Как объяснить ребенку, что нельзя? Как объяснить ребенку, что такое секс.

Здравствуйте, дорогие читатели! Не все взрослые соблюдают правила. Мы уже понимаем, что кое-где можно и нужно их обходить, преследуя личные интересы. Но что делать, когда речь идет о ребенке? Стоит ли радоваться слепому повиновению и как бороться, если малыш что вы ему говорите.

Не все родители знают, как правильно объяснить ребенку, что нельзя и отсюда вытекает множество проблем. Некоторым детишкам приходится по 15 раз напоминать, что под качелями лучше не бегать, а в итоге они все-таки расшибают себе голову и долго плачут.

Другие малыши в следствие серьезной опеки и не могут принять ни единого решения, а потому дергают и без того уставшую маму: «А можно я возьму вот эту игрушку». Становится по-настоящему страшно за будущее таких детей, ведь какого им придется , школе, а потом и на работе? Неужели они всегда будут искать тех людей, кто сможет руководить ими? Это реально.

Самая распространенная психологическая проблема взрослых, связана как раз с , заложившейся в раннем возрасте.

В этой статье я дам вам множество полезных советов, которые помогут в воспитании ребенка. Вы узнаете как помочь малышу и ябедничать действительно плохо, а в каких случаях это жизненно необходимо. Что ж, давайте начнем.

Необходимо помнить

Последнее время меня почему-то преследует словосочетание «удобный ребенок». Я часто стала слышать о детях, которые не кричат, не балуются, у них нет желания в 1 год разливать воду по ковру или даже по земле, рисовать на обоях и проявлять самостоятельность в работе с раскрасками: «Сейчас придет мама и скажет какое платье должно быть у Белоснежки».

Многие родители мечтают об идеально послушном ребенке, даже не понимая, что подобное поведение не только не свойственно маленьким детям, но и свидетельствует об их не совсем полноценном развитии. Малыш или взрослый обманывают, преследуя личную выгоду и это нормально.

В попытках превратить ребенка в удобного при помощи запретов и наставлений вы рискуете повлиять на его и ограничить в нем творческие способности. Со временем под давлением взрослых они вытесняются. Малыш понимает, что лучше даже не пытаться проявлять самостоятельность, ведь последствия будут негативными.

Если вы мечтаете о ребенке, который будет не только удобным, но и психически здоровым и самостоятельным, могу посоветовать вам книгу Анны Быковой «Секрет ленивой мамы» . В ней собрано множество советов о том, как стать счастливыми родителями и, не забывая о безопасности ребенка, дать ему ту свободу, в которой он нуждается.

Пять правил запрета

Самое главное правило, о котором вы должны помнить – у малыша не должно быть слишком много запретов. Старайтесь не запрещать все подряд. Так он не сможет запомнить всех мест, куда нельзя заходить или совать пальцы, и обязательно выберет самое опасное. Старайтесь запрещать ему то, чего действительно не следует делать.

Существуют вещи, которые жизненно важны для развития маленькой личности, но причиняют дискомфорт взрослым. К примеру, когда малыш кричит, бегает, кидает игрушки. Эта деятельность помогает ребенку познавать мир, а также проявлять физическую активность. Не запрещайте малышу то, в чем он нуждается.

Ни в коем случае не ограничивайтесь фразой «это нельзя». Объясняйте ребенку почему или брать чужое – плохо. Уделите этой теме побольше времени, чтобы детский мозг лучше усвоил информацию. Благодаря разъяснениям у вашего малыша не будет желания «сорвать запретный плод» или пропустить инструкцию мимо ушей, он будет понимать причинно-следственные связи.

Все дело в том, что в маленьком возрасте слово «нельзя» наводит, как правило, на два вывода – плохие родители, которые что-то запретили или я – неудачник: «Взрослым можно играть с огнем, а мне нельзя, значит со мной что-то не так».

Когда вы что-то запрещаете малышу, очень важно, чтобы ваш голос был спокойным. Не нервничайте. Прекрасно, если вы присядете, чтобы быть на одном уровне с ребенком. В таком случае вы переходите из категории «наставник» в «добрый советчик». Объясняйте и рассказывайте . Пусть лучше сейчас вы потратите на эту тему 20 минут, чем потом столкнетесь с рецидивом или последствиями.

И не забывайте, что малыш делает что-то не для того, чтобы вам насолить или заставить нервничать. Он просто не понимает как себя правильно вести. Вы взрослый и на вас лежит священное право быть проводником для собственного ребенка в этом пока неизвестном для него мире, именно от вас зависит какой путь он выберет.

На этом у меня все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.

Они непроизвольно повторяют эту модель. Но еще хуже, когда они хотят исправить прежние ошибки в новых отношениях.

Что хочешь от жизни? Это является вечным родительским вопросом. Во все времена родители сетуют, что их дети не хотят учиться. Папы и мамы с завидным упорством повторяют этот вопрос и не хотят понимать, что дети вообще не хотят учиться. Родительский талант проявляется именно в том, что ребенка необходимо заинтересовать в учебе.

Родители, обеспокоенные нежеланием ребенка учиться, очень активно увлекаются процессом обучения своего ребенка. Можно сказать, что такие родители почти занимают место своего ребенка за партой. Делают за него все задания, контролируют и укладывают ему рюкзак. Должны же когда-нибудь такие «сумасшедшие» родители остановиться и объяснить ребенку необходимость учиться?

Каждый родитель уверен, что хорошее образование и успешное обучение обеспечат их детям прекрасное будущее. Родители, естественно, правы. Но есть оборотная сторона медали. Интенсивное обучение, страх стать неудачником и быть раскритикованным родителями или получить «почетное» звание «ботаника» могут превратить школьные годы в настоящий ад. Учиться ежедневно «из-под палки» невозможно, в постоянном стрессовом состоянии нельзя полюбить учебу.

Сначала ребенок будет стараться как можно быстрее закончить учебу, а потом всю жизнь будет ненавидеть школу, родителей и учителей, которые заставляли его учиться. Получается, что силой можно достигнуть совершенно противоположных результатов. Не замечали, что большинство детей даже не подходят к пианино после учебы в музыкальной школе.

Сегодня современное образование является сложным и тяжелым делом. Эту «тяжесть» можно ощутить, подняв портфель ученика. Добавьте к этому еще ненасытные амбиции родителей, непомерные требования учителей и т. д. Перед ребенком ставится нереальная задача - осуществить несбывшиеся планы своих родителей. При этом родители не задумываются даже на миг, что их желание может превысить способности их детей. Иногда родители приходят в ужас, когда получают «удовольствие» наблюдать за своим ребенком, которому удалось на некоторое время «оторваться» от родительского контроля.

Большинство родителей убеждены, что их ребенок просто ленится и хочет лишь отклониться от своих обязанностей. Конечно, подобная убежденность имеет под собой основания. Однако не все дети думают одинаково, на самом деле большинство из них готовы учиться. Они могут заниматься и делом, и отдыхом, разумно их сочетая. Дети тоже мечтают об успешном будущем. Они способны хорошо учиться и добросовестно заниматься делом. В таких случаях ребенку необходимость учиться объяснять не потребуется и остается только радоваться. Как же добиться этого?

Прежде всего, родители сами должны понять, что все и всегда контролировать невозможно и не все подвластно регулированию. Если родители смогут понять, что победы, просчеты и поражения детей не только их успех и ошибки, но и детей. Они смогут это объяснить и своим детям. Необходимо дать ребенку немного свободы и научить его самоорганизации. Ребенок намного быстрее откликается, когда ему предоставляют некоторую самостоятельность, когда он занят делом, которое им же организовано и положительный результат будет зависеть только от того, как он сможет распределить свои действия и время.

Получается, что перед родителями не должен остро стоять вопрос, как объяснить ребенку необходимость учиться? Часто такая удушающая забота о своем ребенке возникает у мам, которые не работают и живут только проблемами своего ребенка. Имея много свободного времени, мама начинает «помогать» учиться своему ребенку. Нанимает кучу репетиторов, записывает ребенка во всевозможные секции и группы. От такой интенсивной жизни ребенок становится еще более слабым и невнимательным, а в ответ мама начинает ужесточать контроль. Вместо этого мама должна научить ребенка нехитрым способам управлять собой. Невнимательными и торможенными дети становятся из-за того, что родители все решают за них и делают вместо них. Их опека не имеет вообще никаких ограничений. Еще до школы родители не дают ребенку возможности проявить себя и сделать что-то самому, а с поступлением в школу проблема лишь обостряется.

Свои действия родители подкрепляют оправданиями типа: «Ребенок не справляется же сам! » Именно родители не желают замечать, что источник всех проблем не в ребенке, а в них. Школьник растет, а с ним и усиливается контроль и требование старших. Ребенка сначала уговаривают, потом пугают, что будет в будущем мести дворы, потом переходят к наказаниям и делают все за него. В результате ребенок вообще перестает учиться. Родительское желание и воля отбивает тягу ребенка к учебе.

Задача родителей - понять ребенка и его состояние, почему он сопротивляется учебе. Поставьте на место ребенка себя, а затем представьте, что кто-то постоянно вас контролирует и проверяет: ели ли вы, взяли ли необходимое, выходя из дома, заплатили ли по счетам, объяснились ли с подругой, не забыли ли документы и т. д. ? Все это будет происходить с вами не моментами, а постоянно. Интересно, сколько пройдет времени, прежде чем Вы начнете бунтовать против такой опеки и ненавидеть контролирующего? ! Все это же самое ребенок чувствует против родителей. Теперь представьте, сколько сил тратит ребенок на сопротивление, даже на самое пассивное. Да, уходит очень много сил и энергии для этого. В результате ребенок ослабевает и теряет мотив к учебе.

Что же делать? Нельзя совсем не контролировать ребенка? Кроме того, предоставление современному ребенку полной свободы является самым абсурдным решением со стороны родителей. Родителям нужно будет выбрать или прекрасные оценки в школе, или формирование в нем качества самоорганизации, самоконтроля и самоуправления. Родители должны сформировать в ребенке вкус к победе и успехам. Тяжелая задача, но и родителям никто не обещал простой и легкой жизни.

Каждый родитель мечтает вырастить успешного и счастливого ребенка, который сможет найти свое место в обществе. Конечно, общий портрет такого человека невозможен без слова «ответственность». Развивать это качество нужно с маленького возраста, а вот объяснить малышу необходимость этого трудно. Ведь он сможет понять значение слова только на конкретном примере.

Работаем с малышом

Многие понимают, для чего нужна ответственность, а вот, что она собой представляет, имеют лишь смутное представление. Поэтому к беседе с ребенком нужно тщательно готовиться. Ведь малыш может задать самые неожиданные вопросы, на которые ответить будет очень сложно.

Маленькому ребенку об ответственности не рассказывают, а … показывают собственным примером . Например, если с малышом в возрасте 1 года убирают игрушки и книжки на место родители, то к трем годам он уже начинает это делать сам. Если, конечно, взрослые сами убирают вещи на места, показывая положительный пример. Двухлетнему карапузу можно доверить полив цветов, раскладывание посуды на столе, а четырехлетние дети уже могут самостоятельно убрать игрушки, подмести пол и даже вымыть за собой посуду.

Не нужно заставлять его убираться, если он не хочет, лучше обеспечить его положительными эмоциями и объяснить важность проводимых действий:

  • , чтобы избавиться от вредных микроорганизмов.
  • Игрушки нужно убрать, чтобы не наступить, не споткнуться.
  • Цветы поливают, чтобы они были живыми и здоровыми.

С этого момента начинает формироваться ответственность у ребенка за свои действия. Он начинает понимать, что если цветы не полить, то они завянут, а разбросанные игрушки будут мешать передвигаться по комнате.

Беседа с младшим школьником

Рассказ об ответственности лучше проводить на основе произведения. Таким качеством обладает, например, мальчик из рассказа Л.Пантелеева «Честное слово». Его поступок можно назвать не только смелым и честным, но и ответственным. Можно сказать, что ответственность живет там, где есть честность и порядочность.

Это качество представляет собой обязанность отвечать за свои действия и поступки , которые могут быть непоправимыми (предательство, убийство) или исправляемыми (опоздание, баловство, потеря, порча предметов).

Человек, который совершил ошибку, но признал ее, достоин уважения . Ведь для этого нужно иметь сильный характер, быть мужественным и смелым. Того, кто старается не повторять ошибок, не совершать их, можно назвать ответственным. Такая личность достойна уважения.

После этого ребенку объясняют:

  1. Когда он был маленьким, за него думали родители, решали, что и когда есть, куда идти. Ребенок полностью зависел от них.
  2. По мере приобретения навыков он становился самостоятельнее и ответственнее, ему доверяли посильные дела.
  3. Эти дела постепенно преобразовались в обязанности: ходить в школу, делать домашние задания, заправлять кровать, мыть посуду и т.п. Таким образом, малыш стал нести ответственность за чистоту в комнате и свою успеваемость.
  4. Когда ребенок повзрослеет, он будет отвечать за себя в полном объеме, нести ответственность не только за свои действия и поступки, но и других, зависимых от него.

После беседы нужно уточнить, что малыш на данный момент несет ответственность не только перед родителями, но и перед собой своими товарищами . А затем рассмотреть все примеры ответственного поведения: посещение школы, помощь по хозяйству, помощь друзьям в учебе.

Следующий этап – беседа о безответственности и почему она имеет место: люди не желают брать ответственность за свои действия, поступки («Это не я сделал – это кошка чашку уронила на пол!», «Это не мои следы на полу!») из-за лени, трусости, легкомыслия.

Маленькие дети поступают безответственно потому, что не понимают, к чему приведут их действия: ломают игрушки, едят сосульки . Затем рассматривают ситуации, к чему может привести безответственный поступок людей разных профессий: врача, учителя, пилота, шофера. Приходят к выводу, что такие действия могут привести к очень печальным последствиям, вплоть до смерти зависимых от них людей.

Если ребенок поступил безответственно, то так же могут поступать и другие:

  1. Мама не приготовит завтрак, потому что не хочет рано вставать, поэтому вся семья на работу, в школу и садик пойдет голодной.
  2. Папа не будет ходить на работу, захочет смотреть постоянно телевизор, как итог – финансовые затруднения.
  3. Старшая сестра не поможет разобраться с домашним заданием, потому что пойдет гулять – будет неудовлетворительная отметка и пробел в знаниях.

Чтобы в семье был порядок, каждый должен поступать ответственно, думать о возможных последствиях своих поступков и действий.

Человек поступает так не из-за страха наказания, а потому, что результат безответственного поступка может навлечь несчастье на других людей:

  1. Ребенок учится хорошо, потому что понимает – знания ему пригодятся в будущем, да и огорчать родителей не хочется.
  2. Убираться в комнате нужно, чтобы вещи не терялись и лежали на своих местах, тогда при необходимости их можно будет быстро найти.
  3. Слово, данное другу, нужно сдержать, потому что он может огорчиться.

Стать ответственным очень сложно, ведь для этого нужно научиться управлять своим поведением . Если человек не хочет брать эту ответственность, то его жизнь будет зависеть от других людей.

Литература

Проанализировать ответственность героев дети могут в следующих произведениях:

  • Н.Носов «На горке» — герой своими непродуманными действиями навредил самому себе, но в итоге он не только расплатился за свою ошибку, но и исправил ее.
  • В.Осеева «Плохо» — рассказ говорит о том, что даже за свое бездействие человек должен нести ответственность.
  • А.Экзюпери «Маленький принц» — герой рассказа осознает свою ответственность перед питомцем – Розой.
  • А.Гайдар «Тимур и его команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише» — ответственные мальчики помогают нуждающимся просто потому, что это делает их и мир, в котором они живут лучше.
  • К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» — герой понес наказание за свой проступок, пострадал не только он, но и все жители деревни, ему пришлось долго трудиться, чтобы исправить ошибку.
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — Гринев был наказан за дезертирство из армии.

Со старшими детьми можно разговаривать, как со взрослыми. Чтобы им было понятно, следует дать им порассуждать, направляя наводящими вопросами в нужное русло.

О чем можно говорить:

  1. Однокоренные слова – ответ, отвечать – позволяют разобраться в понятии: ответственность – это умение отвечать за свои действия и слова. Это необходимость отчитываться в своих действиях и отвечать за любые последствия.
  2. Чувство ответственности появляется вместе с выбором человека поступить каким-либо образом. Например, ученик решил сбежать с уроков, осознавая, что ответ придется держать перед директором и, вполне возможно, родителями. Или получил «2» за проверочную и решил исправить. В этом случае отвечать придется перед самим собой, перед своей совестью.
  3. Ответственность может быть личной, когда поступки и слова влияют только на саму личность, и перед другими людьми, когда последствия будут сказываться на окружающих.
  4. Безответственное поведение меняет жизнь только в худшую сторону: опоздал или прогулял урок – недостаточность знаний; нагрубил другу – создал конфликтную ситуацию; не выполнил обещанное – подвел того, кому обещал.

Чувство ответственности характеризуется тремя составляющими:

  • Тот, кто является ответственным.
  • Тот, перед кем отвечают.
  • То, за что несут ответственность.

Пример: школьник несет ответственность перед родителями за свою учебу, а родители несут ответственность перед ребенком за его воспитание и обеспечение.

За каждый безответственный поступок поступает наказание:

  1. Поздно лег спать – не выспался, в школу пошел уставший.
  2. Дрался в общественном месте – административное высказывание.
  3. Не уступил место старушке – осудили окружающие.
  4. Украл – понес уголовную ответственность.

До 18 лет всю ответственность за поступки детей несут родители. Они отвечают перед государством и своей совестью за их недостойное поведение и проступки. Но уголовная ответственность может наступить уже в 16 лет, если было совершено особо тяжкое преступление.

Чтобы избежать такой участи для ребенка, важно правильно воспитывать их , в соответствии с этическими нормами и правилами, формировать в их душе такие незыблемые ценности, как порядочность, ответственность, честность и .

Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности. Коронный номер: произнести во всеуслышание фразу, сказанную папой себе под нос, или воспроизвести бабушкину любимую поговорку про незваных гостей неожиданно нагрянувшим родственникам.

Как научить ребенка «хранить тайну»?

Как же объяснить ребенку, что не все, что он слышит в кругу семьи, стоит повторять при посторонних?

Как показать ему разницу между тем, что он может произнести вслед за Вами, и тем, что не предназначено не только для других, но и для него самого?

«Куда ты лезешь, ослеп?» — невозмутимо произносит малютка, сидящая на заднем сидении, а между тем тепло, и окна в автомобиле открыты. Эта реплика не осталась незамеченной, и папа, смущенно улыбаясь, поспешно уезжает.

Когда впоследствии Анюте пытаются объяснить, что так говорить не следует, она отвечает, что «папа всегда так говорит», и с этим трудно спорить.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Аня, искренне, не желая никого обидеть, произнесла то, что не раз слышала от папы. Дети не видят никаких препятствий для того, чтобы воспроизвести то, что слышали от нас в подобной ситуации. Им пока не понятно, что некоторые фразы взрослые произносят в расчете на то, что не будут услышаны.

В таких ситуациях можно объяснить ребенку, что когда мы из-за чего-то сердимся, то иногда нам требуется произнести какие-то слова, но не для других, а для себя, чтобы выразить свою злость.

Часто, дети с замечательной непосредственностью пересказывают окружающим истории из нашей личной и семейной жизни. Воспитательницы, друзья и родители друзей порой выслушивают забавнейшие откровения наших чад. Эта болтливость порой беспокоит, но на самом деле ребенок не хочет Вас огорчить.

Все, что малыш видит и слышит дома, для него часть его жизни, и, рассказывая о вас, он, таким образом, говорит о себе. Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение, идет ли речь о финансовом положении или о сложностях между мамой и бабушкой.

Ничто не ускользает от внимания детей, не тешьте себя иллюзией, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна.

Внимательно следите за тем, что говорится в кругу семьи. Критикуя в присутствии ребенка свекровь, Вы можете задеть чувства ребенка, ведь он обожает бабушку. Жалуясь на мужа лучшей подруге, Вы также рискуете нарушить равновесие ребенка, ему важно знать, что его папа «самый-самый».

Дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. Иногда пересказывая, не слишком понятные им разговоры другим взрослым, они ожидают реакции на свой рассказ. Таким образом, бессознательно, они пытаются понять, что происходит и как к этому относится.

Также, это может быть попыткой привлечь к себе внимание, особенно если в семье происходят тревожащие ребенка события. Рождение братика, болезнь кого-то из близких, переезд — все это может вызвать у ребенка желание найти собеседника.

Иногда он может начать рассказывать о чем-то при Вас, чтобы обратить Ваше внимание на волнующие его темы. Возможно, он чувствует себя недостаточно включенным в жизнь семьи, и нуждается в том, чтобы Вы объяснили, с чем связаны те или иные события, и сказали ему о том, что Вам понятны его переживания и тревоги.

Неосторожное слово вылетело, и от Вас ждут извинений? Не ругайте ребенка, ведь он повторяет Ваши слова, извинитесь вместо него, разделите с ним ответственность за создавшуюся ситуацию.

Даже если Вы сердитесь или испытываете неловкость, не обвиняйте его, а попытайтесь выяснить, почему ребенку было важно рассказать о том или ином событии. Возможно, чтобы поразить приятелей, привлечь внимание воспитательницы, или вызвать жалость у родителей друга.

Постарайтесь не слишком бурно реагировать на «откровенность» ребенка. Если он поймет, что его слова и поступки имеют силу, он может повторить опыт с единственной целью – спровоцировать Вас.

Если же высказывания ребенка Вас позабавили, не давайте ему понять, что он сказал что-то смешное. Ему наверняка захочется продолжить в том же духе, чтобы порадовать Вас. Когда на семейном сборище четырехлетняя Алина заявила: «У моей тети большие сиси!» — все, конечно, посмеялись. Но маме уже было не до смеха, когда девочка целую неделю повторяла это каждому встречному.

Не говорить что-либо из вежливости – слишком сложное правило для трех — четырехлетнего ребенка.

Только со временем он научится понимать, что можно рассказывать, а что не стоит.

Ведь и взрослые не всегда умеют быть деликатными. И в присутствии детей порой выдают секреты об их личной жизни. Часто взрослые, обсуждая детей, жалуются на них или выражают обеспокоенность тем, что ребенок чего-то не умеет или не знает, таким образом, раня его и лишая поддержки. Представьте себе, какое острое чувство стыда испытывает ребенок, когда Вы рассказываете соседке, что он описался прошлой ночью или что Вы до сих пор кормите его с ложки.

Сложно будет научить ребенка уважению к личной жизни близких, не проявляя уважения к его жизни. Если Вы хотите рассказать о чем-то в присутствии ребенка, спросите его, не будет ли он против, что некоторые подробности о нем узнает кто-то еще. Старайтесь не ранить его самолюбие неосторожными замечаниями.

Для ребенка трех–четырехлетнего возраста важно гордится своими достижениями, чувствовать себя умелым, а Ваши критические высказывания могут лишить его инициативы. Кроме того, в этом возрасте социальные связи ребенка расширяются – он идет в детский сад, где у него постепенно сформируется свой круг общения, свой мир. Именно в это время важно показать ему, что существуют границы между домашним и внешним мирами.

Необходимость сохранять какую-то информацию в «запечатанном» виде вызывает такое сильное волнение, что с ним трудно справиться.

Ведь и нам взрослым знакомо ощущение, когда нас так и распирает от захватывающей новости. Найдите для ребенка повод «потренироваться» в хранении секретов, он обязательно должен быть связан с положительными эмоциями, каким-то радостным событием.

Близится папин день рождения, и он вместе с Вами выбирает подарок? Воспользуйтесь этой возможностью и научите его хранить секреты.

«Ты уже достаточно большой, и я доверяю тебе». «Твой папа любит сюрпризы, поэтому важно хранить секрет».

Таким образом, Вы дадите ребенку почувствовать свою значимость, и он будет очень горд, что Вы доверили ему тайну.

Обязательно объясните ребенку, что существуют вещи, которые нельзя утаивать, о которых совершенно необходимо рассказать родителям. Опасные игры во дворе, школьный рэкет, сексуальное или физическое насилие. Ребенок должен знать, что имеет право говорить об этом, даже если ему сказали, что это секрет.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Как объяснить детям, что нужно хорошо учиться?

Можно ли мотивировать своего ребенка на хорошую учебу? Как объяснить ему важность учебного процесса? Сегодня отсутствие интереса к занятиям у детей — проблема достаточно серьезная. Но каждой семье ее приходится решать. Какие же доводы и аргументы помогают?

Психологи утверждают, что развитию детей способствует познавательный интерес, заложенный уже матушкой-природой. Еще в маленьком возрасте дети начинают интересоваться тем, что с ними происходит, и предметами, которые их окружают. Ребенок даже радостно идет в школу: это же что-то новое, неизведанное. Однако со временем его познавательная активность снижается. Учеба превращается в повинность. Для некоторых уже в младших классах, для остальных — в средней школе.

Марина Золотарева, домохозяйка, г. Волгоград: «Сын во втором классе. Буквально за полтора года его желание учиться и радость от посещения школы сошли на нет. Что делать, ума с мужем не можем приложить. Ведь так все хорошо начиналось, ему все нравилось. А теперь домашнее задание из-под палки буквально делаем. А ведь это только начало. Мы и объясняем важность хорошей учебы, и на собственном примере показываем, но такое впечатление, что ему все равно...».

Наталья Щербовских, бухгалтер, г. Волжский: «Мы постоянно сыну говорим, что, если он не будет хорошо учиться, может сразу отправляться в дворники. Смысл протирать штаны 10 лет? Мы объясняем, что с такими отметками он ничего в этой жизни не добьется. Не знаю, понимает или нет. Я лично по себе помню, что на меня никогда не действовали никакие стимулы. Ни положительные, ни отрицательные. Стимулы были в учебе. Если мне нравился предмет и я в нем разбиралась, то мне было самой интересно, я старалась и преуспевала. А ежели не понимала какую-то науку, никаким калачом меня не могли заставить ею усиленно заниматься. Возможно, сын пошел в меня. Но только с той разницей, что я разграничила предметы в старших классах, а всю начальную школу училась на «4» и «5». Сын уже в третьем не хочет ничего делать».

Безусловно, каждый из родителей старается доступно объяснить своему ребенку важность хорошей учебы. Однако зачастую все мы совершаем одинаковую ошибку, когда мотивируем отрицание, то есть говорим о плохом, о том, что будет, если не будет учиться. А сказать, что произойдет, если ребенок начнет заниматься с удовольствием, забываем.

По мнению психологов, отрицательная мотивация — это прямой путь к невротическим расстройствам, как следствие, снижению успеваемости «на нервной почве», а то и полному равнодушию к учебе в будущем. Более того, постоянный негатив на фоне учебы может привести к потере психологического контакта между взрослыми и ребенком. А это куда хуже плохих оценок!

Формирование у ребенка положительной мотивации к учебе — чрезвычайно сложная для родителя задача. Все-таки это процесс внутренний, происходящий исключительно в сознании самого ученика. Однако помочь ему можно, главное — не допускать при этом ошибок.

Основные ошибки, которые нельзя допускать родителям:

​ не стоит при ребенке высказывать негатив относительно школы, школьной программы (хотя, признаться, сегодня так и тянет это сделать, и совсем не без причины);

​ ни в коем случае не критикуйте действия учителя. Даже если педагог не прав в каком-то конкретном случае, подросток может принять эту критику как несправедливость учителя априори;

​ нельзя мотивировать детей к выполнению домашних заданий с помощью угроз, запретов на любимые дела и шантажа;

​ плохо, если родители не замечают успехов своего чада, относятся к ним равнодушно;

​ никогда не сравнивайте успехи сына или дочери с успехами других детей;

​ не нагружайте ребенка дополнительными заданиями и занятиями сверх меры, иначе он будет просто ненавидеть домашние уроки


Зачем надо стараться?

Дети часто задают такой вопрос. Правильных ответов не так уж и мало. И не все из них заканчиваются фразой «А если не будешь стараться, станешь дворником». Итак, аргументы в пользу хорошей и старательной учебы:

1.​ Хорошая учеба воспитывает ответственность и повышает работоспособность.

2.​ Чем больше ты знаешь, тем грамотнее и самостоятельнее ты становишься.

3. ​ Багаж знаний делает тебя интересным в общении другом и хорошим собеседником.

4.​ С помощью знаний ты можешь развиваться творчески.

5.​ Хорошая учеба повышает твой культурный уровень.

6. ​ Успешная сдача экзаменов предоставляет тебе выбор профессии и возможность стать в жизни тем, кем ты захочешь.

В целом, если вы уважительны к ребенку, всячески подддерживаете его, успокаиваете и ободряете при неудачах и обязательно хвалите за успехи, вы уже многое делаете для своего школьника. Главное — вы укрепляете его веру в себя, а это значит, что ему будут по плечу любые высоты и достижения.

Таша Бережная.