Влияние лепки из пластилина на умственное развитие ребёнка. Как научить ребенка лепить из пластилина

выбрать тему вопроса --------------- Семейные отношения Дети и родители Любовь Дружба Секс, интимная жизнь Здоровье Внешность и красота Межличностные конфликты Внутренний конфликт Кризисные состояния Депрессия, апатия Страхи, фобии, тревоги Стрессы, травмы Горе и утраты Зависимости и привычки Выбор профессии, карьера Проблема смысла жизни Личностный рост Мотивация и успех Отношения с психологом Другой вопрос

Есть ли проблема в том, что ребёнок всем играм предпочитает лепку из пластилина? Лепит все время "запойно" можно сказать. Если оторвать от этого занятия - проявляет недовольство, обижается. Может быть что то компенсируется бессознательно таким образом? Может как то помочь ребёночка?

Ответы и советы психологов

Психолог-психоаналитик

Я психолог психоаналитической школы.В 2005 году закончил Восточно-Европейский институт психоанализа в г.Санкт-Петербург.Специализация-клинический психолог-психоаналитик.Занимаюсь частной практикой. Практический стаж по специальности-10лет.

Онлайн консультации

По е-майл

Личные встречи

Здравствуйте,Ольга.Во первых,подозрительным является частое и долгое изолированное поведение ребенка от родителей.Уже это может указывать на недоверие ребенка к родителям.Он не хочет показываться Вам на глаза и контактировать с Вами.Вероятно,он боится Вашего доминирования и недовольства им.Поэтому,он выбрал безопасный способ проведения досуга.Второе-С пластилином можно делать все,что захочется.Это значит,другого способа удовлетворения своих запросов у ребенка нет.И только с пластилином он может чувствовать себя свободно и в безопасности.Это так же может указывать на ограничение интересов ребенка и ограничение его свободы,которое мешает его развитию.Это его способ защититься и развиваться.



Ольга, самое главное, что способствует здоровому развитию ребенка это любящая (в том числе, заботливая) и при этом спокойная мама. Вы внимательны к своему ребенку и это, безусловно, важно. Теперь вопрос по поводу вашей тревоги - если предпочтение лепки это единственное что вас настораживает (то есть, ребенок развивает по возрасту), то, может быть у вас растет будущий скульптор?...я имею ввиду, что наличие предпочтения может быть выражением какой-то способности, которую важно увидеть и развивать. Если же есть что-то еще, что вас настораживает (поведение, общение с другими детьми, эмоциональное состояние и т.п.), то есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу и разобраться с причинами.

В том случае, если иных, кроме лепки, причин беспокойства нет, но ваша тревога (беспокойство, озадаченность) так и не проходит, то лучше (полезнее и для вас и для ребенка) обратиться к специалисту для выяснения причин именно вашего состояния, т.к. иногда так бывает, что тревога возникает по поводу каких-то жизненных обстоятельств, которые не осознаются, но выражается через приемлемую для психику сферу жизни.



Психолог. Психотерапевт

Практикующий психолог с 25 летним стажем. Психологические травмы, страхи, неврозы. Лечение онкологических и аутоиммунных заболеваний методом Имагинативной психотерапии тела. Мужчина и женщина. Детско-родительские отношения. Психотерапия очная 2200 руб/1,5 часа

Онлайн консультации

Чат на сайте

По е-майл

Личные встречи

Ольга, здравствуйте! Думаю ваши переживания напрасны. Кто-то "запойно" собирает Лего, кто-то играет в Барби...

Это очень хорошо, что у ребенка есть любимое занятие. А с помощью любимого занятия, можно развивать и моторику, и воображение, и речь, мышление, причем все его характеристики... Главное правильно организовать увлечение

Сколько вашему ребенку лет?

С точки зрения современного психоанализа, это возможные проявления восполнения потребностей возраста от 1 до 3 лет. Но если в психологическом статусе ребенка все хорошо, то беспокоится не о чем. Радуйтесь, что у ребенка есть увлечение, да еще такое полезное

P.S. У каждого человека есть какие-либо предпочтения и фиксации на определенном поведении, которое отражается в деятельности. Если они полезные, то замечательно - их не надо убирать, а то получите взамен непонятно что...

Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?

В чем польза лепки из пластилина для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток. Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина — приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?

Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.

С чего начать лепку из пластилина

Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.

Что необходимо подготовить к занятиям

Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:
  • Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
  • Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
  • Пластиковые формы для выдавливания.
При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду — фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.

Как сделать пластилин в домашних условиях

Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.

Ольга Ильющенко
Влияние лепки из пластилина на умственное развитие ребёнка

Я весь мир слепить готов

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин .

По моим наблюдениям за развитием детей младшего дошкольного возраста я пришла к выводу : что умственному развитию ребёнка способствует развитие творческого воображения. А развитию творческого воображения способствуют специальные условия : создание положительного эмоционального фона, обязательное взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.

Во время подготовки к лепке , а также во время её выполнения, ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение) . Вместе с тем обогащается и развивается его словарь , связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления , внимания, воображения. На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, постепенно эта самостоятельность перерастает в творчество. Творческое воображение – это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста и индивидуальных особенностей. Необходимо, чтобы ребёнок учился лепить обеими руками. Это не только ускоряет работу, но и помогает развивать левую руку .

В отличие от левого, правое полушарие изучает проблему (предмет, событие) целиком и с разных сторон, причем часто даже не используя анализ. Здесь главная роль отводится интуиции. У левшей лучше развито воображение , творческие способности, они лучше ориентируются в пространстве. Кроме того извилины правой стороны головного мозга отвечают за чувство юмора, умение мечтать и фантазировать. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём , сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

В современной методике обучения лепке детей младшего дошкольного возраста определены предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Дети скатывают из пластилина мяч , яблоко, чтобы научиться лепить округлые формы. Чтобы сделать выполнение задания более осмысленным и интересным я использую сказки. Это вызывает у детей чувство радости, удовольствия и помогает ребёнку войти в образ .

Прежде чем приступить к работе с пластилином , я знакомлю детей с содержанием сказки. Затем ставится специальная игровая задача. Это та часть, в которой персонаж обращается к малышам за содействием. При их удовлетворительном ответе можно переходить к постановке собственно учебных задач. Пластилиновые игрушки - это разновидность сюжетно-ролевых игр, сохраняющая типичные признаки игры : содержание, творческий замысел, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником этих компонентов служит сказка.

Лепка игрушек позволяет лучше запомнить и осознать пройденный материал. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения , творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка . Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.

Лепка – один из способов самовыражения, доступных для ребенка, и порой с помощью пластилина ребенок «рассказывает» о том, для чего не находит слов: о своих страхах и обидах, глубоких переживаниях и эмоциональных потрясениях. Именно поэтому совместные занятия лепкой так важны для взаимопонимания ребенка и родителей, а фигурки, слепленные ребенком, нужно оценивать не только с точки зрения их аккуратности и привлекательности.

Детские рисунки и поделки часто заставляют родителей беспокоиться, но порой дело лишь в некоторой неумелости, неспособности правильно передать то, что хочется. Но бывают и случаи, когда действительно стоит обратиться к психологу, – вот о них мы и поговорим.

Ребенок не проявляет инициативы, лепит только то, что вы скажете, старается точно повторить слепленные вами фигурки. Возможно, это свидетельствует о том, что малыш боится принимать решения и брать на себя ответственность. Данная черта свойственна детям послушным и «удобным», не умеющим проявлять инициативу, а часто – еще и не отдающим себе отчета в собственных желаниях. Понаблюдайте за малышом: если он действительно затрудняется сказать, чего хочет, предпочитает выполнять распоряжения, боится совершить ошибку – это может быть признаком проблем, и консультация психолога не помешает.

Фигурки, которые лепит ребенок, явно агрессивны: присутствуют разнообразные шипы, делается акцент на зубы и когти, в руки или лапы вкладывается какое-то оружие. Возможно, все дело в том, что ребенок просто лепит героя любимого мультфильма или компьютерной игры (не будем отрицать, что сейчас многие дети играть начинают раньше, чем лепить), но побеседовать об этом все же стоит. Возможно, ребенок чувствует себя незащищенным, пытается обороняться, ощущает давление со стороны окружающих и поэтому постоянно пребывает в напряжении.

Фигурки, которые лепит ребенок, непропорциональны: у них слишком большая или слишком маленькая голова, огромные или, напротив, крошечные глаза и так далее. В принципе любое явное нарушение пропорций, если оно присутствует как повторяющийся мотив во время лепки на свободную тему, это повод для беспокойства. Слишком большие глаза или огромный рот говорят о страхах, которые испытывает ребенок, слишком большие уши – о том, что ребенок очень серьезно обеспокоен мнением окружающих. Слишком маленькие глаза свидетельствуют о внутреннем дискомфорте, нежелании видеть происходящее вокруг, слишком маленькие уши – признак того, что ребенок постоянно пребывает в состоянии самозащиты, носит «броню», крошечный рот заставляет предположить, что малыш скрывает свои эмоции.

Ребенок уделяет очень много внимания украшению фигурок, мелким деталям. Это – признак повышенной озабоченности мнением окружающих, желания хорошо выглядеть в чужих глазах. Конечно, многие взрослые живут с этой проблемой и считают это совершенно нормальным, но нужно помнить, что дети реагируют на все куда острее, критику воспринимают гораздо более болезненно. Поэтому склонность ребенка к чрезмерному декорированию пластилиновых фигурок – признак возможных проблем с самооценкой.

Ребенок ломает слепленные фигурки. Понятно, что пластилиновые фигурки не предназначены для вечного хранения, и то, что они разбираются на «запчасти» и «детали», – совершенно нормально. Но если в том, как ребенок сминает фигурку, чувствуется агрессия, стоит насторожиться. Возможно, таким образом малыш просто выплескивает негативные эмоции; в этом случае нужно выяснить, что стало причиной их появления. А возможно, ребенок символически «уничтожает» своего обидчика (кстати, этот метод используется в арт-терапии) – постарайтесь выяснить, что же происходит с малышом.

Ребенок требует сохранять все слепленные фигурки. Возможно, с их помощью малыш пытается компенсировать какой-то внутренний дефицит – например, общения с ровесниками или вашего внимания.