Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с подземным царством. Конспект занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром «Наши помощники

Дети, какой день недели? Занятие называется ознакомление с окружающим миром.

Ребята, перед занятием давайте выполним пальчиковую гимнастику «Помощники».

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Ребята, какая сегодня погода? Наступила весна, и в небе ярко за­светило солнышко давайте улыбнемся солнышку, а теперь откроем ротик, чтобы лучики солнышка погрели наш язычок. А теперь язычок вышел погулять влево, вправо.

Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Блинчик», «Часики».

Настроить детей к учебной деятельности.

Обратить внимание детей на лежащий на столе конверт.

Ребята, в конверте какая то загадка.

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …

Пришла весна, первые денечки весны.

Беседа

А вы ребята, заметили, что изменилось в природе?

После, какого времени года приходит весна?

Как называется первый месяц весны?

Март, апрель, май.

Март - утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается, но весной пахнет.

Непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку.

Май. Зеленеет, цветет и веселится все в природе.

Какие вы знаете весенние признаки?

Игра «Четвертый лишний»

На столах у детей картинки. Задача детей найти и объяснить, почему именно этот предмет лишний.

Поговорили мы с вами о весне. Какой самый первый праздник мы отмечаем в марте? Чей это праздник?

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.

Д\И «Назови ласково»

Я предлагаю передавать друг другу сердечко и сказать красивые слова о маме. Какая твоя мама?

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

У мам добрые, золотые руки! Что делают ваши мамы дома?

Будем мамам помогать?

Дидактическая игра «Поможем нашим мамам».

Дети выбирают самостоятельно предметы и проводят с ними действия:

    Я буду маме помогать гладить …рубашку.

    Я буду маме помогать стирать… белье.

    Я буду маме помогать готовить… обед.

    Я буду маме помогать - …гулять с младшим братиком.

    Я буду маме помогать - … мыть полы.

Рассказ с презентацией о маме.

Как зовут маму?

Где работаем мама? Кем?

Какую работу выполняет?

Чем занимается дома?

Как ты помогаешь маме?

Цель : Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о свойствах воды. Обратить внимание на то, что такой привычный объект как вода, таит в себе много неизвестного.
  • Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода- источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов.
  • Закрепить знания о свойствах воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода - растворитель.
  • Объяснить детям, почему воды иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
  • Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.
  • Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

Ожидаемый результат:

Сформированные знания о разных состояниях воды, бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка, демонстрационный набор для проведения опыта «водоворот», таблица «Свойства воды», презентация «Свойства воды», проектор, ноутбук.

Ход занятия

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро - я вас всех люблю.

Желаю вам хорошо заниматься.

Слушать внимательно, не отвлекаться.

Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать». Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы.

Воспитатель одевается Профессором.

Здравствуйте, меня зовут Профессор Всезнайка. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать».

Дети оделись и читают стихотворение.

Мы теперь не просто дети,

Мы - исследователи. Вероника

Мы узнаем все на свете.

Досконально о предмете: Глеб

«Что? Когда? И как растет?

Сколько раз в году цветет? Настя

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает? Максим

Отгадаем мы секрет

И на все найдем ответ. Вместе.

  1. Дети садятся за столы.

Воспитатель: - Послушайте мою загадку:

Мы говорим, она течет,

Мы говорим, она играет

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, что это? (Вода)

Воспитатель: - А я знаю, что вы тоже знаете о воде. Вероника и Паша прочитают стихотворение.

Дети читают стихотворение.

ВОДА ВСЕГДА И ВСЕМ НУЖНА

ОНА ПРОЗРАЧНА И ЧИСТА

ОНА БЕЖИТ, ТЕЧЕТ И ЛЬЕТСЯ

ИЗ РЕЧКИ, КРАНА И КОЛОДЦА

ОНА СВЕТЛА И ХОЛОДНА

А ТАК ЖЕ МОКРАЯ ОНА.

И КТО С ВОДОЙ НЕ ОСТОРОЖЕН

НАМОЧЕТ БЫСТРО ИХ ОНА.

Кому нужна вода?

(растениям, животным, человеку).

Да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды наша планета была бы безжизненной.

А в каком виде встречается вода в природе?

Дети: вода в природе встречается в виде облаков слайд

В виде снега слайд

В виде града слайд

В виде тумана слайд

В виде сосулек слайд

В виде сосулек слайд

Давайте вспомним какие свойства воды вы уже знаете?

Свойства воды (на мольберте)

- прозрачная - 1

Не имеет запаха - 2

Бесцветная - 3

Не имеет вкуса - 4

Может быть твердой - 5

Может испаряться - 6

(дети говорят с опорой на наглядность - плакат на мольберте)

Сегодня мы, узнаем новые свойства воды, а для этого мы проведем эксперимент с водой. это

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.

  • слушать внимательно;
  • громко не разговаривать,
  • работать только на своем рабочем месте, не мешать друг другу;
  • выполнять задания по команде.

В лаборатории всегда должно быть чисто. Что бы опыты прошли успешно, нужно, что бы наши руки были чистыми.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА. За столом

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! (моем руки, потираем ладошки)

Брызги вправо, брызги влево!

Мокрым стало наше тело! (стряхиваем воду с рук, сжать в кулак, а затем выпрямить руки)

Полотенцем мы пушистым

Вытираем руки чисто! (вытираем руки полотенцем)

Опыт № 1. ОЧИСТИ ВОДУ

Воспитатель: - Посмотрите на свое рабочее место. Перед вами стоит стакан с грязной водой. А мы говорили, что для человека необходима чистая вода. Но иногда мы бываем в таких условиях, когда чистой воды нет. Что же делать?

Дети: - Нужно очистить воду от примесей.

Воспитатель: - С помощью чего можно это сделать?

Дети: - С помощью фильтра.

Воспитатель: - Что будем использовать в качестве фильтра?

Дети: - Ватный диск.

- Да- нет, поведем эксперимент.

Давайте проверим, как это будет работать. Помешайте грязную воду ложкой, чтобы примеси поднялись со дна стакана. А теперь осторожно, переливайте грязную воду в стакан с фильтром. Уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая стала вода?

Вода стала чистой.

Куда делась грязь?

Осталась на фильтре.

Вывод:

(карточка очисти воду с помощью фильтра) - СЛАЙД

Посмотрите на свое рабочее место, предметы какой формы вы видите?

Дети: - круглые, квадратные, треугольные, овальные.

Воспитатель: - Все предметы имеют разную форму. А как вы думаете, вода имеет ли свою форму?

Проведем еще одно исследование. Да- нет, поведем эксперимент.

Опыт № 2. КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА

Возьмите стакан с очищенной водой и перелейте воду из одного стакана в другую емкость (стакан - прямоугольник - треугольник - стакан). Посмотрите, что происходит с формой воды?

Она изменяется.

Ваня, какой формы у тебя стала вода? (квадратной)

Паша, какой формы у тебя стала вода? (прямоугольной)

Форма, которую принимает вода, все время изменяется. То она круглая, то квадратная.

Воспитатель: - С помощью эксперимента можно сделать вывод.

Вывод: вода не имеет формы и принимает ту форму, в которую ее воздуха.рубочки в е ые, квадратные, треугольныеотать будем все вместе зависимости от формы емкости, в которую ее переливают.

(карточка форма воды) - Слайд.

Делать различные научные открытия, это дело не из легких, даже в лабораториях бывают перерывы. Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем.

ИГРА на ковре

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Да - нет». Я буду называть утверждения, а вы, если согласны с этим утверждением, хлопайте в ладоши, а если не согласны, топайте ногами.

  • Вода в природе бывает жидкая? (да)
  • Вода имеет запах и цвет? (нет)
  • Лед - это вода? (да)
  • Вода замерзает и образуется лед? (да)
  • Снег при таянии превращается в лед? (нет)

ФИЗМИНУТКА море волнуется

Воспитатель: - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.

Воспитатель: - Вокруг нас находится много воздуха, которым мы дышим. А если воздух попадет в воду, как вы думаете, что произойдет?

Да- нет проведем эксперимент.

Опыт № 3. ПОКАЖИ ВОЗДУХ.

Возьмите стакан с водой, опустите в него трубочки и пустите струю воздуха, для этого нужно просто подуть. Посмотрите что происходит.

Дети: - Образуются пузырьки.

Как вы думаете из чего состоят пузырьки?

из воздуха.

Воспитатель: - А почему пузырьки хорошо видны в воде?

Дети: - Потому что воздух и вода не смешиваются.

Вывод : Воздух легче, чем вода, и поднимается вверх в виде пузырьков.

Слайд

Мы сегодня увидели, как вода взаимодействует с воздухом. Сегодня я покажу еще один опыт, как вода взаимодействует с воздухом.

Опыт № 4.ВИХРЬ В БУТЫЛКЕ.

Посмотрите, у меня две бутылки соединенные между собой. В одной бутылке вода, а в другой?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: - Как вы думаете, если я сейчас переверну бутылку, вода сможет ли вытолкнуть воздух и перелиться в другую бутылку?

Да нет, проведем эксперимент.

Воспитатель: - Смогла ли вода вытолкнуть воздух, посмотрите ребята?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Да, воздух не дает воде перелиться в нижнюю бутылку. Как ей можно помочь? (предположение детей)

Воспитатель: - Ну, давайте попробуем потрясти. Трясу. Вода перелилась. А что же помогла перелиться. Образуется воронка с пузырьками, которая помогает перелиться воде, а воздух поднимается вверх.

Вывод: Вода тяжелее воздуха.

Воспитатель: - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с водой.

Что же нового о воде мы сегодня узнали?

  1. Воду можно очистить с помощью фильтра.
  2. Вода не имеет формы и принимает ту форму емкости, в которую ее переливают.
  3. Вода тяжелее воздуха.

Конспект занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью в старшей группе "Предметы рукотворного мира"

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Занятие направлено на воспитание интереса и бережного отношения к предметам рукотворного мира.

Тема: Предметы рукотворного мира.

Программное содержание.
Образовательные задачи.
Расширить знания детей о предметах рукотворного мира.
Уточнить знания детей о значении предметов рукотворного мира.
Рассказать о предметах-помощниках для каждой профессии людей.
Подвести детей к выводу, что у предметов, также как и у людей, есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Развивать связную речь детей.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы и находить правильный ответ.
Воспитательные задачи.
Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
Воспитывать интерес к изучению истории предметов.

Предварительная работа.
Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных предметов.
Беседа об окружающих нас предметах.
Знакомство с профессиями человека.
Рассказ родителей своим детям об игрушках их детства.

Ход занятия:

Ребята, давайте посмотрим вокруг себя! Что мы видим?
- Правильно, предметы. Все эти предметы создал человек.
- Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны предметы?
- Предметы нам нужны для того, чтобы играть, учиться, работать и отдыхать. С помощью предметов мы питаемся, ухаживаем за своим телом.
- Ребята, как вы думаете, какие предметы нам нужны для игры?
- Правильно, конечно же, это игрушки!

Игрушки и многие другие предметы, такие как детские книги, одежду и обувь взрослые специально создавали для детей.
- А какие предметы нам понадобятся для учебы в школе?


- Правильно, рюкзак, пенал, ручка, карандаш, ножницы, линейка, ластик, тетрадь и букварь.
- Ребята, а какие предметы помогают в работе вашим мамам и папам? Давайте вместе вспомним.
Я вам помогу. Это компьютер, телефон, лопата, лейка, книги, весы, машина и другие.
- Ребят, а вы знаете, что у людей разных профессий есть свои предметы-помощники.


Например, продавцу в магазине помогают весы – на них он взвешивает товар, также нужна касса – на ней он пробивает чек и кладет в неё деньги.
Садоводу нужны опрыскиватель, лейка и ножницы для подрезки растений.
Дворнику в работе помогают лопата, метла и ведро.
А воспитателю в работе с детьми нужно много детских книг и игр, доска, стулья и парты.
- Вот видите, у каждого человека есть свои предметы, которые ему помогают в его нелёгкой работе. Ребят, но если есть предметы для работы, значит, есть предметы и для отдыха. Как вы думаете, что это за предметы?
- Конечно же, это кровать, кресло, телевизор, телефон, магнитофон, подушка, журналы, очки от солнца, надувной мяч и круг.

Многие предметы могут служить и для работы и для отдыха.


Например, по телефону человек может общаться во время работы и когда отдыхает.
- Ребята, а какие предметы нам с вами помогают культурно поесть? Из чего мы пьём, едим, чем едим?
- Правильно, это чашка, тарелка, ложка, вилка, нож и салфетки.
- Ребята, какие предметы нам с вами помогают ухаживать за своим телом?
- Правильно, это мыло, мочалка, шампунь, зубная щётка и зубная паста, крема, расческа.
- Ребята, а теперь давайте поиграем с вами в очень интересную игру.
Я вам буду называть любой предмет, а вы мне говорить, для чего он нужен.
Например, лейка.
А вы говорите, чтобы поливать растения. Всем понятно?
Будьте внимательны!
- Саша, для чего нужен стул?
-Правильно, чтобы на нём сидеть.
- Катя, для чего нужна ручка?
- Правильно, чтобы ей писать.
(Я называю следующие слова: кукла, мяч, резинка, заколка, лопатка, стол, карандаш, тетрадь, зонт, ваза, шкаф, и т.д.).
- Молодцы, какие, всё знаете!
- Ребята, предметы придумали ещё древние люди. Со временем человек их изменял, улучшал. Люди и сегодня продолжают изменять предметы, чтобы они становились удобнее и лучше.
У каждого предмета есть своё прошлое, настоящее и будущее.
Так у вашей игрушки, с которой вы играете дома, есть своя история изготовления. Вот послушайте её. Прежде чем попасть к вам домой, она очень долго блуждала по свету. Сначала её нужно было изготовить. Например, мягкую игрушку сшили на фабрике игрушек, а потом отвезли в магазин, где вам её и купили родители.
А вот машинки, в которые играют наши мальчики, делают из металла и пластмассы.
Очень длинную и интересную историю могут нам рассказать стол и стул, наши парты.


Представляете, сначала они росли в лесу в виде дерева, затем дерево срубили, и из ствола сделали доски. Собрали стол и стул, подпилили, отполировали, покрыли краской, лаком и отвезли на продажу в магазин. Теперь вот они у нас стоят в группе.
Мебель прошла нелёгкий путь изготовления, и её нужно беречь.
- Ребята, все предметы, созданные руками человека нужно беречь, чтобы они нам дольше служили!
- Занятие окончено. Все молодцы!

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

Татьяна Саханова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе»

.Тема : «Что предмет расскажет о себе » .

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов : размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам .

Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Словарная работа. Электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина.

Материал. Предметные картинки электроприборы : магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. д.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций , наблюдения, отгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно – ролевая игра «Семья» .

Ход занятия:

1. Орг. момент. Дети входят в группу под музыку «Кто такие Фиксики»

Ребята, скажите, из какого мультфильма прозвучала песенка? Сегодня мы вместе с Фиксиками совершим путешествие в мир электроприборов.

2. Основная часть. Посмотрите внимательно вокруг , и расскажите , что нас окружает ? (Ответы детей)

Воспитатель : Любой предмет для чего - то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

3. Ребёнок читает стихотворение.

Мне приснился чудный сон,

Готовит тесто телефон.

Стирает платье пылесос,

А утюг поёт всерьёз!

Крутит фарш магнитофон.

Вот так странный марафон!

Помогите разобраться,

Надо в доме мне прибраться!

4. Игра с мячом «Помощники»

Цель : уточнить название предметов бытовой техники , описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия совершаются разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.

Феном – сушат волосы.

Лампой – освещают комнату.

Пылесосом – пылесосят (чистят) ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В чайнике – кипятят воду.

На электроплите – готовят еду.

В микроволновке – разогревают еду.

5. Физминутка «Ток бежит по проводам»

Ток бежит по проводам, Дети бегут по кругу.

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы : (Моторчик)

Холодильник, мониторы, Повороты влево, вправо

Кофемолка, пылесос.

Ток энергию принёс. Дети бегут по кругу.

6. Игра «Кто главный»

А сейчас наши ребята «превратятся» в разные электроприборы и расскажут о себе . И мы узнаем, какой бытовой прибор главный.

Я – стиральная машина

Дело главное моё

Чисто выстирать бельё.

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать.

Я главная.

Я холодильник.

Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот.

К такой еде не подойдёт.

Я главный.

Я электрический чайник.

Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю.

Я главный.

Я на утренник спешила,

Феном волосы сушила.

Я на славу потрудилась

И в принцессу превратилась!

Я главная

7. Загадки

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их.

1. Он квартиру убирает

Пыль и мусор обожает (пылесос)

2. Эта прачка-автомат

нам стирает всё подряд. (стиральная машина)

3. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается (утюг)

4. Закипает изнутри

И пускает пузыри (чайник)

После каждой загадки ребёнок выставляет на доске картинку с изображением правильного ответа.

Воспитатель : Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом ?

Ответы детей : Бытовые электроприборы.

Воспитатель : Правильно это бытовые приборы – наши помощники. Скажите, а детям можно включать электроприборы? (ответы детей) Правильно, нельзя!

8. Опыт с шариком

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить шары на стену)

Воспитатель : Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей )

Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Шарик на электризовался, поэтому притянулся к стенке.

О чем мы с вами сегодня говорили, вспоминали? (ответы детей)

Как ещё можно назвать бытовые предметы ?

Дети отвечают, что предметы - помощники .

Что нового узнали?

Публикации по теме:

Занятие НОД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением «Расскажи все о себе, воздушный шарик» Тема: «Расскажи все о себе, воздушный шарик» (ознакомление дошкольников средней группы с социальным и предметным окружением) Тиктонова Олеся.

Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности «Моя семья» по ознакомлению с предметным и социальным окружением Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для средней группы «Добрый доктор Айболит» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» Энгельсского муниципального района Саратовской области.