУМЩИ Й ДЕФЕК Й ДТ. чБЦОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ДМС ЧПУРЙФБОЙС ТЕВЕОЛБ ЙНЕЕФ ОБМЙЮЙЕ Й ИБТБЛФЕТ ГЕМЕК ЧПУРЙФБОЙС, ЙИ ПУПЪОБОЙЕ ТПДЙФЕМСНЙ, ЮФП ФБЛЦЕ ПРТЕДЕМСЕФУС МЙЮОПУФОЩНЙ ТЕУХТУБНЙ УЕНШЙ.

иБТБЛФЕТЙУФЙЛПК Й ХУМПЧЙЕН УЕНЕКОПЗП ЧПУРЙФБОЙС СЧМСЕФУС ЕЗП УФЙМШ, ЛПФПТЩК НПЦЕФ ПРТЕДЕМСФШУС ЛБЛ БЧФПТЙФБТОЩК ЙМЙ ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙК. юБЭЕ ЧУЕЗП ОБ РТБЛФЙЛЕ ЬФЙ УФЙМЙ УПЮЕФБАФУС, МЙВП ДПНЙОЙТХЕФ ПДЙО УФЙМШ Х ПФГБ, ДТХЗПК - Х НБФЕТЙ. рТЙ ЬФПН ЧБЦОП, ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ ОЕ РПДУФТБЙЧБМУС РПД ТПДЙФЕМЕК Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УЙФХБГЙК, Б ПЭХЭБМ ЕДЙОУФЧП ФТЕВПЧБОЙК Й РПДИПДПЧ Л ЕЗП ЧПУРЙФБОЙА.

оБ ХУРЕЫОПУФШ ЧПУРЙФБОЙС ТЕВЕОЛБ ЧМЙСЕФ БФНПУЖЕТБ Ч УЕНШЕ, ЛПФПТБС, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ЪБЧЙУЙФ ПФ НОПЗЙИ ЖБЛФПТПЧ. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП ПОБ ПРТЕДЕМСЕФУС ПФОПЫЕОЙСНЙ УХРТХЗПЧ, ТПДУФЧЕООЙЛПЧ, ЧЪТПУМЩИ Й ДЕФЕК, ЛПФПТЩЕ ДПМЦОЩ УФТПЙФШУС ОБ ПУОПЧЕ МАВЧЙ, ДПЧЕТЙС, ЙУЛТЕООПУФЙ, ХЧБЦЕОЙС Й ДПУФПЙОУФЧБ ЛБЦДПЗП ЮМЕОБ УЕНШЙ, ЧЪБЙНОПН ЧОЙНБОЙЙ ДТХЗ Л ДТХЗХ. ьЖЖЕЛФЙЧОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ УПЪДБОЙС ВМБЗПРТЙСФОПК БФНПУЖЕТЩ СЧМСАФУС УПЧНЕУФОБС ДЕСФЕМШОПУФШ, ФТХД, РТПЗХМЛЙ, РПУЕЭЕОЙС ФЕБФТБ, ПВУХЦДЕОЙС УРЕЛФБЛМЕК, ЖЙМШНПЧ, ЛОЙЗ, УЕНЕКОЩИ РТПВМЕН. уПЪДБОЙА ЧЩУПЛПОТБЧУФЧЕООПК БФНПУЖЕТЩ Ч УЕНШЕ УРПУПВУФЧХАФ УЕНЕКОЩЕ ФТБДЙГЙЙ: РТБЪДОПЧБОЙЕ ДОЕК ТПЦДЕОЙС, РПДЗПФПЧЛБ УАТРТЙЪПЧ ДТХЗ ДТХЗХ Л РТБЪДОЙЛБН, ЧЩРХУЛ УЕНЕКОЩИ ЗБЪЕФ.

бФНПУЖЕТБ УЕНШЙ Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК НЕТЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЕЕ УПУФБЧБ. оЕРПМОБС УЕНШС УПЪДБЕФ ФТХДОПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ОЕЧПЪНПЦОП Ч РПМОПК НЕТЕ РТЕПДПМЕФШ, ТЕВЕОПЛ ЮХЧУФЧХЕФ УЧПА ОЕРПМОПГЕООПУФШ. хИПД ЙЪ УЕНШЙ ПДОПЗП ЙЪ ТПДЙФЕМЕК ОБОПУЙФ ПЮЕОШ ФСЦЕМХА ФТБЧНХ ДЕФСН. юБУФП ЬФП РТПСЧМСЕФУС Ч УОЙЦЕОЙЙ ХУРЕЧБЕНПУФЙ, ТБЪДТБЦЙФЕМШОПУФЙ Й ЪБНЛОХФПУФЙ, ЗТХВПУФЙ Й ОЕДПЧЕТЮЙЧПУФЙ.

пРТЕДЕМЕООЩЕ ФТХДОПУФЙ ЧПЪОЙЛБАФ Й РТЙ ЧПУРЙФБОЙЙ ЕДЙОУФЧЕООПЗП ТЕВЕОЛБ, ЛПФПТЩК УФБОПЧЙФУС ГЕОФТПН ЧОЙНБОЙС. ч ФБЛПК УЕНШЕ ТЕВЕОПЛ МЙЫЕО ПВЭЕОЙС У ДТХЗЙНЙ ДЕФШНЙ, РПЧУЕДОЕЧОПК ЪБВПФЩ П ВТБФЕ ЙМЙ УЕУФТЕ. ъОБЮЙФЕМШОП ПВМЕЗЮБЕФУС ЧПУРЙФБОЙЕ, ЕУМЙ Ч УЕНШЕ ОЕУЛПМШЛП ДЕФЕК. пДОБЛП УПЪДБОЙА ФБЛЙИ УЕНЕК УЕЗПДОС РТЕРСФУФЧХАФ НБФЕТЙБМШОЩЕ ЖБЛФПТЩ.

пЮЕОШ ЧБЦОП, ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ У ТБООЙИ МЕФ ВЩМ РТЙПВЭЕО Л ДЕМБН Й ЪБВПФБН УЕНШЙ, ЧЩРПМОСМ ПРТЕДЕМЕООЩЕ РПУФПСООЩЕ ПВСЪБООПУФЙ РТЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ВЩФБ, ХЮБУФЧПЧБМ Ч ПВУХЦДЕОЙЙ ИПЪСКУФЧЕООЩИ ЧПРТПУПЧ.

хУМПЧЙЕН ХУРЕИБ Ч ЧПУРЙФБОЙЙ ДЕФЕК СЧМСЕФУС БЧФПТЙФЕФ ТПДЙФЕМЕК, ЛПФПТЩК РПУФТПЕО ОБ ХЧБЦЕОЙЙ, ДПЧЕТЙЙ Й РПДЮЙОЕОЙЙ ЙИ ФТЕВПЧБОЙСН. б ПРТЕДЕМСЕФУС ПО ЙИ РПЪЙГЙЕК РП ПФОПЫЕОЙА Л ДЕФСН, ДТХЗЙН МАДСН. ч УЧПЕ ЧТЕНС б. у. нБЛБТЕОЛП ЧЧЕМ РПОСФЙЕ МПЦОПЗП БЧФПТЙФЕФБ, ОБРТЙНЕТ: "БЧФПТЙФЕФ РПДБЧМЕОЙС", РПУФТПЕООЩК ОБ ХЗТПЪБИ, ОБЛБЪБОЙСИ, УФТБИЕ, ЛПФПТЩК РТЙЧПДЙФ Л ФПНХ, ЮФП ДЕФЙ ТБУФХФ ЪБВЙФЩНЙ, ВЕЪЧПМШОЩНЙ ЙМЙ БЗТЕУУЙЧОЩНЙ;"БЧФПТЙФЕФ МАВЧЙ", ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ ВЕЪ НЕТЩ ЪБМБУЛЙЧБАФ УЧПЙИ ДЕФЕК; "БЧФПТЙФЕФ РПДЛХРБ", ЛПЗДБ ТПДЙФЕМЙ РПЛХРБАФ ИПТПЫЕЕ РПЧЕДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ, ХУРЕИЙ ЕЗП Ч ХЮЕВЕ Й ДТ.

рПДМЙООЩК БЧФПТЙФЕФ ТПДЙФЕМЕК РПУФТПЕО ОБ ХЧБЦЕОЙЙ ТЕВЕОЛБ Й ЧЩУПЛЙИ ФТЕВПЧБОЙСИ Л ОЕНХ Й РТПСЧМСЕФУС Ч УФТЕНМЕОЙЙ ТЕВЕОЛБ РПДЕМЙФШУС УЧПЙНЙ ФТХДОПУФСНЙ Й РТПВМЕНБНЙ, ТБДПУФСНЙ Й ЪБВПФБНЙ, ПВТБФЙФШУС ЪБ УПЧЕФПН Л ТПДЙФЕМСН.

рТПГЕУУ ТБЪТЕЫЕОЙС РТПВМЕН ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК Ч УЕНШЕ ЙНЕЕФ ЙУФПТЙЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ, РПУЛПМШЛХ, ТБЪЧЙЧБСУШ ПВЭЕУФЧП УФБОПЧЙФУС ЧУЕ ВПМЕЕ ДЕНПЛТБФЙЮОЩН, ЮФП УЛБЪЩЧБЕФУС ОБ НЕФПДБИ ДЕФУЛП-ТПДЙФЕМШУЛЙИ ПФОПЫЕОЙК.

оБНЙ ВЩМП РТПЧЕДЕОП БОЛЕФЙТПЧБОЙЕ, ПУОПЧОПК ГЕМША ЛПФПТПЗП СЧЙМПУШ ЧЩСЧМЕОЙЕ РТПВМЕН ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС УПЧТЕНЕООПК НПМПДЕЦЙ Й ТПДЙФЕМЕК. чУЕЗП ВЩМП ПРТПЫЕОП 140 ЮЕМПЧЕЛ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ТЕУРПОДЕОФПЧ Ч ЙУУМЕДПЧБОЙЙ РТЙЧМЕЛБМЙУШ НПМПДЩЕ МАДЙ ПФ 15 ДП 23 МЕФ. йЪ ОЙИ: 39% УПУФБЧЙМЙ АОПЫЙ Й 61% - ДЕЧХЫЛЙ. вЩМЙ РПМХЮЕОЩ УМЕДХАЭЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ: 40,5% ПФЧЕФЙЧЫЙИ ПЮЕОШ ТЕДЛП УПЧЕФХАФУС УП УЧПЙНЙ ТПДЙФЕМСНЙ РТЙ РТЙОСФЙЙ ЛБЛЙИ-МЙВП ТЕЫЕОЙК. пДОБЛП, ФБЛПК ЦЕ РТПГЕОФ ХЮБУФОЙЛПЧ ПРТПУБ ОХЦДБАФУС Ч УПЧЕФЕ УФБТЫЙИ, ДБЦЕ ЕУМЙ ПОЙ ХЧЕТЕОЩ Ч РТБЧЙМШОПУФЙ УЧПЕЗП ТЕЫЕОЙС - ЬФП ОЕПВИПДЙНП ЙН ДМС РПМОПК ХЧЕТЕООПУФЙ. 61% ПРТПЫЕООЩИ РТЙ УРПТЕ У ТПДЙФЕМСНЙ ЧУЕЗДБ ПУФБАФУС РТЙ УЧПЕН НОЕОЙЙ. 29% НПМПДЩИ ЗП-ФПЧЩ ПФУФБЙЧБФШ УЧПА РПЪЙГЙА, ЕУМЙ ДБЦЕ ПОБ ЗТПЪЙФ ЧЩМЙФШУС Ч УЛБОДБМ. й МЙЫШ 14 ЮЕМПЧЕЛ - 10% Ч ФБЛЙИ УМХЮБСИ, ЙЪВЕЗБС ЛПОЖМЙЛФБ, ПФУФХРБАФ.

тБДХЕФ ФП, ЮФП УЕЗПДОСЫОЙН УЕНШСН РТЙУХЭЕ ЮХЧУФЧП АНПТБ. у ЬФЙН УПЗМБЫБАФУС 59% ТЕУРПОДЕОФПЧ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ РПУНЕСФШУС ЧНЕУФЕ У ТПДЙФЕМСНЙ ОБД УЙФХБГЙЕК, ЗДЕ ЛФП-МЙВП ЙЪ ОЙИ ЧЩЗМСДЕМ ОЕМЕРП. б ЧПФ 40% АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ ФБЛПК АНПТ ЧПУРТЙОЙНБАФ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УЙФХБГЙЙ. й МЙЫШ 2 ЙЪ ПРТПЫЕООЩИ УЮЙФБАФ ЬФП ЗМХРЩН.

оБ ЧПРТПУ: "НПЦЕФЕ МЙ ЧЩ ПФЛТПЧЕООП У ТПДЙФЕМСНЙ ЗПЧПТЙФШ П УЕЛУХБМШОЩИ РПФТЕВОПУФСИ ЮЕМПЧЕЛБ?" 37% ПРТПЫЕООЩИ ПФЧЕФЙМЙ, ЮФП ФПМШЛП У ВМЙЪЛЙНЙ ДТХЪШСНЙ НПЦОП ПВУХЦДБФШ ФБЛЙЕ ЙОФЙНОЩЕ ЧПРТПУЩ. 18% ХЮБУФОЙЛПЧ БОЛЕФЙТПЧБОЙС РТЕДРПЮЙФБАФ РТПЮЙФБФШ УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООХА МЙФЕТБФХТХ. х 31% ТЕУРПОДЕОФПЧ Ч УЕНЕКОЩИ ВЕУЕДБИ ЬФБ ФЕНБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЪБФТБЗЙЧБЕФУС. оП 14% НПМПДЩИ РТЕДРПЮЙФБАФ ЧУЕ-ФБЛЙ ХЪОБФШ ВПМШЫЕ ПФ ТПДЙФЕМЕК.

рТЕДМБЗБМПУШ ТБУУНПФТЕФШ Й ФБЛХА УЙФХБГЙА:"х ЧБУ РПСЧЙМУС РБТФОЕТ (ЫБ), ЛПФПТЩК, ЛБЛ ЧБН ЛБЦЕФУС ДПУФПЙО ЧБУ, Б ТПДЙФЕМЙ ФБЛ ОЕ УЮЙФБАФ, ЧЩ РПУМХЫБЕФЕУШ ТПДЙФЕМЕК ЙМЙ ВХДЕФ ЛПОЖМЙЛФ?". 76% ПРТПЫЕООЩИ ЗПЧПТЙМЙ П ФПН, ЮФП РПРЩФБАФУС РЕТЕХВЕДЙФШ ТПДЙФЕМЕК Й ДПЛБЪБФШ ПВТБФОПЕ. б 24% ПФЧЕФЙМЙ: "С РЕТЕУНПФТА Й РТПБОБМЙЪЙТХА ЛБЮЕУФЧБ УЧПЕЗП РБТФОЕТБ".

х 41% ХЮБУФОЙЛПЧ БОЛЕФЙТПЧБОЙС ОЕФ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. 25% УЛТЩЧБАФ ЙИ ПФ ТПДЙФЕМЕК. 26% ТЕУРПОДЕОФПЧ ПФНЕФЙМЙ, ЮФП Ч УЕНШЕ ЪОБАФ ПВ ЙИ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЛБИ, ОП, ЕУФЕУФЧЕООП, ОЕ РППЭТСАФ.

ъБФТПОХФ ВЩМ ЧПРТПУ Й П РТЙЮЙОЕ УРПТПЧ, РТПЙУИПДСЭЙИ НЕЦДХ ТЕВЕОЛПН Й ТПДЙФЕМЕН:
- ОЕФ ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙС - 77%;
- УМЙЫЛПН НОПЗП ИПФСФ ЪОБФШ - 23%.

61% АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ, ЮХЧУФЧХС ЪБ УПВПК ЧЙОХ, ЙЪЧЙОСФУС РЕТЕД ТПДЙФЕМСНЙ, ЕУМЙ УЗПТСЮБ ОБЗПЧПТЙМЙ ОЕРТПУФЙФЕМШОПЗП. 18% ОЕ ЪОБАФ ЛБЛ РПУФХРСФ Ч ФБЛПК УЙФХБГЙЙ. 14% УЮЙФБАФ, ЮФП УБНП УПВПК ЧУЕ РТПКДЕФ, ЧЕДШ ТПДЙФЕМЙ УФБТЫЕ - ПОЙ РПКНХФ. й 7%, ЙЪ ЮЙУМБ ПРТПЫЕООЩИ, ОЙ ЪБ ЮФП ОЕ ЙЪЧЙОСФУС, УЮЙФБС ЧЙОПЧБФЩНЙ Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ УФБТЫЙИ.

бОБМЙЪ РТПЧЕДЕООПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС РПЛБЪБМ, ЮФП ОЕЧЕТОП ПТЗБОЙЪПЧБООЩЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС ДЕФЕК Й ТПДЙФЕМЕК ЮБУФП ЧЩУФХРБАФ РТЙЮЙОПК ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС ТБЪОППВТБЪОЩИ "РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ВБТШЕТПЧ", ЛПФПТЩЕ НЕЫБАФ ОПТНБМШОПНХ ЧПУРЙФБФЕМШОПНХ РТПГЕУУХ Ч УЕНШЕ. бОБМЙЪ РУЙИПМПЗП-РЕДБЗПЗЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЩ РПНПЗ ЧЩСЧЙФШ ОБЙВПМЕЕ ФЙРЙЮОЩЕ ЙЪ ОЙИ:

вБТШЕТ "ЪБОСФПУФЙ" ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ФЕН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ РПУФПСООП ЪБОСФЩ: ТБВПФПК, ДПНБЫОЙНЙ ДЕМБНЙ, РТПЧЕДЕОЙЕН ДПУХЗБ, ДТХЗ ДТХЗПН Й ЙН ОЕЛПЗДБ ПВТБФЙФШ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УПВУФЧЕООЩИ ДЕФЕК, ЛПФПТЩЕ РТПУФП ЙН "НЕЫБАФ". ьФП ЧЩЪЩЧБЕФ ПФЮХЦДЕОЙЕ ТЕВЕОЛБ, ОЕЛПФПТХА БЧФПОПНЙЪБГЙА ЕЗП МЙЮОПК ЦЙЪОЙ ПФ ЦЙЪОЙ УЕНШЙ, ЧЕДЕФ Л ПФУФТБОЕОЙА ДЕФЕК ПФ ТПДЙФЕМЕК. ьФПФ ВБТШЕТ НПЦЕФ ЧПЪОЙЛОХФШ Ч ТБЪОЩЕ ЧПЪТБУФОЩЕ РЕТЙПДЩ, ОП ОБ МАВПН ЬФБРЕ ТБЪЧЙФЙС МЙЮОПУФЙ ТЕВЕОЛБ ПО ПФТЙГБФЕМШОП УЛБЪЩЧБЕФУС ОБ УЙУФЕНЕ УЕНЕКОЩИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК Й ДБЕФ ПРБУОЩЕ ЙУИПДЩ. фБЛ, Ч ЧПЪТБУФЕ ЫЕУФЙ МЕФ, ТЕВЕОПЛ, ЛПФПТЩН ОЕ ЪБОЙНБАФУС ТПДЙФЕМЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ОЕЛПФПТЩНЙ ЪБДЕТЦЛБНЙ ЬНПГЙПОБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС. чПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ РПДПВОПЗП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ВБТШЕТБ Ч РПДТПУФЛПЧПН ЧПЪТБУФЕ ЮТЕЧБФП ФЕН, ЮФП ПФ ТПДЙФЕМЕК ХУЛПМШЪБАФ ЧБЦОЕКЫЙЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч ИБТБЛФЕТЕ ТЕВЕОЛБ, Ч УЙУФЕНЕ ЕЗП ПФОПЫЕОЙК У ДТХЪШСНЙ Й Ф.Р. ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ДБООЩК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ВБТШЕТ ЧЕДЕФ Л ФПНХ, ЮФП ДЕФЙ Й ТПДЙФЕМЙ ЦЙЧХФ ТБЪОПК ЦЙЪОША, Ч ТЕЪХМШФБФЕ УЕНШС ЛБЛ ЧПУРЙФБФЕМШОБС УЙУФЕНБ "ОЕ ТБВПФБЕФ", ДБЦЕ ЕУМЙ ТПДЙФЕМЙ Ч ГЕМПН РП ЖПТНБМШОПН НЕТЛБН РПМПЦЙФЕМШОЩЕ МАДЙ.

вБТШЕТ "ЧЪТПУМПУФЙ". ч ДБООПН УМХЮБЕ РПОСФШ УПВУФЧЕООЩИ ДЕФЕК ТПДЙФЕМСН НЕЫБЕФ ЙИ УПВУФЧЕООЩК ЧПЪТБУФ, ФБЛ ОБЪЩЧБЕНБС "ЧЩУПФБ ЧЪТПУМПУФЙ". пОЙ ОЕ Ч УПУФПСОЙЙ ЧПКФЙ ЧП ЧОХФТЕООАА РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА УЙФХБГЙА ТЕВЕОЛБ, ОЕ ЮХЧУФЧХАФ ЕЗП РЕТЕЦЙЧБОЙК, ОЕ РПОЙНБАФ ЕЗП ЙОФЕТЕУПЧ, ЙЗТ, РПФТЕВОПУФЕК. чЕДШ ФП, ЮФП ЧЪТПУМПНХ ЮЕМПЧЕЛХ ЛБЦЕФУС РХУФСЛПН - ДМС ТЕВЕОЛБ ЙОПЗДБ УПУФБЧМСЕФ УНЩУМ ЦЙЪОЙ, ФП, ЮФП ЧБЦОП Й ЦЙЪОЕООП ОЕПВИПДЙНП ДЕФСН, РПТПК, ОБНЙ ЧПУРТЙОЙНБЕФУС ЛБЛ НЕМПЮЙ. чЕТОП ЗПЧПТЙМ ПВ ЬФПН ЧЩДБАЭЙКУС РЕДБЗПЗ с. лПТЮБЛ, РПДЮЕТЛЙЧБС, ЮФП ЧЪТПУМЩН ОЕПВИПДЙНП РПДОЙНБФШУС ДП ЧЩУПФЩ ДЕФУЛЙИ ЮХЧУФЧ, ФСОХФШУС, УФБОПЧЙФШУС ОБ ГЩРПЮЛЙ. пРБУОПУФШ ДБООПЗП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ВБТШЕТБ ЪБЛМАЮБЕФУС, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, Ч ФПН, ЮФП ПО УЙУФЕНБФЙЮЕУЛЙ НЕЫБЕФ ТПДЙФЕМСН РПОСФШ ЧОХФТЕООЙК НЙТ ТЕВЕОЛБ, ЛБЛ ВЩ РПЗТХЪЙФШУС Ч ОЕЗП, Б ЪОБЮЙФ Й ПТЗБОЙЪПЧБФШ РМПДПФЧПТОЩК ЧПУРЙФБФЕМШОЩК РТПГЕУУ Ч УЕНШЕ.

вБТШЕТ "УФБТПЗП УФЕТЕПФЙРБ". уХЭОПУФШ ЕЗП ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ ЛБЛ ВЩ ОЕ ЧЙДСФ Й ОЕ ПЭХЭБАФ ЧПЪТБУФОПК ДЙОБНЙЛЙ ТБЪЧЙФЙС МЙЮОПУФЙ УПВУФЧЕООПЗП ТЕВЕОЛБ. оБРТЙНЕТ, ТПДЙФЕМЙ РТЙЧЩЛМЙ ЧЙДЕФШ УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ НБМЕОШЛЙН, ОЕУНЩЫМЕОЩЫЕН, ОЕРТЙУРПУПВМЕООЩН Й РП-РТЕЦОЕНХ ЧПУРТЙОЙНБАФ ЕЗП ЛБЛ НБМЩЫБ, ЛПФПТЩН РПУФПСООП ОХЦОП ТХЛПЧПДЙФШ, РПДУЛБЪЩЧБФШ, ДБЧБФШ ПГЕОЛЙ, Б ТЕВЕОПЛ ХЦЕ ЧЩТПУ Й ФТЕВХЕФ УПЧЕТЫЕООП ДТХЗПЗП ХТПЧОС ПФОПЫЕОЙК, ОП ТПДЙФЕМЙ ЬФПЗП ОЕ РПОЙНБАФ, ПВЯСФЩЕ ТПДЙФЕМШУЛЙН ПРФЙЮЕУЛЙН ПВНБОПН: ТБЪ ТЕВЕОПЛ, ЪОБЮЙФ ЧУЕ ТБЧОП НБМЕОШЛЙК. оБ ПУОПЧЕ РТПФЙЧПТЕЮЙС НЕЦДХ РТЙЧЩЮОЩН ИБТБЛФЕТПН ЧПУРТЙСФЙС УПВУФЧЕООПЗП ТЕВЕОЛБ Й ПВЯЕЛФЙЧОП ЙЪНЕОЙЧЫЙНУС ЕЗП ЧОХФТЕООЙН НЙТПН Й ЧПЪОЙЛБЕФ ДБООЩК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ВБТШЕТ, ЛПФПТЩК ОЕТЕДЛП ЧЩЪЩЧБЕФ ОЕРПОЙНБОЙЕ, ТБЪДТБЦЙФЕМШОПУФШ, ЛПОЖМЙЛФЩ, ОЕЧЕТОЩЕ НЕФПДЩ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС (ТПДЙФЕМЙ УФТЕНСФУС ЧПЪДЕКУФЧПЧБФШ, Б ОБДП ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ). рПЪЙГЙС ПФОПЫЕОЙК "РП ЧЕТФЙЛБМЙ" ДПМЦОБ УНЕОЙФШУС РПЪЙГЙЕК "РП ЗПТЙЪПОФБМЙ". иБТБЛФЕТ ДБООПЗП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ВБТШЕТБ НПЦЕФ ВЩФШ ТБЪОППВТБЪОЩН: ЧНЕЫБФЕМШУФЧП Ч ЧЩВПТ ДТХЪЕК УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ, Ч ЧЩВПТ ТЕВЕОЛПН ВХДХЭЕК РТПЖЕУУЙЙ Й Ф. Д.

вБТШЕТ "ЧПУРЙФБФЕМШОЩИ ФТБДЙГЙК". еЗП РУЙИПМПЗЙС УМПЦОБ, ФБЛ ЛБЛ ПТЗБОЙЮОП ЧРЙФЩЧБЕФ Ч УЕВС ЛБЛ РПЪЙФЙЧОЩЕ, ФБЛ Й ОЕЗБФЙЧОЩЕ БУРЕЛФЩ. пФТЙГБФЕМШОЩЕ ЧПУРЙФБФЕМШОЩЕ РПУМЕДУФЧЙС ДБООПЗП ВБТШЕТБ ЪБЛМАЮБАФУС Ч ФПН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ УФТЕНСФУС НЕИБОЙЮЕУЛЙ ЧОЕДТСФШ Й ЧПУРТПЙЪЧПДЙФШ Ч УПВУФЧЕООПК УЕНШЕ ЖПТНЩ, НЕФПДЩ Й УТЕДУФЧБ ЧПУРЙФБОЙС, УМПЦЙЧЫЙЕУС Ч ЙИ УЕНШСИ Ч РЕТЙПД ЙИ ДЕФУФЧБ, ДХВМЙТПЧБФШ РЕДБЗПЗЙЛХ УПВУФЧЕООЩИ ТПДЙФЕМЕК Й ОЕ ХЮЙФЩЧБАФ ЙЪНЕОЙЧЫХАУС УЙФХБГЙА ЧПУРЙФБОЙС, ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС ДЕФЕК, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЮЕЗП ЧПЪОЙЛБЕФ ОЕЛПФПТПЕ ОЕУППФЧЕФУФЧЙЕ НЕЦДХ УТЕДУФЧБНЙ РЕДБЗПЗЙЮЕУЛПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС Ч УЕНШЕ Й ЙЪНЕОЙЧЫЕКУС МЙЮОПУФША ТЕВЕОЛБ.

вБТШЕТ "ДЙДБЛФЙЪНБ". пО ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ФЕН, ЮФП ТПДЙФЕМЙ РПУФПСООП РП ЛБЦДПНХ РПЧПДХ РПХЮБАФ УПВУФЧЕООЩИ ДЕФЕК. лБЦДЩК ЫБЗ ТЕВЕОЛБ ЖЙЛУЙТХЕФУС, ПГЕОЙЧБЕФУС, РП РПЧПДХ ЛБЦДПЗП ДЧЙЦЕОЙС ДБАФУС ТЕЛПНЕОДБГЙЙ. ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ РТПСЧМЕОЙС ДЙДБЛФЙЪНБ НЕОСАФ ЖПТНХ, ОП, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ, ЙНЕАФ НЕУФП Ч УЙУФЕНЕ ПФОПЫЕОЙК У ДЕФШНЙ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЬФПЗП ЙЪ УЕНЕКОПЗП ЧПУРЙФБОЙС ЙУЮЕЪБЕФ МЙЮОПУФОЩК БУРЕЛФ, ЮФП ЖПТНЙТХЕФ Х ТЕВЕОЛБ ЧОХФТЕООАА РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА ХУФБОПЧЛХ ОБ РПУФПСООПЕ ПЦЙДБОЙЕ РПХЮЕОЙК, Й ЖПТНЙТХАФ ЬНПГЙПОБМШОЩК ДЙУЛПНЖПТФ.

нЙТПЧБС РТБЛФЙЛБ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК РПНПЭЙ ДЕФСН Й ЙИ ТПДЙФЕМСН РПЛБЪБМБ, ЮФП ДБЦЕ ПЮЕОШ ФТХДОЩЕ РТПВМЕНЩ ЧПУРЙФБОЙС ЧРПМОЕ ТБЪТЕЫЙНЩ, ЕУМЙ ХДБЕФУС ХУФБОПЧЙФШ ВМБЗПРТЙСФОЩК УФЙМШ ПВЭЕОЙС Ч УЕНШЕ. пФОПЫЕОЙС ДЕФЕК Й ТПДЙФЕМЕК Ч ФЕЮЕОЙЕ РПУМЕДОЙИ ДЕУСФЙМЕФЙК НЕОСАФУС, УФБОПЧСУШ ЧУЕ ВПМЕЕ ПРТЕДЕМСЕНЩНЙ ЗМХВЙОПК ЙИ РТЙЧСЪБООПУФЙ ДТХЗ Л ДТХЗХ. дМС ВПМШЫЕЗП ЮЙУМБ МАДЕК ЙНЕООП ДЕФЙ УФБОПЧСФУС ПДОПК ЙЪ ЗМБЧОЩИ ГЕООПУФЕК ЦЙЪОЙ. пДОБЛП РТПВМЕНБ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК УПЧТЕНЕООПК НПМПДЕЦЙ Й ТПДЙФЕМЕК ПУФБЕФУС ПФЛТЩФПК.

Курсовая работа

по дисциплине

Теория обучения и воспитания

по теме

Отношения родителей и подростков

СТУДЕНТКИ КУЛЕШОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

ГРУППЫ ОБХП-1701МОунк

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ЗАОЧНАЯ

Введение

Глава 1. Проблемы взаимоотношений родителей и подростков

1.1 Особенности взаимоотношений в семье

1.2 Особенности общения взрослых и подростков

1.3 Психологические факторы конфликтов родителей и детей

Глава 2. Проблемы понимания подростков взрослыми

2.1 Взрослеющие дети в глазах родителей

2.2 Взрослые в сознании детей подросткового возраста

Заключение

Библиография

Введение

Одна из основных проблем, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями, ведь подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этотпериодвсе скрытые противоречия выходят наружу.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.Данная курсовая работа посвящена изучению специфики и особенностей отношений подростков с взрослыми. Актуальность данной работы определяется необходимостью глубокого понимания особенностей отношений значимости подростка с его ближайшим окружением.
Цель исследования: изучение взаимоотношений родителей и подростков
Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ особенностей взаимоотношений подростков и взрослых.
Изучить психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

Проблемы взаимоотношений родителей и подростков

Особенности взаимоотношений в семье


Одна из основных проблем, возникающая у подростков, это проблема взаимоотношений с родителями, ведь подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, который теперь под угрозой разрушения. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейсянаказаниями и поощрениями, и примером для подражания,вопрошающимв себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую, конфликтную ситуацию.
Исследователями был проведён социологический анализ основных причин конфликтов подростков в семье. На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:
"Непонимание, разные взгляды на жизнь". Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение": 1) социокультурное (как отражение конфликта поколений, "отцов и детей"); 2) социально-психологическое (как отражение половозрастных особенностей людей); 3) социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей). Можно привести пример жизненного наблюдения Марка Твена: "Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я еле его переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за прошедшие 7 лет поумнел".

В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего "Я". Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подросткизначительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым.

Взрослые часто бывают, не готовы к интимно-личностному, равноправному общению с подростками. Дети для них остаются в статусе детей, и перевести их в статус взрослых родители не спешат.Взаимоотношения в рамках детских ролей перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей.

Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое "Я" под маской роли.

Эта ситуация часто приводит к следующему:

1.Подросток "перегибает палку" в стремлении к индивидуально-личностным проявлениям, формально-ролевое поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность.
2.Стремясь к открытым отношениям, подросток еще не умеет соблюдать меру, пропорции, уместность личностного и ролевогоповедения. Он еще не осознал выгод ролевого поведения, за маской которого можно спрятаться от "психологических уколов" окружающих, и, в свою очередь не задеть самолюбие окружающих, если они будут истолковывать нежелательные по отношению к ним поступки не как проявления личного отношения, а как требования роли. Этим, думается, во многом и обусловлена повышенная ранимость подростков, чувствительность к оценкам их поведения и внешности. Взрослые, укрытые "броней" ролевых одежд, часто даже не замечают, как психологически ранят подростков своими неосторожными замечаниями, упреками, требованиями.

3.Переход к взрослости предполагает в той или иной мере отдаление подростков от родителей. Это обусловлено тем, что роль взрослого имеет своими атрибутами самостоятельность и независимость, отсюда возникает стремление к эмансипации от родителей.
Особенностью возраста является то, что подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.

"Несправедливость родительских требований". Если общение, на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. И чем больше родители "нажимают" на формально-ролевые обстоятельства жизни детей (поведение, успеваемость), тем "казеннее" и суше становятся их взаимоотношения. Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения. В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые. А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".Сетования подростков по поводу "различных взглядов на жизнь" с родителями являются традиционными, но чаще всего эти различия касаются вопросов вкуса (музыка, одежда, увлечения и др.), привычек и других "мелочей". Базовые жизненные ценности и образцы поведения, как правило, дети перенимают у своих родителей.
Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослыхчленов семьи.

По исследованиям западных ученых подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности.

"Моя успеваемость". Эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося.
Часто родители хотят в детях реализовать то, что у них в свое время не получилось, компенсировать жизненные неудачи: "Вот мне не удалось получить высшее образование, так пусть хоть мой сын (дочь)...".

Отсюда более ревностное и придирчивое отношение к успеваемости своего ребенка.Очень многие родители видят свои главные функции по отношению к детям в прямом контроле над их учебной деятельностью и поведением, который чаще всего сводится к контролю за оценками, а не за знаниями и умственным развитием детей.

"Мой плохой характер". Нужно, конечно, учитывать, что и родителям трудно со своими чадами, особенно, когда они вроде бы уже не дети, но и еще пока не взрослые. Юноши и девушки на пороге взрослости активно ищут себя. Они, то требуют к себе отношения, как к автономной личности, имеющей право, свободно выбирать друзей и время возвращения вечером домой, то "впадают в детство", не желая брать на себя ответственность, например, за ведение домашнего хозяйства, то шокируют родителей псевдо взрослым поведением - курением, употреблением алкоголя.

Вечное столкновение двух стремлений: с одной стороны, стремление растущих, становящихся личностей к автономии, свободе; с другой, - стремление зрелых людей оградить от ошибок, опасностей и соблазнов этого мира неокрепшие души своих любимых детей.
А "ловушек" на пути взросления достаточно много. Прежде всего, желание поскорее получить статус взрослого приводит к тому, что молодые люди начинают копировать внешние, не всегда самые лучшие, атрибуты ролевого поведения взрослых людей. Они начинают курить, употреблять алкоголь, не понимая, что это лишь фетиш. У многих представления о социальной зрелости укладываются в такую схему: ослабление опеки и контроля, самостоятельность, когда сняты все ограничения возраста. Юноши и девушки не понимают еще, что свобода в поведении, как атрибут взрослости дополняется ответственностью и внутренними ограничениями своего поведения, налагаемыми на себя зрелыми людьми.Если родители излишне регламентируют поведение, деятельность, общение подростка, то они часто сталкиваются с характерной реакцией подросткового возраста - реакцией эмансипации. Она неизбежна там, где присутствует мелочная опека, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение кинтересам подростка. Излишняя зажатость подростка может привести не только к игнорированию указаний родителей, она может распространиться на общепринятые стандарты поведения на духовные ценности.
"Мало помогаю по хозяйству". По данным опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто. Это, конечно, претензии со стороны тех родителей, которые хотят воспитать своих детей трудолюбивыми и хозяйственными, да и самим разгрузиться от домашних дел. Но, по-видимому, имеют в этом стремлении не очень хороший результат.

Выросшие дети, привыкшие к опеке пап и мам, не спешат взвалить на свои хрупкие "детско-взрослые" плечи груз хозяйственных забот.Следует сказать, что на данном возрастном этапе и дети, и их родители часто проявляют непоследовательность. Подросшие дети требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную.
"Мой внешний вид (прическа, одежда)". Сбрасывать со счетов "вкусовые", "гардеробные", "модные" и др. разногласия подростков с родителями не стоит. Переживания по таким "несерьезным" причинам бывают очень тяжелыми, а семейные ссоры "по мелочам" приводят к невыносимости отношений, к отчуждению любящих людей,неуважению друг к другу на долгие годы.
Следует отметить, что родители, как правило, не понимают того, что забота о внешности - это непроявленное поверхностности и несерьезности их детей. Это проявление потребности в поиске и выражении собственной идентичности и в принадлежности к определенной социальной группе. Одежда и внешность - это способ самовыражения, и подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. С помощью одежды человек может сообщить окружающим о том, какую роль он хочет играть в жизни.
"Из-за моей компании" - отмечали в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.Но даже если отношения юношей с родителями складываются благоприятно, им всеравно необходимо интенсивное общение со сверстниками. Можно утверждать, что юность является возрастом взаимоотношений и связанного с ними общения.

В отношениях со сверстниками реализуются возможности взаимодействовать с другими на равных, оттачивать свои коммуникативные навыки и умения; постигать науку взаимовлияния и самоопределения в коллективе. Почему же возникаютконфликтымеждуродителямиидетьми?

Кроме общихпричин, порождающихконфликты, которые рассмотрены выше,выделяют психологические факторы конфликтовво взаимодействииродителейидетей.

1.2 Особенности общения взрослого и подростка

В отрочестве отношения с родителями, учителями и другими взрослыми складываются под влиянием возникающего чувства взрослости. Многие психологи считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности.

Эта взрослость для подростка первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая "переоценка ценностей" и, прежде всего перестройка отношений с родителями.

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внимание противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя.

Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее "доброго" взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого.

Простое навязывание требований, как правило, отвергается.В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними.

Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.

Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к "уходам" из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.

Характерными для подросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.

Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие. Немов Р.С. привел следующий пример:

Руслан (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения матери к сыну приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет.

Из данного примера можно сделать вывод, что тяготы авторитарного стиля - это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношений подростка к другим людям, где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или расхлябано, дурашлив неуважителен. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой.

В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на этоужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сенситивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.

В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, который характеризует отношение к ребенку. Например, американская ментальность выделяет образ "мамочки", который Э. Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.

Немецкая ментальность выделяет образ "немецкого отца", который выступает в роли главы и тирана, преданного государству человека. Отчужденность и строгость "немецкого отца" традиционно возрождаются из истории культуры.

1.3 Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

В литературе выделяют следующие факторы, провоцирующие конфликты:
1. Тип внутрисемейных отношений.
Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания.
Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
опека и запреты во многих сферах жизни детей;
повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);
подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностный фактор.
Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.
Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

1. Оптимальный тип отношений родителей и детей:
- потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями.
2. Опека родителей:

Скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними.
3. Безразличие родителей:

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

4. Взаимное отчуждение :

Родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними.

(акцент я делаю все же на родителях, так как именно они должны как взрослые личности контролировать ситуацию)

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
конфликт сверх заботы (излишняя опека и большие ожидания);
конфликт неуважения прав на самостоятельность (деспотичность и контроль)

Типологию поведения ребёнка в подростковом возрасте можно прогнозировать заранее в зависимости от стиля воспитания, который применят родители. Есть свои закономерности, которые просматриваются при анализе стилей воспитания в семье, и проявляются в личностных особенностях уже взрослого человека.
Рассмотрим подробнее стили воспитания, встречающиеся в психологической литературе.

Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка.

Но ребенок принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Отношения подростка с родителями Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Французские психологи спрашивали детей от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" (не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов "роста".

Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ". С 11 до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" - значит становиться взрослым.

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным.

При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Как же появляется эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и учителями?

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

Правда, меняется характер этой зависимости.Так, если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному "парному" взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь.

Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание.

Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ "Я".

Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание. За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать остается за родителями.

Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность.

Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым "Я". Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и "отменить" эффект прошлого опыта невозможно. Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представлениями.

В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких "ипостасях": как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью), поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители, или на какие-то другие.

Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, та и для девочек.

Он затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д.

В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты. Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не заботятся об этом.

Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т Фроловой московских девяти- и десятиклассников надеялись, что их желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что осуществить это желание - дело родителей ("купят родители"). Поведение и запросы этих старшеклассников практически автономны, поскольку желания приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10 процентах случаев. Тем не менее, дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимодополнительными.

"Значимость" для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту