Конспект занятия по самообслуживанию старшей. Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Научим куклу Свету одеваться» в средней группе

Конспект занятия по формированию навыков самообслуживания.

Тема: «Правила глажки белья.»

Цель: ознакомление детей с правилами глажки белья.

Задачи:

Воспитательно-реабилитационные:

- формироватьу детей аккуратность;

Развивающие:

Развитие, координации движения рук;

Информирующие:

Ознакомление ребят с правилами глажки полотенец, платочков.

Оборудование : картинка с изображением чугунного утюга, гладильная доска,

утюг, платочки, полотенце.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уходе за одеждой. А именно о том, как правильно гладить белье. Послушайте небольшое стихотворение по нашей тематике.

Глажу чистое бельё,

Убираю складки.
И не только для порядка,

Для сынишки моего.

Мотивационно - ориентировочный этап .

Воспитатель: Процесс глажки белья пришел к нам с древних времен, белье гладили наши прабабушки и прапрабабушки. Но у них были большие чугунные утюги, нагревали которые не от электричества, от горячих углей. Посмотрите на картинку и вы увидите старинный утюг .(Воспитатель показывает изображение утюга)

2.Основная часть.

Воспитатель: А теперь, ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете о чем пойдет речь дальше.

Он не падает на бок,

Сверху у него горбок,

А точнее ручка.

После стирки расправляет

Вещи эта штучка.(Утюг)

Воспитатель: Для комфортной глажки необходимо правильно выбрать утюг и правильно установить гладильную доску. Расстояние между доской и локтем должно составлять 27см, независимо от позы, в которой вы гладите, сидя ли или стоя. Несоответствие приведет к быстрой усталости рук, в запястьях могут появиться болевые ощущения.

Воспитатель: Перед тем как начать гладить белье, проверьте, в каком состоянии подошва утюга: она не должна содержать следов загрязнений или нагара. В зависимости от материала подошвы, при необходимости почистите утюг. Определиться со способом чистки помогут рекомендации производителя. Не следует чистить подошву острыми предметами и бытовой химией. Издавна практикуется чистка подошвы утюга с помощью мелкой просеянной соли; для этого пройдитесь по ней горячим утюгом.

Воспитатель: Ребята, послушайте несколько полезных советов, которые вам пригодятся, когда вы будете гладить белье.

1. Начинать глажку белья лучше с вещей из более тонких и хрупких тканей. Подобные вещи следует гладить на низких температурах. В последнюю очередь гладьте вещи из плотных и грубых материалов. Связана такая очередность с тем, что утюгу требуется для остывания гораздо больше времени, чем для нагревания. Следовательно, придерживаясь такого порядка, можно сберечь вещи и сэкономить время.

2. К разным тканям необходим разный подход. Так, льняные вещи лучше гладить слегка недосушенными. При этом используйте марлю или гладьте с изнанки, в противном случае ваши вещи начнут лосниться. Именно поэтому через марлю гладят одежду из фланели, шерсти, вельвета, твида. Такой же подход необходим к костюмам из темных тканей.

3. Белье изо льна и свитеры из трикотажа гладьте плавными неторопливыми движениями по направлению вверх или вниз, избегайте суетливо водить утюгом по кругу или из одной стороны в другую.

4. Если перед вами вещь, украшенная бисером, вышивкой или стразами, гладьте ее через маховое полотенце, предварительно его смочив. Так вы защитите отделку от повреждения.

5. После того как вы погладили вещи, не спешите тут же их развешивать, дайте им остыть. Чтобы избежать повторной глажки, аккуратно сложите или развесьте поглаженные вещи. Хорошо, если ширина и длина плечиков соответствуют одежде. Для брюк лучше использовать вешалки с клипами, удерживающими их в висячем прямом положении.

Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, для чего и зачем нужно гладить белье? (Ответы детей: чтобы одежда не была помятой) . Правильно, ребята, белье и вещи нужно гладить не только для красоты и опрятности, но и для того чтобы бить горячим паром все вредные микробы и инфекции.

Воспитатель: Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам попробовать погладить своё полотенце или носовой платок . (Дети под контролем воспитателя по очереди гладят свои платочки или полотенца)

Воспитатель: Молодцы, ребята, славно вы сегодня потрудились.

Физкультминутка.

Дружно помогаем маме –
Мы бельё погладим сами, (водят рукой по столу)

Раз, два, три, четыре, (движения рукой в стороны)

Потянулись, (повесили бельё)

Остановились.

Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)

3.Рефлексия

1.Что нужно сделать перед началом глажки белья?

2.Какие полезные советы по глажке ты запомнил(а)?

3.Для чего и зачем нужно гладить белье?

Тема: «Части тела» .

Цель: Формирование у детей представлений о строении собственного тела.

Обучающие задачи: называть и показывать на себе, других людях: части тела, органы чувств, объяснять, зачем нужны органы чувств и части тела.

Коррекционно-развивающие задачи: активизация словаря по теме «Части тела », «лицо», обогащение словаря,развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, координации движений, развитие умеренного темпа речи
развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные задачи: воспитание интереса к занятию, формирование положительное отношение к совместной деятельности.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением частей лица

Оборудование: предметные картинки: частей тела человека, кукла Машенька.

1. Организационный момент.

Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Поздоровайтесь с ней. Машенька, просит рассказать и показать, какие части лица бывают у человека. Поможем Машеньке? Расскажем ей о частях лица, для чего они нужны человеку?

2. Основная часть.

1. Повторение названий частей лица человека на кукле.

Упражнение «Покажи и назови».

Попросить детей показать и назвать у куклы:

    Где голова? (Вот голова.) - Где нос? (Вот нос.)

Упражнение «Покажи и назови».

Попросить детей показать и назвать на таблице:

Где голова? (Вот голова.) - Где нос? (Вот нос.)

Где лоб? (Вот лоб.) - Где глаза? (Вот глаза.)

Где рот? (Вот рот.) - Где брови? (Вот брови.)

Где брови? (Вот брови.) - Где уши? (Вот уши.)

Где щеки? (Вот щеки.) - Где волос? (Вот волос.)

Упражнение «Что это?».

Показать части головы у куклы и спросить:

    Что это? Ребенок называет части тела в единственном или множественном числе

    Это голова. Это нос.

    Это глаза. Это рот.

    Это уши. Это волосы.

    Это щеки. Это лоб.

    Это брови. Это подбородок.

Ну, что Машенька запомнила, как называются части головы человека?

Физминутка.

Быть у каждого должна Очень «умной" голова ,

Я верчу ей как умею Голова сидит на шее ,

Животик, спинка, грудь.

Их вместе всех зовут –туловище.

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот .

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь .

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться;

На руке сидят мальчики

Очень дружные пальчики.

Бегут по дорожке

Резвые ножки ,

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку .

– Посмотрите внимательно на доску

Появляется:

Хлеб – Чем будем жевать хлеб? (Ртом).

Книга – Чем будем рассматривать книгу? (Глазами).

Цветы – Чем будем нюхать цветы? (Носом).

Магнитофон – Чем будем слушать музыку? (Ушами).

Яблоко – Чем будем кусать яблоко? (Зубами).

Мороженое – Чем будем лизать мороженое? (Языком).

Молодцы, ребята. Машенька, тебе понравилось, как отвечали ребята на вопросы?

Игра «Чем делали?»

А сейчас, мы поиграем в игру вместе с Машенькой.

«Потопали ногами. – Чем топали?

Похлопали руками. – Чем хлопали?

Пальцами рук пошевелили. – Чем шевелили?

Глазами посмотрели вверх, вниз. – Чем смотрели?

Подвигали бровями. – Чем двигали?

Покивали головой. – Чем кивали?»

Составление предложений.

Детям раздаются картинки с часть тела человека и предмета, по которым дети должны составить предложение.

Сначала образец дает учитель: «- Я нюхаю духи носом.»

« Я читала, смотрела книжку глазами»

« Я слушала песни ушами»

« Я вертела головой»

« Я хмурила брови»

«Я потрогала свой лоб»

« У меня покраснели щечки»

Игра «Чего не хватает в портрете »

Цель : закрепить знания детей о составных частях лица (волосы, глаза, рот, брови, уши, нос)

Ход игры : воспитатель или другой ребенок составляет портрет, но что-нибудь не докладывает, забывает, а другой ребенок должен найти и доложить недостающую часть лица, например нос, или один глаз, волосы. А потом рассказать какую функцию они выполняют.

Дидактическая игра «Придумай лицо »

Цель : учить различать и называть части лица (нос, рот, глаза, брови, закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица. Подобрать и составить портреты: мальчика, девочки. Активизировать диалогическую речь, развивать внимание, творческое мышление, воображение, фантазию.

Оборудование : картинки с изображением частей лица человека.

Ход игры : детям предлагают рассмотреть картинки и составить по ним лицо человека. Если дети затрудняются, то их спрашивают: «Что ты видишь на картинках? », «Какие части лица? Назови их». Все люди разные, есть мужчины, есть женщины. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Чем похожи? Придумайте лицо мальчику (мужчине), а теперь девочке (женщине) самостоятельно. Что находится на голове? Для чего нужны рот, нос, глаза, уши?

3. Заключительная часть.

Ну вот мы и рассказали Машенька, о всех частях тела человека. Машеньке очень понравилось на нашем занятии, сегодня она много узнал нового и интересного. Ей пора возвращаться домой, но она обещал, что обязательно придет еще к нам в гости. Попрощайтесь с Машенькой.

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Оценка работы детей

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно ухаживать за своим внешним видом и состоянием одежды.

Задачи:

1. Закрепление умения детей убирать вещи на свои места

2. Формирование навыков по уходу за одеждой;

3. Формирование стремления к опрятности; к умению замечать и исправлять несовершенства внешнего вида у себя и других детей;

4. Совершенствование умения самостоятельно одеваться в правильной последовательности;

5. Обогащение словаря с помощью пословиц и поговорок по теме

Ход занятия

Воспитатель: Дети, утром нам пришло письмо, не подписано, обратного адреса нет. Почитаем что там написано: «Здравствуйте! Нужна ваша помощь! Приду утром!»

Очень интересно! (звонок в домофон ) А вот, наверное, и наш гость!

(В группу входит кукла, представляется, начинает снимать верхнюю одежду и на ходу разбрасывает вещи.)

Кукла: «Здравствуйте! Меня зовут кукла Катя. Я расстроена. Мои подружки не приглашают меня к себе в гости! Они говорят, что я неаккуратная, неряшливая! Что это за слова такие, что они означают? И что мне теперь делать? Вы здесь всё знаете, вот я и решила к вам за помощью обратиться!

Воспитатель: Мы знаем, Катя, как тебе помочь! Во-первых, дети, что означают эти слова- неаккуратный, неряха? (Это человек, который не следит за своими вещами и своим внешним видом. )

Что Катя сделала неправильно когда вошла? (Разбросала свои вещи. ) Давайте расскажем, что с ними на самом деле нужно делать.

Индивидуальные ответы детей:

Сапоги поставить под лавочку,

Куртку повесить на вешалку,

Шапку положить на полку.

Воспитатель после ответов детей помогает убрать верхнюю одежду на свои места. «Чтобы не забылись наши советы, запомни пословицы и поговорки про аккуратность, которые знают наши дети. Миша С. «Береги платье с нова» («значит, что за всеми вещами нужно ухаживать не только когда они состарились, но и когда они ещё новые»).

Кукла: Ой, а у меня тут ещё много вещей! Они все перепутались, и я не знаю, что с ними делать! Научите меня вещи раскладывать! (Высыпает из пакета вещи.)

Дети: Несколько детей помогают кукле разложить вещи по парам, а непарные вещи аккуратно сложить или развесить на стуле.

Воспитатель: «Вещи надо убирать, не придётся их искать». Дети, вы знаете, что вещи нужно не только аккуратно раскладывать на свои места, но и аккуратно их носить, следить за своим внешним видом. Посмотрите на нашу гостью- что не так в её наряде?

(Дети замечают недостатки в одежде куклы, и по - очереди выходят их исправлять

Развязанный бант на голове,

Носки разного цвета,

Тапки не на ту ногу,

Блузка заправлена не до конца.)

Воспитатель: Запомни ещё один урок - «Встречают по «одёжке», а провожают по уму» (означает, что в первую очередь люди обращают внимание на внешний вид других людей, на их «Одёжку», а уже потом на всё остальное).

Кукла: Молодцы! Да, много знаете! Мне вы всё рассказали, а теперь я хочу посмотреть- сами-то вы всё это умеете делать? Я вам устрою испытание- кто правильно оденется на прогулку?

(Воспитатель выбирает 2 детей, которые будут показывать, как они умеют одеваться. А остальные подходят к столу, где разложены карточки с изображением одежды, и показывают их в правильной последовательности .)

Кукла: Молодцы, ребята! Теперь я тоже знаю как правильно одеваться!

Воспитатель : Вот и помогли мы кукле Кате! Надеюсь, теперь у неё не будет проблем! Давайте вспомним чему мы сегодня научили нашу гостью? Какие пословицы и поговорки Кате нужно запомнить?

Катя: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли! Я запомню ваши советы!

Конспект урока по самообслуживанию

«Виды одежды. Одежда по назначению»

учитель начальных классов Григорьева А.А.

Цель урока: Познакомить с видами одежды по назначению.

Задачи:

1. Обобщать и расширять знания детей. Познакомить детей с видами одежды со свойствами и качествами ткани.

2. Развивать мыслительную активность детей. Учить детей обследовать предметы.

3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.

Оборудование.

Комплекты одежды для разных случаев, мяч.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие.

Повторение.

Скажи наоборот:

Зимний - летний

Расстегнуть -

Чистый -

Снять -

А теперь, ребята, по очереди подходите ко мне и доставайте из мешка по одному предмету. (Перчатки, шапка, шарф, носки, кофта).

Как можно назвать, одним словом? (Одежда.)

3. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить, о видах одежды и для чего она необходима.

Зачем людям нужна одежда? (Чтобы не замерзнуть зимой. Чтобы летом не обгореть на солнце. Чтобы не пораниться, когда идём в лес.)

Что мы называем одеждой? (То, что одевает на себя.)

Какую одежду мы носим осенью? (Осеннюю.)

А весной? (Весеннюю.)

А как можно назвать, одним словом, осеннюю и весеннюю одежду? (Демисезонная.)

Какую одежду мы носим зимой? (Зимнюю.)

Летом?(Летнюю.)

Скажите, в какую одежду одета кукла? (В праздничную.)

Правильно, ребята.

Само название, этого вида одежды, говорит о её назначении - для праздников, вечеринок, торжеств. Сравните повседневную и праздничную одежду, в чём их различие? (Для праздничной одежды используются яркие ткани, блёстки, украшения.)

Какие предметы одежды мы отнесём к праздничной одежде? (Нарядное платье, костюм, белую рубашку.)

Кто из вас любит заниматься спортом?

А какая одежда нужна для занятий спортом? (Футболка, штаны.)

Футболка, спортивный костюм называются - спортивной одеждой.

Попробуйте ответить мне на вопрос, какую одежду мы носим только дома? Правильно, это халаты, пижамы, лёгкие брюки и др. Эта одежда называется домашней.

А сейчас внимательно посмотрите на свою одежду и одежду товарищей и скажите, на ком из вас какая одежда по назначению.

Какое на улице время года? (Осень.)

Давайте поможем куклам собраться на прогулку. Какую одежду мы оденем куклам? (Колготки, водолазку, кофту, брюки или джинсы, шерстяную шапку, куртку.)

Практическая работа.

(Дети одевают кукол на прогулку.)

Молодцы, ребята, а теперь давайте проверим, как вы справились с работой. Всё ли одели кукле, ничего не забыли.

5. Физ. минутка.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем -

Их стирать мы тоже будем.

6. Упражнение «Что изменилось?»

Посмотрите внимательно на куклу Веру, и пока она не ушла на прогулку, давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

Вы хорошо запомнили, как одета Вера? Тогда закрывайте глаза.

(Дети закрывают глаза, а учитель меняет один из предметов одежды на другой.)

Открывайте глаза. Что изменилось?(Сняла шарф, одела другую шапку.)

Ну вот, Вера уходит на прогулку, а мы с вами поиграем в другую игру.

5. Игра «Один - много» (с мячом)

Пришло время поиграть с мячом.

Мы - волшебники немного

Был один, а станет много.

Шарф - рубашка -

носок - перчатка -

шапка - юбка -

Игра «Кто быстрее».

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто быстрее».

Вы все любите ходить на прогулку, а умеете ли вы быстро одеваться? Давайте проверим. У вас на стульях висят свитера, куртки, шапки, шарфы. Вам надо как можно быстрее одеться и ничего не забыть. Кто первый справится с этой работой, тот и победитель.

(Подведение итога игры.)

Закончи предложение:

Я вам буду говорить предложения. А как только я остановлюсь, вам нужно будет закончить его.

Всю неделю я учился в школе и носил школьную форму, это - … . Дома мне удобно носить … . Каждый вечер я ходил в спортзал и надевал … . В субботу я пошел на день рождение и надел … .

Подведение итога урока.

Так о чем сегодня мы с вами говорили?

Вы ребята, молодцы. Хорошо сегодня работали. 4