Психологическое занятие "жизненные ценности". Ценности современных подростков

Родительское собрание: «Жизненные цели подростков»
Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию жизненной и гражданской позиции подростка.
Форма проведения: обмен мнением за круглым столом с элементами лекции
Вопросы для обсуждения:





А как вы думаете, какая жизненная цель человека, является первой?
Подготовительная работа: анкетирование учащихся, проведение проектной методики «Мой жизненный выбор», проведение классного часа «Жизненные цели подростков», видеозапись учеников, мониторинг участия учеников 8 класса в интеллектуальной жизни школы с 6 по 8 класс.
Ход собрания
Уважаемые мамы и папы! Растут наши дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
У детей появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать родных и близких. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать их, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.
В связи с этим хочется привести небольшую притчу.
Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.
Тема сегодняшней нашей встречи «Жизненные цели подростков» и эпиграфом к собранию я взяла слова индийского мыслителя, философа Свами Вивекананда «Каждого человека следует оценивать не потому, кто он есть, а по тому, чего он реально желает добиться!»
Собрание наше необычное. Оно пройдёт в форме обмена мнением за круглым столом. И я надеюсь, что к концу нашей встречи, вы сможете для себя сделать вывод, о том, как важно научить, направить правильно ребёнка по жизненному пути, помочь определиться с жизненными целями и приоритетами, а в конечном итоге помочь определиться с профессиональным выбором.
Но для начала я хотела бы вернуться к эпиграфу нашего собрания. Вы согласны с данным высказыванием? Если да, то почему?
II. Вопросы для обсуждения
Предлагаю вашему вниманию вопросы для обсуждения:
Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
Знакомы ли вы с его жизненными целями? Одобряете ли вы их?
Жизненные предпочтения подростков: кто их формирует?
Что может повлиять на формирование жизненных приоритетов подростков?
Как помочь преодолеть подросткам неудачи и разочарования?
Из ваших ответов ясно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка нравственно здоровой личностью, человеком, с твёрдыми жизненными целями. Ну, а если сформулировать вопрос так: «Какая жизненная цель человека является первой?» Думаю, все согласятся, что это создание своей личности.
III. Проектная методика «Мой жизненный выбор»
Перед собранием я провожу обычно классный час. Это может беседа с элементами дискуссии, анкетирование, написание письма в будущее. И этот раз не был исключением. С ребятами была проведена проектная методика «Мой жизненный выбор» и предлагаю вашему вниманию результаты:
Цель моей жизни – это.
Мои родители знают, что моя цель жизни – это.
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно.
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается..
Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются..
Для того, чтобы достичь цели, я должен..
Для того, чтобы достичь цели, я не должен
Из методики мы видим что, несмотря на то, что ребята являются учениками 8 класса, многие знают: для достижения успеха нужны знания, нужно трудиться, хорошо учиться, нужны терпение, сила воли, стремление. Не всегда теория совпадает с практикой, особенно, когда речь идёт о детях подросткового возраста. И вот здесь существенное влияние могут и должны оказать и родители и педагоги.
Я предлагаю вам, принять участие в разборе жизненных ситуаций. (Для этого разделимся на две группы: родители и педагоги)
IV. Вопросы для анализа и поиска решения в ходе дискуссии:
(для родителей) Ваш ребёнок всегда учился хорошо. Особый интерес он проявлял к гуманитарным наукам: иностранному языку, литературе, истории, обществознанию. И, вдруг ему становиться неинтересно учиться. Он пришёл к выводу: «Главное в жизни деньги». А их все равно в семье нет, значит, нет и образования в перспективе.
(для педагогов) Вы замечаете, что один из лучших ваших учеников, который имеет хорошие учебные результаты, не однократно занимавший призовые места по Вашему предмету вдруг стал проявлять равнодушие к учёбе. Ваши действия.
ВЫВОДЫ по ситуациям.
V. Статистика темы собрания.
Результаты статистики – материала исследований среди школьников – подростков (8-11 классы) Луговской СОШ
В исследовании участвовали 34 учащихся.
На вопрос определения своих жизненных целей из 34 опрошенных:
26 ответили ДА, 8 ответили НЕТ;
2. Что нужно, чтобы поставленная цель была реализована?
а) образование – 18 уч; б) трудиться – 10уч.; в)быть целеустремлённым – 11 уч.; г) сдать ЕГЭ – 1 уч
3. Какую роль играют в вашей учёбе ученики хорошо успевающие по всем предметам?
А) мне безразлично – 8 уч-ся
Б) рад, что со мной учатся такие прилежные ученики – 14 уч-ся
В) такие ребята меня вдохновляют – 12 уч-ся
Г) они меня раздражают нет
4. Ваша реакция на ученика плохо успевающего?
а) он мне безразличен – 24 уч-ся
б) он меня раздражает 1 уч-ся
в) такие ученики мне симпатичны – 5 уч-ся
г) мне хочется помочь ему – 4 уч-ся
VI. Классный руководитель: Немного из психологических исследований
Исследователь психологии, социолог, психолог Игорь Семёнович Кон замечает, что число ребят, озабоченных своим настоящим «Я», в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, а в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я». Он также отмечает, что не всем это дается легко. По мнению другого психолога Эрика Эриксона в подростковом возрасте ребёнок испытывает потребность в остановке времени. Психологически это означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время ещё не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». По мнению психолога, такая установка (как правило, неосознанная) с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.Ко всем этим психологическим трудностям, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой сегодня социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Всё это в совокупности и составляет главную основу проблем подросткового возраста наших детей.
Разобрав педагогические ситуации, поняв все сложности психологического развития детей нашего возраста, давайте попробуем ответить на вопросы.
Группа родителей: Как родитель может помочь заинтересовать ребёнка учёбой?
Группа учителей: Какими должны быть действия педагогов школы в этом направлении?
VII.ВЫВОДЫ:
Итак, мы выяснили, в любом случае вначале полезно просто рассказать детям о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют цели, представления о будущем и т.п.Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде, в тройке самых важных «определи свою жизненную цель»:- Следуй строго к поставленной цели. Учись ее находить.- Не предавайся бесплодным мечтаниям.- Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т.п.Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц. Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей».
Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудный вопрос чего ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем сознании? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно.
VIII. Видеозапись детей по вопросу «Жизненные цели подростков»
IX.
Памятка для родителей
Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте со своим сыном или дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
Закончить наше собрание мне хотелось бы высказыванием героя повести Германа Гессе «Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером»: «Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Каждый, как может, устремляется к своей собственной цели».

- 63.34 Кб

1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности………………………………………………………… …………………...6

2. Представление о системе ценностей личности как иерархии……………..…..9


  • Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;…………...10

  • Концептуальное определение ценностей по Ш. Шварцу

И У. Билски……………………………………………………………… ………11

3. Психологические особенности подросткового возраста и связанное с ними развитие ценностно-смысловых ориентаций молодежи………….…………….12

4. Кризис ценностной системы личности и его значение в жизни современных подростков…………………………………………………… …….17

6. Практическое исследование предпочтений и ценностных ориентаций подростков…………………………………………………… ……………...……...20

Выводы……………………………………………………………. ………………..28

Литература…………………………………………………. ………….……………29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными.

Исследование ценностей особенно актуально сегодня, в нашу кризисную эпоху. В условиях переходного периода существенно меняется социальная ситуация развития молодежи, исходные условия процесса становления личности молодого человека, что не может не привести к изменениям системы ценностей молодежи, обучающейся в школах и вузах. В условиях переходного периода претерпевает существенные изменения социальная ситуация личности, что не может не привести к трансформациям системы ценностей молодого поколения.

Огромное влияние на молодежь оказывает политическая ситуация: рост интереса различных политических партий и движений (в том числе радикального, экстремистского толка), расширить свое влияния и электорат за счет молодежи. Немалое влияние на ценности молодого поколения оказывают сегодня так же средства массовой информации. В условиях краха официальной идеологии наблюдается ощущение утраты смысла жизни у многих людей, которое несомненно передается и юношеству. Но все-таки идет постепенное и нелегкое осознание приоритета общечеловеческих ценностей, которое осложняется экономическими неурядицами и социальной напряженностью.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Еще Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Ценностные ориентации есть результат отражения общественных отношений и системообразующий фактор личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Сама же система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.

Ценностные ориентации личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций подростка внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

Целью курсовой работы является анализ категории «ценностные ориентации» у современных подростков.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1) теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации личности»;

2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования в подростковом возрасте ценностных ориентаций;

3) выявление факторов, влияющих на кризи ценностныхх ориентацийй подростков и общества;

4) подбор методик для проведения эмпирического исследования;

5) анализ полученных результатов и их обобщение.
Объект исследования: ценностная сфера личности.

Предмет исследования: формирование ценностных ориентаций подростков и в современном обществе.

1. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности

Ценность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности.

С понятием ценность тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов .

В социальной психологии понятие “Ценностные ориентации” используется в двух значениях, как:

1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней;

2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Древнегреческий философ Гераклит главной ценностью считал весь мир, который он рассматривал как живой организм. Мерой всех вещей он считал человека. По мнению Гераклита, выше его стоит только бог. Демокрит в качестве высшей ценности рассматривал мудрого человека. Сократ дал определение таким этическим понятиям, как «справедливость», «доблесть», «счастье», «добродетель». Счастья человек не достигает не потому, что не хочет его, а потому, что не знает, в чем оно заключается. Тезис «Никто не ошибается добровольно» подчеркивает ценность знания, позволяющего отличить реальное добро от того, которое таковым не является. Аристотель считал, что кроме материальных благ есть такие, которые находятся вне тела и души - почет, богатство, власть. Однако духовное благо он считал «самым высоким» .

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы:


  • Терминальные - т.е. к чему стоит стремиться в жизни, рассматриваются такие: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, чувство завершенности, мудрость, спасение, комфортная жизнь, воодушевление, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство, всеобщий мир;

  • Инструментальные - обычно рассматриваются личностные черты, которыми должен обладать человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, одаренный воображением, честолюбивый, контролирующий, логичный, нежный, честный, полезный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором.

В зависимости от направленности на личностное развитие ценности могут быть разделены на:


  • Высшие - ценности развития - любые явления, события, собственные состояния и идеи, знаки и символы, которые стали для человека сигналами возможности удовлетворения всего или почти всего круга его потребностей, сохранения целости «Я» и жизни, сигналами возможности осуществления почти любой его активности;

  • Регрессивные - ценности сохранения.

В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

2. Представление о системе ценностей личности как иерархии

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

Ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка». При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

Истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

Общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

Ценности организованы в системы.

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки:

Ценности – это понятия или убеждения;

Ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению;

Ценности имеют надситуативный характер;

Ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

Ценности упорядочены по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему.

3. Психологические особенности подросткового возраста и связанное с ними развитие ценностно-смысловых ориентаций молодежи.

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже .

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.

По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту - это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

« Как говорят исследователи подросткового возраста, подросток-девочка и подросток-мальчик - это две различных биологических величины. В этот период жизни они переживают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противоположного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооценивать. Появление переживаний, связанных с отношением к противоположному полу, можно зафиксировать у детей в очень раннем возрасте - уже в 1,5-2 года они могут проявить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им. К сожалению, разрозненные факты таких наблюдений почти не систематизированы в специальной литературе, их исследование относят чаще всего к подростковому возрасту в свете обсуждения проблем ранних браков, ранних половых контактов. Мне встречалось мало работ, где бы авторы обсуждали половые влечения человека с точки зрения проявления в них экзистенциальных особенностей. Когда же встретила в литературе начала века несколько важных, с моей точки зрения, идей, была поражена их актуальностью сегодня. Для меня важно, что в них предстает проблема осознания человеком динамических сил своего Я, возможность пережить свое отношение к ним как к проявлению своей сущности. Инстинкт материнства, данный природой женщине, составляет основу социальных навыков. Именно этот инстинкт позволяет строить те отношения, которые задают человеку его психологическое пространство, определяют в начале жизни его место среди других людей » .

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
4. Кризис ценностной системы личности и его значение в жизни современных подростков

В мире уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение личности. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда эффективно их используют. Образовательное информационное поле наводнено готовыми «шпаргалочными» продуктами довольно низкого качества, написанными рефератами, курсовыми, дипломными работами и даже учебным материалом сомнительного содержания. Современная молодежь не готова к использованию первичных источников, будучи склонна пользоваться сокращенными версиями, непонятно кем интерпретируемыми. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.

В стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности. Молодежи, как в прочем и всему обществу, присуща растерянность, непонимание происходящего. Ей нередко приписывают жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность, зависть.

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

Коммуникативные ценности отодвигаются по мере взросления. Вектор изменения ценностных норм и правил, характеризующих поведение, обусловлен рыночными отношениями. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким носит все более устойчиво корыстный, коммерческий характер. В молодежной среде эгоистичный индивидуалистический настрой («сам за себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность проявляют с нужными, влиятельными людьми, отражающими определенный желаемый статус.
5. Практическое исследование
предпочтений и ценностных ориентаций подростков
К исследованию предпочтений и ценностных ориентаций подростков обращались и обращаются в наше время множество средств массовой информации, социологи, психологи, психотерапевты и др.

Следует отметить, что в настоящее время методик, направленных на изучение ценностных ориентаций подростков существует достаточно много. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Ученый-психолог С.С. Бубнова разработала оригинальный подход к исследованию ценностных ориентаций личности, включающий: концепцию ценностных ориентаций как системообразующего фактора личности; методологические принципы исследования (нелинейность, иерархичность и динамичность). (Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995).

Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие методики, как:

Тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева – для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций;

Опросник уровня субъективного контроля (УСК) над разнообразными жизненными ситуациями;

Опросник самоотношения (ОСО) С.Р. Пантилеева и В.В. Столина – для изучения особенностей самооценки и Я-концепции;

Русифицированная методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца, которая разработана с использованием типов ценностей М.Рокича, но охватывает более широкий круг ценностей;

Тест мотивации достижений Т.А. Махрабяна;

Опросник потребности в достижениях Ю.М. Орлова – для изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы и мн. др.
Исходя из цели моего исследования, мною были выбраны методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

В данном исследовании принимали участие молодые люди и девушки в возрасте от 11 до 15 лет. Всего было опрошено 13 человек, в том числе 6 юношей и 7 девушек.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича, как правило, подкрепляют данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Перед началом тестирования с ребятами был проведен инструктаж: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная, останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков. Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний – группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.

Для получения общей картины ценностных ориентаций подростков и отдельно для девочек и для мальчиков, полученные результаты сведены в общую таблицу (Таблица 1).
Таблица 1. Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе опрашиваемых подростков

Список «терминальных ценностей

По группе в целом

Девушки

Юноши

Активная, деятельная жизнь

Здоровье

Красота природы и искусства

Материально обеспеченная жизнь

Спокойствие в стране, мир

Познание, интеллектуальное развитие

Независимость суждений и оценок

Счастливая семейная жизнь

Уверенность в себе

Жизненная мудрость

Интересная работа

Любовь

Наличие верных и хороших друзей

Общественное признание

Равенство (в возможностях)

Свобода поступков и действий

Творческая деятельность

Получение удовольствий

Аккуратность

Жизнерадостность

Непримиримость к своим и чужим недостаткам

Ответственность

Самоконтроль

Смелость в отстаивании своего мнения

Терпимость к мнению других

Честность

Воспитанность

Исполнительность

Рационализм (умение принимать обдуманные решения)

Трудолюбие

Высокие запросы

Независимость

Образованность

Твердая воля

Широта взглядов

Чуткость


Также в ходе определения приоритетов и ценностей современных подростков было проведено несколько анонимных тестирований, которые дали следующие результаты:


  • Ценностные ориентации. При оценке этого параметра было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются семья (31,8%),общение с друзьями(27,2%), работа и здоровье (по 22,7%). Также назывались такие ответы как родные и близкие (10,6%) и независимость (13,6%), а также деньги (2%). Единичными оказались варианты: развлечения и учеба. (Таблица 2).

Таблица 2. Ценностные ориентации подростков


  • На вопрос “Что Вам прежде всего нужно для счастья?” 46,4% опрошенных ответили “друзья”. 31,8% предпочли любовь. Лишь 21,2% считают, что для счастья им не хватает денег (Таблица 3).

Таблица 3. Опрос: « Что нужно подростку для счастья? »


  • Мнения относительно негативных действий. Опрашиваемые высказывали свое мнение относительно того, насколько оправданы различные действия, имеющие негативный характер (см. Таблица 6). Была использована шкала от 1 до 10, где 1 – никогда не оправдано, 10 – всегда оправдано. Перевод шкалы в качественную дал следующие оценки в баллах: от 1 до 2,5 – отрицательное отношение; от 2,5 до 4,5 – осуждающее отношение; от 4,5 до 5,5 – среднее отношение; от 5,5 до 7,5 – отношение, стремящееся оправдать действия; от 7,5 до 10 – позитивное отношение.

Таблица 6. Мнение молодежи относительно оправданности различных негативных поступков


Среди респондентов сложились в целом следующие позиции:

Отрицательная относительно употребления наркотиков;

Осуждающее отношение ко лжи в личных целях, супружеской измене, проституции, абортам, управлению транспортом в нетрезвом виде;

Среднее отношение сложилось к проезду в общественном транспорте бесплатно, скрытию доходов, уклонению от воинской службы;

Стремятся оправдать такие действия как половые отношения до достижения совершеннолетия, разводы.
Если подвести итог всему исследованию, то можно сказать, что ценностные ориентации и предпочтения современной молодежи в принципе достаточно разнообразны. Относительное единодушие молодые люди высказали по вопросам ценностей в жизни, отношения к религии, к будущему. Интересы и увлечения весьма отличаются.
Выводы
Таким образом, ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения.

Изучение ценностных ориентаций подростков дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Проведенное исследование доказывает, что социальный портрет молодого поколения, как и во все времена, очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь. С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие здоровье, престиж, материальное благополучие. Они готовы прилагать серьезные усилия для получения хорошего образования, но при этом желают после учебы иметь легкую и прибыльную работу. Для них очень важна свобода мыслей, суждений, действий.

У современных подростков не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни, однозначно значимых или незначимых для большинства. Не проявилось и ярких различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования.

Молодежные проблемы – это не только и не столько проблемы самой молодежи, но и проблемы всего общества, если оно заинтересовано в своем настоящем и будущем. Ибо молодежь – главная ценность общества. Через успешное решение социальных проблем вступающих в жизнь поколений страны выходят на новый уровень развития цивилизации и социального прогресса.

Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича;…………...10

Концептуальное определение ценностей по Ш. Шварцу

И У. Билски………………………………………………………………………11

3. Психологические особенности подросткового возраста и связанное с ними развитие ценностно-смысловых ориентаций молодежи………….…………….12

4. Кризис ценностной системы личности и его значение в жизни современных подростков………………………………………………………….17

6. Практическое исследование предпочтений и ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………...……...20

Выводы…………………………………………………………….………………..28

Литература………………………………………………….………….……………29

Разговор о жизненных ценностях

Социальный педагог:

Потапова А.П.

Цель:

    Создать условия, для того чтобы подростки задумались о важности ценностей в их жизни.

Задачи:

    Способствовать повышению интереса подростков к своему внутреннему миру, развитию самосознания.

    Определить какие ценности для подростков в данный момент являются актуальными, с целью дальнейшей работы в этом направлении.

    Способствовать сплочению класса.

    Заставить задуматься о последствиях выбора ценностей.

Возраст : 13-14 лет (7-8 класс)

Оборудование и материалы:

    Листы с вопросами теста «Методика диагностики личностного роста учащихся» ибланки ответов по количеству детей

    Презентация по теме урока, либо плакаты с перечнем ценностей и правилами составления синквейна.

    Два листа ватмана (формат А 2) с заголовками:

    «Нам это важно!»

    «Нам это не важно!»

    Символы ценностей, вырезанные из бумаги, (по 2 значимых и 2 незначимых) для каждого из подростков.

    Карандаши или фломастеры для каждого из детей, клей, скотч.

    Интерактивная доска с мультимедийным проектором (желательно).

Ведущий:

Классный руководитель, или педагог-психолог.

Временные затраты:

2 урока по 45 минут

Пояснительная записка.

Для подросткового возраста характерны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления.

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается самосознание личности.

Данное занятие служит продолжением цикла занятий, направленных на самопознание, саморазвитие и коррекцию отношений с другими. С подростками важно говорить об их внутреннем мире и отношениях с окружающими, актуальных проблемах и ресурсах для их преодоления. Предлагаемое занятие «Разговор о жизненных ценностях» является частью цикла занятий для подростков, завершает блок «Я» и служит переходным мостиком ко второму блоку «Я и другие».

Сценарий занятия

    Мотивационный блок

А) На сегодняшней нашей встрече мы будем размышлять о ценностях.

Какие ассоциации, образы возникают у вас, когда вы слышите слово «ценности»?

(Ведущий записывает на доске, все ассоциации, предлагаемые детьми)

Затем обобщает ответы детей, говоря: «Итак, ценности для вас связаны с…»

Б) Предлагаю вам прослушать ситуации из жизни ваших сверстников, поразмышлять о том, какие у подростков ценности и как события могут развиваться дальше.

Предлагаемые ситуации.

    Алексей увлекается историей, знает почти всех военноначальников и полководцев, слушает на уроках истории «открыв рот», посещает клуб исторической реконструкции. Он хорошо учиться, но медленно все делает и поэтому тратит много времени на подготовку к урокам. Учитель истории предлагает ему писать исследовательскую работу. Как он поступит? (ценность познания)

    Светлана помнит дни рождения всех своих близких родственников, любит дарить им подарки и придумывать оригинальные поздравления, без нее не обходится ни одно семейное торжество, обожает слушать «семейные преданиях (истории)», рассказываемые бабушкой. Завтра день рождения ее мамы, соберется вся семья, а лучшая подруга приглашает ее на вечеринку. Нужно выбирать, что она выберет? (ценность семья)

    Настя обожает читать разнообразную литературу, начиная от гороскопов и эзотерики, заканчивая популярной психологией, ей нравится отвечать на психологические тесты, она любит узнавать что-то новое о своем внутреннем мире, обсуждать поступки и поведение друзей и знакомых. Ей попался интересный сайт на эти темы, она увлеченно просматривает материалы, а тут друзья зовут ее погулять. Надо выбирать, как она поступит? («ценность духовное Я)

    Марина активно занимается танцами, гордиться своей идеальной фигурой и не упускает случая ее продемонстрировать. Следит за модой, стильно одевается. К школьной форме может так подобрать аксессуары, что глаз не оторвать. Она фанат правильного питания и полезных продуктов. Парень, который ей нравится, приглашает ее в Макдональдс. Как она поступит? (ценность отношения к физическому Я)

Обсуждение ситуаций:

    Почему мы смогли точно сказать, как поступят эти подростки?

Вывести детей на то, что мы знаем, что эти ребятам важно, ценно в жизни, т.е. об их ценностях.

2. Основная часть

Работа с тестом.

Сейчас мы сможет узнать свои ценности, что важно именно для вас, для этого вы ответите на вопросы теста. («Методика диагностики личностного роста учащихся» (авторы: П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова с обработкой даны в приложении)

Каждому из учащихся должны быть предоставлены вопросы методики с инструкцией и индивидуальный бланк.

3.Рефлексия занятия

1. Предварительный прогноз

Тест, который вы только что прошли, показывает уровень развития следующих ценностей:

    отношение к семье;

    отношение к Отечеству;

    отношение к труду;

    отношение к культуре;

    отношение к знаниям;

    отношение к другим людям;

    отношение к человеку как к представителю иной национальности;

    отношение к своему физическому Я;

    отношение к своему духовному Я.

(Список ценностей должен быть показан на обычной или интерактивной доске)

Попробуйте сделать предварительный прогноз результатов теста:

1. Определите, какие ценности для вас самые важные (на 1 месте)…

2. Определите, какие ценности для вас не важны (на последнем месте)…

2. Написание синквейна.

Детям напоминают (знакомят) о правилах написания синквейна (на доске) и предлагают составить синквейн о ценностях.

Все желающие зачитывают свои синквейны, либо ведущий зачитывает их, не называя автора.

2 занятие.

Мотивационный блок.

    Сегодня мы продолжаем разговор о ценностях, о том, что для вас важно.

Послушайте, что мы говорили о ценностях.

Зачитывается несколько синквейнов о ценностях (не более 3), сочиненных детьми на предыдущем уроке.

Примеры даны в приложении.

    А сейчас посмотрим на результаты, которые у каждого из вас получились.

Дети получают результаты теста.

Обратите внимание на ценности, получившие наибольшее количество баллов (прописанные на анкетах красным цветом), они наиболее значимы и важны для вас. Расскажу вам о каждой из ценностей.

Характеристика ценностей.

    отношение к семье

ценность семьи высоко значима для вас. Вы дорожите семейными традициями и устоями, помните о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники проходят при вашем участии и помощи в подготовке. В будущем вы хотите создать счастливую семью.

    отношение к Отечеству

вам присущи развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для вас не абстрактная категория, а конкретная страна, где вы собирается жить, которой вы гордитесь. Вы чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не модой на патриотизм, а являются

глубоко личными, пережитыми.

    отношение к труду

вас отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Вы получает е удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считаете зазорным помочь родителям по хозяйству, сами можете предложить что-то сделать. Подрабатываете где-то или пока еще нет - в любом случае вы этого не стыдитесь.

    отношение к культуре

культурные формы поведения личностно значимы для вас и реализуются в повседневной жизни. Вам чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, вы внимательны и тактичны по отношению к другим людям. Вы понимаете необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлете вандализма.

    отношение к знаниям

вы любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Вы можете много спрашивать на уроке, сомневаетесь в казалось бы очевидных вещах. Вы считаете, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремитесь к их получению.

    отношение к другим людям

вы подлинный альтруист, всегда готовый помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. Вы готовы помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готовы рисковать собственным благополучием. Любите дарить подарки «просто так».

    отношение к человеку как иной культуры, национальности (толерантность)

вы признаете права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Принимаете иные культуры, положительно относитесь к культурным отличиям. Стремитесь к пониманию, проникновению в суть других культур, способны избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов.

    отношение к своему физическому Я

ценность здоровья является для вас приоритетной. Вы понимаете, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивируете его и связываете с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Способны противостоять попыткам вовлечь вас в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постараетесь не допустить этого в отношении других.

    отношение к своему духовному Я

вы рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для вас, и ради этого чувства вы готовы противостоять внешнему давлению. Способны на самостоятельный и ответственный выбор. Для вас очень важно найти смысл собственной жизни, которую хотите прожить «по совести».

Вопросы:

Насколько совпали прогнозируемые (предварительные) результаты теста и реальные?

Почему ценности совпали или не совпали?

Основная часть.

Коллективный коллаж

1. «Нам это важно!»

Возьмите символы ценностей, вырезанных из белой бумаги, получившие наибольшее количество баллов, и раскрасть их, так как хотелось бы.

Затем наклейте их на лист ватмана.

Ведущий обращает внимание на ценности, которые встречаются наиболее часто, и делает выводы.

Например,

    «большинству из вас важны семейные отношения, поэтому вы будете стараться создать счастливую и крепкую семью,

    вы понимаете, что надо много трудиться, чтобы добиться благополучия в жизни,

    вам хочется быть культурными людьми, за слова и поступки, которых не придется стыдиться,

    вы знаете, что к окружающим нужно относиться позитивно и по доброму, хотя бы для того, чтобы они относились к вам также.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытываете, глядя на этот плакат?

2. Какими мы станем, если мы будем растить в себе эти ценности?

(Заслушиваются ответы детей)

2. «Нам это не важно!»

А теперь возьмите символы ценностей, набравшие менее всего баллов (вырезаны из серой бумаги) и наклейте из на лист ватмана «Нам это не важно!»

Например,

    вы очень настороженно относитесь к людям других взглядов и национальностей, вам трудно посмотреть на мир с позиции другого человека, вы не принимаете взглядов людей, отличающихся от ваших,

    вы пока не готовы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, стараетесь не «высовываться», не проявлять инициативы, а значит, вы можете стать «пешкой» обстоятельств или в руках других людей,

    в учебе большинство из вас делает только необходимый минимум, мало интересуясь вещами сверх школьной программы, а значит, успешность вашей будущей карьеры, находится под угрозой.

Обсуждение:

1. Какие чувства, эмоции вы испытываете, глядя на этот плакат?

2. Какими мы станем, если не будем растить в себе эти ценности?

3. Хочется ли вам, что-то изменить, что именно?

(Заслушиваются ответы детей)

Итоговая рефлексия.

Вопросы:

    Что нового о себе вы узнали на этом занятии?

    С какими чувствами вы уходите с занятия?

    Что понравилось, не понравилось?

Методические пожелания.

    В том случае, если прогнозы детей кардинально не совпали с реальными результатами тестирования, и дети настаивают, что для них важны другие ценности, можно разрешить раскрасить те ценности, на важности которых они настаивают.

    Форма проведения рефлексии может быть устная или письменная, в зависимости от лимита времени и задач, стоящих перед ведущим. В том случае, когда ведущему важно проанализировать результативность занятия в методическом плане лучше использовать письменный вариант рефлексии. Если важнее формировать навыки рефлексии у подростков, то предпочтительнее устный вариант, однако он занимает больше времени, так как отрефлексировать свое состояние и высказаться должен каждый из присутствующих, включая ведущего.

    К подготовке и проведению занятия можно привлечь группу детей, что с одной стороны формирует мотивационное поле, а с другой облегчает работу ведущего.

Приложения.

    «Методика диагностики личностного роста учащихся» (авторы: П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)

    Презентация «Разговор о жизненных ценностях»

    Символы ценностей.

    Памятка по составлению синквейна.

    Примеры синквейнов детей.

    Фотографии с занятия.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческого вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие ещё не до конца сформировались. Отсутствие идеалов и целей в жизни весьма отрицательно сказывается на становление молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации. А с другой стороны – для неё обязательно должны быть определённые идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности. По мнению польского психолога К. Обуховского, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл – одна из важнейших потребностей личности, причем, наиболее остро она переживается в период взросления. В период сознательного выбора жизненного пути.

Удовлетворяя ее, человеку приходится ориентироваться на ту или иную систему ценностей.

Методика проведения исследовательской работы

Особенностью подросткового возраста является то, что подросток принадлежит и детскому и взрослому миру. Как ребенок, он зависим от взрослых, но при этом, как взрослый, он находится на пути самоопределения и построения своей жизненной перспективы.

Ценностные ориентации выражают личностную значимость тех или иных областей жизни и раскрывают основные мотивы устремлений и поведения индивида.

Цель моего исследования: посмотреть, каким образом выглядит картина жизненных ценностей учащихся десятых и одиннадцатых классов.

Для определения ценностных ориентаций современных подростков мною был использован и адаптирован опросник, разработанный профессором Иркутского государственного университета Асеевым В. Г. «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ). Опросник позволяет определить отношение к следующим группам ценностей: труд, общение, познание, общественная работа, материальные ценности, развитие нравственных, волевых, деловых качеств личности.

Текст адаптированного опросника

1 балл – данная ценность не значима для меня;

2 – 6 баллов – ценность имеет определенную значимость для меня (чем больше балл, тем важнее ценность);

7 баллов – данная ценность имеет для меня жизненно важное значение.

Таблица жизненных ценностей

1. Быть образованным, иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру.

2. Одеваться по моде красиво и элегантно.

3. Принимать на себя ответственность за решения и их исполнения.

4. Понимать прекрасное в искусстве, в человеке.

5. Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей).

6. Сознавать, понимать общественную значимость своего труда.

7. Быть инициативным и самостоятельным в решение задач.

8. Быть уверенным в себе и в своих силах.

9. Получать удовольствие от процесса своего труда.

10. Быть требовательным к себе.

11. Расширять свой кругозор, образовательный уровень.

12. Быть бескорыстным.

13. Обладать организаторскими способностями, уметь сплотить людей.

14. Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.

15. Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело.

16. Быть жизнерадостным, иметь хорошее чувство юмора.

17. Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей.

18. Быть скромным.

19. Иметь возможность общаться с друзьями.

20. Быть искренним в отношениях с людьми.

21. Уметь устанавливать хорошие отношения с людьми.

22. Проводить время в приятном общении с другими людьми.

23. Сопереживать горю, беде другого человека.

24. Обсуждать с одноклассниками школьные и личные вопросы.

25. Любить людей, быть терпимым к их взглядам, привычкам.

26. Быть в хороших отношениях с одноклассниками.

27. Уметь словом и делом помочь людям.

29. Уметь быстро решать учебные и житейские вопросы.

30. Учить быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий.

31. Иметь собственное мнение в трудных жизненных ситуациях.

32. Быть выносливым, иметь крепкую волю.

33. Стремиться к самосовершенствованию.

34. Сделать карьеру.

35. Иметь личную машину.

36. Иметь свою благоустроенную квартиру.

37. Получать высокую зарплату.

38. Приобрести богатый профессиональный опыт.

39. Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели.

40. Работать не только за деньги.

41. Быть материально – обеспеченным.

42. Быть в курсе последних местных новостей.

43. Выступать с лекциями, беседами, нести идеи и знания в массы.

44. Знать последние достижения науки и техники.

45. Заниматься общественной работой. Участвовать в общественной жизни коллектива.

46. Быть ответственным в подготовке и проведении общественных мероприятий.

47. Участвовать в решение государственных вопросов.

Научная (теоретическая) часть работы

Основной ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Понятие ценности человека универсальное и его нельзя сводить к «полезности» человека для общества. Ценность человеческой личности выше всего того, что говорит или делает данный человек. Существует и понятие духовных ценностей. Это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который выражается в общественно-исторических отношениях. К ним относятся высшие ценности: моральные и эстетические, поскольку они во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Ценностей может быть огромное количество, они могут включать в себя то, что связано с потребностями и нуждой человека. Среди ценностей есть самые значимые, дорогие, ради которых человек готов пойти на жертвы и даже - смерть. Ценности имеют жизненное значение, они усиливают жизненный потенциал человека, заставляют его выживать в самых тяжелых условиях и ситуациях. У людей могут быть разные ценности.

Хорошо, если у человека имеется своя система ценностей. У духовно развитых людей, как правило, гармоничная система ценностей.

Соотношение добра и зла, любви и ненависти, природа счастья и справедливости всегда волновали и волнуют человека. Современная цивилизация добавила проблему возможного самоуничтожения человечества, увеличила значимость до абсолютизма ценностей человеческой жизни, здоровья, необходимости сохранения среды обитания человека. Поэтому духовность человека рассматривается как независимость его от внешних влияний, определенная автономность, а также как-то положительное, ради чего следует жить. При всех зигзагах развития мировой истории человечество все же движется по пути гуманизации отношений людей, утверждения общечеловеческих ценностей, признания ведущей роли личности в прогрессе.

Важное место занимают материальные ценности, производимые человеком на протяжении всего исторического пути развития общества. К ним относятся и древнейшие пирамиды, и современные компьютеры. Мир материальной культуры, созданный человечеством для удовлетворения своих потребностей, многократно увеличивает его мощь.

Итак, ценность – это то, что для человека свято, это его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Человек сам определяет, что для него свято, дорого, что делает полноценной его жизнь. Ценности родились в истории человеческого рода как духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом жизненных испытаний.

Анализ исследовательских результатов

Каждый человек не просто выбирает для себя ценности: он определяет их значимость для себя, выстраивает их в определенной иерархической последовательности.

Что ценят подростки, которые обучаются в нашей школе?

На основании средних показателей привлекательности, ценности для подростков различных жизненных сфер я составила рейтинг подростковых ценностей.

Выглядит он следующим образом:

На первом месте у уч-ся 10 класса ценностная ориентация на общение.

На втором – ценностная ориентация на познание и развитие волевых качеств.

На третьем месте – ценностные ориентации на труд, на общественную деятельность и материальные ценности.

На четвертом месте - ориентация на развитие деловых качеств.

На пятом – ориентация на развитие нравственных качеств.

На первом месте у уч-ся 11 класса – ценностные ориентации на развитие нравственных качеств.

На втором месте – ориентации на общественную деятельность и развитие деловых качеств.

На третьем месте – ценностные ориентации на познание и общение.

На четвертом месте – ориентации на материальные ценности и на развитие волевых качеств.

На пятом – ценностные ориентации на труд.

Таким образом, качественный анализ результатов опроса показывает, что для современных подростков наиболее значимыми являются ценностные ориентации на общение и саморазвитие, на познание и общественную деятельность, на материальные ценности и труд.

Количественные показатели ценностей

На общение

На познание

На общественную деятельность

На материальные ценности

На развитие нравственных качеств

На развитие волевых качеств На развитие деловых качеств

Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личностной саморегуляции и самодетерминации. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность ее жизнедеятельности ее жизненным миром .

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования ценностей личности. Формирование ценностей опирается на ряд предпосылок: во-первых определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе. Именно в подростковом возрасте достигается необходимый уровень интеллектуального развития, развивается самосознание и накапливается необходимый жизненный опыт .

Многие авторы, указывают на то, что ценности раскрываются в поступках и формируется поступками. Например, по словам И.С. Кона «Человек, не бывавший в сложных жизненных переделках, еще не знает ни силы своего «Я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов» . Поэтому, справедливо говорить о том, что именно в пробах складывается система ценностей подростка. В отличие от ребенка, принимающего данные ему правила поведения на веру, подросток начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, как их можно соподчинить друг другу. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска.

Л.И. Божович говорит о том, что «с мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие «недостаточной обобщенности нравственного опыта» нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии» .

В первые годы своей жизни ребенок устанавливает контакт с внешним миром практически только через родителей, и их представления и оценки влияют на восприятие ребенка. Позднее определенное влияние оказывают школа и сверстники. Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего. Он присматривается к другим ценностям и правилам, постигая их в процессе общения со сверстниками. Подросток стремится расширить свои социальные горизонты, познакомиться с альтернативным социальным опытом, получить представления о системах ценностей, на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. Именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность: выдержат ли они испытание, достаточно ли надежно они укоренились в его сознании.

Выводы

Юношей и девушек 11-12-15-16-17 лет мы называем подростками; это период развития личности от детства до зрелости. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.

Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне проявляется в негативизме – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростковой уникальной сущности, собственного «Я». Подростковый возраст благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более, что именно в этом возрасте диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в достижении избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Кроме собственной цели – весь мир ничто. Но вот еще чуть-чуть – и он вновь охвачен страстью новой цели.

Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованием, рискованными ситуациями).