Память значение памяти жизни человека. Понятие о памяти

Напишите сочинение по приведенному ниже тексту. Объем не менее 150 слов.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Приведите не менее двух аргументов, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Исходный текст

(1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека. (6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, я был не для кого, не было ещё чувства долга, не было обязанностей, ну сопли подобрать, ну спать лечь. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14) Помой… (15) Появилась школа, уроки, появились часы, время. (16)Я жил среди муравьёв, травы, ягод, гусей. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть паровозом, автомобилем, конём. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду. (22)Что я там видел? (23)Подолгу простаивал в тире. (24)Волшебным зрелищем была кузня. (25)Любил в детстве часами лежать на тёплых бревнах плота, смотреть в воду, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки. (26)Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (27)Под бревнами журчит вода, куда плывет – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (28)В детских странах не было небоскребов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него снежные, метельные, морозные. (29)Детство – это чёрный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (30)Куда исчезает еда нашего детства? (31)И почему она обязательно исчезает? (32)Маковки, постный сахар, пшённая каша с тыквой… (33)Столько было разного счастливого, весёлого… (34)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (35)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (36)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (37)Именно жизни. (38)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий, только жизнь, чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом. (39)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…
Д. А. Гранин.

Сочинение

В своем тексте Даниил Александрович Гранин, русский советский писатель, затрагивает проблему роли памяти в жизни человека.
Раскрывая проблему, автор рассуждает о том, что воспоминания нуждаются в уходе, что их полезно встряхивать, освежевать, осмысливать, особенно ранние. Именно так поступали великие писатели Лев Толстой, Максим Горький, Михаил Зощенко. Также Гранин рассказывает про то, как Владимир Набоков создал свое творчество благодаря сохранившимсядетским воспоминаниям.
Авторская позиция ясна: благодаря памяти мы формируем в себе лучшие качества. Память дает человеку силы для преодоления сложных ситуаций возникающих в жизни.
Я полностью согласен с мнением автора и тоже считаю, что воспоминания о прошлом делают человека лучше, они дают опыт и знания для полноценной достойной жизни.
Для доказательства своих слов приведу литературный пример из рассказа В.Г.Распутина «Уроки Французского». Автор, будущи уже взрослым, вспоминает о своей учительнице французского, которая сыграла огромную роль в его судьбе. Узнав о том, что её ученик голодает, Лидия Михайловна решается помочь ему. Она играет с ним на деньги. Даже после того как её уволили из-за этого случая, она всячески старается не оставлять его без поддержки. Автор убеждает нас в том, что воспоминания об уроках доброты открвыли мальчику новую жизнь, в котором люди поддерживают и помогают друг другу.
Эта же проблема раскрывается и в повести В.Быкова «Сотников». Вспомним сцену где Сотников вспоминает эпизод из детства, когда взял оружие отца и нечайно выстрелил. Он боялся отца, но мать уговорила его сознаться в содеянном. После этого он убедил себя в том, что надо быть непреклонным, честным перед собой и окружающими. Автор убеждает нас в том, что с виду незначительные воспоминания могут изменить человека, также как они изменили Сотникова и привели к пути героизма.
В заключение мне хотелось бы сказать, что память открывает в людях новые качества, возможности, дает поддержку в любых жизненных обстоятельствах.

Память можно определить как способность запоминания, сохранения и воспроизведения и передачи человеком другим людям жизненного опыта во всевозможных его проявлениях. Память, соответственно, включает в себя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, узнавания и забывания информации. Все эти процессы представляют собой стороны или аспекты целостной и достаточно сложно устроенной памяти человека, однако в аналитических целях, для более глубокого и разностороннего понимания памяти эти процессы выделяются и рассматриваются как отдельные. Их выделение и раздельное изучение объясняются следующими причинами.

  • 1. Указанные процессы играют различную роль в жизни людей, которая отражена в самих их названиях.
  • 2. У одного и того же человека и у разных людей все эти процессы могут быть развитыми в разной степени.
  • 3. Эти процессы памяти в своем функционировании подчиняются разным законам.
  • 4. В анатомии и физиологии мозга соответствующие процессы представлены различными нервными структурами и характерными для них физиологическими явлениями.

Память лежит в основе всей жизни современного человека: обучения, воспитания, профессиональной деятельности, общения. Благодаря памяти, в частности сохранению и передаче из поколения в поколения накопленных людьми знаний и опыта, была создана и продолжает совершенствоваться вся человеческая культура, как материальная, так и духовная. На памяти, т.е. на сохраненных, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых людьми умениях и навыках основаны все способности. Благодаря своей уникальной памяти и ее постоянному совершенствованию, активно и с заметным ускорением продолжающемуся в наши дни, человек не только выделился из царства животных, но достиг того уровня развития, на котором он находится сейчас. Каждое новое поколение людей в наши дни превосходит предыдущее по количеству и доступности имеющейся в его распоряжении информации.

В психологии памяти, которая имеет длительную историю (исследования в этой области ведутся более двух с половиной тысяч лет, а первые научные произведения, посвященные памяти, появились в Древней Греции), лучше всего были изучены процессы запоминания и припоминания (воспроизведения) материала. Это объясняется тем, что, во-первых, запоминание и припоминание - это главные процессы памяти, на которые приходится наибольшая нагрузка и которыми человек чаще всего в жизни пользуется. Во-вторых, продуктивность памяти человека в первую очередь зависит именно от этих двух процессов. В-третьих, если у людей возникают какие-либо проблемы с памятью, то они прежде всего касаются запоминания или припоминания материала. В-четвертых, запоминание и припоминание проще всего изучать экспериментальным путем. Ознакомимся с некоторыми общеизвестными фактами, касающимися запоминания и припоминания материала.

На первый взгляд может показаться, что запоминание или припоминание человеком материала происходит буквально, т.е. при запоминании соответствующий материал просто копируется, а при его припоминании воспроизводится в том же виде, в каком он хранится в памяти человека. На самом деле это не так. Как в процессе запоминания, так и при воспроизведении материала происходят его целесообразные и закономерные изменения, которые, однако, сохраняют в запоминаемом или припоминаемом материале главное - то, что необходимо человеку при последующем использовании соответствующего материала.

В процессе запоминания материала в нем выделяется то, что в данный момент представляет интерес для человека, и именно оно - наиболее интересное и соответствующее актуальным потребностям человека - запоминается. Что же касается запоминания второстепенных, неинтересных для человека деталей, то на них он вообще не обращает внимания и, следовательно, не запоминает. Кроме того, при запоминании и в процессе сохранения соответствующего материала в памяти происходит его внутреннее переструктурирование, рассчитанное на то, чтобы он лучше запомнился, дольше сохранился в памяти человека и легче воспроизводился.

Воспроизведение материала, писал в свое время А.А. Смирнов, не есть его буквальное или механическое повторение. Это, скорее, его активная мысленная реконструкция, т.е. восстановление, сопровождаемое заметными, закономерными и целесообразными изменениями.

Эти изменения носят творческий характер, но не меняют основного, значимого для человека содержания соответствующего материала. Они способствуют его лучшему пониманию и более прочному запоминанию, а далее - точному воспроизведению. Формы изменений, вводимых в воспроизводимый по памяти материал, могут быть следующими.

  • 1. Обобщение и сокращение того, что в исходном материале (при его первом запоминании) было представлено в детализированной, конкретной и развернутой форме. За счет обобщения из материала исключаются второстепенные детали, выделяется (подчеркивается) главное.
  • 2. Конкретизация или детализация того, что вначале было заложено в памяти в обобщенной и сжатой форме. Этот процесс связан с необходимостью углубления понимания материала после того, как он запечатлелся в памяти. Например, когда человек объясняет другим людям то, что знает сам, но еще недостаточно глубоко понимает, он конкретизирует и детализирует свои знания с двоякой целью: во- первых, для того чтобы самому глубже понять соответствующий материал, во-вторых, для того чтобы лучше объяснить его другим людям.
  • 3. Замена в запоминаемом материале одного содержания другим, равнозначным по смыслу. Это происходит тогда, когда человек не в состоянии точно вспомнить название (имя) чего-либо и передает его своими словами.
  • 4. Смещение или перемещение отдельных деталей подлинника. Это может происходить в двух случаях: первый - когда от этого не меняется содержание припоминаемого материала, второй - когда перемещение деталей способствует структурированию данного материала, его пониманию и запоминанию.
  • 5. Объединение того, что в оригинале (при первом запоминании материала) было представлено отдельно друг от друга, или разъединение того, что в оригинале, напротив, было соединено. Такое изменение в процессе реконструкции припоминаемого материала может происходить по тем же самым причинам, которые указаны в п. 4.
  • 6. Дополнение материала тем, чего не было в оригинале (подлиннике). Это происходит в случае обнаружения значимых связей запомненного материала с каким-либо другим материалом после его запоминания.

Таким образом, воспроизведение как процесс памяти представляет собой одновременно и восстановление в памяти того, что было воспринято и запомнено, и его изменение или преобразование. Практически все указанные выше изменения, которые имеют место при воспроизведении запомненного материала, не являются искажениями или ошибками памяти. Они целесообразны и имеют позитивный смысл, представляя воспроизведение соответствующего материала как разумный и творческий процесс.

Узнавание также нельзя понимать как буквальное копирование материала. В случае узнавания, как правило, не происходит сколько- нибудь полного восстановления в памяти узнаваемого материала. Вместо его целостного и буквального воспроизведения у человека возникает ощущение того, что с данным материалом он уже был ранее знаком, где-то и когда-то с ним встречался. В большинстве случаев человек не в состоянии полностью восстановить в своей памяти узнанный им материал и не может ответить на вопрос о том, насколько то, что он узнал, соответствует тому, что он когда-то знал.

Что касается сохранения и забывания материала, то в отношении этих двух процессов памяти вопрос о точности сохраняемого или забываемого материала вообще не стоит. В случае хранения материала мы практически ничего не можем сказать о том, насколько точно сохраняемое соответствует оригиналу. Поскольку воспроизведение не буквально восстанавливает хранимое в нашей памяти, то по воспроизведению трудно сказать, в какой степени хранимое в памяти изначально соответствовало оригиналу. При забывании утрачивается то, с чем можно было бы сравнивать забытое, и, следовательно, вопрос о его соответствии оригиналу не имеет смысла.

Все эти рассуждения определенно указывают на то, что человеческая память во всех ее проявлениях - это нечто иное, чем простое механическое копирование или зеркальное отражение запоминаемого, сохраняемого, узнаваемого или припоминаемого материала. Тем не менее память, будучи не вполне точной в плане соответствия оригиналу, может вполне устраивать человека. Главное, чтобы она обеспечивала его сведениями, необходимыми и достаточными для удовлетворения актуальных потребностей. С научной точки зрения, однако, важно детально изучить все, что происходит в памяти человека, исследовать все ее процессы, для того чтобы лучше понять, каким образом память человека устроена. Такое знание, в частности, поможет специалистам по компьютерной и другой технике, где имеются блоки памяти, усовершенствовать их работу.

Целостная научная концепция памяти, если не считать рассуждения о памяти, представленные еще в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.), впервые возникла в ассоциативной психологии XVIII в. и нашла отражение, в частности, в работах Д. Гартли (1705-1757) и Д. Пристли (1733-1804). Далее с ассоциативных позиций память человека теоретически и экспериментально изучали в XIX в. Г. Эббингауз (1850-1909) и И. Мюллер (1850-1934), а также ученые, представлявшие интроспективную психологию сознания и функциональную психологию (В. Вундт, У. Джемс и др.). Ассоциативная психология памяти в течение двух столетий оставалась ведущим направлением в ее изучении, и за это время было выявлено и накоплено большое количество фактов, касающихся памяти человека.

Главное утверждение ассоциативной психологии заключалось в том, что ассоциации являются основными механизмами организации работы памяти человека. С этим положением категорически были не согласны представители гештальтпсихологии В. Келер (1887- 1967) и К. Коффка (1886-1941). С их точки зрения, процессы памяти основаны не на ассоциациях, а на структурной организации запоминаемого материала. Именно такая организация материала определяет, по их мнению, как запоминание, так и сохранение или припоминание материала. С принципом целостности процессов памяти В. Келер связывал и осмысленность запоминания, указывая на существенную разницу в запоминании осмысленного материала и бессмысленных слогов. В гештальтпсихологии, которую представляли названные выше ученые, утверждалось, что чем больше запоминаемый материал организуется в структурное целое и не является суммой бессвязных элементов, тем осмысленнее и быстрее он запоминается, дольше сохраняется в памяти и лучше припоминается. В русле гештальтпсихологии, таким образом, сложилась новая теория памяти, значительно отличающаяся от ассоциативной.

Новый вклад в развитие научных исследования памяти внесли представители французской функциональной психологии, прежде всего П. Жане (1859-1947). Заслугой этого ученого явилось то, что он первым стал рассматривать память с функциональной точки зрения, т.е. с точки зрения ее роли в жизни человека. Он, кроме того, осуществил культурно-исторический анализ человеческой памяти, показал ее значение в эволюции людей. П. Жане первым представил память современного человека как продукт длительного исторического развития людей, впервые ввел в исследования памяти идею ее прогрессивного преобразования - развития. В своем труде «Эволюция памяти и понятие времени» (1928) он указал на главные источники социально-культурного развития памяти - практическую деятельность человека и средства, с помощью которых она осуществляется. Именно эти средства, по мнению ученого, человек использует для овладения и управления своей памятью, совершенствуя их из поколения в поколение.

Экспериментальные исследования памяти человека, несмотря на давний интерес к памяти как таковой, были начаты сравнительно недавно. Немецкий ученый Г. Эббингауз, основные труды которого приходятся на конец XIX в., оказался первым из психологов, приступивших к экспериментальному изучению памяти, причем к тому моменту, когда были проведены и опубликованы результаты первых экспериментальных исследований памяти, в психологии еще господствовали ассоциационизм и интроспекция как основной метод изучения психических явлений. Он в свою очередь требовал разделения сложных психических явлений на элементарные явления, а интроспекция - внутреннего наблюдения за их динамикой.

Ассоциативной теории в понимании природы памяти придерживался и сам Г. Эббингауз. В отличие от своего соотечественника и современника В. Вундта, основателя экспериментальной психологии в целом, с которым Г. Эббингауз вел дискуссию относительно возможности экспериментального изучения памяти (В. Вундт такую возможность отрицал), Г. Эббингауз отказался от применения интроспекции в исследованиях памяти, заменив ее более надежными, объективными методами исследования. Тем не менее, будучи убежденным сторонником ассоциационизма, Г. Эббингауз в организации своих экспериментов и в теоретическом осмыслении полученных в них результатов строго следовал канонам ассоциативной психологии. Это, в частности, проявилось в том, что Г. Эббингауз придумал множество бессмысленных трехбуквенных сочетаний (так называемых «слогов») и предлагал их испытуемым в качестве стимульного материала для механического заучивания, полагая, что тем самым он изучает «чистую» память, не осложненную другими психическими явлениями.

Данное обстоятельство, безусловно, было методологической ошибкой ученого, поскольку память в таком «чистом» виде в природе не существует, а тот вариант «очищения» памяти, который использовал в своих экспериментах Г. Эббингауз, привел к тому, что он, во-первых, оставил без внимания самую сложную и организованную память человека, основанную на интеллекте (память, которую Л.С. Выготский позднее назвал высшей психической функцией); во-вторых, исследовал лишь самую простую память человека, основанную на многократном, механическом и бессмысленном повторении заучиваемого наизусть материала.

Вместе с тем безусловной заслугой Г. Эббингауза явилась разработка объективных методов экспериментального изучения памяти. Эти методы были опубликованы еще в 1885 г. В дальнейшем к ним добавилось много других методов, предложенных не только Г. Эб- бингаузом, но и другими учеными. Многие из методов изучения памяти, впервые разработанные Г. Эббингаузом, используются в психологической науке и в практике до сих пор. Это, в частности, метод антиципации, метод последовательных воспроизведений и метод сбережения (экономии).

Метод антиципации представляет способ изучения памяти, предполагающий воспроизведение запомненного материала в том порядке, в котором он предъявлялся испытуемому при его запоминании. В частных случаях применения данного метода от испытуемого требуется предвосхищать (антиципировать) следующую единицу заучиваемого материала в то время, когда он воспринимает и запоминает (заучивает) предыдущую единицу. Метод последовательных воспроизведений представляет способ исследования долговременной памяти, при котором от испытуемого требуется запомнить и многократно воспроизвести заученный материал в отдельных, отстоящих друг от друга по времени попытках. Метод сбережения (экономии) состоит в следующем. Вначале за определенное число повторений испытуемый выучивает некоторый материал. При этом устанавливается число попыток, необходимых ему для полного заучивания материала. Затем спустя некоторое время (несколько часов или дней) испытуемый воспроизводит материал по памяти, и в случае ошибок воспроизведения доучивает его. В заключение определяется разница между количеством попыток, необходимых для первичного заучивания соответствующего материала и его последующего доучивания. Эта разница рассматривается как экономия или сбережение попыток (иногда - времени).

Новый этап научных психологических исследований памяти как теоретических, так и экспериментальных, приходится на первую половину XX в., причем исследованиями памяти в это время занялись многие психологи в разных странах мира, включая Россию. Исследования памяти в это время выходят за пределы ассоциационизма, охватывают гештальтпсихологию, функциональную психологию, психоанализ и бихевиоризм. Это способствует увеличению числа направлений и школ в изучении памяти, созданию новых ее теорий.

Большой вклад в изучение памяти в эти годы внесли и отечественные ученые, где данная проблематика в течение нескольких десятков лет находилась на одном из первых мест среди всех психологических исследований. В число российских ученых, посвятивших свои труды памяти человека, входили Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и др.

Во второй половине XX в. инициатива в научных исследованиях памяти перешла к представителям когнитивной психологии. Они предложили ряд новых теоретических моделей памяти, подкрепили их соответствующими экспериментальными исследованиями и данными. Специфика характерного для них подхода к изучению памяти заключалась в том, что они не видели принципиальной разницы, существующей между памятью человека и памятью электронно-вычислительных устройств.


Какова роль памяти в жизни человека? В этом вопросе заключена одна из главных проблем текста Юрия Васильевича Бондарева. Дабы привлечь внимание читателя к затронутой проблеме, автор рассуждает над термином «память».

Так, Юрий Васильевич повествует о связи памяти и ассоциации. Якобы из-за определённого маленького толчка в нашем сознании появляются явления, образы, характеры, исторические картины. Из этого следует, что наш мозг способен выстраивать логические цепочки, благодаря уже увиденным ранее вещам.

Юрий Васильевич рассуждает над поднятым вопросом далеко не отстранённо, чувствуется интерес писателя в том, о чём он пишет.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Это говорит нам о том, что одна из функций памяти очень важна для каждого из нас, ведь нередко мы встречаемся с вещами, требующими объяснение.

Возьмём для аргументации произведение Распутина «Уроки французского». Главный герой – обычный мальчик, желание учиться у которого разбивается окружающими людьми, среди которых он не живёт, а выживает. Учительница французского, Лидия Михайловна, хочет помочь своему ученику, но тот отказывается принимать деньги и угощения. Остаётся только один способ – игра на деньги. За это преступление учительница была уволена, но она не забывает об этом мальчике, отправляет ему посылку. А главный герой, в свою очередь, оканчивает школу, становится писателем, и пишет книгу, которую посвящает её той самой Лидии Михайловне. В этом примере мы видим, как благодаря своей памяти, человек не забывает доброты других людей, их поступки.

Кроме того, ярким примером служит пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Вспомним одного из героев этого произведения – Яшу. Он молодой хам с завышенной самооценкой и чувством собственной важности, который преклоняется перед всем иностранным. Яша не желает общаться со своей родной матерью, и это служит ярким примером беспамятства. Он не помнит всего того, что сделала для него родительница. Всю ласку, доброту и заботу. И именно из-за этого он сам, как и его жизнь, никчёмен и глуп. В нём нет ни капли нравственности и духовности.

Читая текст Юрия Васильевича, я снова задумался над проблемой человеческой памяти. Я искренне благодарен автору за то, что дал мне пищу для размышлений и заставил задуматься о роли памяти в жизни людей.

Обновлено: 2017-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Реферат

Тема: «Память и её значение в жизни человека »

1. Введение

2. Память и ее значение

3. Виды памяти

4. Основные процессы и механизмы памяти

5. Индивидуальные особенности памяти

6. Типологические особенности памяти

7. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности

8. Совершенствование памяти

9. Основные принципы запоминания новой информации

10. Заключение

11. Список литературы

1. Введение

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. память человек психический запоминание

2. Память и ее значение

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения - это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

3 . Виды памяти

Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:

1) двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

2) образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

3) словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.

4) эмоциональную, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

5) непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

6) произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

Существуют и другие классификации видов памяти:

Непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

Оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

Долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически. Долговременная память подразделяется на: а) генетическую - это все то, что накопили наши предшественники. б) наследственную - память ближайших родственников.

Также долговременная память бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

4 . Основные процессы и механизмы памяти

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти -- это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Запоминание -- это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание -- это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.

По другому признаку -- по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,-- запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание -- это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.

Сохранение -- процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Воспроизведение и узнавание-- процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же -- в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное -- это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение -- целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Формы воспроизведения:

узнавание -- проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

реминисценция -- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

эйдетизм -- зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Забывание -- естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Принято выделять три таких уровня:

1) воспроизводящая память;

2) опознающая память;

3) облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо.

Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них -- время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации

2) повторение информации

5 . Индивидуальные особенности памяти

Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

1) быстротой запоминания,

2) прочностью сохранения,

3) точностью воспроизведения

4) так называемой готовностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой -- в другом.

Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.

3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

6 . Типологические особенности памяти

С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов -- слуховая, у художников -- зрительная память, у философов -- словесно-логическая.

Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип -- преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник -- цвет предметов, математик -- типы задач, спортсмен -- движения.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,-- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти.

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, -- то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

7 . Значение памяти для человеческой жизнедеятельности

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

8 . Совершенствование памяти

Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.

В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.

Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти - физический. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур. Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта. Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут.

9 . Основные принципы запоминания новой информации

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Структурные связи также помогают запоминанию: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

Метод ассоциации. Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания.

За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

Запоминание лиц. Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр.

Запоминание имен. Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

Общие условия успешного запоминания.

1. Когда материал интересен для запоминающего.

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.

4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.

5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.

8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

10. Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс -- процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память -- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

11. Список литературы

1. ЛУРИЯ А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,2008г.

2. ФАЙГЕНБЕРГ И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 2004г.

3. ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 2006г.

4. ВАРТАНЯН Г.А. и др. Организация и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 2005г.

5. ИВАНОВ-МУРОМСКИЙ К.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2007г.

6. ВАРТИНЯН Г.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 2008 г

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Память как форма психического отражения прошлого опыта, ее основные процессы и значение. Характеристика основных видов памяти. Индивидуальные особенности памяти, их взаимосвязь с особенностями личности. Основные принципы запоминания новой информации.

    реферат , добавлен 27.05.2009

    Память - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Память как основа способностей человека, обуславливающая его склонность к научению. Общее понятие, основные процессы и механизмы памяти. Основные характеристики, факторы, определяющие развитие памяти. Индивидуальные различия этого свойства у людей.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2017

    Память и ее значение. Ассоциации. Виды памяти. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Классификация памяти по характеру целей деятельности, по продолжительности сохранения материала. Основные процессы и механизмы.

    реферат , добавлен 12.08.2004

    Память как форма мыслительного процесса человека. Виды памяти и их особенности. Общие положения о развитии памяти. Методы воздействия на память. Основные нарушения памяти, способы, приемы и пути ее улучшения. Специальные системы запоминания лиц и имен.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Исследование памяти как психического познавательного процесса. Характеристика памяти. Основные ее виды (по способу запоминания, по характеру психической активности, временная характеристика). Основные процессы и механизмы памяти. Мнестические процессы.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Память как одна из психических функций и видов умственной деятельности, ее характеристика и основные процессы. Теории памяти, эффект реминисценции и механизм ассоциации. Виды памяти, формы сохранения информации. Процесс запоминания и воспроизведения.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта: теории памяти, виды, процессы и механизмы; индивидуальные особенности. Этапы логического запоминания, его зависимость от характера материала; фактор края.

Определение памяти:

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Функции памяти:

Запоминание - длительность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

Сохранение и забывание - Сохранение - это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей.

Узнавание и воспроизведение - Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений в памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести.

Значение в жизни человека :

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их мысли. Человек лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу.