Способы формирования ценностного отношения здоровью. Доклад "формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания"

Ценности это объекты явления, их свойства, а так же абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного .

Ценности можно рассматривать как фактор обеспечивающий большую вероятность определённого типа поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий. Развитие ценностей осуществляется через их усвоение в социальных группах и трансформации из общественных к личностным. Интериоризация и социальное применение к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса. Важно учитывать соотношение между потребностями индивида и ценностями социума .

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распределения индивидами содержания общественных ценностей, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - это установки , идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней.

Понятие “ценностные ориентации” впервые появились в трудах Ольгианского, где он рассматривает их как цели стремления, жизненные идеалы, представляет их в виде системы определённых норм, принятых в групповом сознании.

Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные ориентации как базальные, первичные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер .

Фейнбург говорил о том, что ценностные ориентации - это сложное образования, вбирающие в себя разные грани и формы общественного и индивидуального в личности, определяет формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы сознания личности мира прошлого настоящего и будущего, а так же сущности своего Я. Ценностные ориентации базируются на потребностях интересах, нормах, обусловленных как биологической природой так и историческими условиями, в которые поставлен человек.

Ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определённому виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса. Важнейшей характеристикой системы ценностей является многоуровневость, проявляющаяся в его иерархическом строении. В целях построения теоретической модели структуры ценностей выделяются уровни иерархии и определяются основания для выявления каждого из них. Так Н.А. Бердяев на верхнем уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные, все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трёх. Согласно М. Рокичу, имеются два уровня иерархии: ценности-цели, или конечные цели существования, и ценности-средства, или способы поведения личности .

Так же очень важным моментом в формировании ценностных ориентаций является образ жизни, так же система ценностей отражает существующие цели, идеалы, идеи своей эпохи.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах человека, потребностях и установках.

Потребности - состояния индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности . Человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение потребностей. Восприятие мира у человека происходит в зависимости от потребностей и желаний которые существуют у него на данный момент. По мнению Соломина И.Л. все так или иначе связанно с потребностями, выбираем ли мы себе занятие, круг общения, или супруга, работу, всё определяется в конечном счёте мотивами.

По мысли П.В. Симонова в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая, которая выступает ядром личности, то есть самой существенной личностной чертой человека, ценности через потребности. Потребности человека не сводятся к одним лишь органическим потребностям, у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок.

Установки - это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении их проявления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к определённому объекту.

Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения человека образует система ценностных ориентаций, средства достижения этих целей (В.А. Ядов).

В лите6ратуре 3 варианта понимания природы ценностей:

1) Божович Л.И., Ручко Н.А. - ценность находится в одном ряду с такими понятиями как мнения представления, убеждения, такое понимание ценностей не обладает самостоятельной побудительной силой;

2) В.А. Ядов, М. Моррис - ценности рассматривают как разновидность или подобие социальных установок, в которых понимание ценностей принадлежат направлению функций, которые принадлежат эффективной ценностной регуляции

3) сближение понятия ценности и мотива, потребности и подчёркивает их реальную побуждающую силу - Додонов Б.И., Жуков Ю.М., Маслоу А., Василюк Ф.Е.

Некоторые ценности, по мнению А. Маслоу, являются общими для всех, но существуют и специфические ценности. Связь потребностей (ценностей) сильна, у каждой есть своё место .

Отсутствие сформированной системы личных ценностей порождает ощущение внутренней пустоты, ориентацию человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм.

Коренная ломка общества, которая произошла в последнее десятилетие, не могла не сказаться на психологическом состоянии людей. Многое подверглось переоценке, и чтобы приноровиться к новым жизненным реалиям огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей.

Выделяют следующие уровни ценностей :

1) наиболее обобщённые, абстрактные;

2) ценности, закрепляющиеся в жизненности и проявляющиеся как свойства личности;

3) наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

Е.Б. Фанталова предлагает следующие основные ценности человека :

активная, деятельная жизнь;

здоровье;

интересная работа;

красота природы и искусства;

материально обеспеченная жизнь;

наличие хороших и верных друзей;

уверенность в себе;

познание;

счастливая семейная жизнь;

творчество.

· наличие друзей;

· творчество;

· профессиональный рост;

· участие в общественной жизни;

· удовлетворённость собой;

· умение управлять собой;

· уважение;

· защищённость от угроз;

· обеспеченность;

· личная жизнь;

· чистая совесть;

· интересно проведённое свободное время;

· здоровье.

Одним из важнейших понятий является “отношение к здоровью” - оно представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот угрожающими здоровью людей, а так же определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния . Проблема здоровья имеет социально-психологический моральный аспект.

Здоровье часто выступает средством для иных целей - работать, отдыхать.

Очевидно, что потребность в здоровье и переживание здоровья как жизненной ценности во многом обуславливают субъективную оценку здоровья. Важно знать какое место занимает здоровье в структуре жизненных ценностей. Этот аспект психологии здоровья редко выступает в качестве предмета исследования (Л.В. Куликов) нужны точные данные для психологии здоровья. Такие данные помогут уточнить субъективную картину здоровья и благополучия личности, место этой ценности в её сознании и помогут понять как влияет неудовлетворённость здоровьем на возникновение эмоционального дискомфорта. Ценности здоровья могут быть по выражению Л.С. Драгунской знаемыми ценностями, но не обязательно признаваемыми или принятыми .

Очень важны этапы развития ребёнка и становление основных процессов формирования заботы о своём здоровье и выработки у него соответственного отношения к здоровью, как к ценности и как к условию его личностного роста.

В.П. Петленко выделяет уровни отношения к здоровью:

1) здоровье как ценность воспринимается личностью эмоционально - этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребности в укреплении здоровья, ценность здоровья сохраняется как факт сознания - безразличный тип людей;

2) личность воспринимает необходимость здоровья, но не осознаёт его социальной значимости, возможно возникает установка на укрепление здоровья, но она очень неустойчива, при изменении обстоятельств не реализуется - характерно для спонтанно деятельного типа людей;

3) ценность здоровья воспринимается личностью, как социально значимая потребность в укреплении здоровья, требуют новые знания, но чаще ценностные ориентации остаются на вербальном уровне - пассивный тип;

4) здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждений, потребность в укреплении здоровья формирует устойчивую социальную установку, поведение человека полностью соответствует ценностным ориентациям, оно осознанно проявляет себя в оздоровительной деятельности - характерно для активно-деятельного типа.

А.М. Иванюшкин предлагает выделить три уровня ценности здоровья:

1) биологические - гармония физиологических процессов;

2) социальные здоровье как активность личности, деятельное отношение индивида к миру

3) психологическое - здоровье не как отсутствие болезни, а как отрицание её в смысле преодоления, здоровье как стратегия жизни человека.

Важным фактором в осознании ценности здоровья является позитивно-эмоциональное стремление к действиям по его укреплению и совершенствованию.

Главное это, ценить здоровье и верить в то, что здоров, ведь сама вера - это уже половина дела .

Таким образом, нельзя не согласиться со словами Н.В. Панкратьева о том, что человек - сам творец всего комплекса материальных и духовных ценностей , и он сам определяет, что для него важнее, ибо очень значимыми для человека становятся те ценности, которых ему не достаёт. И, как сказал А. Маслоу, конкретное и полное восприятие объекта подразумевает, что объект воспринимается с любовью , поэтому осознавать что здоровье это великая ценность и относится к нему с любовью и соответственно к себе это великое дело. И, как известно, иерархия ценностей в разном возрасте будет различная, и одни и те же ценности будут восприниматься по-разному.

«Формирование ценностного отношения к собственному здоровью

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Есть ценности, признаваемые всеми без исключения, которые были и остаются вечными: жизнь, красота и здоровье. Среди них одна из главных – здоровье человека. Именно оно представляет собой своего рода фундамент человеческой жизни, на котором формируются интеллектуальные, этические и иные ценностно-нормативные структуры личности. Здоровье – не подарок, который человек получает на всю жизнь, а результат его сознательного поведения. Поэтому важно знать свой организм, желать быть здоровым и прикладывать к этому определенные усилия.

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Здоровье человека отражает одну из наиболее важных сторон жизни общества и тесно перекликается с фундаментальным правом человека на физическое и психическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Неблагополучное состояние здоровья субъектов образовательного процесса привело к необходимости овладения классным руководителем навыками здоровьесберегающей деятельности. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Поэтому основным критерием здоровьесберегающей направленности процесса воспитания в моей группе служит соответствие базовым потребностям и психофизиологическим возможностям моих воспитанников.

В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции классного руководителя лежит осознание проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличия знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению.

С понятием здоровья тесно связано другое не менее значимое понятие - здоровый образ жизни (ЗОЖ). Под которым следует понимать «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций».

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных в современной России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья детей и подростков. В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни, а на индивидуальном уровне - здорового стиля жизни, является одной из наиболее приоритетных в современной педагогике, поскольку связана с решением сразу двух важнейших задач государственной политики в области образования: развития индивидуальности и формирования здоровой личности.

Резко возросло число подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных подростками. Увеличение распространенности среди подростков курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

Соблюдение здорового образа жизни очень важно и необходимо, особенно среди подростков, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу.

Подростковый возраст - это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, на этом возрастном этапе происходят физиологические и психологические изменения организма. Во-вторых, учеба - тяжелый умственный труд, связанный с напряжением центров коры больших полушарий. Подростковый возраст характеризуется половым созреванием, эмоциональной нестабильностью. От того, какие условия для учебы и развития подростков созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека.

В настоящее время одной из самых актуальных задач в работе с молодежью является профилактика различного рода зависимостей

Нарастает социальная необходимость в обучении и воспитании подростков, ответственных за состояние своего здоровья, умеющих противостоять неблагоприятным условиям среды, владеющих представлениями о способах ведения здорового образа жизни.

Трудно смириться с тем, что молодые люди иногда выбирают рискованное поведение потому, что кто-то из взрослых не объяснил, не рассказал, не научил, не показал истинные ценности и перспективы.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных в формировании личности. К особенностям этого периода жизни можно отнести излишнюю самоуверенность в оценках, непризнание авторитета взрослых, не желание подчиняться требованиям и нормам, стремление везде и всюду поступать по – своему.

Характерной чертой подростков является их повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражанию тем действиям, которые не разрешаются или отвергаются в семье и обществе в целом.

Недостаточность знаний и жизненного опыта затрудняют разграничение ими истинных и сложных ценностей, некритичность к себе облегчает совершение различных проступков, а также способствует формированию вредных привычек.

Для понимания причин и механизмов возникновения зависимостей очень важно учитывать психологические характеристики подросткового возраста, которые, по сути своей, являются кризисом взросления.

С учетом всех этих факторов риска в нашем учебном заведении проводится большая работа по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.

С целью формирования ценностного отношения к здоровью мною была разработана программа из 5 классных часов. Цель программы - формирование у подростков ценностного отношения к здоровью и ценности здорового образа жизни.

Классные часы:

1.«Мы – за здоровый образ жизни» (формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.)

Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало.

Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И лучше будь один, чем с кем попало.

2.«Место здоровья в моей жизни» (формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.)

3. «Этика взаимоот­ношений» (0 ВИЧ-инфекции и ИППП)

4. «Вредные привычки и здоровье человека» (профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании в подростковой среде.)

5. «Наши нравственные чувства и этическое сознание »(развитие умений и навыков социального общения; воспитание культуры общения, культуры поведения).

Неуважение к предкам есть

первый признак безнравственности.

Пушкин

Мои педагогические аксиомы в работе со студентами.

Для того, чтобы в душе моих воспитанников жили чувства добра, любви, справедливости, понимание Веры выполняю три педагогические аксиомы. Воспитательную работу с детьми всегда строю на уважении моих воспитанников, признавая их «ценностным феноменом»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ

И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?

Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение: «Здоровье - это не только отсутствие болезней и повреждений, а состояние полного телесного, душевного и социального благополучия». Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. Социальное здоровье - это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Физическое здоровье – это полное физическое благополучие, спокойное и счастливое, без каких-либо нарушений течение дел, жизни. Духовное здоровье - это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религий, традиций и истории своего народа в себе.

В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. По данным Минздрава России, лишь 15% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35 % - хронические заболевания. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза - патология органов пищеварения, в пять раз - нарушение осанки, в четыре раза - нервно-психические растройства. В России лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми.

Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Поэтому в соответствии с Законом РФ "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Каковы же причины повышения заболеваний у школьников? Причины нарушений следует искать в образе жизни, режиме учебных занятий, степени умственной нагрузки, пределах и объеме информации, воспринимаемой школьниками. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени вызывает у школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются.

Чаще всего здоровье зависит от самого человека. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. Таким образом, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогом, является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает вооружение школьников здоровьесберегающими знаниями и умениями, организацию режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

С амая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей. Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Все мы с детства знаем, что хорошо и полезно начинать свой день с зарядки. Само слово «зарядка» уже объясняет – мы заряжаемся энергией, которой должно хватить на весь день. Утренняя зарядка позволяет окончательно проснуться, разбудить мышцы, доставить порцию кислорода «на завтрак» ко всем клеточкам тела, именно поэтому после нее такое приятное ощущение включенности в день. Утренняя зарядка для детей имеет ещё и важное организационное значение. Это ритуал, который, будучи ежеутренним, структурирует день, настаивает на активное, плодотворное время препровождение. Ежедневные физические упражнения приучают заботиться о своем здоровье, относиться с детства с уважением к потребностям своего организма. Ребенок понимает, что есть вещи, которые необходимо делать для того, чтобы жить нормальной жизнью: чистить зубы, умываться, причесываться, делать зарядку. Упражнения для утренней зарядки имеют различные вариации, но основными из них являются следующие: упражнения для шеи, рук, туловища.

В какой форме проводить зарядку, не слишком важно, имеет значение лишь то, чтобы она нравилась ребенку. Ведь то, что нравится, не вызывает раздражения при превращении в ежедневную необходимость, а то, что раздражает и злит, неизбежно будет заброшено. При регулярности она развивает упорство, и дает понятие необходимости.

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений. Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Особенно тщательно следует подходить к подбору физкультминуток на уроках русского языка, чтения, математики, когда школьники продолжительное время находятся в статических позах. В них должны быть задействованы как крупные мышцы туловища и конечностей, так и мелкие мышцы кистей и пальцев рук. Это не только в значительной мере позволяет снять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, связанные с воздействием статической нагрузки, но и содействует развитию мелких мышц кисти, совершенствованию тонких двигательных координаций, нужных для выработки правильных графических навыков, и, в первую очередь, навыков письма.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 2 минуты и включает комплекс из 4 – 5 упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. Возможны варианты сочетаний различных упражнений. Например, при выполнении упражнений для кистей рук можно одновременно с ними выполнять гимнастику для глаз, фиксируя взгляд на кисти.

Физкультминутки можно систематизировать на:

1. Оздоровительно- гигиенические

    Их можно выполнять как стоя, так и сидя. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой

    На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

2. Танцевальные

    Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3. Физкультурно-спортивные

    Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4. Подражательные

    Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5. Двигательно-речевые

    Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, для учащихся старших классов - минуты психоэмоциональной разрядки.

Минуты психоэмоциональной разрядки - упражнения для эффективного и кратковременного отдыха, подавления стрессов и излишней возбудимости, избавления от напряженияс использованием аутотренинга, визуализации, мышечного расслабления.

Дыхательное упражнение

Вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте глубокий вдох.
Задержите дыхание на четыре секунды.
Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.
Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.
Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Упражнение «Ленивая кошечка»

Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.
Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом дети могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления. Наши образы имеют над нами магическую власть. Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело
Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость
Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных луче
й

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

« Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми». Повторите упражнение 5–7 раз.

В некоторых упражнениях достичь расслабления и спокойствия помогает управляемая фантазия. Образы в таких упражнениях часто сочетаются с текстами внушений – это релаксация с элементами аутотренинга.

После короткой серии дыхательных упражнений используем самовнушение: «Я спокойна. Я уверена в себе. Я знаю, что я справлюсь. Моих знаний по математике достаточно для написания ЕГЭ».

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость. Результат будет лучше, если есть опыт регулярного применения упражнений.

На формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности направлены подвижные перемены. Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности, и от того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Сокращение длительности или ограничение подвижности школьников во время перемен резко усугубляет их утомление. На переменах не нужно допускать повышенных физических нагрузок учеников. Игры большой интенсивности чрезвычайно возбуждают детей, они не успевают успокоиться к началу урока и переключиться на учебную деятельность.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечение школьнику возможностей сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

    знание ребенка о себе, своей индивидуальности, неповторимости;

    умение выделить процессы физического и психического развития, свойственные его индивидуальности;

    умение избегать стресса, выходить из него с наименьшими потерями, оказывать помощь другим;

    умение понимать, в чем, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;

    знать возможные экстремальные ситуации для ребенка в природной среде, а также меры безопасности в разные времена года.

Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживании и здоровье всей системы и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

В процессе приобщения к знаниям ребенок учится: выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом; оценивать потенциальные результаты поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия (то есть прогнозировать свое поведение); эффективно общаться с другими людьми, поддерживать межличностные контакты.

На уроках русского и английского языка, литературы учащиеся расширяют свой кругозор, обогащают словарный запас, пополняют знания о здоровье, здоровом образе жизни, составляя предложения и рассказы о различных видах спорта, подвижных играх. На уроках математики учащиеся узнают об использовании знаний в медицине, быту. В достаточно разнообразный материал включены учебные задачи с данной тематикой. В процессе изучения предметов «Обществознания», «Истории», «Географии», «Биологии», «Физики», «Химии» формируется целостный взгляд на окружающую природу и социальную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность, воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживание и здоровье организма в целом и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

На достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения оказывает существенное влияние использование оздоровительных сил природы. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.

Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и заботиться о своём здоровье. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном, счёте, наши дети и наше будущее.

МАОУ ПОВАДИНСКАЯ СОШ

Тема «Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания».

Выполнила: учитель биологии и географии

МАОУ Повадинской СОШ Юлова А. Ш.

1. Актуальность проблемы………………………………………………………….……………………. 2

4.Исследовательская работа………………………………………………………………………….11

5. Заключение……………………………………………………………………………..……………………16

6. Литература…………………………………………………………………………………………………….17

Актуальность проблемы

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой формирование ценностного отношения к здоровью. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа - идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима, и т. д, а так же о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни подростков, устойчивом противодействии негативных воздействий.

Отсюда следует цель исследования: обеспечить организацию обучения школьников здоровью и формирование у них ответственного поведения, направленного на здоровье.

Образовательный процесс школы должен быть нацелен на формирование здоровья школьников, навыков безопасного поведения в экологической и социально агрессивной среде города, обеспечивать систему знаний о здоровье, то есть обучать приемам и способам поддержания собственного здоровья, а также методам его сохранения и укрепления; воспитывать ученика как субъекта собственной здоровьесберегающей деятельности.

Главные цели проекта:

Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

Формирование осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;

Формирование личной стратегии жизни подростка.

В условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, все большую значимость и актуальность приобретает потребность в физиологически, физически и психически здоровом подрастающем поколении, в формировании полноценных членов человеческого сообщества, способных успешно функционировать, развиваться и социализироваться в процессе межличностного взаимодействия.

Здоровье как ценность определяет диапазон возможностей, способностей, склонностей человека, направленность его личности. Здоровье - важнейший компонент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, одно из ведущих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-нравственного развития отдельного индивида и общества в целом.

Существенное значение в формировании здоровья человека принадлежит образу жизни. Под образом жизни понимается совокупность внешних факторов, воздействующих на человека в течение его жизни, и собственная творческая деятельность индивида. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» тесно связаны между собой. Здоровье - это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека

Здоровый образ жизни следует понимать как целоcтный способ жизнедеятельности людей, направленный на формирование у них гармонического триединства в процессе выполнения биологических, психических и социальных функций, обусловливающих в дальнейшем возможность полноценного участия человека в различных сферах общественной жизни.

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья:

1) биологический;

2) социальный;

3) личностный, психологический.

Поэтому здоровье выступает основой жизни человека. Это не самоцель, а необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных целей и смыслов. Здоровье человека зависит от следующих факторов: окружающей среды на 20-25%, состояния системы здравоохранения – на 8-10% генетического фактора - на 15-20%, образа жизни на 50-55%. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи. Оно должно являться основой для педагогической работы.

В этой связи значительно возрастает роль педагога, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащихся цeнностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.

Критериями проявления ценностного отношения к здоровью у детей являются:

Осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении;

Наличие знаний, умений и навыков о способах укрепления организма, ведения здорового образа жизни;

Проявление ценностного отношения к здоровью в поведении, деятельности и общении учащихся;

Достаточный уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется заинтересованностью детей в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих;

Для построения здоровьсберегающего учебного процесса применяются здоровьсберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Урок на сегодняшний момент остается основной формой организации обучения в школе. От учителя, главным образом, зависит, какое воздействие на здоровье обучающихся оказывает образовательный процесс. Поэтому, перед учителем стоит проблема: как организовать здоровьесберегающий учебный процесс на уроке? Основной путь решения проблемы - это валеологически обоснованное преобразование урока.

Основные требования, выдвигаемые к уроку информатики в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса, используя последние достижения передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктов познавательной деятельности обучающихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности обучающихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультурных пауз, подвижных игр).

8. Формирование необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

11. Диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого yрока с учетом особенностей развития обучающихся.

В процессе внедрения в педагогическую деятельность здоровьсберегающих образовательных технологий при реализации основных методов обучения и воспитания во время уроков и внеурочной деятельности рекомендую учитывать следующие основополагающие моменты.

1. Создание положительной мотивации к учебной деятельности.

Интерес к занятиям, к изучаемому материалу, стремление больше узнать:

подбор заданий с практической значимостью (построение диаграмм заболеваемости обучающихся в электронных таблицах, создание и заполнение паспортов здоровья школьников, использование пословиц о здоровье человека при изучении темы «Высказывания», создание буклетов, построение базы данных состояния здоровья обучающихся и т. д.), т. е. научить видеть реальное применение знаний и умений, получаемых на уроке, в своей собственной жизни;

изучение учебного материала по методу «движение по ступенькам», т. е. от простого к сложному;

использование на уроках не только материала учебника, но и дополнительного, занимательного материала из различных источников по теме урока;

создание учебно-проблемной ситуации с помощью задачи, рассказа, практической работы;

самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы (сообщение обучающимся времени, отпущенного на изучение темы, примерные сроки ее завершения, знания и умения необходимые для изучения темы, при этом отдельные ученики дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам, им предлагаются задания для восполнения имеющихся пробелов, с указыванием на то, что выполнение этих заданий создаст возможность плодотворно изучить новую тему);

2. Создание благоприятного психологического климата. Доброжелательное отношение к обучающимся, работа с ними в атмосфере увлеченности поиском новых знаний, включение их в учебную дискуссию, установление межпредметных связей, создание на уроке ситуации успеха, использование юмора и смеха, корректность и объективность оценки деятельности обучающихся.

3. Смена видов учебной деятельности в течение урока: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рисование, наглядные пособия, ответ на вопрос, решение задач, тестирование, работа с тетрадью (где будут задействованы все органы чувств обучающихся).

5. Оптимизация двигательного режима обучающихся, снятие зрительного утомления, мышечного напряжения, используя малые формы физической активности (физкультурные паузы).

Цель физкультурных пауз: восстановить умственную работоспособность, препятствовать настроению утомления, повысить эмоциональный настрой обучающихся, снять статические нагрузки.

Процесс валеологического обучения и воспитания протекает эффективно, если основу этого процесса составляет личностно-деятельный подход, представленный в методических рекомендациях технологиями:

дифференцированного обучения;

метода проектов;

проблемного обучения.

На уроках и элективных занятиях «Основы гигиены и санитарии», «Генетика человека» обучающиеся создают мини-проекты

В рамках декад здоровья и профилактики табакокурения, алкоголизма и ПАВ проходят конкурсы рисунков, плакатов в 5-8 классах, конкурсы презентаций, буклетов в 9-11 классах. Обучающиеся осуществляют подготовку презентаций для проведения классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Идеям педагогики здоровья наиболее способствуют следующие типы уроков:

урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде мультимедийных презентаций с валеологическим содержанием учебного материала

урок-соревнование (игра);

урок-исследование;

интегрированный урок (нестандартное применение полученных знаний из различных предметных областей).

Обязательным правилом на уроках является соблюдение гигиенических норм и требований при организации урока: освещенность, соблюдение светового, воздушно-теплового и цветового режима

Температура воздуха в кабинете составляет 19-21 0С (оптимальная), 18-22 0С (допустимая). Углевод при падании в организм преобразуется в глюкозу. Она в свою очередь распадается, в результате чего выделяется энергия, которая тратится на поддержание постоянной температуры тела и на работоспособность.

Относительная влажность воздуха в кабинете 40-60%. Если влажность в кабине ниже 40%

Направления проектной деятельности

Процесс обучения и формирования здорового образа жизни в нашей школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям:

Формирование валеологической грамотности;

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;

Организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время.

Анализируя современное состояние проблемы формирования валеологических знаний, умений, навыков, следует отметить, что изучение основ здорового образа жизни в различных регионах нашей страны и за рубежом ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-экономических условий, а также на основе мировоззренческих позиций.

Но, к сожалению, до сих пор эта проблема остается приоритетной для ученых и исследователей. Мы же начинаем задумываться о здоровье тогда, когда оно практически потеряно. Для повышения уровня знаний о здоровье детей и родителей социальным педагогом и совместно с медицинскими работниками организована работа школы для детей и родителей “Я и мое Здоровье”, включающая два направления: "Основы здоровья и здоровый образ жизни", "Физическое здоровье".

Исследовательская работа

Здоровье - это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов. Ученые доказали, что уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал.

С каждым годом уменьшается число школьников с сильным типом нервной системы, для которых характерна высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Все больше приходит в школу детей, которые быстро утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.

На основании медицинского осмотра, стало возможным определить структуру и динамику заболеваемости учащихся, соотношение больных и здоровых детей.

Структура заболеваемости учащихся

На этой диаграмме видно, что преобладают заболевания костно-мышечной системы, органов зрения, нервной системы. С каждым годом происходит рост увеличения количества детей с заболеваниями.

Среди молодежи получило широкое распространение употребление наркотических и токсических веществ, а также алкогольных напитков и табачных изделий.

Обозначенные выше тенденции во многом обусловлены потерей молодыми людьми ощущения смысла происходящего. Они нe имеют при этом необходимых знаний и жизненного опыта, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, усвоить оптимальные ноpмы жизни, основанные на осознании ценностей здоровья.

Какова реальная картина здоровья детей в нашей школе?

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации.

Было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов с целью выявления основных факторов, способствующих ухудшению здоровья. Из 320 опрошенных учащихся школы основными факторами отметили следующие:

I – курение и употребление пива;

II - злоупотребление компьютером;

III – нездоровое питание;

IV – недосыпание;

V – жизнь без движения;

VII – недостаточное пребывание на свежем воздухе;

VII - злоупотребление телевизором;

IX – нерегулярные занятия спортом;

Обозначенные выше тенденции во многом обусловлены потерей ощущения смысла происходящего. Они нe имеют при этом необходимых знаний и жизненного опыта, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, усвоить оптимальные ноpмы жизни, основанные на осознании ценностей здоровья.

Высокий уровень заболеваемости школьников, обусловленный, с одной стороны их недостаточно здоровым образом жизни, а с другой – стрессогенным характером образовательного процесса, указывает на необходимость и важность формирования у школьников на уроках и во внеурочной деятельности важнейшей ключевой валеологической компетенции.

Для успешного обучения школьников в изменяющихся социально-экономических условиях, способствующих ухудшению состояния здоровья обучающихся, осуществляется деятельность по реализации экспериментальной программы "Школа здоровья". Базовыми компонентами на всех ступенях реализации этой программы являются:

целевая ориентация участников педагогического процесса на здоровье, как приоритетную ценность и основной результат деятельности;

направленность содержания и организация учебно–воспитательной работы на формирование потребности ученика в здоровье и здоровом образе жизни, его валеологической грамотности;

совершенствование методов и форм организации всех видов деятельности школьников, обеспечивающих повышение стоимости их здоровья;

диагностика уровня сформированости культуры здоровья обучающихся, проводимая с помощью опросников и анкитирования, позволила сделать вывод, что наметилась положительная тенденция в формировании качества валеологических знаний.

Достаточно ли Вы заботитесь о своём здоровье?

Не вполне – 15%

Не достаточно – 20%

Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными?

Выполнение правил ЗОЖ -60%

Хорошие экологические условия – 22%

Хорошая наследственность – 18%

Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете в школе?

Интересны – 60%

Не всегда интересны – 33%

Неинтересны – 7%

Наблюдается повышение мотивации к урокам биологии.

В результате выявлено, что уровень сформированности социально-валеологичекой культуры значительно вырос. Владея системой знаний, применяя полученные навыки и умения, обучающиеся способны противостоять негативным фактором окружающей среды, активно заниматься деятельностью, направленной на поддержание здорового образа жизни.

За прошедшие два года простудные заболевания и обращаемость детей к медицинскому работнику плавно снизились. Это достигнуто в результате совместных усилий педагогического коллектива школы, медицинских работников, родителей и детей по сохранению и укреплению здоровья.

Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но к концу обучения все же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями ЖКТ. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной.

Заключение.

Проект “Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания ” дает положительную динамику здоровья детей.

В школе уменьшилось количество обучающихся, часто болеющих простудными заболеваниями, уменьшилось количество детей, стоящих на внутришкольном учете. Возросла активность участия родителей в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой. Всем надо помнить, что здоровье – это незаменимая ценность нашей жизни! Только здоровый человек может в полной мере стать счастливым!

Каждый человек обязан знать, что вредит его здоровью и, наоборот, что может быть ему нужным и полезным. Сохранение и укрепление здоровья - дело каждого. Человек-хозяин своей судьбы, своего счастья и здоровья. Несомненно, врождённые недуги сказываются на жизни людей. Но, имея хронические заболевания, многие продолжают жизнь активно и плодотворно. Просто необходимо усвоить, строго и неукоснительно соблюдать рекомендации и наставления здорового образа жизни.

На основании выше сказанного можно сделать выводы, что целостная педагогическая система, содействующая здоровью обучающихся, приводит:

к снижению школьных факторов риска для здоровья учащихся;

к повышению уровня профессиональной компетенции учителей в вопросах педагогики здоровья;

к оздоровлению предметно-пространственной среды;

к стабилизации состояния здоровья обучающихся.

Список используемой литературы

«Формирование здорового образа жизни подростков Российской Федерации». М. пед. общество России 1999

«Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации». М. Подкова. 2010

Лукьянова М. И. «Ценностное отношение к здоровью как психолого-педагогическая проблема» 2003

4. Использованы материалы Интернет ресурсов: http://www. ocsen. ru.

5. Воронова Е. А. Серия «Сердце отдаю детям», «Здоровый образ жизни в современной школе» 2007

6. Касаткин В. Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации., М.: Подкова, 2003

7. Касаткин В. Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации: Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса)-Россия, 2001.

8. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.:ДЕАН, 2001.

9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.

10. Татарникова Л. Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. - СПб. СПБУПМ, 2001.

Возможно это вас заинтересует:

  1. ПРОЕКТ Я здоровье сберегу – сам себе я помогу (для детей старшего дошкольного возраста) Данный проект позволяет создать условия для успешного освоения культурно – гигиенических...

  2. ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ «ЛОВКИЕ, БЫСТРЫЕ, СМЕЛЫЕ» Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и условиями жизни...
  3. Шурышкарский район Ямало-Ненецкий автономный округ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н. В.АРХАНГЕЛЬСКОГО»(МБОУ «Мужевская СОШ имени Н. В. Архангельского») ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ...

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова и др).

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии .

Отношение личности к людям, пишет С.А.Козлова, характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам .

Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а также не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности – это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Мы полагаем, что характеристика отношений личности будет неполной, если не рассматривать её как предмет изучения философской и психологической наук.

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём–либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности .



В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение .

Кроме того, в философии и психологии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека .

В разработанной А.Н.Леонтьевым теории представлена концепция о личностном смысле деятельности, смыслопорождении, где отношение трактуется как «субъективно устанавливаемая и личностно переживаемая связь между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека, как текущих, так и бывших или предполагаемых событий». Содержанием такой связи является смысл как фундамент личности .

Я.Л.Коломинский отмечает, что отношение – это «особая» внутренняя реальность, которая представляет собой отражение в мыслях и переживаниях субъекта других людей, а в общении – «процессы словесного и несловесного взаимодействия, в которых проявляются, закрепляются и развиваются отношения» .

Определение структуры отношений дано в исследованиях А.А.Бодалёва, Я.Л.Коломинского, Б.Д.Парыгина, С.Л.Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений: а) гностический (когнитивный или информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в) поведенческий (практический).



Определяя структуру отношений, С.Л.Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нём, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания .

Таким образом, вопрос об отношении человека к действительности неразрывно связан с таким понятием как ценность. Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии личности (А.М.Коршунов, В.П.Тугаринов).

В.П.Тугаринов называет ценностями те явления или свойства явлений, которые найдены полезными, нужными, приятными и т.д. с точки зрения потребностей, интересов и целей людей .

В некоторых исследованиях отмечается, что ценность – это не предмет, не вещь, не их свойства, а некий род человеческой мысли (А.И.Титаренко).

Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности. Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления .

Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Отношение в целом отражает многообразие связи человека с миром.

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений .

Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественной, субъективную реальность с объективной .

Познание личностью ценности объектов социальной действительности предполагает наличие у неё определённого способа социальной ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способ социальной ориентировки, в свою очередь, является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. По характеру и направленности этих предпочтений можно определить и особенности её ценностных отношений (И.В.Дубровина).

Ценностное отношение представляет собой одновременно и процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса как установку, позицию субъекта по отношению к определённым объектам как к личностным ценностям (В.В.Гречаный, А.И.Титаренко).

Прежде чем определить понятие «ценностное отношение к здоровью», выделим несколько концептуальных подходов к определению понятия «здоровье».

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации (Г.С.Никифоров). При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов (Ю.Ф.Змановский).

И.И.Брехман определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации .

В.П.Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды .

Из приведённых определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.

В основе нашей работы лежит концепция, согласно которой здоровье понимается как базовая ценность человека (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егорова, Ю.Ф.Змановский).

В структуре здоровья выделяют следующие компоненты: духовно-нравственное, личностное, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, репродуктивное, физическое. Все компоненты взаимосвязаны друг с другом и формируют единый процесс здоровья .

Духовно-нравственное здоровье – это, прежде всего сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности.

Личностный (психологический) компонент здоровья определяется местом здоровья и духовных ценностей в системе жизненных ценностей, способностью осознать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу, сформированностью умений самоанализа, самоконтроля, самовоспитания, планирования и прогнозирования. Стремление человека к развитию, к удовлетворению более высоких потребностей рассматривается как признак психического здоровья.

Когнитивный (интеллектуальный) компонент здоровья отражает способность человека мыслить позитивно, принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию.

Эмоциональное здоровье – это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими.

Социальное здоровье определяется социальной активностью, высокой коммуникативностью, широким кругом общения и т.п.

Физическое здоровье естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением взаимодействия всех органов и систем, динамическим равновесием с окружающей средой.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

Ценностное отношение к психическому здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе (авторское).

Ценностное отношение к социальному здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения (авторское).

Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста будут рассмотрены в следующем параграфе.