Как развиваются дети после рождения. Как заниматься с новорождённым

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

В этой статье:

Для ответственных и добросовестных родителей правильное развитие новорожденного ребенка является самой важной задачей, ведь родители не должны быть сторонними наблюдателями в становлении и воспитании нового человечка. Поэтому они желают знать все о существующих этапах и нормах развития грудного ребенка по месяцам – от рождения до года. Именно эту информацию вы найдете в нашей статье.

Первый месяц жизни

Сразу после рождения рост детей составляет 50-52 см, а вес – от 3 до 4 кг. Но уже в течение первого месяца жизни эти показатели значительно увеличиваются. Причем растет малыш преимущественно во сне, а спит он 70% от всего времени. И хотя у мамы вроде как остается достаточно времени на адаптацию к новым условиям жизни, она все равно проходит нелегко. Первый месяц самый сложный именно для мамочки. Пока родительница привыкает к материнству, ребенок привыкает к новой обстановке.

В первые четыре недели кроха учится удерживать головку, фокусировать свой взгляд, издавать гласные звуки и прислушиваться к жизни вокруг себя, особенно к разговорам родителей.

Педиатры считают, что самый важный процесс первого месяца – это налаживание эмоционального контакта между матерью и ребенком. Этому способствует прикладывание ребенка к материнской груди в первые два часа его жизни. Так зарождается самая удивительная связь в мире, которая позволяет женщине чувствовать своего малыша даже на расстоянии.

В возрасте от рождения до одного месяца карапуз ест каждые два часа, спит по 20 часов в сутки и общается с окружающим миром посредством плача. 80% деток страдают коликами и газиками, доставляющими дискомфорт и боль. При этом кроха выгибает спинку, сучит ножками и кричит.

Два месяца

В это время у ребенка начинается «период оживления». Он уже умеет не только смотреть на лицо взрослого, но и различать отображенные на нем эмоции. Развитие ребенка к двум месяцам радует более уверенной поддержкой головы, желанием общаться и играть, переворачиванием с бока на спину, гулением и напеванием гласных. Также младенец легко успокаивается на руках и когда сосет пустышку, следит взглядом за приближающимися и удаляющимися предметами, реагирует на маму, подходящую
к его кроватке, оживлением, которое сопровождается взмахами ручек и ножек, улыбкой и мелодичными «напевами».

На втором месяце ребенок прибавляет 700-1000 грамм и вырастает в среднем на 3 сантиметра. В это время важно доброжелательно общаться с малышом, не пугать его резкими звуками и окриками. Уже можно читать сказки, ведь два месяца дети начинают воспринимать информацию. Можете смело закладывать первые кирпичики будущих знаний!

Три месяца

С трех месяцев малыш уверенно держит головку, опирается на предплечья, интересуется яркими игрушками, разговаривает с самим собой, кроме гласных, издает еще и некоторые согласные звуки, самостоятельно высовывает изо рта пустышку, поворачивается со спины на бок. Он становится любопытен и любознателен, узнает
близких, улыбается и гулит во время общения, искренне смеется, распознает источники света и звука, и т.д.

Развитие грудного ребенка не стоит на месте и с каждым днем радует родителей чем-то новым и интересным. Прибавка в весе составляет около 750 грамм, а в росте – 3-4 сантиметра. Кроме всего названного, именно в три месяца родители могут услышать от ребенка его первое «агу». А еще крошка станет меньше спать и дольше бодрствовать. При этом ночной сон будет длинней дневного.

Четыре месяца

С четвертого месяца развитие малыша радует:

В росте малыш прибавляет 2-3 сантиметра, а в весе около 700 грамм. Следует напомнить, что это всего лишь нормы, от которых каждый ребенок может отличаться, ведь все мы индивидуальны.

Пять-шесть месяцев

За пятый и шестой месяцы развитие ребенка делает еще несколько важных шагов вперед. Это:

За два месяца малыш вырастает на 5-6 сантиметров и поправляется на 1500 грамм. Пришло время начать занятия по методике Глена Домана, которая подразумевает многогранное раннее развитие ребенка.

Семь-девять месяцев

Чем радует развитие ребенка к семи-девяти месяцам? Следующими достижениями:

Рацион детей становится более разнообразным. В него включается творог и мясо. Первый необходим для пополнения запасов кальция, требующегося для роста зубов, а второе – для наращивания мышечной массы.

За три месяца ребенок вырастает на 6-7 сантиметров и поправляется на 1800-2000 грамм. При этом наблюдается развитие эмоций, которые становятся все более многогранными.

Десять-двенадцать месяцев

С девятого месяца ребенок начинает подражать животным и взрослым, играет с игрушками,
перелистывает страницы книг, понимает слово «нельзя», ползает, встает, передвигается без поддержки, активно участвует в процессе питания, купания и одевания.

Развитие ребенка в этом возрасте настолько шагнуло вперед, что его уже невозможно отличить от человечка, которого меньше года назад принесли из роддома. С каждым днем движения малыша становятся все совершеннее, слоги и слова – четче, а связь с окружающим миром – теснее.

За три месяца чадо вырастает всего на 3-4 сантиметра, а в весе набирает около килограмма. Отныне малыш будет менее интенсивно набирать сантиметры и граммы, зато начнется стремительное развитие интеллектуальных задатков и способностей, которым и следует уделять внимание. Для этого существует множество методик, большинство из которых начинают работу с детками в возрасте от полугода-года.

Но пока родители доберутся до этих самых систем, хотелось бы вернуться к помесячному развитию крохи, дабы напомнить, что все указанные выше показатели условны. То есть если ваш младенец набирает или растет быстрее/медленнее, больше/меньше, это не значит, что его показатели не соответствуют нормам. Он является индивидуальностью, которая не обязана быть такой же, как все. Ваш карапуз уникален, как и каждый человек на земле. Помните это и любите его за это, а также просто за то, что это ваша плоть и кровь.

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни­какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре­ческого означает «очищение».

Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци­онный шок. Плод, на протяжении девяти ме­сяцев находившийся в утробе матери, в од­ночасье оказывается в совершенно иных ус­ловиях.

Вместо постоянной температуры 37°С - температура помещения, кажущая­ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды - воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости - сила земного тяготения, к которой надо при­выкать.

Было темно - а теперь вокруг яр­кий свет! Было тихо - а сейчас шквал са­мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер­вым криком, малыш находится в особом сос­тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние - состоя­ние отсутствия реакции на внешние раздра­жители. Длится родовой катарсис очень не­долго и заканчивается в момент пересечения пуповины.

В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя­тельного организма. Как только прерывает­ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох.

Этому способ­ствует тот факт, что на протяжении послед­них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис­лорода значительно снижается, что оказы­вает раздражающее действие на дыхатель­ный центр, расположенный в головном моз­ге ребенка.

Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю­щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре­бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже­нии всего периода внутриутробного разви­тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу­ществлять одну из основных жизнеобеспе­чивающих функций - дыхание.

В этот же момент начинает свое функци­онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение - пе­ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом - от сердца к легким.

Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра­щения не функционирует. Вместо него суще­ствуют каналы (шунты), характерные иск­лючительно для плодового кровообращения - овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией.

Эти шунты прекращают свое функционирование посте­пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие - одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.

Именно их нали­чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап­ряжения приспособительных реакций. Про­исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово­рилось выше.

На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде­ния, он практически постоянно громко кри­чит (это необходимо для полного расправле­ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри­утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече­на, он внезапно оказывается отлучен от это­го ритма, от привычного тепла.

Но сопри­косновение с материнской кожей возвраща­ет ребенку чувство защищенности; это каса­ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех - пяти не­дель внутриутробного развития.

Есть пред­положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли­зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко­иться и, казалось бы, беспричинно плакать.

И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос­ле родов является основой спокойствия ма­лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо­получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями.

Контакт «кожа к ко­же» необходим, потому что тактильный ана­лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро­бе у матери.

Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете­нышей, когда их лижут, - сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро­дов - отделению последа в результате реф­лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро­дов) также способствует увеличению коли­чества молока и продолжительности перио­да лактации.

Даже если ребенок не будет со­сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци­ей» ребенка, то есть своеобразной привив­кой от многих болезней, так как вместе с мо­лозивом в организм малыша попадают за­щитные антитела.

Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел­туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре­бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново­рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы.

Микроорганизмы с ко­жи матери лучше других приживаются у ре­бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша - долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо­ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре­бенка наступает период относительной ста­билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак­репляются, и малыш отдыхает. Если он бла­гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы­пает.

Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо­лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги.

А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра­ботка тепла. К тому же у всех новорожден­ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной.

Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на­зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно.

Особенно это актуально для де­тей, рожденных до срока, у кото­рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас­тую переходя из физиологичес­кого состояния в начальную ста­дию заболевания.

Еще один очень важный мо­мент адаптации - иммунологи­ческий. Находясь в утробе мате­ри, плод пребывает в стериль­ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им­муноглобулинов - защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко­торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы­вается трансплацентарным.

Собственный же иммунитет но­ворожденного весьма несовер­шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло­булинов класса А, которые отве­чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста­точное содержание интерферонов - веществ, предохраняю­щих от вирусных инфекций.

В любом случае ребенок рождает­ся, находясь в состоянии имму­нодефицита. Это состояние усу­губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло­да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб­ное инфицирование.

Попадая в новую среду обитания, новорож­денный оказывается окружен­ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук­вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за­селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про­тяжении очень длительного пе­риода времени.

Поэтому для не­го очень важно, чтобы эти мик­роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела­телен непосредственный кон­такт кожи ребенка с кожей ма­тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от­нюдь не стерильным миром, ре­бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо­левания. Но атака слишком мощна, и силы - неравны.

По­этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль­ной инфекции, поэтому его ок­ружают в стенах родильного до­ма такой стерильностью, поэто­му так строги требования к ре­жиму в детских отделениях род­домов. Иммунитет будет трени­роваться, укрепляться букваль­но с каждым днем. Начнется ак­тивная выработка антител.

Но происходит это не сразу, а толь­ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо­чется еще раз подчеркнуть зна­чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по­могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала­дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва­нии мама обычно кормит ребен­ка по требованию, а не по часам.

Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/805/mat-i-ditya

Особенности новорожденных: развитие по неделям

Рождение ребенка - событие, которое полностью меняет жизнь новоиспеченных родителей. Следующие несколько месяцев их мысли будут заняты исключительно малышом - его жизнью, развитием, питанием. Они будут находиться с крохой, думать о нем, опекать его. И это - абсолютно естественно: включаются родительские инстинкты. Какие они, особенности новорожденных в первые недели жизни?

Впрочем, включаются они даже раньше: будущие мама и папа много читают, чтобы понять, каковы особенности новорожденных, что нужно купить для крохи и как организовать его режим, чтобы это принесло пользу.

И, кажется, все понятно. Но когда берешь на руки этот маленький сверток с такими не по-детски выразительными глазами, многое тут же забывается. Потому время от времени информацию нужно освежать в памяти.

Конечно, каждый малыш - особенный. Но есть общие тенденции, которые помогут определить, все ли в порядке у крохи с развитием. Именно об этом мы и расскажем родителям: как выглядит развитие новорожденного по неделям?

Кто такой новорожденный?

Ребенок считается новорожденным до достижения им месячного возраста. То есть, первые 4 недели. Именно в это время происходит наиболее стремительное развитие детского организма.

Несмотря на маленькие внешние размеры, это очень сильный и сложный механизм, который в течение первого месяца проделывает колоссальную работу. Со стороны кажется, что если малыш наконец заметил игрушку или улыбнулся маме - в этом нет ничего особенного.

А на самом деле это - действительно важные шаги в развитии крохи.

В момент рождения в функционировании детского организма происходят перемены: он больше не получает питание через пуповину и плаценту - приходится запускать пищеварительный тракт; в животе у мамы крохе не приходилось дышать самостоятельно - теперь нужно активировать и этот процесс; начинает работать мочевыделительная система, изменяются состав крови (на смену фетальному гемоглобину приходит взрослый) и процесс обмена веществ (выводится углекислота); активируется рефлекторная терморегуляция организма.

Самое главное, что предстоит сделать родителям - обеспечить три основных аспекта жизни новорожденного:

  • выстроить режим сна и бодрствования;
  • осуществлять гигиенический уход;
  • кормить кроху.

Каждую неделю ребенок обретает новые навыки, что делает его более активным и интересным. О чем именно идет речь?

Неделя первая

Родители сразу обращают внимание на цвет малыша: его кожа, привыкая к новой среде существования, меняет свой оттенок от красного до бледно-розового. Примерно на пятые сутки она может начать шелушиться - это происходит из-за чрезмерной сухости. Совсем скоро кожный баланс стабилизируется, а пока можно смазывать кожу детским или просто стерилизованным оливковым маслом.

У некоторых деток появляется физиологическая желтушка – она выражается характерным оттенком кожи. Это вызвано повышенным содержанием билирубина в крови и проходит через 5-10 дней. В роддоме, чтобы ускорить этот процесс, малыша могут положить под УФ-лампу.

Первую неделю жизни малыша - посвятите его адаптации

С первым прикладыванием к груди в ранее стерильном организме новорожденного заселяются полезные бактерии - микрофлора. Через несколько суток организм уже будет выводить не густой темный меконий, а более светлый и мягкий желтый стул.

Для малышей первой недели жизни естественной является незначительная потеря веса - до 10% от начального. Это вызвано и отсутствием грудного молока (ведь в первые дни у мамы есть только молозиво - питательная, но весьма ограниченная в количестве субстанция) и существенными затратами энергии - на плач и на еду.

Малыш еще не умеет фокусировать взгляд. Даже более - возможно легкое косоглазие, но оно имеет физиологический характер (мышцы глазных яблок еще слабы) и проходит само. Зато кроха прекрасно различает запахи и может таким образом определить, подходит к нему мама или кто-то другой, еще не знакомый.

Неделя вторая

Эта неделя - период активного набор веса. Малыш не только вернется в прежний вес, но даже увеличит его в среднем на 150 г.

А еще заживает пупок, потому кроху можно выкладывать уже на животик.

Правда, появляются в этот период и трудности: начинает активно функционировать кишечник, потому малыша могут беспокоить колики. И продлится это беспокойство следующие 2-3 месяца. Оно спровоцировано повышенным газообразованием в кишечнике, но медицинские препараты и «домашние» методы помогут облегчить детское самочувствие.

В этом возрасте малыш уже может сосредоточить взгляд на ярком предмете и начинает более четко видеть изображение - так он безошибочно распознает наклонившегося к нему родителя.

Неделя третья

Она чуть менее насыщена новыми достижениями, чем предыдущая: продолжается набор веса и, к сожалению, зачастую продолжают беспокоить колики. Могут добавиться срыгивания - чтобы их избежать, грудничка после приема пищи носят «столбиком».

Носите малыша «столбиком», придерживая его головку

Вместе с тем малыш начинает активнее двигать ручками и ножками. Это еще далеко не точные, размеренные движения - но именно поэтому они столь умилительны.

Особо развитые детки уже в этом возрасте могут, лежа на животе, поднимать головку. Пока всего на несколько секунд, но скоро удерживать головку он будет гораздо дольше - нужно только окрепнуть шейным мышцам.

В этот период родители уже могут понять, как легче успокоить малыша: укачиваниями, пением или, может, кормлением. Грудничок уже может поворачивать голову, услышав знакомый голос. А если видит что-то новое, заинтересованно затихает и рассматривает это. А еще он умеет хватать за пальцы и пряди волос!

Неделя четвертая

Многие родители отмечают, что в этом возрасте малыш уже не похож на того, каким он был две-три недели тому назад.

Действительно, внешность меняется, да и взгляд становится осмысленным, движения имеют определенную цель.

Кроха держит голову гораздо более уверенно, становится четко виден родничок - мягкое место на головке, которое до полного зарастания (а происходит это около года) нуждается в защите.

Кроха умеет выражать свои эмоции - радость и недовольство. И это позволяет родителям лучше его понять. А еще он вырастает примерно на 4-6 см, потому вещички, которые раньше были в пору, теперь малы - пора менять гардероб.

Так проходят первые 4 недели жизни малыша, в каждую из которых ребенок радует родителей новыми навыками. В это время у малыша срабатывает множество рефлексов - они также помогают наблюдающему врачу составить клиническую картину здоровья и развития пациента. Что же это за рефлексы:

  1. защитный - при выкладывании на живот кроха инстинктивно поворачивает голову на бок, чтобы не задохнуться;
  2. сосательный - малыш активно сосет грудь, соску у бутылочки, пустышку и даже палец, если тот случайно или намеренно попадает ему в ротик;
  3. хватательный - при надавливании на середину раскрытой ладошки она плотно сжимается;
  4. подошвенный - при надавливании на подушечку стопы, пальцы малыша резко сжимаются;
  5. ползательный - при выкладывании малыша на живот если его ножкам дать опору, он от нее оттолкнется, имитируя ползание.

После появления на свет развитие малыша происходит особенно стремительно. Пройдет всего 28 дней, и это будет уже не новорожденный, а просто грудничок - он станет заметно взрослее, действия будут осознанными, а лицо сможет передавать эмоции. Кроха продолжит радовать новыми достижениями, но теперь они будут появляться гораздо реже.

Малыш появился на свет: он такой маленький и беззащитный! У молодой мамы сразу возникает множество вопросов: как правильно ухаживать, понимать, на что стоит обращать внимание. Каждый день приносит все новые вопросы, поэтому важно знать развитие новорожденного по неделям, чтобы не впадать в панику при проявлении тех или иных рефлексов и особенностей малыша.

Характеристика периода новорожденности

Первые 28 дней жизни малыша считаются периодом новорожденности. Этот месяц очень важен для маленького человечка, ведь развитие новорожденного по неделям идет семимильными шагами.

Все, что происходит вокруг ребенка - ново для него. Период новорожденности - время, когда главенствующую роль играет тот набор рефлексов, с которым малыш появился на свет.

Поисковый рефлекс. Выражается в том, что ребенок начинает искать источник пищи ртом и поворачивать головку, если коснуться его нижней или верхней губы.

Сосательный рефлекс. Малыш производит сосательные движения при касании его губ или языка каким-либо раздражителем.

Ладонно-ротовой рефлекс. Ребенок открывает рот, если надавить на его ладошку в области большого пальца.

Хватательный рефлекс. Малыш сжимает кулачок, если надавить на его ладошку.

Шаговый рефлекс и рефлекс опоры. Ребенок поджимает ножки, если взять его под мышки, а если почувствует опору, встанет полной ступней и даже сделает шажки, если наклонить его чуть вперед.

Защитный рефлекс. Необходим ребенку, чтобы не задохнуться в положении лежа на животике. Выражается в том, что малыш поворачивает головку набок, если лежит на животе.

Физиологические особенности новорожденного

Есть еще ряд особенностей только родившихся малышей: их не стоит бояться, это вполне нормальное состояние ребенка. К таким особенностям относятся, например, роднички - участки черепа, не прикрытые черепной костью.

У 60-70% новорожденных наблюдается желтушность кожи - это нисколько не связано с наличием гепатита, просто кровеносная система начинает функционировать в соответствии с новыми условиями в воздушной среде - отсюда наличие в крови билирубина, который и окрашивает кожу в желтый цвет.

Не стоит пугаться и небольших белых пятнышек на личике малыша - это результат наличия у него женских половых гормонов эстрогенов - он их получил от мамы.

Нормальная температура тела новорожденного - 37-37,5 градуса, он еще не научился регулировать этот показатель.

Следует помнить, что острота зрения у младенцев существенно отличается от взрослых. Это объясняется фокусным расстоянием, которое равно 50 см, постепенно малыш научится фокусировать глаза на предмете.

Основные тенденции в развитии малыша

Родившись на свет, ребенок испытывает тяжелейший стресс: ему приходится заново приспосабливаться к окружающим его условиям и образу жизни. Ново для него все, начиная от окружающей температуры и заканчивая необходимостью требовать пищу. Можно сказать, что малыш привыкает жить заново, это же происходит с его организмом: все системы начинают очень быстро развиваться и приспосабливаться.

Новая среда холоднее, светлее, шумнее той, в которой он обитал до этого. Чтобы помочь малышу, нужно чаще брать его на руки (не бойтесь приучить, избаловать ребенка - именно сейчас это просто необходимо). Намного лучше, если малыш будет слышать стук маминого сердца, ведь он сопровождал ребенка все 9 месяцев внутриутробного развития.

Первая неделя

Раскрывать развитие новорожденного по неделям начнем с первых 7 дней его жизни. Это время знакомства малыша с окружающим миром. Как правило, тяжелее всего дело обстоит с пищеварительной системой, ведь ребенок получал все необходимые вещества через плаценту, а теперь не просто должен сам добывать пищу, но и перерабатывать ее. Рождается малыш с полностью стерильным кишечником, лишенным какой-либо полезной микрофлоры, и должно пройти определенное время, чтобы пища стала хорошо перевариваться. Отсюда - частые проблемы с коликами и болями в животике. Нередко малыши первой недели теряют в весе из-за проблем с усвоением пищи.

Первородный стул темного цвета постепенно становится обычным для новорожденного ребенка, светлым, имеющим кашицевидную структуру.

Кожа малыша также приспосабливается к окружающей среде: возможны шелушение, краснота и пожелтение. О последнем мы уже говорили, а вот шелушение связано с тем, что малыш из водной среды попадает в воздушную. Тут важно следить за увлажненностью воздуха в комнате малыша, использовать детские крема или масло. Покраснение кожи ребенка первой недели жизни не следует воспринимать как патологию. Наоборот, это говорит о том, чтосделав первый вздох, он расправил легкие и максимально насытил кровь кислородом. Краснота будет проходить по мере того, как станет изменяться тонус сосудов и их приспособление к внеутробной жизни. Как правило, к концу первой недели она проходит вместе с шелушением.

Чтобы помочь малышу быстрее приспособиться к новым условиям, нужно знать, как происходит развитие новорожденного ребенка по неделям и месяцам, какие изменения должны произойти, а при наличии каких следует бить тревогу. Так, синюшняя кожа малыша говорит о неправильной работе систем жизнеобеспечения.

Сон недельного ребенка занимает большую часть его времени - 12-16 часов в сутки. Он просыпается, чтобы поесть, и опять засыпает. Перерыв между кормлениями - 2-3 часа.

Фокусировать взгляд на предметах малыш может недолго и на небольшом расстоянии (не больше 15 см).

Слух у недельного ребенка уже хорошо развит, однако различить, что это за звук, малыш не может. Громкие звуки вызывают у него боязнь (ребенок вздрагивает), а тихие, спокойные мотивы способны убаюкать.

Обоняние - еще одно чувство, которое весьма хорошо развито у недельного малыша. Так, маму он хорошо выделяет среди других по запаху грудного молока, исходящего от нее.

Вторая неделя

Какой новорожденный 2 недели? Развитие его быстро идет вперед. Желтушность, покраснения и прочие проблемы с кожей остаются позади, ребенок приобретает нормальные черты.

Процесс кормления постепенно налаживается, малыш сосет активно и с удовольствием. Вес начинает прибавляться, однако могут начаться проблемы колик и скопления газов в кишечнике. К сожалению, этому подвержен каждый четвертый новорожденный ребенок (2 недели). Развитие моторики кишечника продолжается - он опорожняется всего 3-4 раза за день. Проблема колик может сохраниться вплоть до 4-месячного возраста малыша.

Спит двухнедельный ребенок уже меньше, по 15 часов, периоды бодрствования увеличиваются. Он постепенно начинает фокусировать взгляд на лицах взрослых, разглядывая отдельные части их лиц: глаза, губи, брови. Малыш может заинтересованно разглядывать яркие или контрастные игрушки. Он начинает различать ласковые голоса окружающих: мамы, папы или того, кто ухаживает. Именно в этот период кроха одаряет окружающих своей первой улыбкой.

Третья неделя

Исполнилось 3 недели новорожденному. Развитие всех функций организма продолжается. В этот период ребенок активно познает то, что его окружает: он хорошо знает голос мамы, уже показывает плачем, когда его что-то беспокоит. Начинает проявлять характер: например, может заплакать, если ему не нравится надевать чепчик или переодевать подгузник.

Когда наступает 3 недели новорожденному, развитие зрения приносит свои плоды: ребенок подолгу разглядывает предметы, понимает положение своего тела, крутит головкой, смотрит по сторонам. Фокусное расстояние увеличивается до 20 см.

Врожденные рефлексы развиты очень активно, например, хватание и подергивание ножками при держании его на твердой поверхности.

Четвертая неделя

У ребенка первый юбилей - месяц, 4 недели новорожденному. Развитие его уже достигло весьма внушительных результатов. Маленький человечек - настоящий исследователь окружающего мира. Он не только активно крутит головкой на руках у взрослых, но и на какое-то время поднимает ее и пытается крутить из положения лежа.

Яркие, гремящие и шуршащие предметы могут надолго заинтересовать малыша, он даже сопровождает их взглядом.

Ребенок может лежать в кроватке один, бодрствуя, разглядывая игрушки. Однако присутствие взрослых и их тактильные контакты с малышом очень важны. С ребенком необходимо подолгу разговаривать, ведь он уже улавливает оттенки интонации, улыбается в ответ на улыбку. Завершение периода новорожденности - так называемый комплекс оживления, когда малыш начинает активно работать ручками и ножками, как только видит взрослого.

Основные выводы: таблица

Поможет проследить развитие новорожденного по неделям таблица, в которой отразим основные изменения в жизни крохи первого месяца жизни:

Пищеварительная система

Физиология, сон

Рефлексы

В норме - потеря веса на 500-600 г;

Формируется стул светлого цвета;

До 12 испражнений в сутки.

Покраснения, шелушения, желтушность кожных покровов;

Сон до 16 часов в сутки.

Не может долго фокусировать зрение на 10-15 сантиметрах

К концу первой недели проявляются основные рефлексы;

Хорошо слышит, но звуки не различает.

Находит маму по запаху.

Активно ест, набирает вес;

3-4 испражнения в сутки;

У 20% детей начинаются колики.

Кожные проблемы проходят;

Сон до 15 часов в сутки.

Фокусирует взгляд на отдельных частях лиц взрослых.

Начинает корректно работать вестибулярный аппарат.

Различает ласковые слова, улыбается в ответ.

Изменений нет

Период бодрствования увеличивается, лежит в кроватке, разглядывает окружающие предметы

Фокусное расстояние увеличивается до 20 см, отдает предпочтение ярким, шуршащим предметам

Осматривается, поворачивает голову, когда его держат на руках.

Оповещает плачем родителей, когда ему что-либо нужно, четко различает интонацию: темпераментную и спокойную

Четвертая

Пища переваривается лучше

Достаточное время может находиться один в кроватке

Осознанно рассматривает окружающие предметы, следит за движущимися игрушками.

Ненадолго поднимает и поворачивает голову из положения на животике;

«Комплекс оживления» - основное достижение новорожденности

Как видим, развитие новорожденного по неделям - очень важные вехи первых дней его жизни, которые должны быть под особым контролем родителей и педиатров.