Корректурный тест (кольца ландольта). Кольца ландольта

В данной статье речь пойдет о методике «Кольца Ландольта». Вы узнаете о том, где именно может применяться данная методика, для чего ее используют и в целом как работать с теми данными, которые вы получили после работы с этой пробой. Данная методика является модификационной работой Б. Бурдона, которая основана на корректурной пробе Э. Ландольта, французского офтальмолога. После этих слов можно обратить внимание на некоторую неточность в названии. Но так или иначе, пробу все равно называют методикой «Кольца Ландольта». Теперь следует перейти к самому описанию этой методики.

Методика «Кольца Ландольта»

Эта проба помогает выявить уровень внимания тестируемого человека и усовершенствовать его. Если впервые взглянуть на тестовый лист, на котором в плотных рядах расположены круги с прорезями в разных местах, можно прийти в небольшое недоумение от мысли о том, что далее с этим рисунком тестируемому предстоит работать. Кольца Ландольта относятся к одному из видов тестовых заданий. Это очень легкий и довольно быстрый способ проверки внимания. Помимо этого, не составляет большой сложности проверка результатов.

Где проводится корректурная проба

Иногда в медицине требуется проверка внимания людей с какими-либо заболеваниями или же для получения какого-либо медицинского допуска. В таком случае самым распространенными методом проверки является проба Ландольта. Но чаще всего именно в школах применяют кольца Ландольта. Для младших школьников этот тест является достаточно простым и понятным. Как и технику чтения, у учащихся проверяют уровень внимания, а также с помощью этой же пробы совершенствуют его. Делать проверку Ландольта следует с детьми старше возраста семи или восьми лет. Для более младших данная проба может показаться слишком сложной и просто не даст необходимого результата.

Ход работы с тестом

Перед тестируемым размещается листок с кольцами Ландольта. После того, как ему объяснят цель его работы, необходимо будет засечь время начала тестирования. Иногда школьников или тестируемых не ограничивают во времени проверки, но чаще всего так поступают только в процессе тренировки. В этом же пункте будет описываться ход проверки внимания. Этап работы, следующий уже после тренировки с пробой Ландольта.

Цель тестируемого заключается в том, чтобы найти кольцо, прорезь которого находится в определенном месте, к примеру, двенадцати (верху) или пятнадцати (справа) часов. В процессе поиска необходимого кольца важно не помогать себе пальцами или ручкой, которой тестируемый должен будет помечать (лучше всего, зачеркивать) найденные им кольца. Обычно на работу дается пятнадцать минут. И каждые пять минут тестируемому должны давать команду «черта», после которой он должен будет ставить вертикальную черту на том месте, на котором находился в момент команды. После того, как время истекло, результат теста забирается на проверку.

Если работа проводится с ребенком, то лучше всего будет варьировать время тестирования в зависимости от того, какое количество времени школьник практикуется в пробе Ландольта. Для начала будет достаточно всему тесту уделить только пять минут времени, а команду «черта» давать после каждой минуты работы с кольцами. После этого все время, потраченное на тест, может возрасти до десяти, а позже уже и до пятнадцати минут.

Оценка распределения внимания

Когда главной целью тестирования становится оценка распределения внимания ребенка, то детям предлагают зачеркивать сразу два типа колец. Например, с прорезью сверху и справа. При этом зачеркивать определенные виды колец необходимо по-разному.

В зависимости от того, каким становится результат ребенка в ходе тренировок и сколько раз он занимался поиском вида того или иного кольца, можно изменять задачу. Например, всегда нужно было найти кольца с прорезью сверху и справа. В следующий раз нужно будет найти кольца с прорезью снизу и справа. В остальном же ход тестирования остается точно таким же, каким он был в предыдущем способе проверки.

Такой метод поможет ребенку лучше понимать поставленную перед ним задачу и заставить больше концентрировать свое внимание и действия в зависимости от поставленных перед ним требований.

Определение объема внимания

Объем внимания оценивается по шкале, состоящей из десяти баллов. Средний объем внимания взрослого человека оценивается числом от трех и до семи единиц. Для детей нижняя единица так же, как и для взрослых людей, составляет три единицы. Верхняя граница напрямую зависит от возраста ребенка. Если ребенку четыре года или пять лет, то верхняя граница объема внимания должна также располагаться на уровне четырех-пяти единиц, пять или шесть лет - пять-шесть единиц и в том же духе.

Существует определенная шкала перевода единиц объема внимания в десятибалльную систему. Если объем внимания находится в промежутке от шести единиц и выше, то тестируемому присваивается десять баллов. Четырем и пяти единицам соответствуют восемь и девять баллов. Двум и трем единицам четыре и семь баллов. Если объем внимания меньше двух единиц, то этому промежутку соответствуют границы от нуля до трех баллов.

Если ребенок получает около восьми-десяти баллов за тестирование, это означает, что он полностью готов к школе. Нормой считаются показатели от четырех до семи для тех детей, которые только поступают в школу. Если ребенок получает от нуля до трех баллов, это означает, что его объем внимания недостаточно высокий.

Методика «Кольца Ландольта» и обработка результатов

Обработка результатов теста заключается в том, что следует посчитать количество колец, которые были зачеркнуты тестируемым, а также количество допущенных ошибок. Необходимо посчитать результат, как в суммарном количестве за все время тестирование, так и за каждый отдельный этап до того момента, когда давалась команда «черта». Показатель устойчивости и продуктивности внимания можно вычислить по специальной формуле:

Буквы в этой формуле имеют такие значения:

  • N - число колечек, просмотренных тестируемым за 1 минуту;
  • n - число ошибок, допущенное за это же время.

На этом, пожалуй, все. Теперь вы знаете все о том, что такое методика «Кольца Ландольта», в каких ситуациях и на ком может использоваться данная проба, как посчитать результаты тестирования.

В течении 1 минуты зачеркиваются кольца Ландольта с заданным направлением разрыва. Определяются оценки точности (Т) и продуктивности (П) выполненной работы по формулам:

где

С - количество просмотренных знаков;

m - число правильно зачеркнутых колец;

n - число колец, которые необходимо зачеркнуть.

Приложение 5 к Правилам

Наблюдательность определяется путем заполнения схемы тушения пожара, представленной на рис. 1 соответствующими цифровыми индексами. На запоминание заполненной схемы (рис.2) и воспроизведение дается по одной минуте. При заполнении схемы испытуемый пользуется рисунком с порядковыми номерами предметов (рис.3).

Учет правильно проставленных предметов выражается в процентах и определяется по формуле:

где

n - количество правильно проставленных предметов;

m - общее число предметов.

Рис 1. Схема тушения пожара

Рис 2. Схема тушения пожара с изображением предметов

Рис. 3. Изображения предметов с цифровыми индексами

Приложение 6 к Правилам

Исследование кратковременной вербальной (слуховой и зрительной) памяти проводится путем предъявления обследуемому 12 слов:

В первом случае обследуемый на слух запоминает, а во втором - читает сам предъявленный материал. На запоминание и воспроизведение дается по одной минуте.



Объем слуховой (V с) и зрительной (V з) памяти выражается в процентах и определяется по формуле:

где

m - число заданных слов;

n - число воспроизведенных слов.

Приложение 7 к Правилам

На таблице с числами черного и красного цвета в первом задании отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке. Во втором задании - числа красного цвета в убывающем порядке. В третьем задании попеременно отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке, красные в убывающем. При этом балльная оценка функции внимания осуществляется по интегральному критерию - скорости переключения внимания (ПВ).

где

t k - время счета красных цифр, с;

t ч - время счета черных цифр, с;

t см - время смешанного счета, с.

ТАБЛИЦА ШУЛЬТЦЕ - ПЛАТОНОВА

Приложение 8 к Правилам

ОПРОСНИК ТЕЙЛОР

Вопросы анкеты написаны на специальных карточках (40 вопросов). Обследуемому предлагается разделить весь набор карточек на две группы, соответствующие двум возможным вариантам ответов (положительных или отрицательных).

Бальная оценка осуществляется по специальному коду, учитывающему количество “неверных” ответов, т.е. характеризующих уровень тревожности: чем выше балл по шкале Тейлор, тем выше уровень тревожности.

1. Перед тем, как пойти к зубному врачу, представляю себе, что будет больно.

2. Мне неприятно оставаться одному в темноте.

3. Пугаюсь грозы и молнии.

4. Обычно легко выхожу из равновесия.

5. Никогда в жизни ничего не пугался.

6. Боюсь змей.

7. Часто снится такое. что просыпаюсь от страха.

8. Отвечая перед группой, испытываю большую неловкость.

9. Идя к врачу, волнуюсь, что он мне скажет.

10. Мне никогда не представляется, что с кем-нибудь из близких случилось несчастье.

11. Волнуюсь, когда не знаю, по какой причине вызывает меня начальник.

12. Пугаюсь, увидев мертвое животное.

13. Не люблю оставаться один на открытом месте.

14. С трудом осваиваюсь с новым местом или коллективом.

15. Никогда не беспокоюсь о будущем.

16. Допустив ошибку, долго вспоминаю об этом.

17. Когда сажусь за занятия, часто мешают тревожные мысли.

18. Часто приходит в голову мысль, что я могу заболеть или получить травму.

19. Считаю себя более нервным, чем большинство людей.

20. Меня беспокоит, что думают обо мне другие.

21. Не могу долго сосредотачиваться на одном деле.

22. Беспокоюсь о деньгах и о своей работе.

23. Часто замечаю, что у меня дрожат руки, когда я очень стараюсь что-нибудь сделать.

24. Чаще, чем другие, краснею от смущения.

25. Я никогда не видел страшных сновидений.

26. Я часто боюсь, что начинаю краснеть.

27. У меня легко появляется испарина даже в прохладные дни.

28. Смущаясь, покрываясь испариной, что мне очень неприятно.

29. У меня бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнения.

30. Мне никогда не приходит в голову мысль о неполноценности.

31. Я редко бываю в хорошем настроении.

32. Почти всегда тревожусь о ком-нибудь или о чем-нибудь.

33. Свидание с начальником меня нервирует.

34. Я чаще, чем другие, занимаюсь самоанализом.

35. Иногда я чувствую невозможность преодоления трудностей.

36. Иногда я беспокоюсь по несуществующей причине.

37. Иногда я боюсь вещей и людей, которые на самом деле не могут мне повредить.

38. Мне не хватает уверенности в себе.

39. Я не люблю сталкиваться с трудностями и принимать важные решения.

40. Иногда я чувствую себя беспомощным человеком.

Ключ к опроснику Тейлора

Каждый пункт заносится на отдельную карточку.

Испытуемому предлагают внимательно прочесть карточки и выбрать те, которые его характеризуют.

Среди 40 пунктов 6 из них являются критериями надежности (лжи) - 5, 10, 15, 20, 25, 30. Если с четырьмя и более утверждениями этих пунктов испытуемый выразит согласие (отложит карточки), то все ответы считаются ненадежными и пользоваться результатами данного испытания нельзя. Уровень тревожности считается высоким, если количество карточек с утверждениями которых согласился испытуемый, составляет 16 и больше (т.е. коэффициент надежности составляет 16 и больше). Из этого количества карточек вычитаются карточки с ненадежными ответами, если они там оказались. Чем ниже коэффициент, тем ниже уровень тревожности.

Высокий коэффициент тревожности характерен для эмоционально неустойчивых людей (для психопатов он достигает 37), которые не могут адекватно оценить ситуацию, особенно аварийную, обеспечить высокую надежность действий в таких условиях.

Людей, у которых коэффициент тревожности равен 16 и больше, не рекомендуется использовать при работе на пожаре в непригодной для дыхания среде.

Приложение 9 к Правилам

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

1. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

2. Не находите ли Вы, что Вам трудно ответить “нет”?

3. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это Вам или нет)?

4. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

5. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

6. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

7. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

8. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать и говорить?

9. Легко ли Вас обидеть?

10. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

11. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

12. Часто ли Вы мечтаете?

13. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

14. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

15. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

16. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

17. Вы иногда сплетничаете?

18. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

19. Бывают ли у Вас сердцебиения?

20. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

21. Всегда ли бы Вы платили за провоз багажа на транспорте, если не опасались проверки?

22. Раздражительны ли Вы?

23. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

24. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

25. Часто ли Вам снятся кошмары?

26. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

27. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

28. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

29. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

30. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

31. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

32. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

33. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ к опроснику Айзенка

Данная методика используется для выявления уровня нейротизма.

“Нейротики” отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоционально-психологической неустойчивостью и лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.

Из 33 вопросов на карточках 24 предназначены для выявления нейротизма и 9 - для контроля достоверности ответов.

Оценивают характер, а не умственные способности.

Оценку производят следующим образом.

1. Карточки NN 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33 с ответом “да” свидетельствуют о нейротизме, с ответом “нет” - об эмоциональной стабильности.

Если карточек с ответом “да” больше 12 - нейротизм, если карточек с ответом “да” 12 и меньше - эмоциональная стабильность.

2. Карточки NN 3, 14, 21 с ответом “да” и карточки NN 7, 10, 17, 24, 28, 31 с ответом “нет” свидетельствуют о необъективности ответов возможной устойчивости или несостоятельностью самооценки.

Если показатель оценки эмоциональной стабильности (нейротизма) равен 12 и меньше, испытуемый эмоционально устойчив, уравновешен. С учетом положительных результатов оценки других психофизиологических показателей он признается пригодным к работе на пожарах в непригодной для дыхания среде.

Приложение 10 к Правилам

Обследуемому предлагаются 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо найти правильные ответы. Фиксируется количество правильных ответов и выражается в процентах.

ТЕСТ БЕННЕТА

Задание 1.

При каком способе удержания молотка удар будет сильнее?

А-Б-Одинаково

Задание 2

Какой из проводов необходимо подсоединить к оборванному, чтобы лампочка светила?

А - Б - Оба

Задание 9

В каком направлении движется пожарный рукав, который держит пожарный?

А - Б - Назад

Задание 10

Если шестеренчатый насос подает жидкость в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращаются шестерни?

А - Б - Безразлично

Ключ к тесту Беннета

Тест для выявления технического мышления.

Обследуемому предлагают 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный ответ, который обследуемый считает правильным. Подсчитывается процент правильных ответов и оценивается по шкале, приведенной в приложении 14.

Правильные ответы:

Б
Б
В
Б
Г
А
Б
А
Б
Б

Приложение 11 к Правилам

"Корректурная проба с кольцами Ландольта" предназначена для исследования работоспособности учащихся начальных классов. Работоспособность - это потенциальная возможность индивида выполнять нужную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени. Выделяют работоспособность максимальную и сниженную. В процессе длительной деятельности работоспособность характеризуется такими стадиями: врабатыванием, оптимальной работоспособностью, не компенсируемым и компенсируемым утомлением, конечным порывом.

Ребёнку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей". Далее ребёнку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определённом месте, и зачёркивать их. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит "черта", в этот момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп", и ребёнок прекращает работу, поставив в этом месте бланка двойную вертикальную черту.

Обработка результатов:

Определяется количество просмотренных ребёнком колец за каждую минуту работы (N 1 = ; N 2 = ; N 3 = ; N 4 = ; N 5 =) и за все пять минут (N =).

Определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте (n 1 = ; n 2 = ; n 3 = ; n 4 = ; n 5 =) и в целом за все пять минут (n =).

Чем больше N и меньше n, тем выше концентрация и устойчивость внимания.

Определяется продуктивность и устойчивость внимания (S):

S = 0,5N - 2,8n ,

где Т - время работы (в сек.)

  • S > 1,25 - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая;
  • S = 1,00 - 1,24 - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;
  • S = 0,50 - 0,99 - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя;
  • S = 0,25 - 0,49 - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая;
  • S = 0,00 - 0,24 - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания низкая.

Методика пиктограммы А. Р. Лурия предназначена для изучения индивидуально-типологических особенностей детей (художественный, мыслительный тип), т.е. для выявления особенностей функционирования "слово-образ", а также разнообразия тех образов, которыми ученик оперирует как средствами для запоминания. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Ребёнку выдаётся лист бумаги и ручка.

Инструкция: "Тебе предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания ты можешь сразу после предъявления слова или словосочетания выполнять в качестве "узелка на память" то или иное изображение, которое затем поможет тебе воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок ты выполняешь для себя в целях облегчения напоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова".

После объяснения инструкции учащимся зачитываются слова, очень чётко и один раз, поочерёдно с интервалом 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявляемого словесного материала может быть осуществлено спустя час и более.

Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм

  • 1. Весёлый праздник 11. Любовь 22. Смех
  • 2. Радость 12. Глухая старуха 23. Смелость
  • 3. Гнев 13. Гнев 24. Эрудит
  • 4. Мальчик-трус 14. Тёплый вечер 25. Сильный характер
  • 5. Отчаяние 15. Импульсивность 26. Подвижность
  • 6. Общительность 16. Энергичность 27. Успех
  • 7. Пластичность 17. Речь 28. Дружба
  • 8. Быстрый человек 18. Решительность 29. Развитие
  • 9. Скорость 19. Солнце 30. Болезнь
  • 10. Страх 20. Тетрадь 31. Тёмная ночь
  • 21. Оценка

Обработка результатов: должна производиться по таблице и состоит в следующем:

Абстрактные - такие изображения, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.

Знаково-символические - изображения в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.

Конкретные - изображение конкретных предметов, например, часы, автомобиль и именно в тех случаях, когда эти изображения лишь одного, не нескольких предметов, связанных определённым смыслом.

Сюжетные - изображение человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации.

Метафорические - такие изображения, в которых как это исходит из названия, содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п.

Помимо подсчёта изображений выше приведённой классификации, в таблицу заносятся также следующие показатели: количество изображений человека или частей человеческого тела, изображений животных, растений; подсчитывается количество воспроизведённых слов и словосочетаний - правильно и ошибочно. Таким образом, таблица имеет следующие графы:

На основе анализа данных таблицы выделяют три группы:

Первая группа - лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал.

Вторая - лица воспроизводят предъявляемый материал полностью, однако с искажением.

Третья - лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями

На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы:

Группа А - условно называется "мыслители" - в неё входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы.

Группа В - "реалисты" - в эту группу входят лица, у которых преобладают конкретные изображения.

Группа С - "художники" - сюда входят лица, у которых преобладают сюжетные и метафорические6 изображения.

Изучение объёма логической и механической памяти

Может применяться как индивидуально, так и в группе.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю ряд слов, которые ты должен запомнить, эти слова составляют часть предложений, вторые части которых будут прочитаны несколько позже". Психолог читает слова 1-го ряда с 5-секундным интервалом. После десяти секундного перерыва зачитывает слова второго ряда с интервалом 10 секунд. Учащийся записывает предложения, составленные из слов первого и второго рядов.

Обработка результатов:

  • А) количество правильно запомненных слов в составленных предложениях;
  • Б) количество использованных в предложениях слов из обоих рядов и внесённых самим испытуемым.

Коэффициент развития логической памяти - дробь, где числитель - количество слов, вошедших в логические предложения у испытуемого, знаменатель - общее число слов первого и второго рядов.

Коэффициент относительного развития механической памяти - дробное число: числитель - число отдельно воспроизведённых слов, знаменатель - общее число слов первого и второго рядов.

Материал: два ряда слов и предложения, составленные из этих слов

Первый ряд Второй ряд

Барабан восход солнца

Села на цветок пчела

Грязь лучший отдых

Трусость пожар

Произошёл на фабрике висел на стене

В горах древний город

В комнате отвратительное качество

Сон очень жарко

Москва мальчик

Металлы железо и золото

Наша страна причина болезни

Принёс книгу передовое государство

Предложения

Барабан висел на стене.

Грязь - причина болезни.

В комнате очень жарко.

Москва - древний город.

Наша страна - передовое государство.

Пчела села на цветок.

Трусость - отвратительное качество.

На фабрике произошел пожар.

Лучший отдых - сон.

Железо и золото - металлы.

Мальчик принёс книгу.

В горах восход солнца

Работоспособность – базовая психофизиологическая характеристика субъекта. Она определяется особенностями центральной нервной системы человека и сама, в свою очередь, определяет весь стиль жизнедеятельности.

Высокая работоспособность является наиболее важным и универсальным психологическим качеством, обеспечивающим успешность практически любой целенаправленной деятельности. Для оценки работоспособности часто используют корректурные тесты. Один из них - тест Э. Ландольта.

Тест Э. Ландольта позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность.

Методика незаменима при решении задач, связанных с диагностикой работоспособности, в таких областях, как:

Педагогика – оценка утомляемости, индивидуальных особенностей внимания, скорости переработки информации; оказание помощи в формировании индивидуального стиля учебной деятельности, расчет оптимальной учебной нагрузки;

Профконсультирование – помощь в выборе профессии;

Менеджмент – отбор и оценка персонала (прежде всего, менеджеров среднего и высшего звена);

Спорт – прогноз выносливости при значительных физических нагрузках, выбор вида спорта с учетом психофизиологических особенностей человека;

Вооруженные силы – отбор кандидатов, способных к четким и адекватным действиям в кризисных опасных ситуациях, в условиях дефицита времени и информации, значительного нервного и физического напряжения.

В комплекте теста Ландольта:

Методическое руководство

Бланк ответов

Бланк фиксации результатов

Ключи для ручной обработки результатов

Тест предназначен для работы с детьми начиная с младшего школьного возраста и взрослыми. Время проведения 7-10 мин. Форма проведения индивидуальная/ групповая

Возраст от 7 лет.

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Проверка остроты зрения - хорошо известная всем процедура. Однако ее появление стало результатом напряженной работы многих ученых. В предлагаемой вашему вниманию статье мы расскажем о том, как проверяли зрение в древности и как появились знакомые всем таблицы оптотипов.

Острота зрения сквозь призму истории

Острота зрения - способность глаз различать мелкие детали предмета с определенного расстояния. Она отражает качество зрения: свидетельствует о зоркости глаз, дает возможность оценить, насколько четко человек видит.
С давних времен люди старались определить остроту. Так, арабские врачи древности просили человека посмотреть на созвездие Большой Медведицы, имеющее форму ковша. Если испытуемый мог различить две звезды в окончании ручки ковша - это звезда 2-й величины Мицар и звезда 4-й величины Алькор, яркость которой в 7 раз слабее, то он проходил тест на остроту зрения. Имеются данные, что древние римляне и греки также применяли тест на распознавание этих двух звезд для оценки остроты зрения при наборе солдат. Говоря современным языком, если человек имеет нормальную остроту зрения, то он может разглядеть эти две звезды, которые на самом деле находятся на расстоянии более половины светового года друг от друга. Интересно, что в древней Японии утрату возможности различить эти две звезды связывали с началом возрастных изменений. Согласно традиции в ночь на японский Новый год каждый человек старался увидеть две звезды, получившие название, которое можно перевести как «40 закатов», - считалось, что после сорока лет человек утрачивает способность их различать.



У людей острота зрения меняется с возрастом, и она может быть разной для каждого глаза вследствие наследственных особенностей или приобретенных нарушений: близорукости, дальнозоркости, астигматизма, катаракты и прочего, поэтому проблема улучшения четкости зрения была актуальной во все времена. Решить эту проблему помогли очки, появление которых по многим историческим источникам относят к концу XIII века.
Росту популярности очков способствовало изобретение в середине XV века книгопечатания, и первые, пусть и несовершенные, очки реально облегчили процесс чтения и работы на близком расстоянии. Самое старое изображение очков принадлежит итальянскому художнику Томасо да Модена (Tommaso da Modena; 1325-1379) - на фреске 1352 года в церкви Сан-Николо в городе Тревизо изображен пишущий в очках кардинал Уго ди Прованс (Hugh of Provence; 1200-1263). Сохранились исторические документы, свидетельствующие, что герцоги Милана в XV-XVI веках заказывали сотни ценных очков для награды своих придворных.
Интересен тот факт, что до XVI века очками пользовались только для коррекции пресбиопии и дальнозоркости, а очки с вогнутыми линзами для коррекции близорукости появились значительно позже. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, написанный Рафаэлем примерно в 1517- 1519 годах.
Первая промышленная революция, начавшаяся в конце XVIII века, привела к развитию технологии и возникновению мануфактурного производства очков. Качество стекол и оправ, изготовленных таким способом, было невысоким, а выпускаемые линзы различали по оптической силе и сортировали по возрасту клиента, исходя из предположения, что люди одинакового возраста имеют похожие проблемы со зрением. Продавались эти очки в основном через бродячих торговцев, которые предлагали их на выбор, который основывался только лишь на собственных ощущениях человека. Индивидуального подбора очков с помощью специальных инструментов и приспособлений тогда не существовало. Первый набор пробных стекол для подборки очков был изготовлен в Англии в 1750 году, а самым древним из сохранившихся наборов с пробными линзами является набор 1778 года, выпущенный в Мюнхене.
Диоптрическая нумерация очковых линз была введена в 1873 году. Физики, занимавшиеся оптикой глаза, предложили всем известную сейчас меру ошибок рефракции - близорукости или дальнозоркости, выраженную в виде «диоптрии». Diopter - это греческое слово, означающее «видящий насквозь». Она определяет фокусное расстояние линзы, корректирующей зрение.
Сегодня остроту зрения определяют как величину, обратную минимальному значению угла, выраженного в угловых минутах, между двумя точками, которые глаз способен видеть раздельно. Этот угол называют минимальным углом разрешения глаза - (minimum angle of resolution - MAR), и углу MAR, равному одной угловой минуте (1), соответствует острота зрения, равная 1,0. На практике не измеряют минимальный угол разрешения глаза, а оценивают остроту зрения по способности пациента узнавать определенные знаки стандартных размеров - так называемые оптотипы.
Определение минимального угла зрения для нормального глаза человека в качестве меры зоркости имеет длинную историю. Еще в 1674 году английский ученый и изобретатель Роберт Гук (Robert Hooke; 1635-1703) с помощью телескопа установил, что минимальное расстояние между звездами, доступное для их раздельного восприятия невооруженным глазом, равно 1 угловой минуте. Почти через 200 лет голландский офтальмолог, профессор офтальмологии Университета Утрехта и директор нидерландской глазной больницы Герман Снеллен (Hermann Snellen; 1835-1908) использовал эту величину при построении таблиц для определения остроты зрения, приняв угол зрения 1 за физиологическую норму.

Появление первых таблиц оптотипов

Появление в 1862 году первой таблицы оптотипов Снеллена предоставило офтальмологам уникальную возможность стандартизировать остроту зрения и выразить ее значение количественно. Таблицы Снеллена состояли из 7 рядов букв, видимых под углом 5 минут на расстоянии 200, 100, 70, 50, 40, 30 и 20 футов. Позже были выпущены такие же та- блицы в метрической мере, буквы читались на расстоянии 60, 36, 24, 18, 12, 8 и 6 метров под тем же углом. Результат исследования зрения по этим таблицам был выражен дробью, в числителе которой находилось расстояние, на котором проводилось исследование; а в знаменателе - ряд, который мог читать обследуемый. Острота зрения вычислялась при этом по формуле Снеллена: V = d/D, где V - острота зрения (Visus); d - расстояние, с которого видит пациент; D - расстояние, с которого глаз с нормальной остротой зрения должен видеть знаки данного ряда таблицы.


Наибольшее распространение получили десятичные таблицы, предложенные в 1875 году французским офтальмологом Фердинандом Монуайе (Monoyer Ferdinand, 1836-1912). Эти таблицы построены по принципу арифметической прогрессии и состоит из 10 рядов букв, из которых каждый отличается от соседнего на 0,1 остроты зрения. Впоследствии были добавлены еще 2 строки для остроты зрения: 1,5 и 2,0. Десятичный способ определения остроты зрения, предложенный более 130 лет назад, применяется и в настоящее время.

В качестве оптотипов применяли буквы алфавита, различные символы, например в виде буквы «Е», фигур цифр, но в международные стандарты вошли оптотипы, предложенные швейцарским офтальмологом Эдмундом Ландольтом (Edmund Landolt; 1846-1926). В нашей стране буквы русского алфавита используются в таблицах Головина-Сивцева, которые впервые появились в 1928 году.

Оптотипы Ландольта

Эдмунд Ландольт родился в Швейцарии в 1846 году. Он учился на медицинском факультете в Университете Цюриха, где был ассистентом известного швейцарского офтальмолога Иоганна Фридриха Горнера (Horner, 1831-1886). В 1869 году Ландольт получил степень доктора и на следующий год в самый разгар франко-прусской войны отправился во Францию. В 1874 году Эдмунд Ландольт возглавил основанную им в Париже глазную клинику. Ему принадлежит ряд работ и исследований о косоглазии, о пластических операциях век, о вставлении искусственных глаз, о различных офтальмологических инструментах (офтальмоскоп, офтальмометр, офтальмотроп и др.). Среди пациентов Ландольта был известный французский импрессионист Эдгар Дега. У Ландольта была очень высокая репутация врача-офтальмолога, и впоследствии он стал профессором офтальмологии в Сорбонне, где вел обучение будущих офтальмологов. В 1888 году Ландольт предложил оптотипы, состоящие из одинаковых симоволов - колец с разрывами, напоминающие букву «С». Предложенные Ландольтом оптотипы - кольца Ландольта для проверки остроты зрения - впервые были утверждены в качестве международного стандарта в 1909 году на XI Международном конгрессе офтальмологов.

Оптотипы Ландольта по форме представляют собой черные кольца разной величины с разрывами, обращенными в разные стороны, и по распознаванию этого разрыва можно определить минимальный угол разрешения глаза. Ширина кольца Ландольта и ширина разрыва в 5 раз меньше его наружного диаметра, то есть соотношение этих параметров - 5: 1: 1. Направление разрыва кольца может иметь четыре варианта (вверху, внизу, справа и слева) или восемь (те же положения плюс четыре косых). Оптотипы Ландольта - более сложные и дают более объективную оценку остроты зрения, чем оптотипы в виде букв или цифр. При распознавании последних может срабатывать фактор узнаваемости , в то время как при использовании колец Ландольта фактор узнаваемости отсутствует, а заучить их последовательность сложнее, чем стандартную комбинацию букв или цифр.


Сегодня кольца Ландольта входят в большинство современных таблиц, применяемых для определения остроты зрения. В 1994 году Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила стандарты ISO 8596 «Оптика и оптические приборы. Проверка остроты зрения. Стандартный оптотип и его предъявление» и ISO 8597 «Оптика и оптические приборы. Проверка остроты зрения. Метод корреляции оптотипов», где в качестве основного оптотипа выбрано кольцо Ландольта. Наиболее распространенным способом демонстрации таблиц оптотипов является установка их в аппарат Рота; кроме того, применяют электронные проекторы знаков, которые проецируют оптотипы на экран.
Бланк для проведения исследования с использованием оптотипов Ландольта содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Результаты теста оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) колец, а также по времени выполнения заданного количества строк. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию вычеркивать разные наборы знаков в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Универсальность оптотипов Ландольта обусловила их широкое применение в области клинической, профессиональной и школьной психодиагностики. Простота и надежность исследования с помощью этих оптотипов помогают оценить особенности внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого.

1 См.: Lens Talk. P. 2: Tale of the Landolt Ring // MR View. 2013. N 2. P. 6-7.
2 См.: Eyeglasses through the ages // antiquespectacles.com . URL: http://www.antiquespectacles.com/history/ages/through_the_ages.htm (дата обращения: 13.10.2013).
3 См.: Откуда есть пошли «гоглы»?.. или история изобретения очков // Steampunker [Сайт]. URL: http://steampunker.ru/blog/answers/6527.html (дата обращения: 13.10.2013).
4 См.: История изобретения очков (с 17 века - по наши дни // Класс!ная физика для любознательных [Сайт]. URL: http://class-fizika.narod.ru/oc3.htm (дата обращения: 13.10.2013).
5 См.: Системы и правила определения остроты зрения // Современная офтальмология [Сайт]. URL:
http://zrenue.com/stati-dlja-oftalmologov/58-opredelenija-ostroty-zrenija.html (дата обращения: 13.10.2013).
6 Острота зрения / Бочкарева А. [и др.] // Эффективная медицина (офтальмология) [Сайт]. URL: http://www.glazmed.ru/lib/diseases/diseases-0018.shtml (дата обращения13.10.2013).
7 См.: Балагута М. Г. Исследование остроты зрения по таблицам оптотипов в соответствии с международными стандартами ISO // Фирма ОЛИС [Сайт]. URL: http://www.olis.us/clauses/iso/iso.htm (дата обращения: 13.10.2013).
8 См.: Лещенко И. А. О системах и правилах определения остроты зрения // Вестник оптометрии. 2009. № 3. С. 54-58.

Ольга Щербакова, журнал «Веко», 9/2013