Первые детские сады появились под руководством. Когда и где появились первые детские сады

Когда возникли первые детские сады?

Фридрих Фрёбель (1782-1852г.) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, разработал идею детского сада и основы методики работы в нём. Создал систему дошкольного воспитания.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий. Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах 19 века (к началу 1867 г. в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

При первом подходе в российских детских садах занятия проводились по строгому расписанию, в чём видели порядок и особый воспитательный эффект. Организованные фронтальные занятия получили название «фребелевских»: лепка, рисование по сетке, занятия по вырезанию и наклеиванию бумаги разного цвета и сорта, занятия по прокалыванию и вышиванию, по плетению из соломы и тесьмы и др.

На первый взгляд, работа с разнообразным материалом полезна и интересна детям, приучает к дисциплине, формирует навыки пользования карандашом, ножницами, но такое понимание фребелевской системы было поверхностным. Ведь сам автор вкладывал в занятия по ручному труду идею связи детских работ с жизнью. Механистичность, монотонность и однообразие занятий усиливались ещё и слепым копированием фребелевских образцов для детских работ, которые превратились в шаблоны и ограничивали детей в самостоятельности и творчестве. Слепое копирование другой формы работы фребелевского детского сада – подвижных игр подражательного характера с пением – привело к тому, что русские дети пели немецкие народные песни.

Сторонники другого (критического) подхода к системе Фребеля предлагали использовать лишь отдельные занятия и игры. Позднее, в начале 20 века, многие занятия по ручному труду в детских садах существовали уже в разных вариантах. Самым значительным шагом в переработке системы Фребеля было стремление преобразовать её в соответствии с идеей народности воспитания, которую впервые обосновал К.Д.Ушинский. Так, А.С.Симонович, вводит занятия, цель которых – приобщить детей к родной культуре: беседы, прогулки, наблюдения, «ведущие к знакомству с Родиной».

Основными направлениями работы детского сада, который, используя фребелевскую систему, стремился остаться русским, были: приближение фребелевского материала к реальной жизни; развитие чувств детей на основе изучения родной природы и окружающей жизни; подбор содержания для работы с детьми с учётом принципа сезонности.

Изменения были связаны и с требованиями системы современного образования. Цель детского сада Фребеля – создать условия для развития физических и духовных сил детей. Он не ставил задачи подготовки ребёнка к школе. Но в России такой подход нашёл применение в школе Е.О.Гугеля, в детских приютах В.Ф.Одоевского.

Первые опыты создания дошкольных учреждений в России

Первым воспитательным учреждением в истории отечественного дошкольного образования можно считать школу для малолетних детей Егора Осиповича Гугеля (1804-1842). В школе Е.О.Гугеля не только обеспечивался присмотр за детьми, лишёнными родительской заботы, но и ставились задачи нравственного и умственного развития. Школа была открыта в 1832 году при Гатчинском воспитательном доме, в котором Е.О.Гугель работал инспектором классов. В Гатчинском воспитательном доме Гугель провёл ряд реформ, обратив особое внимание на первоначальное воспитание и обучение детей. По существующим тогда правилам детей-сирот до семи лет отдавали на патронирование в семьи горожан Гатчины. По достижении школьного возраста они возвращались в воспитательный дом и поступали в начальный класс. Уровень подготовки к школе «патронажных» детей был чрезвычайно низок. Поэтому для таких детей (от 4 до 7 лет) Гугель совместно с другом (учителем П.С.Гурьевым) на собственные средства открывает школу. Педагоги начали работать с десятью мальчиками, которые приходили в школу утром и занимались в течение всего дня.

Пятилетний опыт работы был настолько успешным, что в 1837 году Е.О.Гугеля официально назначают смотрителем школы. Число учеников увеличивается до 120 человек. Жили они в пансионах, которые открывались на квартирах горожан Гатчины; их содержание контролировалось самим Гугелем. Каждый пансион был предназначен для 5-6 мальчиков или девочек разного возраста. Женщина, содержащая пансион, должна была организовать жизнь воспитанников по образцу семьи: учить помогать друг другу, заботиться о младших, проявлять чуткость во взаимоотношениях.

В школе было два отделения – младшее (для детей от 4до 6 лет) и старшее (от 6 до 8 лет). В младшем отделении большую часть времени дети играли на свежем воздухе, а занятия были непродолжительными: рассказы, беседы, несложные работы. За детьми наблюдала надзирательница, восполняя вниманием, лаской и заботой отсутствие материнского ухода. Она следила за чистотой и опрятностью детей, приучала их к аккуратности в одежде, еде.

В старшем отделении занятия были организованы как уроки – по заучиванию молитв, чтению, письму, счёту, наблюдению природы, «умственные упражнения». С детьми занимался учитель, которому помогали старшие воспитанники Гатчинского воспитательного дома. По существу, это был первый опыт организации преемственности в работе дошкольного учреждения и элементарной школы.

Примечательные для того времени методы: умственные упражнения и беседы. Под умственными упражнениями Гугель понимал элементарное введение детей в логику, развитие детского восприятия и наблюдательности, умение видеть сходства и различия, расширение кругозора, что в свою очередь ведёт к нравственному формированию детей. Взаимосвязь умственного и нравственного развития ребёнка, в представлении Гугеля, свидетельствует о том, что он был сторонником идеи воспитания человека в целостности. Беседы. Этот метод преподавания сам Гугель называл «разговоры с детьми». С помощью вопросов педагог заставлял ребёнка размышлять об увиденном, высказывать свои суждения, приходить к умозаключениям.

Е.О.Гугель умер, когда ему не было и сорока лет. Однако в педагогике имя Гугеля напоминает о первом опыте организации дошкольного учреждения, в котором идеи И.Г.Песталоцци творчески применялись к условиям воспитания и элементарного обучения русских детей.

Следующим шагом в развитии общественного дошкольного воспитания в России было создание детского приюта – учреждения, принципиально нового по своему назначению: для маленьких детей, временно остающихся без присмотра. Организатором детских приютов был В.Ф.Одоевский – писатель, музыкальный критик, крупный общественный деятель. Воспитательные заведения открывались на основе составленного при участии Одоевского «Положения о детских приютах» (1839 г.), к которому он разработал приложение: «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» (действовал в течение 50 лет). Приюты должны были заменить бедным детям семью на то время, пока родители заняты. Одно из требований к приюту – создание атмосферы теплоты и заботливости. Но практика изобиловала примерами формального отношения к детям, ущемлением детской активности. Но были и приюты, ориентированные Одоевским на опыт школы Гугеля. Приют работал в течение всего дня (с 7 утра и до 8-9 часов вечера). Посещали его дети от трёх до девяти лет. Распорядок, напоминал жизнь современного дошкольного учреждения: утренний приход детей, ручные работы, с 10 часов занятия, в 12 часов обед, далее до 14 часов дня – свободные игры, после – занятия рукоделием, чтение и рассказывание сказок, разучивание песен и гимнов, уроки письма и счёта.

Содержание жизни детей было подчинено одной цели – внушению им «чувства доброй нравственности». Воспитание нравственности начиналось с веры. В приюте Одоевского практиковались: уроки послушания, контроль поведения, труд, приучение быть всегда занятым, задачи по развитию умственных способностей и усвоению элементарных знаний, комплексные занятия, метод взаимного обучения, метод бесед.

Детские приюты Одоевского – это узко сословные воспитательные заведения, учреждённые для беднейших слоёв населения. Исходя из этого, и были разработаны требования к их деятельности (религиозная, дисциплинированная, трудолюбивая личность простолюдина, обучение не было главной задачей).

Как видим, практика работы первых воспитательных учреждений для дошкольников складывалась, с одной стороны, под влиянием гуманных идей нравственного и умственного развития ребёнка, с другой – в жёстких рамках общественной реальности.

Литература:

  1. Флегонтова Н.П. «Практика работы первых детских садов в России». Ребёнок в детском саду № 3, 2004. М.: ООО Издательский дом – «Воспитание дошкольника», с. 31-34.
  2. Флегонтова Н.П. « Первые опыты создания дошкольных учреждений в России». Ребёнок в детском саду № 3, 2005. М.: ООО Издательский дом – «Воспитание дошкольника», с. 34-36.

Есть словосочетания, настолько привычные слуху, что мы, порой, и не задумываемся, почему говорим именно так, а не иначе. Взять хотя бы словосочетание «детский сад». Почему он детский, понятно. А вот что делает здесь слово «сад» и как оно связано с детьми, не очень ясно. Остряки сразу же припомнят известное выражение «дети – цветы жизни». Особо циничные добавят, что цветы – это замечательно, все-таки лучше, когда они растут в чужом палисаднике. Тогда все укладывается в логический ряд: цветы должны расти в саду и обязательно на красивой клумбе. Вот и пестуем мы наших детишек с помощью воспитателей и нянечек в детском саду.

Так есть сегодня и, скорее всего, так будет еще долго. А как было? Не было детских садов и яслей. Вообще не было. У состоятельных граждан были няни и гувернеры, а у бедных - одна надежда на родню. Идея «совместного», то есть коллективного воспитания детей впервые была высказана и воплощена в жизнь в 1802 году. Должен же быть у идеи создания детского сада автор. Разумеется, он есть. И не какой-нибудь педагог-энтузиаст или предприимчивая домохозяйка, а шотландский миллионер и фабрикант Роберт Оуэн. Он увлекался социологией и педагогикой, мечтал о реформах в образовании и сделал немало в этой области.

Вы верите в «правильных», то есть сознательных капиталистов? В тех, кто создает для своих рабочих нормальные условия труда, организует ИХ досуг, строит школы для ИХ детей, спортзалы и бассейны для укрепления ИХ здоровья? Не верите? Я тоже не верю. Время показало, что мечты о таком хозяине несбыточны. Разумеется, были попытки отдельных - не побоюсь этого слова! - благородных людей сделать жизнь рабочих легче. Одни старались поднять заработную плату, другие проводили собрания и объясняли «политику предприятия», ходили по цехам, пожимали руки рабочим, играя в «своего» парня. И только единицы занимались улучшением рабочих мест и бытовых условий.

Как раз к ним и относится Роберт Оуэн. Удивительный человек! Только представьте: он считал обычных рабочих людьми! Очень революционно, не правда ли?! Он искренне заботился о простых людях, особенно о подрастающем поколении. Роберт Оуэн - автор стройной и прогрессивной для того времени образовательной системы. Выглядела она так: ясли, детсад, начальная школа, вечерняя школа. Главное, он воплотил свою систему в жизнь, создав условия для создания всех четырех ступеней развития ребенка.

Нас интересует только две первые ступени – ясли и детский сад. Они были созданы для малышей от года до шести. Понятно, что такие разновозрастные дети не могли находиться вместе и их следовало разделить. Малышей определяли в ясли. Деток постарше - в детский сад. С первого дня начиналось воспитание и образование. Чему учили? Главным образом коллективизму и жизни в добре и мире. Объяснять правила бесконфликтного общества – вот главная задача. Что хорошо? Жить в мире. Что плохо? Враждовать, жадничать, драться. Нельзя причинять боль другим людям, потому что это плохо. Если товарищ в беде, а ты можешь ему хоть чем-то помочь, то не медли и сделай это. Золотые правила!

Большое внимание уделялось физическому воспитанию и прогулкам на свежем воздухе. Будущий рабочий должен быть здоровым и выносливым, а посему зарядкой начиналось каждое утро. Далее дети гуляли и во время прогулки учились понимать природу, любить ее и оберегать. Потом были занятия пением, ритмикой и народными танцами, потом беседы о прекрасном. Да, да! Эстетическому воспитанию придавалось особое значение. Рисование как способ выражения личности – так звучал один из девизов этой системы. Огромное количество картин, рисунков, схем украшало стены кабинетов и коридоров этой удивительной школы. Так что наглядные пособия современных школ тоже родом оттуда.

Знаете, кого Оуэн приглашал работать воспитателями? Обычных людей, даже не имеющих педагогического образования! Он понимал, что образование не дает главного – любви к детям. Муштры, криков и насилия над личностью Оуэн не терпел, наверное, поэтому так тщательно подбирал персонал для своих яслей и садов. К тому же в каждой группе (в каждом саду, яслях) работали мужчина и женщина. Воспитание должно быть гармоничным, перекосы не допускаются. Главное в воспитателе – любовь к детям и доброжелательное к ним отношение.

Роберт Оуэн заботился не только о самых маленьких: дети постарше могли посещать начальную школу, а подростки – вечернюю. Но! Школы, ясли и детсад не были общественными. Они принимали только детей рабочих его фабрик. Зато бизнес процветал. Благодарные рабочие не жалели сил и приносили своему хозяину тройную прибыль. Говорят, что посмотреть на образцовые фабрики, на необыкновенно трудолюбивых рабочих, на их детей, которые не бегают по грязным улицам, а посещают детский сад и даже школу, приезжали издалека. Да и грязных улиц тоже не было. Рабочие жили в небольших, но чистеньких домиках и ни в чем не нуждались. Просто рай на Земле! Правда, слегка попахивает утопизмом или коммунизмом, тут с первого взгляда не разберешь.

Общественные детские сады, открытые для всех желающих, - это уже разработка немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля. Собственно, и название «детский сад» тоже придумал он, как раз вспомнив о цветах жизни и необходимости особого ухода. Если уж нужен хороший урожай, то садовнику придется потрудиться. С 1837 года до 1839 года проработал первый такой детский сад в городе Бланкенбурге. Идеалист и романтик, Фрёбель. Как и Оуэн, мечтал об идеальном обществе, в котором не будет места насилию и войнам. Что для этого нужно? Воспитать высоконравственных людей. Если взрослых переделать нельзя, то дети – это воск, из которого можно слепить все, что угодно. Фрёбель выделил все положительные качества и составил рекомендации по их воспитанию. Только представьте: список добродетелей и к нему приложение с указанием необходимых методических приемов для их воспитания! Разумеется, не были забыты развивающие и подвижные игры.

Идеи Фрёбеля стали модными, последователей его методики было много. По всему миру открывались курсы, на которых подробно изучались приемы воспитания. России тоже не отстала в этом вопросе. Но нужно отметить одну цифру: на территории Российской империи в 1913 году работало всего 147 детских дошкольных учреждений. А число детей, посещавших их, по некоторым данным составляло не более четырех тысяч. Зато теперь красота! В каждом районе свой детский сад, в котором игровые и прогулочные площадки, музыкальный и спортивный залы, комнаты для занятий, спальни. А в современной основе воспитания дошкольника до сих пор просматриваются идеи основателей – Оуэн Фрёбеля.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ

1. Детский сад А.С. Симонович

2. Первый Kindergarten

4. Новые сады

1. Детский сад А.С. Симонович

Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "садовницей" - так она себя именовала официально. Симонович была большой фантазеркой, в программе ее "сада" были придуманные ей подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.

Но и этого ей показалось мало. "Садовница" хотела, чтобы идеи немецкого педагога Фребеля стали российской практикой, и начала издавать специальный журнал "Детский сад", посвящённый вопросам дошкольного образования. А.С. Симонович, открыла в Петербурге для детей интеллигенции платный детский сад, предварительно ознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Изучая особенности детей, она убедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля и обратилась к идее народного воспитания, предложенной К.Д. Ушинским.

Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад. Рассматривая детский сад как "связывающее звено между семьей и школой", она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. По мнению А.С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада. Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А.С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания.

Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний.

В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д.

В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе.

Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков. В младшей группе детского сада с детьми трех, четырехлетнего возраста Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими.

Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2-3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях, почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. Занятия в старшей группе, с пяти, шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней.

Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов - растений, камешков и т. п.

На последующих занятиях Я.М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. В шотландском Нью-Ланарке при фабрике своего богатого тестя социалист-утопист Роберт Оуэн создал в 1802 году так называемую «школу для малышей» (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр).

С начала 1816 года Оуэн создал в Нью-Ланарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения.

Напомню по этому поводу язвительное высказывание П.Ф. Лесгафта, который говаривал, что «с пеленок учить ребенка в школе - это значит умственно губить его».

Так или иначе, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой.

Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводили культурно-просветительные мероприятия. Позднее поиски форм и методов дошкольного воспитания продолжались, некоторые из них остались вообще вне поля зрения равнодушных потомков.

В 1832 году на свои средства Е. Гугель, П. Гурьев и А. Ободовский открыли небольшую экспериментальную «Школу для малолетних» при Сельском воспитательном доме в Гатчине под Петербургом. Сюда принимали малышей нежного возраста от двух до шести лет, дети, под присмотром учителя, «играючи, научаются весьма многому», без какого-либо строгого преподавания. «Невинные забавы, приучение к порядку и доброму поведению» - такова главная цель.

Все предметы преподавания служат только «средствами к приличному занятию детей». Гугель считал, что таковые заведения «особенно назначаются для детей неимущих родителей». Эта «Школа для малолетних», по сути, первое дошкольное воспитательное заведение в России.

2. Первый Kindergarten

В 1837 году в Бад-Бланкенбурге Фридрих В.Фрёбель - ученик и достойный продолжатель идей прославленного педагога Иоганна Г. Песталоцци - открыл первый Kindergarten. Двадцать лет исследований, педагогических экспериментов и напряженной практики предшествовали этому открытию, Фрёбель сумел совместить теоретические построения с практическим делом воспитания. Сам педагог мастерски умел вести кружки детского творчества, его ученики и ученицы рассказывают, что он неподражаемо играл, заражал детей весельем и серьезностью. Отказавшись от термина Kinderbewahranstalten, (дневной приют для малолетних), Фрёбель создал концептуальный термин «детский сад», а воспитательниц он вовсе не иронично называл «садовницами». Метафора «детский сад» прозрачна и не нуждается в банальных толкованиях, однако следует подчеркнуть природосообразный характер этого типа воспитания малышей: по замыслу основателя детский сад призван «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Выдающийся педагог создал «Дары Фрёбеля» - развивающий дидактический комплекс, с помощью которого «садовницы» играли с малышами: шерстяные шарики всех цветов радуги, шары, кубики, цилиндры из дерева. В то время власти предпочитали Kleinkinderschulen (школы для маленьких детей), где малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании». Первое время детские сады существовали в Пруссии неофициально, скрываясь в семейных кружках, среди учеников и почитателей Фрёбеля - писала А. Симонович. Сад растит малышей, но отнюдь не «обучает», не «обрабатывает», как в иных якобы новаторских учреждениях, этих едва ли не «фабриках по шлифовке воспитанников» с навязчивым стремлением устроителей к технологическим аналогиям. В этом выращивании цветов жизни в саду содержится главная интрига: погрязшему в техницизме миру детский сад противопоставляет натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх.

Историко-педагогический анализ концепции приводит к первому неполному определению: детские сады занимаются воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано. С трудами Фрёбеля сумела ознакомиться лишь небольшая часть педагогической общественности, на русский их первоначально не переводили, что существенно тормозило распространение его идей в России.

Концепция А. Симанович дает краткое изложение самых существенных принципов педагогической системы дошкольного воспитания по Ф. Фрёбелю. Для маленького ребенка жизнь заключается в игре.

Игры подражательные и фантастические называются в детских садах подвижными играми, игры созидательные называются работами детского сада, как строение, вырезание, наклеивание, лепка: «В играх подражательных он проявляет свою изумительную способность наблюдать окружающее, в играх фантастических он проявляет не одну только фантазию, но и переживание древнего языческого мировоззрения, старинных обычаев, войн - словом, давно минувшую эпоху первобытного человечества, наконец, в играх творческих он обнаруживает вечно созидающий человеческий гений». Ежедневно в течение восьми и более лет «дитя принимается с одинаковым удовольствием за это созидание, которое в последующем возрасте переходит непосредственно в художественную потребность».

Детям врожденно чувство общественности. Человечество издревле проживало не в одиночку, а коллективно, чувство общественности у него прочно унаследовано: «На этих двух коренных свойствах, на свойстве детей играть, и играть в обществе других детей, свойствах, присущих всем племенам человечества, основаны учение Фрёбеля и его детские сады, где дитя играет в обществе». Фрёбель впервые ввел все эти игры и работы в детский сад: «...он перенес в детский сад все, что маленькие дети делали в детской, в саду, на улице, что передавалось им из рода в род от старших братьев и сестер, от бабушек и нянь».

Фрёбель исследовал пристрастие малышей к рассказам, а также их любовь к животным. Оставив сказочные сюжеты семейному воспитанию, он создал для детского сада рассказы о животных. Заметив любовь детей к пению и цветам, Фрёбель использовал цветочные клумбы, за которыми ухаживали сами дети. Уверенный в непорочности детей, гуманист Фрёбель считал несовместимыми воспитание и наказания в детском саду. Исходя из наблюдения, что чем нежнее возраст, тем менее ребенок способен постигнуть отвлеченное, Фрёбель делает акцент на наглядном методе, основанном на конкретных впечатлениях ребенка. Концепция детских садов проста и лаконична: «...игра и работа детей дошкольного возраста в обществе сверстников под надзором образованной воспитательницы», которая «направляет игры детей, не дает в обиду одного другому, рассказывает, поет с детьми, приучает их к порядку и опрятности, работает с ними в саду и никогда не наказывает». Тысячелетиями матери или бабушки и няни в селах и городах занимались воспитанием детей, отчего бы им не продолжить свою главную веками сложившуюся деятельность?

Именно в период промышленной революции в XIX веке в странах Европы происходило энергичное индустриальное развитие, что стимулировало создание дошкольных воспитательных учреждений, куда матери могли бы отдать своих детей на период рабочего дня. Настоятельная потребность активного участия женщин в процессе производства привела к созданию детских садов - совершенно иного, расположенного отнюдь не в домашних условиях, педагогического пространства, где «растить детей» призваны профессионалы воспитательного процесса. Важно, что детский сад формируется по образцу большой семьи, где «дети - братья и сестры, а воспитательница - ласковая, всезнающая, всегда готовая помочь мать». Детский сад отнюдь не замена, но дополнение семейного воспитания при условии, если нет других малышей, если у матери нет времени или педагогического опыта, если нет особого помещения для игр, если житейские условия требуют домашней тишины, которая сильно стесняет ребенка. «Фребелевские детские сады были светлым, веселым лучом в этом мрачном детском царстве, но до того резко встали вразрез с прежними учреждениями, что навлекли на себя немилость духовенства, а затем и правительства», - писала А. Симанович.

3. Первые сады в России в эпоху великих реформ

В эпоху великих реформ середины ХIХ века в нашей стране Kindergarten начали переводить на родную почву, в 1859 г. детский сад Седмиградского был открыт в Гельсингфорсе, в Финляндии (тогда в составе Российской империи).

В 1863 году под покровительством активно занимавшегося проблемами дошкольного воспитания Петербургского педагогического собрания на Васильевском острове открыли первый в России детский садик. Жена профессора К. Люгебиля Софья Андреевна открыла в Петербурге в 1863 году детский сад. Без какой бы то ни было программы малыши здесь резвились и занимались под присмотром воспитательниц.

Последовательница Фрёбеля С. Люгебиль активно рекомендовала занятия детей на природе и практиковала выезды со старшей группы за город. Сам процесс «выращивания» происходил отнюдь не изолированно, в детском саду вовсе не возбранялось родителям наблюдать за детскими играми. Однако в просвещенном обществе первоначально с недоверием относились этому начинанию, отчего детский сад Люгебиль излишне строго критиковали. Н. Пирогов в «Вопросах жизни» заявлял, что нисколько не жалеет, что рос в те времена, когда еще неизвестны были Фрёбелевы сады, ибо для пятилетних излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными. Сад закрыли в 1869 году по причине недостатка средств.

«Детская садовница» Симонович. Идея детского сада вдохновляла многих молодых энтузиастов в России. Одна из ярких фигур отечественного общественно-педагогического движения - Аделаида Симонович (в девичестве Бергман) - окончила школу, а потом занималась самообразованием, чтобы выдержать экзамен на звание домашней учительницы. Для продолжения образования Аделаида уехала вместе с мужем Я.Симоновичем в Швейцарию, где женщины могли посещать университеты. В Женеве она обучилась педагогике у племянницы Ф. Фрёбеля, узнавая в теории и на практике о появившихся там детских садах. Познакомившись с кумиром русской просвещенной молодежи А. Герценем, супруги по его рекомендации вернулись на Родину, где проводились реформы, где их образованность и талант оказались востребованы.

Двадцатидвухлетняя А. Симонович вместе со своим мужем врачом-педиатром открыла в 1866 году в Петербурге платный детский сад для малышей состоятельных родителей.

Сад был основательно оснащен для воспитательного процесса, здесь были просторные залы, рекреации, двор с садиком для игр и занятий. Воспитание в саду имело явно выраженный природосообразный подход с элементами идей К. Ушинского о национальном характере образования и весьма распространенного в то время в нашей стране россиеведения.

По мнению А. Симонович, детская садовница должна быть образованна, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, не придирчива, должна знать природу детей. Занимаясь не только практикой, но и теорией воспитания, А. Симонович исследовала весьма сложную проблему соотношения педагогического воздействия на ребенка и его личностной свободы. Воспитание происходило в процессе активных игр, в которых детям демонстрировали трудовую и бытовую жизнь русского крестьянства. Детей учили русскому народному творчеству: сказкам, песням и водить хороводы. Супруги Симоновичи издавали первый в России журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Не имевшие никаких лишних денег, муж и жена сами распространяли тираж своего журнала, сами отправляли бандероли по почте.

Рассказывая в журнальных статьях своим читателям о Фрёбеле и организации европейского дошкольного воспитания, А. Симонович активно развивает концепцию детского сада, прививая эту идею на русской почве. Аделаида Семеновна твердо уверена, что пока просвещенная часть общества не заинтересуется этим начинанием, детские сады не смогут стать доступными для детей из народа повсеместно во всей России. В 1869 году из-за нехватки средств садик пришлось закрыть, а журнал стала издавать Е. Бороздина, переименовав его в «Воспитание и обучение». Новое осмысление детского сада было как заведения, где в процессе игр «садовницы» воспитывают телесно, умственно и нравственно малышей вне зависимости от пола, религии и сословий. Основываясь на принципе непрерывного развития личности ребенка в процессе воспитания, А. Симонович толковала общие цели и особенные задачи дошкольного воспитания, повышая их до уровня младшего школьного возраста.

Неутомимое семейство Симоновичей переселилось на Кавказ, где в 1871 году (по разным данным, в период 1870-1876 годов) открыли детский сад для воспитания шумных малышей из нескольких семей жителей многонационального Тифлиса. Шесть лет А. Симонович работала в этом детском саду, а затем в 1878 году семья возвратилась в Петербург. Аделаида Семеновна стала посещать лекции на историко-филологическом факультете во вновь открытых Высших женских Бестужевских курсах. Бескорыстный интеллигент, замечательный детский доктор Я. Симонович более десяти лет служил в Елизаветинской детской больнице в Петербурге.

По воспоминаниям В. Серовой, он «тяготел к патриархальному, почти библейскому складу жизни». В 1883 году он заразился в больнице сыпным тифом и вскоре скончался, оставив вдову с шестью детьми. Аделаида Семеновна удочерила дочь умершего пациента мужа Ольгу Трубникову, а также воспитывала своего племянника, будущего известного художника Валентина Серова. Когда открыла крохотную частную школу, ее племянник преподавал здесь рисование. Симонович обобщила свой богатый педагогический опыт в книге «Детский сад», которую иллюстрировали ее дети и внуки-художники.

4. Новые сады

Изучая дошкольное воспитание в странах Западной Европы, Е. Водовозова с позиции демократических идей шестидесятых годов мечтала о создании широкой сети детских садов в России, при этом критиковала «мистические» элементы Фрёбеля, будто мяч должен символизировать для ребенка единство мира, а кубик - телесное выражение чистого покоя.

В 1867 г. фрейлейн К. Герке открыла в квартире на третьем этаже, обставленной на «типично немецкий лад», своеобразный детский сад, куда принимали не только малолетних детей, но десятилетних. Здесь малышей учили искусству бальной церемонии, в том числе делать книксен на паркете. А. Бенуа вспоминал, как его, семилетнего, мать потащила в «пансион» (так он его именует. - Е.К.) к этой добродушной фрейлейн. Мальчику явно понравились интересные игры, несколько недель он ходил сюда с охотой. Однако, играя на гладко натертом полу, Саша поскользнулся и разбил нос, воспитательница отвела его домой, как «настоящего раненого». На следующий день он запротестовал и в «пансион фрейлейн Герке» больше не ходил, «несмотря на заплаченный триместр».

С «разрешения попечителя Московского учебного округа» Елизавета и Викентий Смидовичи в 1872 году открыли в Туле в собственном доме детский сад. Их сын Викентий - будущий писатель В. Вересаев, семь его братьев и сестер воспитывались в этом домашнем детском саду. Детский сад разместили в просторных комнатах, чтобы двадцати малышам можно было свободно играть и резвиться. В саду проводили праздники, ставили театральные постановки. К тому же детский сад Смидовичей с пансионом был бесплатным. В связи с недостатком средств Смидовичам пришлось закрыть свой садик в 1875 году.

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном Обществе дешевых квартир в Петербурге. По почину Н. Задлер (Раухфус) и Е. Вертер, окончивших семинарию для учительниц и детских садовниц в Готе, а также И. Паульсона и К. Раухфуса, в 1871 году открыли в Петербурге Фрёбелевское общество, при котором учредили курсы для подготовки детских садовниц. В 1866 году в Петербурге по почину Варвары Тарновской Общество попечения о бедных и больных детях основало народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения (еще не было Фрёбелевского общества). педагог дошкольный образование

Здесь две воспитательницы занимались воспитанием 50 детей. В детском народном саду ввели минимальную плату (10 копеек в месяц), а дети из беднейших семей были освобождены от платы: Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются.

По данным Д. Северюхина, бесплатные детские сады для детей бедных горожан при Литейной и Выборгской Рукодельных школах были открыты Женским патриотическим обществом в начале 1890-х. Александро-Невское общество трезвости, Общество пособия бедным женщинам, Общество попечения о бедных детях «Лепта», некоторые городские попечительства о бедных участвовали в устроении благотворительных детских садов. При Петербурском сиротском доме открыли детский сад на 50 мест.

Е. Калачева открыла в 1898 году бесплатный народный детский сад на острове Голодай, она возглавляла Петербурге Общество устройства народных детских садов, которое открыло дошкольное детское учреждение с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 году здесь содержали 49 мальчиков и 37 девочек).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Внешкольное воспитание в России в начале ХХ века. Первые детские сады в России. Направление воспитательной работы и подбор персонала. Платный детский сад А.С. Симонович для детей интеллигенции. Важность дошкольного периода в развитии личности ребенка.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2010

    Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2012

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Зарубежные семейные детские сады и отечественный опыт в организации групп семейного воспитания, их роль на современном этапе развития дошкольного образования. Особенности организации и методики проведения занятий с детьми по одному разделу программы.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Основная функция детского сада. Описание ситуации в системе дошкольного образования. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду. Влияние детского коллектива на развитие ребенка.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2008

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Проблема оказания социально-педагогической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением. Программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и итоги ее реализации.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2013

    История становления общественного дошкольного воспитания в России. Влияние нормативных документов 20-30-х годов ХХ века на место воспитателя в образовательном процессе дошкольных учреждений данного периода. Роль педагога в организации детской жизни.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Обоснование необходимости преемственности семейного и общественного в воспитании детей дошкольного возраста. Особенности общественного и семейного воспитания в России. Основные педагогические закономерности и особенности воспитания и обучения детей.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Особенности дошкольного и школьного образования во Франции: детские сады, начальное образование, высшая школа. Обзор этапов и требований для обучения в коллеже и лицее во Франции. Отличительные черты высшего образования "короткого" и "длинного" цикла.

Предположение первое

Поскольку первые детские сады появились в Германии (а там они назывались kindergarten- детский сад), то это всего лишь перевод с немецкого языка. Однако вопрос: почему в Германии именно так были названы детские учреждения? И вот поэтому –

Предположение второе

Изобретатель детского сада (Фридрих Фрёбель), человек добрый и увлечённый, считал, что дети – Божие растения, а потому и уход за ними должен быть тщательным – как за растениями в саду. Отсюда и пошло название «детский сад».

Предположение третье

Идея создания детского дошкольного учреждения пришла в голову Фридриху Фрёбелю в то время, когда ему было уже за 60 лет. К тому времени он был известным педагогом с большим опытом работы и запасом накопленных идей. Для их реализации он и решил создать нечто вроде лаборатории по коллективному воспитанию детей. В 40-х годах XIX в. открывается «первое учреждение по уходу за детьми» в небольшом городке Цорбих. Оно разместилось в бывшей гостинице «У дворцового сада». Направляясь туда с детьми, горожане говорили: «Мы идём в сад». Вот отсюда и пошло данное название.

Из других источников следует, что первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» было создано им в 1837 г. в Блакенбурге.

Фридрих Фрёбель – изобретатель детского сада

Ф. Фрёбель (21.04.1782 – 21.06.1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Учился в Йенском университете, затем работал у известного педагога И. Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Это первое дошкольное учреждение было открыто для всех желающих, и отдать в него ребенка мог даже довольно бедный горожанин: плата в неделю составляла 15 пфенингов серебром (фунт мяса стоил 10 пф.). В детском саду Фрёбеля детей кормили три раза в день горячей пищей. Но прежде всего занимались их всесторонним развитием. И, как сказали бы сегодня, вся программа была построена на самофинансировании (сам же Фридрих Фрёбель оплачивал и работу нескольких воспитателей). Этот «сад» стал настоящим питомником, в котором дети «выращивались» под личным присмотром великого педагога и под его же девизом, состоявшим из трех слов: «Труд. Терпение. Любовь». А во главу угла ставилась, прежде всего, неповторимость, индивидуальность каждого ребенка. Задумывался не «инкубатор», из которого требуется получить одинаковых птиц, а место, где рады каждому ребенку только потому, что он есть и что он не похож на остальных, где к каждому подбирались «свои ключики». Именно Фридрих Фрёбель первым заявил, что лучший учитель для ребенка – это игра.

Всеми известные и любимые кубики с рисунками и буквами изобрел тоже он.

Учение Фрёбеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Его система получила распространение во многих странах, в том числе в России.

К сожалению, гениальный педагог был неважным дельцом, и его детский сад вскоре оказался на грани банкротства и мог бы прекратить свою деятельность очень быстро, но это начинание уже имело своих сторонников. Один из них пожертвовал значительную часть своего состояния, не позволив не только закрыться первому детскому саду, но и вслед ему открыл еще несколько в Германии. После чего идея отправилась «гулять» по всему миру.

Детский сад в России. Немного истории

В 60-е годы XIX века в России появляется новый тип воспитательного учреждения – детский сад. Он возник как отголосок фрёбелевского движения на Западе.

В Санкт-Петербурге обрусевшими немцами (И.И. Паульсоном и К.А. Раухфусом) было создано общество содействия первоначальному воспитанию детей по системе Фрёбеля. Однако «идея»детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы, не соответствующей размаху русской натуры», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека. В результате система Фрёбеля приобрела широкую известность, но сущность её мало кто понимал, несмотря на призывы, звучавшие со страниц педагогических журналов второй половины XIX и начала XX веков, внимательно изучить и понять «истинного Фрёбеля».

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий.

Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах XIX века (к началу 1867 года в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

Одним из первых в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.

Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей в Туле. Он был открыт в 1872 году, а закончил свою работу в 1875 г. Пожалуй, главной причиной стала нехватка средств. «Душой» детского сада Смидовичей был их сын Викентий, в дальнейшем известный врач и писатель Вересаев.

25 октября 1872 года в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление с подписью Елизаветы Смидович: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7». Все, кто знал семью врачей Смидовичей, были очень удивлены: в семье было своих восемь детей – какой там детский сад! Но удивление стало ещё большим, когда жители города узнали, что никакой платы за содержание детей брать не будут. А всё это задумано только для того, чтобы дети развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. Для маленьких воспитанников отвели лучшие комнаты – столовую, зал и гостиную – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.

В летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги – он собственноручно изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. Под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.

Зачем детей водят в детский сад?

Естественно, главная причина – чтобы ребёнок был присмотрен, пока родители на работе. А затем, соответственно, следующие: чтобы ребёнок не скучал дома, чтобы привыкал к общению с другими детьми, чтобы стал всесторонне развитым человеком, чтобы наилучшим способом подготовился к школе и т.д.

Но каждому, кто отдаёт ребёнка в детский сад, хочется, как и Фрёбелю, «чтобы ребенка там любили и тогда можно совершенно не беспокоиться об остальном…».

Современный детский сад в России

Детский сад - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Детские сады бывают различных видов: общеразвивающего с приоритетными направлениями, например, интеллектуального, физического, художественно-эстетического воспитания; комбинированного; компенсирующего и др.

Детские сады делятся на муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

В каждом детском саду своя программа занятий, но основными, как и раньше, остаются занятия по физическому воспитанию, творческому и интеллектуальному развитию.

В яслях и младшей группе детского сада занятия продолжаются всего 20-25 минут, в детском саду занятия для этого возраста проводятся 2 раза в день.

Занятия для средней группы длятся 25-30 минут, хотя включают в себя тот же набор, что и для младшей группы.

А вот в старшей группе детского сада продолжительность занятий составляет уже 30-35 минут, практически как в школе. Занятия проводятся 4 раза в день. И к развитию речи добавляется подготовка к обучению грамоте, а лепка и аппликация проводятся как одно занятие.

Детский сад: «за» и «против»

Мы уже говорили о том, зачем детей водят в детский сад. Но не менее важным является вопрос, в каком возрасте лучше всего отдавать его в это учреждение: ведь известно, что некоторые дети с трудом привыкают к обстановке детского сада или вообще не желают его посещать.

Психологи считают, что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до 3-х лет, он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему, отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года (если это девочка) и 3,5 года (если это мальчик). К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребёнком до 3-х лет.

Чтобы выбрать хороший детский сад для своего ребёнка, надо смотреть не на внешнее оформление и современную оснащённость, а на атмосферу в нём. Прислушайтесь к психологу А.Фромму: «Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка».

Марина Гришина
История возникновения детского сада

История детского сада

Само название - «Детский сад » было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Хотя данное учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад » он придумал из соображений, что дети - цветы жизни и выращивать их должны садовницы.

В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Впервые упоминается о детских садах в 1859 г . (г. Гельсингфорс, ныне - столица Финляндии Хельсинки) . В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге в 1863 г. редактором журнала “Детский сад А . С. Симонович.

В период с 1866 по 1870 г. было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Иркутске, Воронеже, Москве, Смоленске, Тбилиси, Санкт-Петербурге. В 1868-1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада , принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик) . Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.

В данные детские сады принимались деть от 3 до 8 лет. Там с ними занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Кроме этого Симонович начала издавать журнал «Детский сад » , в котором рассказывалось о дошкольном образовании.

Современные Российские детские сады делятся на четыре большие группы : муниципальные, частные (коммерческие, ведомственные и домашние (семейные) . Качество и разнообразие предоставляемых услуг, количество детей в группе и наличие специальных развивающих программ зависит от типа выбранного садика. Расскажем подробнее о каждом из возможных вариантов.

«Муниципальные»

Большая часть читающих эту статью в детстве посещала именно муниципальный (государственный) садик. Современных родителей к выбору подобного варианта обычно подталкивают следующие причины : невысокая стоимость, близость от дома и пресловутый человеческий фактор. Порой в муниципальных садиках работают удивительные люди - милые и улыбчивые воспитательницы или полные творческой энергии заведующие, которые и привлекают в садик «клиентов» .

Основные минусы : переполненность (в группах зачастую бывает до 25 или даже 30 человек, скудное питание, недостаток внимания со стороны воспитателей.

«Общеобразовательная программа» муниципальных садов включает в себя прогулки, физкультуру, рисование, музыку и лепку, реже - английский и посещения бассейна.

«Ведомственные»

Цена вопроса выше, чем в муниципальном саду, но ниже, чем в частном. Помимо цены, недостатком ведомственного сада может стать его недоступность для детей «со стороны» (тех, чью родители никак не связаны с организацией-куратором) .

Детей в группах меньше, питание разнообразнее. Поскольку программы и порядки такого детский сада определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве он находится, желательно заранее с ними ознакомиться. Записывая малыша в ведомственный садик, проверьте наличие у него государственной аттестации и лицензии.

«Частные»

Достоинств у таких садиков немало - это и небольшое количество детей в группе (как правило, около 10 человек, и внимательное к ним отношение, и разнообразие развивающих программ, и продуманное меню (причем едят детишки не из щербатых тарелок времен СССР, а из красивой посуды веселых расцветок). К каждой группе «прикреплен» педиатр, логопед и психолог.

Для родителей вариант удобен в том числе тем, что частные сады обычно работают до 21.00 (а некоторые даже круглосуточно) .

Совершенству нет предела - некоторые частные садики могут предложить воспитанникам занятия верховой ездой, посещение сауны и бассейна, теннисные корты, меню для юных гурманов и индивидуальное - для аллергиков, занятия иностранными языками. Разумеется, за все это придется заплатить отнюдь не малые деньги.

«Семейные»

Несмотря на то, что домашние детские сады - удовольствие дорогое, интерес к ним со стороны родителей все возрастает. И это неудивительно, ведь в таком садике малышу могут обеспечить максимум заботы и внимания (в «группе» обычно бывает не больше пяти человек, учесть его индивидуальные особенности и пристрастия (например, потребность в диетическом питании) .

Если вы решили отдать предпочтение семейному садику, постарайтесь поговорить с кем-то из родителей уже посещающих его детишек. Также осмотрите помещение, в котором располагается садик (зачастую это частная квартира, в которой оборудуется спальня и игровая) .

Публикации по теме:

История детского сада «Аленький цветочек» (к юбилею ДОУ) ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» В СТИХАХ Энергетик - поселок такой, расположился он в зоне речной, Построен был для работников.

Детские сады родились не в России, но, пожалуй, именно у нас они получили наибольшее распространение. Сам термин «детский сад» был изобретен.

История возникновения города Беседа с детьми подготовительной к школе группы История возникновения города Беседа с детьми подготовительной к школе группы Цель: знакомство с историей возникновения города, его развитием.

Конспект занятия «История родного детского сада» в рамках методической разработки «Мы из Придонья» Цель: познакомить с историей детского сада. Задачи: Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить.

Конспект НОД для детей старшей группы «История возникновения Кубани» Цель: формировать нравственно - патриотическое отношение дошкольников к родному краю, Родине. Задачи: Обучающие: Познакомить с историей.