Праздник концерт экологии в детском саду. Доклад на методическом объединении на тему: "Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников"

1. Образовательные задачи:
— расширять знания о лесе и его обитателях;
— закреплять правила поведения на природе.
2. Развивающие задачи:
— развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
— развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы.
3. Воспитательные задачи:
— воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
— картины с изображением птиц, зверей, деревьев, насекомых, контуры цветов, поляна-ватман;
— картинки с изображением листьев деревьев;
— аудиозапись голосов птиц;
— карточки с изображением следов животных;
— «чудесный мешочек»;
— обруч гимнастический.

Ход занятия

I. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С.Погорельский)

II. Основная часть.

1. Правила поведения в лесу.
Воспитатель:
Мы в лесу. Повторим правила поведения в лесу.

Дети рассказывают:
1. Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.

2. Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.

3. Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.

4. Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.

2. Деревья в лесу.
Воспитатель:
Лес наш необычный, он волшебный — в нем растут загадки, а это еще интересней. Как вы думаете, что такое лес?
Дети отвечают.

Воспитатель: С помощью загадок мы выясним, какие деревья растут в нашем лесу.

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
(Ели)

Не береза, не рябина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит.
(Осина)

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)

Русская красавица
Стоит на полянке,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)

Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зеленой.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей.
(Дуб)

Воспитатель: Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»

Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.

3. Поговорим о птицах.

Воспитатель: Каких птиц вы услышали? Какие бывают птицы? А что значит – перелетные?
Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю вам загадки о птицах.

Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут… (кукушки)

Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета,
Песнь красива ее и долга –
Флейтой свищет в лесу… (иволга)

Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза – пятачком,
Ушастая голова, это… (сова)

Воспитатель: Отгадали все загадки. Умеете по голосу узнать птицу. Предлагаю игру «Совушка».

Ход игры. Обруч лежит на полу. Это «гнездо совы». В него становится ребенок, избранный «совушкой». Остальные дети «мотыльки» и «жучки».

Они становятся на другой стороне площадки, середина которой свободна.

На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются» «мотыльки » и «жучки» начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают пыльцу с цветов.

На слова воспитателя «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в любой позе. «Совушка» в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились. Отводит их в свое «гнездо». «Совушка » ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День начинается, все просыпаются». Тогда она возвращается к своему «гнезду», «мотыльки» и «жучки» начинают летать. «Совушка» выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра повторяется.

4. Зверей узнаем по следам.
Воспитатель:
Не только птицы живут в нашем лесу. А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»

Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением следов животного и отвечают, кому они принадлежат. (Заяц, белка, ёж, лось)

Воспитатель: Вспомните загадки о том животном, чей след угадали.
Дети рассказывают загадки.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)

На спине его иголки
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это… (ёж)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)

Воспитатель: По следам отгадали животных. Загадки о них знаете. Пусть звери спокойно живут в лесу.

5. Цветочная поляна.
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие по волшебному лесу. Мы вышли на поляну, но на ней нет цветов. Как здесь скучно и уныло. Надо посадить цветы. Помогут нам в этом загадки. Перед вами «поляна». Поможем украсить её цветами. (Ватман с нарисованными на нем стеблями и листьями цветов. Отгадывая загадку ребенок к стебельку прикрепляет цветок-отгадку)

В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой
Яркий и душистый,
Бело-серебристый. (Ландыш)

В беленьких платьицах,
Жёлтые глазки…
Ты назовёшь их
Без всякой подсказки.
(Ромашки)

С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша,
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)

Дети берут цветы-отгадки и «сажают» на полянку-ватман.

Воспитатель: Полюбуйтесь красивой полянкой. Нравится вам в лесу?

6. Шестиногие малыши.
Воспитатель:
Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие насекомые живут в лесу.

С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)

III. Заключительная часть.

1. Главный человек в лесу.
Воспитатель:
Кто следит за порядком в лесу, а если нужно, помогает всем его обитателям?

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет — кто? (Лесничий)

Воспитатель: Да, ребята, лесничий (егерь) главный человек в лесу. В чем заключается работа лесничего?
Дети отвечают.

Воспитатель обобщает ответы детей:
— Лесничий руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, от пожара и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес поделён на участки. За каждый участок отвечает лесничий.

2. Подведение итогов.
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Кого вы встретили, путешествуя по лесу?
Дети отвечают.

Воспитател ь:

Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес
Полон сказок и чудес!

МБДОУ детский сад № 9 «Земляничная поляна»,

г. Ульяновск

музыкальный руководитель: Стешина Т.Г.

Праздники и развлечения как способ экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

« Стандарт дошкольного образования

это стандарт поддержки разнообразия детства,

стандарт развития личности ребенка.

Стандарт дошкольного образования ставит цель,

чтобы дети остались почемучками».

А. Г. Асмолов

Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира.

ФГОС о познании природы детьми

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Если нам удастся, наконец, вырастить новое поколение, представители которого не будут мусорить во время своих выездов на природу, то задачу экологического воспитания уже можно считать успешно выполненной. Земля - наш общий дом, и мы должны бережно относиться к ее природным богатствам. Это осознанное отношение должно опираться на систему грамотно поданных знаний об окружающем мире – с одной стороны. С другой стороны – на нравственные идеалы «человека разумного, живущего в гармонии с природой, ценящего ее красоту – в их противопоставлении с потребительским и варварским отношением.

Технологии формирования экологически правильного отношения к природе

    Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»);

    метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;

    игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств, являющихся базисными характеристиками экологичной личности («Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.);

    метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;

    чтение стихов, слушание музыки, пение песен

    Диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).

    Экологические упражнения - постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой.

Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Совместить в работе познавательную и поучительную стороны экологического воспитания можно через праздники и развлечения экологического содержания. О рганизация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как они способны вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Праздники и развлечения выступают одним из эффективных средств формирования системы знаний ребенка-дошкольника о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания. П оэтому праздники и досуги след ует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой - либо содержательный блок. В сцен ариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному осмыслению детьми нравственного отношения к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью. В таких праздниках важно не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на тему природы, сколько включенность детей в переживание событий в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта при решении экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

Тематика и содержание экологических праздников и досугов для детей дошкольного возраста .

Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции, характерная особенность жизни, взятая для изображения.

В основе каждого праздника, развлечения экологического содержания лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, - привить детям любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

При определении тематики и содержания праздников и досуга следует также учитывать сезон года, государственные праздничные даты, климатические условия и национальные традиции местного населения. Праздник может быть разного вида: - экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т.д. К определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвящённые воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. На доступном для детей уровне рассматриваются проблемы загрязнения рек, опасность городского мусора, загрязнения воды, воздуха, почв, проблемы экологии животных и растений и др. Это позволяет воспитывать гражданскую ответственность ребенка за то, что происходит рядом, в непосредственном его окружении.

Примерами проводимых в детском саду праздников и развлечений могут быть: День Земли (22 апреля), День птиц (18 марта), экологический КВН «Хороша ты зимушка – зима», праздник «Осень золотая», «Весенний праздник птиц», «Животный мир нашей Родины», «Витаминное шоу», «Праздник русской березы», спортивно-экологический досуг «Загадки-осеннего леса», конкурс «Экологические сказки», КВН «Времена года», экологические викторины « Растительный и животный мир средней полосы России», «Знатоки природы». «Экология и я – ульяновская семья», цель которого воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым, определять запахи, соотносить их с тактильными и зрительными ощущениями, продолжать учить взаимодействовать в команде через совместную игру детей и родителей. Экологический праздник «Синичкин день» (12 ноября ) Цель: Формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края. Задачи: расширить представления детей о всероссийских праздниках, вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

Экологические праздники могут быть оригинальными, которые трудно отнести к какой – либо категории. Например, «Сценарий праздника волшебной каши», «День луковой слезинки», «Как волшебные звуки музыки излечили сердце природы», экологический досуг «Джунгли зовут, там друзья живут», экологический театр «Мы – дети твои, Земля», музыкальный спектакль «Как Русалочка море спасала», экологическое развлечение «Как звери Муравьишку лечили», «Как гулять мы в лес ходили», «Вода - это чудо природы», «Скорая экологическая помощь», «Взрослые и дети, мы за природу в ответе», «Весеннее ателье мод», «Вкусное молоко», «Троица – день рождения земли, воды и леса».

Одним из наиболее значимых является праздник, посвящённый Дню Земли. Он создаёт масштаб видения планеты, её значение для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как её важной части. Сценарии праздников могут быть различны, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Важной в этом празднике является неделя подготовки к нему: дети каждый день расширяют свое представление о Доме, в котором живут. Самое первое понятие о доме - это помещение, где проходит жизнь детей (групповая комната и квартира), оно должно быть чистым, уютным, красивым и теплым, с хорошей освещенностью и свежим воздухом. В нем удобно заниматься любимыми делами. Дети вместе с воспитателем осматривают помещение группы, наводят порядок, обсуждают, что можно изменить, чтобы стало еще лучше - в хорошем доме дети и взрослые хорошо себя чувствуют, не болеют. На следующий день дети осматривают участок, убирают мусор, планируют посадки цветов: двор возле подъезда дома и участок детского сада - это тоже их дом, они гуляют, играют в нем в свободное время, он тоже должен быть приятным. В последующие дни воспитатель ведет с детьми разговоры о том, что домом для каждого человека является улица, родной поселок или город, лес, парк, в котором часто гуляет. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином. Ко Дню Земли воспитатели с дошкольниками могут вырастить цветочную рассаду, чтобы посадить ее не только на территории учреждения, но и возле подъездов домов, в которых живут дети, во дворах. Общий девиз - «Украсим Землю цветами, чтобы она была нарядной и красивой, чтобы радовала всех людей». Мало очистить газоны - нужно, чтобы они пестрели цветами.

Таким образом, все мероприятия, связанные с Днем Земли, воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма, расширяют понятие любви к природе, к планете. Это кульминация всей методической системы экологического воспитания дошкольников.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках, колядках и т.д., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Интересны праздники, посвящённые писателям и поэтам , произведения которых дети хорошо знают. Например, в подготовительной группе можно организовать праздник, посвящённый А.С. Пушкину. Чтение отрывков из произведений, посвящённых природе, может сочетаться с театрализованными постановками сказок поэта (или отдельных их фрагментов). В сценарий можно включить стихотворения «Зимний вечер», «Осень», отрывки из «Евгения Онегина»: «Гонимы вешними лучами», «Уж небо осенью дышало…», «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…», «В тот год осенняя погода…», а также из поэмы «Цыганы» «За весной, красой природы…» и других произведений. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарии «Зимушка-зима» включаются стихи разных поэтов (А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина) – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

В старшей группе праздники могут быть построены на произведениях С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковский, у которых немало стихов о животных, написанных с любовью к ним. Широкое распространение в практике экологического образования в настоящее время получили викторины и кроссворды. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы – их организует воспитатель на самые разные темы . Досуги один из видов культурной деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.

Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.

В этом году в нашем ДОУ прошло осеннее развлечение «Мой город осенью», целью которого являлось вызвать эмоциональный отклик, способствовать установлению гармонии с природой, воспитывать любовь к своей «малой Родине», родному городу Ульяновску. На этом празднике решались задачи воспитания бережного отношения ко всему живому в родном городе, сохранению чистоты и красоты на улицах, парках, природных объектах Ульяновска, развития способности и желания отображать впечатление от общения с природой в театрализованной деятельности. Повышению интереса к данному мероприятию и его эффективности способствовало использование ИКТ (видеоролики, презентация с видами города Ульяновска).

Методика организации и проведения развлекательных мероприятий экологического содержания в ДОУ.

Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах и т.д. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.

Проведение экологических праздников, развлечений и тематических программ имеют большие воспитательные возможности. Дети с удовольствием готовятся к их проведению, заучивают стихи, загадки и слова сценок с участием знакомых героев сказок, репетируют, по много раз повторяя правила поведения в природе. Это способствует их лучшему запоминанию, и дети охотно демонстрируют полученные знания друг перед другом и перед взрослыми. В ходе праздников экологической направленности дети получают положительные эмоции, одновременно у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы; гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, а также осознание выполнения определенных норм поведения. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждении, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

В экологический досуг включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. Его содержание должно быть разнообразным, интересным, создавать возможность активного участия всех детей, доставлять радость и удовольствие не только детям - участникам праздника, но и зрителям, детям и взрослым приглашенным на праздник гостями. Разнообразие досугов, развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» неожиданное появление сказочных (и не только) героев. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, танцах, оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги праздника.

Готовясь к проведению развлечения с детьми (викторины, вечера загадок, решение кроссвордов), необходимо продумать организацию детей, оформление групповой комнаты (или зала), дидактический материал, способы активизации и поощрения детей. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями; необходимостью принимать решения в короткий срок; общением со сверстниками; соревновательностью; удовлетворением от удачного, правильного ответа и демонстрацией своих способностей; удовлетворением от полученного приза. Разрабатывая содержание праздников, досугов, педагогу следует обратить внимание на умение детей устанавливать связи и отношения в природе, освоенность предметных понятий.

Эффективному проведению праздника способствуют:

Объединение всех его составных частей вокруг главной цели;

Отбор художественного материала на экологическую тему;

Выбор эмоционально-выразительных средств;

Подбор исполнителей;

Коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.

Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:

1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем-либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

Экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

Завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

Развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

Кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

Развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

Строгая логичность построения и развития темы;

Законченность каждого эпизода;

Органическая связь эпизодов;

Нарастание действия в его движении к кульминации.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения .

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

При составлении сценария на экологическую тему надо соблюдать общие правила:

Начало должно быть ярким и торжественным;

Сюжет, в котором отражается основная идея праздника, должен развиваться так, чтобы эмоциональный подъем шел по возрастающей;

Обязательно должно быть запланировано вручение подарков, что всегда усугубляется эмоциональное состояние ребенка (подарки следует раздавать быстро, без суеты);

Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не задерживался по «техническим причинам»;

Длительность праздника – 30 минут для детей младших групп и 40-45 минут для старших детей, не больше. Длительные праздники утомляют детей, что приводит к капризам и слезам.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия, т.е., использовать музыку и песни, стихи, танцы, игры.

Виды развлечений по степени активности участия детей

Дети являются только слушателями или зрителями

Дети – непосредственные участники

Участники – взрослые и дети.

При проведении экологических праздников необходимо вовлекать детей в участие в празднике. И для этого лучше использовать второй вид развлечений, который дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

А также хорошо использовать третий вид – смешанный. Он позволяет расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для общего развития дошкольников.

Подготовка и проведение праздника в детском саду - сложная и очень ответственная работа.

Этапы работы по организации праздников:

1 этап – предварительное планирование.

2этап – работа над сценарием.

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.

4 этап – разучивание музыкального репертуара в НОД.

5 этап – проведение праздника.

6 этап – подведение итогов.

7 этап – последействие праздника.

Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Например, экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

Список используемой литературы

    Гуйвекко, Г. Русские праздники в детском саду /Рождество/ [Текст] / Г. Гуйвенко // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10.

    Дошкольная педагогика. / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1978.

    Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Пед. общество России, 2004.

    Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

    Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6. Интернет ресурсы: Международный образовательный портал: МААМ.РУ,

Экологический праздник в ДОУ «В гостях у Лесовушки»

Ход праздника

Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.

Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я – Лесовушка.

Кто я – сразу не поймешь,




Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!

Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).

1 ребенок.


Деревьям у речки кричал я:
– Привет!



И слушал зеленое эхо весны!

Песня о лесе.

2 ребенок.

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь – мы свои!

Лесовушка:

Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,


Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дети садятся на стулья.

Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.




4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Танец цветов.

Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .

Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.

«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,

И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать – мачеха).

Игра «Зеленая аптека»

Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?

Игра «Найди лесного жителя»

Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.

Шум за дверью.

Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).

Входит хулиган.



Чем заняться, лес совсем пустой…

Увидел муравейник.

Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…

Пинает муравейник.

Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!


Хорошо поесть люблю всегда!

Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.

Уходит.

Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?


Неужели он не знает

Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?

Ответы детей.

Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.



Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.

Лесовушка.




Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.

Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал

Лесовушка.


Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.

Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).

(Две команды по 5 человек).

Лесовушка.

Где же нам этого разбойника



Я пойду и поищу. (уходит).

Входит хулиган со спичками.

Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.


Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!

На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).

Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.

«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап – кап! Кап – кап!» (шум дождя).

Лесовушка хулигану:




Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.

Хулиган утирает слезы:



Природу буду охранять, от злых поступков защищать!

Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.

Стихотворение о радуге.

Песня «Радуга».

Все дети выбегают в зал.

Ребенок 3.



Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ребенок 4:



Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Ребенок 5:


Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Лесовушка:

Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер с морем,

Со всеми нами!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический праздник в ДОУ «В гостях у Лесовушки»

Ход праздника

Звучит музыка, в зал входят дети, их встречает Лесовушка в народном костюме.

Лесовушка: Здравствуйте, дети. Давно вас поджидаю, в гости к себе приглашаю.

Дети проходят в зал и садятся на стулья.

Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Я – Лесовушка.

Кто я – сразу не поймешь,
На неведомых дорожках ты в лесу меня найдешь.
Домик мой в глуши лесной, Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы льется солнце с высоты.
Охраняю лес густой, И друзья мои со мной:
Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!

Лесовушка: Ребята, вы, наверное, знаете, что лес имеет много названий. А как можно еще лес назвать? Как называется сибирский лес? (Ответы детей).

Лесовушка приглашает детей в зал, чтобы исполнить песню о лесе. Дети встают врассыпную.

1 ребенок.

Сосновые свечки, березовый свет.
Деревьям у речки кричал я:
– Привет!
А лес улыбался, играя листвой,
И громко смеялся он вместе со мной!
Смотрел я влюблено на свечки сосны
И слушал зеленое эхо весны!

Песня о лесе.

2 ребенок.

Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листьвой
Ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи
Ты же знаешь – мы свои!

Лесовушка:

Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Дети садятся на стулья.

Лесовушка: А сейчас, ребята, для вас загадки . И все они о цветочках наших лесных.

1. Стоит в лесу кудряшка: белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
2. Он стоит в одежке, как огонь на ножке. Станет без одежки шариком на ножке. С этих шариков пушистых полетят парашютисты. (Одуванчик)
3. Голова на ножке, в голове звоночки. Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет! (Колокольчики)
4. Первым вылез из землице на проталинке. Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Танец цветов.

Лесовушка. А сейчас, ребята, я хочу проверить, знаете ли деревья нашего леса.. Я предлагаю поиграть вам игру «С какой ветки детки?» .

Игра с мальчиками. Деревья: осина, береза, сосна, ель, рябина. Мальчики под музыку собирают плоды и листья и выкладывают к деревьям. Объясняют какой лист или плод, и как называется – сосновый, еловая шишка и т.д.

Лесовушка: Молодцы, ребята. Вы оказывается и про деревья все, все знаете! А вот я хочу еще проверить, знаете ли вы лекарственные растения.

«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

Задание для вас такое: вам нужно собрать лекарственные растения и назвать, от каких болезней помогают. (Ромашка, подорожник, крапива, брусника, мать – мачеха).

Игра «Зеленая аптека»

Лесовушка: Но ведь в лесу не только растения и деревья растут. Для кого лес является домом? Посмотрите, кто спрятался в лесу и за нами наблюдает?

Игра «Найди лесного жителя»

Лесовушка: Молодцы, ребята. Всех зверей нашли.

Шум за дверью.

Лесовушка: Вы не слышите, шумят в моем лесу. Пойду-ка я посмотрю. (Уходит за дверь).

Входит хулиган.

Хулиган.

Что-то ни зверей, ни птиц сегодня не видать,
А мне срочно нужно новую рогатку испытать…
Чем заняться, лес совсем пустой…

Увидел муравейник.

Наконец-то! Муравейник.
Словно вырос предо мной.
Ну-ка, я для интереса
Пну его слегка ногой…

Пинает муравейник.

Фу… устал… Пора передохнуть,
Подзаправиться, как следует,
И снова в путь!

Ломает ветку, рвет цветы, траву, бросает на землю и садится.

Славно я устроился! Где ж моя еда?
Хорошо поесть люблю всегда!

Расстилает газету, ест, бросает мусор. Встает.

Вот и отдохнул, могу идти,
А бутылка лишняя в пути.
О сосну сейчас я разобью ее,
На стволе я имя вырежу свое.

Уходит.

Входит Лесовушка. Смотрит на разоренный муравейник.

Это кто такое сотворил?
Старый муравейник разорил?
Муравьишки бедные остались без жилья
Многолетняя работа их пропала зря!
Неужели он не знает
Что лес без муравейников здоровым не бывает!
Ребята, какую пользу лесу приносят муравьи?

Ответы детей.

Лесовушка подходит, видит мусор.

Видно здесь он тоже побывал
Стекла, пленку и бумагу разбросал.

Входит, похрамывая белочка (девочка).

Я сижу совсем одна в своем дупле.
Искалечил он рогаткой лапку мне
Долго будет эта рана заживать
По ветвям я не смогу теперь скакать.

Лесовушка.

Рыженькая белочка, дай лапочку твою,
Ранку я водой промою, посмотрю,
Подорожника целебный лист я приложу тебе,
Заживет, и будешь снова прыгать в вышине.

Заяц.

Посмотрите, вот следы,
Меня капкан зажал
Чуть живой тогда я из него сбежал…

Лесовушка.

Ссадину твою я соком трав помажу,
Шерстка обрастет, дай я тебя поглажу.

Лесовушка детям: Что же делать, ребята? Правильно ли поступил хулиган? Обидел зверей, мусор разбросал. Как мы можем помочь лесу? (Ответы детей).

Игра – эстафета «Очистим лес от мусора». (Две команды по 5 человек).

Лесовушка.

Где же нам этого разбойника
Найти, чтобы срочно с ним беседу провести.
Рассказать, как следует вести себя всегда,
Не чиня природе бедствий и вреда.
Я пойду и поищу. (уходит).

Входит хулиган со спичками.

Что-то скучно мне в лесу
Лучше я костер зажгу.

Собирает ветки, разжигает костер.

Гори – гори ясно, чтобы не погасло.
Что-то сильно он горит. Ой-ой-ой, ну помогите мне кто-нибудь!

На шум приходит Лесовушка: Ребята, чем можно потушить костер в лесу? (Ответы детей).

Лесовушка обращается к зверям.

Несите скорее воду из ручья,
Землей огонь засыплю я.
Ребята, не гаснет огонь, давайте дождик позовем
«Дождик лей веселей!
Теплых капель не жалей.
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для мам и для пап
Кап – кап! Кап – кап!» (шум дождя).

Лесовушка хулигану:

Видишь, сколько бед ты натворил
Чуть наш лес в огне не погубил!
Мусор и стекло кругом ты разбросал!
Белку и зайчишку обижал!
Сам в огне едва ты не пропал.

Хулиган утирает слезы:

Прошу простить меня за то, что сделал много бед!
Я обещаю на земле оставить добрый след!
Природу буду охранять, от злых поступков защищать!

Лесовушка к детям: Ну, что ребята, простим его? Но сначала надо его научить правилам поведения в лесу.

Дети выходят в зал и рассказывают правила поведения в лесу. Лесовушка обращает внимание детей на радугу.

Стихотворение о радуге.

Песня «Радуга».

Все дети выбегают в зал.

Ребенок 3.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ребенок 4:

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.

Ребенок 5:

Летят, звеня дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Песня «Мир похож на цветной луг».

Лесовушка:

Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями, как дружит солнце
Со всеми нами!


Праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»

Интеграция образовательных областей : «Музыка», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье».

Цель : обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Задачи : пробудить в каждом ребенке желание помогать в охране окружающей среды; способствовать пониманию того, что основной движущей силой изменения подходов к природоохранным вопросам являемся мы сами.

Планируемые результаты : владеет в соответствии с возрастом основными движениями; эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей; проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности (конструированию, изобразительной деятельности, игре), чуткость к художественному слову, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; чувствует ритм и мелодику поэтического текста; игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли; речь становится главным средством общения; может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Содержание организованной деятельности

Дети под музыку забегают в зал, останавливаются в кругу лицом к зрителям.

Ведущий.

Солнышко сияет в поднебесье,

Смех детей звенит вокруг.

Каждый день свой начинают с песни

Лес, и поле, и река, и луг.

Песня «Утро начинается» (муз. И. Космачева, сл. М. Яснова). Звучит сигнал SOS.

Ведущий.

Что такое, что случилось?

Где-то что-то приключилось!

Слышите, ребята, это сигнал бедствия SOS. Его посылают только в крайнем случае. Видно, кому-то нужна помощь. Слышите, какой слабый звук? Наверно, этот сигнал пробился к нам из будущего. Что же там случилось? Надо срочно отправляться в будущее, а поможет нам туда попасть Машина времени.

Песня «Машина времени».

Если где-то, кто-то, что-то,

Если вдруг пришла беда,

Мы на зов прийти готовы,

Мы спешим помочь всегда.

Даже время не преграда -

Через годы пролетим,

На машине на волшебной

К вам на помощь поспешим.

Припев:

Машина времени у нас,

Машина - просто класс.

Сквозь годы нас несет,

Скорей лети вперед.

Дети садятся на места, происходит смена декораций. Тетушка Тина сидит на коряге.

Тетушка Тина (напевает песню).

Затянуло бурой тиной

Гладь старинного пруда,

А ведь пели раньше птицы

И шумели тополя.

Был счастливым и наивным

Всех людей беспечный взгляд,

Все вокруг казалось дивным

300 лет тому назад.

Ведущий . Вот мы и попали в будущее, но что здесь происходит?

Тетушка Тина . Кто такие, зачем на мое болото пожаловали?

Ведущий . Мы прибыли из прошлого, но попасть на Ваше болото совсем не хотели.

Тетушка Тина. А теперь вся Земля - сплошное болото, а я здесь самая главная - тетушка Тина, прошу любить и жаловать.

Ведущий. И что же, кроме Вас здесь никого нет?

Тетушка Тина . Как нет - есть пауки да тараканы, а еще вон мухоморы с поганками.

Под музыку выходят Мухомор и Поганка (роли исполняют дети).

Мухомор и Поганка (поют).

Говорят кругом, что мы -

Бесполезные грибы,

Не готовят нас в сметане,

Отравиться можно нами.

Мухомор.

Посмотрите на меня,

Мухомор я хоть куда!

Поганка.

А поганки все же лучше,

И наряд у нас покруче.

Мухомор.

Что сказала? Повтори!

Кто красивей, я иль ты?

Поганка.

Я, конечно, спору нет,

Красивее Поганки нет!

Мухомор . Мухоморы все же лучше!

Поганка. Сейчас ты у меня получишь!

Мухомор.

Ах ты, вредная Поганка,

Я тебе сейчас задам-ка!

Поганка.

Больше слушать не могу,

Вот возьму и укушу!

Мухомор.

Так ты вздумала кусаться?

Буду я с тобою драться!

Тетушка Тина . И вот так каждый день. Часами могут спорить, кто из них красивей.

Поганка . Я самая красивая!

Мухомор . Нет, я красивей!

Ведущий . А по-моему, самые красивые на Земле - это цветы!

Мухомор и Поганка. Цветы? А что это такое?

Тетушка Тина . Цветы - это такие растения со специфическим запахом, они были уничтожены еще в прошлом веке.

Ведущий. И кто же их уничтожил?

Тетушка Тина . Как кто? Вы, конечно! Вы цветы топтали, без разбору рвали, поливать их забывали.

Ведущий . Ребята, а ведь это правда: очень часто мы цветы срываем, топчем траву. А некоторые любят поджигать тополиный пух, не задумываясь, что на этом месте может уже ничего не вырасти. Надо исправлять свои ошибки. Давайте посадим здесь цветы!

Мухомор. Какой ужас!

Поганка. Надо позвать кого-нибудь на помощь, а то они все наше болото в цветник превратят. (Убегают)

Ведущий . А мы не станем время терять,

Надо мусор весь убрать!

Игра «Очистим поляну от мусора».

Ведущий.

Полянку мы в порядок привели,

Теперь можно сажать цветы.

Игра «Кто больше посадит цветов».

Ведущий.

Что ж, ребята, молодцы!

Посадить смогли цветы.

Просыпается природа.

Где вчера было болото,

В вальсе кружатся цветы

Небывалой красоты.

Танец «Вальс цветов» (муз. П. И. Чайковского).

Раздается чихание, появляется Старичок-моховичок. Старичок-моховичок. Ой, что со мной? Кикимора болотная, ты где? Апчхи!

Кикимора (выглядывает из-за кочки).

Ну, что такое, никакого нет покоя.

Кто тут чихает, кто мне спать мешает?

Это ты, Моховичок? Простудился, старичок?

Старичок-моховичок.

Совсем не простудился я -

Аллергия у меня.

Помню, со мной уже такое случалось,

Много лет тому назад на цветы чихалось.

Кикимора. А что такое цветы?

Старичок-моховичок . Ну, они такие разные, бывают желтыми и красными (показывает на цветы), приблизительно такие. Апчхи!

Кикимора. Ой, красивые какие!

Старичок-моховичок.

Откуда здесь взялись они?

Быстренько их все сорви.

Кикимора.

Рвать такую красоту,

Скажу честно, не могу!

Старичок-моховичок.

Кикимора, разве не знаешь ты,

Какую опасность несут цветы?

Кикимора . Знаю, это аллергия твоя!

Старичок-моховичок . Да по сравнению с пчелами это просто ерунда! Вон слышишь, жужжат, на цветочки летят.

Танец пчелок «Жу-жу».

Выходит Моховичок с перевязанным платком лицом.

Кикимора . Ой, Моховичок, что с тобой?

Старичок-моховичок . Не видишь - пчелы покусали. (Замечает детей) Это вы тут цветы посадили! И зачем только явились?

Ведущий . Мы здесь, потому что получили сигнал SOS.

Старичок-моховичок . Кто посмел послать этот сигнал? Ты, Кикимора?

Кикимора. Почему чуть что, сразу Кикимора виновата? Сам, поди, этот сигнал отправил, а теперь на меня сваливаешь.

Старичок-моховичок . Кто? Я отправил? Ну, сейчас ты у меня получишь!

Тетушка Тина . Хватит ссориться, это я сигнал бедствия отправила.

Старичок-моховичок . Зачем?

Тетушка Тина . Я ведь не всегда была Тиной Болотной. 300 лет тому назад я была быстрым, резвым ручейком, но в то время люди не берегли природу: их заводы засоряли реки, дым отравлял воздух. Люди забыли, что Земля - наш дом, вода - мать, а воздух — отец. Вот я и хотела, чтобы вы увидели, к чему может привести людская беспечность. Вот вы, дети, задумывались, к чему может привести каждая сломанная ветка, раздавленная букашка или разоренное гнездо? Ломая ветку, кто из вас думает, что может погибнуть целое дерево? (Ответы детей) А вырывая с корнем цветы, задумываетесь вы над тем, что они могут вообще исчезнуть с лица земли? (Ответы детей)

Ведущий.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Ты должен над цветами наклониться,

Не для того чтоб рвать или срезать -

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Дети разбегаются врассыпную.

1-й ребенок.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

2-й ребенок.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

3-й ребенок.

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

А под елкой жил колючий еж.

Общая песня «Зеленый мир» (муз. М. Парцхаладзе, сл. Ю. Полухина, из кинофильма «Мишка, Малыш и другие»).

Старичок-моховичок (чихает). Безобразие! Во что болото превратили! Сейчас же верните все, как было! Кикимора!

Кикимора . А что Кикимора? Мне, например, нравится. Даже танцевать хочется, жаль, не умею.

Ведущий. А мы с ребятами на помощь придем,

Танцевать с тобой пойдем.

Общий танец (на усмотрение музыкального руководителя).

Дети остаются в кругу, Старичок-моховичок пританцовывает.

Ведущий. От нашего танца даже у Моховичка настроение поднялось!

Старичок-моховичок . Какое настроение? Всё болото испортили, а теперь про настроение говорят. Сами же ветки ломали, цветы рвали; ну, ничего, вот уедете, и снова здесь болото будет.

Ведущий. Ребята, а вы хотите, чтобы наша Земля превратилась в болото? (Дети отвечают)

А готовы ли вы клятву дать беречь свою Землю и природу не загрязнять?

Дети. Да!

1-й ребенок. Клянемся птичьих гнезд не разорять!

Дети . Клянемся!

2-й ребенок. Клянемся ветки у деревьев не ломать!

Дети. Клянемся!

3-й ребенок . Любить природу, уважать!

Дети . Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Ведущий . Хочу, чтоб клятву эту сквозь года вы пронесли И Землю нашу сохранили, сберегли!

Старичок-моховичок . А мы с Кикиморой хотим вам медали вручить.

Кикимора . Юными экологами объявить.

Вручение детям медалей «Юный эколог».

Тетушка Тина . Спасибо, деточки, что на помощь пришли, Землю от гибели спасли.

Ведущий. Ну а нам уже возвращаться пора.

Герои . До свидания, друзья!

Песня «Машина времени».

Меняются декорации.

Ведущий . Вот мы с вами и вернулись из будущего. Конечно, это была только сказка, но прошу вас, ребята, не забывать, что только в сказке можно исправить свои ошибки. В жизни это сделать намного сложнее. Любите и берегите природу.

Дети под музыку выходят из зала.