Опыт работы опытно экспериментальная деятельность в доу. "организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников"

В детском саду малыши не только играют и весело проводят время, но еще и всему учатся. Для этого существует огромное количество различных способов. Сегодня важной составляющей развития ребенка является экспериментальная деятельность в детском саду.

Что это такое

Всем понятно, что малыш учится, задействовав все свои резервы - слух, нюх, осязание и обозрение. Наиболее простой и понятный способ рассказать крохе о том или ином действии - непосредственно показать, как это все происходит. Именно поэтому экспериментальная деятельность в детском саду очень важна для обучения дошкольников основам физики, химии и биологии.

Как подобрать тематику

В чистом виде наука детей пока точно не заинтересует. Поэтому воспитатель должен очень грамотно подобрать тему занятия, чтобы она привлекла к себе внимание всех малышей. Начинать нужно с того, что нас окружает. Ведь детям на самом деле интересно практически все. Затрагивать можно темы живой и - все, что касается человека.

Что делать

Экспериментальная деятельность в детском саду должна проходить в комплексе с различными формами обучения. Так, ребенок должен не только смотреть, что делает воспитатель. Он должен слышать, зачем это нужно, что от этого может измениться, как происходят те или иные действия. Также хорошо детей вовлекать в различные эксперименты. Ведь совсем несложно дать малышу задание посадить дома в прозрачную емкость лук и смотреть, как он прорастает. После, уже в саду, можно устроить выставку проросших растений, детям нравится хвастаться своими наработками.

Опыт первый

Не должна быть сложной, проходить с использованием дорогой техники. Для этого достаточно взять простые вещи, которые находятся всегда под рукой. Малышам можно показать эксперимент с водой: в каких состояниях она может бывать - жидком, замерзшем и парообразном. Для этого понадобится всего лишь банка с водой, средство для подогрева, а также место охлаждения. Помимо самой главной цели с малышами можно много о чем поговорить и попутно много полезного сделать. Так, воду в банке можно измерить разными емкостями: чайной и столовой ложкой, стаканом, необходимо рассказать, что вода в морях и реках разная - пресная и соленая и т. д. Предварительно ребят можно попросить надеть спецодежду для занятия, ведь в лаборатории нужно находиться только в спецформе. Деткам это очень понравится.

Опыт второй

Экспериментальная деятельность в ДОУ может быть довольно продолжительной. Так, например, малышам можно дать задание понаблюдать за комнатными растениями в самой группе. Дети должны будут поливать растение, ухаживать за ним: обрывать пожелтевшие листочки, вспушивать почву. Можно каждому ученику присвоить своего зеленого друга, а потом сравнить результаты опыта. Попутно детям нужно рассказать о многом: как правильно поливать цветок, когда его лучше пересаживать и почему, рассказать, как он при помощи листиков питается от солнышка и т. д.

О многом

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ не должна быть строго ограниченной какими-то рамками. Хорошо, если воспитатели будут просто спрашивать детей, о чем им интересно узнать, делиться с малышами планами на следующий урок. Только так деток можно будет легко заинтересовать и без проблем вовлечь в учебный процесс.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №7 «Жар-птица»

Опыт работы по теме

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель Невзорова Н.В

Хотелось бы начать своё выступление со слов Климента Аркадиевича Тимирязева (Слайд №2 )

Люди, научившиеся…наблюдениям и

Опытам, приобретают способность сами

Ставить вопросы и получать на них фак-

Тические ответы, оказываясь на более

Высоком умственном и нравственном

Уровне в сравнении с теми, кто такой

Школы не прошел.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет опытно-экспериметальная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытов и экспериментов.

Что же такое опыт? Эксперимент? (Слайд №3) (Слайд №4)

Опыт - определенные действия, которые можно проводить для наглядности и практики знаний. Опыт выполняется с заранее определённым результатом.

Эксперимент - подразумевает открытие чего-то нового. Призван подтвердить гипотезу.

Н.Н Поддьяков в результате своих исследований выделил, что на протяжении всего дошкольного детства, ведущей исследовательской деятельностью является – деятельность экспериментирования. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения. Опытно-экспериметальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. (Слайд №5) Она помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. В этом виде деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний т.е. познавательной активности. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать», как сказал В. Сухомлинский. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида опытно-экспериметальной деятельности у дошкольников. (Слайд №6 )

1. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижений и т.д. В этом случае ребенок в процессе экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Второй вид организуется взрослым, который обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности: специально-организованной, совместной, самостоятельной.

Работу по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность я строили исходя из следующих принципов: (Слайд №7)

Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.

Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.

Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.

Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира. Обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач по опытно-экспериментальной деятельности.

Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.

Принцип активного обучения. Предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой исследовательской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия» узнают новое путём решения доступных проблемных задач.

Разработанная Н.Н. Поддъяковым общая стратегия познавательной деятельности способствует формированию у ребенка целостных представлений при ознакомлении с любым новым предметом. Эта стратегия сводится к тому, что познание окружающего мира осуществляется в определенной последовательности – от выделения предмета как отдельного целостного образования к системе предметов, в которой он существует, и далее к анализу свойств этого предмета в аспекте функциональных связей с другими предметами системы.

Опираясь на положение данной стратегии, методы формирования естественнонаучных представлений у дошкольников предлагаю посмотреть в виде ступенчатой схемы: (слайд №8)

III ступень

знания

Эвристическая беседа, выводы на основе умственной деятельности, экспериментов, деловые игры, проекты.

II ступень

наглядные представления

рассматривание иллюстраций, видеозаписи, TV, изготовление макетов, составление схем, рисование, моделирование, сопровождаемое пояснениями взрослого

I ступень

сенсорный опыт

обследование объектов, эксперименты, опыты,

Практическая деятельность с веществами и т.д.,

пояснения взрослого

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям: (слайд №9)

Живая природа (как приспособление к окружающей среде: выявление потребностей растений в воздухе, наблюдение за ростом корней, за их состоянием в зависимости от полива и внешних других факторов);

Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота, роль ветра в природе и жизни человека, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого, такой опыт как «Прыгающая бумага» позволяет познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность;

Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, упражняем детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, учим сравнивать их свойства, знакомили детей с природным явлением - вулканом, причиной, преобразование предметов и явлений).

В своей работе придерживаюсь правила «от простого к сложному». Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В- третьих в формирование активного интереса к самостоятельным исследованиям.

В - четвертых, в работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Для более эффективной работы мною был разработан перспективный план по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (приложение 1), согласно которому опыты и эксперименты организуется в различных видах детской деятельности

В каждом опыте, эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов: На слайде вашему вниманию представлена структура организации опытно-экспериментальной деятельности. (Слайд №10)

  • выделение проблемы (выбор темы, выбор опыта)
  • целепологание (что нужно сделать для решения проблемы,)
  • поиск и предложение возможных вариантов решения (продумывание методики, этапов, подвести детей к прогнозированию)
  • прогнозирование результатов (что может получиться при выполнение предложенной работы, повторение правил безопасности при работе с различными материалами и веществами)
  • выполнение работы
  • обобщение полученных данных, фиксирование результатов (что получилось, что нет);
  • формулирование выводов (отчет, сообщение и др.)

В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, дети получают другое. Дается одно задание на весь эксперимент и прослеживается ход его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе проведение экспериментов становится нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Рассмотрим особенности организации опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с этапами

Например, организуя опыты из цикла «Выявление свойств песка и глины» предлагаю детям слепить фигуру из сухого и мокрого песка. Проблема обозначена. Рассматривая песок через лупу, выясняют, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок. Этим и объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Дети, начинают рассуждать, какой песок лепится лучше и почему. «Выявление свойств воды» (Слайд №11,12,13,14,15 ) предлагаю детям обсудить вопрос о способности воды растворять вещества. Проблема обозначена. Выясняем, что для решения этой проблемы необходимо взять разные материалы, поместить их в воду и проверить, растворяются ли они в воде. Детям предлагаю на выбор песок, сахар, камень, подсолнечное масло. Далее идет обсуждение: дети выдвигают гипотезы – что растворится в воде, а что нет. Далее проводится опыт: в стаканы с водой кладутся подготовленные материалы, размешиваются и констатируются результаты. Выясняем, какие гипотезы подтвердились, какие - нет. В заключении делаем вывод: сахарного песка (соли) не видно в воде – он растворился, речной песок (камень) осел на дно и не растворился. Вода растворяет некоторые вещества, такие как сахарный песок, соль, акварельные краски и др.

При проведении эксперимента из цикла «Живая природа», с целью усвоения детьми знаний о том, что для роста растений нужен свет. Перед детьми ставлю познавательную задачу: «Где лучше будет расти овес: в темном или светлом месте?» Обсудив выдвинутые предположения, побуждаю их к проверке, организует опыт. Два горшка (или ящика) с проросшим овсом помещаем в разные по освещенности условия: один - в темное место, другой - на хорошо освещенный солнцем подоконник. Условия, в которые помещены растения, обсуждаем с детьми. Устанавливаем, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды во время полива) одинаковы и лишь одно степень освещенности - различная. Проводится длительное наблюдение за изменениями внешнего вида растений и устанавливаем их причины. Изменения в ходе опыта дети зарисовывают. В заключение предлагаю сравнить растения и сделать выводы. Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещаем в светлое. Происходящие изменения дети вновь отмечают и обсуждают.

При проведении опытов с живой природой, подчеркиваю необходимость выполнения принципа «не навреди»: в процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия.

Организация опытов и экспериментов требует от участников соблюдение определенных правил и требований, которым я учу детей. Это, прежде всего, соблюдение правил безопасности детьми и соблюдение правил безопасности воспитателем. Поэтому вместе с детьми мы разработали и выучили правила работы в нашей мини-лаборатории «Центр науки», которые постоянно повторяем и соблюдаем при работе: (Слайд №16) Виде памятки я бы хотела их вам предложить на группу.

С водой

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

С песком

Если сыплешь ты песок -

Рядом веник и совок.

С огнем

Помни правило:

Огонь – никогда один не тронь!

Со стеклом

Со стеклом будь осторожен-

Ведь оно разбиться может.

А разбилось - не беда

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бочок

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегу.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Для того, чтобы занимательные опыты, эксперименты побуждали детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, необходима соответствующая предметно-развивающая среда. Можно выделить несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности: (Слайд №17 )

1.Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, нетоксичным.

2.Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в педагогическом процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.

3.Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.

4.Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.

На мой взгляд, организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

Самостоятельное расположение игрового материала,

Максимальную его доступность;

Активное использование развивающих, дидактических и других игр.

Кроме того, дидактический материал, расположенный здесь же, обеспечивает развитие двух типов детской активности ребёнка. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Для организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности дошкольников при проведении опытно-экспериментальных мероприятий, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира, считаем важным наличие в группе такого дидактического материала как рисунки, схемы, модели, алгоритмы (Слайд №18 ) Также в группе разработана картотека опытов и экспериментов. (Слайд №19. Показ)

В помощь для оптимизации развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности предлагаю вам памятку «Примерный перечень оборудования для формирования элементарных естественнонаучных представлений» (Показ)

Любая педагогическая деятельность будет успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками. Успешное осуществление поставленных целей и задач зависит от принятия их родителями. Поэтому в своей работе, прежде всего, направляю внимание на необходимость повышения их роли в развитии познавательного интереса детей. Совместное изготовление коллекций, экспериментирование в домашних условиях с различными материалами позволяют поддерживать у детей устойчивый интерес к познавательной исследовательской деятельности, развивают их познавательную активность и самостоятельность.

В помощь родителям (Слайд №20 ) по развитию познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность разработаны: советы, памятки, стендовая информация «Домашняя лаборатория», консультации, рекомендации по проведению опытов в домашних условиях, карточки с опытами которые они могут провести дома с детьми и поделится в группе результатами работы.

Хотелось бы закончить своё выступление китайским изречением

(Слайд №21 ):

«То, что я услышал…забыл

То, что я увидел…я помню

То, что я сделал… язнаю»


В данной работе отражена роль и задачи опытно - экспериментальной деятельности. В работе представленны по всем возрасным группам: 1) Задачи. 2) необходимые условия для развития опытно - экспериментальной деятельности 3) материалы для организации экспериментирования 4) создание различных центров (оборудование к ним)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и развитие

опытно - экспериментальной деятельности

у детей дошкольного возраста

Роль развития опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспери-ментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит:

" Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму ".

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы " как? " и " почему? ", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Например: многие дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему поможет Зайка - Любознайка, который вместе с детьми может создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, джем. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдёт со снегом в помещении, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.

Дети младшего возраста отличаются любопытством и любознательностью, у них хозяином Уголка может быть Зайчик - Любознайчик, который хочет всё узнать и всем интересуется.

Занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому их гостями могут быть Хрюша - Удивлюша, Утёнок - Удивлёнок.

Дети старшего возраста задают много вопросов:

" Отчего? ", " Почему? ", " Зачем? " вместе с ними этим может заняться озорная девочка Почемучка, живущая в их группе.

Эти " герои" могут участвовать в опытах и экспериментах, решать возникшие вопросы приносить интересные вещи юным исследователям. Вместе с детьми герои могут составлять правила работы с различным материалом.

Реализация задач по экспериментированию в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей необходимо проводить консультации, Дни открытых дверей, выпуски газет. Родители могут принимать участие в оснащении, пополнении необходимым материалом уголков экспериментирования. Удовлетворять познавательные интересы экспериментированием в домашних условиях.

Главная задача педагогов и родителей поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиями.

В " Программе воспитания и обучения детей в детском саду "

Младшая группа

Работа с детьми направлена на создания условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования элементарных

Исследовательских действий необходимо решать следующие

задачи:

1. Сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, запах.... Д / игра " Чудесный мешочек ")

2. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки;

Д / игра " Не ошибись ")

3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

(Почему стоит автобус?)

4. Активно использовать опыт практической деятельности,

Игровой опыт (Почему песок рассыпается?)

Основное содержание исследований,

Производимых детьми,

формирование у них следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода: игры со снегом (снег как одно из агрегатных состояний воды)

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов)

4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки...)

Развивается словарь

Детей за счёт слов.

1. Обозначающие сенсорные признаки

2. Свойства явления или объекта природы (цвет, форма, ве-

Личина; мнётся - ломается, высоко - далеко - низко,

мягкий - твёрдый - тёплый....)

Экспериментирования в группах

1 Пластиковые бутылочки разного размера

2. Разноцветные прищепки

3. Камешки разного размера.

4. Пробки (разного цвета)

5. Пух, перья

6. Разноцветные резинки

7. Семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов

8. Упаковки от киндер сюрпризов

9. Вода и пищевые красителя

Средняя группа

Работа направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основные задачи:

1. Активное использование опыта игровой и практической

Деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают? Почему мячик катится?)

2. Группировать объекты по функциональным признакам

(обувь, посуда, Для чего она необходима? С какой целью используется)

3. Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая)

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса)

2. О природных явлениях (времена года, явления погоды,

Объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с

Цветными льдинками.)

3. О мире растений (овощи и фрукты), условия необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло), и животных (как звери живут зимой и летом)

4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, ...

5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма)

6. О человеке (мои помощники - нос, глаза, рот и т. д.)

В процессе экспериментирования

развивается словарь детей

1. За счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

2. Кроме этого, детей знакомят с происхождением слов

(сахарница, мыльница, хлебница)

Материал для организации

Экспериментирования в группе

1. Бусины, пуговицы

2. Верёвки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Винтики, гайки, шурупы

4. Фотоплёнка

5. Полиэтиленовые пакетики

6. Спилы дерева

7. Вата, ватин, синтепон

8. Глина, песок

9. Бумага разного сорта

Оборудование центров экспериментирования

Центры " Песок - вода " Центр " Кулинария "

1. Ёмкость разного размера 1. Мука, сахар, соль, сода

2. Мерные кружки 2. Пищевые красители

3. Воронка 3. Миксер

4. Лейки 4. Доски

5. Формочки 5. Тёрки

6. Опилки 6. Вилки, ложки (пластмассовые

7. Камешки 7. Миски (разного размера)

8. Вода, песок 8. Фартуки, колпаки, нарукавники

9. Трубочки 9. Ножи, подносы

10 Мыло 10. Пооперационные карты

11 Предметы из разных рецептов блюд

материалов: (деревянные

катушки, палочки, резино-

вые мячики, игрушки, пласт-

массовые пуговицы, метал-

лические скрепки)

Центр " Наука и природа " Центр " Искусство "

1. Пластилин 1. Листы белой бумаги

2. Стеки 2. Листы цветной бумаги

3. Шишки 3. Цветной картон

4. Жёлуди 4. Клей кисточка для клея

5. Горох 5. Ножницы

6. Пшено 6. Акварельные краски, гуашь

7. Косточки плодов 7. Кисточки для красок

8. Растения и животные 8. Цветные карандаши, мелки

9. Оборудование для ухода 9. Разноцветные лоскутки

за растениями и животными тканей разных видов

10. Календари природы 10. Цветные нитки

11. Иллюстрированный 11. Губки поролоновые

Материал

12. Д / игры по экологии 12. Зубные щётки

13. Дневники наблюдений 13. Пуговицы

За посадками 14. Трафареты

Центр " Литература " Манипулятивный центр

1. Книжки - самоделки 1. Мелкие предметы для счёта

И оборудование для их и группировки по разным

Изготовления (степлеры признакам

Дырокол, тесьма, клей) 2. Часы (детские, будильник)

2. План - схема и модели 3. Цветные геометрические

Для рассказывания фигуры

3. Лингвистические игры: 4. Счёты

" Я учу буквы ", " Чей до- 5. Шнуровка

Мик? ", " Волшебный поезд " 6. Разные виды логико- матема-

4. Дневники наблюдений за тических игр: " Логические пары "

Посадками " Разбери узор ", " Что сначала,

Что потом ", " Разбери картинку "

" Четвёртый - лишний ", " Учимся

Старшая группа

Работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимозависимости объектов и явлений

Основные задачи:

Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности

(Как быстрее построить прочный дом для кукол?)

2. Классификация на основе сравнения:

По длине (чулки - носки),

По форме (шарф - платок - косынка),

Цвету, орнаменту (чашки одно - и разноцветные)

Материалу (платье шёлковое и шерстяное)

Плотности, фактуре

(Д / игра: " Кто назовёт больше качеств и свойств? ")

Формирование следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон)

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад, о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год)

3. Об агрегатных состояний воды (вода - основа жизни; как образуются град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга;

Рассматривание снежинок в лупу)

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и др растений)

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный...)

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар)

В процессе экспериментирования

Обогащается словарь детей

1. За счёт слов обозначающих свойства объектов и явлений;

2. Кроме этого, детей знакомят с этимологией слов

(сахарница, хлебница),

Омонимами (многозначностью слов (ключ, коса));

Синонимами (красивый, прекрасный, чудесный);

Антонимами (лёгкий - тяжёлый),

А также фразеологизмами (" лошадь в яблоках ")

Материалы для организации детского

Экспериментирования в группах.

1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного

Объёма (миски, стаканы, бутылочки)

2. Мерные ложки

3. Сита и воронки разного объёма и материала

4. Резиновые груши разного объёма

5. Формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые

Упаковки от конфет

6. Резиновые перчатки

7. Пипетки с закруглёнными концами, шприцы без игл

8. Трубочки, соломки для коктейля

9. Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар)

10. Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели. Палочки от

Мороженого

11. Природный материал (ёмкости с землёй, глиной, песком)

12. Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт)

13. Технические материалы (гайки, шурупы) в контейнерах

14. Прихваты, пинцеты с закруглёнными краями

15. Увеличительное стекло, микроскопы, пробирки

16. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник

17. Часы механические, песочные

18. Календари (отрывные, перекидные)

19. Свеча в подсвечнике

20. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры

21. Степлер, дырокол, ножницы

22. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка, совок

23. Тальк, детский крем

24. Тематический материал (транспорт, океан, лес)

Оборудование центров экспериментирования:

Центр " Песок и вода " Центр " Искусство "

" Наука и природа "

1. Банки, бутылки, крышки 1. Акварель, гуашь

2. Бисер, стеклярус 2. Баночки, миски, палитры

3. Вёдра, тазы, ванночки 3. Бумага разного размера

4. Весы, воронки, 4. Восковые свечи

5. Галька, гравий 5. Газеты

6. Глобус, губки 6. Губки, штампы

7. Деревянные предметы 7. Дырокол, степлер

8. Детская посудка 8. Зубные щётки

9. Иллюстрированный материал 9. Клей, кисти

10. Календари погоды и природы 10. Коробки

11. Карта мира 11. Клубочки ниток, шерсти

12. Картотека опытов 12. Крупы, яичная скорлупа

13. Клеёнчатые фартуки 13. Ножницы

14. Коллекция ракушек 14. Обводки, трафареты

15. Коллекция семян 15. Обёрточная бумага

16. Кораблики 16. Пенопласт

17. Крупы 17. Пластилин, игровое тесто

18. Лупа, магниты 18. Пооперационные карты

19. Мерные стаканы, чашки, ложки 19. Пуговицы

20. Мелкие игрушки (киндеры) 20. Синтепон

21. Микроскоп 21. Старые журналы, книги

22. Монеты, железные предметы 22. Тряпочки, фломастеры

23. Большой детский атлас 23. Цветная бумага

24. Палочки, бруски, дощечки 24. Цветной картон

25. Песочные часы, пипетки 25. Цветные карандаши

26. Природный материал 26. Мелки

27. Пробки, крышки, пуговицы 27. Чернила, тушь

28. Сито, дуршлаг, мыло

29. Соль, сахар

30. Тёрка, формочки для печенья

Центр " Литература " Мунипулятивный центр

1. Алфавит, буквы 1. Весы

2. Бумага, ручки, прописи 2. Геометрические фигуры

3. Игры для занятия по ЗКР 3. Домино, шашки

4. Разрезные картинки 4. Коллекция крышек

5. Картотека чистоговорок, 5. Коллекция часов

Скороговорок 6. Конструкторы

6. Упражнения для пальцев рук 7. Кубик Рубик, кубики Никитина

7. Книжки - самоделки 8. Линейки, ручки

8. Книжки - малышки 9. Мерные ёмкости

9. Комплекс упражнений 10. Мелкие игрушки (грибы)

Артикуляционной гимнастики 11. Монеты, пуговицы

10. Кроссворды, ребусы 12. Песочные часы, счётные палочки

11. Кубики с азбукой 13. Магнитофон, аудиокассеты

12. Разрезные картинки - 14. Различные виды театра

Головоломки

13. Семена, природный материал

14. Счёты, цифры

15. Тетради в клетку.


Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка. развитие творческого воображения и мышления обеспечение психологического благополучия и здоровья детей развитие коммуникативных навыков развитие познавательных способностей Задачи развития


Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.


Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса: специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; совместная деятельность педагога с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.


Постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов. Структура детского экспериментирования


Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;


Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; материалы прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность.









Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".


К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.


В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. 18 Список использованной литературы: 1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование» 2. Г. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми» 3. О. В.Дыбина « Неизведанное рядом» 4. Н. Рыжова « Наш дом природа» 5. А. И. Иванова « Детское экспериментирование-как метод обучения» 6. В.А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»



«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей». (В.А.Сухомлинский)

Есть замечательные слова восточного мудреца: «Ребёнок? это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Мы любим всё красивое, ведь «Красота? спасёт мир», мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой? это создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:

Активности, побуждающей к действию;

Стабильности (воспитатель стабилен, а среда меняется);

Комфортности (всем удобно).

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому педагоги ведут целенаправленную, продуманную педагогическую работу по развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности, которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой? предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, педагоги ведут работу по экспериментальной деятельности. Задача педагога на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельными в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т. д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет? не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

В результате экспериментирования дети учатся:

Выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагать возможные решения;

Проверять эти возможные решения, исходя из данных;

Делать выводы в соответствии с результатами проверки;

Делать обобщения.

Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания? творческий процесс, задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Вывод

Таким образом, все дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность? естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить? значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача? помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Мы считаем, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому мы стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Развитие исследовательских способностей ребёнка? одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года? практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.