Как я в праге попал в публичный дом. Как были устроены публичные дома и кто там работал

В России, как и в других странах, проституция существовала издревле. Однако в средние века в нашей стране не было официальных борделей, как в Западной Европе.

Власти всегда обижали бедняжек. Известен изданный в 1649 Алексеем Михайловичем указ, в котором царь требовал следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было».

Начало широкому распространению проституции и одновременно официальной борьбе с нею было положено во времена Петра I. Иногда даже приравнивая продаваемые ими утехи к курению.

"Беречь накрепко, чтобы в городе, на посаде, и в уезде… и в деревнях разбоев, и татьбы, и грабежу, и убийства, и корчем, и блядни, и табаку ни у кого не было; а которые люди учнут каким воровством воровать, грабить, разбивать и красть или иным каким воровством промышлять и корчмы, и блядни, и табак у себя держать, тех воров служилым людям велеть имать и приводить к себе и сыскивать про их воровство накрепко".

1716 – Петр I запрещает проституцию при полках и отказывает в бесплатном лечении солдат от «французских болезней» (венерических, в первую очередь сифилиса). Военный устав 1716 требовал пресекать наличия проституток при солдатских полках. В то же время в стране появились публичные дома, количество которых пытались сокращать разными указами и постановлениями, начиная с 1718. Указом 1719 г. таковых солдат и офицеров лишали по увольнении льгот и чинов. В 1721 г. Петр I учреждает «прядительные дома» для «непотребного неистового женского пола» – что-то вроде тюрем для проституток с обязательной трудовой повинностью.

"Понеже правительствующему Сенату известно стало, что во многих вольных домах происходят многие непорядки, а особливо многие вольнодумцы содержат непотребных женок и девок, что весьма противно христианскому благочестивому закону. Того ради смотреть, ежели где такие непотребные женки и девки, тех высечь кошками и из тех домов их выбить вон…"

При Екатерине II правительство приняло указы, направленные не только на пресечение занятий проституцией, но и на перевоспитание падших женщин (их направляли работать на фабрики или передавали в «смирительные дома»). Был издан «Устав городского благочестия», в котором вводились обязательные врачебные осмотры и пребывание проституток в специально отведенных для этого районах. 1771 – Сенат издает указ «О безотворотном приеме на фабрики на работу непотребных девок, присылаемых из полицмейстерского управления» – до этого проституток, решивших начать новую жизнь, на работу никуда не брали.

1782 – Екатерина II вводит штрафы для устроителей борделей и полугодовое заключение в смирительном доме для проституток.

1800 – Павел I приказывает ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам». Это были последние карательные меры по борьбе с проституцией в царской России.

Николай I в 1840 вернулся к системе регламентации и врачебно-полицейскому надзору за проституцией. В интеллигентской среде дореволюционной России сложилось представление о проститутках как о «жертвах общества», достойных жалости, а не осуждения.

1843–1844 – Для быстрого ограничения распространения сифилиса в Петербурге и Москве впервые приняты меры, регулирующие проституцию, а не запрещающие ее: появляются специальные «Правила для содержательниц домов терпимости» и «Правила для публичных женщин». Проституток, женщин старше 16 лет, ставят на учет во врачебно-полицейских комитетах, отбирают у них паспорта, а взамен выдают особые свидетельства – «желтые билеты». Их обязуют проходить медосмотр. Бордели разрешают содержать только женщинам, они обязаны обеспечивать чистоту и порядок и не допускать к проституткам малолетних клиентов.

1857 – Открыт первый в России Дом милосердия для несовершеннолетних – он обустроен на деньги великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, для «падших» девочек младше 16 лет. Здесь им преподают курс двухклассного городского начального училища и обучают ремеслам.

1861 – Введено ограничение по возрасту для содержательниц публичных домов – от 35 до 55, а также регламентировано место размещения борделей – не ближе чем 150 саженей (около 300 м) от церквей, училищ и школ.

1901 – Возрастная планка для работы проституток повышена с 16 лет до 21 года. На деле же большинство публичных женщин, даже живших при официальных домах терпимости, младше – от 11 до 19 лет. К этому времени количество зарегистрированных публичных домов в городах России превысило 2400, проституток в домах терпимости – 15 000, а одиночек – 20 000. Впрочем, вряд ли официальные сведения были полными.

1903 – Врачебно-полицейским комитетам поручено разыскивать и привлекать к суду тайных проституток, сутенеров и содержателей притонов, надзирать за легальными борделями и девицами, организовывать их врачебный осмотр и лечение, а также помогать несовершеннолетним, беременным и «возвращающимся к честному образу жизни».

Публичный дом был заведением серьезным.

Он не должен был иметь никаких вывесок, расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть "достаточно большим".

Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы.

Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.

Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в уже упомянутый "Калинкин дом".

Т.к. проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом.

Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке. Правила эти, полагаю, соблюдались когда как.

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели…

15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае не использовать косметики.

Власти были к ним, впрочем, были лояльны: в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось: п. 18 « …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности».

Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества - так называемых «разрядных женщин». Хочешь заниматься первой древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учет в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «желтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», скатившись в категорию отверженных обществом, и что полиция не только может, но даже обязана регулярно организовывать регулярные медицинские осмотры.

Стать жертвой этого порядка можно было очень легко - для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто по доносу квартирохозяина - и все, путь назад, к обычным людям был отрезан. Имея на руках желтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только одним способом - своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было довольно сложно, да и незачем - кому нужна была бывшая «гулящая». Так что, как правило, попавшие в этот капкан женщины профессию не меняли до самого своего конца, и часто он наступал довольно быстро.

Но и в общей массе проституток можно было выделить две категории - уличные и жившие в публичных домах. Как правило, в уличные женщины шли или новички, не освоившиеся со своей новой жизнью, или, наоборот, опытные профессионалки, зачастую уже больные, отработавшие свое в публичных домах и постепенно, с утратой привлекательности и молодости, скатывавшиеся все ниже и ниже. Уличный промысел считался самым дном, ниже которого опуститься уже нельзя.

Несравненно более везучими считались те, кому удавалось попасть в легальные публичные дома, которые тоже делились по разрядам - от дорогих и фешенебельных, где могли удовлетворить самые разнообразные прихоти и фантазии посетителей, до мерзких грязных притонов, посещаемых в основном, представителями криминального мира Москвы.

Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия - их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, - необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины. Изредка, очень редко, попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей - изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.

Как же попадали женщины в публичные дома? Обычно, самым банальным для того времени путем - барин обольщал горничную, работницу на фабрике совращал мастер, затем про это узнавали - и женщина оказывалась на улице. А тут их поджидали заботливые «хозяйки» средних лет, которым требовались именно такие, обязательно симпатичные «служанки». Девушек для начала немного подкармливали, обещали щедрый заработок, и уже потом объясняли суть будущей работы. Большинство, намыкавшись по улицам, безропотно соглашались, боясь потерять кров над головой.

А иногда девушки попадали в лапы «мадам» буквально прямо из дома, только приехав из деревни или другого города на поиски работы. Далее шла опробованная схема - и работа находилась, - только, правда, немного не та, на которую бедняги рассчитывали. Впрочем, большинство и не роптало, и даже считало себя везучими, - ведь им не приходилось больше работать с утра до ночи, бояться потерять кусок хлеба и жить впроголодь.

Класс борделя зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» («грузинских княжон», «маркиз времен Людовика XIV», «турчанок» и т.п.), а также сексуальными изысками. Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло.

По словам доктора Ильи Конкаровича, занимавшегося в XIX веке исследованием проституции, в дорогих домах проститутки «своими хозяйками принуждаются к самому утонченному и противоестественному разврату, для каковой цели в самых шикарных из таких домов даже устроены бывают особые приспособления, дорого стоящие, но тем не менее всегда находящие себе покупателей. Существуют дома, культивирующие у себя какой-то один вид извращенного разврата и приобретшие себе своей специальностью широкую известность». Эти бордели предназначались для небольшого числа состоятельных постоянных клиентов.

Об одной из затей дорогих домов терпимости есть возможность рассказать подробнее. Речь идет о комнатах, отделанных зеркалами. Туда собиралось несколько пар, зажигали спиртовые светильники, и начиналась попойка. Через некоторое время куртизанки принимались танцевать и раздеваться… в конце концов, все кончалось оргией, многократно отраженной в зеркалах при дрожащем свете спиртовок. Говорят, «аттракцион» пользовался популярностью.

"Архив судебной медицины и общественной гигиены" отмечает что "публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест…"

И в заключение:

"…не подведя трагического итога разрушительной для нашей страны деятельности большевиков, не дав ей ясной и окончательной духовной оценки в русле тысячелетнего самосознания родной для нас, православных россиян, но совершенно чуждой им Святой Руси - мы никогда не сможем построить - по благим и вековечным ее заветам! - подлинно осмысленной и по-настоящему доброй жизни".

Выводы, как всегда, делаем сами.

Сразу хочу предупредить, что было это очень давно. В те времена алкогольные напитки в Чехии запрещено было продавать после 24 часов. Все отделы в магазинах закрывались и бухло можно было взять только в барах и ресторанах.

Как там сейчас с этим делом ситуация - не интересовался.

Поселились мы в отеле на окраине Праги в красивом районе с невысокими особняками и тихими улочками. Напротив гостиницы стоял особняк современной постройки стилизованный под старинный замок. На нем было написано «Бар», «Сауна» и «Массаж». Особняк был настолько красивый, что многие туристы из нашего отеля на его фоне фотографировались.

Мы хорошо «посидели» в номере - обсуждали все увиденное за предыдущие дни. Выпивка у нас закончилась как раз к полуночи. Я пошел пополнить запасы на первый этаж нашего отеля. Отдел с алкогольными напитками был закрыт решеткой. Как говорится: глаз видит а зуб неймет. Ну что делать!? Начал думать и тут вспомнил, что на соседнем красивом особняке была надпись «Бар», значит там точно можно что-то алкогольное купить. Скорее всего там еще не закрыто. Вышел на улицу и направился через дорогу.

На входе меня встретил огромного вида мужчина. Сразу видно - местный вышибала.

Бар? - спросил я.

Бар!!! - ответил он мне и пропустил внутрь.

За дверью была маленькая комнатушка примерно четыре на четыре метра. Там стояло одно кресло и барная стойка. За стойкой никого не было и там стояли три бутылки вина и две бутылки водки. Кроме входной двери на противоположной стороне комнаты была еще одна большая дверь. В комнате никого не было.

Бар???? - опять переспросил я.

Бар - ответил здоровяк.

Сколько стоит эта бутылка? - я ткнул пальцем в одну из бутылок вина.

А эта? - я указал на соседнюю бутылку.

А водка?

50 евро!!!

Не понял. Тут у вас бар?

Интересно… и почем массаж?

Полчаса - 50 евро, час - 70. У нас дешево! Дешевле чем в центре Праги, - рекламировал вышибала услуги своего заведения. На этом словарный запас английских слов у здоровяка закончился и он крикнул в другую дверь: «Марта!»

Выскочила симпатичная худенькая девушка. Видно она лучше знала английский и была у них заодно переводчиком. Он поговорил с ней о чем-то на чешском. И Марта принялась мне говорить, что я обязательно должен попробовать у них этот массаж. Что у них дешево и мне обязательно понравится.

А что за массаж? - поинтересовался я.

Я не могу объяснить, это надо попробовать.

Как же я могу согласиться на услугу, если даже не знаю что это будет. Ты точно уверена, что это именно массаж, а не что-то другое? - меня начали одолевать смутные сомнения. Я подозревал, что под словом «массаж» скрываются банальные сексуальные услуги.

Скажи мне, Марта, тут действительно делают массаж???

Я не могу сказать, это надо пробовать…

Как я могу за что-то платить, если даже не знаю за что?!?!

Марта не знала что сказать, наверно произносить слово «секс» в этом заведении было запрещено. Скорее всего проституция официально запрещена в Чехии законом и это дело прикрывают безобидными словами «сауна + массаж». Тут здоровяк показал мне жестами какой именно будет массаж и мои последние предположения подтвердились. Я попал в публичный дом!

Я не могу тут остаться, меня в отеле друзья ждут, - начал я придумывать причину, чтоб не оставаться.

Ничего, при желании мы сможем обслужить всех твоих друзей. Зови их сюда! А там у тебя только мужчины?

И мужчины и женщины…

Лесбиянства не будет, - запротестовала Марта.

Все будет! Веди всех сюда! - сказал вышибала. Видно мнение девушек его не сильно интересовало. Деньги терять из-за такой мелочи как несогласие на лесбиянство ему точно не хотелось.

Тут из внутренней двери появился коротышка азиатской внешности.

Тебе понравилось, - поинтересовался у него вышибала.

Не оСень. Я хотелЬ больСой белый девуСка! - он показал руками вверх, выше своей головы (на сколько у него хватило рук). Дальше он показал руками всю фигуру. Объем бедер предполагаемой блондинки получился примерно в три раза больше, чем он сам.

Приходи на следующей неделе, у нее сейчас выходные…

На следующий день я рассказал знакомым на фоне какого здания они вчера фотографировались. А вообще Прага очень красивый старинный город с красивыми зданиями и мостами. Но об этом наверно и так все знают, лишний раз рассказывать будет неинтересно. J

Встречаются двое друзей, которые не виделись несколько десятков лет. Первый спрашивает:
- Как поживаешь?
- Отлично, есть и дача, и машина, и квартира, короче, все, что нужно.
- И как тебе удалось всего этого добиться?
- Да вот, держу один трехэтажный бордель: на первом этаже проститутки от 18 до 25 лет, на втором - от 25 до 45 лет, а на третьем - голубые.
- Везет же тебе!
- Не скажи. Если бы ты знал, как тяжело мне все это досталось, ведь в первое время у меня были очень большие напряги с деньгами, поэтому мне пришлось отправить свою дочь на первый этаж, жену - на второй, а самому идти на третий…

Франция. Париж. Бордель. Хозяйка в холле встречает посетителей. Вводят под руки сухонького, трясущегося старичка. Хозяйка к нему:
- Что угодно?
- Комнату и пять женщин.
У хозяйки круглые глаза, но раз клиент платит… Через пару часов выходит дедуля.
Хозяйка к нему:
- Извините за нескромность, месье, но как это? В таком возрасте - и в таком количестве?
Он ей (дребезжащим голосом):
- Вы знаете, меня недавно парализовало. И очень удачно!

Что у Вас за бордель!? Даже нечего выпить!
- Молодой человек - в гастрономе напротив тоже некого вы*бать… Но никто не жалуется!

В парикмахерской сидят лейтенант и прапорщик.
Парикмахер после окончания стрижки спрашивает у лейтенанта:
- Одеколон желаете!
Лейтенант в ответ:
- Нет, нет! Когда от меня пахнет одеколоном, жена думает, что я в борделе был!
Прапорщик на этот же вопрос отвечает:
- Давай одеколон, не жалей! Моя жена не знает, как бордель пахнет!

Весь мир бордель, а люди стриптизеры.

В бордель со своей бабой не ходят.

Когда бордель перестает приносить доход, то на улицу выгоняют бл*дей, а не переставляют мебель.

Приходит клиент в публичный дом. Главная его спрашивает:
- Вам блондинку?
- Уже тр*хал.
- Ну, брюнетку?
- Уже тр*хал.
- Негритянку?
- Тр*хал.
- Китаянку?
- Тр*хал.
- Мулатку?
- Тр*хал.
- Черт возьми, если вы не перестанете валять дурака, я вызову полицейских!
- УЖЕ ТР*ХАЛ!

Российский турист за рубежом попадает в бордель. С грехом пополам читает прейскурант:
кабинет 1 - 100 долларов, 2 - 50 долларов, 3 - 10 долларов, 4 - 50 центов.
Стесненный, как и все наши, в валюте, он выбирает кабинет 4. В комнате никого нет.
Через некоторое время он обращается с претензией к администратору и получает ответ:
- В четвертом кабинете, сэр, самообслуживание.

Человек предлагает хозяину борделя:
- За 20 долларов в месяц я буду массажировать ваших танцовщиц, что скажете?
- Хорошо. Если деньги при вас, то можете приступать.

Заходит как-то в публичный дом священник, спрашивает:
- Аннет свободна?
- Нет, занята.
- Ну ладно, я подожду.
Сидит, ждет… Хозяйка ему:
- А может, я на что-нибудь сгожусь?
- Да больно мордочка у тебя неказистая…
- Какую бог дал.
- Вот он дал, он пусть и *бет!

Приходит наш в публичный дом и просит:
- Мадам, я хотел бы воспользоваться услугами вашей девочки, но необычным способом.
- В таком случае я предлагаю вам Сусанну, ее ничем нельзя удивить.
Клиент поднимается в номер к Сусанне. Через некоторое время Сусанна выбегает с криком и испуганным видом:
- Нет, нет, месье, только не это!
- Чего он хочет? - спрашивает владелица публичного дома.
- Ужас, мадам! Он хочет в кредит и за рубли!

Попав в секс-рабство, самостоятельно на волю выбираются единицы. Этой 20-летней девушке чудом удалось сбежать из турецкого борделя. Как оказалось, это был не просто бордель, а закрытая студия на которой снимали жесткое и жестокое порно.

Этих молодых женщин принуждали работать проститутками. Им удалось сбежать, они проходят курс реабилитации. Помощь им оказывается в рамках программы Международной организации по миграции. Кое-кому даже требуется охрана. Но сколько еще людей удерживается в сексуальном рабстве?

КАТЯ 21-летняя Катя попала в сексуальное рабство в этом году. По ее словам, подруга познакомила ее с парнем, который предложил работу официантки в кафе города Кокшетау. В деревне, где Катя жила с матерью, с деньгами было туго, и она согласилась.

Парень оказался вербовщиком: на квартире, где должен был состояться разговор об условиях предстоящей работы, она была продана сутенерше по имени Жанна. По словам Кати, эта «мамка» очень известная в этой сфере своей жестокостью. Ее продали за 20 тысяч тенге. Стартовая цена женщины при передаче сутенеру обычно составляет 20-30 тысяч тенге, рассказывает пострадавшая.

Катя проработала несколько месяцев у этой сутенерши. Однажды ее похитил один из клиентов, перепродав другой сутенерше в Карагандинской области. Возможно, это был сговор.

Катя была обнаружена во время одного из рейдов в карагандинской сауне. Она тут же написала заявление в полицию. После чего ее направили на реабилитацию, где пробыла около месяца. Там она познакомилась с одной девушкой, которая туда попала примерно с такой же историей. Новая знакомая предложила Кате бежать и найти работу. Как позже выяснилось, эта девушка была туда подослана.

— Все это делалось по указке сутенерши, которой совсем не на руку, чтобы сбежавшая рабыня была на свободе. Таким образом, наивная девушка вновь попала в сексуальное рабство, но уже к другой «мамке», в другом городе. Как мне рассказала сама Екатерина, новая сутенерша предложила ей хорошие, по мнению «мамки», условия работы. Не за бесплатно, как раньше, а на коммерческой основе – ровно половину заработанной от клиента суммы. Но девушка отказалась, не хотела снова оказывать секс-услуги, — говорит Оксана Тарабукина, председатель организации «Кайсар», работающей в рамках проекта по оказанию психологической и юридической помощи пострадавшим от принудительного труда и сексуального рабства.

Когда через два дня Катя приехала домой, то на вокзале ее ждала сутенерша Жанна. «Сразу с вокзала два амбала затащили меня в машину, привезли на квартиру к сутенерше, которая решила меня проучить. Меня сильно избивали, прижигали тело утюгом. Не дали даже оклематься, и если были клиенты, то отправляли к ним прямо с обожженными, забинтованными руками», — рассказывает Катя.

Однажды ее привезли к одному клиенту, который ее пожалел и не стал возвращать сутенерше. Но жалость длилась около недели.

— Как-то вечером к этому мужчине пришли его друзья, накурились и начали надо мной издеваться. Я стала сопротивляться, сильно кричать, звать на помощь. Услышали соседи, вызвали полицию, — говорит женщина.

Приехавшие полицейские установили личность Екатерины и выяснили, что в разных городах Казахстана она проходит по пяти уголовным делам как свидетель и потерпевшая.

— Ее тяжело было вывести на разговор, она боялась говорить что-либо. Когда я увидела эту девушку, это был просто зажатый комок, запуганный звереныш. Она вся была синяя, руки в ожогах, страшно смотреть. На время следствия мы обеспечиваем ее продуктами питания, средствами личной гигиены, одеждой, психологической помощью. Ее мама даже не знает, что произошло с дочерью. Документы вернуть не удалось, их у нее отобрали, — говорит нашему радио Азаттык Оксана Тарабукина.

Кате вновь требуется реабилитация. Полицейские пока не комментируют ее дело, ссылаясь на тайну следствия. Катя живет под охраной, но есть предположения, что за ней следят.

АЛМА

Алма выросла в одном из поселков близ города Темиртау. В сексуальное рабство попала, будучи еще 15-летней девочкой. Подружка познакомила ее с парнем, который оказывал Алме знаки внимания, водил в рестораны, дарил подарки. Девочка была предоставлена сама себе: мама, говорит она, строила новую личную жизнь.

Вскоре этот парень привез Алму на квартиру в Караганду и в грубой форме сказал, чем она будет заниматься. Ее сопротивления и плач были напрасны. Ее поселили в комнате с тремя девушками, две из них работали по своей воле, а третью девушку, как и Алму, удерживали насильно.

Как рассказала Алма психологу Оксане Тарабукиной, однажды ей удалось уговорить сутенера отпустить домой, проведать маму, чтобы она не переживала. Он согласился при условии вернуться в назначенный срок. Алма задумала сбежать, но через несколько дней сутенер нашел ее и сильно избил, угрожая «закопать заживо». Надзор над ней с тех пор усилился.

В сексуальном рабстве Алма пробыла около двух лет. Полицейские освободили ее в ходе рейда по саунам в Караганде. Вначале она отказывалась писать заявление в полицию, опасаясь за свою жизнь. Позже того парня, который привез ее в Караганду, осудили за сводничество и торговлю людьми.

ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ ОТ РАБСТВА

Активисты общественных организаций в Караганде и Темиртау говорят о необходимости повышения информированности населения для предотвращения трафика людей. Этой теме не так давно был посвящен круглый стол в Караганде, где говорилось о том, что полиции нужно тесно работать с общественными организациями.

Оксана Тарабукина, председатель общественного фонда «Кайсар». Темиртау.

— Помощь пострадавшим жертвам реальна. Если не помогут государственные органы, то обязательно выручат НПО, сотрудничающие с международными организациями, которые финансируют проекты по оказанию помощи жертвам торговли людьми. В частности, международные организации по миграции имеют центры реабилитации для жертв торговли людьми – в Алматы, Кокчетаве и Астане. Мы готовы рассмотреть любой случай торговли людьми, не стоит бояться, — говорит нашему радио Азаттык председатель ОФ «Кайсар», психолог Оксана Тарабукина.

Общественный фонд «Кайсар» работает на территории Карагандинской области в рамках проекта Международной организации по миграции, оказывает психологическую, юридическую и материальную помощь пострадавшим от принудительного труда и сексуального рабства. В Караганде и Темиртау проведено несколько тренингов с военнослужащими и спортсменами.

— В процессе тренингов были продемонстрированы способы выявления явных и скрытых форм вербовки, приемы, используемые вербовщиками, плюсы и минусы платных интимных услуг, меры предосторожности при пребывании в другой стране и иные вопросы. Данный анализ дает возможность молодым людям взвешенно и объективно оценить ситуацию на рынке трудовых услуг и выявить различные формы торговли людьми, — рассказывает Оксана Тарабукина.

В последние годы стали популярными предложения работы в Турции. Заманчивые афиши чаще привлекают девушек. Некоторые из них попадают в ловушку аферистов, которые эксплуатируют их, буквально превращая в рабынь.

26-летнюю Алину (имя изменено), по ее словам, в рабство продала ее собственная сестра:

— Пять лет назад одна из моих сестер пригласила меня на работу, обещая зарплату в тысячу долларов. Она должна была встретить меня в аэропорту, но ее там не оказалось. В какой-то момент ко мне подошел мужчина-турок, в руках у него была табличка с моим именем. Я ему не поверила. Мужчина сказал, что он муж моей сестры. Дал поговорить по телефону. Дома я увидела двух-трех месячного малыша. В Кыргызстане я об этом не знала. Сестра всегда говорила только об успехах, о счастливой жизни.

Неясно, какие цели преследовала сестра Алины, но она повезла девушку в Грузию под предлогом, что там она купит сестре билет. В Грузии она оставила Алину в незнакомой семье вместе со своим двухмесячным ребенком. Вот что она рассказывает по истечении года пребывания в этой стране:

— Было очень тяжело. Попрошайничала. Да простит меня бог, от голода я даже воровала. Целый год я делала все, что от меня требовали грузины — только чтобы сохранить жизнь малышу. Доила восемь коров, а хозяева давали мне литр молока, которое зачастую приходилось пить сырым. В Грузии повсюду растут мандарины, апельсины. Другой еды не было, приходилось питаться ими, из-за этого у меня появилась язва. Даже воду не могла спокойно пить, желудок сильно болел.

Алина сильно тосковала по родителям. В конце концов она выучила местный язык:

— В селе была площадка, где дети играли в мяч. Решила там хотя бы изучить язык. Они меня высмеивали.Но другого выхода не было. Ручки не было, приходилось писать на земле ветками. Рядом стоял большой дом, мне казалось, что там мне смогут помочь. В один я решилась пойти туда. Думала отдать им ребенка и бежать. Они помогли мне в поисках сестры. Позже сестра приехала, но уже с другим турком, и забрала своего ребенка и мой паспорт у грузинов. Я стеснялась ехать на родину, поэтому попросила купить билет до Стамбула. Так началась моя жизнь в Турции.

В Стамбуле молодой женщине без денег и одежды помогла турецкая семья. Неизвестные люди забрали ее к себе домой, лечили и кормили. Из-за незнания языка Алина поначалу работала чернорабочей. Но, по ее словам, потихоньку освоила турецкий и устроилась няней в одну из турецких семей.

— Вначале было трудно. Моя подопечная тогда была в младенческом возрасте, сейчас ей уже три года. Теперь помогаю присматривать за их младшей дочерью. В Грузии я хотела умереть. А тут меня лечили в больнице, оказали психологическую помощь. Я очень им благодарна. Платят тоже хорошо.

Турецкие СМИ стали чаще обращать внимание на судьбы девушек, попавших в рабство. Согласно статистике, в течение шести месяцев в Турцию въехало 45 тысяч граждан Кыргызстана. Среди них много таких, кто приехал на три месяца, но не нашел работы.

Посол Кыргызстана в Турции Ибрагим Жунусов вот что говорит по этому поводу:

— Многие, посмотрев сериал «Великолепный век», думают, что приедут в Турцию и заживут благополучно. Некоторые попадают в рабство, доверившись неизвестным людям. Я хотел бы обратиться к ним, сказать, что нельзя приезжать, доверившись неизвестным лицам. Если ты не знаешь турецкого, то хорошую работу здесь не найти.

С родственницей Алины, которая отдала ее рабство, связаться не удалось.

Алина рассказывает, что каждый день вспоминает девочку, которую она воспитывала в Грузии.

Публичный дом в царской России был заведением серьезным. Действовал запрет на любые вывески, а расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть «достаточно большим». Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы. Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.

Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в «Калинкин дом».

Так как проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом. Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке. Правила эти, скорее всего, соблюдались когда как.

Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели…

15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае не использовать косметики.

Власти были к ним лояльны: в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось: п. 18 « …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности».

Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества - так называемых «разрядных женщин». Хочешь заниматься первой древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учет в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «желтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», скатившись в категорию отверженных обществом, и что полиция не только может, но даже обязана регулярно организовывать медицинские осмотры.

Стать жертвой этого порядка можно было очень легко - для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто по доносу квартирохозяина - и все, путь назад, к обычным людям был отрезан. Имея на руках желтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только одним способом - своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было довольно сложно, да и незачем - кому нужна была бывшая «гулящая». Так что, как правило, попавшие в этот капкан женщины профессию не меняли до самого своего конца, и часто он наступал довольно быстро.


Но и в общей массе проституток можно было выделить две категории - уличные и жившие в публичных домах. Как правило, в уличные женщины шли или новички, не освоившиеся со своей новой жизнью, или, наоборот, опытные профессионалки, зачастую уже больные, отработавшие свое в публичных домах и постепенно, с утратой привлекательности и молодости, скатывавшиеся все ниже и ниже. Уличный промысел считался самым дном, ниже которого опуститься уже нельзя.

Несравненно более везучими считались те, кому удавалось попасть в легальные публичные дома, которые тоже делились по разрядам - от дорогих и фешенебельных, где могли удовлетворить самые разнообразные прихоти и фантазии посетителей, до мерзких грязных притонов, посещаемых в основном, представителями криминального мира.

Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия - их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, - необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины. Очень редко попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей - изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.

Как же попадали женщины в публичные дома? Обычно, самым банальным для того времени путем - барин обольщал горничную, работницу на фабрике совращал мастер, затем про это узнавали - и женщина оказывалась на улице. А тут их поджидали заботливые «хозяйки» средних лет, которым требовались именно такие, обязательно симпатичные «служанки».

Девушек для начала немного подкармливали, обещали щедрый заработок, и уже потом объясняли суть будущей работы. Большинство, намыкавшись по улицам, безропотно соглашались, боясь потерять кров над головой. Иногда содержательницы борделей набирали девиц из новеньких, только начавших работать на улице и не потерявших еще привлекательности, и тем самым сразу переводили их в более высокий разряд гулящих.

А иногда девушки попадали в лапы «мадам» буквально прямо из дома, только приехав из деревни или другого города на поиски работы. Далее шла опробованная схема - и работа находилась, - только, правда, немного не та, на которую бедняги рассчитывали. Впрочем, большинство и не роптало, и даже считало себя везучими, - ведь им не приходилось больше работать с утра до ночи, бояться потерять кусок хлеба и жить впроголодь.

Класс борделя зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» («грузинских княжон», «маркиз времен Людовика XIV», «турчанок» и т.п.), а также сексуальными изысками.

Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло.

По словам доктора Ильи Конкаровича, занимавшегося в XIX веке исследованием проституции, в дорогих домах проститутки своими хозяйками принуждаются к самому утонченному и противоестественному разврату, для каковой цели в самых шикарных из таких домов даже устроены бывают особые приспособления, дорого стоящие, но тем не менее всегда находящие себе покупателей.

Существуют дома, культивирующие у себя какой-то один вид извращенного разврата и приобретшие себе своей специальностью широкую известность. Эти бордели предназначались для небольшого числа состоятельных постоянных клиентов.

Об одной из затей дорогих домов терпимости есть возможность рассказать подробнее. Речь идет о комнатах, отделанных зеркалами. Туда собиралось несколько пар, зажигали спиртовые светильники, и начиналась попойка.
Через некоторое время куртизанки принимались танцевать и раздеваться… в конце концов, все кончалось оргией, многократно отраженной в зеркалах при дрожащем свете спиртовок. Говорят, «аттракцион» пользовался популярностью.

«Архив судебной медицины и общественной гигиены» отмечает что «публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест…».