План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль. Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «В гости к Архимед

Цели: формирование целостного мировидения; развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление причинно - следственной зависимости природных явлений; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.
Материалы: Воздушный шарик; на веревочке - приглашение в гости, от Архимеда стеклянные банки две (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из бумаги; аквариум с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянная ложка; камешек; два зеркала; два апельсина.
Образовательные задачи: Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания; создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
Развивающие задачи: Развивать поисково - познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности,желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне посмотрите, чей портрет у меня?(Архимед) Давным - давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята,а вы знаете кто такой Архимед?
Дети: Жил в Древнем мире,

  • жил в Греции;
  • он математик;
  • это ученый;
  • он делал опыты, много знал.

Воспитатель: Правильно! Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей … А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?
Дети: Да!
В группу влетает воздушный шар, на веревочке - письмо.
Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте - кА прочитаем его послание.
Вот что написано в письме: «Здравствуйте, дорогие ребята, для того что бы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца - попрыгунчика». Для этого мы проведем опыт.
1.Опыт
На столе пустые стеклянные банки - две пол - литровые. На блюдце рядом - два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.

  • В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонит.
  • Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли - яйцо будет плавать на поверхности.

Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца - попрыгунчика.
Дети делают вывод: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Ответы детей: Когда ездили отдыхать на море, вода в море соленная и плавать в такой воде легче.
Воспитатель: Посмотрите, а яйцо- то у нас не простое, оно тоже с секретом! (Незаметно заменяем сырое яйцо на яйцо киндер - сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру).
На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно.
Что же нам делать? Как развернуть листочки? Проведем снова опыт.
2.Опыт: Опускают лотос в таз с водой. Бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки «распускаются».
Воспитатель: Вот что написано на лепестках лотоса: «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Ребята, послушайте загадку и постарайтесь разгадать.
Загадка:
В кармане моем —
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг
(Компас)
Дети: Компас.
Воспитатель: Молодцы! Вот наш компас. С помощью компаса всегда можно определить стороны горизонта.Стрелка компаса всегда показывает на север. Мы теперь не заблудимся в пути.
Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физкультминутка:
«Синяя вода»
(Сл. Ю.Этина, муз.В.Шаинского)
Синяя вода,

Поле без следа,
Без конца и края.
(кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(присели, обхватили плечи руками)
К морю синему
Там, где волны сильные
(встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели,обхватили плечи руками)
Воспитатель: Секреты Архимеда мы разгадали. Чего нам не хватает для дальнейшего путешествия?
Дети: Корабля.
Воспитатель: А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
3.Опыт : На столе стоит аквариум с водой. Дети опускают по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.
Какие предметы плавают?
Все ли они легкие?
Одинаково ли держатся на воде?
А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет?
Ответы детей и подведение итога : вода выталкивает более легкие предметы.
Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.
Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Крибле! Крабле! Бумс!
Отправляемся в путешествие!(Звучит песня Ю.Антонова «Море, море…»)
Воспитатель: Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть:
Игра - викторина: Дети отвечают на вопросы
1.Может ли вода быть твердой? (да)
2.Умеет ли ветер работать? (да)
3. Вода иметь цвет, запах, вкус? (нет)
Воспитатель: Поиграли, отдохнули? Молодцы! Стоп! Прибыли.
(Навстречу детям выходит Архимед) .
Архимед: Здравствуйте, ребята! Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам удивительный опыт с зеркалом. Я сумел отбить нападение врага при помощью этого удивительного предмета.
А кто - нибудь из вас знает эту историю ? (ребенок, заранее подготовленный, рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар) .
Архимед: Зеркала еще могут увеличивать количество предметов. Не верите?
4.Опыт:
Архимед: Ну смотрите…Сколько здесь апельсинов?
Дети: Два.
Архимед: (кладет апельсин перед зеркалом). А теперь?
Дети: Четыре. (Два зеркала стоят под прямым углом в 90 градусов. Архимед в угол кладет апельсин, их «становиться» три, четыре, восемь.) Уменьшая угол между зеркалами, можно «увеличить» количество апельсинов.
Архимед: Кто догадался и сможет объяснить в чем тут секрет?
(Если дети не смогли разгадать секрет зеркала, то взрослый, опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта: Угол уменьшается между зеркалами, отражение одного зеркала отражается в другом зеркале, поэтому увеличивается количество апельсинов).
Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу! Вам оно понравилось? Что больше всего понравилось?
Ответы детей :...
Архимед: Желаю, вам всем удачи и подарю вам этот конверт, его вы откроете, когда вернетесь из путешествия в детский сад. До свидание!
Воспитатель : Ребята, попрощаемся с Архимедом! А сейчас закроем глаза, а я произнесу волшебные слова:
Крибле, крабле, бумс!
И мы снова оказались в свой группе детского сада.
Теперь мы можем открыть наш конверт. В нем письмо, здесь написана старая китайская пословица, послушайте:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!
Ребята, на досуге подумайте над её смыслом.
До новых встреч!
Ваш добрый друг Архимед!
(Подводится итог занятия)

Жанна Сафонова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1комбинированного вида

Конспект открытого интегрированного занятия

по опытно – экспериментальной деятельности

в подготовительной к школе группе

на тему : «Интересное рядом »

Подготовила :

Воспитатель

Сафонова Ж. А.

Чебаркуль,2015

Цель : развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности .

Задачи экспериментальной деятельности :

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом .

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка : коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности : анализ, сравнение, выводы.

Оборудование : на каждого ребенка - 2 яйца, 2 бумажные салфетки, 1 текстильная салфетка, ложечка, стека, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, блюдце 2 шт., яичная скорлупа, клей, заготовки для аппликации.

Восп. Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, чтобы узнать, что у меня в корзинке отгадайте, пожалуйста, загадку :

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

(ответы детей)

Восп. Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о яйце (достает из корзинки яйцо и показывает детям) .

Восп. Яйцо, ребята, считается символом жизни. В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега.

Восп. А кто знает, какая польза от куриных яиц для человека? (ответы детей) . Яйцо - это удивительный продукт потому, что в нем, таком маленьком, содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые укрепляет мозг, зрение и сердце. Яйца улучшают память, предохраняют от многих серьезных заболеваний и помогают похудеть. В яйцах содержится много кальция, поэтому у людей, регулярно употребляющих в своем рационе яйца, крепкие зубы и здоровые кости.

Восп. Ребята, скажите, а откуда берутся яйца (ответы детей) . Их несут только куры? (ответы детей) . Давайте поиграем в игру, я буду показывать картинку птицы, а вы говорить, как называется яйцо этой птицы.

Дидактическая игра «Чье это яйцо»

Восп. Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Восп. Ребята, давайте еще раз посмотрим на яйцо. Назовите, пожалуйста, его внешние признаки (ответы детей) . А вы бы хотели посмотреть, что

Восп. Как называются люди, которые проводят опыты и эксперименты ? (ученые) . А где они проводят свои опыты ? (в лабораториях) . Для проведения опытов нужно одевать защитную одежду и знать правила безопасности во время экспериментирования. Вы знаете правила? (ответы детей) .

Дети повторяют правила. Одевают фартуки. Проходят за столы для проведения опытов .

Опыт №1 «Что внутри»

Восп. Ребята, возьмите в руки яйцо, аккуратно, ложечкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит (ответы детей) . Что мы видим в центре (ответы детей) . Какой желток? (желтый, круглый….) . Что вокруг желтка? (ответы детей) . Какой он? (прозрачный с желта, жидкий, принимает форму сосуда) . Густая прозрачная масса это – белок, из белка состоят все живые организмы. Возьмите стеки и попробуйте проткнуть желток. Что получилось? Почему? (ответы детей) . Желток - жидкая масса в тонкой пленке. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? (хрупкая, ломкая, тонкая) .

Ребята делают вывод : яйцо состоит из трех элементов (скорлупа - оболочка яйца, белок - густая масса, в центре – желток в тонкой пленке).

Восп. Ребята я немного устала, а вы? Давайте отдохнем?

Физкультминутка «Мы по дороге шли»

Опыт №2 «Тонет, не тонет»

Восп. Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт ! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что мы видим? (ответы детей) . Делаем вывод : в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? (яйцо держится на поверхности воды) . Почему? (ответы детей) Потому, что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соленая вода помогает держаться на поверхности. В соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. В Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, человек может спокойно лежать на поверхности воды.

А теперь, давайте разбавим соленый раствор пресной водой, что увидели? (яйцо плавает посередине) . Итак, сделаем вывод : в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине.

Опыт№3 «Яйцо и газированная вода»

Вторая часть опыта «Что стало с яйцом» (первая часть опыта проводилась за неделю «Погружения яйца в газированную воду» ).

Воспитатель обращает внимание на стакан с газированной водой, в которое погружено яйцо. Дети вспоминают алгоритм выполнения (в стакан с газированной водой погрузили яйцо) . Ребята для чего мы проводили такой опыт , что хотели проверить? (что станет с яйцом) .

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что стало с яйцом. Дети объясняют увиденное (яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа стала мягкой) . Восп. Какой можно сделать вывод? (газированная вода разрушает скорлупу, краска остается на поверхности яйца). Дети высказывают свои предположения, почему так произошло.

Восп. Ребята, как вы считаете, можно ли пить газированную воду? (ответы детей) .

Восп. Скорлупа, ребята, содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях : как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки (показ иллюстраций) .

Восп. Ребята, вы, как настоящие ученые, провели опыты , а теперь я предлагаю вам побывать в роли народных умельцев и сделать красивую аппликацию из яичной скорлупы.

Дети снимают фартуки и занимают места за столами, накрытыми для выполнения работы.

Восп. Ребята, для выполнения этой работы вам понадобится ловкость рук. Давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Лебедушка»

Дети выполняют работу.

Восп. Ребята, какие вы молодцы. Скажите, вам понравилось наше занятие ? (ответы детей) . Что больше всего вам понравилось? (ответы детей) . Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей) . Скажите, можно ли пить газированную воду?

Занятие в подготовительной группе по экспериментированию "Письмо с необитаемого острова"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи: * развивать поисковую деятельность детей

  • учить выявлять создавшиеся проблемы и развивать умения находить нестандартные решения
  • совершенствовать уровень накопленных практических навыков
  • экспериментирование с объектами неживой природы

Оборудование: бутылка с запиской; оборудование для фильтрации воды (на каждого ребенка) ; схемы для создания "ленты выживания"; воздушные шары.

Ход занятия

Дети садятся на ковер.

В. - Ребята ко мне в гости приехал старый знакомый и привез сувенир. Вот посмотрите, это бутылка. И знаете я в бутылки обнаружила письмо оно оказалось зашифрованным, давайте попробуем его прочитать.

Вмести с детьми расшифровываем письмо.

Примерный текст письма "Нашел цветик-семицветик загадывал разные желание желания и не заметил, как с последним лепестком загадал оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков нет! Спасите! Помогите! Валерик!"

В. - Ребята что такое остров?

Ответы детей.

В. - Если вокруг нет людей, то как вы думайте, на какой остров попал наш Валерик?

Ответы детей. (необитаемый)

В. - Как вы думаете, что такое необитаемый остров?

Ответы детей.

В. - Раз нет людей ему нелегко будет на острове. Что нужно сделать мальчику в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Ответы детей. (вода, пища, жильё)

В. - Что мы можем сделать для того, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся, а выжил и дождался помощи? Ведь не зря говорят "Слезами горю не поможешь".

Обсудить варианты. Выбрать решения и схематично изобразить действия в виде "ленты выживания".

В.- Вы будите предлагать ваши варианты, а я записывать их на ленте.

1ч. ленты. Найти пищу.

а) поиск знакомых растений.

б) ловля рыбы.

в) сбор птичьих яиц.

2ч. ленты. Построить жильё.

а) шалаш из веток

б) пещера

3ч. ленту. Найти воду.

а) родниковую

б) дождевую

в)горный снег

В. - Сразу пить нельзя, что нужно сделать, чтобы вода была пригодной?

Ответы детей. (очистить воду)

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно: Вместе - раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой - это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.) Но не отправимся домой.

В.- Я покажу один из способов фильтрации воды.

Начало эксперимента:

Сначала показываю, потом дети проводят эксперимент.

В. - Берем бутылку её нужно разрезать примерно пополам (детям заранее приготовить оборудование) , верхняя часть бутылки будет служить воронкой для фильтра, а нижняя часть стаканом, куда будет стекать отфильтрованная вода.

Воронку последовательно заполнить слоями: слой ваты, затем растолченный активированный уголь завернутый в тряпочку, слой камешек, сверху бумажную салфетку.

Медленно наливать воду. Сравнить, насколько вода стала чище.

Дети проводят эксперимент.

Вывод: Какой вывод (выслушиваем выводы детей) мы можем ребята сделать камешки, плотно прижимаясь к друг другу, образуют сито, которое не пропускает крупные частички грязи. Чем толще слой такого фильтра, тем лучше он разделит воду и нерастворимые в ней частички. Более мелкие примеси и частично вещества, растворенные в воде, задерживаются в слое активированного угля, который способен поглощать не только примеси, но даже газы.

В. - Почему после фильтрации воду необходимо прокипятить?

В. - Посмотри внимательно на нашу схему "ленту выживания". Попробуем прочитать "Если бы я очутилась на необитаемом острове, то для того чтобы выжить и дождаться помощи, я бы.........."

Дети "читают" ленту.

В. - Мы нашу ленту закрепим на нитях трех воздушных шаров и на прогулке отпустим в небо. Лента обязательно долетит до Валерика. Порадуемся, что мы вместе постарались помочь Валерику.

Подготовила воспитатель Чегодару Габриела.

"Письмо с необитаемого острова"

занятие в подготовительной группе по экспериментированию

ГБОУ СОШ 1985 ДО "Соловушка"

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность;

Воспитывать экологическую культуру;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Методы и приемы:

Организационный момент

Художественное слово

Уточнения, опросы, игровые приемы

Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Ход занятия

I часть: Вводная

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

II часть: Опыты

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультминутка: « К речке быстрой »
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой
(шагаем на месте )

И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Воспитатель предлагает детям речевую игру

«Вода – это…»

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
Приведем пример: «Для растений вода – это…»

«Для людей вода – это…» варианты ответов.

Итог занятия:

При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.

Фокусы с водой:

В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

МБДОУ «Детский сад №6 «Сказка»

Цивильского района Чувашской Республики

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе:

«Его Величество – Электричество».

Цивильск 2016

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Его Величество – Электричество».

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности

Задачи: Образовательные: познакомить детей с достижением человечества электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием статическое электричество; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие: способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.

Воспитательные: вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

Ход занятия:

Приветствие. Организационный момент

Воспитатель: Я принесла сегодня в группу часы, чтобы нам было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, чтобы они тикали, да и стрелка стоит на месте. Что же с ними такое?

Дети: Завод кончился, нет батарейки, батарейка села

Рассматривают часы и определяют, что они работают от батарейки.

Воспитатель: Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах начали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила скрывается в батарейках? Как вы думаете? (предположения детей ) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество? Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. (Опыт с лампой.) Давайте послушаем, что нам рас скажет про это тетушка Сова из научного дупла

(просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности».)

Воспитатель . Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатель, провода и т. д.) Откуда электричество поступает в наши дома? (предположения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. А сейчас попробуйте следующие загадки:

Педагог читает загадки, дети отгадывают. По мере отгадывания появляются изображения предметов бытовой техники на слайде презентации.

Есть у нас в квартире робот:

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Летом папа наш привез

В белом ящике мороз,

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты (Холодильник)

Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд (Стиральная машина )

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море. (Утюг)

Дом на ножках, Посреди - окошко.

Засветится окно - Появится кино.

(Телевизор)

Воспитатель: Как можно назвать предметы, которые мы перечислили? (Ответы детей.) Это бытовая техника, или электрические приборы. Почему эти приборы называют электрическими? (Ответы де­тей.) Как вы думаете, для чего человеку нужна бытовая техни­ка? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Как предметы помогают чело­веку»

Педагог предлагает детям разделиться на две команды с помощью цветов, прикрепленных на их стульчики. Для игры понадобятся карточки: на одних - изображение предмета, на других - изображение, которое показывает, для чего этот предмет нужен человеку. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.

Волосы - фен.

Спящий человек - будильник.

Ночь - фонарь.

Чашка - электрический чайник.

Ковер - пылесос.

Письменный стол - настольная лампа.

Фотография - фотоаппарат.

Платье - швейная машинка.

Физкультминутка

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Продолжение работы по теме занятия

Воспитатель: Всегда ли существовали электроприбо­ры? (Ответы детей.) Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Давайте на несколько ми­нут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электроприборов.

Дидактическая игра «Что есть - что было»

Педагог вновь предлагает детям разделиться на команды. Для игры понадобятся карточки: на одних - изображение предмета современной бытовой техники, на других - предме­та, заменяющего его до появления электричества. Детям нужно найти пару и объяснить выбор.

Раскладываются карточки, составляющие пару.

Пылесос - веник.

Утюг - гладильная палка (валёк).

Швейная машина - игла.

Электролампа - свеча.

Песочные часы - электронные часы.

Печка - электроплита.

Спицы - вязальный станок.

Воспитатель: У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно уметь правильно пользоваться. При неправиль­ном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов.

Воспитатель: Как вы думаете, в природе можно встре­тить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии - это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презен­тации или иллюстрации .) У молнии очень мощный электриче­ский разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притяги­вают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.

Кто из вас слышал, как потрескивает одежда, когда ее сни­маешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и воло­сы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуют­ся. Такое электричество называется статическим. Тот предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы. Например, как волосы к расческе.

Экспериментирование

Воспитатель. Мы уже говорили, что электрический ток, который течет по проводам, очень опасен. А вот статиче­ское электричество неопасное, тихое, незаметное. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать и проверить наши знания.

Опыт 1. Педагог показывает бумажных бабочек, разло­женных на подносе. Предлагает детям взять пластмассовые палочки и прикоснуться к бабочкам. Спрашивает у детей, что происходит с бабочками? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что может произойти с бабочками, если мы познако­мим их со статическим электричеством? (Предположения де­тей.) Предлагает сделать эти обычные палочки волшебными - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

Педагог вместе с детьми натирает пластмассовые палочки. Медленно подносят палочки к бабочкам и потихоньку подни­мают их. Бабочки поднимаются вслед за палочками, потому что палочки получили электрический заряд.

Воспитатель. Для следующего опыта нам понадобятся воздушные шары на длинных нитках.

Опыт 2. Педагог натирает шерстяной материей шары, подвешенные на нитках, с той стороны, которая смотрит внутрь, и пытается их приблизить друг к другу. Шары раз­летаются в разные стороны, продолжая висеть в воздухе. Воспитатель обращает внимание детей на то, что два заря­женных предмета отталкиваются, поэтому шары отлетают друг от друга.

Опыт 3. Нам снова нужен шарик. Высыпаем на стол по чайной ложке соли и молотого перца

Хорошенько мешаем. А теперь попробуем перец отделить от соли. Не получается…

Теперь потрем наш шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесем к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике! Шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки имеют положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли маленькие частицы – электроны – перемещаются плохо, поэтому она не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научи­лись делать предметы волшебными. На память о нашем занятии возьмите воздушные шары.

Итог

Воспитатель. О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось? (Ответы детей.)