О чем говорит клеймо на золоте. Ювелирные пробы серебра

Именник – это оттиск клейма изготовителя, состоящий из цифр и букв, где цифры обозначают год выпуска, а буква - условное обозначение изготовителя. Он ставится на ювелирных изделиях из серебра и заключен в контур.

Для того чтобы приобрести качественное ювелирное изделие имеет большое значение информированность о том какие существуют ювелирные пробы и клейма – поможет при покупке избежать ошибки.

На ювелирных изделиях из серебра в обязательном порядке ставиться клеймо. Клеймо в России ставит не сам мастер – изготовитель как некоторые ошибочно думают, а Палата пробирного надзора. Клеймо, проставленное на изделии, дает право подтверждать его пробу. Кроме пробы на ювелирном изделии мастер или фирма ставит свой именник. Сам именник содержит мало значащуюся информацию (символы) для самого покупателя. При покупке ювелирных изделий обязательно нужно убедиться в наличии двух клейм именника и пробы. Оба клейма должны быть четко пропечатаны. Именник должен стоять слева от пробы.

Государственная Инспекция пробирного надзора

Клеймо наносится Государственной Инспекцией пробирного надзора, представляет собой специальный знак, который называется пробой. Клеймо пробы наносится старым механическим способом в виде чеканки или современными электроискровыми и лазерными способами. Клеймо подтверждает, что изделие прошло проверку Государственной Инспекцией пробирного надзора и имеет пробу не ниже обозначенного на клейме.

В бывшем Советском Союзе с 1958 года на пробирном клейме ставился удостоверяющий знак в виде серпа и молота заключенные на фоне в пятиконечной звезде. С 1994 года этот знак изменили на изображение женской головы повернутой направо в кокошнике в профиль.

На этом эскизе видно как выглядит с 1994 года изображение метрического пробирного клейма. На клейме видно силуэт женской головы в кокошник повернутой направо в профиль.

1. Шифр государственной инспекции пробирного надзора.

2. Знак пробирного удостоверения.

3. Цифровое обозначение пробы драгоценного металла.

Структура именника выглядит в следующей схеме:

1. Первая буква, проставленная в именнике, означает год изготовления (А - 2001 год, Б - 2002 год, В - 2003 год, Г - 2004 год, Д - 2005 год, Е - 2006 год, З - 2007 год, И - 2008 год, К - 2009 год, Л - 2010 год).

2. Вторая буква, обозначенная на именнике, означает код инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель. Например, буква М означает код Государственной Пробирной Инспекции города Москвы.

В чистом виде золото применяется крайне редко. Все ювелирные украшения, которые продаются в магазинах, частично состоят из золота, а также примесей других металлов – лигатуры. Это придает изделию дополнительную прочность, поскольку чистое золото – мягкий по своей структуру материал, а изделия из него быстро теряют свои первоначальные свойства – истончаются и склонны к поломке.

Покупая любые изделия из золота, пристальное внимание важно уделять наличию клейма на них, находящемуся рядом с механизмом замка, как правило, с обратной его стороны.

На цепочках клеймо проставляется на колечках, которые соединяют главную цепь с замком, на серьгах – на штифте, кольца подлежат пропечатыванию на внутренней стороне. Клеймо присуще всем золотым изделиям высокого качества.

На территории РФ в продаже реализуются изделия из золота, пробы которых относятся к 375, 500, 585, 750 и 999 качества.

Пробу ставят недалеко от клейма. Она предназначена для определения наличия в процентах чистого золота в изделии.

– основной показатель присутствия примесей в изделии, но для этой цели также предназначены клейма. Они проставляются после нанесения пробы и обязаны соответствовать всем требованиям государственных стандартов.

В нашей стране эти две процедуры проводятся Пробирной палатой, которая находится в ведении Министерства финансов. Сотрудники Федерального пробирного надзора отвечают за реальное соответствие проб и клейм государственным образцам, а также контролируют их подлинность.

Все изделия российского производства обязательно должны содержать два клейма – оттиск именника (знака) изготовителя и пробирное клеймо госинспекции.

При отсутствии оттиска клейма или пробы на изделии, можно предположить, что изготовление золотого украшения или другого предмета осуществлялось нелегальными методами.

Ввозимые на территорию нашей страны золотые изделия из других стран, также оснащаются отечественным клеймом.

До того, как проставить клеймо с цифрами, обозначающими пробу, ювелирное изделие проходит тщательную проверку. Только после определения его подлинности и натуральности, принимается решение о его клеймении.

Если на проверку передано ювелирное изделие, привезенное из другой страны, то его проба может быть ниже, чем указанная в документах на транспортировку. Поэтому на таком изделии проставляется клеймо с пробой на порядок ниже, чем в документах. При полном сомнении и несоответствии качества изделия заявленной в документах пробе, клеймо не проставляется.

Виды клейм:

  1. Основное – на нем в рамке располагается изображение женской головы в кокошнике, которая смотрит вправо и знак цифрами, обозначающий пробу. Буква, находящаяся в левой части от головы, обозначает, где именно клеймилось изделие – на территории какой Государственной инспекции.
  2. Дополнительное — используется для отдельных частей изделия и содержит одну пробу.

Для золотых изделий клейма изготавливаются в виде лопатки, состоящей из знака удостоверения, кода инспекции и номера пробы, к которой принадлежит металл.

Все знаки (именники) регистрируются в обязательном порядке и вносятся в каталог изготовителей.

В любом ювелирном заводе используется три основных способа нанесения клейма на золотых изделиях:

Следовательно, виды клейма на изделии определяются рядом некоторых моментов:

  • сложностью украшения;
  • особенностью расположения камней на нем (если они имеют место);
  • внешним видом;
  • ювелирным дизайном. Чем он изощреннее, тем сложнее поставить клеймо на золоте.

Каждый должен знать, покупая украшение или любое золотое изделие, что отсутствие пробы, клейма на нем – это первый признак подделки и низкого качества приобретения.

Стоит без стеснения попросить у продавца знаки качества на ознакомление, дабы не получить глубокое разочарование от такого «украшения».

То же самое относится и к продаже ювелирных изделий без клейма и пробы – это нарушение действующего законодательства, так как подобные реализации не преследуют интересы покупателей. Имея на руках чеки о покупке и сертификаты возврата, вернуть в магазин приобретенное некачественное ювелирное украшение не составит труда.

Виды проб отличаются друг от друга присутствием золота в общем сплаве целого изделия.

Самый низкий сплав по составу – золото 375 пробы. Золота в нем всего 37,5 %, остальное приходится на серебро и медь. Оттенок изделия зависит от преобладающего количества в нем того или иного металла, и разнится от светло-желтого до ярко-красного.

Блеск золота 375 пробы достаточно быстро меркнет от солнечных лучей и воздуха. Именно поэтому украшения из него делают крайне редко. Как правило, это могут быть недорогие обручальные кольца, привлекательные для покупателей по низкой цене.

Золото 585 пробы чаще всего используют для изготовления золота на украшения в нашем государстве. На золото в чистом виде в этой пробе приходится 58,5%, 8 % составляет серебро и 33,5% — медь. Данный сплав, как правило, очень прочный, имеет желтые или красноватые оттенки.

Сегодня в моду широко вошло белое золото, поэтому, в силу его популярности под пробой 585 придумали сплав всем известного белого оттенка. Для этого в него добавляют палладий и никель.

Золото 750 пробы, украшения из которого самые дорогие, качественные и престижные, является достаточно гибким в обработке. Благодаря чему из него удается изготовить изделия, имеющие по истине ювелирную точность.

Податливый металл этой пробы составляет основу самых дорогих украшений, составляющих особенные коллекции. Золото в данном сплаве составляет 75 %. Металл не тускнеет со временем, не перестает блестеть и отлично переносит воздействие самых сильных щелочей.

Золото 999 пробы – чистое золото в прямом смысле, имеющее самую высокую стоимость. Оно очень яркого цвета и подвержено воздействию любых, даже самых незначительных механических деформаций. Этот материал используется в производстве слитков.

Важно знать, как поставить изделие, если оно сделано на заказ у частного ювелира. Следует иметь в виду, что для постановки клейма с пробой на изделии нужно обратиться в Пробирную палату.

Поэтому, прежде, чем заказать работу у ювелира, следует попросить у него свидетельство о постановке физического лица на учет в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы не терять времени и денег. Приобретенное украшение с рук можно отнести в ломбард на предмет определение его подлинности и соответствия заявленным характеристикам.

В связи с тем, что ранее клейма на изделия наносились ручным способом, подделать их было невозможно, и любой ювелир мог самостоятельно отличить оригинал от ненастоящего украшения.

Сегодня высокотехнологичное оборудование, применяемое при изготовлении клейма, позволяет недобросовестным лицам осуществлять мошенничество и подделывать отличительные знаки, в виде клейма и пробы, нанося повышенные характеристики на несоответствующие проставленным пробам украшения или изделия из золота.

Чтобы попытаться самостоятельно определить подлинность клейма, стоит вооружиться хорошей лупой с достаточной степенью увеличения. В связи с тем, что в углубленные впадины клейма, может попасть грязь, украшение перед осмотром следует тщательно вымыть.

Поддельное клеймо соответствует настоящему только по внешним признакам, заметным на основе визуального осмотра.

Самое главное, что отличает подлинник от подделки – это четкость и ровность пробы. Кривые неровные цифры говорят о подделке.

Не всегда, конечно, неудачно проставленная проба — это 100% имитация, но в большинстве случаев она присуща изделиям из ненастоящего металла.

Также, неровные цифры внутри пробы могут говорить о подделке. Иногда именники делают вручную, а в связи с ювелирностью работы, возможны небольшие огрехи. Но это, как правило, исключение.

Клеймо на золоте является необходимым атрибутом, отличающим металл одного качества от другого, характеризующим подлинность изделия, его легальность и законность. Поэтому, покупая ювелирное украшение или любое другое золотое изделие, следует тщательно подходить к его выбору, чтобы не получить разочарование от покупки.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.



На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.


Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .



Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Понятия о пробах и клеймах, пробирном надзоре.
Пробирный надзор и клейма.
Все ювелирные украшения изготовленные из драгоценных металлов прил.1 предназначенные для продажи на территории РФ, должны соответствовать одной из проб табл.1 , действующих в России и иметь клеймо. Контроль за этим осуществляет государственная служба, инспекция пробирного надзора которая при клеймении ювелирных украшений пользуется государственными пробирными клеймами установленного образца. Основные пробирные клейма рис.1 , удостоверяют соответствие изделий требованиям пробирного надзора. Дополнительные клейма служат для клеймения разъемных и легко отделяемых второстепенных частей украшений из драгоценных металлов или украшений не соответствующих заявленной пробе. Украшения изготовленные из частей драгоценных металлов и недрагоценных металлов должны иметь знак «мет»- металл, иначе такие украшения клеймению не подлежат. Кроме клейма, все ювелирные украшения из драгоценных металлов должны иметь оттиск знака именника предприятия рис2 , который представляет собой заключенное в рамку сочетание букв сокращенного названия предприятия или мастера изготовителя и год выпуска украшения
Таблица 1
Действующие в России пробы ювелирных украшений изготовленных из драгоценного металла

Рис 1.1
Структура клейма

Основные пробирные клейма на изделиях из золота

Рис 1.2 Основные пробирные клейма на изделиях из серебра



Рис 1.3 Основные пробирные клейма на изделиях из платины

Рис 1.4. Основные пробирные клейма на изделиях из палладия

Рис 2

БМТК

Первый символ код года изготовления изделия

Б (код года выпуска)

А Б В Г Д Е З И К
2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Л М Н О П Р С Т У
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2018г. 2018г.

Второй символ код государственной инспекции пробирного надзора
М (код государственной инспекции пробирного надзора)

Шифр инспекции Наименование инспекции Адрес инспекции Районы деятельности инспекции
В Верхне-Волжская п.г.т. Красное-на-Волге, Костромской обл. Ивановская, Костромская, Ярославская области
Г Волго-Вятская г. Нижний Новгород, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская, Кировская и Нижегородская области
Я Восточно-Сибирская г. Красноярск Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа
Ю Дальневосточная г. Хабаровск Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Корякский и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область
К Донская г. Ростов-на-Дону Республика Адыгея (Адыгея), Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Черноморский флот Российской Федерации в Украине
Ж Забайкальская Бурятия г. Улан-Удэ Республика Бурятия, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ
Ф Западная г. Калининград Калининградская область
Н Западно-Сибирская г. Новосибирск Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области
О Орловская г. Орёл Белгородская, Курская, Липецкая и Орловская области
У Поволжская Башкортостан, г.Уфа Республика Башкортостан, Оренбургская и Ульяновская области
Б Подмосковная г. Бронницы Московской обл. Московская область (Воскресенский, Домодедовский, Егорьевский, Зарайский, Каширский, Коломенский, Луховицкий, Люберецкий*, Ногинский, Озерский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Подольский, Раменский, Серебряно-Прудский, Серпуховский, Ступинский, Чеховский, Шатурский районы), Рязанская и Тамбовская области* За исключением ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (МПО по ВАИ)
З Прикаспийская Республика Дагестан,
г. Махачкала
Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч
Д По Республике Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия), г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Р Саратовская г. Саратов Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская и Саратовская области
А Северная г. Великий Устюг, Вологодской обл. Республика Коми, Архангельская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ
Л Северо-Западная г. Санкт-Петербург Республика Карелия, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург
С Уральская г. Екатеринбург Удмуртская Республика, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский - Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа, Пермский край
М ГИПН по г. Москве и Московской области г. Москва Брянская, Воронежская, Калужская, Тульская, Смоленская и Тверская области, г. Ленинск и комплекс "Байконур" на территории Республики Казахстан (на период действия на этих территориях статуса Российской Федерации), г. Москва, Московская область (Балашихинский, Волоколамский, Дмитровский, Истринский, Клинский, Красногорский, Ленинский, Лотошинский, Можайский, Мытищинский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Пушкинский, Рузский, Сергиево-Посадский, Солнечногорский, Талдомский, Химкинский, Шаховской, Щёлковский районы), ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" (МПО по ВАИ)

Третий символ код изготовителя
ТК (код изготовителя)
В заключении можно сказать, что приобретая ювелирное украшение, Вы должны обратить внимание на именник и пробу. Именно наличие этих оттисков, нанесенных любыми способами, классическим штампом или современными, лазерным или электроискровыми, говорит о том, что изделие действительно соответствует заявленной пробе и прошло государственную проверку. Основным конечно является клеймо которое ставится в государственной инспекции пробирного надзора и только там, мастер или предприятие ставит только свой именник и ни в коем случае не клеймо. Наличие только одного именника на изделии и отсутствие пробы, может говорить о многом, и самое главное о том, что мастер не стал проводить опробирование изделий, и соответственно гарантировать содержание драгоценного металла в украшении, заявленному, нельзя. Кроме того, по именнику и клейму, используя приведенные выше таблицы и рисунки, Вы сможете определить и изготовителя, место опробирования и даже год изготовления изделия. Что касается прочей информации про изделие, она должна находится на бирке изделия, должна быть опломбирована и является паспортом изделия. На бирке должна быть расположена вся информация про изделие, а именно: изготовитель, адрес производителя, цена изделия, цена за грамм, размер, проба, вес, наименование и каратность камней или вставок и прочее, штамп ОТК и дата изготовления и прочая необходимая информация. Внимание: Приобретая ювелирные украшения из драгоценных металлов иностранного производства, с рук (официальная продажа без клейма пробирной палаты на территории РФ, не законна) обратите внимание, что в разных странах различные пробы (например каратные) и сплавы, правила клеймения изделий, а соответственно разные клейма, именно поэтому будьте внимательны и без четкого понимания всей информации отраженной на клеймах изделия не совершайте сделку, в противном случае Вы можете приобрести украшения изготовленные из сплава гораздо меньшей пробы, чем Вы того ожидаете.


Драгоценные металлы и сплавы, пробы.
Материалы используемые для производства ювелирных украшений, делятся на металлические и неметаллические. К металлическим относятся как драгоценные металлы и их сплавы, так и цветные металлы и их сплавы. В данной статье подробнее опишем о драгоценных металлах и сплавах драгоценных металлов используемых в ювелирном производстве.
В нашей стране обязательному клеймению подлежат изделия выполненные из сплавов следующих драгоценных металлов:
Золото - металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий тягучий.
Серебро - металл блестяще-белого цвета с очень высокой (до 95%) отражательной способностью, тягучий, ковкий, пластичный, хорошо полируется, режется, скручивается.
Платина - металл серебристо-белого цвета мягкий и ковкий, тугоплавкий, более твердый чем золото и серебро, легко поддается прокатке, штамповке, волочению. Химически стойкий.
Палладий - Мягкий ковкий металл платиновой группы, темнее серебра но светлее платины, легко прокатывается и протягивается. Значительно уступает платине по своим химическим свойствам.
Кроме того к драгоценным относятся следующие виды металлов: родий, рутений, иридий, осмий.
Достоинство ювелирных украшений изготовленных из сплавов золота, серебра, платины, палладия определяется пробой, т.е. количеством содержащихся в этих сплавах драгоценных металлов.
Например: 585 проба и клеймо с цифрой 585 означает, что в сплаве, из которого изготовлено украшение 585 из 1000 частей это - драгоценный металл(например золото) и 415 частей других металлов.
В России введены и действуют следующие пробы ювелирных украшений таб.1 .

Однако сплавы одной пробы отличаются по составу, внешнему виду и механическим свойствам. На примере сплавов золота 585 пробы (наиболее востребованными в России), можно продемонстрировать эти различия. таб.2.
Характеристики иных проб всегда можно найти в специализированной литературе или сайтах.
Таблица 2
Состав и цвет сплавов золота 585 пробы

Цвет серебро медь цинк кадмий никель
Бледно-желтый 382,5 32,5 - - -
Зелено- желтый 310 35 70
Желтый 280 135
Средне- желтый 188 277
Средне- желтый 110 184 71 50
Оранжевый 90 325
Красный 415

Примечание: Классическое русское золото 585 пробы - это красное.
В Англии И США например принята не метрическая, а каратная система проб. Карат - единица массы драгоценных камней равная 200 мг. По этой системе метрическая проба со значением 1000 соответствует 24 карата.
Отсюда для перевода в каратную систему применяют отношение 24/1000=х/у.
К примеру: 750 пробе соответствует 18-каратная проба,
а 583- 14 каратная проба.
В России до 1927 года, существовала золотниковая проба,
1 каратная проба = 4 золотниковым пробам=41.666 метрическим пробам, отсюда 1 золотниковая проба =10.4166 метрическим пробам.
Для наглядности можно представить в виде таблицы.
Таблица 3 Соответствие проб ювелирных сплавов действующим пробам на территории России.

Металл Метрическая Золотниковая Каратная
Золото 375 - -
Золото 500 - -
Золото 585 56 14
Золото 750 72 18
Золото 958 92 -
Серебро 750 - -
Серебро 800 - -
Серебро 875 84 -
Серебро 916 88 -
Серебро 925 - -
Серебро 960 - -
Платина 950 - -
Палладий 500 - -
Палладий 850 - -

Ранее в статье говорилось о том, что приобретая ювелирные украшения из драгоценных металлов "с рук" Вы можете столкнуться с пробами не только метрическими, но и каратными, а при покупке антикварных изделий, и с золотниковыми пробами. В каждом отдельном случае существует огромное количество нюансов, поэтому рекомендуем Вам не совершать покупки предварительно не выяснив, что за клеймо и как оно расшифровывается. Конечно, Вы можете обратиться к любому ювелиру, который сможет Вам объяснить значение символов, клейм и именников. В случае, если нет ювелира, которому Вы можете доверять обратитесь в ломбард, где Вам смогут, хотя бы достоверно, определить пробу изделия. Однако будьте осторожны поскольку отличить по клеймам и внешенему виду изделия из платины и палладия не специалисту практически невозможно, да и в ломбарде навряд ли Вам смогут помочь с этим, в виду простого отсутствия реактивов для подобных проверок. Кроме того, в этом случае Вы будете не защищены и от прочих видов мошенничества, гальванические покрытия, основания из не драгоценных металлов и пр., поэтому повторимся о том, что без четкой уверенности в чистоте сделки, полной осведомленности о сплаве и изделии в целом, и в правильности своих действии откажитесь от сделки пока не будете уверены в обратном.

На протяжении всей истории золото ценится своей природной красотой и сиянием. По этой причине во многих культурах золото отождествлялось с солнцем.

Сам по себе такой металл как золото в чистом виде не используется, потому что очень мягкий и легко поддается воздействию механических повреждений. Для сохранности его первозданного благородного вида, который все привыкли созерцать в украшения, принято добавлять различные, более устойчивые металлы или сплавы, придающие золоту крепости. Такие сплавы принято называть лигатурой, и в большинстве случаев в ее качестве выступает серебро или медь, в редких случаях добавляют цинк, платина, никель и палладий. В зависимости от количества других металлов золото становится менее подверженным царапинам и деформированию.

В чем разница между каратной и метрической системами проб?

Во всем мире для распознания количества входящей в золотой сплав лигатуры используется несколько систем. Наиболее известными являются метрическая и каратная системы. Из-за того, что золотом пользовались задолго до глобализации, на разных континентах образовались свои системы исчисления золота. Скажем, вес золота измеряется в тройских унциях и одновременно в граммах (1 тройская унция = 31,1034768 грамм), а его чистота измеряется в каратах и в тысячных долях.

Один карат - это 1/24 доля чистого драгоценного металла в сплаве.

Минимальное значение количества карат золота зависит от страны. Так, в США 10 карат является минимальным стандартом золота, а а золото с чистотой 14 карат является наиболее популярным. Во Франции, Австрии, Португалии, Ирландии и Великобритании можно называть все, что имеет 9 карат. А в Дании, Греции и Германии минимальное количество карат является 8.

Каратную систему также используют и для измерения веса драгоценного камня, но не следует смешивать эти две системы. Один карат золота соответствует 41,(6) грамм, тогда как 1 карат драгоценного камня равен 200 мг. Золото в 24 карата эквивалентно 999,9 пробе в метрической системе и считается чистым. Строго говоря, 24-каратное золото должно быть эквивалентно 1000 пробе. Однако, на практике невозможно достичь 100% чистоты золота, и в любом чистом золоте будет немного примеси, поэтому договорились принимать 24-каратное золото за 999,9 пробу. В каратной системе существуют показатели 9, 10, 12, 14, 18, 23, 24.

В России уже долгие годы пользуются метрической системой. Она более простая и понятная и указывает на количество граммов золота, входящего в состав сплава весом в 1кг. Так, если в 1000 граммах сплава находится благородного металла 585 грамм, а лигатура, соответственно составляет вес в 415 грамм, то изделиям, которые будут изготовлены из данного слитка, станут носить пробу 585.

Проба - это количество драгоценного металла в сплаве, выраженная в тысячных долях. Количество лигатуры - обратная величина пробы.

До 1927 года сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе использовали иную систему проб, которая называлась золотниковой. Для нее были характерными 92,72 и 56 пробы. 1 золотник равен 96 долям. До сих пор иногда встречаются украшения с такой маркировкой. С 1928 года было принято решение о переходе на метрическую систему, указывающую количество золота на 1000 граммов сплава.

Соответствие между различными системами проб

В постановлении от 18 июня 1999 года под № 643 «о порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» для метрической системы установили такие пробы: 999, 958, 750, 585, 375.

В чем разница между различными пробами золота?

Откуда возникло такое многообразие золотых сплавов? Каждая проба появлялась в определенный момент времени и удовлетворяла определенную нужду людей. Различные пробы существуют для своей задачи, которая и определяет необходимую долю драгоценного металла в сплаве, а также состав лигатуры в нем.

375 проба

В составе данной пробы чистое золото не превышает 37 %. Оставшиеся 63 процента – это серебро и медь. В зависимости от металла, который будет использован в качестве лигатуры, основной оттенок изделия будет или ярко-желтым, или красноватым. Золото данной пробы имеет свойство быстро окисляться и образовывать на поверхности украшения сульфид железа. Данный золотой сплав является самым низкопробным во всем мире. Из него изготавливаются недорогие украшения, на которых имеется массовый спрос. Как правило, это обручальные кольца.

500 проба

Эта проба малоизвестная, в ее составе находится не более 51% основного металла, а все остальное это примеси серебра и меди. У изделий данной пробы некрасивый цвет, хоть они и не поддаются быстрому окислению, поэтому такие сплавы практически нигде не используются, так как от них пришлось отказаться в пользу проб, обладающих более приятным внешним видом в ювелирных изделиях.

583 проба

В составе такого сплава распространено сочетание чистого золота в количестве 58,3 процента, меди 33,5 процентов и серебра 8%. В одном килограмме слитка 583 пробы находится 583 грамма чистого золота. Остальные 417 граммов это медь и серебро. До того момента, как был создан сплав 585 пробы, золото с 583 пробой широко применялось в Советском Союзе для изготовления ювелирных украшений. Появление этой пробы произошло в момент перехода с каратной системы на метрическую. 583 проба равна 14 каратам. Через некоторое время от нее отказались, в пользу популярной в настоящее время пробы – 585.

585 проба

Ювелирные изделия 585 пробы наиболее распространены и популярны среди потребителей. Сейчас ею полностью поглощена проба 583. Это клеймо используется в маркировке наибольшей доли продукции, которую выпускают в мире. Украшения и прочие изделия из сплава этого качества отличаются характерным цветом, а так же им присуща хорошая прочность и устойчивость при доступной стоимости, не превышающей рамки допустимого. В составе пробы 585 основную часть занимает чистое золото, более 60%, все остальное – это лигатура, состоящая из сплава никеля, палладия, серебра и меди (40%). Золото данной пробы не подвержено потери блеска и яркости под воздействием солнца и ему не свойственно окисление при взаимодействии с воздухом. Оно в почете у ювелиров, потому что прекрасно поддается ковке.

750 проба

Эту пробу представляют 75 процентов благородного металла. В составе лигатуры находится 25% серебра, палладия и меди. Для сплава характерна возможность менять цвет в зависимости от процента какого-либо дополнительного металла, входящего в качестве примеси. Для потребителей предпочтительнее покупка изделий более светлых оттенков, где преобладает серебро. В общем, встречаются изделия красные или даже темно-зеленого цвета. Ювелирные украшения из сплавов такой пробы очень дорогие, обладают великолепным внешним видом. Золото 750 пробы прекрасно поддается полировке и обработке механическим способом, но в то же время легко царапается и гнется.

958 проба

Золото такой пробы в изготовлении ювелирных изделий не используется, так как процент его содержания в сплаве составляет почти 97%, а это придает металлу мягкость и склонность к деформированию. Из сплава с таким содержанием золота изготавливают коллекционные монеты, или какие-либо предметы под индивидуальный заказ, так как он обладает очень высокой ценностью.

.999 проба

Самым дорогим сплавом в мире считается чистое золото, которое имеет 999 пробу. Сам по себе металл обладает мягкостью, в связи с чем, его неудобно использовать. Много лет назад его использовали для изготовления обручальных колец. Их форма была очень толстая, изделия отличались большой высотой. Это способствовало более длительному использованию украшений, они крошились и гнулись не очень быстро. Сейчас золото 999 пробы используется для изготовления слитков, предназначенных для хранения. В связи с большой пластичностью слитки небольшого размера запечатывают в специальные прозрачные футляры. В них мягкий металл может храниться в идеальном состоянии намного дольше.

Как определить пробу золота?

Использование современных методов позволяет сегодня безошибочно определить насколько качественным является изделие. Покупая ювелирное украшение, всем приходилось видеть специальную маркировку, которая используется для каждой существующей пробы отдельно. Но, никто не застрахован от покупки подделки, даже если на ней и стоит самая высокая проба. Поэтому, чтобы не осталось сомнения, что изделие соответствует заявленной пробе, применяются капельный метод, электронный детектор, специальный пробирный камень или пробирные иглы. Так же существует муфельный метод и химико-аналитический.

Капельный метод заключается в нанесении на изделие специального пробирного химического реактива, затем происходит процесс сравнения цвета пробы до начала реакции и после нее. Как правило, для таких целей применяется хлорное золото, которое действует как пробирный реактив на изделия различных проб, до шестисотой включительно. На украшениях 585 пробы образуется светло-коричневое пятно после взаимодействия с реактивом. Зеленое пятно будет на золоте пробы 375. Чем ниже проба золота, тем темнее цвет будет оставаться.

Латунные полоски, на концах которых напаяны тончайшие линии из драгоценного металла, называют пробирными иглами. Чтобы определить золото различных проб, существуют иглы разных цветов.

Пробирный камень представляет собой брусок с гладкой, отполированной поверхностью. По нему проводят изделие, которое образует за собой линию. Ее цвет характеризует пробу. Для изготовления таких брусков используется кремнистый тонкозернистый сланец.

Специальный электронный детектор способен за 5 секунд определить какое количество чистого металла содержится в сплаве, выражая показатели в каратах. Диапазон пробы находится в пределах от шести до восемнадцати карат, что по метрической системе относится к 375-750 пробам. Детектор отличает настоящее массивное изделие из золота от простого золотого покрытия тонким слоем. Данный прибор широко использует ювелирная промышленность, так как он определяет с высокой точностью содержание благородного металла в сплаве. В основе его работы находится электрохимическая реакция. Данные определители проб могут так же применяться в ломбардах, мастерских и скупочных магазинах

Многие покупатели, желающие приобрести золотое ювелирное украшение, стараются стать владельцами дорогого изделия или пытаются найти такое, у которого очень высокая проба. Не нужно этого делать, ведь не зря на протяжении долгих лет остается популярной и востребованной 585 проба, зарекомендовавшая себя наилучшим образом, даже если украшения носить ежедневно, не снимая.

По своей прочности изделия высоких проб можно сравнить с пластилином, теряющим свой первоначальный вид при малейшем надавливании.

Покупать ювелирные изделия нужно только в специализированных магазинах или салонах, и после того, как будет проверено наличие соответствующего клейма. В данных заведениях все предметы соответствуют надлежащему качеству, так как никто не захочет рисковать своей репутацией и созданным именем. Таким образом, можно избежать приобретения подделки, которая не будет содержать золота вообще и не имеет вообще никакой ценности.