Воспитание девочек. Воспитание девочки в семье

Когда в семье рождается девочка, родителям кажется, что их жизнь будет спокойной, умиротворенной, полной нежности и ласки. Но вскоре оказывается, что крошка обладает бойким и настойчивым характером, справиться с которым не так уж и просто. Она капризничает, кричит, толкается, рвет книжки и ломает игрушки. И мама лишь недоуменно разводит руками, даже не предполагая, как же воспитать из своей непоседы настоящую леди.

На самом деле воспитание девочек может отличаться в зависимости от их характера. Если одни малышки довольно усидчивые и тихие, то другие могут дать фору даже самым резвым мальчуганам. Но это вовсе не означает, что маленькие непоседы в будущем не захотят иметь семью, детишек, любимую работу и стабильную жизнь. Поэтому каждая мама должна суметь вырастить из своей крохи добрую и открытую девушку с хорошими манерами и правильными взглядами на жизнь.

Особенности воспитания девочек

В наше время родителям стало очень трудно прививать своим детишкам какие-либо традиционные ценности. Говорить о том, что неполная семья – это плохо, уже было бы неправильно. Так как многие малыши, которых растят мамы-одиночки, отличаются скромностью и воспитанностью, в то время как избалованные дети из полных семей нередко хамят и скандалят со своими родителями. Уже мало кто вспоминает о том, что моральное должно доминировать над материальным. Современные дети хвастаются друг перед другом новыми телефонами, дорогими айподами и прочими штучками, пополняя общество потребителей, не имеющее границ. Поэтому рассказать маленькой девочке сейчас, что она, несмотря ни на что, должна оставаться нежной, добросердечной, заботливой и чуткой, уже достаточно сложно.

Но что же делать? Каким должно быть воспитание девочек в семье? Ведь все мы прекрасно понимаем, что времена изменятся, и уже через 15-20 лет, когда вырастут наши девчонки, общество вернется к традиционным ценностям, когда женщина снова станет хранительницей домашнего очага, и когда семьи не будут распадаться так часто, как сейчас, и по таким нелепым причинам. Наше поколение, выросшее в 90-е годы, уже не будет доминировать своей психологией безграничного потребления и нивелирования человеческих качеств. Наши дочери сами станут мамами. И очень бы хотелось, чтоб они создали крепкие семьи и добились в жизни всего, о чем мечтают.

Основные особенности воспитания девочек в современных семьях выражаются в том, чтобы привить им одновременно женственность и твердый характер, нежность и внутренний стержень. В наши дни случается всякое. И мудрая женщина должна не только уметь выслушать и успокоить близкого человека, но также и помочь ему в его беде. Хорошая жена всегда позволяет мужчине чувствовать, что он добытчик и главный в доме. Но в то же время она является равноправным партнером, давая понять, что при любых невзгодах она готова разделить всю ответственность, в том числе и по содержанию семьи. Вот Вам и феминизм. Но в данном случае он направлен на созидание, когда все члены семьи делят между собой права и обязанности, уважая и оберегая чувства и достоинство друг друга.

Правила воспитания девочек, с одной стороны, довольно просты. Малышки должны видеть перед собой хороший пример родителей. Если мама относится к папе с любовью и уважением, если она не повышает голос на детей и при этом стремится найти компромисс в любой ситуации, девочка тоже вырастет такой же. Но, с другой стороны, современным родителям постоянно приходится бороться с наплывом искаженной информации, с которой дети знакомятся в интернете и по телевизору. Большинство современных мультфильмов для детей изображают сильных и дерзких девушек-воинов, которые дерутся с парнями и всегда выигрывают в любых спорах.

Во многих журналах пишут о том, что гендерное воспитание детей становится все более однообразным. Педагоги и психологи рекомендуют родителям покупать девочками машинки и пистолеты, аргументируя это тем, что в детях нужно развивать абсолютно все стороны. С этим сложно не согласиться. Но в то же время многие родители девчонок сталкиваются с проблемой того, что их дочерей куклы уже вообще не интересуют. И в данной ситуации на плечи взрослых ложится двойная задача — не навредить психике крохи, позволяя ей играть и развиваться в интересном для нее направлении, и одновременно привить ей традиционные ценности, которые непременно пригодятся ей в будущем.

Воспитание девочки подростка

Когда наступает переходный возраст, встает вопрос о том, каким должно быть половое воспитание девочек. И здесь перед родителями возникает новая дилемма – кто должен заниматься сексуальным воспитанием ребенка? Если родители не хотят обсуждать с дочерью подобные темы, то за них это делают в лучшем случае литературные издания, а в худшем случае интернет сайты и популярные блогеры. Зачастую уже в 14-15 лет девочки успевают начитаться сомнительной литературы, восхваляющей открытость и раскованность женщин, ранние контакты с представителями противоположного пола и свободные отношения. Как Вы понимаете, это явно не соответствует традиционным ценностям и вообще какому-либо здравому смыслу.

Тогда получается, что половым воспитанием ребенка должны заниматься родители. Но далеко не всем мамам и папам удается наладить в семье настолько доверительные отношения, чтоб открыто общаться с дочерью на любые темы. То же самое касается и многих других вопросов, таких как конфликты в школе, частые прогулы в школе, необоснованные детские страхи и т.д. Получается, что воспитание девочки подростка должно быть основано, прежде всего, на построении доверительных и честных отношений с взрослыми, которые позволять всем членам семьи уважать друг друга, сохраняя личное пространство, но в то же время всегда приходить на помощь, когда у кого-то возникают проблемы.

Воспитывая девочку, родители всегда должны учитывать особенности ее характера, мягко направляя ее по тому пути, где она сможет максимально раскрыться и реализовать свой потенциал. Но в то же время очень важно научить девочку быть женственной и нежной, чтобы она смогла в будущем радовать своих близких заботой и верностью, чтобы она смогла стать любимой и желанной женой, вырастить счастливых детишек, воплотить в жизнь все свои желания, ну, и конечно, всегда оставаться благодарной дочерью для своих родителей.

Современные системы воспитания претерпели огромные изменения. Сегодня очень многое стало можно, поэтому дети часто вырастают избалованными и капризными.

Однако виноваты ли они в этом? Конечно же, нет. Ведь первично методика воспитания выбирается родителя. И для того, чтобы понимать, в каком ключе необходимо вести воспитание своего чада нужно осознать, что мальчиков и девочек необходимо воспитывать по-разному. Это определяется и основными жизненными ситуациями. В это обзоре рассмотрим особенность воспитания девочек.

Самостоятельность - залог гармоничных отношений с миром

Все родители хотят, чтобы их дочери вырастали умными, самостоятельными, красивыми и уверенными в себе. Однако немногие стремятся помочь своим юным принцессам реализовать все эти качества. Для того, чтобы ваша малышка стала самостоятельной необходимо давать ей право проявлять самостоятельность. В будущем ей это обязательно пригодится. Ведь чаще всего именно женщина отвечает за то, как выглядит дом, ее семья, дети. Став самостоятельной, девочка сможет выстроить гармоничные отношения вокруг себя.

Женственность украшает

Девочка должна быть женственной. Вот здесь огромное влияние оказывает на малышку ее мама. Именно она является примером для подражания. Если ваша дочка видит, как вы за собой ухаживаете, трепетно, но без фанатизма следите за свои внешним видом, имеете чувство стиля, такта и меры, то будьте уверены ребенок непременно это переймет от вас. Также необходимо делать малышке ненавязчивые подсказки и советы, которые позволят ей постепенно примерять на себя женственность.

Ум и мудрость.

Девочка должна быть по умной. Современный бизнес-леди не уступают в своей успешности мужчинам. С этим не возможно спорить, стереотип "неженское это дело" уходит в прошлое. Осталось совсем не много отраслей, в которых не было бы представлено представительниц прекрасного пола. Поэтому важно покапать девочки умные игрушки , которые помогали бы ее всестороннему развитию. Кто знает к чему проявит склонность ваша малютка, не в коем случае не ограничивайте ее развитие. Девочка должна быть не только красивой, но и умной. Это вполне совместимые сочетания.

Уверенность в себе - полезное качество

Девочка должна быть уверенной в себе и своих силах. И в этом ей может помочь ее любимый папа. Отец – это первый мужчина, который встречается в жизни девочки. От него во многом будет зависеть то, как малышка будет принимать себя в будущем. Будет ли она довольна своей внешность, способностями и талантами, либо ее самооценка станет заниженной и неадекватной. Пусть папа чаще говорит о том, какая у него красивая дочь, как умело она помогает маме по дому. Одним словом, пусть девочка чувствует свою уникальность и необходимость в семье.

Скромность не бывает лишней

Ну и наконец, девочка должна быть скромной. Это не означает, что ее необходимо держать в строгости до совершеннолетия. Но прививать ей это чувство необходимо. Какими бы ни были современные нравы, но скромность – это очень хорошее качество в характере девочки и женщины. Оно позволяет выглядеть более привлекательно, необычно и притягательно.

Будьте внимательны к своим детям, ведь вскоре они станут взрослыми и за плечами у них будет лишь тот багаж, который собрали для них вы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя, и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Таким образом, основная проблема нашего поколения в воспитании девочек - это воспитание женственности и хранительницы семейного очага.

1. Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В "Книге для родителей" Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи -- воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, -- это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе -- в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет -- ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие -- вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, -- значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2--4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек -- все это служит интересам такого развития.

2. Роль матери в воспитании девочки

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними -- особенно в раннем возрасте ребенка -- обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель -- успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

3. Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу -- большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности -- добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей -- установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение -- девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5--6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой -- знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути -- весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей -- естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Заключение

Когда в семье рождается девочка, родителям кажется, что их жизнь будет спокойной, умиротворенной, полной нежности и ласки. Но вскоре оказывается, что крошка обладает бойким и настойчивым характером, справиться с которым не так уж и просто. Она капризничает, кричит, толкается, рвет книжки и ломает игрушки. И мама лишь недоуменно разводит руками, даже не предполагая, как же воспитать из своей непоседы настоящую леди.

На самом деле воспитание девочек может отличаться в зависимости от их характера. Если одни малышки довольно усидчивые и тихие, то другие могут дать фору даже самым резвым мальчуганам. Но это вовсе не означает, что маленькие непоседы в будущем не захотят иметь семью, детишек, любимую работу и стабильную жизнь. Поэтому каждая мама должна суметь вырастить из своей крохи добрую и открытую девушку с хорошими манерами и правильными взглядами на жизнь.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика - СПБ.: Изд-во "Питер", 2011.

2. Васильева Э.К. Семья и её функции. - М., 1975

3. Дружинин В.Н. Психология семьи - М., 1996

4. Ковалев С.В. Психология современной семьи - М., 1999.

5. Семья как общественное явление, Воронеж, 1989 г.

6. Семья, М., 1993 г.

7. Семья - 500 вопросов и ответов, М., 1991 г.

8. http://www.all4kid.net/

9. http://razvitiedetei.info/psixicheskoe-razvitie/kak-pravilno-vospitat-rebenka.html

10. http://www.e-ng.ru/pedagogika/osobennosti_vospitaniya_v_seme_malchikov.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема воспитания мальчиков в семье без отца. Способны ли современные отцы быть отцами? Причины неполных семей. Психологические основы неправильного воспитания ребенка. С чего начать воспитание мужчины. Воспитание мальчика в женском коллективе.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие семьи и типы семейного воспитания. Закономерности развития личности. Особенности воспитания подростка в семье, специфика общения со сверстниками и родителями. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии. Проявление эмпатии подростками.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2013

    Характеристика воспитательного процесса в семье. Типы, стили и факторы воспитания и функции семей. Особенности и трудности воспитания детей в полной и неполной семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка, рекомендации родителям.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Культурно-исторический анализ становления семьи: ее основные концепции и жизненный цикл, роль отца и матери, общение родителей и развод. Значение семейного воспитания в социализации личности. Оценка анкет детей, воспитывающихся в детском доме и в семье.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Определение понятий характера и акцентуации, стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов. Специфическое расстройство личности. Типы психопатий и акцентуаций характера. Динамика (жизненный цикл) семьи.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2015

    Понятие и структура характера. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко. Анализ подходов к изучению влияния стилей семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков в психолого–педагогической литературе, результаты проведённого опроса.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Обзор литературы с целью выявления особенностей личности младшего школьного возраста, влияния семейного воспитания на ее развитие. Семейное воспитание как условие формирования застенчивости у детей школьного возраста. Анализ стилей семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2012

    Семья как малая социальная группа. Стили семейного воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения, повышенная моральная активность. Методы воспитания. Особенности физиологического и психологического развития подростков.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Анализ взаимосвязи методов воспитания в семье и внутрисемейных отношений. Методы и средства семейного воспитания, их влияние на эмоциональное состояние ребенка в семье. Методы поощрения и наказания детей. Диагностика семьи, анкетирование родителей.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2013

    Условия успешного воспитания ребёнка в семье. Роль авторитета родителей в воспитании. Виды ложного авторитета родителей. Типы семьи (полная - неполная, благополучная - неблагополучная). Требования к организации взаимодействия педагога с родителями.

Пол ребенка диктует свои особенности в его развитии и воспитании. И родителям необходимо знать все нюансы в психологии детей разных полов, чтобы найти с ребенком общий язык и вырастить настоящую леди или джентельмена. О воспитании девочек рассказывает педагог Ася Штейн.


Чем девочки отличаются от мальчиков? С точки зрения большинства, этот смешной вопрос пристало задавать разве что в младшей группе детского сада. Однако ответ на него не так прост, как кажется.
Загадки девичьей души

Развитие девочки с самого рождения идет по иному пути, чем развитие мальчика.
Так как количество потомства зависит в основном от количества женских особей и некоторый недостаток или избыток мужских сказывается на нем незначительно, то природа, «сберегая» женский пол, отвела ему роль консервативной подсистемы. Поэтому девочки более склонны к стереотипной деятельности: усвоив тот или иной навык, они доводят его до совершенства и используют постоянно, однако новые навыки осваивают с осторожностью и не стремятся к рискованным экспериментам. К примеру, восьмимесячная малышка долго будет приноравливаться, прежде чем попробует слезть с дивана. А отважившись на отчаянный шаг, будет потом многократно повторять этот «цирковой номер», в то время как ее ровеснику уже давно прискучит эта забава, и он отправится на поиски новых, более захватывающих приключений.
В младенчестве у девочек доминирует левое полушарие мозга. Поэтому у них раньше, чем у мальчиков, формируются расположенные здесь центры, отвечающие за развитие речи и коммуникацию. Они быстрее учатся говорить, читать и писать, лучше усваивают словесную информацию. Поэтому считается, что с девочками легче договориться: они способны внимательно слушать взрослого и буквально на лету схватывают все его указания.
Пространственное мышление у девочек развивается хуже, чем у мальчиков, да и вообще визуальное восприятие играет вторичную роль по сравнению с вербальным. Недаром говорят, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Мальчики лучше, чем девочки, ориентируются в картах, схемах, диаграммах, чертежах. Девочкам же они не только не помогают, но часто, наоборот, сбивают их с толку.
В то время как у мальчиков в школьном возрасте начинает доминировать левое полушарие мозга (если они, конечно, не левши, о которых нужно говорить особо), у девочек активность постепенно переходит к правому, отвечающему за целостное, эмоциональное восприятие. Интуитивно-образное мышление у них доминирует над логическим, а любая информация, с которой сталкивается девочка, обязательно эмоционально окрашивается.
При этом девочки эмоционально более выносливы, чем мальчики, они легче адаптируются к тем условиям, в которые попадают, менее склонны к неадекватным реакциям на стресс или переутомление.

Словом, до поры до времени девочки причиняют окружающим куда меньше беспокойства: не шумят, не буянят, не лезут куда не надо, более уравновешенны и одновременно гибки, а главное, всеми силами стараются понравиться взрослым, установить с ними эмоциональный контакт. Благодаря гибкости в сочетании с потребностью в эмоциональном комфорте девочки в детстве легко принимают предложенные им модели поведения.

Именно поэтому принято считать, что растить девочек проще, чем мальчиков, однако простота эта обманчива. Ближе к переходному возрасту, когда начинается глобальная перестройка всех систем и переоценка ценностей, проявляются все ошибки и перекосы воспитания. Именно поэтому так важно еще в том возрасте, когда ваша девочка делает первые шажки и лепечет первые слова, представлять себе, каковы могут быть отдаленные последствия ваших педагогических просчетов.

Едва встав на ножки, крошечная девочка бессознательно уже ощущает свою принадлежность к великой и непостижимой тайне женственности. «Катя – мама», - лепечет она, нянча и наряжая кукол, как нянчит и наряжает мама ее саму. Стремясь подтвердить свой статус, малышка ковыляет в маминых туфлях на каблуках и требует, чтобы мама покрасили ей лаком ноготки. Словом, с самого раннего возраста девочка наблюдает за мамой и воспроизводит в играх ее модель женского поведения. Причем эти самостоятельные наблюдения значат гораздо больше, чем воспитательные мероприятия.
Однако полноценно реализовать свою женственность девочка сможет, лишь отделившись от матери, осознав свою женскую уникальность. Это может проявляться в разные возрастные периоды и в капризах, и в непослушании, и в манере одеваться и вести себя вопреки маминому вкусу. Но и отторгая мать, утверждая свою независимость от нее, девочка в то же время остро нуждается в ее присутствии. В материнском одобрении или порицании она, как в зеркале, видит подтверждение или отрицание своей женской состоятельности. Фактически все свое детство, начиная с младенчества и вплоть до окончания переходного возраста, девочка проводит словно между двумя полюсами: идентификацией с матерью и сепарацией от нее, склоняясь то к одному, то к другому.

Мнение мамы

Мария
дочке 2 года 11 месяцев
«Я хочу, чтобы дочь развивалась во всех направлениях, которые можно будет физически охватить. И тогда, попробовав себя в разных сферах, она сможет понять, что именно ей близко и интересно, и соответственно сделать свой выбор САМА. Что касается наших с ней отношений в будущем, то мне бы хотелось дружеских отношений. Это не значит, что она не будет воспринимать меня как мать, нет. Просто все отношения должны строиться на взаимопонимании, на уровне советов и рекомендаций с моей стороны.
Не могу сказать, что использую те методы воспитания, которые применяли мои родители по отношению ко мне – меня воспитывала бабушка, родители много работали. Но помню одно очень ценное слово, которому научила мама – слово «надо». Это умение пожертвовать чем-то сиюминутным, каким-то даже удовольствием иногда ради жизненно важной цели. Это очень помогает в жизни справляться с трудной ситуацией, формирует характер, закалку, помогает добиваться своей цели. Для своей дочери я хочу сделать все возможное для самореализации: пусть потом она станет домохозяйкой, актрисой или окунется в бизнес… Думаю, это моя главная задача в «воспитании».

Мнение папы

Леонид
отец двух дочек 6,5 и 3,5 лет
«Как воспитываем дочерей? Как такового воспитания и нет… Мы просто живем одной семьей, и я не думаю, что если бы у нас был сын, что-то изменилось бы. Ругать? Ну просто существует меньше поводов, чтобы ругать девочек, они все-таки женского пола. Мы просто живем… Нужно научить их жить… Понятно, что они смотрят за нашими отношениями с женой, делают свои выводы, мы стараемся быть для них примером хороших, добрых семейных отношений.
Не мы решаем, какими будут девочки, - барышнями в рюшах и лентах или сорванцами в драных джинсах и с ссадиной на коленке – дети сами выбирают. Но, кстати, не могу сказать, что мои растут кисейными барышнями… Вряд ли они станут домохозяйками… Мы конечно, научим их зажигать газ, жарить яичницу, но это не значит, что они будут только обеды готовить. Что касается образования, то, надеюсь, оно не ограничится школой. Воспитание – это назидание, высказывание каких-то нравственных принципов… Ничего этого у нас нет. Просто живет себе семья, какие-то в ней люди, как-то складываются их отношения, это и влияет на развитие детей.»

В плену стереотипов

Воспитание девочек веками и тысячелетиями было связано массой табу и предрассудков, выбор социальных и поведенческих моделей у девочек всегда был гораздо уже, чем у мальчиков. Причем девочка, отказывающаяся следовать предложенной ей модели поведения, подвергается гораздо более суровому осуждению, чем мальчик. Казалось бы, более ста лет успешной борьбы женщин за равные права с мужчинами должны были бы кардинально изменить ситуацию, но этого не произошло, к старым «ролям» лишь добавились новые...

Собственно, если отбросить частности, существует две стереотипных модели воспитания девочек, и обе они, несмотря на кардинальные различия, одинаково губительны для индивидуальности маленькой женщины.

Модель «Золушка» «Мужчинам – свое, женщинам – свое». Этот принцип становится краеугольным в воспитательной модели в семьях с традиционным, патриархальным укладом. Хотя чаще всего во главе такой семьи стоят сильные властные отцы, но нередко идеологами патриархального уклада становятся и матери, по тем или иным причинам сосредоточившие сферу своей активности исключительно на семье и того же ждущие в последующем от дочери. Девочку здесь с младенчества готовят кКроли хранительницы домашнего очага, прививая ей соответствующие навыки: скромность, аккуратность, хозяйственность, покорность воле отца, а затем – мужа.

Ее, конечно, будут водить в музыкальную или художественную школу. От нее, скорее всего, будут требовать отличных оценок в школе. Она даже, вероятно, со временем окончит какой-нибудь скромный институт, но всерьез об ее образовании никто не думает: зачем, если самое достойное место для достойной женщины – кухня или детская? Если ее таланты и развивают, то лишь для того, чтобы в будущем она могла заниматься с детьми или скрашивать семейный досуг.
Кстати, ни с уровнем образования, ни с материальным и общественным положением отца и матери это напрямую не связано: подобный подход к воспитанию девочек можно встретить далеко не только у маргиналов из ультракрайних религиозных сект, но и в весьма респектабельных семьях.

Нетрудно догадаться, что педагогический эффект такого «воспитания» практически равен нулю. Зависимая девочка со слабым характером покорится воле родителей и поверит, что ее место – на кухне, не станет искать для себя лучшей доли, заранее откажется от попыток сделать карьеру. Девочка сильная и решительная при первой же возможности воспротивится родительской диктатуре и начнет строить свою самостоятельную жизнь вопреки родительскому сценарию. Стремясь доказать свою независимость и состоятельность, она может много достичь в жизни, но уж точно никогда не станет хорошей хозяйкой.

«Первый ребенок – последняя кукла! – гласит народная мудрость. А если этот ребенок – девочка, да еще хорошенькая, то просто нет сил оторваться от увлекательной игры...
Когда родилась маленькая Лиза, маминой радости не было предела: для крохи была приготовлена розовая детская, заставленная куклами, мама скупала платьица с оборками и лакированные туфельки… Казалось бы, идиллическая картинка? Но, как это ни парадоксально, в такой семье девочке очень жестко навязывается определенная, далеко не всегда органичная для нее роль. «Принцесса» должна играть в куклы и носить платья, ей положено заниматься танцами и игрой на фортепьяно, учиться на пятерки и не лазать по деревьям...
Но у Лизы оказалась душа маленькой разбойницы: она рвала платьица и колготки, нарядных кукол заставляла участвовать в боевых действиях, а прелестную розовую комнатку превращала то в разбойничью пещеру, то в пиратский корабль...
Лизины родители после консультации с психологом проявили мудрость и уступили дочке. И, конечно же, только выиграли. «Будуар принцессы», напоминавший чаще всего вулкан после извержения, превратившись после небольшого ремонта в пиратский корабль, заблистал чистотой и порядком. Перейдя из хореографической студии в пони-клуб, маленькая наездница стала ловкой и грациозной. А самое главное почувствовав, что родители уважают ее право быть самой собой, девочка стала нежной и ласковой. Ну а мама обнаружила, что девчонка-сорванец в джинсах и футболке – это ничуть не менее привлекательно, чем барышня в локонах и кружевах.

Модель «Амазонка» Наравне с патриархальными семьями существуют и матриархальные. Верховодят в них сильные, властные, успешные женщины. Мужчины здесь, как правило, не приживаются, а если и присутствуют, то держатся в тени, не принимая участия ни в каких судьбоносных событиях.

Сознательно или бессознательно мать-«амазонка», имевшая негативный опыт общения с противоположным полом, боится пробуждающейся дочкиной сексуальности и внушает ей неприязнь к противоположному полу, сексуальным отношениям, даже в самых невинных, платонических их проявлениях. «Какая у тебя там любовь может быть! Рано тебе еще о мальчиках думать» - вполне всерьез может сказать такая мама пятилетней крохе в ответ на ее пылкий рассказ о детсадовской влюбленности.

Девочке в такой семье с младенчества внушают: главное в жизни – получить образование, добиться успеха, состояться профессионально. Чуть только кроха научится ходить и говорить, ее определяют на танцы-музыку-рисование. «Нечего перед зеркалом вертеться – лучше гаммы поиграй!», «Какие куклы? Заниматься надо!», «Что ты все читаешь эти дурацкие девчачьи истории? Лучше б классику почитала, стихи поучила!»… Все, что отвлекает от учебы, мешает поступательному движению к новым достижениям, признается заведомо вредным и опасным.

Но для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор знаний, умений и навыков, но и научиться быть женщиной. А для этого нужны и «бесполезные» игры в куклы, и «нелепые» попытки накраситься маминой косметикой, и «глупые» романы и фильмы о любви, и невинные влюбленности. Не освоив в детстве и отрочестве искусство женственности, умная, хорошо образованная девушка не сумеет грамотно построить отношения с партнером и в итоге рискует пополнить ряды «амазонок».

Марина появилась на свет через год после Никиты. Она донашивала за братом джинсы и кроссовки, вместе с ним играла в солдатиков и машинки, водилась с его приятелями. Куклы в доме хотя и появлялись, но использовали их в качестве статистов в мальчишеских играх. Спортивные, энергичные родители только радовались, что девочка растет как мальчишка.
Проблемы начались, когда Марина пошла в первый класс: одноклассницы наотрез отказались принять в свою компанию девочку, привыкшую к законам мальчишеского социума. Если для мальчишек главное – добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников, то для девочек важно установить эмоциональный контакт с подружками, создать теплые, доверительные отношения. Девочку, пытающуюся утвердить свое право на лидерство, кардинально изменить правила игры, обычно изгоняют из сообщества как «Звредину», «воображалу». «Правильные» и «неправильные» модели поведения девочки обычно отрабатывают в ролевых играх с куклами, но Марина, росшая в обществе брата, практически не играла в куклы. К счастью, на девочку, у которой не было подруг, обратил внимание школьный психолог. Понадобился специальный игровой тренинг, чтобы помочь Марине и ее родителям, которые даже и не догадывались, что девочку надо воспитывать по-особому, изменить привычный стереотип отношений. Теперь Марина – настоящая маленькая женщина, хотя и очень решительная и спортивная.

Конечно, на практике подобные крайности встречаются нечасто, но и в более мягких и умеренных проявлениях воспитательные стереотипы способны испортить жизнь и девочкам, и их родителям.

Пройдут годы, и ваша очаровательная малышка превратится в прелестную молодую женщину. Быть может, она станет актрисой или математиком, фотомоделью или политиком, а может, просто удачно выйдет замуж и станет счастливой и любящей женой и мамой – сегодня общество не ограничивает девочку в выборе жизненного пути. Но важно, чтобы она сделала этот выбор осознанно и сама, а не продолжала и во взрослой жизни играть роль, навязанную ей родителями, или не пыталась построить свою жизнь вопреки их сценарию.
Папина радость

Отцы мечтают о сыновьях, а любят дочерей. Это утверждение, конечно, не бесспорно, но в нем есть доля истины. Мужчина испытывает восхищение перед женской природой, хрупкой и таинственной. И воспитание дочери для него – попытка не только разгадать эту тайну, но и прикоснуться к ее созиданию.

Дочь способна подарить мужчине то, чего не может ему дать ни одна другая женщина: абсолютную, безусловную любовь. Папа для девочки – идеал мужественности, непререкаемый авторитет, рыцарь без страха и упрека. Только рядом с папой крошка может по-настоящему почувствовать себя маленькой женщиной. Именно от отца она получает первые уроки взаимоотношений с противоположным полом.

Однако часто отец оказывается не готовым к тому, что его крошка и вправду превратится во взрослую девушку, и, главное, место в ее сердце займет другой мужчина. Чтобы дело не дошло до серьезного разрыва с выросшей дочерью, лучше сразу же понять: прелестная крошка – не папина собственность, а чудо, лишь на время поселившееся в родительском доме.

Барби: казнить или помиловать?

Нередко у родителей вызывает протест кукла Барби. «Ну что моей малышке делать с этой взрослой дамой, - думает мама, - пусть играет в традиционных кукол, учится быть женщиной, заботиться о малышах». Но разве быть женщиной сегодня – это значит только заниматься семьей и хозяйством? А как же учеба, карьера, умение со вкусом одеваться и вести себя в обществе? Разве вы готовите свою дочь только к скромной участи домохозяйки? Кукла-девушка позволяет малышке выбрать иной образ, примерить на себя роль успешной и красивой современной молодой женщины, смоделировать отношения, в которые она вступает на работе, в транспорте, магазине, на отдыхе. Кроме того, если у вашей дочки не окажется такой же игрушки, как у других девочек, ее могут просто не принять в игру подружки в детском саду, классе или во дворе. Даже если гипотетически допустить, что кукла Барби может нанести какой-то психологический вред вашей дочке, он будет несоизмеримо меньшим, чем если она окажется изгнанной из детского социума.

Семья -- первая и основная среда, в которой девочка получает сведения о своем поле, о том, что имеется противоположный пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, какой должна быть девочка. Мать более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хочет быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям -- это всегда немного отношение как к маленьким женщинам.

По авторитетному мнению специалистов, ребенок проявляет половые различия уже в первые дни после рождения. А осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того, что он научается различать пол других людей.

Знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трем годам, по мере того как девочка осознает свое “Я“ (ты - мальчик, я - девочка).

В 2 - 4 года у девочки особенно активно проявляется "половое любопытство", т.е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включает в норме и осознание собственной половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирования в девочке эталона настоящей женщины. И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий. Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже маленькую девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.

По теории З. Фрейда девочка, не осознавая этого, идентифицирует себя с родителем своего пола и имитирует его поведение. Согласно другой теории, ребенок сначала воспринимает себя как мальчика или девочку, затем семья сообщает ему об особенностях поведения мальчиков и девочек, и он стремится вести себя соответственно воспринятым правилам.

Родители даже не всегда осознанно поощряют или порицают за полоролевое поведение. Девочкам дарят кукол, мягкую игрушку в виде зайчика, мышонка и т.д. Девочкам даже на короткие волосы завязывают бантики, прикалывают яркие заколки, а мальчикам даже длинные волосы не закалывают и не подвязывают. Мамы девочек чаще берут их на руки, целуют, гладят по головке, реже наказывают, а папы наказывают в исключительных случаях. Папам не нравится, когда их подрастающие дочки берутся помогать им в «мужском» труде, но относятся спокойно, когда сыновья помогают мамам в «женском» труде.

Исследователи сделали вывод, что в спокойных, уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становились диктатом для других, девочка легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.

Девочка входит в жизнь с определенными врожденными программами развития и психофизиологическими половыми различиями. В динамике этого развития осваиваются половые роли, и к 5 годам девочка полностью усваивает роль, идентичную женскому полу. Но по разным причинам, из-за влияния среды и семьи или из-за нарушения в эндокринной системе так не происходит. В результате растет девочка, похожая на мальчика и внешне и по поведению. К счастью, с наступлением полового созревания мальчикоподобные девочки, как правило, становятся девушками, со всеми свойственными им физическими и психическими особенностями.

Представим следующие признаки полоролевых отклонений в развитии девочек.

Выбор игр и игрушек. Девочки играют только в войну, в ковбоев или во что-то подобное и выбирают роль не медсестры и любимой девушки ковбоя, а роль солдата или самого ковбоя. При этом в куклы или в дочки-матери не играют никогда.

Общение со сверстниками. Девочки играют только с мальчиками и выглядят в этом общении такими же, как они.

Общение со взрослыми. Маскулинные девочки предпочитают, как правило, мужские компании, избегают ласк в отношениях с матерью, но могут демонстрировать влюбленность в женщин, которую они проявляют в энергичном мужском стиле.

Стремление к изменению внешности. Маскулинные девочки не любят платья и украшения, стесняются себя и завидуют мужской стати, любят мужскую одежду и носят ее в подчеркнуто мужском стиле, предпочитают короткую стрижку без бантиков и заколок. Но эти моменты не очень информативны, так как современное общество ориентировано на приоритет мужчин и эмансипированность женщин в нем поощряется.

Неудовлетворенность своей социальной ролью также свойственна современным эмансипированным женщинам. Поэтому она может быть влиянием скорее всего среды, а не следствием эндокринных изменений. Более информативно настойчивое высказывание желания изменить свой пол и имя.

Творчество. При просьбе нарисовать человека маскулинная девочка нарисует мужчину и чаще рисует танки, машины, корабли.

Стиль поведения. Маскулинные девочки размашисты и резки в движениях, по-мужски угловаты, напористы в речи и действии, употребляют часто грубые слова и демонстрируют утрированную мужественность.

Каждый из перечисленных признаков в сочетании или в отдельности не свидетельствует о несоответствии ребенка паспортному полу. И в отношении маскулинных девочек отклонения еще более сложно определить, чем в отношении феминных мальчиков. Большинство современных культур маскулинно ориентированы. Американские ученые проанализировали литературу для детей и выявили, что соотношение мужских и женских персонажей составило в изображении людей 11:1, а животных -- 95:1. 75% главных героев книг для детей 2-6 лет -- это мужчины. Поэтому маскулинизация поведения девочек может поощряться и семьей, особенно неполной, и средствами массовой информации, где много внимания уделяется успехам женщин в традиционно мужских видах труда и спорта.

И все-таки в пользу полоролевых отклонений говорит раннее и интенсивное проявление сочетания большинства перечисленных признаков.

Следует помнить, как бы это не противоречило вашим инстинктивным чувствам, что, по мнению большинства специалистов, лучшее что могут сделать родители, заметив, как их маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием, это попросту не волноваться Feitel, 1990.. Как замечает психолог Сельма Фрайберг Fraiberg, 1959.: "Отношение ребенка к самому себе, его самооценка тесно связаны с тем, как он воспринимает собственное тело. Девочка, заметившая, что ее сексуальные игры возбуждают в родителях отвращение, может придти к выводу, что у нее плохое тело и что сама она как личность тоже плохая".

Поскольку ребенок улавливает неодобрение родителей по тону голоса, выражению лица и другим физическим признакам, родителям лучше всего спокойно реагировать на проявления сексуального любопытства Renshaw, 1988.. Это относится не только к случаям, когда они замечают сексуальную игру ребенка, но и к другим сексуально окрашенным ситуациям. Например, если трехлетняя девочка заходит в ванную комнату, когда отец (мать) только что кончил принимать душ, нельзя высказывать чрезмерное раздражение, строго выговаривая малышу ("Убирайся отсюда! Разве ты не видишь, что я не одет(а)?") или хватая полотенце, словно необходимость укрыться является вопросом жизни и смерти. Такая реакция показывает ребенку, что мать или отец стесняются своего тела и скорее всего спровоцирует его на повторное вторжение.

К четырехлетнему возрасту большинство детей, воспитываемых в современном обществе, начинает задавать вопросы о том, откуда берутся дети и как они рождаются Martinson, 1980.. Некоторые родители дают самое естественное объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему. Дети очень хорошо улавливают, что вызывает беспокойство у матери или отца, и перестают задавать вопросы либо, напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобы привести их в еще большее замешательство. Четырехлетки, как правило, имеют весьма расплывчатое представление о поле, иногда вкладывая в это понятие некий магический смысл. Многие верят, что "детей приносит аист" и не продолжают расспросы. Другие же, получив более точное объяснение фактов, касающихся репродукции, интерпретируют их самым неожиданным образом. К примеру, четырехлетние дети обычно представляют себе, что материнское яйцо, из которого вырастает ребенок, ничем не отличается от тех, что десятками продаются в магазине. Когда таким детям говорят, что "папа сеет семечко в живот мамы", пытаясь объяснить, как происходит зачатие и наступает беременность, они убеждены, что в животе матери имеется кусочек земли, который надо периодически поливать и пропалывать, чтобы росли дети. Такой взгляд на половые явления отражает конкретный, буквальный образ мыслей четырехлеток относительно окружающего мира в целом.

Дети, посещающие дошкольные учреждения, нередко оказываются свидетелями или участниками сексуально окрашенных ситуаций. Например, Джерри забавляется тем, что подкрадывается сзади к девочкам и задирает им платья ("Так я вижу их трусики" - объясняет он, хихикая). И девочки, и мальчики проявляют большой интерес ко всему, что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены. Кроме того, им нравится использовать "грязные" слова, наблюдая за реакцией воспитателей и родителей.

В возрасте пяти лет, когда большинство девочек начинают посещать детский сад, необходимость строить отношения со сверстниками в структурированной среде вырабатывает скромность и приводит к снижению частоты сексуально-окрашенных игр Martinson, 1980..

По замечанию Мани Money, 1980., если девочке недоступна простая, откровенная информация о поле, основным источником полового образования становятся соответствующие анекдоты. Поскольку даже самый маленький ребенок быстро узнает разницу между "чистой" и "грязной" шуткой, это ведет к выработке представления о сексе как о чем-то "непристойном".

В этом же возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя как мать с отцом обнимаются и целуются, ясно получая при этом удовольствие, девочка постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость позволяет получать приятные ощущения. С другой стороны, если ребенок постоянно видит как родители ссорятся между собой или слышит восклицания "не трогай меня", у него может развиться совершенно противоположный взгляд на близкие отношения.

Девочкам дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с обще физическим. При уходе за девочками дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у девочек постепенно формируется сознание принадлежности к своему полу и, как следствие, естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола.