Младенец 6 месяцев. Разговариваем с крохой

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге , и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам

Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием (хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 (!) годам). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д.

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула (однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса , турничок или кольца.

Вводим прикорм

В 6 месяцев ребенок готов еще к одному волнительному знакомству: пришло время для начала общения с «взрослой» пищей. Не так давно в ваш обиход вошло понятие «педагогический прикорм ». Обычно его придерживаются мамы, старающиеся, чтобы развитие малыша было как можно более «естественным», и во всем «идущие вслед», а не подгоняющие и стимулирующие.

В еде это значит следующее: когда ребенку становится интересно, что лежит у мамы на тарелке, он берет кусочек и засовывает в рот. Пососет, помусолит – вот вам первая «четверть чайной ложечки» у крохи в желудке. Разумеется, наличие сосисок с горчицей или острой корейкой морковки на этой самой педагогической тарелке исключается. А лежат там дольки овощей или фруктов, которые удобно взять ручкой, и которые привлекают взгляд разноцветными бочками.

Не забывайте, что вводить прикорм надо, посоветовавшись с врачом: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку. Непродуманное или слишком раннее введение прикорма может нанести вред здоровью малыша, ведь пищеварительная система на первом году жизни сформирована не полностью, оболочка слизистой кишечника обладает повышенной проницаемостью для пищевых веществ, отсутствует ряд важных ферментов, несовершенна иммунная система. Все это может стать причиной отрицательной реакции и проблем со здоровьем.

Кстати, вовсе не обязательно, что они проявятся сразу же. Вероятность нарушений в любом из отделов пищеварительной системы, которые дадут о себе знать, возможно, через несколько лет, достаточно высока.

Мир на ощупь

Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.

Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.

Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.

После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.

А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.

Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.

Тренируем ручки

Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:

  • «Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
  • «Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 6 минут

А А

Важным событием для каждого родителя является достижение ребенка 6-месячного возраста. С момента своего рождения малыш уже много чего узнал, многому научился, привык к членам семьи. Мама и папа пристально следят за своим чадом, стараются научить его всему как можно быстрее, боятся, чтобы малыш не начал отставать в своём развитии от своих сверстников, поэтому их интересует вопрос «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?».

Физиологическое развитие

Рост полугодовалого ребенка должен составлять 64-68 см, а вес — 6,8-8,5 кг. Отклонение от нормы на 1 кг в весе и на несколько сантиметров в росте не должно вызывать опасений. В соответствии с набором веса необходимо корректировать питание. Если у ребенка наблюдается недостаток веса, то в прикорм следует вводить каши, способствующие увеличению массы тела. Если же кроха хорошо набирает вес, а возможно и имеет его избыток, то основную часть прикорма должны составлять фруктовые и овощные пюре. Чтобы грудничок хорошо рос и полноценно развивался, он должен получать все нужные микроэлементы и витамины.

Ниже представлена таблица физического развития ребенка – нормы роста и веса девочек и мальчиков по данным ВОЗ и педиатров России:

В конце 5 месяца жизни дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. После освоения этого навыка, ребенок начинает его часто практиковать. Малыш не просто лежит на животике, он опирается на ручки, пытается приподняться, старается встать на коленки.

Грудничок может цепляться за бортики коляски, спинку кроватки, подтягиваться и садиться. Большинство детей в полугодовалом возрасте могут самостоятельно сидеть, но их спинкам все еще нужна поддержка.

Лежа на животе, шестимесячный ребенок может опираться лишь на одну руку, а второй брать какие-нибудь предметы. Ему хочется все трогать, щупать, изучать. Если он не может дотянуться до интересующего предмета, то будет смотреть на него, разжимая и сжимая кулачок.

Появляется осознание, что у него две ручки. Он берет игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, сравнивая ощущения и убеждаясь, что на ощупь она одинаковая в обеих ручках. Малыш может взять в каждую руку по игрушке.

Некоторые родители фиксируют на видео все достижения своих малышей, поэтому они знают, в каком возрасте у их ребенка появилось то или иное умение. Впоследствии это может пригодиться при появлении второго ребенка в семье.

В полгода многие малыши начинают перемещаться. Кто-то пятится назад, отталкиваясь руками, кто-то вращается вокруг себя на животике, а кто-то уже передвигается на четвереньках. Если ребенок научился ползать в 6 месяцев – это хорошо. Если же он еще не умеет этого делать, ничего страшного в этом нет. Некоторые малыши вообще не ползают. Пропуская этот этап развития, они сразу встают на ножки и пытаются ходить.

Родители должны всячески способствовать развитию мышц ребенка. Нужно делать регулярный массаж ножек и спинки, выкладывать ребенка на пол, так как на ровной поверхности ему будет удобнее развивать свои двигательные навыки. Пол должен быть очищен от мусора и посторонних предметов, которые могут навредить грудничку.

Шестимесячный ребенок еще не готов ходить, но он подготавливает тазобедренные мышцы к этому процессу. Если малыша поднять и удерживать за подмышки, он станет отталкиваться ножками, пританцовывая и подпрыгивая. Если поднимать за ручки ребенка из положения лежа, то он будет сам стараться подтянуться и сесть.

Быстро развивается мелкая моторика рук. Пальчики крепко и уверено удерживают различные предметы. Малыш активно интересуется мелкими предметами, пытается их взять сначала ручкой, а если не получается, то двумя пальчиками. Он трясет игрушки, слушая издаваемый ими звук, стучит ими друг об друга, выкидывает их, внимательно следя за полетом и падением. Игрушки исследуются не только руками, но и ртом, облизывая и кусая их.

Если ребенок не интересуется мелкими предметами, это не является признаком отставания в развитии. Просто малышу интересны более крупные игрушки.

В этом возрасте крохе нравится, когда меняют положение его тела в пространстве: качают влево-вправо, вверх-вниз, поднимают повыше, кружат по комнате. В эти моменты тренируется вестибулярный аппарат, а малыши получают массу удовольствий, они радуются, улыбаются, смеются.

Более наглядно увидеть умения шестимесячного ребенка можно на видео в конце статьи.

Сон 6 месячного ребёнка

Сон полугодовалого ребенка составляет 14-15 часов в сутки. Ночью он может спать 10-11 часов, а днем – два раза по 1,5-2 часа. В теории крохе уже не нужны кормления ночью. На практике же ребенок, питающийся грудным молоком, продолжает просыпаться как минимум 2 раза за ночь.

Режим сна 6 месячного ребенка:

Родителям рекомендуется формировать у ребенка режим дня. Так будет легче и маме, и малышу, особенно когда он пойдет в садик и школу. Для этого нужно стараться укладывать грудничка спать ежедневно в одно и то же время, часто гулять на улице, устраивать сон на воздухе и каждый день купать малыша.

Психоэмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? В полгода малыш хорошо видит окружающие предметы, с интересом их осматривает. Сидя на ручках у родственника, он будет трогать его волосы, застежки на одежде. Если на улице малыш будет не спать, а бодрствовать, то он будет изучать мир: деревья, птичек, собак и кошек, людей. Нужно обязательно формировать пассивный словарный запас ребенка, показывать на животных, машины, озвучивая названия живых существ и различных предметов. Кроха уже хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя, запоминает названия игрушек, которые видит каждый день.

Полугодовалый малыш начинает понимать речь взрослых. Он имитирует услышанные звуки, лексикон пополняется слогами «гу», «да», «ге», «де», «бу». Он лепечет не только когда с ним рядом кто-то есть, но и наедине с самим собой.

Ребенок часто проявляет свои эмоции, реагируя на членов семьи, на происходящие рядом события. Он улыбается, радуясь появлению близкого родственника, смеется, когда с ним играются или недовольно морщится, раздражается, когда его что-то не устраивает. Теперь родителям проще определять самочувствие малыша.

Обостренный слух ребенка позволяет услышать не только скрип открываемой двери, но и шелест бумаг, тихий шепот, легкий шорох шагов. На все эти звуки он мгновенно реагирует, поворачивая голову к их источнику.

Шестимесячный ребенок хорошо знает всех членов семьи и может отрицательно реагировать на чужих людей, приходящих в дом, особенно, если незнакомцы хотят взять его на руки. Расстроенная кроха быстро успокоится, как только попадет в мамины руки.

Малыш начинает понимать причины и последствия разных действий. Он осознанно нажимает на кнопочку игрушки, зная, что после ее нажатия заиграет музыка. Ему нравятся коробочки, сундучки, кастрюльки, которые можно открывать и закрывать, прятать в них игрушки.

Таблица: что умеет ребенок в 6 месяцев

Как определить проблемы в развитии ребенка

Есть несколько опасных признаков, которые должны насторожить родителей:

  1. Малыш не старается научиться сидеть. У него это не получается даже при поддержке взрослых.
  2. Когда ребенка удерживают за подмышки, он не упирается и не отталкивается ножками.
  3. Игрушки не перекладываются из одной маленькой ручки в другую.
  4. Нет реакции на звуки, источники которых располагаются вне поля зрения.
  5. Малыш не просится, чтобы его взяли на руки.
  6. Ребенок не улыбается, не лепечет, не узнает маму, папу.

Игры для развития полугодовалого ребенка

Взрослые могут способствовать полноценному развитию малыша, постоянно уделяя ему внимание, разговаривая с ним и играя в развивающие игры.

Детки обожают игры с коробочками, шкатулочками, бутылочками. Им нравится открывать и закрывать их, прятать и находить в них различные предметы. Можно взять обычную картонную коробку из под чая и спрятать туда игрушку, а затем помочь малышу найти ее.

Можно играть с различными предметами, давать их трогать малышу, чтобы он ощущал разницу в материалах и формах.

Хорошо тренируют мелкую моторику рук игрушки, представляющие собой спирали, по которым нужно двигать предметы (обычно шарики). Такие игрушки продаются в любом детском магазине, они привлекают малыша яркими цветами и подвижными деталями.

Полезным для ребенка будут массажи ручек. Мама должна ежедневно легко массировать не только ножки, ручки, спинку, но и каждый маленький пальчик. На сегодняшний день можно найти множество видео пособий для мам, на которых демонстрируются методы развития ребенка.

Когда мамы общаются друг с другом, то делятся достижениями своих малышей. У кого-то ребенок проходит некоторые этапы развития быстрее, а у кого-то медленнее. Не стоит сравнивать умения маленьких деток, ведь каждый малыш – уникален.

Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.

Физиологическое развитие

Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружность головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см) .

Что умеет ребенок на 6 месяце

  1. Ребенок уже .
  2. К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический как в ручках, так и ножках.
  3. Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
  4. Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа. Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами ( ?).
  5. Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке ( ?).
  6. При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».
  7. Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
  8. Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
  9. Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
  10. Самостоятельно играет до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.
  11. В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, ). В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так. Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.
  2. Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.
  3. Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
  4. Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях. Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.
  5. В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке — заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет. Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.
  6. Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов. Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.

Тест на развитие малыша в полгода

  • На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального.
  • Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления.
  • Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение.
  • Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется.
  • Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство.
  • Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.

Что должно насторожить

  • Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержке.
  • Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает».
  • Не перекладывает предмет из одной ручки в другую.
  • Не реагирует на звуки, шорохи, которые находятся вне поля зрения.
  • Не просится на ручки.
  • Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.

Дополнительная информация:

Развитие ребенка в 6 месяцев видео 1

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.


Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 37 0 C.

Вводить начинают с 1\2 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.

Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.

Читаем:

Отучаем от соски

Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Сон малыша в 6 месяцев (режим)

После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа — днем и ночью — до 6 — 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:

  • Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
  • Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
  • После купания покормите ребенка.

Как помочь малышу развиваться — игры

Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.

Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:

  • Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
  • Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
  • Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
  • Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
  • «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
  • Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
  • Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.


Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».

Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.

Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.

Читаем обзоры:

Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.

Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.

Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.

Развитие ребенка в шесть месяцев видео 2

Шестой месяц жизни. Календарь развития ребенка. Видео 3

Своеобразный рубеж и переход к другой стадии развития – полугодовалый возраст малыша. Его не назовешь грудничком, несмотря на то, что он может продолжать сосать грудь. Все его действия, сознание переходят на новый этап. Потому резонным становится вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Существуют ли какие-либо особые критерии, по которым определяется норма развития?

Физиологические изменения

К этому возрасту малыш обладает уже определенными навыками, демонстрируя, как он развивается. Первый признак – умение самостоятельно совершать перевороты со спины на живот. Действует малыш осознанно.

К 6-месячному возрасту у него получается держаться одной рукой, лежа на животе, а вторую использовать для достижения цели: взять игрушку, дотянуться до интересной вещи. Мышцы спины развиваются в правильном темпе, они способны оказать поддержку ребенку, пусть даже ненадолго.

Некоторая категория детей умеет сидеть без поддержки или с небольшим количеством опор: валики, подушки. Это отличный возраст, чтобы начать развивать кроху к умению сидеть. Гипертонус, присущий грудничкам с момента их рождения, практически исчезает. Многие уже по-своему передвигаются, ползком на животике или перекатываясь.

Малыш обеими руками крепко хватается за опоры, пытаясь не только сесть, но и приподняться. Маленькие любознайки начинают активно познавать окружающий мир. Особо проворные встают, держась за ограждения кроватки, другие же переходят от мыслей к делу, совершая первые движения к попыткам ползти. У многих получается. Если такой порыв отсутствует, то это не повод для беспокойства. Все детки разные. Ребенок может передвигаться сидя, помогая себе ручками, или сразу пойти.

О желании ходить детский организм подает следующий сигнал. Если взять кроху за подмышки и придерживать, то он с радостью постарается оттолкнуться ножками, подпрыгнуть или даже потанцевать. Происходят активное развитие, укрепление тазобедренных мышц.

Физические изменения

Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.

Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.

Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.

Эмоциональные и речевые изменения

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Данный момент позиционируется активным развитием мелкой моторики. Малыш способен удержать по одному различному предмету в каждой руке. При этом он внимательно их изучает, поворачивая из стороны в сторону. Не считается отклонением, если он не только ощупывает вещь, но пытается попробовать ее «на зубок». Это врожденный инстинкт, считающийся нормой. Становится легче кормить его с ложечки, так как кроха научился губами «снимать» с нее еду.

Он делает первые попытки произносить слова. Правда, это больше походит на лепет. Произносятся первые сочетания гласных, согласных звуков. Кроха лишь подражает взрослым, потому так важно общение. Развитию ребенка в 6 месяцев, у девочек особенно, характерно умение произносить около 40 звуков. Однако такой лепет не несет смысловой нагрузки.

Кроме первых попыток разговаривать грудничок уже не просто прислушивается к словам взрослых, но и пытается их понять. Например: если назвать вещь знакомым именем, он попытается визуально ее найти. Можно понять малыша, когда он просится на ручки. Он узнает, различает знакомые голоса. Особенно хорошо он знает мамин голос, может распознать его даже, если она находится в соседней комнате.

У него появляются первые признаки последовательного сознания. Например, малыш знает: если предмет упадет, то издаст звук. Игрушки он бросает специально, чтобы понаблюдать за процессом, как они летят, как падают, и какой звук при этом получается. Дети ведут не просто наблюдательный процесс, они пытаются найти вещам практическое применение и очень рады, когда взрослые им показывают, как с ними обращаться. Формирование причинно-следственных связей не означает прогрессивное интеллектуальное развитие. Оно начнется чуть позже.

Сидя на коленках, они умеют проявлять ласку, прижимаясь к взрослому. Чуть меньше сторонятся посторонних, незнакомых им людей, но при этом соблюдают дистанцию и не очень охотно идут на контакт.

Сигналы опасности

Независимо от количества месяцев развитие происходит у каждого малыша индивидуально. Отсутствие некоторых вышеперечисленных навыков не говорит об отклонениях. Но существует ряд признаков, которые должны насторожить, так как они могут влиять на отсталость в развитие, что в последующем приведет к более серьезным проблемам:

  • если к шести месяцем малыш не может переворачиваться с живота на спину и наоборот;
  • если, лежа на животе, он не пытается приподнять туловище или голову;
  • не крутит головой, чтобы осмотреть окружающее пространство;
  • если у него отсутствует навык умения сидеть с поддержкой;
  • если отсутствует интерес к игрушкам, а также желание опробовать вещь во рту;
  • малыш не лепечет, игнорирует, когда к нему обращаются.

Соблюдение распорядка

Для активного развития ребенка в 6 месяцев — девочки, мальчика — не имеет значения, очень важно поддерживать определенный режим дня. Распорядок способствует развитию и укреплению нервной системы.

Время ориентировочное. Режим подбирается исходя из личных особенностей малыша. Ему требуется не менее 14-16 часов сна в сутки. Днем рекомендован сон в два захода по 1,5-2 часа.

Ночной сон продолжительностью 6-7 часов должен быть непрерывным. Перерыв допускается, если кроха находится на грудном вскармливании. Некоторые дети продолжают просыпаться ночь по несколько раз. Так может продолжаться вплоть до момента отучения от груди. В некоторых случаях это проходит к трем годам: возраст, являющийся благоприятным моментом, чтобы отучить от маминого молока. По мере взросления ребенок будет реже прикладываться к маме, а сами моменты будут передвигаться ближе к утренним часам. Интересно: малыши-«искусственники» ночью на перекус не просыпаются. Многие педиатры связывают желание пососать мамину грудь больше как средство успокоения, нежели насыщения.

Для того чтобы грудничок хорошо спал ночью, промежуток между последним дневным и ночным сном должен составлять не менее четырех часов. Несмотря на то, что купать малыша можно чуть реже, специалисты рекомендуют делать это каждый вечер. Водные процедуры благотворно влияют на нервную систему, обладая успокаивающим воздействием. Кроме того, вода пробуждает аппетит.

Питание ребенка

Полугодовалый период – время начало введения прикорма. Организм ребенка усиленно нуждается в достаточном количестве всех необходимых витаминов и микроэлементов для роста и развития. Перед ведением прикорма необходима консультация педиатра.

Важность срока обусловлена рядом факторов. Позднее ознакомление с новой пищей может привести к отторжению малышом абсолютно новых для него вкусов. Нехватка минералов и витаминов приводит к недостатку многих веществ в организме. Поздний прикорм может стать причиной недоразвитого жевательного навыка.

Приучение нужно начинать в первой половине дня. В течение дня будет время понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. Оптимальная температура еды составляет примерно 37 градусов. Напитки желательно давать в специальных пластиковых стаканчиках-непроливайках (продаются в аптеках), а бутылочки с сосками оставить для поездок, прогулок.

У пухленьких детей внимание акцентируется на овощных и фруктовых пюре. Детям, которым нужно набрать вес, чаще дают каши. Ребенок должен вместе с новой едой пополнять свой энергетический баланс и знакомиться с новыми вкусами.

Упражнения и занятия

Для гармоничного развития с малышом необходимо играть в развивающие игры, заниматься. Идеальный вариант – заинтересовать кроху сортерами, предназначенными для детей этого возраста. Например, есть конструкции с отверстиями, в которые нужно вставить элементы соответствующего размера, формы. Разработать мелкую моторику помогут игры с крупами (горох, гречка, рис и другие).

Чему можно начать учить его? Отличать текстуру предметов, соотношения размеров, умению отличать цвета. На помощь придут современные игрушки, разработанные с учетом возрастного развития. При покупке внимание следует обращать на качество изготовления и материал. Психологи рекомендуют не выставлять ребенку все игрушки сразу. Грудничок, как правило, играет с двумя-тремя видами. Остальные можно убрать в мешок, коробку. Через неделю «надоевшие» предметы можно заменить на новые, добавив один элемент.

Малыш знает и хорошо чувствует эмоции родителей, а также практически безошибочно на интуитивном уровне распознает одобрение. Потому очень важно при каждом успехе крохи постоянно его хвалить. Для нормального физического, умственного и эмоционального развития актуальны массаж, ряд упражнений, в том числе и в воде, при условии, что ваше чадо не боится ее.

Не упустите момент грудничкового периода, в последующем будет возникать намного меньше вопросов. Например, родители дошколят перед отправкой их в начальные классы часто задают вопрос, что должен уметь ребенок в 6 лет? Осваивая все необходимые навыки в соответствующем возрасте, каждый этап развития маленький человечек будет проходить гораздо легче.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.