Когда и как приучать ребенка к горшку: Комаровский советует. Как приучить ребенка к горшку, когда начинать, как ускорить приучение

Сколько же споров и разногласий вызывает этот «горшечный вопрос» и у детских психологов, и у родителей, и, конечно, у бабушек. Одни говорят, что нужно высаживать малыша чуть ли не с рождения, другие категорически отказываются снимать памперс до того момента, пока ребенок сам от него не откажется. Но истина, как всегда, где-то посередине. И маме нужно прежде всего внимательно наблюдать за своим малышом и прислушиваться к своей интуиции. А все советы и подсказки – это не руководство к действию, а просто хорошее подспорье на тернистом пути освоения малышом непростых навыков гигиены.

Одноразовый подгузник или горшок: кто победит?

Существует расхожее мнение, что «памперсные» детки гораздо позже обучаются пользоваться горшком, чем их сверстники, которые одноразовых подгузников никогда не носили или пребывали в них лишь несколько месяцев после рождения. Противники одноразовых подгузников объясняют это тем, что в них малыш всегда сухой и чувствует себя вполне комфортно, а следовательно, у него нет потребности проситься на горшок. А вот походи-ка в мокрых трусиках! Неприятно… Тут волей-неволей научишься пользоваться горшком. На самом деле все это далеко от истины. Несколько лет назад японские ученые провели исследование двух групп ребятишек. Одна группа с рождения носила одноразовые подгузники, другая росла без них. И в той, и в другой группе возраст, когда малыши начали пользоваться горшком, был примерно одинаковым – 2 года.

Вывод очевиден: пока малыш психологически и физиологически не будет готов пользоваться горшком, все наши титанические усилия почти бесполезны. А готовность эта наступает в среднем как раз к 2 годам.

Когда приучать ребенка к горшку?

В своем желании приучить малыша проситься на горшок как можно раньше родители упускают важную вещь – особенности детской физиологии. У новорожденного процессы мочеиспускания и дефекации подчиняются безусловным рефлексам, не связанным с корой головного мозга. А это означает, что они непроизвольны и не контролируются ребенком. Конечно, можно пытаться держать грудничка над тазиком или над ванной, приговаривая заветное «пись-пись». И в некоторых случаях это даже увенчается успехом. Но нужно понимать, что это просто случайно (или благодаря маминой наблюдательности) был пойман момент. Но ни о каком осознанном действии со стороны малыша речь не идет. Именно сейчас подошло время, вот кроха и пописал… Заниматься этим или нет – решать вам. Ничего плохого в этом нет, но и особого смысла тоже нет. Раньше, когда детки росли без одноразовых подгузников, смысл был: количество стирки сокращалось. А сейчас? Ну, разве что поможет чуть-чуть на подгузниках сэкономить. Кроме того, в первый год жизни мочевой пузырь ребенка опорожняется довольно часто. С 15–16 месяцев число мочеиспусканий уменьшается, а пузырь удерживает все большее количество мочи. К 1,5–2 годам у малыша в достаточной мере развиваются нервы и мышцы, управляющие актами дефекации и мочеиспускания, и ребенок начинает ощущать позывы. Постепенно кроха учится контролировать свои естественные потребности, что позволяет ему успеть воспользоваться горшком. Только теперь приучение к горшку может быть по-настоящему осознанным для малыша. И потому совершенно недопустимо стыдить годовалого ребенка за мокрые штанишки. Разве можно наказывать за то, с чем он не может справиться в силу своего возраста? Среднестатистический малыш осваивает горшок в возрасте между 22 и 30 месяцами. Стойкий же условный рефлекс формируется, как правило, к 3 годам.

Ну, раз такое дело, значит, можно впервые познакомить малыша с горшком в 2 года, и он быстренько обучится туалетным навыкам? Не совсем так. Обладая достаточно развитым умом и порядочным упрямством, двухлетний малыш может категорически отказаться садиться на горшок. Зачем? Ему и в одноразовом подгузнике удобно! И, возможно, пройдет еще немало времени, прежде чем вы убедите его попробовать это сделать. Поэтому первое знакомство должно состояться гораздо раньше. Не столько для того, чтобы кроха стал ходить на горшок самостоятельно (в силу возраста это пока маловероятно), а для того, чтобы он начинал потихоньку осознавать, для чего же этот предмет нужен.

Как приучить ребенка к горшку?

Прежде чем приступить к своей «миссии», мама должна определить для себя и всех домашних основную тактику поведения. То есть все, кто ухаживает за ребенком (папа, бабушка, няня), должны вести себя одинаково. Главное – спокойное отношение к «горшечному вопросу» и вера в то, что вы все делаете правильно. И не расстраивайтесь из-за неудач (а они непременно будут). Это – совершенно нормальное явление, которое случается со всеми и ни в коей мере не означает, что вы – нерадивая мама или что с вашим малышом «что-то не так».

Впервые познакомить кроху с горшком можно в возрасте около года (при желании можно после 6 месяцев – когда он научится самостоятельно сидеть). Годовалый малыш любопытен, и все новое вызывает у него интерес. Делать это можно сразу после сна или кормления. Покажите малышу новый предмет, дайте его потрогать, ребенку после года можно попробовать объяснить, зачем он нужен (сделать это можно в игровой форме, усаживая на горшок игрушки). Проследите, чтобы горшок не был холодным, иначе в следующий раз вы вряд ли заманите на него сына или дочурку. Пусть малыш посидит немного на горшке (но не более 5 минут, даже если ничего сделать не получилось). Похвалите его, а в случае удачи – даже с удвоенным усердием. Нужно понять одну важную вещь: правильный процесс – это когда малыш почувствовал, что его мочевой пузырь наполнен, сел на горшок и сделал свои дела. Если же постоянно сажать кроху на горшок в те моменты, когда у него нет потребности в мочеиспускании, рано или поздно он может взбунтоваться и начать отстаивать свою независимость, не желая действовать «по команде». Это будет выражаться в стойком нежелании садиться на горшок. Поэтому в раннем возрасте злоупотреблять горшком не стоит.

Если кроха отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Выждите пару недель или месяц. Если малышу уже больше 1,5 лет, на этапе приучения к горшку вы можете продолжать пользоваться одноразовыми подгузниками, например, на ночь, во время прогулок и дневного сна. А в моменты бодрствования и игр надевайте на кроху трусики. Ваша главная цель – выработать позитивное отношение малыша к горшку и его постепенное понимание, что «делать свои дела» можно не только в подгузник.

Самое главное правило: никогда не ругайте малыша за временные неудачи и старайтесь не показывать своего огорчения. Можно слегка подбодрить: «Ну, ничего, бывает. Мы еще немножко подрастем, и у нас обязательно все получится!» Ни при каких обстоятельствах не усаживайте ребенка на горшок силой. Этим вы только усугубите ситуацию. Вообще в вопросах приучения к горшку не должно быть даже намеков на принуждение: уговаривайте, поощряйте, играйте, но никогда не заставляйте!

Даже на начальном этапе обучения обращайте внимание малыша не только на сам горшок и процессы, с ним связанные, но и на «антураж». Вот достаем горшочек, открываем, снимаем трусики, садимся… После успешного завершения «мероприятия» вместе с малышом выливайте и мойте горшок, пусть малыш с вашей помощью спустит воду в унитазе. А может, перед тем как усадить на горшок малыша, вы станете сажать на него любимую игрушку. Для маленького человечка все это – интересная игра. Таким образом, кроха не только обучается гигиене. Для него поход на горшок превращается в своеобразный приятный ритуал, наполненный положительными эмоциями. Именно это и есть залог успеха!

Лучше не позволять ребенку играть с горшком. Вот сажать на него кукол и мишек можно, а «катать», как машинку или надевать на голову, будто это шляпа, складывать туда кубики – лишнее. Горшок должен быть для малыша однозначным предметом, приспособленным для конкретных целей (мишка и кукла ведь тоже с определенной целью усаживаются на горшок!).


Если малыш, несмотря на ваши усилия и оптимизм, все-таки отказывается от горшка, отложите свои уроки на месяц-другой. В этом нет ничего страшного. Ребенок просто еще «не созрел». И нет смысла тратить много времени, сил и нервов на то, что чуть позже с легкостью придет само. Вы обязательно справитесь, и кроха научится пользоваться горшком. Потому что вы – самая замечательная мама, и ваш малыш самый лучший!

Как выбрать горшок для ребенка?

  • Важно, чтобы горшок нравился малышу. Так, например, если он сделан в виде какого-нибудь страшного животного с разинутой пастью, ребенок может попросту побояться на него садиться. Так что покупка первого горшка – дело ответственное.
  • Горшок должен быть сделан из экологически чистой пластмассы.
  • Иметь удобную форму и размер, чтобы малыш в него не проваливался.
  • Горшок, предназначенный для мальчика, должен иметь в передней части специальный выступ-бугорок (чтобы малыш не сдвигал ножки и не зажимал между ними половые органы).
  • Желательно наличие спинки у горшка.
  • Не стремитесь покупать горшок со звоночками, колесиками и т.п. Малыш должен относиться к горшку не как к игрушке, а как к предмету для конкретных действий.

Сейчас, когда подавляющее большинство родителей с рождения надевают на кроху одноразовые подгузники, вопрос о приучении ребенка к горшку отходит на второй план. Но когда-нибудь это все равно придется делать. Сколько совершенно полярных мнений можно услышать о том, в каком возрасте и каким именно способом следует знакомить ребенка с данным предметом! Причем актуальны эти дебаты как среди родителей, так и среди специалистов — педиатров, психологов, педагогов.

Наиболее распространены три точки зрения. Одной из них придерживаются сторонники так называемого естественного родительства , которые призывают "высаживать" малыша над какой-либо емкостью буквально с первых недель и даже дней его жизни.

Вторая обычно пропагандируется представителями старшего поколения: ребенка нужно начинать сажать на горшок после того, как он научится хорошо сидеть (то есть примерно в 7-8 месяцев). В таком случае, по их мнению, к полутора годам у крохи уже сформируется стойкий навык пользования горшком по назначению.

Третью точку зрения выражает большинство современных педиатров, и сводится она к тому, что начинать процесс следует в том возрасте, когда у младенца формируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией (в 1,5-2 года). Практически все специалисты сходятся во мнении, что не стоит пытаться приучить ребенка к горшку до года. Скорее всего, родители попусту потратят силы и нервы, а если переусердствовать, то у малыша может выработаться неприязненное отношение к горшку, и впоследствии его будет еще сложнее отучить пачкать штанишки.

Не стоит забывать, что ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы. Одним это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем. В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития малыша) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка . При наступлении благоприятного момента мама с папой могут начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком. Впрочем, процесс этот можно и ускорить, только не насильственно, а мягко и естественно. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.

Какой горшок выбрать

Итак, с возрастом все более-менее понятно — это интервал приблизительно от года до 3 лет. А с чего же начать это непростое как для родителей, так и для малыша дело? Для начала нужно, собственно, купить горшок . Выбор такого необходимого каждому ребенку предмета — дело довольно ответственное: ведь от этого зависит львиная доля успеха.

В первую очередь детский горшок должен быть удобным . Если кроха будет чувствовать себя неуютно и некомфортно, желания освоить все премудрости туалета у него не возникнет. Кроме того, горшок должен быть функциональным . Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные модели, которые отличаются формой, цветом, дизайном. Есть даже музыкальные горшки. И кажется, что среди этого разнообразия очень непросто выбрать именно тот, что подойдет конкретному ребенку.

На самом деле для первого знакомства лучше всего приобрести обычный пластиковый горшок . Для девочки он может быть круглой формы. Для мальчика предпочтителен тот, который имеет впереди специальную перегородку, возвышающийся выступ: это позволит избежать неприятностей и избавит от мокрых пятен на полу.

Находиться горшок должен в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, для чего он нужен.

Начинаем действовать

Если малыш ранее не знал, что такое одноразовый подгузник, то научиться ходить на горшок ему будет гораздо легче. С детьми, родители которых пользовались памперсами, дело обстоит несколько сложнее. В течение некоторого времени придется постоянно вытирать пол, так как казусы в процессе обучения неизбежны. Вот несколько советов :

  • действуйте системно, а не от случая к случаю; откажитесь от подгузников; не препятствуйте познанию ребенком акта мочеиспускания: малыш должен знать свои половые органы и видеть, как происходит "процесс";
  • ставьте горшок на видное место;
  • наблюдайте за ребенком: перед тем, как пописать или покакать, он может притихнуть, затаиться, напрягаться, краснеть, тужиться, уединиться в выбранном им самим месте;
  • надевайте на малыша минимум одежды, чтобы ее можно было легко снять;
  • приучайте к горшку в теплое время года;
  • не заставляйте сидеть на горшке; если ребенок не хочет, выгибается, кричит, процесс обучения теряет смысл: расстроенный кроха ничего не усвоит;
  • обязательно высаживайте на горшок после сна и после еды, а также перед прогулкой и после нее;
  • ласково хвалите, если все получилось, как надо, но не переусердствуйте: не стоит встречать каждую удачную попытку бурными аплодисментами — лучше подчеркивать, как хорошо ходить в сухих и чистых штанишках;
  • не начинайте процесс обучения, если ребенок болен или капризничает;
  • на прогулке периодически предлагайте малышу сходить "в кустики" (если вы далеко от дома), берите с собой запасную одежду.

Причины неудач при приучении к горшку

Неудачи могут возникнуть в нескольких случаях. Если у ребенка режутся зубки , он испытывает дискомфорт, тогда очень сложно сосредоточиться на иных своих ощущениях. Также не забывайте про кризис одного года , когда маленький человечек бурно протестует против практически любых действий взрослых. Кроме того, малыш может быть слишком увлечен игрой и не замечать, что его мочевой пузырь переполнен. Поэтому возникает "авария". Ругать за это нельзя, так как кроха еще не способен полностью контролировать свое тело.

Каждый ребенок индивидуален, и развитие навыков у всех происходит по-своему и в свое время. Поэтому и к горшку одни приучаются раньше, другие — позже. Это совершенно не означает, что дети, освоившие этот предмет в более старшем возрасте, менее сообразительны, усидчивы или хуже других. Более того, часто бывает, что дети, быстрее других приучившиеся к горшку, вдруг начинают протестовать и наотрез отказываются садиться на него.


Очевидно, что сам процесс приучения к горшку зависит от нескольких факторов. Девочки по своей природе более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обучения происходит несколько дольше. Немалую роль играет и характер . Спокойный ребенок быстрее приучится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой и таким образом удержать на месте. Шустрый малыш может длительное время отказываться сесть на горшок по одной причине — ему некогда! Ему надо всюду успеть, везде поиграть и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте. Такие дети часто "заигрываются", не добегают до туалета и ходят в мокрых штанишках, даже научившись пользоваться горшком.

Когда обращаться к врачу

Крайне сложно определить ту тонкую грань, когда многократные "пописы" превращаются в болезнь. Однако если родители заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем, или ночное непроизвольное мочеиспускание сохраняется после 3 лет, это может говорить о патологии . Под маской энуреза скрываются многие урологические проблемы : врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания. Поэтому если у ребенка, несмотря на все попытки приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после 3-летнего возраста, ночью — после 5-летнего), желательно обратиться к врачу.

Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители не знают, какому специалисту нужно показать малыша. Обследование необходимо начать с уролога , который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков, позволяющий исключить такие заболевания, как фимоз, баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущение яичка (крипторхизм). У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу .

Также уролог назначит стандартные обследования: общий анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря с определением количества остаточной мочи. Если в результате урологическая патология не обнаружится, необходимо будет показать ребенка детскому неврологу .

Пользоваться туалетом — такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или разговаривать. И рано или поздно все дети учатся этому. Главное для родителей — вести себя грамотно и уверенно. Именно от этого зависит, насколько гладко и безболезненно для всех пройдет данный процесс.

Обсуждение

Дополнение. Не забывайте, что раннее высаживание на горшок нашими родителями было обусловлено потребностью отдавать деток в сад. Дикретный отпуск был только год и к этому времени ребенок должен был многое уметь..... Нам легче конечно сейчас во многих вопросах.

10.01.2019 16:40:59, Deyca

Не согласна с Ланой Дьюран. Речь не идет о лени. Малышу все равно, во сколько он сел на горшок и научился читать и т.д. Ваша псевдоактивность выражается в любви к самой себе в первую очередь, посмотрите мол,какая я классная мама. Не спешите жить. Гораздо важнее в это время дарить ребенку любовь и общение, а не прыгать с ним нам горшком. На мой взгляд мамы активно пытающиеся научить ребенка всему первее, чем другие это горе-мамы, и дети у них не вырастут счастливыми. Если вы уж такая НЕ ЛЕНИВАЯ, потрудитесь немного почитать психологию развития малышей. Первого я приучила к 1,5 годам, тогда он хоть имел понимание, что от него хотят, ранние попытки ни к чему не привели. Я не портила нервы ни ребенку ни себе.

10.01.2019 16:31:32, Deyca

Прошу прощения за описки(ошибки)..перечитала и ужаснулась..тлф начудил при пересылке и я не увидела..

09.09.2018 21:34:38, Лана Дьюран

Мне не сложно было приучать своих детей к горшку. И никаких нервов. И всё всегда успевала и для семьи и ухаживать за собой. С 3 месяцев начинала. Часто. Приговария:" пись-пись.." Примерно, каждые 40 мин. Кроме сна,конечно. В 4 месяца ребенок плакал, дергал ножками, но пеленки оставались сухими,пока не возьмешь на руки,приговария:" пись-пись-пис.." Конечно, через " раз".. Но.. к 7 месяцам моя работа не осталась без успехов. Сухое белье. Как только ребенок хотел на горшок, начинал " сигнализировать".Врачи всегда были приятно удивлены. Всё дело в ленивых родителях.
К слову сказать, в 3 года умели читать..когда многие дети еще писали и.....в штаны. У проблемных родителей-проблемные дети. И ленивых.. всегда найдутся отговорки. Главное- умение и подход. Никто никого не неволил и не заставлял. Всё в игровом плане. К сожалению, наше население составляет 90% наследия крепостного крестьянства-ленивого и невежественного во всех вопросах,как и его предки. В современном цивилизованном мире они всё на том же уровне развития. НЕдоразвития своем. И всё им лениво.

09.09.2018 21:29:27, Лана Дьюран

У меня двоя детей,дочь ей сейчас 21 год и сын, ему 1.9. Дочь у меня росла без памперсов, раньше такого выбора как сейчас не было, по этому экономили памперсы на прогулку и поход к врачу. Писькала её с рождения над тазиком,села на горшок в 6 месяцев,и в садик пошли без проблем в 1,5 сама брала горшок когда ей надо было, даже сама выливала за собой,Сыну моему год и 9месяцев, посадишь,сядет, сделает свои дела,но если заиграется и сама не посажу,сделает в штаны. Писять садиться на горшок а какать проситься когда уже накакает и я не могу поймать этот момент,что бы посадить какать на горшок.Если у кого были такие проблеммы,подскажите как вы с ними справились.

04.06.2018 21:40:59, Оксана

Я начала приучать дочку к горшку в полтора года, научилась она ходить на горшок примерно за месяц. И честно говоря, я не вижу смысла приучать ребёнка до того момента, когда он не научится хоть немного контролировать этот процесс...

Говорят, что наоборот не надо вот так увлекать ребенка на горшке. Вот мою дочку бабушки садили на горшок вместе с бубликами!!! Ну, представьте сидит моя кроха, писает и жует бублик)))

Всех детей на горшок высаживала когда начнут нормлаьно сидеть- то есть месяцев в 7-8. Младшая и раньше вполне доступно звуками давала понять когда ей хочется по большому. Утром сажаю сразу после пробуждения-свои делишки делает. И если вижу что памперс довольно долго сухой-после прогулки или дневного сна то тоже высаживаю. Мне кажется как раз с ходящим и ползающим ребенком сложней уже-они норовят удрать, иногда перевернул горшолк в содержимым. Что касается выбора горшка, со старшим экспериментировали с разными, они и сейчас в запасе. Но самым удобным для дома оказался седельный, а в поездку берем классический горшок с крышкой

Комментировать статью "Как приучить к горшку мальчика и девочку. Когда начинать?"

Приучение алалика к горшку. Бытовые проблемы. Другие дети. Приучение алалика к горшку. Всем привет! Вроде, кое-как, определилась я с диагнозом ребенкиным, поэтому теперь...

Обсуждение

Мой бывший алалик тоже в туалет стал ходить поздно сам. писаться к годам 3.5 перестал - летом он ходил 2 месяца без трусов и как собачка - где хочу пописаю. Сначала научился выбегать на улицу, потом - отходить от крыльца. У концу лета мог уже штаны снять и выйти на улицу (бывало, штаны снимет дома и без них идет на улицу). К сентябрю проблему решили

По большому было сложнее- он делал свое дело строго в памперс и стоя.
В штаны брезговал, ныл, когда нежданчик.. Без памерса не какал, терпел (одни раз трое суток).

Выход нашли жесткий, но действенный. А именно -убрали памперс, дали сильное слабительное.
В первый раз в штаны, был жутко расстроен, вопил. переодела не сразу
Во второй раз снял штаны и сделал дело на пол, вляпался, вопил (помыла не сразу)
В третий раз сел на горшок и с тех пор только на горшок. "Не упустил" ни разу

Не уверена, что у алаликов все дело в отсуствии контроля за телом. Я бы сказала - привычка к ритуалам. Ребенок меняет ритуал - и все получается

приучить к горшку по большом или по маленькому? по маленькому помогло расставить по всему дому пластиковые стаканчики и подставлять каждые полчаса - потом каждые минут сорок и так далее Ребенок так привык постоянно писать не в трусы - что научился в итоге это делать сам С покаками - смогли решить только занявшись телом С кинезиотерапевтом и врачом тибетской медицины

Когда приучать к горшку? приучить к горшку после детдома - реально? У меня два кровных сына, обоих приучала к горшку одинаково. Настолько критично позднее приучение к...

Обсуждение

Господи, зачем вы ребенка-то взяли, если у вас на памперсы не хватает??? В норме, когда ребенок готов, он сам идет и писает в горшок. Все остальное - зарабатывать невроз себе и ребенку.

25.05.2015 23:31:04, мдааа

По моему тут технология одна:
1. Примерно понимать физиологически через какое время ребенок хочет на горшок. Это значит наблюдать пару тройку дней и фиксировать.
2. предлагать на горшок в это время
3. никаких памперсов
4. Терпение
И все получится!

как приучить ребёнка к горшку. Дети с особенностями развития, инвалидность, уход Как приучить ребенка к горшку? Приучение к горшку: после 2 лет, летом, без подгузника.

Обсуждение

Ура мы начали писать в горшок)))) правда не сидит а подходит к нему как к унитазу и начинает писать правда половина мимо))) но это все равно главное что начали, еще правда не контралирует себя когда штаны одеты,и на улице еще тоже может в штаны,но дома сам иногда ведет в туалет чтоб пописал
Спасибки Девчонки за советы)

По системе АВА. По ней в западном мире всехдетей приучают, не только аутистов.
Покупаете какое-то лакомство, которое ребенок очень любит, желательно непортящееся, чтобы можно было в шкафчик в ванной поместить. У нас, например, были какие-то шоколадные шарики небольшие.
Ребенка оставляете без памперса и даете очень много пить. Найдите какой-то стоппер, на мобильном телефоне может быть или секундомер какой-то со звуком.
Заводите секундомер на какое-то короткое время, скажем, каждые три минуты (или пять). Напоминаю, ребенку до этого давали очень много пить.
Как только звучит стоппер - сажаете его на горшок, помогаете ему характерынми звукми или включепнием воды. Если сделал, то хвалите бурно, говорите "какой ты молодец", "браво" или что там у вас дома принято, и даете заготовленную сладость.
Если не сделал, то поставьте стоппер на меньшее время, чтобы в следующий раз не пропустить. Вы скоро будете знать,на какое время поставить, чтобы не пропустить.
И так весь день напролет.
Моему неговорящему аутисту в 4 года хватила 2 дней. Он на второй день уже сам делал свои дела в горшок и сам требовал сладость. Ну, со временем, конечно,необходимость в сладости пропала.
Если ребенок очень любит что-то другое, то положительное подкрепление может быть и несъедобное. Выдавать, например, по крошечной игрушке, давать поиграть светящимся волчком и т.п.
Если ребенок даже садиться на горшок отказывается, то сначала по той же схеме приучить садиться. Сел - бурное одобрение с хлопаньем в ладоши, криками "какой ты молодец!" и выдачей "слонов".

16.08.2014 23:47:46, Miri

Как приучить к горшку?. Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Раздел: Развитие, обучение (как приучить ребенка к горшку с рождения).

Обсуждение

Региш, не успела я прочитать, но догадываюсь о чем речь. Я приучала колю очень просто - в 6 мес.он большие дела делал четко в одно и тоже время - я его кормила завтраком и на горшок. Потом стала ловить когда он кряхтит. К году очень хорошо дружили с горшком, но тут я задумала отлучение и все забыли:(я раздолбайка:(

а я высаживаю. и покаки за редким исключением все в горшке. бывает и несколько в день покаки случаются, такой ребёнок, такое пищеварение, старшие такие же были. по мне так лучше, чем несколько раз в день из складок какашки вымывать.:) ночью не сажаю. в основном после еды и сна. с тройняшками горшок был освоен полностью к 1,5 годам, они просились, а в год и 9 сами штаны снимали и делали на горшок всё, что им надо и когда надо.

Обсуждение

Ой, в полгода? Расслабьтесь еще на годик, как раз к следующему лету дите само сядет. Моя села летом, в год и восемь, до этого вообще горшком не занимались, приехали отдхать за город, показали горшок, пописала туда один раз и стала проситься постоянно и днем без памперса спать. Будете всаживать с полугода год все равно промуаетесь, подлавливая и сознательно проситься будет не сильно раньше сверстников, родители которх не напрягались вообще. Я понимаю если на памперсах нужно экономить, но так, за идею:))))...

Нам полтора года, в горшок почти не ходим. Встаем с него - и деру! Попа красная такая от сидения. И дело не в горшке, у нас их два и оба приличные.
Согласна со Стеллой - в полгода высаживание актуально, когда нет возможности памперсы покупать. Вообще-то у моей половины есть крестник, делающий свои делишки в горшочек с (7!) месяцев, но у них, помимо родителей, есть две бабушки старой формации, считающих что памперсы это "разврат". Можно, наверное, и в 3 месяца приучить ребеночка, если сутками напролет держать его над унитазом и зудеть "пи-пи, пи-пи". А нужно ли это?

08.02.2004 13:22:16, lentiayka

Приучение к горшку. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Обсуждение

Рассказываю тему))) стоит у нас горшок в комнате на видном месте, но стоит так, для виду. Пару тройку недель назад САМ стал на него садиться, как на стульчик (в штанах), садится, посидит пару минут и встает. Поскольку сейчас ходит уже не всегда в памперсе, то я его периодически прошу посидеть на горшке (просто так). Знает, что такое горшок, если написает на пол, строго спрашиваю "где горшок? куда надо писать?" - тащит горшок. А вчера перед купанием, как обычно попросила его сесть на горшок, он сел, я ему "пись-пись", он написал туда чуть-чуть (я даже не ожидала) встал, схватил горшок и потащил в ванну (я его потом всегда мою, вот он и сообразил, что надо помыть). Причем я его абсолятно не приучаю к горшку - хочет, пожалуйста, не хочет *- не надо. Все по желаю, никто силком его на горшок не сажает. И вообще - я думаю, что еще рано нам, нго все равно очень рада этим успехам. Думаю, это дело трудоемкое и долгое, тут надо терпением запастись)) удачи вам)))

Не приучали. Она сама сообразила в районе 1,10-1,11, что надо все делать в горшок, с 2,1 дневной сон без памперса, 2 недели назад она отказалась от памперса на ночь и на прогулку. Я первые 2 дня пыталась ночью посадить ее на горшок, но получив в ответ от сонного ребенка "Мамочка я сплю, на горшок не хочу, я помню, тебя надо разбудить, если захочу", отстала от ребенка. Проколов не было. Сейчас на улице в состоянии гулять часа по 2.

Приучение к горшку. Аутизм. Другие дети. На горшок высаживали после еды с 8 мес., с разным результатом. В 1,9 сказал "не нядо" и подгузники вообще отменились, ему было жарко...

Обсуждение

Проблема и у нас с туалетом (сыну 3 года 7 мес), дома ходит со мной, если моя просьба и его желание совпали со временем, сам не просится, плюс в садик ходим в памперсах-трусах, что тоже не помагает. У меня где-то есть пару листиков с советами по этой проблеме, если интересно - я напечатую кратко. На сегодняшний момент мы решили подключить видео (к сожалению, у нас только один(!!) вариант продается с медведем) и карточки. Еще нам помогло "ключевое" слово. У нас это было слово "вниз" , в смысле куда писять, сыну слово почему-то запомнилось и он его повторял во время процесса (сори за побробности) и в туалет мы "летаем", как вертолетики или мчимся, как скорые паровозики. В общем, удачи вам! Да, я как-то видео смотрела об АВА, очень мама хвалила, как они помогли сыну с туалетными проблемами.

13.11.2003 17:50:51, Lena (uk)

Здравствуйте!
Я начала приучать своего сына к горшку с 2 лет. Начала с того, что просто сняла памперс и больше не одевала. Готовьтесь к тому, что процесс это длительный и растянется на несколько лет. Моему сыну сейчас 8 лет и окончательно и бесповоротно он стал пользоваться горшком (или туалетом)только между 7 и 8 годами. Теперь мы горя не знаем, а раньше было всё: полюбил в 5 лет писать около телевизора, мазал калом, брал его в руки! Приучать к горшку так же, как и обычного маленького ребенка (и животное, кстати), ни в коем случае не заставляя насильно, а то привьете стойкую неприязнь. За промахи только журить и показывать горшок, и повторять, что это надо делать туда. И полезно, чтобы ребенок видел свою струйку мочи, куда её направлять, как я прочитала в одном из пособий, "чтоб он понял, наконец, что происходит".
Что касается диеты для аутистов, я недавно получила из Германии подробную книгу о этой диете, но она на английском языке. Кто возьмется переводить? Марина.

03.02.2001 02:33:12, Татьяна

А может, сразу на унитаз, "как взрослые". По идее, в таком возрасте этот процесс проходит быстрее и осознаннее:) Так что ничего страшного.

01.02.2001 11:41:34, ЛаМа

Ольга Гетта , психолог-исследователь, эксперт сайта «Помогатель.ру» .

Подходящее время: в каком возрасте приучать ребенка к горшку

Примерно до 1 года и 3 месяцев малыш еще не способен осознать и зафиксировать ощущение наполненности мочевого пузыря. Попытки приучить ребенка к горшку до этого возраста могут быть совершенно безуспешными. И это нормально!

Раньше. Конечно, есть родители, которым удалось приучить кроху к горшку в очень раннем возрасте – развитие детей индивидуально, возможно, для конкретного ребенка это было нормой. Но чаще всего малыш, приученный к горшку «раньше времени» (скажем, в 7 месяцев), делает это неосознанно, а это не очень правильно: ребенок позже может неожиданно «разучиться». Так что не стоит тратить время на поиск инструкции «Как ребенка приучить к горшку в год».

Позже. Бывает, что малыш уже достиг среднестатистического возраста, когда уже «пора» (1 год и 3 месяца), но пока еще по своему развитию не готов ходить на горшок. Не стоит сразу же бить тревогу: каждый человек уникален, и у ребенка свои индивидуальные этапы взросления. Иногда родителям просто надо подождать. Самое худшее, что могут сделать мама и папа, – это сверяться с какими-то таблицами, волноваться и подгонять ребенка . Если время идет, а ребенок продолжает пачкать штанишки, проконсультируйте с педиатром, чтобы исключить серьезные заболевания.

Приучаем к горшку: популярные причины «неудач»

В процессе приучения к горшку могут повторяться ситуации, когда ребенок не каждый раз доходит до своего туалета. Это может длиться месяцами. Причины такого поведения:

Плохое самочувствие;

Негативный опыт, связанный с горшком: например, мама посадила его на «трон», а его поверхность оказалась холодной и малышу стало неприятно;

Горшок ассоциируется со страданиями: например, когда малыш мучился запорами .

Задача родителей – максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с посещением туалета, и ни в коем случае не ругать, если ребенок пропустил «позыв», увлекшись своими интересными делами.

Как приучить к горшку малыша: секреты для родителей

Белье. Любой ребенок мечтает стать взрослым поскорее, быть похожим на маму и папу. Этим можно и нужно пользоваться, но, конечно, в меру. Например, можно показать ребенку детское нижнее белье и объяснить, что оно для больших детей, которые не писают в штанишки. Ребенок обязательно задумается и наверняка вскоре захочет попробовать примерить вещичку «для взрослых».

Горшок. Детский горшок должен быть «самым красивым». Как выбрать и купить такой горшок? Делайте это вместе с малышом: либо в магазине, либо дома, ориентируясь на фото в интернет-магазине. Учитывайте, что малышу придется по душе горшок с его любимыми персонажами, героями, животными.

Удобное местечко. Предложите малышу самостоятельно выбрать место для совершения туалетных дел, не заставляйте ставить горшок только в туалете или в ванной комнате. Не запрещайте ему брать еду («так не принято»!) или игрушки и книжки , когда он захочет посидеть на горшке. Это его право и его выбор.

Инструкция. Не забывайте ежедневно напоминать ребенку, как и для чего нужно использовать горшок. Можно подключить кукол и другие игрушки для наглядной демонстрации, как пользоваться новым для него предметом.

Сигналы. Родителям нужно проявить наблюдательность. Как правило, у каждого ребенка есть характерные знаки, обозначающие, что вот-вот он готов сходить в туалет. У кого-то это замирание на несколько секунд, у кого-то – потуги. Уловив эти сигналы, родители должны как можно скорее усадить чадо на горшок.

Удобная одежда. Лучше, чтобы в период приучения к горшку на ребенке была одежда, которую он легко мог бы снять сам, чтобы сходить в туалет.

Откровения. Попросите ребенка сигнализировать, когда он хочет в туалет. Поощряйте лаской и хвалите за правильные действия, демонстрируйте искренний восторг. За «мокрые ошибки» не ругайте никогда. Постепенно ваш ребенок запомнит, что горшок – отличная штука: ведь без подгузников ходить гораздо удобнее.

«Горшочная» тема актуальна и болезненна для большинства родителей. Как и когда следует приучать к горшку?

Как и когда приучать ребенка к горшку – вопрос вечный и насущный. Методов и способов масса, но опыт у каждой семьи свой.

Есть родители, которые как в старые добрые времена, начинают высаживать ребенка чуть ли не с двух месяцев, и надевают на младенца исключительно многоразовые подгузники.

Есть и те, кто до трех лет, а то и дольше не снимают с ребенка памперсы.

Есть родители расслабленные, которые считают, что всему свое время и не торопят ребенка, ожидая, что наступит тот светлый миг, когда он сам попросится на горшок без особых усилий со стороны мамы и папы.

Есть, напротив, беспокойные и подчас тревожные люди, для которых крайне важно, чтобы ребенок научился все делать как можно раньше, лучше, быстрее, не всегда учитывающие особенности развития и собственного ритма ребенка и слишком много от него требующие.

Кто-то следует правилам, вычитанным в книгах и Интернете, кто-то опирается на опыт родных и друзей, кто-то пускает все на самотек или придумывает собственные методы. В любом случае, «горшочная» тема актуальна и болезненна для большинства родителей.

Возрастные особенности

Одно из самых главных правил в приучении чада к горшку – все делать вовремя – не торопясь, но и не запаздывая. И не нервничая из-за того, что сразу не получается. В этом деле важно терпение и следование определенным этапам.

Ребенок должен чувствовать, что хочет в туалет, затем снимать штаны, садиться на горшок, делать свои дела и звать родителей (или вытираться самому). Задача матери и отца – подбадривать ребенка и не замечать его неудач. Не ругайте ребенка, если у него долго не получается, так у него может выработаться комплекс и ненависть к горшку. Жесткость и наказания приведут только к тому, что ребенок замкнется, станет упрямым. Нужно для начала спокойно объяснить сыну или дочери для чего нужен горшок, где его место в доме. Когда у малыша все получается – похвалите его, не получилось – не обращайте внимания, получится в другой раз.

Не существует какого-то общего для всех правила, когда именно нужно приучать к горшку. И дело, скорее, не в возрасте, а в уровне развития малыша. Все детки разные, и если одни могут быть готовы освоить премудрости туалетного дела уже в районе года, то другие «тянут» до 2,5-3 лет. Более возбудимые, активные дети приучаются к горшку несколько позже, чем спокойные жизнерадостные ребята. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе. К тому же, чем больше и дольше ребенок находится в памперсах, тем сложнее его отучить от них.

Заметим, что в течение первого года жизни большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника или мочевого пузыря. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. То же самое с мочеиспусканием. Разумеется, наблюдательная и внимательная мама вполне может подлавливать такие моменты и высаживать младенца. Но это не означает, что она приучила к горшку, скорее она вырабатывает у ребенка рефлекс, но при этом его нервная система не контролирует мочеиспускание.

В целом, попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года непременно приведут к экономии подгузников, но осознанный контроль над выделительными функциями они не выработают. А вот в начале второго года жизни малыш уже начинает ощущать наполненность прямой кишки и понемногу контролировать себя в этом процессе.

Что касается контроля за мочеиспусканием, то в возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь уже способен удерживать большое количество мочи и ребенок может оставаться сухим в течение пары часов. Тогда и приучение к горшку становится весьма целесообразным.

Особенности развития

Итак, что входит в понятие «развитие» и чего должен достичь ребенок, чтобы быть готовым к походу в туалет «как взрослый»?

Где-то между 12 и 18 месяцами жизни стенки мочевого пузыря укрепляются, и малыш может попытаться начать контролировать отправление естественных надобностей. В это время можно постепенно научить ребенка сидеть на горшке в течение примерно 10 минут (до года это осуществить будет крайне непросто).

Делать это нужно последовательно – сначала высаживайте малыша на горшок на одну-две минуты несколько раз в день, потихоньку увеличивая время. Не нужно, чтобы ребенок играл или смотрел телевизор, сидя на горшке, необходимо, чтобы он усвоил, для чего предназначен горшок и привык использовать его по назначению, а не для развлечения. Ни в коем случае не переусердствуйте со своими попытками: если слишком часто напоминать о горшке и постоянно настаивать на его использовании, ребенку просто надоест, он заупрямится и эффект будет обратным тому, что вы ожидаете. В худшем случае от вашей настойчивости у малыша разовьется стресс.

В общем, возраст, в котором нужно начинать приучать ребенка к походам в туалет, весьма условен. Гораздо важнее то, насколько развита нервная система ребенка, которая отвечает за контроль над физиологическими процессами в организме и приобретением малышом навыков гигиены.
Когда ребенок уже ходит, понимает и сам произносит слова, когда может объяснить словами, жестами, мимикой или другими способами, что он хочет, выразить недовольство из-за промокших трусов, родителям будет проще научить его пользоваться туалетом. На то, чтобы приучить к горшку может уйти от полугода до года при условии, что начинать обучать малыша вы начали примерно в полтора года.

Отложите попытки приучения к горшку если:
— ребенок болен или только что поправился после болезни,
— если в семье появился младший ребенок,
— если вы переехали в другую квартиру, дом, город, страну,
— если ребенок пережил какой-либо стресс или потрясение,
— если в семье кризис или кто-то серьезно болеет.

Как выбрать горшок

Несколько слов о самом «орудии», то есть горшке. Горшок должен быть устойчивым и достаточно просторным, ребенку должно быть комфортно на нем сидеть.

Не стоит покупать музыкальные или слишком ярко раскрашенные горшки – они будут восприниматься как игрушка.

Нет смысла приобретать и горшки, похожие на кресла или стулья, так как потом ребенок может написать в автокресло или стул для кормления из-за схожести конструкций.

Энурез и энкопрез

К сожалению, нередки случаи, когда дети, казалось бы, уже освоив нужный навык, внезапно его теряют, или же просто не перестают мочить и пачкать штанишки, хотя по возрасту и развитию им уже положено ходить на горшок (примерно после 3-4 лет). Если эта проблема беспокоит постоянно (при этом ребенок уже был приучен к горшку), то в ряде случаев может идти речь об энурезе, то есть ненамеренном систематическом мочеиспускании днем и/или ночью, или об энкопрезе – непроизвольной дефекации.

Причины этой неприятной проблемы могут быть самые разнообразные. Это может быть инфекционный процесс, какие-либо сбои в течение беременности и родов, нейрогенный мочевой пузырь (это целая группа нарушений функций мочевого пузыря, которые развиваются из-за поражений нервной системы на различных уровнях), несхождение позвоночных валиков.

Но чаще всего в основе энуреза или энкопреза лежат психологические факторы. Первый и важнейший – это какая-либо психотравма (или ряд психотравм), полученная ребенком в семье, детском саду, школе, окружении.

Дети очень болезненно воспринимают конфликты, скандалы и нездоровую обстановку в семье, развод родителей и рождение братика или сестрички, переезд на новое место жительства, какие-либо резкие перемены в жизненном укладе. Малыш может не справиться с навалившимся на него грузом, и его организм может отреагировать таким вот способом – он просто начнет писаться или пачкать штаны.

Второй немаловажной причиной возникновения как энуреза, так и энкопреза, являются наказания за мокрую постель, грязные трусы, неумение сходить на горшок. Если ребенка часто ругают и наказывают за его несостоятельность в туалетном деле, то один только страх перед этим наказанием становится фактором развития болезни. А описавшись в постели, ребенок чувствует себя уже вдвойне наказанным. Поэтому никогда не ругайте малыша из-за случившегося, объясняйте ему, что это временно и обязательно пройдет, проявите любовь и терпение. Когда стресс уходит и ребенок оказывается в спокойной, расслабленной и благоприятной обстановке, энурез и энкопрез проходят без следа.

Итак, какие обследования проводятся при подозрении у ребенка энуреза или энкопреза? В первую очередь нужно сделать простой анализ мочи или кала – для исключения инфекций. Ряд инфекционных заболеваний может протекать скрыто, без болей и температуры, никак не беспокоя ребенка, но при этом именно в инфекции и воспалительном процессе может быть корень проблемы недержания. У деток постарше (после 3-4 лет) можно провести анализ мочи по Нечипоренко, сделать посев мочи. Кроме того, делают узи почек, мочевого пузыря. Если никаких инфекций в ходе обследования не обнаруживается, а ситуация никак не налаживается, может быть целесообразно сделать рентген (в том числе с контрастным веществом) для исключения какой-либо скрытой патологии.

К решению проблемы следует привлечь и узких специалистов: для девочек детского гинеколога, для мальчиков уролога. Если никаких отклонений по анализам и другим исследованиям нет, то тут приходят на помощь психолог или невролог. У детского психолога есть свои методики лечения энуреза и энкопреза – к ним относится арт-терапия, игровая терапия, во время которых ребенок избавляется от напряжения и его переживания постепенно уходят.

Евгения Пархомчук, педиатр сети медицинских клиник «Семейная»
журнал для родителей «Растим Ребенка», декабрь 2013

Выделены следующие сроки связанных с горшком реакций:

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Первые реакции на мокрые или грязные штанишки 1 год 2 мес.
Первые реакции на потребность в туалете беспокойством или голосом. 1 год 6 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). 1 год 10 мес.
В течение дня остается сухим. 2 года
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. 2 года
Просится в туалет используя слова 2 года 3 мес.
Под присмотром взрослого ходит на горшок (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). 3 года

Из этой таблицы явно видно, что ранее полутора лет нет смысла требовать от ребенка осознанных навыков использования горшка. Полтора года — это начало пути к горшку. Только в 3 года мозг большинства малышей дозревает до безупречного использования горшка. Как обычно, есть исключения из правил — дети с быстрыми темпами развития.

Если малышу исполнилось полтора года наступила пора активных действий по приобщению к горшку. Несколько самых эффективных советов:

  • Самым эффективным способом приобщения к горшку является осознание ребенком его функций. Для этого необходимо ребенку многократно объяснять назначение горшка, демонстрировать последовательность его использование.
  • Обыгрывайте ситуации на игрушках. Водите на горшок игрушки. Для этого хорошо подходят резиновые животные для купания с дырочками. В них можно набирать воду и затем их опорожнять в горшочек. Мы для этого использовали куклу, которая умела пить и писать. Но я не могу похвастаться, что нам это очень помогло. Все-таки всему свое время.
  • Хвалите за хорошие результаты. Помните, что хвалить надо уметь, иначе это может привести к тому, что у ребенка сформируется неверная самооценка, которая впоследствии может принести разочарование в родителях и в себе. Хвалите результат деятельности ребенка, а не самого ребенка. Говорите, что ребенок сделал правильно, попал в цель и т.п. Обращайте внимание на то, что штанишки остались чистые и сухие и в таких штанишках приятно ходить. Поделитесь своими позитивными эмоциями, расскажите, как Вы рады тому, что малыш научился использовать горшок.
  • В полтора-два года стОит отказаться от использования подгузников в течении дня, если Вы не сделали этого ранее. Когда ребенок научится оставаться сухим в течении дня, можно переходить к следующему этапу — убирать подгузник на ночь. Для второго этапа тоже может потребоваться много времени, будьте к этому готовы.
  • Не усердствуйте! Ребенок — это такой же человек, у которого присутствует воля и свобода выбора. В случае если он почувствует принуждение, можно получить обратный эффект — отказ. Так, в свое время я за свои «старания» получила полный отказ от горшка, в течении которого мой ребенок делал свои дела «куда угодно», но только не в горшок.
  • Многие дети в возрасте 1,5-2 лет начинают ценить самостоятельность. Используя это, процессу приобщения к горшку можно придать особое значение, доверив ребенку самостоятельный выбор горшка в магазине. Если горшок уже есть, то, наверняка, не помешает второй (первый можно отправить на дачу или к бабушке). Если ребенок горшок всерьез не воспринимает можно предложить приобрести накладку на унитаз и ходить в туалет «как взрослому». Не забудьте этот вопрос предварительно согласовать с малышом 🙂 , таким образом вы вызовете у ребенка ожидание и заинтересованность. Также покупка нового горшка является хорошей «перезагрузкой» отношений в случае отказов.
  • Дополнительно к перечисленному выше можно привлекать к обучению игрушки и книжки, раскрывающие суть назначения горшка. Например, книжки «Макс и горшок» (Labirint).

Еще раз обращаю внимание, что осознанное использование горшка в большинстве случае происходит на третьем году. Конечно, можно успешно заниматься выработкой условных рефлексов к горшку (высаживанием) даже до года, но от этого время осознания этого процесса кардинально не изменится. Поэтому все перечисленные советы периодически можно пробовать и наблюдать за изменениями в отношениях ребенка к горшку.

Как приучить ребенка к горшку | Наша хронология

Не считаю эту часть статьи сколько-нибудь полезной, так как сроки и условия приобщения очень индивидуальны. Но думаю, что она будет интересна, поэтому приведу нашу хронологию:

  • Начитавшись информации о том, что дети уже в один год могут ходить осознанно на горшок, с начала 1 года мы использовали подгузники только на прогулку. Сон у нас происходил в лучших традициях предыдущего поколения — пеленки и клеёнка. Сейчас, я абсолютно точно могу сказать, что это было зря и нисколько не ускорило наше приобщение к горшку.
  • В конце 1 года 3 месяцев мы успешно начали практиковать прогулки без подгузника. Яна не умела подавать сигналы о позывах, но научилась терпеть. К тому моменту я получила стойкий отказ от горшка по причине навязчивого приобщения к нему 😥 или проблем со стулом (хотя они наблюдались от силы пару раз и были кратковременные). Яну было невозможно усадить на горшок даже при необходимости. При любых попытках усадить на горшок наблюдались плач и крики. Поэтому при возвращении с прогулок у нас в обязательном порядке пачкались домашние штанишки, в то время, как горшок простаивал в углу.
  • В 2 года ровно произошло первое сближение с горшком. Яна забыла про негатив к горшку и соглашалась на него сесть, научилась снимать/одевать штанишки, кряхтеть при потребности «по-большому». При этом требовалось активное участие — сидеть рядом на унитазе, подбадривать и комментировать происходящее. В этот период наблюдалось много промахов. Также в начале третьего года Яна научилась подавать первые сигналы о наличии потребности — она начинала теребить штанишки и похныкивать на прогулке.
  • В 2 года 2 месяца навык использования горшка был доведен практически до совершенства. При нахождении дома Яна научилась самостоятельному использованию горшка, на улице — проситься.
  • В 2 года 4 месяца научились озвучивать необходимость по-маленькому — «сь-сь-сь».
  • Единственным моментом, требующим совершенствования остается ночной сон. На данный момент мне приходится ночью её будить. Некоторые практикуют вечернее ограничение в жидкости. Это эффективно, но на мой взгляд потребность в жидкости для организма ребенка важней, чем сухая постель.

Дорога к сухой постели | Откровение

Первый этап приобщения к горшку заключается в его дневной регулярной эксплуатации. Второй более сложный этап — самостоятельное пробуждение ребенка ночью. В зависимости от специфики психики одни люди спят более чутко, других «пушкой не разбудишь».

Мой ребенок из категории — «пушкой не разбудишь». Но яжправильнаямать, поэтому я прилагала максимум усилий, чтобы Яна научилась просыпаться при возникновении потребности. С года я перестала использовать подгузники на сон, в ожидании, что ощущение мокрых пеленок как-нибудь форсирует процесс. Процесс ожидания затянулся до 4,5 лет. До этого момент мокрые простыни и одеяло были практически каждый день. На подгузники я не переходила, так как боялась, что убрав фактор мокрых простыней уменьшу шансы ребенка прочувствовать ситуацию. Только в 4,5 года Яна начала самостоятельно просыпаться, будить нас и проситься в туалет.

Существует много подходов к лечению ночного энуреза:

  • Будить среди ночи на горшок . Есть такая гипотеза, что если будить ребенка ночью, он привыкнет просыпаться регулярно и станет при позывах в туалет просыпаться. Эту гипотезу в течении многих лет проверяла моя мама на моем брате. Вы знаете, она не работает! У брата всегда был настолько крепкий сон, что он даже в младенчестве не просыпался ночами, а утром его приходилось будить для кормления. Первые годы после рождения брата у мамы был бонус — спокойные ночи. Большинство мам об этом только могут мечтать. Зато этот бонус впоследствии компенсировался: если брата не будили на горшок в середине ночи, он писался в постель. Поэтому приходилось просыпаться и будить ребенка, чтобы сводить на горшок. Это делалось практически еженощно вплоть до школьных лет.
  • Нехватка определенного гормона . Одно из мнений причин неумения просыпаться ночью по нужде — нехватка определенного гормона. Т.е. синтез этого гормона в организме у детей может сформироваться в различном возрасте. В большинстве случаев — в 2-3 года, в некоторых случаях позже. При таком подходе детям выписывают курс препаратов для медикаментозной стабилизации уровня гормона.
  • Психологические зажимы. Мне больше близок этот вариант. Я считаю, что писающийся ночами ребенок не может проснуться из-за того, что в голове не настроена процедура просыпания при потребности мочеиспускания. Если ребенка регулярно будить ночью, то установка этой процедуры в голове у ребенка не произойдет из-за отсутствия потребности. Постель всегда сухая и комфортная, ведь мама с папой заботятся. Получается причин учиться просыпаться ночью нет. Если же ребенка не будить на горшок среди ночи, а давать прочувствовать мокрые простыни и зловонный запах, тем самым мы предоставляем ребенку веское основание для того чтобы научится просыпаться. И да, решение психологического зажима осуществляется самыми разнообразными способами. Знаю, что профессионалы справляются с ними быстро, но я обычная мама и все, что я пробовала долгое время не срабатывало. Яна начала просится среди ночи в туалет после переезда в новую квартиру — видимо стресс от нового места жительства оказался сильней и на этом фоне процедура просыпания при потребности мочеиспускания начала работать.

Как приучить ребенка к горшку | Высаживание

Прочитав текст выше, многие скажут «Ваш опыт неинтересен. Ребенок подружки ходит на горшок с 6 месяцев. Они практиковали высаживание с рождения. И мы будем также.». Мне не хочется никого огорчать, но я обязана вас предупредить о том, что высаживание подходит не всем.

Для тех, кто не в курсе, объясняю, высаживание — это улавливание сигналов (плача, кряхтения и т.п.) малыша при позывах в туалет с последующим размещением ребенка над раковиной или горшком для опорожнения.

Начну с нашего опыта. Когда Яне исполнился 1 месяц, я, начитавшись книг о высаживании, начала улавливать сигналы позывов и держать её над раковиной. При этом количество мокрых пеленок сократилось примерно на 80%. Я была довольна, как слон и даже возомнила себя умнее большинства. При построении планов на будущее я рассчитывала, что к году мы навсегда забудем о мокрых штанишках .

В три месяца Яна начала воспринимать свои ощущения при позывах к туалету, как норму. Она уже не боялась того, что должно произойти. С тех пор позывы больше не доставляли неудобств и не вызывали волнений. На этом моменте пропали все сигналы, по которым можно было предположить желание опорожниться и наше высаживание подошло к своему логическому завершению!

Впоследствии, изучив дневники немногочисленных мам, которые успешно практиковали высаживание с первых месяцев жизни и книгу о высаживании, я пришла к следующим выводам:

  • Лучшее время для начала высаживания 1-2 месяца.
  • Высаживание базируется на формировании условных рефлексов. Условные рефлексы непостоянны. Они могут видоизменяться и угасать.
  • В связи с развитием мозговой деятельности уже в 3-4 месяца ребенку становятся доступны новые яркие эмоции. В это время сигналы позывов становятся знакомыми и, в зависимости от эмоциональности личности, могут практически не отличаться эмоциями от других впечатлений получаемых в течении дня. В связи с этим учащаются ошибки при которых высаживается ребенок, который не хочет в туалет. Проще говоря — мама путает эмоции от позывов с другими эмоциями. После череды таких ошибок условный рефлекс может угасать.
  • Высаживание имеет большую схожесть с дрессировкой. Дрессировка — это способ обучения животных, использующий бессознательные механизмы (условные рефлексы и навыки). Осознанное отношение к горшку появляется в 1,5-2 года, более раннее приучение к горшку базируется на условных рефлексах. Навыки высаживания основаны на успешности «дрессировки» малыша. Данным сравнением я не хочу никого задеть или отговорить от высаживания, но речь о нём я завела не спроста. Изучив вопросы эффективности дрессировки животных, можно лучше понять факторы неудач. Определенные типы темперамента лучше подвержены определенным типам дрессировки. Разумеется, в отношении ребенка, допустим тип «дрессировки» только на основе поощрений (ласка) и положительной мотивации (обещания комфорта). Из этого следует, что часть детей невозможно приучить к высаживанию. Причина в этом вовсе не неправильный подход, а особенности темперамента ребенка, в частности яркость и регулярность проявления эмоций, и индивидуальных факторов формирования условных рефлексов. Некоторые дети после серии успешных высаживаний закрепляют эту связку в памяти. При последующих позывах стараются воспроизвести последовательность действий из своего успешного опыта — «плач, высаживание, поощрение ласковым голосом мамы». Зачастую мамы добавляют негативное «ай-ай-ай» при неудачах. В зависимости от используемого тона, «ай-ай-ай» может также служить наказанием или констатацией отрицательного результата. Современной психологией доказан вред использования грубости, поэтому я не буду развивать тему грубого тона. Констатация отрицательного результата мягким настойчивым тоном в неосмысленном возрасте не эффективна и может вызвать обратный результат — любопытство и интерес к звукам. Тем не менее, я не считаю использование «ай-ай-ай» на первом году жизни плохой практикой. Это выражение можно отнести к эмоциональному общению, а любое качественное общение, как известно, полезно для развития мышления ребенка.

Завершение

К сожалению, чудесных секретов мгновенного приобщения к горшку не существует, поэтому я советую запастись терпением и найти силы вовремя отказаться от использования подгузников. Еще раз повторюсь, что ранний отказ от подгузников ничего кроме лишней стирки не даст. Оптимально в районе полутора лет — двух лет в соответствии со сроками созревания мышления для приобщения к горшку.

Всем радости и удачи в освоении новых навыков! Напоследок пара вопросов для сбора статистики:

С какого возраста ваш ребенок стал просится на горшок ДНЕМ

С какого возраста ваш ребенок стал просится на горшок НОЧЬЮ

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на или присоединяйтесь к группе .

Возможно Вам будут интересны следующие материалы:

  • (наша история);

Как приучить ребенка к горшку. Сроки созревания необходимых реакций. Ошибки мам.

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Как приучить ребенка к горшку. Теория и наш опыт пребывания с года без подгузников : 15 комментариев

  1. Аля

    Мне нравится ваш сайт)) однако до 4.5 лет менять мокрые простыни — это у вас просто мегатерпение… И что хорошего в этом для ребёнка?… Считаю, что всему своё время, сама пыталась научить ребёнка пользоваться горшком после года, и никого результата (кроме испорченных нервов, своих и ребёнка). После 2 лет САМ снял подгузник и начал проситься на горшок. Утром часто сухой просыпается, но бывает и нет и я не собираюсь отменять пока подгузник.

  2. Анна