Программа организации детского летнего оздоровительного отдыха. Формы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков

Формы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Правовые, организационные основы проведения каникулярного отдыха детей и подростков по месту жительства.

Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают организации отдыха и оздоровления детей (лагеря, центры, базы и т.д.), которые, с одной стороны, выступают формой организации свободного времени детей, с другой - пространством для воспитания, оздоровления, развития творческого потенциала. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований».

Типы детских лагерей

Существует следующая классификация типов детских лагерей:

1.Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т.д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

2.Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

3.Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

4.Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились сегодня в создании региональных социально-педагогических программ:

Поддержка одаренных детей и подростков (лагерь «Талант» в Ивановской области),

Организация активного отдыха детей с девиантным поведением (оборонно-спортивные лагеря в Мурманской области),

Патриотическое воспитание (Пермская и Псковская области). Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов (Красноярский край), лагеря детских общественных организаций (скаутов), летние мастер-школы («Палехские каникулы» в Ивановской области), профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций («Дети российского зарубежья»).


Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки.

Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл).

Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия».

В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни – в естественных условиях социальной и природной среды.

В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.

В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержанию деятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подхода в организации образовательно-воспитательного процесса.

Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности.

При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.).

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.

Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательную и воспитательную функцию.

Примеры детских оздоровительных учреждений на территории России:

* Подмосковье. Детские оздоровительные лагеря Подмосковья принимают на отдых детей в возрасте 7-14 лет. Они имеют все необходимое для организации полноценного и интересного отдыха: экскурсии по интересным историческим и культурным местам, туристические походы, спортивные олимпиады, фестивальные программы. Наиболее известны: детские оздоровительные лагеря «Вымпел», «Орленок», «Ласточка», «Метеор», санаторный лагерь «Заря» и др.

В Саратове существуют следующие ДОЛ:

Учебно-технический оздоровительный центр “Березка”

Детский оздоровительно-образовательный центр "Дубки"

- «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ «МОЛОДЕЖНЫЙ»

Орлёнок, детский санаторно-оздоровительный лагерь

Родничок, детский лагерь и другие.

Действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования:

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ ,
  2. Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» ,
  3. ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Деятельность детских лагерей должна осуществляться в соответствии с требованиями:

  1. ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ,
  2. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"

Основные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским лагерям

  1. Прием детей в детский оздоровительный лагерь осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными, о состоянии здоровья детей и сведений об имеющихся прививках, об отсутствии медицинских противопоказаний к направлению таких детей в данную организацию, а также при наличии медицинской карты установленного образца и сведений об имеющихся прививках.
  2. Перед открытием детского оздоровительного лагеря необходимо организовать и провести противоклещевую (акарицидную) обработку его территории и мероприятия по борьбе с грызунами в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза и геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других инфекционных болезней.
  3. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений для размещения детей, проведения кружковой работы, размещения помещений медицинского назначения, спортивных, танцевальных и актовых залов для детей, за исключением оборудования тира для стрельбы.
  4. В период работы детского оздоровительного лагеря не допускается проведение текущего и капитального ремонта в местах пребывания детей.
  5. В здании столовой обеспечиваются условия для мытья рук детей около обеденного зала (или при входе в обеденный зал) и места для раздевания детей.
  6. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.
  7. В помещениях столовой ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли, протирание радиаторов, подоконников.
  8. В помещениях столовой не должно быть насекомых и грызунов, при их обнаружении проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации.
  9. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детские оздоровительные лагеря осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  10. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возраст.
  11. Завтрак должен состоять из горячего блюда, бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (например, салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое горячее блюдо, второе горячее блюдо, напиток. Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Второй ужин включает кисломолочный напиток (можно дополнить кондитерским изделием (печенье, вафли и другое).
  12. Для детей должен быть организован круглосуточно питьевой режим.
  13. Не рекомендуется проводить массовые физкультурные и спортивные мероприятия при температуре окружающего воздуха выше +28 °C.
  14. Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5 минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется. При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно.
  15. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.
  16. Территория детского оздоровительного лагеря должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится не менее одного раза в сутки.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007

"Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"

(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 565-ст)

4.6 Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия :

  1. наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
  2. условия размещения учреждения;
  3. укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
  4. техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
  5. наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.

4.6.1 Наличие и состояние документации

В состав документации должны входить:

  1. устав учреждения и положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
  2. штатное расписание (утверждает руководитель учреждения в пределах имеющегося фонда оплаты труда; оно должно подтверждать обеспеченность предоставляемых услуг специалистами необходимой квалификации);
  3. руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми (утверждает руководитель учреждения);
  4. заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции (Заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной инспекции о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности.)
  5. документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
  6. национальные стандарты Российской Федерации (нормативные документы, устанавливающие характеристики продукции (продовольственной продукции, технических средств оснащения и т.п.), правила предоставления и характеристики оказываемых услуг учреждениями отдыха и оздоровления детей и в смежных областях - туризм, экскурсионное обслуживание, общественное питание и т.п.);
  7. финансово-хозяйственная и медицинская документация;
  8. положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.

Примерный перечень необходимых документов

  1. *Лицензию на медицинскую деятельность или договор с государственным (муниципальным) медицинским учреждением на обслуживание детей;
  2. **Лицензию на образовательную деятельность
  3. Акт приемки лагеря. Порядок приемки и функционирования организаций отдыха и оздоровления детей усаливается каждым субъектом РФ. Акт пописывается межведомственной комиссией.
  4. Санитарно-эпидемиологическое заключение. Выдает Роспотрбнадзор и СЭС
  5. Разрешение от Государственного пожарного надзора.
  6. Акты о проведенных дератизационных и дезинсекционных мероприятий + договоры на регулярное их проведение
  7. Документы на право оперативного управления зданиями и землей (договор с учредителем) либо договор арены
  8. Договор на поставку продуктов
  9. Договор на вывоз мусора
  10. Разрешение от Управления внутренних дел + Договор с отделом внешней охраны РОВД
  11. Управления внутренних дел, который проверяет персонал лагеря на предмет наличия у них справок об отсутствии судимости, и оценивает охрану лагеря и организацию безопасности отдыха детей на территории лагеря.
  12. Номенклатура дел учреждения
  13. Локальные акты
  14. Книга приказов по основной деятельности
  15. Книга приказов по движению детей
  16. Штатное расписание
  17. Должностные инструкции
  18. Правила внутреннего трудового распорядка в учреждении
  19. Документация столовой (примерное меню), утвержденное органом Роспотребнадзора, план производственного контроля, сертификаты продуктов, бракеражные журналы)
  20. Медицинские книжки сотрудников учреждения
  21. Финансово-бухгалтерские документы
  22. График проведения смен
  23. Графики работы и дежурства сотрудников
  24. Инструкции по технике безопасности и охране труда
  25. Журналы регистрации инструктажей, журнал регистрации несчастных случаев
  26. Медицинская документация (медицинские справки на каждого ребенка, журнал регистрации обратившихся за помощью, данные о работе медицинских кабинетов)
  27. Данные о педагогическом, медицинском, техническом персонале и работниках столовой, их квалификационные характеристики
  28. Путевки на оздоровительное учреждение (с приложением реестра; договора оздоровительного учреждения с родителями, либо заявлений; официальный документ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с указанием категории (справка о получении пособия, либо акт обследования семьи органами социальной защиты населения муниципального района)
  29. Договор с родителями об оказании услуг

*** в России не предусмотрено лицензирование самих детских оздоровительных лагерей, в двух случаях он все же должен ее иметь: при оказании лечебно-оздоровительных (лицензия на медицинскую деятельность) или образовательных услуг (лицензия на образовательную деятельность). Кружки и секции являются не образовательными, а досуговыми услугам, поэтому в этом случае не требуется наличия лицензии у лагеря. Такую лицензию должны иметь, например, летние школы.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ.

Каждый тип лагерей обязан соблюдать соответствующие Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающие соответствующие СанПиН.

Этими Постановлениями устанавливаются требования к:

  1. требования к размещению
  2. устройству
  3. содержанию
  4. организации режима работы лагерей
  5. требования к возрасту детей.

Открытие лагерей осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам , выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту размещения туристического лагеря .

При этом учредитель или собственнику некоторых типов лагерей (например, туристического лагеря, лагеря труда и отдыха) необходимо поставить в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органы местного самоуправления по месту его размещения о сроках его открытия не менее чем за 1 месяц и перед заездом детей - не менее чем за 2 недели.

К работе в лагерях допускаются лица, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинское обследование в установленном порядке Работники должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник лагеря должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках, отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

Перечень действующих Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ (периодически изменяются и дополняются)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. № 73

«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией детских оздоровительных лагерей, необходимо в срок не позднее, чем за 2 месяца до открытия оздоровительного сезона , поставить в известность органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о планируемых сроках открытия детских оздоровительных лагерей, режиме функционирования (датах начала и окончания каждой смены), планируемом количестве детей в каждой смене, сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий и акарицидных (противоклещевых) обработок

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2011 № 20277);*

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы лагерей труда и отдыха, которые формируются в период каникул для обучающихся образовательных учреждений, достигших возраста 14 лет (далее - подростков), с целью организации отдыха и выполнения труда.

На этот тип лагерей распространяется также Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (ред. от 28.06.2002) ;

—Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 № 17378);*

устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, организуемых на базе функционирующих общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, спортивных сооружений, центров социальной реабилитации, и направлены на оздоровление детей и подростков в период каникул.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 № 29 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2605-10″ (вместе с «СанПиН 2.4.4.2605-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2010 N 17400);*

Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей в период летних каникул с использованием палаток (далее - туристические лагеря), независимо от их подчиненности и форм собственности.

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. СанПин 2.1.32630-10″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2010 № 18094);*

* Определены санитарно-эпидемиологические требования к предпринимателям и организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10). ** Для санаторно-оздоровительных лагерей.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2014 г. N 3 г. Москва"Об утверждении СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей""

Прочие акты

Приказ Росстата от 23.04.2010 N 171 (ред. от 16.05.2011) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью детских оздоровительных учреждений (лагерей)"

Данным приказом утверждена форма для предоставления статистической отчетности в Росстат.

Ее предоставляют лагеря всех типов, кроме санаторно-оздоровительных лагерей.

О медицинских противопоказаниях при направлении несовершеннолетних в организации отдыха и оздоровления (Письмо Минздрава РФ от 15.05.2015)

С.Собянин: Значительное количество детей, около 10 тыс. детей в год мы отправляем в Болгарию, но это не болгарский лагерь, это московский лагерь, в 2008 году его начали строить, сейчас это один из самых лучших лагерей на постсоветском пространстве, обладает корпусами современными, спортивными и лечебными, корпусами для проживания, учебы, спорта. Такая действительно солидная структура. Мы продолжаем его достраивать, потому что, чтобы срастить экономику, надо реализовать проект полностью, его невозможно остановить посредине, поэтому мы продолжаем его развивать. В целом, конечно, это очень комфортный современный лагерь.

Помимо этого мы развиваем и базу лагерей, которые находятся в Подмосковье. К сожалению, как вы правильно сказали, они уже десятилетиями капитально не ремонтировались и не реконструировались. Это такой прошлый век совершенно, поэтому мы вынуждены были девять лагерей взять непосредственно в ведение города, из них шесть мы капитально отремонтировали, они 3-го числа будут запущены все уже с новыми корпусами, с новыми столовыми, спортивными объектами и так далее. Три объекта продолжаем реконструировать, они выйдут в конце этого года.

В целом в Москве организованным отдыхом охвачено около 300 тыс. человек - это и загородные, и городские лагеря. Работаем вместе с профсоюзами, передавая часть денег профсоюзным организаторам летнего отдыха, компенсируем 30% стоимости путевки. Так же, как и у Александра Николаевича (А.Н.Ткачев - губернатор Краснодарского края ), мы компенсируем родителям, которые самостоятельно выбирают свои путевки, я имею в виду льготные категории граждан, компенсируем им от 5 тыс. рублей. Помимо этого мы 100% компенсируем детям из многодетных, малообеспеченных семей, сиротам, инвалидам и так далее. В целом на программу расходуется 4,7 млрд рублей - это достаточно серьезные деньги.

Кроме того, Вы сегодня находитесь в «Красной Пахре», у нас сеть санаториев (более 30 санаториев) круглогодичного пребывания - достаточно серьезная сеть. Мы озаботились в последние годы модернизацией материальной базы: в Красной Пахре строятся два корпуса, плюс там вкладывается в новое медицинское оборудование. В целом эта программа работает по всей сети. Мы вкладываем только в этом году более 1 млрд рублей в обновление материальной базы, поэтому я считаю, что мы будем не только поддерживать существующую материальную базу лагерей и санаториев, но и давать им новую жизнь, современный облик.

В целом, конечно, это работа, которой необходимо заниматься постоянно и на системном уровне. Хотелось бы, чтобы на этом рынке помимо бюджетных денег появлялись и внебюджетные инвестиции, частные компании, потому что мы, по сути дела, покупаем услугу. Для этого, мне кажется, все-таки нужно отрабатывать долгосрочные договоры - не на одно лето, а на три, на пять лет, чтобы у инвесторов появился реальный стимул и какое-то видение своей перспективы. Тогда они, может быть, больше будут вкладываться в лагеря отдыха, создавать какие-то круглогодичные базы, за счет того, что будут иметь постоянный финансовый поток, постоянный заказ. Но это вопрос уже организации нашей работы. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Сергей Семенович.

Организация летнего отдыха

В наших школах уже давно существуют летние лагеря, и как бы мы иногда не противились их организации из-за большой нагрузки на учителей в июне, все-таки это хоть какая-то альтернатива загородным лагерям. В прошлом году мне довелось работать начальником такого лагеря в первую смену. Начало было трудным: учителя-воспитатели, в том числе и я, отвлекались на консультации по подготовке к экзаменам, уроки в 8 и 10 классах. Спасал утвержденный план, по которому мы и работали, распределив мероприятия и обязанности.

Для упорядочения работы в первые дни мы закупили ткань четырех цветов и я сшила из нее галстуки, подобные пионерским. Весь наш лагерь разбили на 4 отряда, каждый отряд выбрал себе галстуки определенного цвета. Галстуки подписали, у каждого был свой персональный галстук.

Отряды выбрали себе командиров (по согласованию с воспитателями). Теперь это были наши первые помощники при организации мероприятий.

Каждый отряд выбрал себе название, девиз, песню. Все оформили отрядные газеты.

Ежедневно проводились линейки в начале дня. Командиры сдавали рапорт, отряд произносил свой девиз. На линейке ребятам озвучивался план на день.

В конце дня также проводилась линейка, командиры сдавали рапорт, отряды произносили девиз и исполняли свою отрядную песню. На линейке подводились итоги прожитого дня, поощрялись отличившиеся в мероприятиях, на дежурстве в столовой. Также отмечали и недобросовестных ребят - нарушителей дисциплины, выносили им порицание. Отряд, занявший в проводимом конкурсе (спортивном состязании, викторине) первое место, получал жетон. Эти жетоны командиры закрепляли на своих отрядных газетах. Такой вид поощрения вносил дух соревнования и повышал активность ребят в мероприятиях. В конце смены подвели итоги и определили самый активный отряд.

В столовую ходили строго по отрядам, с речёвками, которые меняли несколько раз за смену. Наличие галстуков разного цвета у каждого отряда облегчало задачу быстро собраться в строй. На разнообразных соревнованиях галстуки тоже помогали понять где «свой», где «чужой».

За каждым отрядом были закреплены учителя- воспитатели. Это спасало от хаоса в работе. Воспитатели помогали своим подопечным готовиться к тем или иным мероприятиям, результат был вполне осязаем, т.к. в отрядах было всего по 10 человек, ребята все на виду. В небольшом коллективе легче выявить художников, спортсменов, певцов или актеров, легче распределить те или иные задания.

В конце каждого дня, после ухода детей домой, проводились планерки, на которых подводились итоги дня, намечались мероприятия на следующий день.

Такая система работы позволила провести лагерную смену интересно, насыщенно, без происшествий. Ребята не хотели расставаться, некоторые плакали. Многие подходили обниматься с воспитателями (учителями), что, на мой взгляд, является индикатором хорошей работы педагогов.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов


г. Химки
Выступление по теме:
«Организация отдыха детей и подростков в условиях детского
оздоровительного лагеря»
Введение
Лето ­ это пора самых продолжительных каникул, это целая эпоха в жизни каждого
ребенка. Дети мечтают об интересном отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми
друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть.
Вариантов здесь много: дача, зарубежная поездка с родителями, отдых с родителями в
санатории или доме отдыха; можно просто поиграть с друзьями во дворе или посетить
лагерь при своей родной школе. Многие воспитанники отправляются отдыхать в летний
оздоровительный или профильный лагерь, но в последнее время данная тенденция идет на
спад и большинство детей и их родителей выбирают пришкольные формы отдыха.
В современном социуме большое значение имеет организация системы летнего
отдыха детей и подростков. Летние каникулы для школьников ­ это восстановление
здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных
возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в
систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение
индивидуальных интересов в личностно­значимых сферах деятельности.
Существуют различные формы детского отдыха: организованный и
неорганизованный, коллективный и индивидуальный, с родителями и родственниками, и
без них, оздоровительный, санаторный и профильный, отдых в условиях города и
загородный отдых, отдых за рубежом и внутри страны и т.п.
юношества являются оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны,
формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с
другой ­ пространством для оздоровления, развития художественного, технического,
социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным
пребыванием, профильные и оборонно­спортивные лагеря, палаточные лагеря и др.
Инициаторами создания лагеря могут быть детские организации, муниципальные
органы управления образованием, органы культуры, местные органы государственной
власти, профсоюзы трудовых коллективов и организаций, общественные организации, а
также частные лица.
1

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а
также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев­профилакториев,
туристских учреждений, школ, других приспособленных помещений. Лагерь может быть
организован в палатках, на речных и морских судах.
Сроки оздоровления детей в лагере определяются учредителем с учетом типа и
профиля оздоровительного лагеря, конкретных природно­климатических условий,
возможностей оздоровительного лагеря и могут составлять в период каникул: летних ­ не
менее 18 дней, весеннее­осенне­зимних ­ не менее 6 дней. В палаточных передвижных
оздоровительных лагерях допускается продолжительность смены 9­12 дней, в профильных
оздоровительных лагерях ­ не менее 9. Органы здравоохранения рекомендуют открывать
загородные оздоровительные лагеря с продолжительностью смен в 21 день. Именно за этот
срок наступает максимальный оздоровительный эффект.
С учетом возраста и интересов детей в оздоровительном лагере создаются отряды,
группы и другие объединения. Численность детей в группах в возрасте 6­9 лет ­ 20­25
человек, 10­14 лет ­ 25­30 человек, 15­18 лет ­ 25 человек. В нашем случае комплектование
отрядов следующее: не более 25 человек для обучающихся 1­4 классов и не более 30
человек для остальных школьников.
В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления здоровья детей,
развития их способностей создаются следующие типы лагерей: сезонные ­ с
круглосуточным и дневным пребыванием; круглогодичные.
Значительную роль в структуре летнего оздоровления учащихся играют
оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, которые организуются, как
правило, на базе образовательных, профессионально технических и внешкольных
учреждений, в детско­юношеских спортивных школах. Учреждения образования
используют непосредственную близость досуговых центров, театров, концертных залов,
музеев и других социально­культурных учреждений, что позволяет разнообразить формы
воспитательной работы, расширить рамки досуга, познакомить детей с новыми видами
деятельности. В целях достижения положительного оздоровительного эффекта они
организуют работу оздоровительных лагерей дневного пребывания совместно с
учреждением здравоохранения, когда отдыхающим предоставляется возможность пройти
процедуры, способствующие укреплению здоровья.
Детский оздоровительный лагерь и его функции.
2

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и
юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь ­ это с одной
стороны, форма организации свободного времени детей, с другой ­ пространство для
оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные
преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они
заключаются в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки.
Это выражается, во­первых, в совместном проживании детей. «Познание способа
совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в
коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во­вторых, именно здесь ребята
более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее
возникает «зона доверия». В­третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу
жизни ­ в естественных условиях социальной и природной среды. В­четвертых, ребята
активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению
уровня экологической культуры. В­пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей
дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться
интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей
личности.
На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по
имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и
по содержанию деятельности, обеспечивающей каждому право выбора собственной
стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов
деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной
программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и
распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного
подхода в организации образовательно­воспитательного процесса.
Ориентация на интересы ребенка ­ это сегодня одна из важных черт детского
оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для
самосовершенствования и самореализации личности. Уважение к личности ребенка, к его
внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития
его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации ­
все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической направленности.
3

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и
путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны
следующие положения:



детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в
которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной,
физической и социальной компетентности;
в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы
массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития
творчества и самодеятельности, социально значимой деятельности; единства
оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и
социальной средой;
детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно­практическую
деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать
ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.
При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь
располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что
обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие
виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная,
эстетическая, художественно­творческая, образовательная и т.п.). Взаимодействие детей в
лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или
иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной
активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и
участия каждого ребенка в его жизни.
Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает
сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления
помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует
формированию социальной активности, развитию лидерства.
Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в
сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении
проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления
4

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности
зависит их позиция в решении управленческих проблем.


Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является
учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и
выполняет образовательную и воспитательную функцию.
Реализация воспитательной функции актуализации осуществляется в основном за
счет автономности временного коллектива. Ограничен контакт с окружающим миром, в
результате чего создается своеобразная педагогически управляемая микросреда,
позволяющая актуализировать положительный жизненный опыт и закреплять его в течение
определенного времени. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность
социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию
лидерства.
Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от
уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют
жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом
лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно­
исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В
лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех
школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной
работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих
способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей
и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также
разновозрастные отряды, группы, объединения.
Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем
сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха, но потеряна основа всей
воспитательной деятельности в связи с отказом от приоритета пионерской организации,
которая несла организирующее начало воспитательной работы. В качестве такой основы
Шмаков С.А. предлагал сохранение структурных традиций пионерства (построение и
5

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
самоуправление коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность,
вместе с тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов.
Причем содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должно носить,
по мнению Шереш Г.Л., веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер,
свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры
и ценностных отношений.
Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха
детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ
Шереш Г.Л., Рожкова М.И., Катовича Н.К., смену в лагере подразделяют на три периода:
1) организационно­диагностический период, в ходе которого происходит адаптация
к условиям лагеря, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных
условий детей, а также включение их в жизнедеятельность первичного детского
коллектива, знакомство с детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период
оправдывает себя в течение смены и служит основанием для демонстрации
гуманистической позиции педагогов. Цель деятельности может быть сформулирована
педагогами, но она только тогда превращается в групповой мотив, когда дети видят, что
удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели. На этом
этапе в соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной
организационной структуры коллектива;
2) основной период, который является наиболее продолжительным и сложным.
Здесь в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности,
определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На
первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей,
стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству;
3) заключительный период ­ период продуктивной рефлексии, т. е. период
размышлений об итогах пребывания в лагере, оценки того, что происходило с каждым
ребенком, обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе
проходит глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий
определить степень достижения ими личных целей.
Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки
одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы
на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной,
6

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки
творческой или трудовой направленности. Юзефавичус Т.А. писал: «Приоритетными
должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие
ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе,
проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация
экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках,
секциях, клубах, творческих мастерских)».
Таким образом, можно сказать, что независимо от того, каким является лагерь по
направлению: круглосуточным, дневного пребывания, профильным или круглогодичным;
он выполняет одни и те же задачи:
­ оздоровление детей,
­ формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
­ формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе;
­ развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и
интересов детей,
­ активное приобщение к различным видам деятельности.
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого­
педагогических, методических и управленческих задач:

создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды,
благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка,
духовной основы его развития;

использование природных условий для восстановления, сохранения,
компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества
школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;

создание условий для формирования и развития социально­адаптированной
личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с
окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности,
в признании и уважении, в самоутверждении;

предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг,
способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию
каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению
подростков;
7

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки

разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного
лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в
решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой
структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы
оценки эффективности и результативности.
Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить
интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с
оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и
талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.
Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка.
Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда
разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему
осознать себя личностью.
Другая идея заложена в системном оздоровлении детей и подростков в условиях
лагеря, направленных на решение проблемы воспитания здорового человека.
Третья идея базируется на придании смене определенного культурологического
колорита.
Четвертая идея – идея самоорганизации, способности проектировать и
организовывать молодым человеком самовоспитание, самообразование, самоопределение.
Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффективного
оздоровления детей, организации воспитательного процесса.
Оздоровление включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья,
расширение адаптационных возможностей организма, повышение устойчивости к
воздействию многообразных факторов. Наиболее эффективное оздоровление возможно
благодаря осуществлению комплекса мероприятий, составляющих единую систему,
которая включает в себя объединение усилий различных служб: медицинской,
образовательной, социальной, психологической и др.
Основная цель воспитания ­ это формирование у каждого ребенка мировоззрения,
целостного комплекса социально значимых качеств. Исходя из этого, обозначены
следующие задачи воспитательной работы:

формирование современного мировоззрения ­ гуманного, нравственного,
духовного отношения к окружающему миру;
8

Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
г. Химки

развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности,
добросовестности и активности в решении практических задач;


гармоничное, целостно­ориентированное развитие личности ребенка;
укрепление нравственно­психологического потенциала, высокой культуры
общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественно­значимой
деятельности.
Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств
личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным
условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование
мировоззрения личности. К таким свойствам относятся: инициативность, ответственность,
любознательность, настойчивость, трудолюбие, общительность.
В условиях лагеря решаются задачи занятости детей, т.е. организация их
деятельности, связанная с удовлетворением индивидуальных интересов и потребностей в
личностно значимых сферах деятельности, направленная на развитие творческого
потенциала. Основными задачами занятости являются: включение детей и подростков в
различные виды деятельности; развитие личности и возможность непосредственного
приобретения дополнительных практических знаний в различных отраслях науки,
экономики, техники, искусства, спорта; проявление и реализация коллективного и
индивидуального творчества.
При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо
выдерживать следующие принципы организации и содержания деятельности.
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на
доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально­познавательные,
художественно­творческие, организаторско­лидерские). Выступления на концертных
площадках, разработка социально­значимых проектов – все это является одновременно и
привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект
новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует
самоутверждению личности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:

познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа
продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
9