Сохранение духовных ценностей. По степени распространенности духовные ценности могут быть

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы обращаемся к вам, как к президенту Российской Федерации, от имени ветеранов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Мы обращаемся к вам от имени своего поколения. Наконец, мы обращаемся к вам просто как пенсионеры, в недалеком прошлом сохранившие страну, а сейчас оказавшиеся в положении ниже черты бедности. Выслушайте нас, поскольку речь идет не только об условиях нашего существования. Имеем ли мы право, когда от нас теперь мало что зависит, на то, чтобы наш голос был услышан?
Раз в году 9 Мая президент Российской Федерации вспоминает ветеранов и тружеников тыла и благодарит их за то, что они сплотились во имя единой цели, отдали свои жизни и весь свой труд для достижения Победы. Давно окончилась война, а сейчас мы вынуждены обращаться к вам, мы еще живы, но многие из нас за гранью бедности. Могут ли это понять чиновники? Все, что они имеют, это благодаря нам, отдавшим свой долг 65 лет назад. Понять, как прожить на пенсию 6-9 тыс. рублей с квартплатой, питанием, лекарствами. И готовы ли они повторить наш долг или хоть что-то делать для своей, нашей страны в обмен на свое благополучие? Мы не жалуемся, а в преддверии годовщины Великой Победы спрашиваем вслух и хотим быть услышанными.
Что мы можем сказать от имени своего поколения вам, нашим внукам? Только главное.
Совесть, честь, долг - эти простые понятия были, есть и будут всегда, и не стоит относиться к ним снисходительно. От наших предков, отдавших свои жизни, нам досталась самая большая страна, и в будущем именно территория, вода, реки будут самыми большими ценностями. Дороже нефти, газа и металлов. Сохранение своего народа - ведь в этом цель государства, а не в получении денег. И отношение к старикам и детям, как самым уязвимым, есть показатель здоровья народа. И если у нас в стране два миллиона брошенных детей, наверное, при демократических преобразованиях была допущена ошибка. Дети и старики «не выгодны» - в этом и есть ошибка.
Ведь деньги нужны не сами по себе, а для чего-то. Для чего, какова цель? Мы работали и сражались за Победу, чтобы в мирной жизни вы смогли создать и построить великую страну? Все ценности в мире созданы трудом людей. Трудом, а не перераспределением созданного. Почему и откуда пришло, что сервисные в общем-то службы - врачи, банки, юристы - вдруг стали основными, и рассматривают остальных людей как питательную среду для себя. Почему медицина коммерческая, и куда делось здравоохранение как политика государства? Так в большинстве «развитых стран», но верно ли это. У нас даже не ставится под сомнение правомерность насаждения потребительства.
Все некоммерческое «невыгодно». Может быть, в этом и есть вторая ошибка. Невыгодно строить дороги, заводы, флот, авиапром, развивать животноводство, заново осваивать Северные территории и Дальний Восток. «Невыгодна» наука и образование. Отечество наше - сплошные убытки. Это не так. Окружение нашей страны сейчас, как никогда, напоминает нетерпеливых родственников вокруг больного и богатого дядюшки.
Если признавать понятия совести, чести и долга, следует признать и предательство. Со школы все мы помним слова Тараса Бульбы о товариществе: «…любит и зверь свое дитя! Но породниться не по крови, а по душе может один только человек». Все ли коммерческое «выгодно»? Выгодно кому? Нашему государству Российскому? Нашему народу? А не может ли быть в этом и третьей ошибки? Если есть обозначенная цель строительства, то выгода отходит на второе и далее место в зависимости от поставленной задачи. Цель долгосрочная, выгода - нет. Если воин переходил на сторону врага, это было предательством. Чиновник, нанося вред государству из личной выгоды, совершает предательство по отношению к своему народу. Когда на науку было выделено государством более триллиона рублей, сколько именно средств «дошло»? Когда средства на покрытие 1 км дорог МКАД в разы превышают общемировые нормативы, является ли это проявлением предательства или нет? Ведь эти средства изъяты у пенсионеров, наших стариков, и детей. Реклама табака, пива - это статья доходов? В долгосрочном плане привитие наркозависимости с целью наживы - великий грех.
Ставка на неверную систему ценностей и жизненные приоритеты приводит к ошибкам и промахам. Не страшно совершать ошибки, важно, чтобы не было ошибок необратимых. Можно купить место, но нельзя купить уважение людей. Можно купить диплом, но нельзя купить опыт и образование, можно купить дом - нельзя купить семью и любовь. Наш математик из Петербурга добился победы над задачей тысячелетия (и отказался от денежной премии более чем в 1 млн дол-ларов), но как символ мировых достижений нашей страны был избран эстрадный певец. Таковы приоритеты.
В этом письме нет жалоб. В нем наше душевное состояние сейчас - боль за молодое поколение и за будущее наших правнуков. Какой будет наша страна, Родина? Сторонники «золотого миллиарда» на Западе утверждают, что остальные люди Земли - лишние, поскольку они могут снижать уровень привычных удобств и комфорта. Таково их беспокойство.
А есть ли у нашего народа неоспоримые преимущества внутренней системы ценностей по сравнению с более «развитыми» странами? Да, есть. Исторически западники объединялись для увеличения своей прибыли, чтобы кого-то завоевать, поработить, ограбить. Народы же России объединялись всегда, чтобы уменьшить свои стра-дания. Наши человеческие отношения не коммерческие. На эту разницу системы ценностей, как более развитую, можно делать ставку сейчас. Она достойна быть примером для других стран в будущем. Многие на Западе, судя по печати, это тоже начинают понимать.
Дмитрий Анатольевич, от имени своего поколения мы предлагаем развернуть постепенно тщательно продуманную пропагандистcкую компанию в СМИ о понятиях совести, чести и долга. Мы предлагаем подвести сознание людей к мысли, что высшей целью и предназначением является труд на благо Отечества, а не потребительство. Человек по природе сво-ей творец, и в этом его предназначение. Эта общая идея может сплотить наш народ и народы Украины и Белоруссии воедино.
Дмитрий Анатольевич, в день Победы, как труженики тыла, мы просим вас при назначении пенсии выделить тружеников тыла отдельно от более молодых пенсионеров и улучшить их материальное положение. Мы просим рассматривать ветеранов и тружеников тыла (при расчете пенсий) как одну социальную группу.

С уважением и надеждой ветераны Великой Отечественной войны,
труженики тыла в годы войны, пенсионеры г. Новосибирска:

И.С. СОЛДАТЕНКОВ, Л.Д. ПОКРОВСКИЙ, К.Л. ДОРОШИНСКАЯ, Т.И. ГРИГОРЬЕВА, Н.Н. ИВАШКИНА, Л.А. АБРАМЕНКО, Г.И. КАПИТОНОВ, Ю.В. КАСТАУШЕВ, В.И. САПОЖНИКОВ, С.Ф. ДЕВЯТОВА, О.Р. БАЮТОВА, Е.А. БОНДАРЕНКО, Т.Г. НАБОКОВА, И.И. ЕВТУШЕНКО, Ч.Х. ХАЙРИ, М. СМИРНОВА, РАТОРУЕВ, Л. ВАСИЛЬЕВА, Г.Е. ШЕВЛЯКОВА, АНТОНЕНКО, КАЧАНОВА, В. БУТАКОВА, Н.А. ШАЛЫГИНА, Н.А. ВАЛИШЕВА, К.Г. КОЛОСОВСКАЯ, З.И. КОВТУН, В.И. КУЗНЕЦОВА, Г.А. ПАНОВА, В.А. ЛУКЬЯНЧИКОВА, К.Г. СИДОРОВА, Т.Н. ШИПУНОВА, Е.И. МИТИНА, В.И. ДОМРАЧЕВА, Г.Р. БЫЧКОВА, Н.А. ГЕРШНОВА, Т.Ф. ПОПОВА, Е. КОВАЛЁВА, П.А. МОЛЬКИН, Н.И. ИВАНОВА, Г.Г. ШИШКИНА, Н.А. ГОРЯЙНОВА, Н.Н. ПАСЕЧНИКОВА, Н.И. ГОЛУБЕВА, И.Н. КЛИМОВА, Н.Н. КЛИМОВ, Г.В. КАРГАЛИНА.

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Предмет - Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс -5

Тема урока - «Забота государства о сохранении духовных ценностей»

Цель : Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Смогу т

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Назвать памятники истории и культуры народов России,

Определять понятия:

Духовные ценности,

Милосердие

Сострадание

Доброта

Отзывчивость

Продолжат формирование

Умений проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, -представлять результаты своей творческо-поисковой работы.

Способности решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление.

Воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре

Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей,

Сохранение мотивации к учебной деятельности, положительное отношение к процессу познания.

Словарь урока : Духовные ценности. Милосердие. Сострадание. Доброта. Отзывчивость.

Ресурсы урока: Виноградова НС.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учебник, проектор, раб. лист.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация

Конституция Российской Федерации

Статья 44.

2.-Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Как вы думаете, какие главные слова звучит в этой статье?

Кто должен это делать?

Сформулируйте тему занятия.

Вопросы к уч-ся

3 этап. Актуализация знаний

4 этап.

Целеполагание

и планирование

После изучения данной темы вы сможете:

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Различать культурные сооружения разных религий,

Назвать памятники истории и культуры народов России.

Понимать ценность духовной культуры.

План

1. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2.Возрождение духовных ценностей.

3.Символ доблести и славы народа - Храм Христа Спасителя.

4.Объекты культурного наследия.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

1.Текст учебника. стр. 129 Вопрос.

Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – милосердие, сострадание, доброту, отзывчивость - необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.

(Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость)

О каких духовных ценностях российского народа говорится в тексте?

Что означают эти слова?

(Милосердие- Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м.

Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания .

Доброта - душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Отзывчивость - это сердечность, сочувственное отношение, чувствительность, чуткость

Что нужно для сохранения духовных ценностей?

(объединить усилия гос-ва и общества)

Какие факты свидетельствуют о возрождении вечных духовных ценностей?

(восстановление памятников духовного наследия)

стр. 129 Вопрос

2. Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Происходит взаимная работа государства, общественных и религиозных организаций.

Активно осуществляется восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

Учебник стр130-132.

По данному вопросу выступают ученики.

, , .

Храм Рождества Богородицы

с. Гуторово 1775 г.

С. Кутафино. Церковь Тихвинской Божией Матери. 1816-1826, 1878-1881 гг.

С. Шахово. ц. Св. Живоначальной Троицы 1845 г.

С. Ретяжи. Церковь Обновления храма Воскресения Христова. 1765 г.

-Приход Свято-Ильинской Церкви

(с. Апальково)

Восстановление Свято-Ильинской церкви

3. Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов?

Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года:

«Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что, как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».

. -О каком храме пойдет речь?

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен,

Фигур, и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя - святилище Христа,

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца?

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголящим устам!

России быть, и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Итак, дети, о каком храме идет речь? (о храме Христа Спасителя)

просмотр ролика.

В 1931 году храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать. Только в конце 80-х годов 20 века развернулась кампания по сбору средств по восстановлению Храма Христа Спасителя. В архивах отыскали чертежи, по которым работал архитектор Константин Тон.

И вот в 1994-1997 годах вознесся из небытия Великий Храм- Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик-Храм Христа Спасителя. Прошли годы. Стала возрождаться в России православная вера и культура. И восстал в первозванной красоте Храм Христа Спасителя!

Рабочий лист.

Учебник стр133-134.

Игра «7 предложений».

4. В нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия. Под особую охрану государства взяты старинные особняки, музеи, храмы, заповедники, дворцы.

Создан « Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

О сохранении духовных ценностей должны заботиться государство, общество, каждый человек.

Объекты культурного наследия ( и ) - объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями , , , объектами и и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой с точки зрения истории, , , , , науки и техники, , или , социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и , подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры (Орловская область) -

Учебник стр.135. Составьте «Правила поведения в музее» (на примере посещения школьного краеведческого музея Н.С. Лескова).

Вступают в диалог.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов.

Работа с заданием 1.

Ответы детей.

Работают с заданием 2.

Выступают.

Работают с тестом.

Работают с заданием в рабочем листе.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек.

Что же такое духовные ценности?

Какова забота государства и общественных организаций о защите духовных ценностей?

Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Тест.

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание.

узнайте, какие храмы есть в нашем крае; какие из них восстановлены, а какие еще предстоит восстановить. Назовите храмы, восстановление которых продолжается.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее. В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды. Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

План:

2. Духовное производство.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей.

4. Духовное потребление.

1. Сущность и виды духовной деятельности.

Деятельность делится на:

o Духовную (производство идей, изменение сознания людей).

o Материальную (преобразование природы и общества).

o Духовно теоретическая.
Производство духовных ценностей. Продукты производства - мысли, теории, образы в форме научных и художественных произведений и т.д.

o Духовно практическая.
Сохранение и освоение духовных ценностей. Результат - изменения сознания людей.

2. Духовное производство - создание идей.

Идея - это результат умственных усилий.

Духовное производство - это производство новых духовных ценностей. В форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.

Духовное производство, связано с производством материальным.

Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание.

Особенности духовного производства:



o Его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

o Между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует разрыв.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей.

o Роль музеев в сохранение и распространение духовных ценностей.

Вьетнамский термин "бао та", что означает хранилище реликвий.
С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т.д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т.д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей,("хранилище" и "распространение").

Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.

o Роль архивов в сохранение и распространение духовных ценностей.

Архив (в переводе с лат. - письмо хранилище), как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений.

o Роль школы в сохранение и распространение духовных ценностей.

Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости - вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель - это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.

o Роль средств массовой информации (СМИ) в сохранение и распространение духовных ценностей.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т.е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России и зарубежных стран.

4. Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

5. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти "лоцманы" - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

6. Духовное потребление - это особый вид деятельности, процесс удовлетворения потребностей людей, которая имеет свою направленность и требует определенных усилий использования. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей.

Потребности:

o Познание (хочу все знать).

o В эстетики (стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения).

o В общении (любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении).

Соединение духовного производства с духовным потреблением - это основа духовной жизни общества, (писатель - читатель, композитор - слушатель, учитель - ученик).

o Особенности духовного потребления.

§ Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека.

§ Восприятие духовных ценностей носит творческий характер, т.е. в процессе потребления идет духовное производство, (например: осмысление книги, музыки у каждого своей, идет творческая работа ума и души человека).

o Духовное потребление и духовные запросы.

Направления духовного потребления:

§ От общественных условий.

§ От духовных запросов человека.

§ От моды.

Средства достижения цели:

§ Материальные возможности.

§ Знания и навыки, т.е. уровень образования и культуры.

Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей. Но главное - это качество духовного потребления, а не его количество.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Колледж «Угреша»

(ГАПОУ МО «Колледж «Угреша»)

Преподаватель:

Волкова Марина Сергеевна

Дзержинский 2017

Урок обществознания в 10 классе по теме

«Сохранение и распространение духовных ценностей»

Конспект урока

Предмет: обществознание, урок повторения

Тема: «Сохранение и распространение духовных ценностей»

Продолжительность: 1 урок по 45 минут

Класс: 10

Технологии: создание электронных презентаций, работа с Интернет-ресурсами, использование мультимедийного учебного пособия, планшеты

Конспект урока:

Тема : «Сохранение и распространение духовных ценностей»

Цель : воспитывать нравственное отношение к людям, формировать высокую жизненную позицию

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представлении о понятия «культура», «материальная культура», «духовная культура», «ценности»;

Ознакомить с особенностями распространения и освоения духовных ценностей

Развивающие:

Развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные:

Способствовать выработке гражданской позиции учащихся;

Формировать представление об общечеловеческих ценностях, содействовать умению различать истинные и ложные ценности.

Ход урока.

1 этап урока Проверка знаний.

    Что такое культура?

    Назовите виды культуры.

    Что такое материальная культура?

    Что такое духовная культура?

    Что такое духовное потребление и в чем его особенности?

    Согласны ли вы с утверждением, что чтение книг – важнейшее средство приобщения к духовным ценностям? Найдите в учебнике высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль.

2 этап урока Изучение новой темы «Сохранение и распространение духовных ценностей».

1) Работа с Мультимедийным учебным пособием по курсу «Обществознание» (урок «Духовная деятельность человека»).

Вопрос учащимся: Назовите наиболее распространенные средства сохранения и распространения духовных ценностей. Далее идет рассказ учителя о учреждениях, выполняющих функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественно-научных ценностей – музеях, архивах, библиотеках, сопровождаемый демонстрацией мультимедийного учебного пособия.

Задание учащимся: записать в тетрадь названия учреждений, занимающихся сохранением и распространением духовных ценностей, дать их краткую характеристику.

2) Работа с планшетами в Интернете

Задание учащимся: найдите информацию о музеях мира, России, для создания электронной презентации (каждый получает индивидуальную тему):

    Исторические музеи

    Археологические музеи

    Этнографические музеи

    Художественные музеи

    Литературные музеи

    Технические музеи

    Военные музеи

    Музеи Боевой Славы

    Школьные музеи

    Музеи предприятий

    Самые знаменитые музеи

    Старейшие музеи

    Музеи под открытым небом

    Ботанические музеи

    Геологические музеи

    Самые необычные музеи

3) Работа над составлением электронной презентации.

Вспомним основные правила составления электронной презентации. Для этого попросим представить свои презентации учащихся, получивших индивидуальное задание опережающего характера. Учащиеся представляют презентации, учитель напоминает основные правила составления электронной презентации.

3 этап урока – Закрепление полученных знаний

Работа с Мультимедийным учебным пособием по курсу «Обществознание» (раздел « Проверьте свои знания», урок 25 (с.7)).

Выполните упражнения 1-6.

4 этап урока Домашнее задание.

    Выполнить задание 7 (с.162). Ответ оформить в виде таблицы и отправить по электронной почте на электронный адрес учителя

Основными задачами новой дискуссионной площадки, созданной при поддержке правительства Москвы, заявлены мобилизация отечественного интеллектуального потенциала для решения проблем преодоления кризиса, актуализация приоритетов национальной безопасности в сфере укрепления духовного единства и сохранения культурно-нравственных ценностей нации, а также определение ценностных и смысловых ориентиров развития России. Тема первой встречи участников клуба звучала так: «Об основных направлениях государственной политики в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа».

Открывая заседание, глава Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета Москвы Михаил Лермонтов сказал: «Самое главное слово в понимании духовности - это ответственность перед Богом, людьми, перед собой, народом, нацией». По словам потомка великого русского поэта, разделенный народ, которым, как недавно было признано Министерством иностранных дел, является сегодня народ русский, действительно требует духовного единения. Михаил Лермонтов напомнил, что лозунгом наших соотечественников первой волны эмиграции был: «Разделены, но не разъединены», и этот принцип, по его словам, должен быть реализован.

Президент Фонда русских экспедиций и путешествий Виталий Сундаков заявил в ходе дискуссии, что он - «сторонник конкретных действий, а не философствований». Начинать, по его словам, нужно с себя, с инвентаризации своих ресурсов, своих возможностей, своих приоритетов, своих целей и ценностей.

По словам президента Фонда исторической перспективы Наталии Нарочницкой, «нация - это живой организм, с целями, ценностями, с общим духом, миросозерцанием, представлением о добре и зле». Если все это разрушается, то нация превращается в народонаселение, а страна — просто в территорию с полезными ископаемыми и промышленностью. «Материя без духа не творит историю, она мертва, она только деградирует»,— резюмировала Нарочницкая.

Известнейший российский философ, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза заявил, что необходимо дать четкий ответ на вопрос, «является ли Россия самостоятельной цивилизацией, или это - часть западной цивилизации». По мнению ученого, «если власть в этом вопросе идет вразрез с пониманием большинства населения, то это подрывает легитимность власти». Сергей Кара-Мурза призвал избавиться от иллюзии, «которая осталась в русской интеллигенции от XIX века и советского времени» - что духовные ценности могут сохраняться без материальной поддержки со стороны государства, независимо от социальных, политических, экономических условий. «Если за цветком не ухаживать, он погибнет», - резюмировал ученый, посетовавший на негативную роль СМИ, которые, по его словам, буквально «репрессировали» духовные ценности русского народа.

О негативной роли многих отечественных средств массовой информации говорил на заседании Клуба народный артист России, актер и режиссер, президент фестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев. По его словам, девизом многих из них стал призыв к своим читателям: «Будьте бесстыдны!». «Основой большинства телепрограмм стали сегодня идеологический цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от категорий добра и зла, от осознания ответственности за своего зрителя», - подчеркнул он. Особую опасность Николай Бурляев видит в том, что сегодня в России «ликвидировано всякое общественное влияние и контроль функционирования кинематографа и, главное, телевидения».

Тему сохранения духовных ценностей развил председатель правления Фонда «Русские» Вячеслав Рудников, по мнению которого, сначала нужно понять, в чем эти ценности заключаются, и четко их сформулировать. А затем придется вести настоящую борьбу за их сохранение, поскольку против этого выступают и будут выступать «серьезные силы». Особое внимание, по словам Вячеслава Рудникова, нужно уделить воспитанию подрастающего поколения. «Нужно кардинально менять воспитание, нужно переосмыслить систему образования. Необходимы санация информационного пространства, совершенно иной подход к издательскому делу. Необходимо очень внимательно посмотреть, какие книги издаются и рекомендуются для чтения, особенно в детском и юношеском возрасте», - перечислил первоочередные шаги председатель правления Фонда «Русские».

Действительно, сегодня Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения и утраты национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. Печатные и электронные СМИ загружают сознание и подсознание чуждыми нашей духовности и культуре стереотипами мышления и поведения, а существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами. Сегодня настало время сделать духовные ценности нации национальными интересами России. Пора вести речь о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет.

Пока же Россия продолжает оставаться кораблем, который не знает, куда плывет, и для которого поэтому никакой ветер не будет попутным. В такой ситуации роль структур, подобных учрежденному вчера клубу «Ценности нации и национальные интересы России», особенно важна. Они могут стать инструментами, осуществляющими своеобразный «общественный аудит» любых действий и принимаемых на всех этажах власти решений на предмет их соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям и национальным интересам. Это может стать формой действенного общественного контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции, и позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности.