Пасха красная детские работы воскресных школ. Сценарий на пасху для детей воскресной школы

Когда-то праздник Пасхи был один из самых долгожданных и любимых для детей из-за своих традиций. Сценарий к Пасхе для воскресной школы поможет напомнить детям и взрослым о важности Христова Воскресенья.

Ведущий:

Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна; вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля уже покрываются свежей травкой, и скоро куда ни взгляни — увидишь первые душистые цветы. Березовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, запоет свои звонкие песни, прославляя Бога- Творца.

Песня «Скворцы» (исполняют дети в костюмах скворцов):

Проснитесь, горы, долы, реки!

Хвалите Господа с небес!

Побеждена Им смерть навеки,

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка, зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь — любовь!

Ребенок-чтец:

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

С нею солнце краше и весна милей,

Прощебечь с дороги нам привет скорей!

Ведущий:

У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы с вами отмечаем великий церковный праздник — Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. А за семь дней до Пасхи мы праздновали Вербное воскресенье, день, в который Господь Иисус Христос вошел в Иерусалим вместе со своими учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями в руках как царя и чудотворца. Но Иисус Христос знал, что в Иерусалиме Он пострадает за людей; умрет на Кресте и воскреснет… У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.

На Руси, как снег растает, и в природе — тишина.

Первой верба оживает, безыскусна и нежна.

Перед Пасхой, в воскресенье, в церковь с вербочкой идут,

После водоосвященья окропить ее несут.

И хвалебным песнопеньем, со святынею в руках

Молят о благословеньи с покаянием в сердцах.

Ребенок-чтец 1:

«Верба, верба, наша пальма»

Верба, верба, наша пальма — ты на вид совсем проста!

Но с тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.

Ребенок-чтец 2:

Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой.

Огонечки светятся, прохожие крестятся, и пахнет весной.

Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня!

В воскресенье Вербное завтра встану первым я для святого дня!

Ребенок-чтец 3:

Проснулась я и слышу — весна стучит в окно!

Капель несется с крыши, везде светло-светло!

И кажется — не птицы, а Ангелы летят,

О том, что скоро Пасха, они нам возвестят.

Ведущий:

Весть, что люди стали мучить Бога,

К нам на север принесли грачи…

Потемнели хвойные чащобы,

Тихие заплакали ручьи…

И другие вести, горше первой,

Принесли скворцы в лесную глушь:

На Кресте распятый, всех прощая,

Умер Бог, Спаситель наших душ.

Почему «Спаситель наших душ»?

Потому, что Сын Божий отдал жизнь за всех нас. Когда Иисус Христос был распят, Его ученики сняли тело Спасителя с Креста и совершили обряд погребения, завернули Его тело в плащаницу и положили в пещеру. Было это в пятницу, а в воскресенье, на третий день после смерти, Иисус Христос восстал, воскрес из мертвых. Он победил смерть и даровал нам новую жизнь, которая никогда не кончится.

Поет хор воскресной школы.

Ведущий:

Христос воскрес! Христос воскрес! Исчезла ночи мгла.

Сияет светом звон небес, поют колокола.

Поют о празднике любви, о чуде из чудес:

Восстал Господь из недр земли!

Христос, Христос воскрес!

Песня «Пасхальный звон»

Ведущий:

Святая Пасха — это праздник победы любви над злом, жизни над смертью, это праздник нашей надежды на всеобщее воскресение.

Разлилась потоком радость Воскресенья,

Ближним и далеким во Христе спасенье!

Золотое солнце озарило дали.

Новая поется песня без печали.

Пасхальная композиция «Кто построил этот дом?» Е. Королев.

Дети читают поочередно, расположившись вокруг глобуса:

1-й ребенок:

Вот какой чудесный дом!

Много есть соседей в нем.

Только кто его построил?

Кто порядок в нем устроил?

2-й ребенок:

Кто посеял мох, цветочки?

Кто деревьям дал листочки?

3-й ребенок:

В реки кто воды налил?

Кто в них рыбок поселил?

4-й ребенок:

За весной послал к нам лето?

Кто же, кто придумал это?

Кто все так устроить мог?Все:

Ну конечно, это Бог.

5-й ребенок:

Бога видеть невозможно.

Лишь дела увидеть можно,

Те, что делает для нас

Каждый день Он, каждый час.

6-й ребенок:

Вот за что и почему благодарны мы Ему.

7-й ребенок:

Чтоб Его не огорчать,

Душу надо освящать,

Зла не делать никому

И послушным быть Ему.

Ребенок-чтец:

Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди, пробудитесь! К вам весна идет,

А с весной — и Пасха радость вам несет.

Радость, что из гроба наш Спаситель встал!

Детям Он и взрослым избавленье дал!»

“Он воскрес из мертвых! — вся земля поет. —

И опять на землю скоро Он придет”.

Воспевайте, люди: “Наш Христос воскрес!”

Есть спасенье людям, и надежда есть!»

«Песенка о весне» музыка Г. Фрида.

Ребенок-чтец 1:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Скрылась за рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где-то за дорогой замирает звон.

Ребенок-чтец 2:

Хорошо на колокольне позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней, чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье, этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья зазвучал со всех сторон.

«Пасхальный букет» (инсценировка)

Ребенок-цветок:

Мы — цветочки из райского сада. Все мы равные — целый букет!

И спешим мы Христу поклониться, принести наш душистый привет.

Нас окрасила радуга цветом; не жалея всех красок на нас,

Красотою такой наделила, что нельзя отвести от нас глаз.

Красотою мы будем делиться, будем людям мы жизнь украшать.

Мы от смерти Воскресшего Бога всем букетом идем поздравлять.

Ландыш:

В зеленеющем уборе млеют темные леса,

Небо блещет, точно море, море — точно небеса.

И в саду у нас сегодня я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш с белоснежным мотыльком.

Стебелек:

И верит каждый стебелек: за стужей следует спасенье.

Идет весна! Весна идет! Природа славит Воскресенье!

Колокольчик:

Услышав колокольный звон, и колокольчик покачнул головкой,

Настроился на колокол большой и стал раскачиваться ловко.

Песня «Динь-дон».

Подснежник:

Подснежник белый, чудный первоцвет,

Что жемчуг по лесам рассыпан,

Как символ воскресенья и побед,

На солнышке пригрелся и затих он.

Мать-и-мачеха:

А на полях, куда ни глянь — златые капли мать-и-мачехи.

Сначала выпустили цвет, а листики до лета прячут.

Черемуха:

Березки водят хоровод, и соловей в лесу поет.

Весна сережки раздает всем тополям, березкам, ивам,

Да и черемухе почет: уж нарядилась — всем на диво.Ромашка:

Распахнули реснички шалуньи-сестрички,

Ромашки-хохотушки, веселые подружки,

Славят чудо из чудес — Иисус Христос воскрес!

Маки — словно капли крови, что стекали со Креста.

Смотрят средь травы зеленой на Воскресшего Христа

И головками кивают, путь собою устилают

Всем идущим за Христом,

И главы их украшают огнедышащим венцом.

Незабудка:

Незабудки голубые — это капельки небес.

Тоже радуются чуду и поют: «Христос воскрес!»

Васильки:

Васильки бегут, спешат Воскресенью подивиться,

И воскресшему Христу прямо в ноги поклониться.

Маргаритка:

Маргариток много-много, вся усыпана дорога,

Все головками кивают, Воскресенье прославляют.

Первоцвет:

Я — цветок, какой — не знаю. Я весною расцветаю.

Слышал, что воскрес Христос, и дары Ему принес:

Веру, любовь и терпение, послушанье и благоговение.

Песня «Христос воскрес!»

Ведущий:

Святая Пасха – самый великий и светлый праздник для православных христиан. Пасхальная ночь – такая безмолвная и тихая, как ни одна другая ночь в году. Все зажигают свечи и ждут, когда священнослужители в красных ризах, с крестом, иконами и церковными знаменами выйдут из церкви для того, чтобы крестным ходом обойти вокруг храма, как бы прийти к запечатанному гробу Спасителя.

Ведущий:

Святая ночь… Залит огнями храм.

Молитва всех восходит до небес.

Ребенок:

Открыты Царские врата пред нами.

Святой огонь сияет от свечи…

Кругом опять расставили во храме

Цветные яйца, пасхи, куличи.

Всем весело, и солнышко играет,

И радостно друг другу повторяем:

Христос воскрес!

Ведущий:

«Дорого яичко ко Христову дню!» — говорит православный русский народ. Без красного яйца нельзя представить себе Светлого праздника. А почему мы раскрашиваем яйца и дарим друг другу? Может быть, началось это оттого, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесет курочка яичко, и оно похоже на камушек, словно неживое. А в нем жизнь – живой цыпленочек, который вот-вот вылупится из яйца.

А ведь и правда, лучшего подарка в память о воскресшем Спасителе нельзя и представить. Как прост этот подарок и как дорог!

Пасха! Христос воскресе! Слушаешь и не можешь наслушаться, потому что ни на земле, ни на самом небе нет более светлых и радостных слов!

Музыкально-литературная композиция

Дети входят поочередно в зал, держа в руках пасхальные яйца-сувениры, букетики.

1-й ребенок:

Христос воскрес! Христос воскрес!

Зазеленел уж темный лес.

Христос воистину воскрес! (Дарит яйцо).

2-й ребенок:

Пришла весна – пора чудес.

Журчит родник: «Христос воскрес!» (Дарит яйцо).

3-й ребенок:

Светлее в мире нет словес:

Воистину Христос воскрес! (Дарит яйцо).

4-й ребенок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес! Христос воскрес! (Дарит яйцо).

5-й ребенок:

Под напев молитв пасхальных и под звон колоколов

К нам летит весна из дальних из полуденных краев. (Дарит бекетик).

Ведущий:

Христос воскресе!

Дети:

Воистину воскресе!

Ведущий:

Бог воскрес, и смерть побеждена!

Эту весть победную прислала

Богом воскрешенная весна.

Ребенок:

Смерть побеждена для всех – для всех? И мы не умрем?

Ведущий:

Телом умрем, а душа не умрет. Но наступит день, и не только душа будет жива, но и тело воскреснет.

Дети садятся вокруг взрослого.

Ребенок:

И первые люди воскреснут?

Ведущий:

И первые люди. Они первыми согрешили, но Господь по милости Своей обещал им и всем людям спасение.

Ребенок:

От чего спасение?

Ведущий:

От греха и смерти. Любите друг друга, прощайте обиды, слушайтесь старших — и все это станет прекрасным подарком к великому празднику Пасхи.

Христос воскресе! Он воскрес для всех, кто любит Его, кто верит и знает Его! И для тех, кто пришел к Нему в первый час, и для тех, кто пришел в последний час дня.

Христос воскресе!

1-й ребенок:

Целый год я ждал Пасхи!

2-й ребенок:

Целый год мы ждали Пасхи!

Ведущий:

В этот Праздников Праздник хочу пригласить всех от мала до велика пережить радость, которую чувствует всякая верующая душа при мысли о воскресении Христовом, и соединить наши пробудившиеся сердца для единой радостной вести о воскресшем Спасителе.

Песня «Благовест»

Ребенок-чтец 1:

Сегодня ночью тьма побеждена

Лучом единым, дуновеньем света.

Душа любовью к Богу возжена,

И Богородица Пречистая воспета.

Ребенок-чтец 2:

Христос воскрес! Веселый перезвон

Христос воскрес! – Звучит Благая весть,

И люди в храмах светятся надеждой.

Ребенок-чтец 3:

Чудесен миг, события воскресли,

Природа оживает на глазах.

Христос воскрес! – Звучит бессмертной песней

История, живущая в сердцах.

Ребенок-чтец 4:

Одна есть в мире красота –

Не красота богов Эллады

И не влюбленная мечта,

Не гор тяжелые громады

И не моря, не водопады,

Не взоров женских чистота.

Одна есть в мире Красота –

Любви, печали, отреченья

И добровольного мученья

За нас распятого Христа.

Песня «Божий храм»

Ребенок-чтец:

День Православного Востока,

Светись, светись, великий день!

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Но и Святой Руси пределом

Его призыва не стесняй.

Пусть будет слышен в мире целом,

Пускай он льется через край!

Звон колоколов (запись).

Ведущий:

Пасха! В трубы золотые Ангелы трубят с небес.

Школьный спектакль к Пасхе — значимая традиция, позволяющая детям развивать свои творческие способности. Христианские сценки можно придумывать совместно с детьми или воспользоваться уже готовым сценарием.

Ответов

Здравствуйте, гости дорогие!

Будьте здоровы и счастливы,

А наша встреча пусть будет

Веселой и радостной!

Она посвящена светлому

Православному празднику Пасха!

Пасха – это праздник надежды, мира и прощения. В этот день, день Воскресения Христова, мы празднуем победу добра над злыми силами, над смертью. Связан этот праздник с чудом.

Христос умер и воскрес. Он уже прошел свой земной путь. Оставил нам заповеди земные, дал надежду на спасение, искупил своей смертью прошлые грехи человеческие. Христос воскрес и жизнь торжествует.

Учащиеся:

Из страны далекой

Ласточки летят,

Весело щебечут

«Люди, пробудитесь!»

А с весной и Пасха

Радость нам несет!

Радость, что из гроба

Наш спаситель встал!

Детям он и взрослым

Избавленье дал.

Он воскрес из мертвых!

Вся земля поет,

И опять на землю

Скоро он придет.

Восставайте, люди

«Наш Христос воскрес!

Есть спасенье людям

И надежда есть».

Как и все православные праздники, Пасха богата обрядами и обычаями.

В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них родилось столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота с серебра да с красного яйца в надежде разбогатеть. А еще был обычай – на Благовещение на волю отпускать птичек в память о той радости, которую принесла всему миру весть о рождении спасителя. Колокола в этот день звонили особенно торжественно. Назывался этот звон, Пасхальный благовест.

Учащиеся:

На Руси обрядов много

А сегодня праздник Бога

Пасха – Бога воскресенье

Его второй день рождения.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Заря глядит с небес

С полей уж снят покров снегов

И руки рвутся из оков

И зеленеет ближний лес

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

С древних времен существовало поверье, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, всем кто коснется его. На Руси целебным, наделенным особой силой деревом считается верба. Ведь цвести она начинает раньше других деревьев. Был такой обычай в старину – веточками вербы, выгонять скот, на первый выпас, сметать вербным пучком паутину в избах и сараях, мести пол. Этим как бы изгоняли нечисть из дома, болезни и неудачи.

Маленьких детишек стегали веточками вербы, чтобы они были здоровы, да приговаривали при этом: «как вербочка растет, так и ты расти» .А тех, кто по старше, стегали посильнее, но тоже не больно. При этом говорили:

Верба хлест

Бьет до слез

Верба синя

Бьет не сильно,

Верба красно

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест

Бьет до слез.

Верба бьет.

Верба хлест

Бьет до слез.

Давайте, поиграем в игру «Вербочка».

Учащиеся встают в круг. Водящий ходит за кругом в противоположную сторону и приговаривает:

С вербой, с вербой

Иду за тобой,

Коснусь вербой,

Беги за мной.

Водящий слегка ударяет по спине человек, который оказался рядом.

Круг останавливается и водящий и тот, кого коснулись, бегут в разные стороны, навстречу друг другу. Кто быстрее обежит круг и встанет на свободное место, становится игроком. А кто не успел – водящим.

Перед Пасхой, в вербное воскресенье, устраивались весенние базары. На базарах продавались веточки вербы, угощения, сладости, игрушки и т.д. Да товару на ярмарке много всякого, на любой вкус.

Проводится игра «Горшки».

Учащиеся одни садятся в круг –это «горшки», а другие встают за кругом – это « продавцы». Водящий – «покупатель». «Водящий» и «покупатель» торгуются. Далее они на счет раз, два, три бегут в разные стороны. Кто добежит первым, касается горшка, который покупали. Он становится «продавцом». Другой – «покупателем».

Чинары, чинары

Выходите, гончары!

Собирается, народ,

Здесь торговля идет!

Почем горшок?

По денежке.

По какой денежке?

— За рубль.

— А он у тебя не с трещинкой?

— Сам попробуй.

По рукам.

Назовите, пожалуйста,сказку, в которой происходят страсти вокруг яйца? («Курочка – Ряба»). Сейчас вам ребята покажут сказку «Курочка – Ряба». Ведущий:

На пригорке виден дом

Бабка с дедкой в доме том.

У них курица живет,

Яйца каждый день несет.

Было так…Яйцо на днях

Снесла курица в сенях.

То яичко не простое

Честно слово золотое

Бабка песенки поет,

Дед медок от счастья пьет

Но яичко золотое

Было прочное такое!

Баба била, била,

Но яичко не разбила,

Взялся дедка за яйцо

Да как стукнет о крыльцо!

И яичко покатилось

Но разбиться не разбилось

Мимо мышка пробегала,

Хвостиком своим махала,

За яичко зацепилось,

И яичко –то разбилось,

Плачет дед и плачет баба.

К ним бежит скорее Ряба:

«Вы не плачьте, баба, дед

Я снесу вам на обед

Но яичко не златое,

А обычное –простое.

Учащиеся с помощью имитации изображают сказку.

Принято в народе на Пасху христосоваться: обмениваться крашенным яичком, трижды поцеловаться и сказать: «Христос воскресе!»

— «Воистину воскресе!» Этому обычаю уже много лет. Христос дал нам жизнь, а яйцо символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожаров, помощь скоту от болезней.

Наши предки катали крашенные яйца по земле. Считалось, что это способствует плодородию. Давайте и мы поиграем с вами с крашенными яйцами.

Проводится игра «Кто быстрее прокати яйца».

(учащиеся делятся на две команды. Побеждает та команда, которая быстрее прокати яйца).

Яйцо упоминается и в русских пословицах:

«Дорого яичко ко Христову дню» — об услуге.

«Дай яичко да еще облупленное» — жирный, ленивый.

«Хоть черненькая курица, да на беленьких яичках сидит» — о суровых на вид людях с добрым сердцем.

«Он по яйцам пройдет –не одного не раздавит» — оговаривают чересчур осторожных.

«Дай дураку яичко –что покатил, то и разбил»-говорят о неловком увольне.

Кроме крашенных яиц главным блюдом на столе были куличи. Пекли куличи форме цилиндра. Он был похож на купол церкви. Мы думаем, что вы уже имеется представление о том, как праздновали и как нынче Пасху.

Учащиеся:

Хвалите Господа с небес,

И пойте непристанно!

Исполнен мир его чудес

И славы несказанной!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки:

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть поправ вовеки!

На этом наш праздник подошел к концу. Поздравляем вас с о светлым праздником Пасхой. Желаем вам крепкого здоровья, счастья и благополучия. До новых встреч.

Друзья, доброе утро! С Вами Ирина Иваськив. Считаю дни до весны. Думаю, что и Вы тоже. Праздник Пасхи в этом году выпал на 16-е апреля. Вроде бы ещё достаточно до этой даты времени. Но учителям Воскресных школ именно в эти дни – самое время подумать о подготовке к этому празднику. Ведь возможность порепетировать с детьми Вам будет выпадать не так часто – 1 раз в неделю (при условии стопроцентной посещаемости детей). То есть будет у Вас в запасе 5-6 репетиций для того, чтобы подготовить программу к Пасхе без спешки и качественно. А если учесть, что и реквизиты нужно будет смастерить (декорации, костюмы, наглядности), то времени уже не кажется так много.

В эти дни тысячи учителей Воскресных школ начинают искать в библиотеках и в Интернете новые сценарии на Пасху или садиться за написание своего. И вот здесь часто случаются затруднения: то сценарий уже заезженный, то слишком сложный, то слишком длинный, да и написать хороший сценарий самому далеко не у всех получается. Словом, друзья, предлагаю свой сценарий на Пасху. В нём нет грандиозной постановки. Ведь не так легко осуществить такую постановку. Но зато есть много разных других разнообразностей, которые помогут Вам сделать праздник Пасхи незабываемым и для детей и для взрослых. Христос воскрес!

Сценарий на Пасху “Христос воскрес!”

Такой сценарий легко будет распределить на разное количество детей в Вашей Воскресной школе. В нём можно будет задействовать деток разного возраста, а также взрослых. Здесь можно будет обойтись минимальным количеством реквизита.

Советую маленьким детям выделить время в самом начале программы.

Начало праздника:

1-й Ведущий (выходит на сцену вместе с дошкольником): Здравствуйте, люди дорогие! Маленькие и большие!

2-й Ведущий (выходит на сцену вместе с дошкольником): Здравствуйте, гости, милости просим! Пасху открываем, праздник начинаем!

Поздравления от самых маленьких:

1-й ребёнок:

Бог – повсюду. Он – везде:
В небе, воздухе, воде.
Он всё видит, Он всё знает,
Всех на свете понимает,
Он – Спаситель мой и твой,
Он – повсюду. Он – живой.

2-й ребёнок:

Радость от земли и до небес:
Он воскрес! Воистину воскрес!
Он воскрес… И это Воскресенье
Дарит людям вечное спасенье.
(Е. Санин)

Вместе:

Ведущие и дети вместе: Христос воскрес!

Все зрители в зале отвечают: Воистину воскрес!

Ведущие и дети вместе: Христос воскрес!

Все зрители в зале отвечают: Воистину воскрес!

Пасхальная песня № 1:

1-й Ведущий (предисловие к песне): Я узнал(а) недавно, что в православии есть такое интересное понятие как «переходящие или подвижные праздники». Так называют праздники, которые не имеют какой-нибудь определённой постоянной даты, которые каждый год меняют свою дату, и из-за этого их празднование приходится каждый год на разные дни и даже месяцы. К таким подвижным праздникам относятся как сама Пасха, так и праздники, связанные с Пасхой календарно: Вербное Воскресение, Вознесение, Троица. Я подумал(а): какое точное название – «подвижный праздник». Праздник, который всё приводит в движение! Если Рождество возрождает в сердце надежду, то Пасха приводит эту надежду в движение!

Подберите Пасхальную песню. Её могут спеть дети, или подростки, или взрослые. Это может быть сольная или ансамблевая песня. Можно также не петь её, а прослушать плюсовку этой песни в записи. Можно использовать не всю песню целиком, а лишь её часть. Если Вы найдёте подходящий клип, то можно будет показать его на экране. В качестве такого клипа Вы можете использовать вот этот клип, который исполнили ребята из нашего хора:

Пасхальная игра “Капельки и ручейки”:

В эту игру могут играть и дети и взрослые вперемешку. Ведущий говорит о том, что весной снег начинает таять, и предлагает каждому участнику побыть капелькой воды, которые, соединившись, будут образовывать маленькие ручейки.

Начинает звучать музыка. Капельки рассыпались по лужку и греются на солнышке. Музыка останавливается, это – сигнал для капелек соединиться в ручейки по 2 капельки в каждом. Снова звучит музыка, и ручейкам надо перемещаться по лужку, не задевая друг друга. Музыка снова останавливается, это – сигнал для капелек соединиться в ручейки по 3 капельки в каждом. Музыка возобновляется, игра продолжается. В процессе игры ручейки увеличиваются: по 4, по 5, по 6… В конце игры все ручейки соединяются в один большой речей.

Пасхальная игра “Горка и ручейки”:

Ручей из предыдущей игры делят на две части. Одна часть игроков образует круг с поднятыми руками – гора. Вторая часть игроков продолжают держаться вместе ручейком. Ручей протекает внутрь горы с любой стороны и вытекает из-под горы с другой стороны, затем снова вливается в гору и вытекает из неё. Предупредите участников, чтобы они не толкались, делали это не спеша, двигались маленькими шагами – плыли . Это очень красивое зрелище. Музыка, сопровождающая игру, не должна быть быстрой.

В середине игры предложите участникам, составляющим горку, начать медленно двигаться по кругу, а участникам, составляющим ручеёк, разделиться на несколько ручейков и втекать и вытекать одновременно, не задевая друг друга.

Легенда о Пасхальном яйце:

1-й Ведущий: На Пасху многие люди традиционно красят яйца. Как ты думаешь, почему?

2-й Ведущий: Думаю, потому, что яйцо всегда было символом новой жизни.

1-й Ведущий: Однажды Мария Магдалина нашла возможность встретиться с императором Тиберией, чтобы благовествовать ему. Она подарила ему яйцо со словами: Христос воскрес! Выбор такого скромного подарка (согласно святителю Димитрию) был вызван бедностью Марии, которая считала невозможным прийти к императору ни с чем. Тиберий ответил скептически: Как яйцо не может из белого стать красным, так и мёртвые не воскресают. Я поверил бы в воскресение Христа, если бы… если бы вот это яйцо стало красным. Яйцо, подаренное Марией Магдалиной, прямо в руках императора мгновенно покраснело у него на глазах. Это было настоящим чудом! С тех времён и повелось окрашивать яйца в красный цвет.

2-й Ведущий: и в память о том предании мы поиграем в игры, в которых главным реквизитом будут вот такие деревянные расписанные яйца.

Игра “Катание яиц”:

Приготовьте 2 скамейки, 2 стульчика и 2 яйца. Концы обеих скамеек поставьте на стульчик, чтобы получились горки. Участников разделите на 2 команды. По сигналу первые игроки в командах подбегают к горке, скатывают яйцо по горке, подхватывает его в конце горки и передают его следующему игроку в своей команде и т.д. Играть могут только дети, или дети вперемешку со взрослыми. Понадобится весёлая музыка.

Игра “Бег с яйцом”:

Для этой игры участников лучше разделить на 2 небольшие команды. Понадобится: 2 ложки (лучше чайных), 2 яйца, 2 стула для “оббегания” и весёлая музыка.

Пасхальная песня № 2:

Рекомендации практически те же, что и для первой Пасхальной песни. Но вот здесь лучше исполнить песню вживую. Здесь Вам может помочь взрослый хор или группа прославления. Это может быть также сольная песня в исполнении взрослого солиста. Будет лучше, если это будет очень известная Пасхальная песня, которую могли бы без труда подхватить все люди в зале. Песня в этой части программы настроит людей после игр на восприятие важных истин.

1-й Ведущий “Весна”:

Несмотря на то, что Пасха каждый год меняет свою дату, она всегда отмечается не раньше марта и не позже мая, в пределах весны, наступления которой все мы так ждём. И для меня это очень символично и пророчески. Я буду говорить о весне, а Вы, если сможете, параллельно подумайте о Пасхе:

  • весна вытесняет зимний холод,
  • весна ломает многотонные льдины,
  • весна заставляет их таять,
  • весна расширяет пределы рек,
  • весна напитывает землю влагой и согревает её долгожданным теплом,
  • весна пробуждает природу,
  • весна выводит из состояния спячки,
  • весна даёт силы каждому ростку пробиться к солнцу через толщу прошлогодней листвы,
  • весна возвращает блудных птиц домой,
  • весна усиливает голод,
  • весна зовёт работать и просто заставляет жить.

Весна для меня – инструмент, при помощи которого Пасха всё приводит в движение.

2-й Ведущий “Воскресенье”:

А ещё удивительно то, что, как бы Пасха ни меняла дату своего празднования, всё равно каждый год она приходится на воскресенье. И этот день – не просто для кого-то первый, для кого-то последний день недели. Этот день – прямое напоминание о том, что Христос воскрес. Только через один этот день по 52 раза каждый год Бог напоминает о том, что Его любимый Сын – жив.

1-й Ведущий “Названия Пасхи”:

У Пасхи есть несколько названий, каждое из которых даёт всем нам больше понимания того, что это за праздник. Велик день, Светлый день, Светлое Воскресение, Праздник праздников и Торжество торжеств. Самый великий и светлый христианский праздник, день, когда на твоё приветствие «Христос воскрес!» любой человек, верующий или не верующий, обязательно ответит тебе: «Воистину воскрес!».

2-й Ведущий “Приготовления к Пасхе”:

Все мы каждый год ожидаем наступления Пасхи. Люди не просто ждут Пасхи, они, как умеют, приготавливают и свою душу (через молитвы покаяния), и своё тело (через строгое воздержание Великого поста), чтобы достойно встретить такое великое событие. У меня не всегда хватает собственных слов, чтобы рассказать об этом событии. Поэтому предлагаю заглянуть в нашу литературу, лучшая часть которой всегда была и высокой, и христианской, и отыскать в ней нужные слова.

Стих (взрослый чтец):

Тяжкий камень отвалён от гроба.
Белый ангел камень отвалил.
Где теперь отчаянье и злоба
Тёмных и безумно мрачных сил?!

Там, где Тело Господа лежало,
Светит чистым мрамором плита,
Вся земля сама не удержала
Смертью смерть поправшего Христа.

Оттого, что в мире это было,
Переплавлены и ты, и я,
Молния навеки осветила
Тайные истоки бытия.
Неизвестный автор

Легенда о Пасхальных птицах:

Эту легенду может озвучить группа подростков (от 3-х до 9 человек). Возможно, понадобятся звуки природы: шум ветра, леса, моря. Можно использовать произведение “Григ и звуки океана” или подобное.

В центре – зелёное дерево, на котором развешены ярко-красные птички (клесты). Слышатся звуки лесного шума, пение птиц (в записи). Выходят девять детей и становятся по обе стороны зелёного дерева.

1-й ребёнок: Что за звуки? Цик, цик, цек, цек, цок, цок… На хвойных ветках – ярко-красные птички: кто вниз головой, кто вверх, кто сбоку прицепился одной лапкой к еловой шишке

2-й ребёнок: Эту птицу называют «Христовой птицей», или клестом. Особенностью её внешнего вида является её крестообразный клюв.

3-й ребёнок: В одной старинной легенде повествуется о том, что при крестных страданиях Спасителя к кресту слетелись несколько клестов, которые стали вытаскивать из окровавленного чела Христа тернии Его венца и так же усиленно старались вытащить гвозди, которыми был пригвождён Божественный Страдалец; старались до тех пор, пока концы их клювов не загнулись от чрезмерных усилий и не стали крестообразными.

4-й ребёнок: Христос сказал им: “За ваше состраданье Распятому, отныне и вовек на память вечную, потомству в назиданье останется ваш клюв крестообразен”.

Ещё несколько реальных особенностей клестов:

5-й ребёнок: Благодаря своему крестообразному клюву клёст может отлично вылущивать из шишек хвойных деревьев семена, которые составляют главную его пищу, а так как в сосновых и еловых семенах заключается много смолистого вещества, то после смерти птицы тело её становится словно набальзамированное. Известны случаи, когда такие тела птиц-клестов сохранялись в течение 15-20 лет без всяких признаков разложения.

6-й ребёнок: Христос сказал: “Тлен не коснется вас, насущный для вас корм всегда в обилии давать вам будет лес, и северной зимы жестокие морозы безвредны будут вам”.

7-й ребёнок: Самой удивительной особенностью клеста, которой мы не встречаем ни у одной из наших птиц, является способность гнездиться и выводить детей-птенцов в любое время года.

8-й ребёнок: Христос сказал: “В любую пору года любить и песни петь, среди зимы иль летом, весной иль осенью выращивать детей равно да будет вам…”

9-й ребёнок: Клесты водятся во всей северной и средней Европе, повсюду, где только есть хвойные леса. Характер у клеста чрезвычайно симпатичный: отличительные его черты – добродушие, доверчивость и общительность не только друг с другом, но и с другими птицами.

Весенняя песня “Ветер перемен” (из к/ф “Мерри Поппинс, до свидания!”) в сольном исполнении или в записи:

Возможно, кто-то скажет: Но ведь это же “мирская” песня!”.))) Да, мирская. Но она не противоречит Библии. В ней нет ничего, идущего вразрез с Библией. Словом, друзья, если это приемлемо, используйте её, если нет, тогда подыщите другую.

Игра “Пасхальный хоровод”:

Заранее приготовьте возле сцены 2 Пасхальные корзины с символическими подарками. Это могут быть Пасхальные открытки (как купленные, так и сделанные детьми в Воскресной школе), красиво упакованные вкусняшки и т.п. Все участники Пасхальной программы выходят на сцену, образуя 2 круга один в одном. Один круг начинает не спеша, маленькими шагами, двигаться (плыть) по часовой стрелке, другой круг – в противоположную сторону. После 3-х – 4-х кругов участники ручейками направляются в зал (если есть такая возможность), захватывая из корзин по 2 подарка, чтобы раздать людям в зале. Отрепетируйте эту часть программы, чтобы зрительно не нарушалось хороводное движение и всё выглядело естественно.

После этого участники программы ручейками возвращаются на сцену, выстраиваясь в один горизонтальный ряд. В то время, как они возвращаются на сцену, на фоне музыки кто-то выразительно декламирует четверостишие:

Ось сонце вже усміхнено всім сяє,

Любов промінням теплим ллє з небес.

Із святом ми від серця всіх вітаєм:

Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!

(Ирина Иваськив)

Заключительная часть “Провозглашение”:

В этой части программы все участники выходят на сцену и озвучивают по одной строчке. Слова “Христос воскрес!” советую провозглашать всем вместе.

Христос воскрес, и ад Им побеждён.
Христос воскрес, и мир Им искуплён.
Христос воскрес, и ангелы ликуют.
Христос воскрес, и люди торжествуют.
Христос воскрес, и рай открыт для нас.
Христос воскрес, и сила ада пала.
Христос воскрес, и стёрто смерти жало.
Христос воскрес, и мир от муки спас.
(О. Осипов)

Заключение

Друзья, желаю Вам светлого и чистого празднования Пасхи! Если эта статья была Вам полезной, напишите свои комментарии внизу. Благословений!

© Ирина Иваськив

Друзья, если Вы нуждаетесь в уникальных библейских уроках для работы со своими подростками, учитывающих все основные их нужды и возрастные особенности, Вы можете приобрести программу для подростковой библейской школы. Ознакомиться с программой Вы можете перейдя по этой ссылке .

Часть первая. Приготовление к Пасхе

В середине зала Распятие. Перед Распятием зажженная свеча. Звучит тихое песнопение иеромонаха Романа «Я нарисую старый дом» (в записи).
Выходят четыре мальчика и четыре девочки с горящими свечами, становятся по обе стороны Распятия лицом к зрителям. Тишина.

Хор поет:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Первый мальчик:
Великий пост « это приготовление к празднику Пасхи. Путем покаяния, отрешения от ветхой « греховной « жизни. Великий пост очищает и подготовляет человека для участия в радостном, торжественном Празднике Воскресения Христова.

Первая девочка:
Каждый греховный поступок человека как бы подтачивает, разрушает самого человека и весь мир, потому-то наши грехи так мерзки перед Богом. Если Великим постом мы с помощью Божией сможем избавиться хотя бы от одного такого греха, то пост не пройдет для нас даром.

Второй мальчик:
Великий пост... души отдохновенье
От вечной суеты, сжигающей огнем,
О, как люблю я грусть священных песнопений,
В них зов к нездешнему и слезы о былом.
Душа скорбит... И эта скорбь спасенье «
У ног Распятого остаться б навсегда!
И бремя нравственных ошибок и падений
Сложить бы здесь, у этого Креста.
(Манефа Чокой)

Дети поворачиваются лицом к Распятию. Зрители присоединяются к молитве.

Третий мальчик:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Третья девочка (читает молитву святого Ефрема Сирина):
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабе Твоей. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Четвертая Девочка: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имени Твоего ради.
Все дети. Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!

Колокольный звон в записи. Выходят четыре девочки из младшей группы.

Первая девочка:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Девочка:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Девочка:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Первая девочка:
Бог повсюду. Он « везде
В небе, воздухе, воде,
Все Он видит,
Все Он знает,
Всех на свете понимает,
Он « Спаситель мой и твой,
Он « повсюду.
Он « живой.

Вторая девочка:
Это свято я приемлю,
Сам Господь сошел на землю
И пожертвовал Собой,
Чтобы нас спасти с тобой.
Бог от Бога,
Свет от Света,
Ты, конечно, знаешь это,
И ответишь на вопрос
Кто Он?

Все:
Иисус Христос!
(Е. Санин)

Третья девочка:
Радость от земли и до небес;
Он « Воскрес!
Воистину Воскрес!
Он Воскрес... И это Воскресение
Дарует нам вечное спасение.
(Е. Санин)

Четвертая девочка:
Христос Воскрес! Звучит благая
Над миром весть с Святых Небес,
И тварь ликует, воспевая «

Хор: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разрушив.

На фоне тихо звучащей музыки (это может быть «Зима» Вивальди) девочка читает стихи.

Девочка:
Дитя рождается безгрешным,
Сияет кротко детский взгляд,
Добру открыт, как утром вешним,
Теплу распахнут майский сад.
Дитя на ангела похоже «
Не знает злобы и страстей,
Учил Спаситель: в Царство Божие
Врата открыты для детей.
(Т. Шорыгина)

Часть вторая. Благословение детей

Участвуют три чтеца и мальчик из младшей группы.

Ведущая:
Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос очень любил детей, и всегда благословлял их. Иногда ученики, стараясь уберечь Господа от утомления, не допускали к Нему детей. Но Господь говорил им: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие
.
Первый чтец:
В Евангелии говорится, что когда Спаситель учил о Царствии Небесном, он призвал одного ребенка, поставил его посреди народа и сказал: Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Кто примет такое дитя во имя мое, тот Меня принимает.

Второй чтец:
По Преданию, этого ребенка звали Игнатий. Он стал впоследствии святым. Его называют Богоносцем, потому что Сам Господь носил его на руках.

Третий чтец:
И еще потому, что с тех пор он больше всего на свете полюбил Христа и никогда не мог забыть Его прекрасный взгляд, полный небесной любви.

Первый чтец:
Он всю свою жизнь носил в сердце имя Христа.

Второй чтец:
Настало время, когда по повелению римского императора Трояна язычники стали мучить и убивать христиан. Схватили и Игнатия Богоносца, который был епископом в городе Антиохия.

Третий чтец:
Его приговорили к ужасной смерти. Он был брошен на растерзание хищным зверям в римском цирке.

Первый чтец:
Идя на казнь, святой Игнатий все время повторял имя Господа Иисуса Христа. Когда мучители спросили его, зачем он твердит это имя, Игнатий Богоносец ответил: «...Оно написано в сердце моем».

Первый чтец:
И вот когда святой был растерзан львами, его сердце Божиим произволением осталось цело. Злые люди, решили проверить его слова, разрезали сердце пополам и увидели « там золотыми буквами написано: «Иисус Христос!»

Часть третья. Христова птица

Ведущая: А теперь вспомните о Голгофе, о распятии Спасителя: на холме стоит Крест, а на Кресте умирает плотию Сын Божий. Он умирает, потому что Он так нас возлюбил, что во всем уподобился нам, кроме греха, чтобы за наши грехи и беззаконие принять крестную смерть. Сын Божий умирает свободным соизволением Своим, чтобы открыть нам путь в Царство Небесное.

Мальчик (читает стихотворение «Иисус Христос»):
Над Голгофой « лобным местом
Тьма, съедая свет, ползла.
Но, взойдя на страшный Крест, Он
Победил всю силу зла!
Мукой той бесчеловечной,
Кровью, что текла из ран,
Спас Он всех от смерти вечной «
Православных христиан!
(Е. Санин)

Участвуют девять чтецов. В центре зеленое дерево, на котором развешены ярко-красные птички « клесты. Послышались звуки лесного шума, пение птиц (в записи). Выходят девять чтецов и становятся по обе стороны зеленого дерева.

Первый чтец:
Морозное утро. В лесу тишина. Красиво. Торжественно « как в Божием храме... Но чу! Что за звуки».. Цик, цик, цек, цек, цок, цок... Морозные лучи солнца осветили веселую картину: на хвойных ветках « ярко-красные птички: кто вниз головой, кто вверх, кто сбоку прицепился одной лапкой к еловой шишке...

Второй чтец:
Птица эта « «Христова птица», или клест. Особенностью в наружности «Христовой птицы» является ее крестообразный клюв.

Третий чтец:
В одной старинной легенде сказано, что при крестных страданиях Спасителя к Кресту слетелись несколько клестов, которые стали вытаскивать из окровавленного чела Распятого тернии Его венца и так же усиленно старались вытащить гвозди, которыми был пригвожден Божественный Страдалец; старались до тех пор, пока концы их клювов не загнулись от чрезмерных усилий и не стали крестообразными.

Четвертый чтец:
Христос сказал им: «За ваше состраданье Распятому, отныне и вовек на память вечную, потомству в назиданье останется ваш клюв крестообразен».

Пятый чтец:
Благодаря своему крестообразному клюву клест может отлично вылущивать из шишек хвойных деревьев семена, которые составляют главную его пищу, а так как в сосновых и еловых семенах заключается много смолистого вещества, то после смерти птицы тело ее становится словно набальзамированное. Известны случаи, когда такие тела птиц-клестов сохранялись в течение 15»20 лет без всяких признаков разложения.

Шестой чтец:
...Христос сказал: «Тлен не коснется вас, насущный для вас корм всегда в обилии давать вам будет лес, и северной зимы жестокие морозы безвредны будут вам».

Седьмой чтец:
Самой удивительной особенностью клеста, который мы не встречаем ни у одной из наших птиц, является способность гнездиться и выводить детей-птенцов в любое время года.

Восьмой чтец:
Христос сказал: «В любую пору года любить и песни петь, среди зимы иль летом, весной иль осенью выращивать детей равно да будет вам...»

Девятый чтец:
Клесты водятся во всей северной и средней Европе, повсюду, где только есть хвойные леса. Характер у клеста чрезвычайно симпатичный: отличительные его черты « добродушие, доверчивость и общительность не только друг с другом, но даже с другими птицами.

Ведущая:
В то время как все люди наполнены переживанием крестной смерти и Воскресения Христа, Спасителя нашего, природа также не остается безучастной.

Начинает тихо звучать музыка « это звуки природы: шум ветра, моря. Можно использовать кассету «Григ и звуки океана».

Четвертая часть. В Гефсиманском саду

Действующие лица:

Чтец - мальчик.
Терн - девочка в костюме терна.
Кипарис - девочка в костюме кипариса.
Ветер - мальчик в костюме ветра.

Чтец:
И в этот час, гласит Преданье,
Когда, сомнением томим,
Изнемогал Он от страданья,
Все преклонилось перед ним.
Затихла ночь в благоговенье,
И слышит Он:

Терн:
Моих ветвей
Колючий терн « венцом мученья
Возложат на главе Твоей.
Но терн короною зеленой
Чело Святое обовьет «
В мир под страдальческой короной,
Как Царь Царей Господь войдет!

Чтец:
И кипарис, над Ним шумящий,
Ему шептал во тьме ночной:

Кипарис:
Благословен Господь скорбящий «
Велик и славен подвиг Твой!
Я вознесу над всей Вселенной
Мой тяжкий крест, и на кресте
Весь мир узрит Тебя, Смиренный,
В неизреченной красоте.

Чтец:
Но снова Он в тоске склонялся,
Но снова Он скорбел душой «
И ветер ласковой струей
Его чела в тиши касался.

Ветер:
О, подними Свой грустный взор!
В час скорби, в темный час страданья
Прохлады свежее дыханье
Я принесу с долин и гор,
Я нежной лаской аромата
Твои мученья облегчу,
Я от востока до заката
Твои глаголы возвещу!

Ведущая:
Около Креста Матерь Божия, апостол Иоанн. Каким именем назвать таинственную любовь Пресвятой Девы к Сыну Богочеловеку, каким свойством объяснить его веру» И любовь и вера в ней едины, без разделения, без смешения. Стихи «Магдалина билась и рыдала».

Девочка:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
(А. Ахматова)

Пятая часть. Святые Жены-Мироносицы

Ведущая:
Святые Жены-Мироносицы: Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия. Мироносицы были первыми, узнавшими о Воскресении Христа! Почему они были удостоены чести быть первыми вестницами Воскресения Христа» Потому что их любовь не имела границ и не знала страха. Все ученики Христа (кроме апостола Иоанна) в страхе разбежались. Они не видели, как Он страдал на Кресте, как был поруган, как взывал к Отцу Небесному. Об этом они узнали от других. А Жены-Мироносицы до последней минуты были со Христом, они провожали Его на Голгофу, стояли у Креста, видели Его крестные страдания, присутствовали при погребении, позаботились купить ароматы, чтобы помазать ими тело Христа, не побоялись ни темноты, ни римских солдат, не ведали страха за себя, за свою жизнь, отправились одни ко гробу Господню, удостоверяя этим безграничную любовь и преданность Христу. Поэтому они и удостоились первыми видеть Воскресшего Христа.

Девочка (читает стихотворение «В Неделю Жен-Мироносиц»):
Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А Мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А Жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко Гробу.
(А. Солодовников)

Действующие лица:
Первая девушка.
Вторая девушка.
Третья девушка.
(Все три девушки одеты в костюмы времен земной жизни Иисуса Христа).
Чтец - мальчик.
Ангел - девочка в костюме Ангела.

Чтец:
Туман и заря над землей полусонной,
По склонам три женщины шли.
И с маслом янтарным кувшин
благовонный
Ко гробу Господню несли.

Первая девушка:
У них от дум, от тяжести утраты
Ряды морщин легли на бледный лоб;
Они несли в сосудах ароматы,
Как дань любви, Учителю на гроб.

Чтец:
В предрассветный туман устремляя свой взор,
Они в сад уже робко вступали,
Посторонний не шел на уста разговор,
Об одном лишь они рассуждали.

Вторая девушка:
Кто поможет им камень большой отвалить,
Закрывавший святую пещеру.

Третья девушка:
Чтоб слезами здесь горе при гробе излить,
Укрепить ослабевшую веру.

Чтец:
Вот пред ними сквозь зелень смоковниц, олив
Очертанья пещеры открылись,
И, дыхание робко в груди затаив,
Мироносицы к ней устремились.

Первая девушка:
Камень был отвален, и сидел, светлолиц,
На нем Ангел.

Ангел:
...Не бойтесь! Владыки Христа
Вы искали Распятое Тело;
Его нет здесь « Спаситель из гроба восстал:
Всем вещайте об этом вы смело!

Чтец:
И спешат оттуда жены,
И с восторгом их уста
Проповедуют Сиону
Воскресение Христа.

Первая девушка:
Он Воскрес! Обитель рая
Вновь открыта для людей...
Жизнь безгрешная, святая.
Лишь одна дорога к ней.

Вторая девушка:
Христос Воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.

Третья девушка:
Внимай, земля и круг небес:

Все вместе:
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Тихая музыка. Можно использовать кассету «Звуки природы».

Ведущая:
Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь. Он охраняет его от бед, напастей, предостерегает от грехов. Вначале, когда еще не было мира и не был сотворен человек, Бог сотворил святых ангелов. Они бестелесны, бессмертны, безгрешны. Одно у них служение « любовь к Богу.

Девочка:
Каждому от Бога дан святой Хранитель;
В радости и в горе с нами Он всегда;
Ангел белокрылый, ласковый учитель,
Светлый, как звезда.
(М. Пожерова)

Мальчик:
По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой,
Внимали той песни святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге Великом Он пел, и хвала
Его не притворна была.
(Ю. Лермонтов)

Ангел:
О Боже, Ты « и жизнь, и свет всего творенья,
Ты « в ярком свете дня, в улыбке звезд ночных,
На что ни взглянем мы в порыве умиленья «
Ты, Господи, во всем, все « дело рук Твоих!

Девочка:
Пресветлый Ангел мой Господень,
Хранитель ты души моей,
Души моей, тебе победной,
Будь милостив к рабе твоей.
Ты послан с неба для храненья,
Тебе Господь так поручил;
Прими теперь мое моленье
И как мне жить здесь, научи.

Ангел:
Живите, люди добрые!
Живите, люди честные!
Стремися, юность смелая,
без устали вперед!
Тебе « земля цветущая,
Тебе « огни небесные,
Тебе « весна румяная
и шепот вешних вод...
Люди-братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый Праздник Воскресенья,
Бога Правды! Бога Сил!

Девочка:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Мальчик:
Христос Воскрес! Какой небесной, светлой радостью звучат эти слова и, как звон колокола, отдаются в каждой христианской душе.
Христос Воскрес, и ад Им побежден.
Христос Воскрес, и мир Им искуплен.
Христос Воскрес, и ангелы ликуют.
Христос Воскрес, и люди торжествуют.
Христос Воскрес, и рай открыт для нас.
Христос Воскрес, и сила ада пала.
Христос Воскрес, и стерто смерти жало.
Христос Воскрес, и мир от муки спас.
(О. Осипов)

Первый чтец:
Под солнцем вьются жаворонки
Поют:

Все:
Христос Воскрес!

Второй чтец:
По всем кустам малиновки
Поют:

Все:
Христос Воскрес!

Третий чтец:
Во все окошки ласточки
Поют:

Все:
Христос Воскрес!

Четвертый чтец:
Сердца у дев, у юношей
Поют:

Все:
Христос Воскрес!

Все:
Воистину Воскрес!

Сценарий пасхального спектакля по сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка». Материалы предоставлены воскресно-приходской школой «Город Золотой» при Свято-Никольском храме с. Усолье Самарской области.

1 действие

Ведущие, горошины.

Звучит музыка – тема горошин.

Ведущие выходят под музыку, разворачивая «стручок» — зелёную ткань. Во время слов первого ведущего выскакивают 5 весёлых горошин и садятся на корточки на фоне зелёного стручка. Они толкаются, «растут» — встают в полный рост, но из стручка не высовываются.

1-ый Ведущий:

В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Стручок рос, росли и горошины; они приноравливались к помещению и сидели все в ряд.

2-ой Ведущий:

Солнышко освещало и пригревало стручок, дождик поливал его, и он делался все чище, прозрачнее; горошинам было хорошо и уютно, светло днём и темно ночью, как и следует.

2-ой ведущий в это время проводит над головами горошин «солнышко», потом тучку (из картона, на ручке), как бы поливая их, горошины при этом радуются, подпрыгивают, моются, смеются.

Они всё росли да росли и всё больше думали, сидя в стручке, что пора им что-то предпринять.

Горошины изображают, как они думают – все встают в разные «думательные» позы.

1-ая горошина (с вызовом):

Век, что ли, сидеть нам тут?

2-ая горошина (с тревогой):

Как бы нам не засохнуть от такого сидения!..

3-я горошина (сделав из ладошки козырёк и поглядев вдаль туда – сюда):

Сдаётся мне, есть что-то и за нашим стручком! Уж такое у меня предчувствие!

1-ый Ведущий:

Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел.

Ведущие переворачивают «стручок»-ткань жёлтой стороной.

Все горшины хором (оглядываясь, с удивлением):

Весь мир желтеет!

1-ый Ведущий:

Вдруг они почувствовали сильный толчок!

Музыка звучит громче, горошины кричат и толкаются, держатся друг за друга, каждая кричит своё, причём одновременно:

— Ой, мамочки!
— Что же это делается!
— Ай, ай, ай!
— Это землетрясение!
— Конец света!

Они сцепляются локтями, катятся сначала в одну сторону, потом в другую, в результате падают и пищат громко, по-девчачьи.

4-ая горошина (вставая и приводя себя в порядок):
Ну, вот теперь скоро нас выпустят на волю!

1-ая горошина (любуясь в зеркальце и поправляя наряд после толчка, с вызовом глядя на остальных):

А хотелось бы мне знать, кто из нас пойдет дальше всех! Впрочем, скоро увидим!

5-ая горошина (скромно):

Будь что будет!

Музыка – тема горошин.

2-ой Ведущий:

Но вот стручок созрел и лопнул, и все пять горошин выкатились на яркое солнце.

Горошины раскатываются по краям сцены – кружатся и при этом выкрикивают свои слова.

1-ая горошина: Лечу, лечу, куда хочу! Лови, кто может!

Летит через всю сцену.

2-ая горошина: А я полечу прямо на солнце; вот настоящий-то стручок! Как раз по мне!

Летит в другую сторону.

3-ья, 4-ая горошины: А мы куда придем, там и заснём! Но мы все же до чего-нибудь докатимся! Мы дальше всех пойдем!

В обнимку улетают.

5-ая горошина: Будь что будет!

2-ой Ведущий:

Она взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки. В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая Господом Богом.

— Будь что будет!

5-ая горошина прячется за окошком, и её пока не видно.

2 действие

Мать, дочка, ведущие, ангел.

Звучит музыка – тема матери.

Мать хлопочет по хозяйству: переставляет чугунок, подметает полы, проверяет, как там дочка…

1-ый Ведущий:

А в каморке жила бедная женщина. Она ходила на поденную работу: чистила печи, пилила дрова, словом, бралась за всё, что подвернется; сил у неё было довольно, охоты работать тоже не занимать стать, но из нужды она всё-таки не выбивалась! Дома оставалась у неё единственная дочка, подросток. Она была такая худенькая, тщедушная; целый год уж лежала в постели: не жила и не умирала.

Мать (стоит далеко от кровати ребёнка и говорит зрителям):

Она уйдет к сестренке! У меня ведь их две было. Тяжело было мне кормить двоих; ну, вот Господь Бог и поделил со мною заботу, взял одну к себе! Другую-то мне хотелось бы сохранить, да Он, видно, не хочет разлучать сестёр! Но будь что будет!

Подходит к дочери, гладит по голове, успокаивает её и себя:

Доченька, скоро Пасха, будем с тобой яички красить?

Девочка (сидит в кроватке, облокотившись на подушку, очень слабенькая, тщедушная, раскрашивая пасхальное яичко на картинке):

Да, мамочка, они такие красивые становятся, горят, как угольки! А ты не знаешь, почему на Пасху яички должны быть красные?

Показывает матери картинку, которую перед этим раскрашивала – яичко.

Фрагмент спектакля. Девочка раскрашивает яичко

Мать (присаживаясь на край кроватки и гладя девочку по голове):

Об этом существует даже легенда. Помнишь, я тебе рассказывала, что такое Пасха?

Девочка:

Мамочка, расскажи! Я так люблю, когда ты про Боженьку рассказываешь!

Мать:

Давай я тебе подушечку поправлю, ты глазки закрывай, а я буду читать, хорошо?

3 Действие

Мироносицы, ангел.

Девочка засыпает, слушая мать. На первое четверостишие мать сидит рядом с дочкой, потом, когда начинаются слова мироносиц, укрывает дочку и тихонько выходит. Здесь же разворачивается действие у Гроба Господня.

Мать (читая книгу, перелистывая страницу):

В рассветный час пошли ко Гробу,
Росу стряхая с сонных трав,
Неся из смирны и алоя
Благоухающий состав.

Начинает звучать музыка – грустная и торжественная – тема мироносиц 1.

Мироносицы торжественно идут из глубины зала, между зрителями, скорбно неся сосуды, и на ходу начинают говорить слова.

1-ая мироносица:

Мы шли, не думая о чуде,
В холодном, розовом луче.
Ты миро в глиняном сосуде,
Склонясь, держала на плече.

2-ая мироносица:

И так нам страшно вспомнить было
Его позор, и смерть, и боль…
Как раны знойные омыла
Твоих волос ночная смоль.

Как из Его ладоней гвозди
Ты, тихо плача, извлекла,
Смотря на кровь, что, как из гроздей,
Густыми каплями текла.

3-я мироносица:

Мария Мать и ты — вы обе
Его приняли от солдат
И положили в новом гробе,
Возлив на тело аромат.

Смотри: минула ночь субботы,
И новый день сменяет мрак.
Сестра, скажи мне, отчего ты
Нежданно ускоряешь шаг?

Мироносицы останавливаются у Гроба и пробираются к нему в зарослях ветвей.

1-ая мироносица:

Уж близок сад. Вот лилий чаши
Сверкнули из рассветной мглы.
Сестра, зачем одежды наши
Так неестественно белы?

Как ветви здесь нависли густо.
Давай сосуд. Пришли. Пора.
Вот и пещера. Где Он? Пусто!
Кто взял Его? О, кто, сестра?

Музыка звучит громче, нужно показать, как они в ужасе отпрянули от входа в пещеру, смятение, страх.

2-ая мироносица (мечется между другими, ища ответа):

Кем вход в пещеру отгорожен?
Что совершилося в ночи?
Пустой покров белеет, сложен,
В пещере белые лучи.

Музыка – торжественная, тема мироносиц 2.

Где труп? Где стража? Где ограда?
Всё – только белые цветы.
Бегу навстречу! Нет, не надо.
Ты возлюбила – встретишь ты!

Ангел очень торжественно, медленно взмахивая крыльями, появляется со стороны пещеры, мироносицы при его появлении пятятся назад, освобождая дорогу и склоняют головы в поклоне.

Ангел:

Не ищите Иисуса, Он воскрес.
Он на небе и опять сойдёт с небес.

Ангел взмахивает крылом в сторону мироносиц, проходит мимо них, идёт в сторону спящей девочки, останавливается, гладит её по головке, проходит мимо окна, откуда ему машет веточкой 5-ая горошинка, он тоже взмахивает крылом в её сторону, торжественно удаляется, пройдя таким образом круг. За ним уходят и мироносицы.

Музыка звучит громче и торжественней.

Мироносицы торжественно удаляются, остаётся 1-ая мироносица Мария Магдалина.

Мария Магдалина (идёт постепенно к краю сцены, читает очень проникновенно):

Я первая узнала, что Христос
Воскрес из мертвых. Рано поутру
Я шла помазать миром Его тело,
Но камень, закрывавший путь в пещеру,
Отвален был Неведомой рукой,
А гроб был пуст, лишь пелены лежали –
Одежды погребальные Его,
Когда в недоуменье я стояла,
Вдруг чудный свет всю озарил пещеру,
Предстал передо мною Ангел Божий…
И возгласил…
– Нет с мёртвыми Живого,
Христа здесь не ищите –
Он воскрес!

Музыка, тема мироносиц 2.

Проходит по сцене, будто вспоминая и восстанавливая в памяти события.

Потом Учитель пробыл с нами сорок дней
А, возносясь к Отцу на небо,
Он нас на проповедь послал.
И я, как все ученики Христовы,
Хожу по свету из страны в страну,
Благовествуя о Христе воскресшем,
Евангелие возвещаю миру.

На сцене появляется трон императора, торжественно выходит Тиберий в сопровождении слуги, усаживается на трон, слуга стоит с опахалом чуть позади.

Ведущий (на краю сцены):

Так в славный город Рим однажды
Мария к императору пришла…
У входа во дворец стояла стража,
И гости знатные с богатыми дарами
Спешили к императору в покои.

3 Действие

Тиберий, слуга, 3 гостя, ангел, Мария Магдалина.

Рим. Дворец императора Тиберия.
Звучит музыка – тема Тиберия.

1-й гость (торжественно войдя и преклоняя колени перед императором):

Великий император и владыка,
Прими ты в дар вот это ожерелье,
Из жемчуга, рубинов и сапфиров.

2-ой гость:
Великий царь Тиберий! В дар от нас
Прими ты это золото в избытке,
Пусть золото усилит власть твою,
И укрепит могущество державы.

3-ий гость:
С Сицилии мы привезли алмаз,
Огромной ценности и очень редких свойств,
Достоин он сиять в короне царской.

Тиберий благосклонно кивает, принимая подарки, каждый из которых слуга складывает на блюдо.

Появляется Мария Магдалина. Император очень грозно смотрит на неё.

Приглушённо звучит музыка – тема мироносиц 2.

Мария Магдалина:
Когда-то я была очень богата
И приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни, –
Христос воскрес!

Показывает императору яичко и тоже кладёт его на блюдо с другими подарками.

Тиберий (удивленно и гневно, поднимаясь с трона и подходя к Марии):

Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Тогда лишь только я поверю в воскресенье,
Когда яичко это станет красным.

Слуга (в ужасе, бросая опахало):

О, император, посмотри скорее,
Яичко розовеет, нет, темнеет,
О чудо!
Оно стало ярко-красным!

(На блюде среди ткани нужно заранее спрятать красное яичко, которое слуга поднимет и даст императору.)

Тиберий берет в руки и показывает в великом удивлении всем красное яичко, произносит хором с Марией:

— Воистину Иисус Христос воскрес!

Замирают на краю сцены, император держит в поднятой руке яичко, Мария стоит рядом.

Звучит пасхальный тропарь – мужской хор.

Очень торжественно выходит тот же ангел, обходит вокруг императора и Марии, махнув на них крылом. Они удаляются, ангел проходит вдоль пещеры и уходит.

4 Действие

Девочка, мать, 5-я горошина.

Быстро убирается трон. Входит мать, убирается по дому, вешает на окно чистые занавески.

Девочка (просыпается):

Мамочка, какой чудесный сон мне приснился! Яичко стало красным! А что, чудеса и вправду бывают?

Мать (с надеждой):

Всё в руках Божиих.

Девочка:

Но как же Господь может помочь всем сразу, ведь людей много на земле!

Мать:

Понимаешь, помощь иной раз приходит как будто сама, бывает, мы даже не замечаем, что это Господь её послал. Она может прийти через человека или даже через какой-то неживой предмет. Ведь император же поверил, что Христос Воскрес, когда увидел яичко?

Девочка очень внимательно слушает.

Девочка:

Да, правда…

Мать отходит, начинает собираться на службу, надевает белый платок, снимает фартук, берёт корзину с яичками.

Девочка:

Мамочка, что это там зеленеет за окном? Так и колышется от ветра!

Мать подходит к окну и приотворяет его.

Мать:

Ишь ты! Да это горошинка пустила ростки! И как она попала сюда в щель? Ну, вот у тебя теперь будет свой садик! Доченька, я схожу на службу, ведь завтра Пасха. И принесу тебе освящённое яичко.

Мать целует девочку и уходит.

Музыка звучит громче, под неё горошинка всё больше и больше вырастает и играет с девочкой в мячик, мячик падает, а девочка не может встать и показывает горошинке руками, что не может, тогда горошинка пускает из окошка мыльные пузыри, девочка радуется, ловит их, смеётся.

Мать возвращается, протягивает яичко, но останавливается, она удивлена и потрясена: видит, как девочка садится на кровати, разговаривает с горошинкой.

Девочка (увидев мать, запыхавшись):

Мама, я думаю, что поправлюсь! Солнышко сегодня так пригрело меня. Горошинка, видишь, как славно растёт на солнышке? Я тоже поправлюсь, начну вставать и выйду на солнышко.

Мать:

Дай-то Бог! А вот тебе яичко! Христос воскрес!

Девочка:

Воистину воскрес!

Мать (подходит к окну, чтоб открыть занавеску):

Смотри-ка, да горошинка – то скоро зацветёт!

Мать на минуту отворачивается от девочки, чтобы снять платок, поставить корзинку в угол, поэтому не сразу замечает, что происходит за её спиной.

Девочка:

Девочка начинает вставать и очень неуверенными шагами, покачиваясь, идёт к окну. Горошинка протягивает ей свои руки, девочка тянет руки навстречу.

Звучит музыка – тема девочки.

Мать бросается к дочери поддержать её, потом выводит девочку и горошину на середину сцены, плачет и радуется, обнимает девочку и горошину.

Мать:

Господь Сам посадил и вырастил цветочек, чтобы порадовать тебя, милая, да и меня тоже! Чудо, Господи!

Звучит счастливая и торжественная музыка, под неё выходят все участники, выстраиваются в 2 ряда, впереди ведущие.

2-ой Ведущий:

Ну, а другие-то горошины? Вы не забыли про них, дорогие зрители? Та, что летела, куда хотела — лови, дескать, кто может, — попала в водосточный жёлоб, а оттуда в голубиный зоб и лежала там, как Иона во чреве кита.

1-ый Ведущий:

2-ой Ведущий:

А вторая, что собиралась залететь на солнце, упала в канаву и пролежала несколько недель в затхлой воде, пока не разбухла.

2-ая горошина:

Как я славно раздобрела! Право, я скоро лопну, а уж большего, я думаю, не сумела достичь ни одна горошина. Я самая замечательная из всех пяти!

Остальные горошины тянут её за юбочку и смеются над хвастунишкой.

Все артисты (хором, разводя руками в сторону зрителей):

А вы как считаете?

Музыка звучит громче. Все участники спектакля кланяются, выходя на край сцены в таком порядке:

— девочка и мама;
— горошины;
— мироносицы,ангел;
— Тиберий, слуга, гости;
— ведущие.

Два ведущих – девочки-старшеклассницы с хорошей дикцией.
Пять горошин (девочки 7-9 лет)
Мать – девочка-подросток 13-14 лет.
Девочка – худенькая девочка 10-11 лет
Ангел – девочка или мальчик 5-6 лет
Тиберий – ученик старших классов или студент
Слуга – мальчик или девочка 10-12 лет
Три императорских гостя – мальчики 10-12 лет
1-ая Мироносица Мария Магдалина и еще две мироносицы – девочки 12-15 лет или старше.

Декорации и реквизит:

Кровать.
Стул (старый).
Окно с занавеской (можно сделать из театральной ширмы).
Лавка или тумбочка под окном.
Стручок (жёлтая ткань, зелёная ткань 1х2 м.).
Вход в пещеру (драпировка из тёмных тканей, вьющиеся «заросли», можно крупные растения в горшках, пальмы).
Трон (кресло, красивая ткань для декора).
Опахало.
Жезл Тиберия.
2 сосуда.
Подарки царю: «золото», «сапфир», «ожерелье».
Детский мячик.
Мыльные пузыри.
Букет цветущий (для горошины).
Веник.
Подсвечник со свечой.
Горшок с кашей.
Полотенце.
Книга.
2 яичка – красное и белое.
Красивая занавеска.
Вьющееся растение (искусственное).
Альбом с нарисованным яичком.
Цветные карандаши.
«Солнышко» и «тучка» с дождиком (можно сделать из картона).
Чашка, ложка, миска, подушка, одеяло, корзинка.

Костюмы:

Ведущие – парадная одежда, розовые шарфы.
Горошины – зелёные сарафаны, белые водолазки, белые колготки и туфли, в косичках зелёные бантики.
Тиберий – мантия, сандалии, нижняя накидка, жезл, корона.
Слуга – тога, опахало.
Гости – шляпы, тоги.
Мироносицы – длинные накидки с капюшонами или что-то еще, покрывающее голову, сосуды в руках.
Ангел – белый стихарь, золотая ленточка на голове, крылья (их можно купить).
Мать – длинная юбка, кофта, чепец, платок праздничный, фартук, полотенце, полосатые гольфы, грубые босоножки без задников.
Девочка – бедное бледное платье, кофточка, платочек, сандалики.

Расположение на сцене декораций:

Посередине сцены, ближе к правым кулисам, стоит кровать девочки.
Справа от кровати – окно, наполовину повёрнутое к зрителям, чтобы было видно, что за ним происходит. У окна – лавка, застеленная скромной тканью.
Рядом с кроватью – старый стул или табуретка, на которые мать ставит для девочки еду.
С левой стороны сцены – вполоборота к зрителю – вход в пещеру (можно сделать из лестниц, задрапированных тёмными тканями и увитыми искусственной зеленью).

В момент появления Тиберия декорации не убираются, но с левой стороны от кровати, ближе к зрителю, ставится императорский трон.