Методическая разработка на тему: «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста. «Технология квиллинг как одно из средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Для детей данная техника бумагокручения даёт большие возможности для развития мозга, речи, творческого воображения. Главную причину, по которой стоит приобщать ребёнка к этому искусству, можно выразить словами В.А. Сухомлинского: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию малыша. Простые упражнения помогают снять напряжение мышц всего тела, способствуют улучшению звукопроизношения. Развитие мышц кистей и пальцев рук ведут к взаимосвязи между правым и левым полушариям головного мозга ребёнка и синхронизации их работы. Чем теснее эта связь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Чтобы ребёнок легко и быстро учился, ловко выполнял любую работу, необходимо с раннего детства и в течение всего школьного периода необходимо развивать кисти и пальцы рук. Именно эту работу выполняет декоративно-прикладное искусство - квилинг.

Квилинг требует от мастеров и мастериц много терпения и трудолюбия.

Тема: “Бумажная филигрань”.

  • продолжить работу по ознакомлению детей с элементами техники филигрань; расширение кругозора;
  • развитие мелкой моторики, внимания, творческих способностей учащихся;
  • воспитание трудолюбия, уважения к людям труда, любви к природе, родному краю.

Оборудование: компьютер (моноблок, ноутбук MacBook);

Используемые программы:

  • OpenOffice,
  • iTunes,
  • iPhoto,
  • iMovie,
  • Skype.

Наглядность:

  • образцы изделий, выполненных в технике филигрань;
  • фильм “Квилинг” (автор - Очиева Р.А.);
  • фильм “Лучшая из школ” (автор - Очиева Р.А.);
  • мягкая игрушка “Солнышко”;
  • записи птичьих голосов;
  • рисунки детей;
  • звуковой файл с записью игры на аккордеоне (Четкарёв Александр, ученик 3 класса РЦДО).

Инструменты:

  • ножницы,
  • кисточки для клея,
  • инструменты для скручивания спиралей из бумажных полосок.

1. Оргмомент.

Упражнения на позитивный настрой к занятию, приветствие гостей.

Добрый день, планета Земля!

Добрый день, родная страна!

Добрый день, Марий Эл!

Добрый день, родная школа!

Добрый день, друзья!

2. Гимнастика для глаз. (“Бабочка”, “Восьмёрка” и др.)

Вступительное слово учителя.

Сегодня необычный день. 1 декабря наша любимая школа отмечает свой 50-летний юбилей. Это большое событие в жизни нашей школы, учителей, учащихся, тех, кто учится сейчас, тех, кто учился когда-то. А в день рождения принято дарить подарки. А какие подарки приятно получать? (Сделанные своими руками).

Сегодня мы с вами будем делать подарки для любимых учителей, друзей.

3. Основная часть.

1) Развитие воображения у детей.

1 декабря - начало зимы. Все времена года по-своему хороши, но зимними холодными днями мы часто вспоминаем летний тёплый солнечный день. Я предлагаю всем отправиться в необычное путешествие на лесную полянку.

Закройте все глазки, представьте, что мы оказались на поле, на лугах. Поют птицы, всюду полевые цветы, они радуют нас. (Включаю звуковой файл с записью пения птиц) (Приложение 1)

А кто же нас встречает на полянке?

Красная девушка по небу ходит. (Солнышко)

Нас встречает солнышко. Оно радуется встрече с нами! А вы?

Ярко светит солнце,
В воздухе тепло,
И куда не глянешь,
Всё кругом светло!
По лугах пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Тёмные листы. И.Суриков

2) Загадки о цветах.

А знаете ли вы полевые цветы?

Какой колокольчик не звенит? (Цветок)

Рос шар бел,
Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик)

Стоят в поле сестрички -
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

(Демонстрация картинок с изображением цветов).

Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом, куда ни бросишь взгляд, -
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят! И.Дружинин

3) Физкульминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (руки отвести в сторону)
Больше спать не захотел.(повороты туловища вправо, влево)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел! (Взмахи руками вверх, вниз)

4. Сообщение темы урока. Работа над темой.

1) Задания на карточках.

Солнышко приготовило конвертики. Загляните в них! Что там?

Соберите слова из карточек.

Кто из вас сможет объяснить значения этих слов?

Техника филиграни.

При изготовлении ювелирных украшений особое место занимает техника филиграни которая состоит в образовании сложных кружевных узоров вручную из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д.

В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки.

Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Квилинг - техника бумагокручения (бумажная филигрань).

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги. В 15 веке это считалось искусством. В 19 веке - дамским развлечением. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлеклась данным искусством (ювелирные и интерьерные изделия из золотой и серебряной бумаги не отличить от настоящих) хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. В 20 веке техника бумагокручения была забыта. Лишь в конце прошлого столетия квилинг снова стал популярным.

Изящные букеты и предметы интерьера снова радуют многих людей по всему свету. Изделия из квилинг отличаются красотой и изяществом. Подарки, сделанные в технике квилинга, принесут родным, близким, друзьям ощущение праздника, света, задора.

Творчество квилинга не имеет возрастных ограничений.

2) Демонстрация фильма “Квилинг”.

(Просмотр презентации по адресу:

3) Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы не только будем любоваться красивыми цветами на солнечной полянке. Мы сами будем собирать и оформлять букеты и цветочные композиции, используя технику квилинг - бумагокручения. А солнышко будет смотреть на нас и любоваться результатами нашего труда.

4) Повторение правил пользования ножницами и клеем.

5. Физкультурная минутка для рук.

Птичка пёрышки помыла,
Птичка пёрышки сложила,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла.
Поклевала, поклевала...
Птичка пёрышкираскрыла,
Полетела, полетела.

6. Практическая работа.

1) - Я предлагаю вспомнить приёмы изготовления основных форм: “тугая спираль”, “спираль”, “капелька”, “глазок”.

7. Составление и чтение плана работы.

План работы.

1. Склеить из простых форм сложные цветы и листья.

2. Составить композицию из готовых деталей.

3. Наклеить детали на основу.

4. Привести рабочее место в порядок.

8. Самостоятельная работа. (Во время работы звучат записи с пением птиц).

(Приложение 1)

Проявите фантазию при составлении композиций! Работа требует терпения, усидчивости и трудолюбия.

(Во время самостоятельной работы произвожу фотосъёмку и видео съёмку.)

9. Подведение итогов.

1) - Чему научились на этом занятии?

(Демонстрация работ детей).

Солнышко восхищается вашими работами. Какие у вас замечательные получились композиции. А вы - настоящие мастера своего дела. Да у вас золотые руки. Как вы старались!

2) Пословицы о труде.

А знаете ли вы пословицы?

1. Труд человека кормит, а лень портит.

2. Терпение и труд всё перетрут.

3. Кто не работает, тот не ест.

4. Маленькое дело лучше большого безделья.

5. Без дела жить - только небо коптить.

Пословица - народная мудрость. Чему учат нас все эти пословицы? (Труд учит, кормит, облагораживает человека).

3) Подарки школе.

1. Игра на аккордеоне.

2. Рисунки детей.

3. Фильм “Лучшая из школ”.

4) Заключительная часть.

Солнышко прощается с нами и говорит вам: “Спасибо!”. До новых встреч!

Ребята, солнышко нас согревает, мы тянемся к нему, оно щедро дарит нам свет, тепло. Но и мы, люди, должны быть такими же щедрыми, добрыми, ласковыми, чтобы к нам, как к солнцу тянулись люди. Будем излучать тепло, свет, приносить людям радость!

Разделы: Работа с дошкольниками

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

Думаю, что обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

  • Cистематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
  • Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

В результате этого ставлю задачи:

  • Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
  • Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
  • В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:

Рисунок 1

  • Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм.
  • Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез)
  • Клей ПВА,
  • Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.

Техника квиллинга.

1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.

Рисунок 2

Рисунок 3

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).

Рисунок 4

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

Рисунок 5

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Рисунок 6

Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Для старшей и подготовительной групп разработаны по этапные занятия по темам.

I этап. Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

Рисунок 7

Тема занятий:

“Божья коровка”

Рисунок 8

“Яблонька”

Рисунок 9

“Гусеничка”

Рисунок 10

“Гриб мухомор”

Рисунок 11

“Барашек”

Рисунок 12

“Виноград”

Рисунок 13

“Рябина”

Рисунок 14

“Мимоза”

Рисунок 15

“Новогодняя елочка”

Рисунок 16, 17

II этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька.

Рисунок 18

Тема занятий:

“Дождик”

Рисунок 19

“Осеняя, береза”

Рисунок 20

“Первые листочки”

Рисунок 21

“Верба”

Рисунок 22

“Цветок”

Рисунок 23

“Снежинка”

Рисунок 24

“Новогодняя открытка”

Рисунок 25

III этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “глаз”, “треугольник” .

Рисунок 26

Тема занятий:

“Пальма”, “Черепаха”

Рисунок 27

IV этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “завиток”.

Тема занятий:

“Елочная игрушка”

Рисунок 28

“Аквариум с рыбками”

Рисунок 29

V этап. Цель: учить детей скручивать и делать элемент (форму) – “стрелка”.

Рисунок 30

Тема занятий:

“Васильки”

Рисунок 31

“Цветы в вазе”

Рисунок 32

“Колокольчики”

Рисунок 33

“Ландыши”

Рисунок 34

VI этап Цель: учить собирать полученные элементы в объёмную композицию, предметы.

Тема занятий:

“Цветочек”

Рисунок 35

Тюльпан”

Рисунок 36

“Бабочка на цветке”

Рисунок 37

“Шляпа для куклы” (коллективная работа)

Рисунок 38

“Ваза для конфет” (коллективная работа)

Рисунок 39

Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер – класс по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: “Моторика и её роль в развитии ребёнка”, “Развиваем интерес к работе с бумагой”, “Поделки из бумаги (квиллинг)”. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

Список литературы:

1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
3. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
5. Савина,О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.
6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
7. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
9. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
10. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.

Юлия Ильина
Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

По данной теме была написана дипломная работа, на преддипломной практике реализована программа. Представляю вам текст доклада, защита прошла на "5".

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

Представляем вашему вниманию ВКР по теме: Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

Наша работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения

Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Проблема всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.

Художественное творчество, которое воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, способствует решению данной проблемы.

Очевидно, что в период дошкольного воспитания у детей закладываются основные навыки и умения творческой деятельности. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях по продуктивным видам деятельности является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения, составляющего основу творческой деятельности.

В соответствии с ФГОС одной из задач образовательной области «Художественное развитие» является формирование эмоциональной, эстетической ориентации детей дошкольного возраста к различным видам и жанрам искусства, активизации творческого начала в процессе продуктивной деятельности. Совершенствуя в детях художественное восприятие, эстетический вкус, развивая способность анализировать и понимать средства выразительности (цвет, композиция, стилистика и т. п., на выполнения работ в технике квиллинг дает возможность воспитать грамотную художественно - творческую личность будущего школьника.

Однако при многообразии педагогических исследований на занятиях по изобразительной деятельности методика работы с детьми носит узко дидактический характер. Формальный подход к усвоению знаний детьми по художественной деятельности, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к художественной деятельности, в результате чего детские работы неинтересны, невыразительны, однотипны, сюжеты не развернуты, дети не знают и не умеют пользоваться художественным материалом. В настоящее время мы видим, что педагоги бывают, недостаточно владеют различными художественными техниками, часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств. Это ведет к тому, что дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Значение занятий квиллингом:

Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Эта техника развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Многие ученые и педагоги, такие как: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, С. В. Погодина, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, исследуя проблему развития творчества детей установили, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, в том числе изготовление работ в технике квиллинг – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития его художественно творческих способностей.

Сейчас квиллинг – это очень популярное направление в работе с детьми. Очень многие педагоги используют его в своей практике.

В связи с этим мы выделили параметры нашей работы:

Объект – техника квиллинг.

Предмет – творческое развитие

Цель – определить влияние техники квиллинг на твоческое развитие детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью теоретического обоснования.

2. На основе анализа теоретических источников наметить пути формирования технических навыков у детей подготовительного дошкольного возраста в квиллинге.

3. Выявить уровень творческого развития у детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи

4. Разработать и апробировать кружок «Волшебный завиток» по творческому развитию детей посредством техники квиллинг

Гипотеза: если ребенок в процессе работы над техникой квиллинг научится видоизменять форму базовых элементов, составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции, заполняя декоративное пространство выразительными образами то уровень его творческого развития повысится.

В теоретической части работы проведен анализ литературных источников по следующим вопросам -

1.1. История, основные виды и технические приемы в технике квиллинг

1.2. Психологические особенности развития детей подготовительной к школе группы в технике квиллинг

1.3. Творческое развитие детей в технике квиллинг

1.4. Методика работы в технике квиллинг

Проанализировав теоретические и методические источники, мы сделали вывод, что в подготовительной к школе группе психологическое развитие детей достаточно для того, чтобы с интересом заниматься квиллингом.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни.

Техника квиллинг развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Очень важно правильно организовывать занятия с детьми, соблюдать при этом методику, чтобы ребята не потеряли интерес к квиллингу.

Таким образом, при правильной организации работы и хорошо подобранных методов воспитателем, дети легко и с интересом будут учиться квиллингу.

Опытно-педагогическая (исследовательская) работа проводилась в подготовительной к школе группе при МКОУ СОШ с. Мгачи Александровск-Сахалинского района, в 2 этапа – констатирующий, формирующий.

Исследовалась группа воспитанников в количестве 6 человек, 3 мальчика и 3 девочки.

На констатирующем этапе решались следующие задачи :

1. Выявить уровень творческого развития детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи

2. Проанализировать содержание предметно-развивающей среды

3. Разработать план кружковой деятельности «Волшебный завиток»

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования :

1. Диагностика.

2. Беседа с воспитателем.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

Для выявления уровня сформированности творческого развития были использованы показатели

1. Степень увлеченности

2. Выразительность образа, колористическое решение

3. Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла

4. Самостоятельность и оригинальность

в соответствии с уровнями

Высокий уровень. (12-11 баллов) Ребенок в процессе творческой деятельности очень увлечен, захвачен работой. Не обращается к воспитателю за помощью, сам находит новые решения. Во время изображения вносит свои дополнения. Из знакомых элементов комбинирует новые сочетания. Использует всю цветовую гамму. Работа полностью доведена до конца.

Средний уровень (10-7 баллов): Во время творческой работы увлечен, но быстро теряет интерес. Иногда обращается за помощь к воспитателю, но в основном сам пытается найти наилучшее решение. Вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Работу может не закончить из-за отсутствия заинтересованности.

Низкий уровень (6-4 балов): В процессе творческой деятельности не наблюдается заинтересованности, увлеченности работой. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами квиллинга, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует в работе 2-3 цвета. Работа не завершена.

Работа проводилась по плану.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень показал 1 ребёнок, он использовал разнообразные цвета в работе, придумывал свои сочетания, проявил самостоятельность. У 4 детей средний уровень, что составило 66%, они не придумывают новые сочетания элементов и проявляют меньшую самостоятельность. У 17% детей низкий уровень, они не проявляют творческой заинтересованности, часто обращаются к помощи взрослого, затрудняются подбирать цветовую гамму.

Проведя беседу с воспитателем мы сделали вывод, что работа с детьми в технике квиллинг проводится. Квиллинг не входит в образовательную программу, поэтому в группе организован кружок, в рамках которого воспитатель и занимается с детьми квиллингом.

В процессе обследования групповой комнаты мы выяснили, что в центре собран лишь материал для художественного творчества, но не в полном объеме. Отсутствуют образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.

Таким образом, мы пришли к выводу, что техника квиллинг детям знакома. Воспитатель в рамках кружка использует разнообразные нетрадиционные техники для повышения уровня творческого развития детей.

Результаты диагностики показали, что западающими являются критерии «Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла» и «Степень увлеченности». На эти критерии мы обратили внимание на формирующем этапе.

На формирующем этапе были поставлены следующие задачи :

1. Включить воспитанников подготовительной к школе группы в образовательную деятельность по реализации части кружка «Волшебный завиток»

Для реализации задач была составлена программа «Волшебный завиток».

План кружковой деятельности разработан на полгода, мы реализовали часть, так как практика проходит месяц.

В ходе реализации кружка проведены различные формы работы:

На 1 неделе я провела «Вводное занятие. История возникновения квиллинга. Знакомство с основными формами» . Дети уже были знакомы с техникой квиллинг. Поэтому сначала я рассказала им интересные факты из истории квиллинга, напомнила им инструменты, формы роллов. После этого мы посетили выставку работ воспитателя, для того чтобы заинтересовать детей и смотивировать их на дельнейшую деятельность.

2 неделя:

Занятие с использованием ИКТ «А что мы можем сделать?»

Использовала презентацию, в которой были фото работ в технике квиллинг, выполненных детьми. Занятие проведено с целью определения интересов детей и выбора тематик дальнейших занятий.

Занятие «Весенний цветок»

Практическое занятие, во вводной части использовала беседу, загадывание загадок. Затем дети самостоятельно изготовили цветок, после моего подробного объяснения, показа образца.

3 неделя:

Поделка «Цыпленок»

В начале: загадывание загадки, анализ образца – из каких частей состоит, какие детали понадобятся. Изготовленную поделку дети использовали в дальнейшей игре.

Творческое задание «Морские фантазии»

Начала занятие с беседы, в которой мы помечтали о море. Затем дала детям творческое задание на тему «Морские фантазии». Помогала детям индивидуально.

4 неделя:

Поделка «Ящерка»

Во вводной части рассматривание иллюстраций с ящерицами. Затем показала образец, предложила детям украсить свою ящерицу.

Коллективная работа «Весенние фантазии»

Проходила итоговая коллективная работа 2 дня. Предоставила детям самостоятельность в придумывании сюжета, выборе цветов, распределении работы между собой. В целом руководила работой только в случае затруднений.

Для закрепления навыков были использованы дидактические игры в режиме дня:

Игра «Повтори узор»

Игра «Матрешки»

Игра «Вторая половинка» в которых я закрепляла умение классифицировать элементы узора по форме и цвету, умение подбирать заданные цвета и оттенки, умение конструировать симметричный узор из элементов квиллинга.

Так как работа практического характера, то на формирующем этапе проведен контрольный метод исследования.

Для проверки результатов и подтверждение предполагаемой гипотезы, была проведена повторная диагностика Погодиной, направленная на выявление уровня творческого развития детей в квиллинге.

Дети проявляют больший интерес к квиллингу, используют разнообразные элементы в работе, меньше обращаются за помощью к воспитателю.

Высокий уровень показали 5 детей, что составило 83%. Они были очень увлечены, использовали всю цветовую гамму, выполняли новые элементы, проявили самостоятельность, творчество, воображение.

На среднем уровне был один ребенок, что составило 17%, девочка стала более самостоятельной, использовала больше цветов и новых элементов в работе.

Низкого уровня по итогам диагностики не было, что мы считаем большим успехом.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование по вопросу, мы пришли к выводу, что проведенная работа подтвердила необходимость творческого развития дошкольников через занятия квиллингом.

В ходе работы мы апробировали некоторые элементы программы «Волшебный завиток», из них 2 теоретических занятия, 6 практических, 3 дидактических игры.

В результате количество детей на высоком уровне возросло с 17% до 83%, средний уровень снизился с 66% до 17%, низкого уровня выявлено не было.

Считаем, что цель нашей работы была достигнута, а гипотеза подтверждена, так как мы обосновали влияние техники квиллинг на творческое развитие детей подготовительной к школе группы.

На основании проведенных исследований по данной теме нами были разработаны следующие методические рекомендации по дальнейшей реализации кружка:

Использовать различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Если нет возможности использовать специальную бумагу для квиллинга, то можно нарезать обычную цветную офисную бумагу с помощью шредера.

Вместо специального инструмента для накрутки роллов можно использовать зубочистку с расщепленным кончиком.

Для занятий брать группу из 6-8 человек, тогда проще осуществить индивидуальный подход к детям.

Обращать внимание на возрастные особенности детей.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана программа кружка «Волшебный завиток», методические рекомендации для ее реализации, конспекты занятий, технологические карты, методическое пособие для воспитателей.

В приложении представлены планы констатирующего и формирующего этапов, диаграммы, таблицы, конспекты занятий, технологические карты, пособия для воспитателей, программа кружка «Волшебный завиток»

При написании работы было использовано 20 литературных источников, из них 6 основных.

Спасибо за внимание!

Пояснительная записка .
« Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев . От пальцев образно говоря , идут тончайшие ручейки , которые питают источник творческой мысли . Другими словами : чем больше мастерства в детской ладошке , тем умнее ребенок ».
Сухомлинский В . А .
Однойизглавныхзадачобученияивоспитаниядетейназанятияхприкладнымтворчествомявляетсяобогащениемировосприятиявоспитанника, т. е. развитиетворческойкультурыребенка, развитиетворческогонестандартногоподходакреализациизадания, воспитаниетрудолюбия, интересакпрактическойдеятельности, радостисозиданияиоткрытиядлясебячто- тонового.
Даннаяпрограммаимеетхудожественно- эстетическуюнаправленность, котораяявляетсяважнымнаправлениемвразвитииивоспитании. Являясьнаиболеедоступнымдлядетей, прикладноетворчествообладаетнеобходимойэмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программапредполагаетразвитиеудетейхудожественноговкусаитворческихспособностей.
Внастоящеевремяискусствоработысбумагойвдетскомтворчественепотерялосвоейактуальности. Бумагаостаетсяинструментомтворчества, которыйдоступенкаждому.
Бумага- первыйматериал, изкоторогодетиначинаютмастерить, творить, создаватьнеповторимыеизделия. Онаизвестнавсемсраннегодетства. Устойчивыйинтересдетейктворчествуизбумагиобуславливаетсяещёитем, чтоданныйматериалдаётбольшойпростортворчеству. Бумажныйлистпомогаетребёнкуощутитьсебяхудожником, дизайнером, конструктором, асамоеглавное- безграничнотворческимчеловеком. Претерпеваяколоссальныеизменениясдревнихвремён, бумагавсовременномобществепредставленабольшиммногообразием. Цветнаяибелая, бархатнаяиглянцевая, папируснаяишпагат- онадоступнавсемслоямобщества. Спомощьюбумагиможноукраситьелку, сложитьголоволомку, смастеритьзабавнуюигрушкуиликоробочкудляподаркаимногое, многоедругое, чтоинтересуетребенка.
Какужеотмечалось, бумагапопадаетврукиребенкассамогораннегодетства, ионсамостоятельносоздаетизнееобразысвоеговнутреннегомира. Обычныйматериал- бумага- приобретаетновоесовременноенаправление, имможноработатьвразныхтехниках.
Детистворческимиспособностямиоченьпытливыеиактивные. Такиедетимогутсамостоятельноприниматьрешения, которыезависяттолькоотнегосамого. Детиспособнысоздатьчто- тоновое, оригинальное, унихукаждогосвойвзгляднакрасоту. Втворчествеуребенкаразвиваютсятакиеумственныекачества, как: моделирование, воображение, наблюдательность, умениеанализироватьисопоставлять, творческоемышлениеит. д.
Еслиговоритьодошкольниках, торазвитиеунихмелкоймоторикирукспособствуетдальнейшемууспешномуобучениювшколе. Однимизспособовразвитиямелкоймоторикипальцеврук– этоконструированиеизбумаги. Конструированиеизбумагиотноситсякхудожественно- эстетическомуразвитию. Существуетмноготехникпоработесбумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминаниеидр. Конструированиеизбумагисиспользованиемразныхтехниксложныйвиддеятельностидошкольников, дляэтогоудетейдолжныбытьхорошоразвитыпространственныепредставления.
История
Квиллингвозникещев14веке, сейчасонпереживаеточередноерождение. Многихпривлекаетто, чтотакуюкрасотуможносоздатьсвоимирукамиизбумажныхполос.
Словоквиллингпришловрусскийязыкизанглийского: quillingпроисходитотсловаquill, чтовпереводеозначает« пероптицы».
Альтернативныминазваниямиэтоговидарукоделиятакжеслужаттакиесловакак« бумагокручение» и« бумажнаяфилигрань».
Историявозникновенияэтоговидарукоделияоченьинтереснаиуходитсвоимикорнямиглубоковпрошлое.
Впервыезаговорилионёмв14- начале15векавЕвропе, апервыесоздателиукрашенийвэтойтехникебылимонахи.
Именноониделалиоченькрасивыемедальоны, закручиваяпозолоченнуюбумагунакончикептичьихперьев. Именноотсюдаипоявилосьназваниеквиллинг.
Бумагавсредневековыевременабыладорогой, поэтомупозволитьделатьподелкииукрашенияизнеёмоглитолькохорошообеспеченныелюди, восновномквиллингомзанималисьтолькодамыизвысшегообщества.
Темболее, чтобумаганедолговечнаисчитаетсянепрактичнымматериаломдляизготовлениячего- либо.
Нов19векемоданабумагокручениесновавозобновляется, такойвидрукоделиястановитсясновапопулярным, имногиедамыспешатсотворитьчто- тоособенное, причудливоеизамысловатое.
Вначале20векаквиллингсноватеряетсвоюпопулярность, однакокконцувеканаступаетнекийбум.
Квиллингнетолькоприобрёлбылуюславу, ноимногократноеёпреумножил. Мастераквиллингавовсеммиресоздаюттончайшееобъёмноебумажноекружево, котороеможетбытьосновой, какдляпрактичныхвещей, такидлядуховногонаслаждения.

Квиллинг для начинающих
Техникаквиллингможносоздаватьогромноеколичествовещей. Поройвоображениюдаженеподвластнывсеидеи, которыелегкореализуютсянапрактике.
Поделкивтехникеквиллингоченьнеобычные, огромноеколичествозавитков, спиралей, тугихнамотоктонкихбумажныхполоссливаютсяипереплетаютсяводномпроизведенииискусства.
Цветоваяпалитраоченьбогатая, поэтомуводнойработемогутбытьиплавныепереливыоттенководногоцветаияркиесочетаниянасыщенныхцветов.
Длябольшегоразнообразиямастерапоквиллингуиспользуютнетолькообычныеполоскибумаги, ноибумагусбахрамой- миллиметровымивертикальныминадрезамисоднойизсторонполоски.
Длявыполненияработвтехникеквиллингнетребуютсяособенныеприспособлениеидорогостоящиематериалы. ЧащевсегодлялюбыхработвэтойтехникебудетдостаточнополосцветнойбумагииклеяПВА, вкачествеосновы, ккоторойприклеиваетсяизделие, можноиспользоватькартон, картон, обшитыйтканью.
Детилегкоовладеютэтимискусством, иоткрываютдлясебяпутьктворчеству, развиваятемсамымихфантазиюихудожественныевозможности.
Программапостроена“ отпростогоксложному”. Рассматриваютсяразличныеметодикивыполненияизделийизбумагиикартонасиспользованиемсамыхразнообразныхтехник(бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“ Волшебныйквиллинг” - такназываетсякурс. Онпредлагаетразвитиеребенкавсамыхразличныхнаправлениях: конструкторскоемышление, художественно- эстетическийвкус, образноеипространственноемышление. Всеэтонеобходимосовременномучеловеку, чтобыосознатьсебягармоничноразвитойличностью. Создаваясвоймиризбумаги, ребенокготовитсястатьсозидателемдоброгомира. Вэтоммы, педагоги, видимосновнуюнеобходимостьсегодняшнегодня.

Ведущая идея данной программы - созданиекомфортнойсредыобщения, развитиеспособностей, творческогопотенциалакаждогоребенкаиегосамореализации.
Цель программы – всестороннееинтеллектуальноеиэстетическоеразвитиедетейвпроцессеовладениеэлементарнымиприемамитехникиквиллинга, какхудожественногоспособаконструированияизбумаги.
Задачи программы :
Обучающие
Знакомитьдетейсосновнымипонятиямиибазовымиформамиквиллинга.
Обучатьразличнымприемамработысбумагой.
Формироватьуменияследоватьустныминструкциям.
Знакомитьдетейсосновнымигеометрическимипонятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершинаит. д. Обогащатьсловарьребенкаспециальнымитерминами.
Создаватькомпозициисизделиями, выполненнымивтехникеквиллинга.
Развивающие :
Развиватьвнимание, память, логическоеипространственноевоображения.
Развиватьмелкуюмоторикурукиглазомер.
Развиватьхудожественныйвкус, творческиеспособностиифантазиидетей.
Развиватьудетейспособностьработатьруками, приучатькточнымдвижениямпальцев, совершенствоватьмелкуюмоторикурук, развиватьглазомер.
Развиватьпространственноевоображение.
Воспитательные :
Воспитыватьинтерескискусствуквиллинга.
Формироватькультурутрудаисовершенствоватьтрудовыенавыки.
Способствоватьсозданиюигровыхситуаций, расширятькоммуникативныеспособностидетей.
Совершенствоватьтрудовыенавыки, формироватькультурутруда, учитьаккуратности, умениюбережноиэкономноиспользоватьматериал, содержатьвпорядкерабочееместо.
Принципы , лежащие в основе программы :
доступности(простота, соответствиевозрастнымииндивидуальнымособенностям);
наглядности(иллюстративность, наличиедидактическихматериалов). “ Чемболееоргановнашихчувствпринимаетучастиеввосприятиикакого- нибудьвпечатленияилигруппывпечатлений, темпрочнееложатсяэтивпечатлениявнашумеханическую, нервнуюпамять, вернеесохраняютсяеюилегче, потомвспоминаются” (К. Д. Ушинский);
демократичностиигуманизма(взаимодействиепедагогаиученикавсоциуме, реализациясобственныхтворческихпотребностей);
научности(обоснованность, наличиеметодологическойбазыитеоретическойосновы).
“ отпростогоксложному” (научившисьэлементарнымнавыкамработы, ребенокприменяетсвоизнанияввыполнениисложныхтворческихработ).
Тематиказанятийстроитсясучетоминтересоввоспитанников, возможностиихсамовыражения. Входеусвоениядетьмисодержанияпрограммыучитываетсятемпразвитияспециальныхуменийинавыков, уровеньсамостоятельности, умениеработатьвколлективе. Программапозволяетиндивидуализироватьсложныеработы: болеесильнымдетямбудетинтереснасложнаяконструкция, менееподготовленным, можнопредложитьработупроще. Приэтомобучающийиразвивающийсмыслработысохраняется. Этодаетвозможностьпредостеречьребенкаотстрахапередтрудностями, приобщитьбезбоязнитворитьисоздавать.
Впроцессеработыпопрограмме“ Волшебныйквиллинг”, детипостоянносовмещаютиобъединяютводноцелоевсекомпонентыбумажногообраза: материал, изобразительноеицветовоерешение, технологиюизготовления, назначениеидр.

Программа создана на основе авторской программы кружка «Волшебный Квиллинг» Э.Р. Киреева. При разработке также были рассмотрены авторские программы аналогичного характера Т.В. Куцак «Квиллинг», О. И. Дасевич «Волшебный квиллинг» , В.Н. Рябцевой «Бумажная симфония», В.А. Осиповой «Волшебный квиллинг» Т.А, Несмеянова «Кружевные тайны квиллинга».. Следует отметить, что тематика занятий выстроена в соответствии с календарно-тематическим планированием общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №2» г. Болхов.

Комплекс занятий выстроен по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

“Волшебный квиллинг” - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

    Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

    Обучать различным приемам работы с бумагой.

    Формировать умения следовать устным инструкциям.

    Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

    Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

    Развивающие:

      Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

      Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

      Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

      Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

      Развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

    Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

    Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

    доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (беседа, рассказ);

Наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Формы организации работы с детьми

– индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

– фронтальная (при выполнении коллективных работ каждая подгруппа выполняет определенное задание);

– коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Особенности проведения занятий

1. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет.(дети старшей и подготовительной групп.)

2. Тематика занятий рассчитана на 1-2 занятия.

3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).

4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).

5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).

6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты :

Цветную бумагу;

Гофрированный картон;

Картон белый и цветной;

Зубочистка;

Бумажные полоски шириной 5-7 мм;

Ножницы;

Карандаши простые;

Линейка;

Кисточки для клея;

Салфетки;

Клеенка;

Инструмент для квиллинга.

Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа “ Волшебный Квиллинг” рассчитана на 2 года. Продолжительность занятия составляет:

В старшей группе- 25мин.

В подготовительной- 30мин.

Год обучения

Количество занятий

Кол-во детей в группе

вся группа

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы поверки результатов :

    Выставки детских работ в детском саду.

    участие в интернет-конкурсах творческого мастерства,

    награждение лучших грамотами,

Ирина Ермакова
Квиллинг - эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Есть свои радости в каждом виде творчества :

все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там,

где его находишь.

Оноре де Бальзак

Квиллинг (англ. quilling от слова quill (птичье перо) – искусство скручивать длинные и узкие полоски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий и т. д.

Считается, что это искусство возникло в начале XV века в средневековой Европе, где монахи создавали изящные медальоны, обрамления для икон, обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Заниматься квиллингом могут не только взрослые, но и дети. Квиллинг открывает детям путь к творчеству , развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Вопрос развития творчества и значение творческой работы для общего развития ребёнка , известный психолог Л. Выготский, ещё в 20-е г. г. прошлого века, назвал одной из важных проблем педагогики и психологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные привычные действия, а подвижность и гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.

Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, в общем, не проявляют творчество . Я стараюсь воспитать у своих дошколят пытливость , смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Ведь люди с развитым воображением имеют высокий интеллект. И уже давно известно, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев. А это значит, чем богаче у нас мелкая моторика, тем мы быстрее выполняем любую работу, быстрее говорим, успешнее продвигаемся в своём развитии . И этому способствует занятие квиллингом .

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией. В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг . Познакомившись поближе с данной техникой обработки бумаги, я сделала вывод, что квиллинг может являться очень эффективным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста .

Польза квиллинга неоспорима . Попробуйте взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить её в замысловатую фигуру. Трудно? А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигуру. Всё это стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер , совершенствует мелкую моторику, а как следствие речевые функции.

Техника квиллинг развивает чувства прекрасного , помогает само выражаться, развивает чувства вкуса , что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка .

Обосновав актуальность проблемы, я поставила цель :

всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи : познакомить с техникой квиллинг ; научить изготавливать базовые формы (плотную и свободную спирали, каплю, лист) и составлять из них композиции; повысить уровень развития моторики , мышления, внимания; воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетичность.

Выбор техники не случаен. Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекает детей . Хотя для некоторых из них эта техника сложна, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе овладения различными приёмами (я их называю «4С» ): сгибание, скручивание, складывание, склеивание, эти проблемы постепенно решаются.

Освоение способов действия с бумагой проходит у меня в группе с использованием игровых ситуаций. Я стараюсь ставить перед детьми творческие задачи , требующие обязательного решения. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию, становятся сказочными героями. Мы делаем друга одинокому зайцу; новое гнездо, для курочки рябы; «летнюю» открытку для жителей северного полюса и многое другое.

Данная техника позволяет не только развивать детские пальчики , она помогает творить волшебство , требуя усердия, терпения, фантазии.

В заключении хочется отметить, что способность творить заложена в каждом ребёнке. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться этим способностям .

Занятие квиллингом помогает моим ребятам преодолеть этот страх. Я стараюсь незаметно заинтересовать и увлечь их самим процессом, не подчеркивая результата, т. е. творчество ради творчества . И убеждаю, что то, что получилось – это и есть хороший результат.

У меня разновозрастная группа . Многие творческие работы делаем коллективно. В процессе участвуют даже 4-х летние дети. Малыши наносят клей на полоску, подают детали, заканчивают скручивать начатые роллы. Дети постарше скручивают спирали и придают им форму, видоизменяют, придумывая что-то свое, создают композиции. Иногда, неправильно выполненная деталь, становится новой квиллинговой формой . В процессе работы всегда делаю акцент на том, что каждый вносит посильный вклад (учитывая индивидуальные особенности, умения и навыки детей ) и мы все участники одного общего дела.

Мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике квиллинг и помочь им ощутить незабываемые положительные эмоции.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар , о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы – взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.