Лепка яиц из соленого теста занятие. Конспект занятия по лепке из соленого теста "Улитка" план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Конспект занятия по художественной лепке из соленого теста.

Тема: Подсвечник. Котёнок»

Составила:

педагог дополнительного образования

Борисова Ю.В.

п. Кысыл-Сыр 2017 г.

Тема: «Подсвечник. Котёнок»

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

Задачи:

Образовательные:

    повторить технику работу с солёным тестом

    освоить навыки изготовления поделки «Подсвечник»;

    совершенствовать навыки лепки из соленого теста

Развивающие:

    Развивать художественно-творческие способности обучающихся,

    Развивать эстетический вкус.

    Развивать творческую инициативу и активность, фантазию детей. развивать творческое воображение.

Воспитательные:

    воспитывать усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

Оборудование:

    последовательность лепки подсвечника;

    фотографии кошек

    компьютер

Материалы для занятия:

    солёное тесто;

  • баночка для воды;

    салфетки.

    свеча в металлической гильзе

План занятия:

Название этапа урока

Отведённое время

Организация занятия.

Основная часть.

1.Игра – загадки про кошек. Рассказ о значение кошек в культуре разных стран.

2.Изучение новой темы.

3.Практическая работа:

повторение правил технике безопасности

последовательность

изготовления декоративного подсвечника;

физкультминутка;

оформление.

Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Мини-выставка работ.

Уборка рабочего места.

Конспект занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся.

Вводная беседа.

Сегодняшнее занятие необычное Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

Вы любите играть?

А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет,

Песенки поет

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это - (Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью. На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье. В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье. Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

Давайте вспомним, как работать с солёным тестом.

Солёное тесто всегда должно лежать в пакетике, так как на открытом воздухе оно начинает подсыхать.

Кусочек теста, из которого мы собираемся лепить какую-то деталь обязательно нужно хорошо промять. Чтобы деталь получилась ровной и аккуратной.

Места соединения деталей необходимо смачивать водой.

Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе.

Цилиндр или палочку катают на столе.

И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно смазываем водой только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Практическая работа.

Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с тестом:

    Солёное тесто - несъедобно!

    Лепку выполняй на подкладной доске, клеёнке, не клади тесто на стол, парту.

    Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами,

    Тщательно вымывать руки после завершения работы.

А теперь приступим к работе.

    Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

    Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

    Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

    Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

    Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

    Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

Физкультминутка

Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем разминку для рук. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот).

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой).

Спасибо! Молодцы! Продолжаем нашу работу. Скажите ребята,

С каким материалом мы сегодня работали?

Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?

Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Подведение итогов занятия.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала, но коты получились разные.

Давайте каждый придумает маленькую история про своего кота.

(Дети рассказывают истории об имени и особенностях своего кота)

Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все вы справились с заданием. Предлагаю вам организовать небольшую выставку. На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и хорошее настроение.

Уборка рабочего места.

Убираем свое рабочее место.

Все молодцы. Спасибо за работу.

До свидания.

Используемая литература

    Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.

    Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.

    Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.

Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста

Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста.

Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество - 10 человек. При большем количестве воспитателю не остаётся времени на индивидуальную помощь. Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом помещении (изостудии). Проводятся занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. Учебно-материальное обеспечение. Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие - растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 - с водой, 1 - с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, они ориентируются на неё, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.

Содержание обучения лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста

В старшей группе содержание занятий по лепке носит развивающий характер, в частности ставятся такие задачи: учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народного декоративно-прикладного искусства).

Программа обучения детей в подготовительной к школе группе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с программой старшей группы. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ -- лепка из целого куска.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. Тем самым у ребенка появляется возможность развития собственного творчества. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Ставятся следующие задачи: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа.

Основной целью обучения лепкой из соленого теста является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина. Дошкольники работают с соленым тестом в основном вне групповых занятий.

Организовывая ту или иную деятельность по развитию творчества, необходимо изучить литературу и материалы для определения программы обучения. В данном случае по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Программа носит развивающий характер - обучение способствует эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию детей.

Ульяна Ахматова

Цели и задачи :

продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости .

раскатывать пласт, пользоваться шаблоном (рыбки вырезаются из плотного картона) ;

работать стекой;

воспитывать аккуратность;

развивать творчество, фантазию.

Материалы и оборудование :

Соленое тесто (готовим заранее) ,картон, обтянутый фольгой (работаем именно на нем) , стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок (можно 2-3 разных, дети выбирают по желанию) , подручные инструменты : формочки для вырезания (мы использовали маленькие формочки для печенья) , колпачки от фломастеров, кондитерское колёсико, и т. п., стаканчики с водой, кисточки.

ПРИМЕЧАНИЕ : НЕОБХОДИМО КАЖДУЮ ДЕТАЛЬ ПРИ СКЛЕИВАНИИ СМАЧИВАТЬ ВОДОЙ (иначе при высыхании они могут отпасть) !

Обязательно повторить правила техники безопасности.

Воспитатель :

Ребята, отгадайте загадку :

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

В.: - Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей - Рыбы) .

Молодцы! Сегодня мы с вами будем лепить рыбку , но не простую. А украшать вы ее будете, как захотите. Педагог обращает внимание на доску (на доске образцы рыбок, распечатанные картинки обязательно должны быть цветными): Посмотрите, какие разные и красивые рыбки могут у вас получиться.

В.: - Чтобы создать такую красивую поверхность можно использовать самые разнообразные подручные средства : стеки, колпачок от фломастера, пуговицы, формочки. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны - красивую снежинку. Можно наклеить на тело рыбки маленькие фигурки , шарики, их вы можете слепить сами, тоже получится очень красиво.

(Работа выполняется последовательно по технологическим картам совместно с педагогом)

1. Берем кусок теста скатываем в шар , расплющиваем его и раскатываем пласт (на фольге) .

2. Прикладываем шаблон, аккуратно при помощи стека вырезаем рыбку (Педагог помогает детям, которые затрудняются выполнить задание)

3. Сглаживаем края при помощи стека или влажной кисточки.

4. Сделаем сверху два отверстия для веревочки обратной стороной кисточки. При помощи стеки делаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.

5. Лепим глазки, скатав шарики из теста .

6. Шарики меньшего диаметра приклеиваем на большие.

7. Обратной стороной кисточки нажимаем на шарики, делая зрачки.

8. При помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа . Если кто-то хочет украсить свою рыбку , можно сделать маленькие шарики из теста и приклеить их к телу рыбки ; можно вырезать с помощью формочек разные фигурки и украсить рыбку . Не забываем смачивать каждую деталь водой.

9. Раскатываем тонкую колбаску из теста , приклеиваем ротик рыбке .

10. Делаем оттиск на хвосте, продавливая линии.

11. Рыбки готовы ! Осталось только высушить.

Сушить примерно неделю или больше.

Подведение итогов занятия :

Анализ работ.

В.: - Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие . Посмотрите, какие замечательные рыбки у вас получились .

Молодцы! На следующем занятии мы будем раскрашивать рыбок гуашью, покроем их лаком и привяжем веревочки, чтобы вы смогли их повесить на стену.



Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке из соленого теста группы «Друзья для Зайки» Конспект НОД по лепке из соленого теста группы зпр-2 «Солнышко» «Друзья для Зайки» Тема: «Друзья для Зайки» Цель: Формировать интерес.

Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Цель: Создание объемных поделок из соленого теста и их декоративное оформление по замыслу. Задачи: образовательные: Обучать детей модульной.

Программное содержание:-Учить детей создавать образ животных (лепить из соленого теста) -Развивать чувство формы,пропорций,глазомер,согласованность.

Конспект занятия по лепке из соленого теста во второй младшей группе «Солнышко лучистое» Конспект занятия по лепке из соленого теста во 2 младшей группе на тему «Солнышко лучистое» Составила: воспитатель МАДОУ №1 г. Кызыла Кошелева.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Конспект занятия по лепке из соленого теста:

«Рельефная рыбка»

Цели и задачи:

Познакомить с понятием тиснение, оттиск

Учить детей работать с соленым тестом:

Раскатывать пласт, пользоваться шаблоном;

Обрезать стекой;

Показать разные приемы тиснения поверхности

Чешую вдавливать ритмично в виде узора, создавая фактуру;

Воспитывать аккуратность, творчество, фантазию.

Материалы и оборудование:

Цветное соленое тесто, стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок, подручные инструменты (штампики, колпачки, шурупчики, кондитерское колёсико, ситечко, чесноковыжималка и т. д.), технологические карты, иллюстрации, мел, указка.

Ход занятия:

Вступление(5мин.)

Организационный момент

Дети входят в кабинет, садятся за парты. Проверка готовности к занятию.

Повторение пройденного материала:

Ребята давайте вспомним, что мы изучили на прошлых занятиях. Вы научились лепить цветы пластичным (скульптурным) и конструктивным способом лепки. Вопрос учащимся: Какой способ называется конструктивный? Какой способ называется пластичный? (ответы детей) Познакомились с 2 видами скульптуры. Назовите два вида скульптуры ? (ответ учащихся - круглая скульптура, рельеф). Чем отличается круглая скульптура от рельефа , (ответы учащихся: круглая скульптура объёмная, рельеф плоский).

Сообщение темы и цели занятия(5)

Сегодня мы познакомимся с такими понятиями как тиснение, оттиск, научимся создавать фактуру на поверхности теста. Педагог обращает внимание на доску. Ребята оттиск - это отпечаток на тесте, получившийся в результате надавливания на него какого-либо рельефного предмета. Например, отпечаток ладони (образец отпечатка, выполненный из солёного теста). Показ иллюстраций.

Тиснение – это нанесение оттисков, т.е. серии отпечатков, в определённой последовательности (например, елочка, сова, иллюстрации с изображением тиснения). Способ нанесения изображения тиснением был известен издавна. Специальной печаткой-штампом на еще сырой глине своих изделий гончары ставили клеймо. А купцы, запечатывая кувшины с товаром, ставили на пробке свой знак. Так поступали в Индии и Египте. (Приложение №1)

Чтобы создать красивую фактурную поверхность можно использовать обычные подручные средства, такие как стека, колпачок, штампы, фактурные пуговицы, шурупы, насадки для кондитерских шприцов, колпачки, кондитерское колёсико, фактурные подложки, зубочистки, расчески и т. д. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны красивую снежинку(Приложение №2).

Практическая работа (25)мин.

Повторение правил техники безопасности.

А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.(рыбы)

Ребята угадайте о ком идёт речь? (ответы детей ). Молодцы!Я вам сегодня предлагаю слепить рыбку, но не простую, а рельефную и выполнить на ней тиснение.

Прежде, чем приступить к изготовлению нашей работы, давайте выполним несколько упражнений, используя подручные инструменты.

Итак, возьмите тесто и раскатайте в пласт при помощи скалки. Разделите его стекой на 4 части, в каждой ячейке вы будете выполнять оттиски, используя инструменты. Учащиеся выполняют задание совместно с педагогом.

Теперь приступаем к работе:

Работа выполняется последовательно по технологическим картам(приложение №3) совместно с педагогом.

1.Возьмите кусок теста скатайте в шар, расплющите его и раскатайте пласт, толщиной в 1 сантиметр

2,.Приложите шаблон, аккуратно при помощи стека вырежьте рыбку

3.Сгладьте края при помощи стека или влажной кисточки

4.Сделайте сверху два отверстия для ленточки обратной стороной кисточки. При помощи стеки сделаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.

5.Лепим глазки, скатав шарики из белого теста

6.Шарики меньшего диаметра крепим на белые

7. Выполняем оттиск, делая зрачки

8.Начинаем наносить тиснение, при помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа.

9. Стекой делаем ротик рыбке.

10.Тиснение выполняем по всей поверхности рыбки (чешуйки на рыбке)

11. Делаем оттиск на хвосте, прорезая параллельные линии.

12. Рыбка готова!

Важно: наносить оттиск, тиснение следует по сырому тесту, пока оно не подсохло, иначе в месте нажатия могут образоваться трещинки. Периодически кисточкой надо увлажнять поверхность.

Наша рыбка готова!

Подведение итогов занятия. (5мин)

Анализ работ. Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие. Посмотрите какие замечательные рыбки у вас получились.Скажите, что нового вы узнали. Что такое оттиск? Что такое тиснение? (ответы детей). Молодцы! На следующем занятии мы будем продолжать отрабатывать навыки тиснения. Уборка рабочих мест.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"

В документе находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические карты. Урок содержит культурологический момент....

Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка"

Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка" рассчитан на детей в возрасте 6-9 лет 1 года обучения....

занятие по лепке из соленого теста для детей 7-10 лет.

данное занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей труда и преподавателей младших классов. необычно оно тем, что дети лепят из цветного теста....

Ирина Щукина
Открытое занятие по лепке в старшей группе «Веселый снеговичок из соленого теста» эксперименты с мукой

Программное содержание:

Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей

Формировать у детей умения и навыки осязательного восприятия предметов, развивать мелкую моторику, познавательную активность

Развивать осязательную чувственность (поверхность предметов, консистенция и свойства теста); развивать силу, подвижность кисти и пальцев, точность и координацию их движений (замес теста, раскатывание пласта, формование поделок)

Продолжать освоение знакомых способов лепки (раскатывание, сплющивание, прищипывание, сглаживание)

Упражнять в работе со стекой, скалкой, шаблоном, добиваться выразительности образа

Побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей и украшения персонажа

Развивать воображение, глазомер, чувство формы и пропорций, творческие способности

Предварительная работа:

Экспериментирование с разными пластическими материалами, лепка снеговиков и других форм из мягкого снега на прогулке, рассматривание шапочек и шарфиков, рассматривание книжных иллюстраций, чтение литературных произведений

Оборудование:

салфетки тканевые и бумажные, поворотный диск, клеёнка, фланелеграф, геометрические фигуры, игрушка Снеговик, образцы, технологическая карта «Снеговик»;

для теста: мука, соль, подсолнечное масло, вода, синяя гуашь;

на каждого ребенка: две разовые тарелочки, стаканы (мука, соль, вода, синяя и красная гуашь, емкость для мытья рук, влажные салфетки, скалка, стека, доска, чеснокодавилка, шаблон из картона, фартук;

разнообразный дополнительный материал: бусинки, веточки, зубочистки, коктейльная трубочка, пуговицы, бисер, трубочки, фольга, цветная бумага (красная и оранжевая, узкая тесьма для петелек (нарезанная на кусочки 10-15 см или ленточки);

Словарная работа: снеговичок, пласт, замес теста, стека, скалка, шаблон, контур, скатывать, раскатывать, сплющивать, прищипывать, сглаживать, объемная, плоская, эксперимент, равномерно.

Ход занятия:

1этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение! Напомните мне какое сейчас время года? (Зима). Мы продолжаем зимнюю тему. А что мы будем лепить, вы сейчас мне подскажете.

2этап. Подготовительный.

Из снега соберем комок

Появился во дворе Поставим сверху мы горшок,

Он в холодном январе, Заменит нос ему морковка,

Неуклюжий и смешной Метлу в руках он держит ловко

У катка стоит с метлой, Наденем шарфик мы ему

К ветру зимнему привык И не замерзнет он в пургу.

Наш приятель….(Снеговик). К теплу он вовсе не привык,

Ведь это чудо – снеговик!

Правильно, мы будем лепить с вами фигурку Снеговика. Раньше мы лепили фигуру объемную, а теперь будем лепить на плоскости – плоскую. Лепить будем из соленого теста.

3этап. Проверочный.

Рассматривание цветных изображений снеговиков, формы, величины частей, их расположение.

А теперь давайте создадим весёлого Снеговичка. Сколько нужно нам белых кругов для него? Какого он цвета (дети называют)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе геометрические формы разного размера, предлагает выбрать те, которые подойдут для изготовления снеговика, и просит детей проанализировать и описать изображенное (снеговик состоит из трех – двух овалов или кругов, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине – средний по величине, сверху самый маленький – это голова; руки можно сделать из овалов, кругов, веточек.

Как одет Снеговичок, что у него на голове? (яркая шапочка и шарфик)

Что в руке у него? (метла, веник) А что ещё есть у Снеговика (глаза, рот, нос – морковка)

Какой у него характер? (добрый, смелый)

Какое настроение? (весёлое или грустное)

Как вы думаете, при помощи каких способов мы это будем выполнять (раскатывание, сплющивание, прищипывание, сглаживание)

Помогут нам это сделать: мука, соленое цветное тесто, скалка и шаблон.

Посмотрите внимательно, кто же спрятался в этом шаблоне (контуре? (ответы)

Как вы думаете, где здесь Снеговичок объёмный, а где плоский? (показывают дети) Почему (сравнение шара и круга)

Давайте вспомним, что вы знаете о тесте. Как его готовят?

(Берут 2 части муки, 1 часть соли, 1 часть воды).

Все перемешивают, пока не отстанет от рук!

Что тесто любит? (Тесто любит доброту и хорошее настроение).

А кто знает, как сделать соленое цветное тесто? (Добавить краску).

4 этап. Подготовительный.

Прежде чем приступить, давайте разогреем наши пальцы для того, чтобы они были ловкими и умелыми.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять!»

(Дети идут за воспитателем, стоят около столов)

1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять! («идут» указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили («лепят» комочки ладонями)

Птичек крошками кормили («крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись (кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли ( движения «ложкой», руки под щеку)

5 этап. Основной.

Теперь, когда наши ручки готовы, приступаем к работе! Надеваем фартуки, чтобы не испачкать одежду, засучите рукава. Сначала мы приготовим соленое тесто, которое очень похоже на снег! Для этого нам понадобятся тарелочки, мука, соль и вода. Я буду показывать, а вы повторять за мной! Будем с вами экспериментировать – вы любите эксперименты?

Эксперимент – это значит опыты, проба.

Высыпаем муку в тарелочку, пощупайте, какая она на ощупь? (мягкая, сухая, нежная, пушистая, рассыпчатая) и соль, какая она (твердая, колючая, крупинками, рассыпчатая, добавляем воду. Тесто будем замешивать руками.

Мука, соль, вода и масло превращаются в вязкую и мягкую массу.

Посмотрите, какими движениями я буду замешивать тесто и повторяйте за мной. Это называется замес теста. Расскажите, что вы чувствуете, какое тесто на ощупь? (мягкое, колючее, пластичное, жирное – это блестит масло). Если на руки налипло тесто, соберите его (показываю, как это делать). Наше тесто готово! Скатайте его в шар. Теперь разделим его пополам, в одну половину добавим синюю или красную гуашь (для шапочек и шарфиков).

Вымоем руки, вытрем насухо. Какая вода на ощупь? (горячая, теплая или холодная) – теплая. Мы хорошо потрудились, теперь отдохнем.

Физминутка

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)

Мы на стену посмотрели (посмотрели на стену)

Мы на доску поглядели (посмотрели на доску)

Вправо, влево, поворот, а потом наоборот (повороты корпусом)

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем

Вверх, вниз, вверх и вниз. Приседай не торопись! (приседания)

И в последний раз присядем, а теперь на место встанем!

6 этап. Практический.

Сейчас приступаем к лепке веселых Снеговичков.

Показ работы.

Отщипнём кусочек теста и накладываем на шаблон, распределяя по всей поверхности ровным слоем пласт – равномерно до линии контура. То же самое сделаем для головы, ног, рук. Перевернём и стекой по контуру отрежем лишнее тесто. Можно на пласт теста нанести шаблон, обрезать по контуру. Раскатываем скалкой равномерно и аккуратно.

Чтобы получилась метла, используем зубочистку; положите кусочек теста в чеснокодавку и выдавите. Чтобы сделать отверстие для ленточки, возьмите трубочку и проденьте её насквозь. Вот так.

Теперь наденем ему красивую шапочку и шарфик (используем цветное тесто). Сделаем весёлое радостное лицо, используя разнообразный материал (бусинки для глаз, фольгу для пуговиц). Игрушки, которые мы делаем сами, называются самодельными – они содержат тепло рук мастера. Вы сейчас придумаете и слепите разных, забавных, не похожих друг на друга снеговичков. Все с удовольствием и интересом будут рассматривать и хвалить вас за выдумку! Постарайтесь сделать своего Снеговика так, чтобы он отличался от других!

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель тихо (на ушко, чтобы у каждого ребёнка возник свой замысел и не было подражания) спрашивает, как решил украсить, каким способом.

7 этап. Итоговый

На этом наше занятие закончено. Давайте вымоем и вытрем насухо руки.

Посмотрите, какие красивые снеговики у нас получились! Предлагаю проверить, нет ли у нас одинаковых Снеговичков? Затем вместе с детьми воспитатель отмечает различия в работах. Начать можно со сравнения головных уборов: «Посмотрите, дети, у этого Снеговика на голове шапка, а у этого – ведро».

Какой самый аккуратный?

Чей снеговик тебе нравится больше?

Какой самый весёлый?

А теперь выставка игрушек – забав!