Мутация бомбейского дабл-деккера
Если вы окажетесь в центре города Мумбаи, то справедливо решите, что это Лондон по количеству курсирующих там красных двухэтажных автобусов - дабл-деккеров (double-deckers). Они выглядят такими старыми и обшарпанными, будто это те самые автобусы, что впервые появились на дорогах Бомбея. Тем не менее, это довольно популярный транспорт среди местного населения.
Насколько же обыкновенный бомбейский автобус мутировал из дабл-деккера английского?
Во-первых, у него нет дверей, распахивающихся c демонстративным шумом, поэтому в него положено заскакивать и запрыгивать с разбега. Во-вторых, спереди и сзади он исписан таинственной тарабарщиной: основные точки маршрута на хинди, видимо, для запудривания туристам мозгов. И в-третьих, у бомбейских автобусов свой голос. Если российские автобусы, например, жалобно воют от тяжкой доли, местные дабл-деккеры шумно вздыхают, плюют бензином и вообще издают крайне непристойные звуки.
Поездка до Марин Драйв
Проезд в автобусе стоит сущие копейки – 5-10 рупий. У моей деятельной подруги Лизы, обожающей путешествовать дикарем, был сумасшедший план. Всюду, где бы ни была, она ездила по городу на автобусе. “Почему?” - спросила я ее. “Это самый короткий путь к знакомству с городом, - парировала она. – К тому же, это так увлекательно!”
Решив не отступать от своей традиции и в Мумбае, она вытянула меня на остановку, где мы стали ждать автобуса до Марин драйва (Marine Drive) – известной набережной города. Автобус приехал через десять минут. Однако народу в него набилось столько, что мы не то, чтобы попасть на верхний этаж - какова была наша мечта - не смогли, но даже и на нижний с трудом втиснулись.
Лизку унесло от меня “штормом” и расплющило о соседнюю стенку автобуса. Мне помочь подруге было невозможно. Я как килька в банке оказалась зажата между горячими индийскими парнями. Индийцы теснили меня, пожирали черными глазами и шушукались с ухмылками. Про себя чертыхаясь, я хотела было сойти с проклятого автобуса, но застряла крепко.
Индийский фильм длиной в две остановки
А тут еще кондуктор, вздумал собирать деньги за проезд. Он танком пробрался вперед, толкая и пихаясь локтями, и подозрительно посмотрел на меня. Я из последних сил протянула ему десять рупий. За себя и за ту девушку, пробормотала я, неоднозначно кивнув поверх голов. Лиза на другом конце промычала в ответ. Кондуктор придирчиво пощупал рупии, осмотрел их на свет, не фальшивые ли. Всучив мне билет, он пособирал еще “дань” и дернул за веревочку, протянутую над головами пассажиров. Где-то там у водителя гнусаво зазвенел колокольчик и автобус тронулся.
Кстати, индийцы были горячими в прямом смысле этого слова. От них шел “пар”, они истекали потом и одуряли запахами подмышек. От этой стойкой вони, я едва не потеряла сознание.
А тут еще один из пахучих молодцев стал приставать ко мне, делая глазами недвусмысленные знаки. Ты, мол, привлекательна, я чертовски привлекателен, чего нам стесняться кого-то. Я игнорировала его, поплотней, надвинув кепку на глаза, так он стал заглядывать мне под кепку.
Тогда я демонстративно отвернулась и тут же почувствовала его руку на своей талии. Это было так возмутительно, что мне захотелось влепить ему пощечину, но в такой тесноте это было проблематично, поэтому я выдала ему такую гневную тираду глазами, что он сразу отстранился. Покачал головой как китайский болванчик, а через время бросил на меня взгляд, исполненный тоски и страсти. Раз не люб я тебе, значит, и не жить мне на этом свете, - и ловко пробравшись сквозь толпу, сиганул под колеса еще мчащегося автобуса. Нет! – чуть не вскрикнула я, дернувшись за ним, но… вовремя пришла в себя. Индийский фильм, да и только!
Из открытого окна задувал ветер и приводил меня в чувство. Извернувшись, я дотянулась до него, встав к домогателям спиной. Причем, большой рюкзак за плечами сдержал их натиск, так что за честь можно было не беспокоится. А потом ветхий старичок встал со своего сидения и я заняла его, вздохнув с облегчением. Не успела я сесть, кондуктор во всю глотку закричал “Марин Драйв!” Все, приехали.
Оnly for women
Растерзанные, мы с Лизкой кое-как вылезли из автобуса. Посмотрели друг на друга и расхохотались от радости, что удалось выжить. А тут рикша на своем драндулете, куда подвезти, мол. Мы отмахнулись. Хватит с нас поездки на автобусе!
Каково же было наше удивление, когда возле нашей остановки остановился желтенький автобус, из которого стали выходить одни женщины. Раз - cтарушка в строгих очках, два - молодая толстушка с авоськой, три - худая и страшная индийская баба, четыре – хорошенькая мамаша с двумя близнецами. И ни одного горячего индийского парня!
Как мы узнали впоследствии, в Мумбаи и Дели есть специальные женские автобусы “оnly for women” (только для женщин).
Оказалось, что женщины крупных индийских городов зачастую терпят в автобусе недвусмысленные взгляды, непристойные шуточки и домогательства со стороны мужчин. Газеты уже не раз сообщали о преступлениях против женщин, совершенных в делийских автобусах. Для горожанок поездка в автобусах стала сродни пытки, поэтому оскорбленные и испуганные, они пересели на рикш от греха подальше. Чтобы обеспечить им безопасность, правительство ввело в эксплуатацию новые женские автобусы, куда доступ мужчинам строго воспрещен.
Однако их очень мало и ходят они, в основном, в час пик, поэтому проблема решилась лишь отчасти.
Так что не все так просто в повседневной жизни индийcких женщин.
Болливуд за соседним столиком
Ну а мы с Лизкой постарались забыть инцидент и переключиться на цель нашей поездки. На руках у нас были пригласительные от болливудского агента, врученные нам в Коллабе. Нас в кино будут снимать!
Быть в Мумбае и не сняться в массовке Боливудского блокбастера – это как быть в Париже и не подняться на Эйфелеву башню! Тем более, что это просто интересно - оказаться по ту сторону экрана.
Ну а нам предстояло изваляться в масале (смеси разнообразных индийских специй), именно так называется индийский мюзикл, где и cмех, и слезы, и любовь.
Снимали в ресторане на побережье. Народу - тьма-тьмущая. В основной массе черные индусы, как со стройки, бестолково мотающие головами в ответ на просьбы кастинг-директора. Но попадаются и белые люди: хихикающие девицы, дамы бальзаковского возраста и осоловевшие мужчины в шортах. Один напомнил мне соседа по аквтобусу. Но разглядеть не получилось, растворился в толпе.
Кто-то должен был сидеть за столиком, кто-то просто ходить, кто-то играть официантов. А в главном кадре должны были сидеть герой с героиней и о чем-то разговаривать. Нас с Лизкой критично рассмотрели и посадили у края сцены рядом со столиком актеров. Мы попадали в кадр!
Плюс ко всему, наш столик наполнили разными яствами: кофе, соусы, кофта карри, карп по-бенгальски. Все что нам нужно было делать это есть и не смотреть на камеру, тем более, на актеров! Играл Амир Кхан и какая-то молоденькая дебютантка из разряда болливудских красоток.
Дублей снимали штук десять. Десять раз Амир Кхан брал девушку за руку, целовал ее, а она вырывалась и в слезах убегала прочь. Мы за соседним столиком жевали и искоса поглядывали на парочку, в чем же дело? Когда cнова стукнула колотушка и невзрачная толстозадая индианка выдала “дубль десять!” у нас на тарелках были лишь рыбьи да куриные кости, а животы сыто округлились. На этот раз дебютантка вырвалась из рук Амира Кхана более правдоподобно, нас поблагодарили, и мы пошли тратить наши кровно заработанные 1000 рупий на двоих.
Полки, ухабы и Шумахеры
В отель мы поехали на рикше, не рискнув пов