Ольга Смолина
Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника»
Педагогический опыта по теме : «Кинетический песок- как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника »
Срок работы по данному направлению 6 месяцев.
Опыт моей работы называется : «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника ».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся назвать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир , поэтому приоритет в работе с детьми лучше отдавать практическим методам обучения : экспериментам, проектам, опытам .
Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельностью. Также в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка . Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает . Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается , её необходимо развивать .
Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которых называют «трудные» . К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Работая с такими детьми , педагогу необходимо приложить массу усилий и изобретательности для того, чтобы заинтересовать и организовать их. Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания . Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Песочная терапия- это прежде всего возможность самовыражения. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит …Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов . А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка .
В своей работе с детьми я предпочла работу с кинетическим песком . Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок , но как только берёшь его в руки - проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство . С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Песок абсолютно безвреден , обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада. Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком .
Для работы я остановила свой выбор на космическом песке. Было приобретено 3комплекта цветного песка, по 1 кг в каждом. Для каждого комплекта песка имеется надувная песочница . Количество песка, используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения (индивидуально или фронтально, а также от направления работы .
Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе работы с песком :
Человеческие персонажи;
-здания : дома, школы, церкви, замки;
-животные : домашние, дикие, доисторические, морские и пр. ;
-машины : сухопутные, водные, космические, боевые;
-растения : деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;
-постройки : мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
-естественные предметы : ракушки, ниточки, камни, яйца и пр. ;
-символические предметы : источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;
-сказочные герои : злые и добрые;
Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах и располагается на полках. Коллекция постоянно пополняется, периодически обрабатывается. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например : релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста .
Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр .
В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и обучения : -создание стимулирующей среды , в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность;
Спонтанность проявлений ребёнка во время игр с песком;
Исключение негативной оценки действий и результатов ребёнка;
Максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;
Проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; -доброжелательное отношение к детям.
Система занятий с кинетическим песком сочетает в себе несколько методов воздействия : песочная терапия – способствует самовыражению, даёт средства для разрешения кофликтов и передачи чувств; сказкотерапия –сказки в увлекательной форме и доступными словами показывают детям окружающий мир,поступки людей, выбирают критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и создателем; игротерапия- является частью целого комплекса различных воздействий на ребёнка.
Создание композиций из кинетического песка предполагает различные способы познания : 1)сравнение по контрасту и подобию (холодный-тёплый, гладкий- шершавый) ; 2)исследовательская деятельность : потрогать,надавить, растереть, рассыпать песок ; 3)рассуждение; 4) обобщение и описание.
Основными задачами являются : 1. Совершенствование умений и навыков практического общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Способствование проявлению эмпатии. 5. Снижение психоэмоционального напряжения .
Работу с кинетическим песком я начала в 2016 году, когда мы с детьми перешли в среднюю группу . Мы познакомились с кинетическим песком и с игрушкой-посредником . Им оказался житель страны песочных игр Песочный человек . Песочный человек пригласил детей поиграть с песком, но обозначил некоторые правила поведения.
Здесь нельзя толкаться, драться
И песком в друзей кидаться!
Можно мять песок , катать,
Можно сказки сочинять.
Строить, рисовать, лепить,
И, конечно, говорить!
Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием мяли песок , создавали новые необычные формы, придумывали и строили свои миры. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к космическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от знакомства с космическим песком. Спрашивала, на что он похож, что напоминает? Подбор упражнений на песке :
- «походить» ладошками по песку , оставляя свои следы;
- «поездить» ладошками или ребром ладони , выполняя зигзагообразные и круговые движения;
Создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь) ;
Сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;
- «просеять» песочек между пальцами .
Процесс знакомства с песком растянуться на несколько дней. Каждый вечер ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка .
Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон , и появилась положительная мотивация к новому предмету для изучения. Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим восторгом рассказывали дома о кинетическом песке , поэтому родители проявили искреннюю заинтересованность.
Работа с родителями включила в себя :
привлечение к приобретению атрибутов, изготовлению персонажей для игр с песком;
консультация на стенде «Тайны кинетического песка » ;
индивидуальная консультативная работа .
В результате нам удалось установить партнёрские отношения с семьями и объединить усилия для развития и воспитания детей .
Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы так же нашло понимание и поддержку. В каждой группе есть дети, которым трудно сидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя . Поэтому были проведены консультации, индивидуальные беседы.
Таким образом, опыт работы показал , что кинетический песок является тем эффективным средством , который позволяет :
1) сформировать доверительные, партнерские отношения;
2) гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка
3) дольше сохранять работоспособность ребенка ;
4) формировать коммуникативные навыки;
5) развивать тактильно- кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;
6) активизировать потенциальные творческие способности ребенка. В заключении, следует отметить, что применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника . Его использование, скорее всего, выступает в качестве вспомогательного средства , но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон .
Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.
Задачи:
- учить формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения;
- развивать мышление, речь, любознательность, творческое воображение, сенсорно-перцептивную сферу;
- способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности;
- воспитывать культуру познания, чувство уверенности в себе.
Оборудование и материал: большой красивый яркий ящик с песком; бусины; бумажные цветы; куличики из цементной смеси; пластмассовые стаканчики и ложечки; камушки; резинка; ёмкости с песком и водой; воронки; бумажные трубочки; карандаши; палочка; лупы; формочки для игр с песком; подносы; игрушки: утёнок, машинка, шарик.
Предварительная работа: изготовление бумажных трубочек, лепка куличика с добавлением цемента; разучивание стихотворения; чтение сказки о песчинках-художницах.
Ход занятия
Воспитатель (В.) Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга тихо, так, словно капает дождик.
Дети шёпотом приветствуют друг друга.
В. Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с удивительной сказочной страной, которая находится далеко-далеко в песках. Встретиться с волшебством этой страны могут только те дети, которые стремятся к новым знаниям, любят играть, фантазировать. Я думаю, что вы как раз такие. Согласны? Тогда давайте закроем глаза и все вместе произнесём: «1, 2, 3 - вокруг себя повернись и в волшебной песчаной стране очутись!».
Дети открывают глаза, перед ними большой красивый ящик с песком.
В. Давайте рассмотрим песок поближе. Я предлагаю каждому из вас взять увеличительное стекло (лупу) и сесть за стол. Перед вами тарелочка с песком.
Дети рассматривают.
В. Скажите, пожалуйста, на что похожи песчинки? (Ответы детей.)
Ребята, как вы думаете, что тяжелее - камушки или песок? Как проверить?
Опыт 1.
Дети берут два стакана с водой. В первый высыпают из ложки камушки, во второй - песок. Камушки опускаются на дно стакана быстрее, чем песок.
В. Какой можно сделать вывод?
Вывод: песок легче камней.
В. А теперь давайте опять подойдём к песочнице. В ней я спрятала предмет. Кто может ответить, что я спрятала в песок? (Предположения детей.)
Можно спрятать всё в песок,
А потом идти искать,
1, 2, 3 - бери совок.
Постарайся угадать:
Где утёнок, где машинка,
Шарик, палочка, резинка?
Ты копай, копай, копай,
Все находки доставай!
Опыт 2.
Дети погружают руки в песок и проговаривают свои ощущения (песок тёплый, приятный, ласкает пальчики, сыплется, легко копается). Затем отыскивают названные в стихотворении предметы.
Вывод: песок легко копается, поэтому в земле прячут клады, закапывают «секретики».
В. Ребята, вы любите играть с песком, лепить куличики из песка? (Ответы детей.)
Дети пробуют лепить куличики из сухого песка. Они рассыпаются.
Вывод: сухой песок не лепится.
В. Попробуйте полить песок водой.
Опыт 3.
Дети насыпают песок в ёмкость и поливают его водой. Вода быстро исчезает.
В. Какой можно сделать вывод?
Вывод: песок впитывает воду.
Опыт 4.
Дети лепят куличики из мокрого песка, выкладывают их на поднос и убеждаются, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился.
В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)
Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.
Опыт 5.
Воспитатель добавляет в мокрый песок немного цемента и воды и лепит куличик, объясняя детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)
Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.
Опыт 6.
Дети насыпают в стакан 1/3 песка и заливают его водой, перемешивают. Спустя некоторое время (после физкультминутки) дети сливают воду, песок остаётся на дне.
В. Какой вывод можно сделать?
Вывод: песок не растворяется в воде.
Физкульминутка.
Мы в песочнице играли,
Там лопатками копали,
Грабельками разгребали
И ладошками ровняли.
Пальчиками рисовали
И следы там оставляли.
Веселей играть с песком,
Если вместе ты с дружком
(кружатся в парах).
В. Ребята, вспомните, пожалуйста, как мы наблюдали за жучками, ползающими в песке. Как вы думаете, почему таких маленьких насекомых не раздавил песок? (Предположения детей.)
Я предлагаю провести опыт и узнать, почему так получается.
Опыт 7.
Дети вставляют в бумажную трубочку карандаш, затем засыпают трубочку песком, оставляя снаружи кончик. Осторожно вытаскивают карандаш, трубочка, хоть и тонкая, остаётся целой, песок её не сдавил.
Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
В. Как вы думаете, ребята, песок сам может двигаться? (Предположения детей.) Давайте проверим.
Опыт 8.
Дети берут воронку, насыпают через неё песок в одно и то же место, постепенно образуя конус. Замечают, что то в одном, то в другом месте возникают «сплывы».
В. Ребята, как вы думаете, можно ли в песках проложить постоянную дорогу? (Ответы детей.)
Я предлагаю вам собраться вокруг нашей Песочной страны (песочницы).
Воспитатель вместе с детьми выкладывают на песке из больших бусин вазу.
Рефлексия.
В. Ребята, мне кажется, что в этой вазе чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? Я предлагаю подарить Песочной стране частичку нашей дружбы.
Дети берут цветок, вставляют его в вазу, говоря при этом, что нового и интересного они узнали, побывав в Песочной стране.
В. В чём вы теперь уверены? Какие новые вопросы у вас появились?
И. Дмитриева
ММО 12.12.17г.
Что такое кинетический песок?
Кинетический песок это такая субстанция, которая по виду и на ощупь, похож на обычный песок, но обладает великолепной пластичностью и отлично удерживает форму, которая со временем оседает и растекается, расползается, имеет определенную текучесть. Он чем-то похож на влажный песок, только вместо воды у него 2% связующее вещество (синтетическая силиконовая добавка E900 ), а остальное настоящий кварцевый песок.
Сейчас на рынке предоставлен широкий ассортимент товаров:
- Умный песок Kinetic sand (Швейцария).
- Космический песок (Россия).
- Живой песок Living Sands (Южная Корея). (Помимо песка добавлен аромат, и дробленый ракушечник)
Песок рассыпается во время лепки, и сохраняет высокую пластичность. Кроме того, он не прилипает к пальчикам, и всё время остаётся как-будто влажным.
Свойства кинетического песка.
Свойства кинетического песка обладает целым рядом достоинств:
- чистотой — перед добавлением полимера обычный песок тщательно просеивают и дезинфицируют, добавляя антисептическую добавку, которая не дает развиваться бактериям в песке, чтобы избежать любых неприятных последствий для детей;
- постоянной влажностью — полимер, служащий увлажнителем и связующим, не высыхает и делает массу песка чрезвычайно пластичной, удобной для лепки;
- удобством для домашних игр — песок можно держать в специальном поддоне (песочнице) для лепки либо высыпать прямо на стол, а после игры без труда убрать обратно в банку/коробку;
- разнообразием — песок может обладать природной окраской или быть разноцветным;
- стабильностью свойств — если песок случайно намочить, то после испарения воды он восстанавливает свои свойства;
- долговечностью — купленное малышу ведёрко песка сохраняет свои динамические свойства всё время, пока ребёнок не вырастет.
Цели и задачи при игре с кинетическим песком.
Лепка из кинетического песка чрезвычайно полезна детям первых лет жизни. В процессе игры с песком они пополняют багаж своих тактильных ощущений и развивают мелкую моторику пальчиков.
В нашей группе мы реализуем следующие цели :
- развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи ;
- развитие сосредоточенности , концентрации внимания.
Задачи:
- укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие;
- расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия способствовать успешной адаптации в коллективе;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать психические процессы детей, познавательные способности;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать умение общаться друг с другом.
Наши игры.
В нашей группе мы обычно играем с песком в утренние и вечернее время, когда детей не очень много. Так, как еще дети не очень придерживаются правил - играть аккуратно и нельзя выносить песок за пределы подноса. Коллеги, вы сами знаете, когда дети заигрываются, то забывают обо всем.
Мы просто играем и играем в игры:
- Знакомство с песочком
Цель : знакомство со свойствами кинетического песка .
Давайте поздороваемся с песочком. Посмотрите, какой он? Как будто живой, посмотрите, как он убегает из моих рук. Давайте сожмем его в кулачке, разожмите, ой, что получилось?
- «Мы - кондитеры»
Цель : продолжать знакомить со свойствами .
Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка . Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры.
- «Кнопочки»
Цель : закреплять представление о свойстве кинетического песка - держать форму ; развитие сосредоточенности , концентрации внимания, аккуратности.
На песке с помощью отпечатков конструктора Lego, распределяем следы по всему подносу. Дети сосредоточенно нажимают на каждую кнопочку, вдавливая её.
- С помощью кинетического песка играем в игру «Кто спрятался?»
Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.
Воспитатель перед детьми раскладывает 3-4 игрушек. Спрашивает, про каждую игрушку, что это за игрушка, а затем ставит ширму и прячет одну игрушку под кинетическим песком. Кинетический песок поделен на три - четыре холмика.
Какой игрушки не хватает? Дети называют, какой игрушки нет.
А куда спряталась игрушка? Ищет под каждой горкой, что очень радует детей, когда находится она.
Игру можно усложнить:
Увеличить количество игрушек;
Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю.
Заключение.
В нашей группе девочек -7, мальчиков - 15.
В среднем посещают детский сад 15-16 человек.
На данный момент Адаптация протекает:
- В легкой степени - 64%
- В средней степени -23%
- В тяжелой степени -4,5%
- Вновь прибывшие -9%.
А недавно у меня заговорил один ребенок, а я за него переживала больше всего.
Помогите мне сделать вывод. Мне не с чем сравнивать. Я хочу у Вас спросить. По этим данным, как идет у нас адаптация?
Актуальность:Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной
познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной
форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с
одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает
овладевать основополагающими культурными формами упорядочения
опыта: причинно-следственными, пространственными и временными
отношениями, позволяющими связать отдельные представления в
целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по
изучению свойств песка развивают мыслительные операции,
стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают
наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные
решения, создают творческую личность.
Цель:
Познакомить детей с песком как сприродным компонентом и его составом,
дать представления о свойствах песка.
Программные задачи:
Обучающая:Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой
природы;
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия,
совершенствование таких жизненно важных психических
процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями
в познании окружающего мира.
Через игры и опыты научить детей определять физические
свойства песка.
Развивающая:
Развивать самостоятельные умозаключения по результатам
обследования.
Воспитательная:
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во
время его общения с природой.
Основные характеристики детского экспериментирования:
Слово«эксперимент»
происходит
от
греческого
слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт».
Детское экспериментирование является особой формой
поисковой деятельности в которой наиболее ярко выражены
процессы целеобразования, процессы возникновения и развития
новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития
дошкольников.
Формы экспериментирования – (познавательная, продуктивная).
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется
собственная активность детей, направлено на получение:
Новые сведения, новые знания (познавательная форма);
На получение продуктов творчества (продуктивная форма).
Структура детского экспериментирования
ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемымиобъектами в «лабораторных» условиях как средствами познания
окружающего мира.
ЗАДАЧИ: 1. развитие мыслительных процессов; 2. развитие
мыслительных
операций; 3. освоение методов познания; 4.
развитие причинно-следственных связей и отношений.
СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах.
МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес.
СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия.
ФОРМЫ:
элементарно-поисковая
деятельность,
опыты,
эксперименты.
УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий,
использование проблемных ситуаций.
РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской
работы, новые знания и умения.
Китайская пословица гласит:
« Расскажи – и я забуду, покажи – ия запомню, дай попробовать – и я
пойму!»
Усваивается всё прочно и
надолго, когда ребёнок
слышит, видит и
делает сам!!!Игра с песком
Одно из самых любимых занятий детей. Но игра с
песком - это не простое времяпрепровождение. Это
много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок
сам тянется к песку, и надо только придать этой
тяге творческую составляющую, и из обычного
ковыряния в песке получается образовательный
процесс.
Главное достоинство песочной терапии
заключается в том, что ребенок простым и
интересным способом может построить целый
мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Игровые принадлежности
Мелкие игрушкиКамушки, природный материал
Инструменты (стеки, скалка, молоточки,
пластмассовые ножи, зубочистки и др.)
Оригинальные формочки
Детская посуда
10.
Опытно –эксперементальная зона:
11.
Опыт №1 «Из чего состоит песок»Материал: стаканчики с песком, листы белой
бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью
лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек –
песчинок).
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка
нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок,
которые не прилипают друг к другу.
12.
13.
14.
Опыт №2 «Почему при сильном ветренеудобно играть с песком»
Материал: «песочница» – лист белой бумаги с
тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы».
Создаём «ураган» – резко с силой сжимаем.
Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не
прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при
сильной струе воздуха.
15.
16. Опыт №3 «Что будет если в песок добавим воду»
Материал: «песочница» , стакан с водой, игровыепринадлежности.
Ход эксперимента:
Рассматривание «песочницы». Добавляем воду.
Что происходит и почему?
быстро впитывается, и песок становиться сырым,
липким.
С ним легко играть.
17.
18.
19. Опыт №4 «Окраска песка гуашью в разные цвета»
Материал: «песочница» , вода, гуашь, кистиХод эксперимента:
Рассматривание «песочницы». Смешиваем воду с
гуашью.
Что происходит и почему?
Почему изменился песок?
Вывод: Песок сухой, когда попадает вода, она
быстро впитывается, и песок меняет цвет из-за
цветной воды.
20.
21.
Опыт №5 «Смешивание песка с гуашью »Рассматривание «песочницы».
При смешивание песка с гуашью, песок
становиться влажным, яркого цвета.
22.
Опыт № 6 «Лепим из песка»Материал: подносы с цветным песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из песка.
Оставить до высыхания
Что происходит с поделками из песка
после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно
лепить, но после высыхания он
рассыпается.
23.
24.
25. Пескотерапия в нашей группе:
Игры с песком как средстворазвития ребенка:
Игры с цветным песком
Рисование песком
Игры с кинетическим песком
26. Игры с цветным песком
27.
28. Рисование песком
Итог:Игра:
- Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на
вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).
Ребята, мы с вами настоящие исследователи. А кто такие исследователи?
(Исследуют, делают опыты).
- Что мы с вами исследовали? (песок).
- Что же было объектом нашего исследования? (песок).
- Давайте еще раз вспомним, с какими свойствами песка мы сегодня
познакомились.
Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
Вода быстро впитывается в песок.
Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Мокрый песок принимает любую форму.
35. «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….» П.П. Блонский
«Люди, научившиеся… наблюдениям иопытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой
школы не прошёл.»
К.Е.Тимирязев
Спасибо за внимание к
экспериментальной деятельности!
Творческих успехов!
Работа с кинетическим песком (из опыта работы)
Для малыша песок – это прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг. Интерес к песку удерживается тем, что не поддается «овладению». Малыш его берёт, а он утекает, лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекает тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности. Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во - первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «Тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»
В третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. В пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
В нашем саду, как вы знаете, также есть очень интересное направление песочной терапии – использование и применение кинетического песка, ведётся для малышей кружок «Волшебный песок». Много игр и заданий я взяла из книг Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры», и Н.В. Зеленцовой – Пешковой «Элементы песочной терапии».
Кинетический живой песок (который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и селиконового полимера 2%, связывающей его частицы между собой. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный, рассыпчатый, отлично лепится, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам.
В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал . Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.
2.
3.
В конце занятия
Все вместе
Приведу пример занятий , которые состоят из упражнений.
Занятие: « Осенняя картина»
Задачи: развитие внимания, координации движений, моторики рук, тонких тактильных ощущений, формировать представления об осенних явлениях.
Я от имени Феи здороваюсь с детьми, знакомлюсь с ними.
Я песочная фея. Сейчас я покажу тебе песочную страну. но прежде чем туда попасть нужно знать правила игр с песочком (говорит о ритуале,правилах поведения) Давайте поздороваемся с песочком:
Упражнение «Здравствуй песочек»
цель : снижение психологического напряжения
Фея просит «нежно», а потом «сильно» поздороваться с песочком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
Ребёнок легко, с напряжением сжимает кулачки с песком, затем тыльной стороной ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями.
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться посыпать на твои пальчики «песочный дождь»
2. Какое у нас сейчас время года? (осень) Фея кладёт на песок тучку или рисует, часто идёт дождь и мочит землю. Проведём линии от тучки вниз, на землю. Идёт дождик, и внизу, на земле, получаются лужи (разрываем песок). Что у нас получилось? Настоящая осенняя картинка.
Выход: Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть.
2 Занятие «Дорожки к домикам»
Цель: развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений, развитие умений выполнять действия по инструкции, формирование представлений о цвете предметов: (умение самостоятельно называть цвет, выделять по названию, соотносить предметы по цвету).
Песочная Фея здоровается с детьми приглашает к песку и напоминает правила или спрашивает о них детей. «Я приглашаю вас в песочную страну»
1 Упражнение «Отпечатки» цель: снижение психофизического напряжения.
На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый делают отпечатки кистей рук, внутренней стороной, вдавив руку в песок и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: «Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?
Посмотрите, кто это спрятался в песочке? (это мышка и зайчик)
в песочной стране подул сильный ветер, и дорожки к их домикам замело. Давай поможем жителям песочной страны попасть в свои домики. У мышки красный домик и дорожку мы будем строить красную, у зайки синий домик, и дорожка будет синяя. Ну вот дорожки построили, можно мышку с зайкой проводить домой. (дети обыгрывают постройку: мышка от радости запищала пи-пи-пи. побежала по дорожке, зайка прыгал к домику прыг- скок!)
А сейчас игрушки сложили на место!
Давайте попрощаемся с песочком и песочной страной и скажем песочку слова: «В ладошки наши посмотри, мудрее стали мы, спасибо милый наш песок ты всем нам подрасти помог!»
3 занятие: «Песочные прятки»
цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, продолжать знакомить детей с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, свинья, коза)
Фея здоровается напоминает правила игр с песком и приглашает в песочную страну
1 упражнение «Ныряние»
Погружение в песок рук (заныривание ладонями) руки двигаются сверху вниз. можно одной и двумя руками. «Два пловца, два удальца, в море синее ныряют, два пловца два удальца в море ножками болтают.»
2 упражнение «Дворник» Закапывание в песок одной руки, другой поглаживающими движениями («наметаем» песок одной ладонью на другую) и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка. «Выходит дворник из ворот и словно кисть, метлу берёт. и эту улицу и ту метлой раскрасит в чистоту!
3 упражнение «Тесто» поочерёдные движения: захват песка в кулачки, рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлапивание ладоням по песку. « С мамой тесто мы замесим, чтоб испечь пирог нам вместе. Нужно тесто поразмять, нужно тесто нам намять, нужно тесто порубить и немножечко побить»
Фея приглашает поиграть детей: «В моей стране живёт много разных животных. Хотите узнать их?
Вы закроете глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра, ты должен их найти в песке». После того, как ребёнок нашёл животное, взрослый задаёт ему вопросы «Кто это?», «Как голос подаёт?» после обыгрывания, убираем игрушки на место
Прощание с песком ритуал повторяется.
4 занятие: «Песочные художники»
цель: развитие пространственного воображения, внимания, моторики рук, элементы релаксации.
Феечка: Здравствуйте ребятки, рада вас видеть в моей песочной стране! сегодня мы снова встречаемся с волшебным песком. Скажите правила игры в песок.
1 упражнение «Ловкие пальчики» пальчики наши ходят по песку, а сейчас попрыгают!, играют на пианино, выполняют зигзагообразные движения.
2 упражнение «Пекарня»
предложить детям испечь «пирожки» , «торты» разного размера и формы, посчитать, разрезать пирог на 2 части- половинки, угостить кукол.
А теперь мы с вами превратимся в художников, но будем не простыми художниками, а песочными!
положите перед собой лист бумаги, начинаем создавать картину из песка! Начнём с солнышка в небе и облака. Какая фигура нам нужна для солнышка? (круг)
Возьмите в руки форму круг, положите на песок и прижмите форму ко дну подноса, поверните. Поднимите форму, положите на лист, вынимайте песок из формы, посмотрите что получилось? (солнышко).
А теперь, сделаем солнышку лучики в виде палочек. Молодцы, а теперь таким же способом сделаем облачко с помощью формочки овала или «облачка». Посмотрите, какое небо у нас получилось!
А теперь будем «рисовать» дом. Скажите, ребятки из каких геометрических фигур мы можем сделать дом? (из квадрата и треугольника) а теперь мы можем посадить рядом с домом ёлочку.
можно формочку ёлочки либо из треугольников.
Ребятки у нас на картине нет животных, давайте их тоже нарисуем, выберите фигурку животного, которое вам нравится и сделайте на листе фигурку из волшебного песка. а теперь наведите на картине порядок, лишни кусочки песка. посмотрите какая красота получилась на ваших картинах! Всё это волшебство создали вы сами, как настоящие художники!
Прощание с песком и Феей.
Актуальны упражнения «автогонщик», «загадка», «Заборчик» «Сад – огород», «Что изменилось?», «Чьи следы?», «Зоопарк», «Ферма»,
«Художник» (рисование на песке пальчиком или палочкой простые предметы: солнце, ёлка, флажок.
В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.
Вос- ль: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Для более старших детей: поможет стихотворение Т. Грабенко Я открою вам секреты, только знать надо при этом. Правила моей страны очень все они просты. Я сейчас их изложу и запомнить порошу. Вы готовы мне внимать? Значит можно начинать! Вредных нет детей в стране - ведь не место им в песке! здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться. Стран чужих не разорять! Песок - мирная страна. Можно строить и чудить, можно много сотворить; Горы, реки и моря, чтобы жизнь вокруг была, дети, поняли меня? Или надо повторить!? Чтоб запомнить и дружить?!
В конце занятия : выход. Прощание с песком. Песочная фея обращается к детям: «Тебе понравилось играть с песком? Твоим рукам приятно? Мне было приятно с тобой играть!
4 правило: Убери игрушки на место попрощайся с песком:
Воспитатель: Спасибо, тебе за твои советы, Феечка и пожелания, за то, что ты приходила к нам в гости. А сейчас, ребятки, положите свои ладошки на песок, закройте глаза и скажите слова благодарности песочной фее.
Все вместе : «В ладошки наши посмотри мудрее стали мы, спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!»