Дворянская семья в светском обществе. По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях Русская семья в 19

Как цари новой династии пытались сделать из средневекового города европейскую столицу

В XVII веке в Москве появились нарядные храмы русского узорочья, первый водопровод и каменный мост. А ещё XVII век стал бунташным столетием, когда мелкие и крупные восстания в городе сменялись разрушительными пожарами. Посмотрим, как выглядела Москва Романовых в это непростое для них время.

Каменщики за работой.
Книжная миниатюра XVI века

Где Москва начиналась и заканчивалась

К тому времени, как начал царствовать Михаил Фёдорович Романов, Москва уже стала крупным мегаполисом. Путешественники сравнивают столицу с Парижем, Лондоном и Константинополем. Москва кажется им больше, чем она есть, из-за внушительных расстояний и хаотично построенных зданий. Единого плана застройки нет, и большую часть городского пространства занимают сады, огороды и пустыри. Москва внешне напоминает деревню.

«…при большинстве домов находятся обширные пустыри и дворы, к очень многим домам примыкают ещё и огороды, плодовитые сады, да, кроме того, разделяют их друг от друга довольно обширные луга, вперемежку с ними бесчисленные, можно сказать, церкви и часовни; следовательно, в ней нет такого множества народа, как полагали некоторые, обманувшись её обширностью с виду».

А. Мейерберг, австрийский посланник.

«Путешествие в Московию барона Августина Майерберга»

Население Москвы составлял в основном посадский люд - ремесленники и торговцы. Их дворы делили город на слободы, которых к XVII веку было около 140. У каждой слободы была своя специализация: в одной жили кузнецы, в другой - кожевенники, в третьей - гончары, в четвёртой - каменщики.

Как и другие средневековые города Европы того времени, Москва застраивалась по радиально-кольцевому принципу. В центре размещался Кремль - княжеский дворец с церквями, окружённый рвом и стеной. Торговые и ремесленные слободы теснились вокруг Кремля и связывались сеткой улиц. Улицы прерывали укрепления, которые окольцовывали город от центра к окраинам - чем дальше от Кремля, тем шире. Вдоль защитных стен устраивались круговые улочки.

Одна из московских слобод на гравюре XVII века

Каменщики за работой. Книжная миниатюра XVI века

«План Сигизмунда» - карта Москвы, составленная поляками в 1610 году

Москва состояла из четырёх колец: Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов. У такой планировки в Средние века были свои преимущества: если неприятель возьмёт Земляной город или пожар уничтожит все деревянные дома, их остановит следующая линия каменных стен. Но чем дальше мы уходим от Средних веков, тем меньше смысла строить город кольцом. Крепостные стены теряют значение, а поддерживать их дорого.

В XVII веке Кремль утрачивает оборонительное значение и превращается в парадную царскую резиденцию.

Как выглядела Москва: дома, палаты и церкви

Основа города в XVII веке - деревянная, и эта особенность сохранится за Москвой до XIX века. Но постепенно строится всё больше каменных церквей и палат. Они теснятся на территории Китай-города и Белого города - зажиточных торговых районов Москвы.

Типовой жилой дом в XVII веке - деревянный, с одним или двумя этажами. При строительстве домов в ремесленных слободах использовалась одинаковая технология. Плотники соединяли брёвна-венцы в сруб, перекрывали его крышей из тёса и прорубали небольшие световые оконца. Производство стекла в XVII веке ещё не наладили, поэтому оконные проёмы закрывали слюдой или промасленным холстом.

Готовый сруб с окнами и крышей назывался клетью. Клеть ставилась на землю или другой сруб - подклет. Подклет использовался для хранения продуктов и скарба. Жилое помещение - горница - располагалось наверху. Если дом становился тесен, к нему пристраивали новую клеть. По такому принципу строились не только жилые дома, но и деревянные княжеские дворцы.

Улицы Москвы XVII века на гравюре Адама Олеария

Из срубов-клетей состоял княжеский дворец в Коломенском - самое масштабное деревянное строение в Москве XVII века

Палаты бояр Романовых в Зарядье

Каменные палаты бояр и купцов можно пересчитать по пальцам. Благодаря прочному материалу некоторые сохранились до наших дней: палаты бояр Романовых и старого английского двора в Зарядье, палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и Симеона Ушакова - в Ипатьевском переулке.

От домов ремесленников палаты купцов, бояр и князей отличал не только строительный материал, но и размеры и обстановка. Палаты строились в два или три этажа. Первый ярус, почти без окон, всё так же использовался под склад. На втором этаже устраивалась трапезная, библиотека и жилые помещения мужской половины дома. Третий этаж отводился женщинам. Там располагалась комната с большими окнами для занятий рукоделием - светлица - и, конечно, спальни.

Церковь святой Троицы
в Никитниках - образцовый храм
в стиле узорочья

Церкви были первыми и самыми высокими каменными зданиями Москвы. Их количество поражало ещё при въезде в город. Блестевшие на солнце купола выстраивались вдоль линии горизонта и возвышались над остальными зданиями.

«В Кремле и в городе очень много церквей, часовен и монастырей; внутри и вне городских стен их насчитывается более 2 000, так как теперь каждый из вельмож, имеющий некоторое имущество, велит себе построить особую часовню; большинство из них из камня. Каменные церкви все внутри с круглыми сводами».

Адам Олеарий, немецкий путешественник.

«Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»

В середине века вместо массивных храмов с толстыми стенами зодчие начинают строить нарядные церкви в стиле узорочья. Фасады украшают разноцветные изразцы, традиционные кокошники и пока непривычные элементы западноевропейской архитектуры, которые каменщики подглядели на гравюрах. Архитекторы меньше следуют строгим церковным канонам и больше экспериментируют.

Узорочье стало первым шагом к обмирщению архитектуры. В 80-х годах XVII века облик церквей снова меняется, и на смену узорочью приходит новый стиль - нарышкинский. Его используют в строительстве при царском дворе и в домах близких к двору вельмож. Название стиля связано с тем, что заказчиками самых ярких его памятников были бояре Нарышкины.

Шествие на осляти. Гравюра из книги Адама Олеария

Церковь святой Троицы в Никитниках - образцовый храм в стиле узорочья

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Композиция здания становится симметричной, все ярусы стремятся к центральной оси. Мастерство каменщиков растёт - теперь они думают не только об украшении, но и о целостном впечатлении от здания.

Столичные здания в нарышкинском стиле сменит петровское барокко, но это будет только в начале следующего века.

Как Москва жила: городские бедствия, быт и развлечения

XVII век - время восстаний, пожаров и эпидемий. Слободы горели не меньше 10 раз за столетие, постоянно случались заражения грязной водой из протоков Москвы-реки, а инфраструктура была развита недостаточно, чтобы предотвратить бедствия. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович начинают обустраивать город по европейскому образцу.

Водопровод устроили в Водовзводной (Свибловой) башне, вода в которую поступала
из Москвы-реки

Инфраструктура

Первый водопровод в Кремле спроектировал англичанин Христофор Галовей в 1631–1633 годы. До этого момента Кремль снабжали водовозы и примитивный самотёчный водопровод. Теперь вода подаётся в нижний ярус Водовзводной башни самотёком, а водоподъёмная машина качает её в резервуар верхнего яруса башни. Оттуда вода поступает по трубам в сады и дворцы Кремля.

Водопровод устроили в Водовзводной (Свибловой) башне, вода в которую поступала из Москвы-реки

А. М. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». В 1680 году кирпичные стены Кремля выкрасили известью в белый цвет

Первый каменный мост в Москве строили 40 лет и торжественно открыли в 1680-е годы. Его называли Всехсвятским, позже - Большим Каменным. Его деревянные предшественники были временными: их разбирали вместе с зимними заморозками и весенними паводками, а потом снова собирали. «Живые» мосты удивляли приезжих.

«Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление, он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми верёвками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда убывает, опускается и мост».

Павел Алеппский, архидиакон Антиохийской православной церкви.

«Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века»

Временные мосты легко собрать и разобрать при нападении неприятеля. Но необходимость защищать Кремль с воды постепенно сходит на нет. Зато царская резиденция украшается всё пышнее - как и нарядная Спасская башня с часами, каменный мост стал главной достопримечательностью города.

Комментарий ПИК

Образование и городские развлечения

Жизнь москвичей не ограничивалась тяжёлым трудом и спасением от пожаров. Бойкая книжная торговля, высшее образование и городские гуляния тоже новшества XVII века.

Московский печатный двор восстановили после разорения поляками в 1620 году. Если раньше он обслуживал только государев двор, то в XVII веке появляются частные торговцы книгами и книжный ряд. Чтение к концу столетия становится доступным развлечением. В продаже у книготорговцев можно найти книги по военному делу, буквари и сборники поэзии.

При Печатном дворе открывается библиотека, в 1687 году - первое высшее учебное заведение. Славяно-греко-латинскую академию основали братья Лихуды, греческие православные монахи. Здесь жителей разных сословий на протяжении 12 лет обучали греческому языку, риторике, логике и грамматике.

Московский печатный двор на Никольской улице

Городское гуляние. Гравюра из книги Адама Олеария

Во время престольных праздников и официальных зрелищ москвичи XVII века прогуливались по новому каменному мосту, смотрели выступления скоморошьего и кукольного театров, покупали сласти на ярмарках и с любопытством наблюдали торжественные въезды иноземных послов.

Уже в следующем столетии Москву будет не узнать: на улицах появятся первые масляные фонари и городские усадьбы, а балы и салоны станут любимыми развлечениями горожан.

Перейти в XVIII век

Дворяне, купцы и мещане: как жили люди разных сословий в Москве XVIII века

Вид Красной площади в 1783 году

Москва уже полвека как не столица. Обширные дворянские усадьбы соседствуют с лачугами и чёрными избами. С одной стороны - праздность и светские приёмы, с другой - картофельная похлёбка и монотонный ежедневный труд.

Горожане высшего сословия. Могли нигде не работать, но редко пользовались этим. Мужчины служили в армии, государству или двору. В придворной жизни участвовали и женщины, но в Москве, в удалении от столицы, такой возможности у них не было.

Уровень жизни городских торговцев был разным. В отличие от ремесленников, которые торговали только предметами своего производства, купцы пользовались преимуществом и могли продавать самые разные товары: от щепетильных (нижнее бельё и парфюмерия) до колониальных (чай, кофе и специи).

Новый тип городских обывателей. Бывшие жители ремесленных слобод постепенно становятся наёмными рабочими. Вместо занятия мелким производством они отправляются на мануфактуры или в дома знати за зарплату.

Неизвестный художник.
Вид Москвы в XVIII веке

Дома

Застройка Москвы шла неравномерно. Широкие мощёные камнем улицы переходили в деревянные мостовые. Жалкие лачуги кучно стояли вокруг дворцов и домов знати. Некоторые районы напоминали пустыри, в других теснились бедные дома, третьи впечатляли столичным блеском.

«Неправильная», «необычайная», «контрастная» - так описывали Москву иностранцы, которым удалось побывать здесь во времена Елизаветы и Екатерины II.

«Я был удивлён странным видом Смоленска, но несравненно более меня поразила неизмеримость и разнообразие Москвы. Это нечто настолько неправильное, своеобразное, необычайное, здесь всё так полно контрастов, что мне никогда не случалось видеть ничего подобного».

Вильям Кокс, британский путешественник.

«Путешествия по Польше, России, Швейцарии и Дании»

Дворяне

Адольф Байо. Дом Пашкова на Ваганьковском холме

Адольф Байо. Дом Пашкова
на Ваганьковском холме

В Москве селились дворяне средней руки, поэтому особняки чаще строились в дереве. Они страдали от пожаров и вновь выстраивались по «красной линии» - она обозначала границы строительства на каждой улице. Дома самых богатых фамилий строили из камня знаменитые архитекторы. До наших дней сохранились именно эти здания. Самый впечатляющий пример дворянского жилья XVIII века - дом Пашкова, который, как предполагают, был построен по проекту архитектора Василия Баженова.

Купцы

Неизвестный художник. Вид
улицы Ильинки в Москве XVIII века

Типичный купеческий дом был двухэтажным. Первый этаж мог быть каменным, второй - деревянным. Европейская практика, когда купцы селились над собственными лавками, ещё не стала популярной, потому что торговые ряды выносились в отдельные районы города. Ближе к концу века, при Екатерине II, в Москве появляется новый тип жилья - доходные дома. На верхних этажах доходных домов находились жилые комнаты купцов и квартиры под аренду, внизу - лавки и магазины. Одним из первых доходных домов такого типа в Москве был дом Хрящева на Ильинке.

Мещане

Неизвестный художник. Вид улицы Ильинки в Москве XVIII века

Неизвестный художник. Вид улицы
Ильинки в Москве XVIII века

Как и жители ремесленных слобод в XVII веке , мещане селились в простых деревянных домах. Их быт менялся медленнее, чем у более богатых сословий. Дома дворян и купцов строились по последней моде, дома мещан - по привычке. Единственное изменение произошло во внутреннем устройстве дома: вместо общего для всей семьи помещения в домах теперь появляются отдельные комнаты.

Комментарий ПИК

Дворяне

Распорядок дня

Дворяне

П. Пикар. Московский Кремль в начале XVIII века

П. Пикар. Московский
Кремль в начале XVIII века

Офицеры приходили в казармы к 6, чиновники - к 7–8 утра. К полудню заканчивались смотры и парады, а присутствия прерывались на обед.

Светский человек просыпался ближе к полудню. После завтрака следовала прогулка по парку или поездка в сопровождении скорохода - слуги, пешком сопровождавшего экипаж. Затем - обед, театр и бал, который продолжался до утра.

«Дворянин, который желает быть светским человеком, должен иметь датскую собаку, скорохода, много прислуги (дурно одетой) и француза‑учителя».

Тесби де Белькур, капитан французской службы.

«Записки француза о Москве, 1774 г»

Купцы

Б. Кустодиев. Гостиный двор

Б. Кустодиев. Гостиный двор

Торговля в Москве начиналась рано, поэтому уже к 6 утра купец открывал свою лавку в Гостином дворе или на первом этаже жилого дома. На месте он пил чай, обильно обедал, общался с торговцами по соседству. Вечером посещал трактир или ярмарку, а уже в девятом часу погружался в сон.

Мещане

Деталь фабричной марки Большой Ярославской мануфактуры. Середина XVIII века

Деталь фабричной марки Большой
Ярославской мануфактуры. Середина XVIII века

Ремесленники работали на дому, в жилых помещениях или внутреннем дворе. Участие в работе принимали все домашние, даже дети. Из-за появления мануфактур и организованного производства некоторым ремесленникам стало невыгодно работать на себя, и они становились наёмными рабочими: ткали, строили суда, ковали металлические изделия и заготавливали стекло. Крупнейшей мануфактурой Москвы был Суконный двор. Рабочий день там начинался в половине пятого утра, а продолжался 13,5 часа в весенние и летние месяцы и 11,5 часа в остальное время года.

Еда

Для дворян принятие пищи было искусством, для купцов - способом скоротать время, для мещан - вопросом выживания.

Дворяне

Неизвестный художник. Обед в дворянской семье

Неизвестный художник.
Обед в дворянской семье

В богатых домах предпочитали европейскую кухню. Чай и кофе в XVIII веке перестали быть экзотикой, но стоили дорого. С начала века пришла мода на иностранных поваров - французов, реже англичан. Некоторые продукты выписывались из Европы, над чем иронизировал Гоголь в «Ревизоре», где Хлестакову к столу «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа».

Купцы

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай

Купеческий стол был проще. Чай из самовара, который пили «до седьмого платка» (пока не прошибёт пот), каши пополам с салом, супы, пироги, редька и блюда из овощей - главное в питании не разнообразие, а обилие и сытность.

«Пузатые купцы, как и прежде, после чаепития упражнялись в своих торговых делах, в полдень ели редьку, хлебали деревянными или оловянными ложками щи, на которых плавало по вершку сала, и уписывали гречневую кашу пополам с маслом».

Мещане

Ф. Солнцев. Крестьянское семейство перед обедом. Мещане и крестьяне жили в похожих бытовых условиях. Главное, что их отличало, - повседневные занятия и профессия

Ф. Солнцев. Крестьянское семейство перед
обедом. Мещане и крестьяне жили в похожих
бытовых условиях. Главное, что их отличало,
- повседневные занятия и профессия

В повседневном меню были картофельная похлёбка, щи из серой капусты, ржаные пироги и пареная репа. Кроме того, мещане могли себе позволить блюда из гороха, овощей с огорода и круп. Квас заменял им чай и кофе.

Городские развлечения

То, как житель Москвы развлекался, в первую очередь говорило о его социальном статусе. Праздничная жизнь в городе была на любой вкус: от театров, балов и музыкальных салонов до уличных ярмарок и кулачных боёв.

Дворяне

Приём в дворянском доме

Приём в дворянском доме

Жизнь московской знати была настолько праздной и неторопливой, что вызывала раздражение у Екатерины II:

«Москва - столица безделья, и её чрезмерная величина всегда будет главной причиной этого. Я поставила себе за правило, когда бываю там, никогда ни за кем не посылать; для одного визита проводят в карете целый день, и вот, следовательно, день потерян».

Запись из дневника Екатерины II

Днём дворяне гуляли по паркам или улицам в щегольских нарядах. Затем путь лежал к родственникам на чай. Семейные посиделки были не столько развлечением, сколько необходимостью: поддерживать родственные связи полагалось по светскому этикету.

После обеда, чтения и смены платья дворянин отправлялся в театр. В 1757 году открылась опера Локателли, позже - Петровский театр, в котором играли вольные и крепостные актёры. Около 10 часов вечера начинались балы, где можно было не только потанцевать, но и сыграть в карты, шарады или буриме.

Купцы

В. Суриков. Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И. Ф. Ромодановского

В. Суриков. Большой маскарад
в 1772 году на улицах Москвы с участием
Петра I и князя И. Ф. Ромодановского

Шумные уличные ярмарки, кукольный театр, комедии и выступления скоморохов - такими были главные купеческие развлечения.

«За комедией выступал обыкновенно доморощенный трубадур с бандурой, с песнями и пляской. Дивные штуки выделывал он ногами, да и каждая косточка в нём говорила. А как подскочит под самый нос пригожей купчихи, поведёт плечом и обдаст её, как кипятком, молодецким спросом: „Аль не любишь?“ - так восторгу не было конца».

Иван Иванович Лажечников, писатель.

«Беленькие, чёрненькие и серенькие»

Вечера купцы проводили в трактирах или дома, а на городские праздники выбирались смотреть фейерверки. Но это только в XVIII веке: со следующего столетия зажиточные купцы будут стремиться подражать дворянству во всём.

Мещане

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москве-реке

Б. Кустодиев.
Кулачный бой на Москве-реке

Походы по трактирам и ресторанам им были не по карману, но в уличных гуляниях участвовали все. Из зимних развлечений любили кулачные бои, один на один или стенка на стенку. Команды расходились по берегам замёрзшей Москвы-реки и бились посередине. Главные бои проходили на праздники: Николу Зимнего, рождественские святки, Крещение и Масленицу.

В XIX веке острее различия между городским и сельским населением, чем между мещанином и купцом. Купцы, мещане и ремесленники стали зваться «городскими обывателями». Но пропасть между повседневной жизнью дворянства и «среднего состояния людей» сохранялась и в следующем веке.

Перейти в XIX век

Дом и быт москвича в XIX веке

Ж. Делабарт. Красная площадь в конце XVIII - начале XIX века

По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях

Москва в XIX веке - столица отставных и пожилых. Она была консервативнее Санкт-Петербурга, куда уезжали за карьерой и модой. В московских домах царили семейная иерархия, свойское родство и много других бытовых условностей.

Дворянский быт

Московские дворяне обмельчали после войны и пожара 1812 года. «Открытый стол» и хлебосольность прошлого века поддерживать могли немногие. Повально обнищавшие дворянские фамилии вели кочевой образ жизни и питались при богатых домах. Стало больше чиновников. Они причислялись к дворянскому сословию, но не имели большого состояния.

Где селились

Настоящие дворяне строили дома и городские усадьбы на Маросейке, Покровке и территории между Остоженкой и Арбатом. Чиновники селились поближе к купцам: в Замоскворечье, на Таганке, Сретенке и Девичьем поле. За Садовым кольцом строили дачи и загородные усадьбы с садом или парком.

Дом и обстановка

В. Поленов. Бабушкин сад. Типичный деревянный московский особняк

В. Поленов. Бабушкин сад.
Типичный деревянный московский особняк

Дворянство среднего достатка строило дома из дерева. Зато большие, в 7–9 окон, с мезонинами и колоннами. Парк или сад с липовой аллеей, бузиной и сиренью был обязательным атрибутом барской жизни. Чем дальше от центра, тем обширнее был сад.

Во внутреннем убранстве дома погоня за модой сменилась постоянством. Купленная в начале века мебель в стиле ампир стояла в парадной части дома вместе с фарфоровыми безделушками и кабинетной бронзовой скульптурой. Тесные жилые помещения в антресолях и с обратной стороны дома обставляли абы как.

Стол

А. Волосков. За чайным столом

А. Волосков. За чайным столом

В отличие от утончённых обедов Петербурга, московские были сытными и обильными. В утренний чай добавляли сливки и запивали калачи с маслом. Второй завтрак готовили плотный, с яичницей, сырниками или биточками. Около трёх часов семья и частые гости собирались на обед из нескольких блюд на французский или русский манер. На полдник подкреплялись чаем с пирогами, а вечером доедали остатки обеда или готовили ещё несколько смен блюд, в зависимости от богатства дома.

Семейный уклад

В дворянском доме было много обитателей. Кроме близких родственников здесь находилось место для тёток, двоюродных, троюродных братьев, сестёр и племянников, а также малоимущих и гувернанток.

Дом, как и прежде, делился на мужскую и женскую половины. Кабинет, библиотека и курительная были мужскими комнатами, а будуар, диванная и девичья - женскими. Домашние и прислуга свободно перемещались между половинами, но принимали личных гостей строго на своей территории.

Детским комнатам отводилось место подальше от спален взрослых. Малыши жили в общих комнатах по несколько человек, подростковые детские делились на мужскую и женскую половины. Домашние уроки проводились в классной комнате, куда приходил приглашённый учитель. Он давал уроки светского этикета, музыки и иностранного языка.

Словарь дворянина

Jolle journee - «безумный день», дневной бал, который начинался в два часа дня и длился до ночи.

Журфиксы - дни недели в знатном доме, которые выделялись для регулярного приёма гостей.

Воксал - увеселительный сад, где ставили спектакли, устраивали балы и фейерверки.

Купеческий быт

Купечество в Москве XIX века процветает. Появляются новые фамилии, которые по богатству не уступают дворянским. Морозовы, Рябушинские, Прохоровы возглавляют список богатейших предпринимателей Российской империи. Амбициозные купцы стремятся дотянуться до дворян по уровню жизни и образования и вкладывают свои капиталы в развитие искусства и наук. Другая часть тщательно оберегает свои обычаи и сторонится всего непривычного.

Где селились

Купеческими районами были Таганка, Пресня, Лефортово и Замоскворечье. Последний - из-за близости к китайгородскому торгу. Купцы-фабриканты предпочитали строить дома ближе к производству, поэтому выбирали окраины города.

Дом и обстановка

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом

В. Перов.
Приезд гувернантки в купеческий дом

Пока дворяне беднели, купцы наживали состояния. Они строили простые, но добротные каменные дома или выкупали бывшие дворянские усадьбы и обставляли их на свой вкус. Дома обычно выходили в сад с огородом. Во внутреннем дворе хранились товары, которые купец поставлял в лавки.

Купеческий дом отличался от дворянского количеством икон и разношёрстным убранством: малиновые стены в гостиных, обилие картинок и безделушек вперемешку с дорогими предметами мебели. Единство стиля в обстановке дома соблюдали редкие, самые образованные семьи.

Стол

Н. Богданов-Бельский. Чаепитие

Припасы в купеческом доме заготавливали сами - погреба были заставлены соленьями до потолка. Накрывали стол не менее богато, чем дворяне, но блюда были русскими: пироги, каши. На купеческом столе не приживались сервизы, вся посуда была разномастная.

Купец не всегда возвращался домой к обеду, поэтому вся семья собиралась за столом вечером, около восьми часов. После плотного ужина с жирными блюдами все домашние долго пили чай вприкуску с сахаром или вареньем.

Семейный уклад

В. Пукирев. Приём приданого в купеческой семье по росписи

В. Пукирев.
Приём приданого в купеческой семье по росписи

Семейная жизнь купцов в XIX веке начиналась с участия свахи. Приданое невесты тщательно пересчитывали. Брак заключали после смотрин: жених присматривался к купеческой дочке в публичном месте, а потом приходил с личным визитом и просил её руки. Купеческие жёны жили праздно и почти не занимались хозяйством - только принимали гостей или устраивали выезды. Детей отдавали на воспитание нянькам, а в образовании полагались на церковь. Даже в конце века только немногие купеческие дети обучались в гимназиях и университетах.

Словарь купца

Ферязь - традиционная купеческая верхняя одежда.

Безбородый - купец, который следует западной моде. Носит вместо кафтана современную одежду, чисто бреется, образован и знает языки.

Сорокавёдерная бочка - мера не только объёма, но и красоты. Дородные, размером с сорокавёдерную бочку женщины - купеческий идеал в XIX веке.

Мещанский быт

В XIX веке мещане составляли основное население Москвы. Особенно много их стало после реформы 1861 года, когда крестьяне стали перебираться в города в поисках работы. К мещанскому сословию относились и учителя, и подёнщики, и все остальные наёмные работники.

Где селились

Фабричные рабочие и мастеровые селились за Садовым кольцом в съёмных квартирах и небольших домиках. Хамовники, Лефортово и Грузины закрепились за ними ещё в XVII веке. В московском «гетто» - Зарядье и тёмных закоулках Китай-города - селились сапожники, портные и другие мелкие ремесленники.

СУПРУЖЕСКАЯ СЕМЬЯ В ПОИСКАХ СУВЕРЕНИТЕТА

Раньше для России были типичны ранние браки. Историки отмечали, что в XVI-XVII веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет... Редко случалось, чтобы русский долго оставался неженатым...». Постепенно возраст вступления в брак повышался. Петр I указом 1714 г. запретил дворянам жениться, не достигнув 20, и выходить замуж, не достигнув 17 лет, а по указу Екатерины II (1775 г.) для всех сословий запрещалось венчать мужчин моложе 15, женщин моложе 13 лет; в случае нарушения указа брак расторгался, а священник лишался сана. Позднее нижняя граница бракоспособного возраста еще более повысилась. В соответствии с императорским указом 1830 г. минимальный возраст для вступления в брак поднялся до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте. В качестве главного мотива выдвигалась необходимость иметь в доме работницу или хозяйку. Еще и к началу XX века брачность в России оставалась достаточно ранней. Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет.

Еще на рубеже XIX и XX веков брачность в России была почти всеобщей. Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 г., в конце XIX в. к возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины, доля населения, никогда не состоявшего в браке, в возрастной группе 45–49 лет была существенно ниже, чем в странах Западной Европы.

Дореволюционная Россия почти не знала развода, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Развод рассматривался церковью как тягчайший грех и разрешался в исключительных случаях. Основанием для развода могло служить только «безвестное отсутствие» и «лишение всех прав состояния» одного из супругов. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу. Но эти изменения затрагивали в основном элитарные слои населения, официальные разводы были большой редкостью. В 1913 г. на 98,5 млн православных в России был расторгнут всего 3791 брак.

На рубеже XIX и XX веков (1896–1905) доля повторных браков в общем числе браков составляла примерно 14% для мужчин и 8% для женщин. В результате каждый мужчина и каждая женщина, дожившие до брачного возраста и сыгравшие свадьбу (один или более раз), жили в браке в среднем четверть века.

Что же представляла собой эта четвертьвековая жизнь в браке?

С. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен», описывая древние русские семейные порядки, отмечал, что «отношения мужа к жене и родителей к детям в древнем русском обществе не отличались особенною мягкостью. Человек, не вышедший из родовой опеки, становился мужем, т. е. с ним соединяли существо, не знакомое ему прежде, с которым он прежде не привык встречаться как с существом свободным. Молодой человек после венца впервые встречался с существом слабым, робким, безмолвным, которое отдавали ему в полную власть, которое он был обязан учить, т. е. бить, хотя бы и вежливенъко, по правилу Домостроя».

В России уже давно пытались хоть как-то ограничить браки по принуждению. Соловьев цитирует патриарший указ XVII века, предписывавший священникам «накрепко допрашивать» женихов и невест, а также их родителей, «по любви ли и согласию друг другу сопружествуются, а не от насилия ли или неволи». Ломоносов призывал «венчающим священникам накрепко подтвердить, чтоб они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали». Но на деле еще и в XIX веке молодые люди очень часто вступали в брак по выбору родителей. Притом, хотя брак всегда понимался как интимный союз мужчины и женщины, при заключении брака на первый план чаще всего выходили экономические и социальные соображения.

В патриархальной семье на женщину смотрели прежде всего как на семейную работницу - способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. Ходу назад после женитьбы не было, оставалось жить по старинной формуле: «стерпится - слюбится».

Семья не была той средой, в которой могла сложиться независимая, индивидуализированная человеческая личность. Человек для семьи - таков принцип, на котором держались испокон веку патриархальные семейные отношения.

Но что-то сдвинулось во второй половине XIX века. Привычные семейные отношения перестали удовлетворять людей, члены семьи начали «бунтовать». Тогда-то и вышел на поверхность скрытый конфликт большой и малой семьи, «работы» и «жизни». Патриархальная семья оказалась в кризисе.

Кризис этот раньше всего затронул городские слои русского общества, прежде также строившие свои семейные отношения по образцам, близким к крестьянским. Упоминаниями об этом кризисе заполнена русская литература второй половины XIX-начала XX века - от «Анны Карениной» Л. Толстого или «Грозы» А. Островского до статей безвестных или забытых авторов в научных и публицистических изданиях.

Противостояние старого и нового всё более раскалывало Россию, и линия этого раскола прошла через каждую семью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ДВОРЯНСКИХ СЕМЬЯХ XVIII - XIX ВЕКА

Филина Анжелика Игоревна

Самарский государственный

социально-педагогический университет

Аннотация

Данная статья посвящена изучению понятия дворянской семьи, особенностей воспитания в ней, его содержанию и гендерных различий. Проведённое исследование позволяет вывести три основополагающих принципа, на которых строилась вся система семейного дворянского воспитания в XVIII-XIX веках. В статье ярко выражены черты воспитания того времени сильно отличающиеся от современных понятий, которые в большей степени касаются не столько содержания самого воспитания, сколько особого восприятия понятий «семья», «детство» и т.д.

Ключевые слова: воспитание, дворяне

FEATURES OF EDUCATION IN THE NOBLE FAMILIES XVIII - XIX CENTURY

Filina Angelika Igorevna Samara State Social and Pedagogical University

Abstract

This article is devoted to studying the concept of a noble family, the characteristics of education in it, its contents, and gender differences. The performed research allows to deduce the three pillars on which the whole system of education in the family nobility XVIII-XIX centuries. The article pronounced features of education at that time very different from modern ideas, which are more concerned not so much the content of the training as a special perception of the concepts of "family", "childhood", etc.

Keywords: XIX век., XVIII век

Начиная разговор о домашнем воспитании дворян XVIII-XIX века, нужно сначала понять что вообще собой представляла дворянская семья того времени. Идеология развития такого института общества как семья покоилась ещё на заведённом Петром I порядке, который гласил, что служба напрямую связана с дворянским достоинством и образованием дворянина, так как достоинство дворянское, в свою очередь, измеряется в зависимости от уровня образования. Но так как службу несли, конечно же, лица мужского пола, то и образованию мужскому в то время уделялось большее внимание, нежели женскому, так как дворянин на службе представлял не только себя, но и весь свой род.

Семья представляла собой строгую иерархию её членов, а проявлялась эта иерархия в том, что каждый член семьи выполнял свою определённую функцию. Но начнём с разделения не по отдельным членам семьи, а по гендерному признаку. Главой семьи являлся отец семейства, не только в дворянских, но и в семьях других сословий - крестьянских, мещанских и т.д. Это обосновывалось связью абсолютистского строя государства со всеми сферами жизни общества, в которой и семья не являлась исключением. Подобно тому, как Бог управляет судьбами людей, монарх - государством, так и отец в семье должен был управлять её членами и заботиться об их благополучии. Отец был представительным лицом своей семьи в обществе и, наоборот, представлял целое общество в своей семье .

Этикет предписывал главе семейства иметь качественно отличающиеся от других членов семьи положение - подобно тому, как Бог был недоступен для народа, так и отец должен был, в некотором смысле, быть отдалённым от своих домочадцев. Проявлялось это в том, что у него обязательно должно было быть своё личное неприкосновенное пространство (чаще всего эту роль выполнял кабинет, в котором глава семьи занимался своими делами) . Отличным примером может послужить приезд князя Андрея Болконского с женой к своему отцу в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир». Князь Андрей, приехав в то время, когда у отца было время для отдыха - не ринулся будить его и сообщать о своём приезде, как бы поступил любой современный человек, приехав к близкому родственнику, которого давно не видел, а смиренно ждал, когда расписание дня отца позволит им увидеться. Понятие личного пространства было применительно не только к реально пространственным характеристикам, но и к внутрисемейным межличностным отношениям домочадцев. Так, например, провинившимся детям отец давал прощение не напрямую, а через мать, а нарушившую порядок жену - через друга. Тем самым, глава семейства показывал своё превосходство над другими членами семьи. Роль отца в семье покоилась на трёх основных задачах - управление имением, устройство карьеры сыновей и выдача замуж дочерей .

Что же касается отношений между главой семейства и его супругой, то здесь имело место быть беспрекословное повиновение мужу. Русский историк И.Н. Болтин, касаясь вопроса отношений между супругами, писал так: «Природа учинила жену, подвластную мужу. Государственная польза требует, чтобы жена была подчинена мужу; требует того польза сочетавшихся и польза их детей и домашних». Главная роль женщины в дворянской семье состояла в ведении домашнего хозяйства, но, упоминая выше о том, что женскому образованию уделялось меньшее внимание, нежели мужскому в сочетании с её главной обязанностью - нельзя вести речь о том, что дворянских девушек учили только «стряпать да мыть». По указу Петра I было велено не венчать неграмотных девушек, если они не могут написать даже своей фамилии. Так, если женщине положено было заниматься внутренним устройством дома, то на плечи мужа ложились все обязанности, выполняемые за его пределами . Подтверждением разделения такой ячейки общества, как семьи на чисто мужскую и чисто женскую половины, могут служить нормы этикета, которые также разделялись на женские и мужские. Так, например, совершать визиты дамам полагалось в первой половине дня, а мужчинам - ближе к вечеру. Касаясь вопроса о воспитании детей, то и здесь существовало разграничение по половому признаку: учителями для девочек могли быть только женщины, соответственно, для мальчиков - только мужчины. Также, семейным воспитанием мальчиков занимались мужчины, а если вдруг отец овдовел, то всех девочек он обязан был отдать на воспитание своим родственницам .

Но бывали и случаи, когда глава семейства не мог выполнять все вышеперечисленные функции в силу объективных обстоятельств: например, душевное или физическое расстройство. Тогда все функции главы семейства брал на себя другой человек - кто-то из членов семьи (например, супруга), либо какое-нибудь доверенное лицо (близкий друг, коллега и т.д.). В этом случае отец являлся лишь номинальным символом своего семейства. Такая ситуация, например, сложилась в семье Н.С. Тургенева, где фактически все обязанности главы семьи выполняла его мать Варвара Петровна, а не отец Сергей Николаевич, полковник Екатеринославского кирасирского полка, слабовольный и душевнобольной человек. К числу причин, в силу которых, главой семейства являлся не отец, конечно же, относится его кончина. Такая ситуация сложилась в семьях писательницы Е.Н. Водовозовой, географа П.П. Семёнова, писателя Д.Д. Григоровича, чьи отцы рано ушли из жизни. Редки были ситуации внебрачного рождения детей, в которую попал А.И. Герцен .

Но рассматривая семью XVIII-XIX веков, нужно чётко осознавать, что семья того времени значительного отличается от современного понимания семья, здесь мы ведём речь о её составе. Детей в дворянской семье было много, самого разного возраста. Также, к числу членов семьи причислялись и все бабушки, дедушки, дяди, тёти, двоюродные и троюродные родственники. В слово «родня» на тот момент вкладывали совершенно иной смысл, это были очень дальние родственники, существованием которых современные люди даже не интересуются. Все они имели право, и даже считали своим долгом, вмешиваться в воспитание детей своих родственников . Но это можно обосновать биологическим законом пустых ниш - экологическая ниша никогда не бывает пустой, на месте опустошения тут же возникает новый вид. Так и здесь, если дети были обделены должным воспитанием со стороны родителей, этим сразу же начинали заниматься многочисленные родственники. Воспитание дворянских детей так и так предполагало их вмешательство, но родители могли контролировать, в какой степени оно будет осуществляться. В состав семейства входили также все домочадцы, за исключением прислуги и крепостных. На особом положении в семье находилась няня - она имела право исключительное право - принимать пищу вместе с хозяевами дома . Замечательным примером может служить знаменитая няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна, которая отправилась за Александром в ссылку в село Михайловское в 1824-1826 годах. Кроме няни, к составу семьи могли причисляться и учителя, если они были на хорошем счету у хозяина и состояли в дружеских отношениях со всеми членами семьи. .

Виды домашних воспитателей детей дворян разделялись в зависимости от выполняемой функции и возраста ребёнка. Итак, давайте рассмотрим некоторые из них. Первый домашний воспитатель, к которому попадал ребёнок сразу после рождения, была кормилица. Она занималась с детьми до одного года и, в отличие от многих других дворянских воспитателей, чаще всего происходила из бедных слоёв населения, так как считалось, что до семи лет нужно уделять должное внимание лишь биологическому развитию ребёнка.

Роль няни в дворянских семьях XVIII-XIX веков до сих пор представляет собой загадку. Известно лишь то, что забирая ребёнка у кормилицы, его отдавали в руки няни, которая должна была заменить ему мать, в то время, когда родная мама осуществляла лишь общий контроль над воспитанием ребёнка. Мнение по поводу обязанностей няни среди историков в современной науке разделилось на две точки зрения: одни считают, что она должна была заниматься лишь теми вещами, которые поддерживают здоровье ребёнка в нормальном состоянии (кормление, купание и т.д.); другие говорят о том, что няня - это духовная кормилица ребёнка; человек, который должен был следить за духовным развитием малыша . Посмеем предположить, что функциональные обязанности няни определяли сами родители, всё зависело от того с какой целью семья приглашала в свой дом няню. Статистические данные свидетельствуют о том, что нянями, в основном, были молодые необразованные девушки из числа крестьянок. Очень частыми были случаи, когда няни сближались с ребёнком до такой степени, что мать играла лишь поверхностную представительскую роль, доходило до того, что няни спали в одном помещении с ребёнком. Всеми своими переживаниями, горестями и радостями дети делились непосредственно с няней, поэтому эмоциональная связь между ребёнком и няней была намного крепче, чем с родной матерью, не говоря уже об отце .

Непонятны и обязанности такого должностного лица в семейном воспитании детей, как бонна. В иерархии воспитателей детей её обычно помещают между няней и гувернанткой, считается, что она была приставлена к детям более старшего возраста (5-6 лет). Фактом остаётся лишь то, что бонны являлись иностранками (немками или француженками), исходя из этого, некоторые авторы полагают, что бонн нанимали для обучения ребёнка иностранному языку .

С 6-7 дети начинают заниматься с гувернёрами или гувернантками, в зависимости от пола ребёнка. Эту должность обычно занимали иностранцы - французы и швейцары, реже - немцы и англичане. В зажиточных домах существовала практика приглашения в семью сразу нескольких гувернёров разных национальностей. Труд гувернёров стоил очень дорого, и далеко не каждая дворянская семья могла позволить себе иметь такую роскошь. В обязанности гувернёра уже входило умственное развитие ребёнка, изучение предметных дисциплин, ведущими из которых были музыка, пение, танцы, нормы этикета, иностранные языки и т.д. Основной задачей гувернёра являлось также и нравственное воспитание ребёнка, формирование его поведения в соответствии с происхождением и следование статусу дворянина. Так, гувернёр должен был привить ребёнку соблюдение дисциплины, беспрекословное подчинение старшим и нормы поведения по отношению к другим людям, также к тем, которые были ниже его по положению в обществе.

Нередко, родители помимо гувернёров нанимали учителей, которые занимались изучением отдельных дисциплин с малышами. Такой деятельностью могли заниматься лица, имеющие высшее образование, отставные военные гражданские чины и вышедшие в отставку учителя .

Также, понятие «семья» нередко включало в себя общность бытия. Т.е. «семьёй» для ребёнка становились учебные заведения, военные училища, пансионы, лицеи. Это можно аргументировать тем, что главным долгом любого дворянина было служение обществу. Семья являлась одной из ступеней такого служения, поэтому личные нужды и пристрастия стояли ниже семейных, личность в сравнений с семьей находилась на порядок ниже. Если на Западе семья противопоставлялась обществу и являлась каким-то личным убежищем каждого человека, то в России семья рассматривалась как элемент структуры российского общества. Наверное, поэтому после восстания декабристов и их общественного осуждения, многие семьи также перестали признавать своих родственников-восставших.

Продолжая разговор о существенном разграничении дворянских семей на мужскую и женские половины, пора рассказать об особенностях воспитания мальчиков и девочек. Оговоримся только о том, что единственный вопрос, который регулировал отец в жизни дочери - это вопрос её бракосочетания. Хоть Пётр I и отменил принуждение к бракосочетанию, на практике всё осталось так же, как и было, только теперь у невесты спрашивали согласия, которое, естественно, получали. Так, что высказывание мнения брачующихся было лишь формальностью, на деле всё так и продолжали решать родители. Заключение брака, а тем более у дворян, опять же рассматривалось как служение обществу и являлось делом публичным, если не сказать общественным. К XVIII веку начинает зарождаться практика создания малых семей, так как у дворян было принято, что женатые дети должны жить отдельно. Для девушки брак символизировал выход из женской иерархии и переход в подчинение к мужу, как мы уже упоминали выше - жена не могла противиться мужу ни в чём, даже если он ужасно к ней относился. Единственная ситуация, при которой жена могла пожаловаться на мужа - это растрата семейного состояния, так как это напрямую определяло будущее семьи и детей, а значит и в какой-то степени и судьбу всего общества .

Теперь, когда мы имеем общее представление о дворянской семье, давайте рассмотрим общее представление дворян о детстве. Детством, как мы уже упоминали выше, считался период до 7 лет. Дворянину не подобало выражать свои эмоции, он должен был вести себя статно, смиренно, поэтому ребёнок до 7 лет и не считался полноценным носителем дворянского статуса. Примером тому может послужить то, как Николай Ростов в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир» отзывался о ребёнке - кусок мяса.

Начиная с 7 лет, ребёнка начинают обучать различным наукам, но обучение это происходит на рациональном уровне, без учёта индивидуальных психологических потребностей ребёнка, его подсознательного состояния. Разум ребёнка был нацелен лишь на усвоение общепринятых норм и правил, вверенных ему его статусом. Так, для мальчиков, которых готовили к военной службе, главными качествами для развития считались умение отдавать приказы и исполнять их, а для девочек - самопожертвование в пользу мужа и детей. В маленьком дворянине воспитывали чувство долга не только перед своим Отечеством, но и перед своей семьёй. Первым занимались профессионально нанятые воспитатели, второе возлагалось на плечи родителей. Также с 7 лет ребёнок воспринимался как взрослый человек, такой же, как и его родители, поэтому с этого возраста дети начинали проводить больше времени с взрослыми - им позволяли находиться при беседах, которые ведут взрослые, читать ту же литературу и т.д. После 7 лет детей часто наказывали за то, что они играют в игры - взрослому человеку такое поведение не подобает .

Затрагивая тему наказаний, стоит упомянуть, что физические наказания как внутри семьи, так и в образовательных учреждениях были довольно распространены и считались нормой. Начиная с XVII века и вплоть до 1860-х годов, телесные наказания являлись основным методом воспитания. Считалось, что «детская натура по существу зла и необходима усиленная борьба с заложенными в душе ребёнка зачатками пороков». Граф В.А. Соллогуб писал о том, что детей в дворянских семьях держали ничуть не лучше, чем крепостных и родители ясно давали понять, что это дети созданы для родителей, а не наоборот. . Таким образом, между родителями и детьми не существовало никакой эмоциональной близости, их отношения были в духе управления-подчинения. Времена крепостничества, как мы видим, отложили свой отпечаток и на семейном воспитании дворян.

Но были и другие наказания, менее жёсткого характера, чем откровенное избиение. Так, детей могли лишить сладкого или заставить стоять у стола во время обеда, ставили на колени лицом в угол на несколько часов, закрывали в тёмной комнате. .

Единственное, чему обязаны были обучать детей именно родители (чаще всего этим занималась мама) - это принципы православной веры. Идеи просвещения начинали входить в культуру домашнего воспитания дворян: с раннего возраста они должны были уметь молиться, соблюдать посты, читать православную литературу .

Особенное внимание уделялось физическому воспитанию дворян, больше это, кончено, относится к мальчикам - их готовили к военной службе. Их обучали гимнастике, плаванию, фехтованию, танцам, охоте. Особенное внимание уделялось верховой езде. В то время всерьёз считали, что храбрость можно воспитать, поэтому верховая езда была упражнением направленным не столько на развитие каких-то физических качеств, а на развитие смелости. Ведь верховая езда была всерьёз опасным занятием, так, например, старший сын Николая I Александр так сильно упал с лошади, когда ему было лет 10, что несколько дней пролежал в постели, не вставая. Но этот случай не означал прекращение тренировок - как только Александр выздоровел, он тут же отправился вновь на лошадь. Но физическому воспитанию девочек уделяли тоже немало внимания - они должны были быть здоровыми для того, чтобы качественно выполнять свою основную функцию - деторождение. Так, А.Е. Лабзина писала в своих мемуарах, что мать её «держала на воздухе, не глядя ни на какую погоду; шубы зимой у меня не было; на ногах, кроме нитяных чулок и башмаков ничего не имела, в самые жестокие морозы посылала гулять пешком, а тепло моё все было в байковым капоте…летом будили меня тогда, когда чуть начинает показываться солнце и водили купать на реку… мать давала нам довольно времени для игры летом и приучала нас к беганью» .

К 16 годам заканчивалось обучение дворянских детей, за исключением зарубежного образования, там этот срок увеличивался до 18-20 лет. С этого возраста начиналась взрослая жизнь дворян - мальчики поступали, в большинстве своём на службу, девочки выходили замуж. Крайний срок для бракосочетания девушек приходился на 23 года. Гражданская служба могла начинаться и того ранее - с13-15 лет, а в некоторых случаях (скорее всего, в бедных дворянских семьях - даже с 10). Бедным дворянским детям поручали несложную работу, такую, как например канцелярские дела .

Семья в ту эпоху имела такую значимость, что даже после начала самостоятельной жизни или вступления в брак - ребёнок не имел права ни в чём перечить родителям, должен был считаться с их мнением. Если вдруг ребёнок проявлял непокорность по отношению к своим родителям, то это навлекало позор не только на него, как на плохого человека, но и на его родителей и воспитателей, которые недолжным образом занимались чадом .

Таким образом, из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что отношения между родителями и детьми в дворянских семьях не имели никакого даже слабейшего оттенка любви. Но нельзя все семьи обобщать одним образцом воспитания. Каждая семья по-своему решала, как воспитывать своих детей, но тот факт, что все они являлись дворянами, несомненно, накладывал отпечаток. Главной задачей воспитания русского дворянства было не создание человека, с выражением его индивидуальности, а чётко заточенная под образец личность. Воплощение авторитарных принципов в дворянском семейном воспитании давало ребёнку понимание о том, что его ждёт в будущем. Такому ребёнку, воспитанному на строгом понимании того что должен и не должен делать дворянин легче было вписаться в социальную структуру общества, в которой господствовал политический абсолютизм, а основной экономической силой было крепостничество. Конечно же, время брало своё и дворянство стало первым сословием, которое положило начало пути от составной семьи к малой, но здесь стоит отметить, что этот путь, в большинстве своём, зародился лишь у богатых дворян. Бедное же дворянство, помещики низшей ступени не имели таких средств для воспитания своих детей и не имели возможности нанимать учителей-предметников или гувернёров. Дворянство, которое стремилось встать у рычагов управления государством, осознавало ту разрозненность, которая существовала между ними и бедным дворянством. Богатые дворяне раздражались от этого, называли не таких состоятельных «тормозом» русского дворянства, злились на их необразованность.

Итак, теперь разобравшись, что же представляли собой такие понятия, как семья, детство и семейное воспитание в XVIII-XIX веках применительно к русскому дворянству, можно вывести несколько основополагающих принципов, на которых зиждилось воспитание маленьких дворян. Во-первых, имела место быть жёсткая иерархия по половому признаку. Во-вторых, семья являлась не противопоставлением обществу, а его неотъемлемой частью. В-третьих, отношения между родителями и детьми носили авторитарный характер, как таковой эмоциональной привязанности между ними не было. В-четвёртых, личность в сравнении с семьёй находилась на более низшей ступени. В-пятых, главной задачей девушек было удачно выйти замуж, мужчин - должным образом подготовиться к военной службе.

Но главным и неотъемлемым положением того времени, которое живо и по сей день, является то, что каждая отдельная семья несёт ответственность за развитие всего общества в целом.

семья дворянский воспитатель

Библиографический список

1. Каменев А.И. Просчеты дворянского воспитания. - СПб, 1995, 295 с.

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX века. - СПб.: Искусство - СПб, 1994. -758c.

3. Яблочков М.Т. История дворянского сословия в России. - СПб,1876, 680 с.

4. Каменев А.И. Русское дворянское воспитание и этика. - СПб, 1998, 415 с.

5. Чечулин Н.Д. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века. - СПб, 1889 г., 121 с.

6. Мальцев Д.И. История воспитания и образования в России XVIII-XIX в.в. - М., 2007, 376 с.

7. Марасинова E.H. Русский дворянин второй половины XVIII в. (Социо-психология личности) // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1991. № 1. С. 17-28.

8. Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины ХIХ века. Быт и традиции.//. - СПб.: «Лань», 1997. - 158 с.

9. Евреинов Г.А. Прошлое и настоящее русского дворянства. СПб.,1898, 113 с.

10. Барашев М.А. Домашнее воспитание в русской дворянской семье второй половины XVIII - начала XIX в.// Вопросы образования, №1, 2010 г., С.225 - 235.

11. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995, 45с.

12. Подольцев А.С Принципы дворянского воспитания и образования // Альманах «Дворянское собрание» - М., 1999, с. 74-81.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Образ жизни русского дворянства. Содержание, достоинства и недостатки наказания и поощрения детей дошкольного возраста в дворянских семьях XIX века. Возможность применения опыта воспитания детей в дворянских семьях XIX века в современных семьях.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2015

    Выявление основных традиционных ценностей семейного воспитания. Исследование особенностей педагогического потенциала многодетной семьи. Разработка методических рекомендаций для родителей многодетных семей по особенностям нравственного воспитания детей.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2017

    Воспитание как важнейшая функция семьи. Воспитательный потенциал семьи и факторы эффективности семейного воспитания. Специфика воспитания в различных типах семьи: в малообеспеченных семьях, в семьях со средним достатком, в обеспеченных семьях.

    реферат , добавлен 12.01.2008

    Анализ психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы родителей, имеющих ребенка-инвалида. Изучение моделей и стилей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Воспитательный процесс в российских дворянских и крестьянских семьях: основные отличия. Характеристика внутрисемейных отношений. Возможность использования опыта воспитания детей дошкольного возраста в российских семьях XIX века в современных реалиях.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Особенности воспитания в семье. Основные аспекты и трудности воспитания единственного ребенка в семье. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, анализ результатов. Рекомендации родителям по воспитанию.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Семья как институт социализации, особенности ее воспитательного потенциала. Методические основы семейного воспитания. Характеристика педагогических условий воспитания детей в семье. Взаимодействие семьи и школы. Воспитание младших школьников в семье.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2013

    Детско-родительские отношения и особенности их формирования в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Влияние семьи на формирование навыков общения ребенка с нарушением зрения со сверстниками. Исследование детско-родительских отношений.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2012

    Сущность воспитания детей. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Особенности воспитания единственного ребенка в семье и как предотвратить типичные ошибки. Специфика воспитания в многодетной семье. Воспитание ребенка в неполной семье.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Семья как главный институт воспитания. Варианты социализации в семье: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального научения. Составляющие воспитательного потенциала семьи: семейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи.

Рождение дочери в аристократической семье воспринималось с не меньшей радостью, чем рождение сына. Дети вообще рассматривались, как божье благословение, как смысл семейного союза и главный капитал семьи. Дочь была также важным «инструментом» для укрепления альянсов между аристократическими семьями.И лишь только когда вслед за первой дочкой рождались еще одна-две - только тогда начинали понемногу волноваться, а когда же наконец появится сын, наследник? Но так как детей в семьях было не менее 5-6, то вероятность рождения хотя бы одного сына была довольно высокой. И потом рождение дочки в аристократической семье не являлось тяжелым финансовым бременем, как это часто было в небогатых бюргерских или рабочих семьях. В аристократических кругах отношения родителей и детей в 19 веке были более близкими, чем в предыдущие века. Хотя дети аристократов по-прежнему большую часть времени проводили с гувернантками, но воспитание уже не перекладывалось полностью на персонал, как это часто случалось раньше, а проводилось под «мудрым руководством» и наблюдением родителей, особенно матери. Девочки были с первых дней окружены несколькими людьми, которые о них заботились. Это прежде всего кормилица, которую нанимали, даже если мать сама кормила (такие случаи участились во второй половине 19 века). Кормилицу брали из рекомендованной семьи со «здоровыми традициями». Одновременно с кормилицей к девочке была приставлена няня, которую тоже брали строго по рекомендации. Эти няни нередко няньчили не одно поколение одной и той же аристократической семьи и жили в семье десятилетиями, их оставляли в доме, даже когда они уже были старыми и немощными (своего рода пенсионное обеспечение).

Дети были гордостью родителей и бабушек-дедушек. Но как бы ни были они любимы, но они не являлись центром семьи, как это часто бывает в наше время – когда жизнь семьи полностью подстроена под режим детей… Наоборот дети должны были подстраиваться под взрослых и их режим, перенимать их правила игры.Не могло и речи быть о том, чтобы маленькие дети сидели за общим семейным столом во время приема пищи. А вдруг дитё кашлянет с наполненым кашей ртом? До определенного возраста дети ели в своей комнате вместе с персоналом. И лишь когда они овладевали правилами поведения за столом, только тогда их усаживали за общий стол. Обычно это случалось не раньше 10 лет, а то и позже. От детей требовалось не только безупречно обращаться со столовыми приборами, но и молчать во время приема пищи, за исключением случаев, если взрослые обратились к ним с вопросом. (Я читала, что императрица Мария Терезия позволила своему сыну, будущему императору Иосифу, сесть за «взрослый» стол только в 15 лет, но это было в конце 18 века).Абсолютным табу было также, чтобы дети участвовали в торжественных и семейных мероприятиях – домашних балах, вечерах, салонных встречах, дамских чаепитиях… Максимум, что им позволялось – помочь в подготовке и украшении зала, и то если они не прогуливают при этом уроки.
Девочки и мальчики первые годы жизни воспитывались вместе. Первые годы дети обучались дома домашними преподавателями. Затем мальчиков отправляли в частные пансионаты (а под конец монархии нередко и в публичные гимназии), а девочкам почти всегда продолжали преподавать дома. Лишь в отдельных случаях их отправляли в (дневные) католические школы.

Воспитание девочки-аристократки было полностью направлено на то, чтобы вырастить из нее примерную жену, мать и гостеприимную хозяйку дома. Девочки учились рукоделию, составлению букетов, игре на фортепьяно. Также иностранные языки были чрезвычайно важны. В характере особо ценными считались доброта и сострадание. Кроме того девушка должна быть скромной, сдержанной, уметь управлять своми эмоциями и держаться в тени - семьи или (позже) мужа.Дети аристократов, особенно девочки, практически не имели контакта с детьми из других слоев населения. Даже дети из семей «второго общества» (так назывался класс богатых бюргеров), какими бы богатыми они ни были, не считались им ровней. Одежда девочек-аристократок была простой и удобной. Маленькие девочки одной семьи часто были одеты в одинаковые платья. Обычно это было простое шерстяное или хлопчатобумажное платье и к нему передничек, иногда с рюшами. В будние дни носили платья темных тонов, по выходным - светлых. На ногах – грубые чулки и башмачки. Будничные платья шились кем-то из домашнего персонала, кто умел шить. И только нарядные платья для особо торжественных случаев заказывались у профессиональных портних или в салонах мод. Маленькие носили платья до колен, с возрастом платья становились все длиннее.Маленьким девочкам разрешалось носить волосы распущенными или полураспущенными, но когда они подрастали, волосы должны были обязательно быть заколотыми.
Как в поведении, так и в одежде главным принципом была скромность и сдержанность. Сладкое детям в аристократических семьях давалось только по праздникам и воскресеньям. Не по той причине, что сахар вреден, а исключительно чтобы не разбаловать детей. Самым любимым праздником у детей было Рождество. Елку снизу доверху увешивали сладостями и орехами, и она полностью отдавалась на «разграбление» детям.

Важным методом воспитания были телесные наказания. Мальчиков могли выпороть, при наказании девочек использовали более «мягкие» методы – например, ударить линейкой по рукам или отшлепать. Но наиболее часто применяемыми методами наказания были лишение сладкого, запирание в комнате, а у старших детей – «лишение любви», демонстрация равнодушия, игнорирование. Самым постыдным было для родителей, если дети не умели себя «пристойно» вести на людях, если они были несдержанны, шумны и капризны. Поэтому эти вредные черты старались «ломать» как можно раньше.От детей в аристократических семьях требовалось не ныть по любому поводу, терпеть боль и физические неудобства. Принцип «держать тело в узде» возводился в культ, как признак принадлежности к классу «избранных». Условия жизни были спартанскими – детские спальни зимой отапливались по минимуму. От подрастающих девочек строго требовалось содержать тело в чистоте, а одежду безупречно аккуратной, причем при любых условиях.

В семьях аристократов очень поощрялось регулярное ведение детьми дневников. Не столько для того, чтобы запечатлить важные события своей жизни, скорее чтобы дать оценку своему собственному поведению, чтобы осмыслить, достойна ли ты носить высокое имя, довольны ли тобой родители. Такой письменный «самоанализ», «разбор» собственных ошибок считался очень важным кирпичиком для безупречного поведения в будущем. Дневник девочки время от времени давался на «проверку» матери.аспорядок дня был строго расписан по минутам – занятия, прием пищи, игры, прогулки на свежем воздухе. Зимой дети любили ходить на каток. Вообще физическому воспитанию детей уделялось большое внимание – верховая езда, езда на велосипеде.
Летом вся аристократическая семья выезжала в свое летнее поместье. Родители ехали в поезде первым классом, а дети с персоналом – вторым. Дети обычно с нетерпением ждали этого дня, ведь за городом им предоставлялась гораздо большая свобода. Здесь им можно было шуметь, лазить по деревьям, рыбачить, плавать, и родители временно закрывали глаза на общение их благородных чад с детьми прислуги и местных крестьян. Здесь детям позволялось быть детьми, независимо от пола. Детские «банды» ставили на уши дворцовый парк, делали набеги на сады и огороды. И несмотря на социальные различия там нередко завязывалась многолетняя дружба.Для девочек матери организовывали «детские балы» и «званые обеды», куда они приглашали своих ровесниц из других аристократических семей. Эти мероприятия устраивались не для развлечения, а в первую очередь чтобы девочки учились играть роль хозяйки дома. К ней приходили нарядные гости, хозяйка должна была «правильно» встретить гостей, учились пользоваться приборами, пили лимонад с пирожными, вели «светские» беседы, маленькая хозяйка следила (по крайней мере должна была следить), чтобы никто не скучал. Подготовка к «большой» жизни.Девочки в аристократических семьях росли в почти полной изоляции от внешнего мира и даже, будучи уже женами и матерями, знали очень мало о жизни людей вне их круга. Это даже считалось плюсом – чем наивнее девушка, тем лучше. Но в начале 20 века многие аристократические семьи стали отказываться от принципа изоляции в воспитании дочерей, потому что понимали – такие методы устарели. Времена менялись, мир аристократов потихоньку «открывался»…

Семья русских крестьян до революции

Сегодня многодетная семья, скорее, исключение, а в дореволюционной России большинство семей были многодетными. Наши бабушки и прабабушки воспитывали, как правило, не менее троих (а то и пятерых) детей. Правда, до взрослого возраста доживали далеко не все. Причин у феномена многодетности было несколько, и пресловутая неспособность к семейному планированию здесь ни при чём.

Экономическая причина многодетности


Батяня из армии вернулся


Климатические условия накладывали свой отпечаток на семейное благополучие крестьянской семьи. Одной семье было достаточно тяжело содержать престарелых родителей, поскольку имея 2.5 десятины, по данным князя Щербакова, средняя семья жила впроголодь. Поэтому родители могли быть уверены в гарантированном куске хлеба в старости только в том случае, если поднимали на ноги несколько детей - будущих своих кормильцев.

Бог дает детей - даст и на детей


Многодетность не только в крестьянских семьях


В те времена средняя продолжительности жизни была небольшой, а поэтому девушка могла выйти замуж в 13 лет, а юноша имел право жениться в 15 лет. Такие ограничения устанавливала с XVIII века «Кормчая книга» - свод церковных правил. Не стоит преувеличивать религиозные каноны, связанные с рождением детей, но в ту пору считалось, что «грешно пытаться решать за Бога кому появляться на свет». Именно этим правилом и руководствовались в русских семьях до революции.

Сыновья и дочери


Если первым ребёнком в семье была дочь, отец относился к ней равнодушно, а дома об этом говорили с сожалением. Разве бабушка прибавит: «ничего, нянька будет». А молодого отца, у которого родилась дочь-первенец, другие мужики на деревне имели право поколотить - «зачем девку родил». Бывало, что перепадало молодому отцу здорово, а он молчал, терпел, а потому, что «так издавна водится».

Основа семейного воспитания - материнство


Сегодня интересно читать «Записки русского крестьянина», в которых уроженец села Карачун Задонского уезда Воронежской губернии Столяров рассказывает о роли матери в крестьянской семье. По его словам именно мать решала все бытовые проблемы детей, в том числе и продуктовое планирование и изготовление одежды. Да и авторитета в русских семьях у матери было не меньше, чем у отца.


Шестеро по лавкам


«Было удивительно видеть, как дети жались к своей измученной матери, - писала в своих мемуарах врач Давыдова. - И она никого не забывала, каждого гладила по голове, даже старшего почти взрослого сына, который располагался чуть поодаль от стайки девочек и мальчиков. Чем младше был ребенок, тем ближе он сидел к маме. И это правило никем не оспаривалось».

Дед да бабка


Четыре поколения одной семьи


Не стоит забывать, что родители в крестьянских семьях практически всегда работали. Даже беременная женщина делала всю домашнюю работу - молотила, полола, сажала и капала картошку вплоть до самых родов. «Иныя родят в поле, иныя в тряской телеге (почувствовав приближение родов иныя бабы торопятся доехать домой). Иная баба, при начавшихся родовых схватках, бежит домой, «как овченка» - писали этнографы того времени.




История Диляра Латышина в книге «История педагогики» пишет: «В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая».


Дети - счастье в доме


Поэтому велика в воспитании детей была роль бабушек и дедушек, которые не только присматривали за детьми, но и передавали им полезные знания. Часто происходило это через сказки, в которых шла речь об опасностях, подстерегающих в лесах и реках. Страх перед водяным, серым волком или другими «злыми героями» являлся своеобразным психологическим тормозом для вездесущего деревенского мальчишки, зачастую представленного самому себе. Зато с лет 10 его можно было встретить одного в лесу, в поле, он ходил в соседнее село и возвращался иногда поздно ночью без всякого страха.