«Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию «Сотворение мира». НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе

Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.

Задачи:

Познакомить детей с историей «Сотворения мира»;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки.

Материалы к занятию: картинки на которых изображена природа, макет «Наш красивый, добрый мир «, Сюжетный картинки на тему: «Помогай людям. Любовь к ближнему».

Ход занятия .

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется» - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось в землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику

Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём

Не надо… Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. -Ты нашёл – ты и ешь!

Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

Спасибо тебе Чирик! И за зёрнышки, и за урок…. дружбы…

Беседа по вопросам :

О чём рассказывается в этом рассказе? (О жадности одного воробья и щедрости другого, Чирик добрый воробей, он считает что те кто дружат должны всем делиться друг с другом.)

(Воспитатель показывает сюжетную картинку, обозначающее это правило.)

Дети, а что такое доброта? (Доброта – это любовь к людям и помощь им.)

Беседа по картинкам

(Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки «Помогай людям. Любовь к ближнему».)

- Кто изображён на картине?

Как должны поступить дети?

Эта картина раскрывает правило «Помогай людям. Любовь к ближнему». Надо помогать людям и бать отзывчивым и добрым.

Динамическая пауза «Прогулка по лесу»

(Движение детей соответствует тексту стихотворения.)

Дети по лесу гуляли.

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали,

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Воспитатель:

- Сегодня дети, мы отправимся с вами в путешествие. Как путешествуют люди? (На машинах, на самолётах, на пароходах.) В путешествиях мы видим, что наш мир очень красивый, радостный, разукрашен разноцветными красками. Синие - моря, океаны, реки. Коричневые - горы. Зелёные -равнины, леса. Жёлтые, красные, розовые, лиловые, голубые - цветы. (Демонстрация картинок.)

Представьте вам подарили подарок. Вы радуетесь? Говорите «спасибо»? Так вот наш красивый, добрый мир, в котором мы с вами живём, это дар (подарок) человеку. Но кто принёс людям такой подарок? Вернувшись из наших путешествий, мы ответим на этот вопрос.

Чтобы все на свете знать

Книга Библия - это самая главная книга, потому что её читают люди, живущие в разных уголках нашей Земли. Мы поищем ответ на наш трудный вопрос в Библии. Мир сотворил Бог. Бог очень добрый.

Чтение. Библейские рассказы детям . (Чтение сопровождается демонстрацией и поэтапной выкладкой на макет деревьев, животных, фигурок из пластилина.)

«Над нами без границ раскинулось синее небо. На нём как огненный шар сияет солнце и даёт нам тепло и свет. Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг как детки около мамы, много-много звёздочек. Они мигают на небе как фонарики. На земле растут леса и сады, травы и цветы.

(Ребята какие вы знаете деревья? цветы?) Всюду на земле живут животные и звери. (Назовите мне, каких животных вы знаете.) Порхают птички и насекомые. (Назовите знакомых вам птиц и насекомых). Взгляните на реки и моря. Какая масса воды и вся она полна рыбкам! (Назовите рыб и морских животных.) Откуда же всё это появилось? Было время, когда этого ничего не было. Не было ни дней ни ночей, ни солнца, ни земли, ни всего, что есть на ней. Жил тогда один Господь Бог, потому что он вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца своего Бытия, он всегда был, есть и будет. И вот он - по своей доброте сотворил всё чем мы любуемся. И обо всём он заботится».

(«Библейские рассказы для детей». ООО Центр звукового издательства, 2008.)

Беседа по вопросам :

Всегда ли существовала природа?

Кто создал природу, Землю?

Что вы узнали о Боге?

Вы запомнили что Бог создал вначале, что потом?

Воспитатель:

Всё что сотворил Бог - земля, вода, солнце и луна, животные, птицы, растения, человек- называется творениями, а Бога - творцом мира.

Имя Бога – доброта,

Имя Бога - Красота.

Всех он любит, согревает,

Милует, журит, спасает.

Мир даёт всем вновь и вновь.

Имя Божие - Любовь.

Посмотрите ещё раз на картины. Полюбуйтесь на нашу Землю, постарайтесь запомнить то что вы увидели и услышали сегодня.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19 г. Кузнецка

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по духовно – нравственному воспитанию

с детьми младшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в Страну

Вежливых слов

и Хороших Поступков».

Воспитатель:

Плахова

Наталья Александровна

г. Кузнецк

2015 г.

Тема: «Путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших поступков».

Направление. «Духовно – нравственное воспитание».

Образовательная область. «Познание».

Интеграция образовательных областей:

Виды детской деятельности:

    познавательная

    коммуникативная

    двигательная

    музыкально-ритмическая

    продуктивная

Задачи НОД:

1.Образовательный аспект.


Образовательная область «Познание».

Образовательная область «Музыка».

    Способствовать развитию танцевальных движений.

Образовательная область «Коммуникация».

    Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.

Образовательная область «Художественное творчество».

2. Развивающий аспект.

    Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сценки.

    Развивать умение смотреть и анализировать поступки других людей по иллюстрациям, следить за развитием событий, сопереживать героям. Объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

    Обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы.

3.Воспитательный аспект.

Образовательная область «Социализация» .

    Формировать социальные навыки.

    Закрепить с детьми правилами поведения людей в общественном месте. Умение различать положительные и отрицательные поступки. Вызвать желания сопереживать.

    Продолжать учить выражать свои мысли, чувства в речи, использовать слова, связанные с этикой общения, культурой поведения

Образовательная область «Здоровье».

    Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

    Вызвать интерес детей к художественной литературе.

Образовательная область «Физическая культура»:

Методы и приемы.

Предварительная работа.


1.Совместная деятельность:

    Свободное общение по произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Просмотр мультфильма.

    Сценка - пантомима «Как надо поступить?».

    Рассматривание слайдов с помощью кинопроектора с изображением персонажей.

2.Образовательная деятельность / в ходе режимных моментов/

1.Дидактические игры на развитие коммуникативных способностей.
2.Дидактическая игра – пазлы «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Наши поступки», «Мир эмоций».

3.Самостоятельная деятельность детей:

    Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского.

    Словарная работа: обогащение словаря словами: «Добрый день», «Доброй ночи», «Будьте здоровы», «Простите», «Извините», «Добро пожаловать», «На здоровье угощайтесь» и т.п.

Форма проведения: игра - путешествие.

Используемые современные технологии :

    информационно-коммуникационные

    здоровье - сберегающие

    социоигровые элементы

    личностно-ориентированные

Оборудование:

    магнитофон

    кинопроектор

    фотоаппарат

    DVD-проигрыватель

Демонстрационный материал:

    игрушка-Буратино

    слайды из мультфильма В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

    кассета или диск с записью «Пение птиц»

    иллюстрации «Театр настроений»

Раздаточный материал:

    подносы с манной крупой

    шапочки – смайлики.

Ход НОД:

1. Под музыку в группу заходит Фея Вежливости.

Фея: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Фея: Какие вежливые дети. По дороге к вам я встретила Буратино, но он со мной не поздоровался, потому что не знает вежливых слов. А вы дети знаете?

Дети: Да!

Фея: Что же надо говорить при встрече знакомых, друзей?

Дети: Здравствуйте!

Фея: Правильно! Ведь «здравствуйте» - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда - бы вы не пришли: в гости, в магазин, к друзьям первым делом нужно поприветствовать друг друга. Какие ещё приветствия вы знаете?

Дети: «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», а если встретили друга, то ему можно сказать «Привет».

Фея: - Но здороваться можно не только с людьми, но и с животными, растениями, птицами, солнышком и т. д. А хотите отправиться в путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших Поступков?

Дети: Да!

Фея: Давайте прислушаемся к пению птиц и поздороваемся.

Аудиозапись «Пение птиц».

Дети все вместе произносят слова:

«Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по домам».

Фея: Вот мы с вами в Стране Вежливых слов и Хороших Поступков! Мы с вами вспомнили одно из правил вежливости: «Всегда со всеми не забывать – здороваться!

Физкультминутка: «Буратино».

Фея: А какие ещё вежливые слова вы знаете?

Дети: - Когда обращаешься к человеку с просьбой надо сказать - «Пожалуйста»; получив покупку в магазине, завтрак или обед в детском саду надо сказать - «Спасибо» или «Благодарю вас»; прощаясь, всегда нужно говорить - «До свидания».

Фея: Дети, вспомните, из книги «Вежливости» поучения, которые вам читала воспитательница по вечерам и вы запомнили.

Дети в стихотворной форме дополняют ответы сверстников:

***Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».

***«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.

***Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.

***Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».

***«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.

***«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.

***Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!»

Фея: Дети, а как нужно произносить волшебные слова?

Дети: Вежливо, нежно, ласково, негромко, дружелюбно, лучше с улыбкой.

Фея: Мы с вами вспомнили основные правила вежливости, их ещё очень, очень много. Вы будите расти и с каждым годом будите знать их ещё больше. А теперь вы стали какими? /ответы детей: вежливые, культурные, воспитанные, добрые, дружелюбные/ .

Музыкальная пауза «Барбарики».

2. Фея: Сейчас мы рассмотрим с вами слайды из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Гимнастика для глаз «Бабочка».

Зарядка для малышей "Бабочка" (после сна)
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На четыре - улетела.

Фея: /Задает вопросы/ Кто вспомнить названия произведения? А кто назовёт его автора? Какие хорошие поступки в нём описываются и были на иллюстрациях? Какое решение принял мальчик после разговора с отцом?

3.Пальчиковая гимнастика.

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (соединяют пальцы в замок)

С вами мы подружим маленькие пальчики (касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями)

Нетрадиционная техника рисования «Моё настроение».

/Рисование пальчиком в тарелке с манной крупой/.

Фея интересуется у детей, какое они нарисовали настроение и почему.

Логоритмика.

«Моё настроение»

/с использование шапочек – смайликов/

Настроение моё, каждый день меняется,

Потому что каждый день, что-нибудь случается:

То я злюсь, (дети ставят руки на пояс, произносят слова нахмурившись)

То улыбаюсь, (улыбаются)

То грущу, (опускают плечи и голову вниз, делают грустное выражение лица)

То удивляюсь, (разводят руки в стороны, делают удивительное выражение лица)

То бывает, испугаюсь, (ставят ноги вместе, немного приседают, обхватываю себя руками и приподнимаю плечи, делают испуганное выражение лица)

То бывает, посижу, помечтаю, помолчу. (садятся, приподнимают голову, делают мечтательное выражение лица, кладут одну руку под щёку, второй рукой придерживают первую – тихо сидят в этой позе некоторое время)

Фея: а теперь устроим фото - сессию хорошего настроения.

Дети фотографируют друг друга на фотоаппарат (фоном звучит спокойная музыка)

Фея: Понравилось вам наше путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших Поступков? Какие новые слова вежливости вы сегодня узнали? А какие поступки вы будете совершать? Буратино тоже научился вести себя вежливо и обещает совершать только хорошие поступки!

Ну а нам пора прощаться, в детский садик возвращаться.

Наталия Пивень
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Доброта спасёт мир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ясли-сад №9 «Солнышко» с. Яркое Поле Кировского района Республики Крым

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ «Основные православные ценности.» для детей старшего дошкольного возраста.

«Доброта спасёт мир »

Пивень Наталья Григорьевна-воспитатель

группы «Пчелка»

с Яркое Поле

Цель : Знакомство детей с православной культурой России, введение детей в круг основных православных ценностей, духовно -нравственных понятий и представлений.

Задачи : Формировать представление о православной культуре,о Богородице. Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,умение правильно оценивать себя и других. Содействовать формированию уважительного, внимательного, милосердного отношения к ближнему, почтения и любви к близким. Развивать стремление к пониманию нравственных образцов,развивать навыки сотрудничества. Воспитывать стремление у детей придерживаться нравственных устоев православной культуры, воспитывать доброжелательность , желание совершать добрые поступки .

Предварительная работа : Рассматривание разных видов икон, детской Библии, д/игры по оцениванию плохих и хороших поступков.

Методы и приёмы :Наглядный, игровой, практическая деятельность детей, вопросы к детям, д/игры,чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование : Библия,Библия для детей,иллюстрации храмов, икон,

музыкальный центр, мольберты, макет д/игры;

Для детей :силуэты голубей, бумага белая для крыльев (по кол-ву детей) .

О. О.: «Познание» , «Коммуникация» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Развитие речи»

Интеграция о. о.: «Социализация» , «Познание» «Музыка» , «Художественное творчество» .

Виды деятельности : Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкально-художественная,продуктивная.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

Воспитатель : - Ребята, сегодня нас ждет много интересных открытий. Но прежде,чем мы начнем наши открытия,я хочу вас спросить- о чем говорится в загадке :

«Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.»

Дети :-Книга.

Воспитатель :-Правильно, это книга. А какие книги вы знаете?

Дети :- Сказки,словари,книги поэтов и писателей.

Воспитатель :-В мире существует очень много книг. Но есть одна, самая замечательная, очень древняя книга на земле. Книга эта- Библия. Многие великие люди,ученые всегда читали и изучали Библию.

2. Основная часть.

Давайте рассмотрим её поближе- (показ Библии) .Посмотрите –какое великолепное золотое тиснение. Для взрослых в Библии есть только текст, а в Библии для детей и текст, и прекрасные иллюстрации. С первых страниц Библии мы узнали что Бог создал нашу землю за 7 дней.

В первый день он создал свет,день и ночь.

Во второй день- небо.

В третий землю,растения.

В четвертый-солнце,луну,звёзды.

А вот что он создал в пятый день -это вы сейчас должны отгадать.

1 «Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и 2 крыла

Прилетит- плохи дела.

А кого паук боится -угадали?

Это (птица) »

2 «Блещет в речке чистой-спинкой серебристой. (рыба) »

3 «Кузнечик,бабочка,пчела и муравей, и стрекоза. Мы даже муху позовем- и как мы всех их назовем? (насекомые) »

Так кого создал Бог в 5 день (ответы детей)

Правильно птиц, рыб, насекомых.

В шестой день по слову Божиему появились животные. И когда мир был готов, бог создал человека-мужчину и женщину, по своему образу. Назвал их : Адам и Ева. Поручил им заботиться о земле и общаться с Богом.

На седьмой день Бог почил и объявил : что сотворенное им хорошо.

Прошло не мало лет. Людей на земле стало очень много. И Бог дал людям закон. Заповеди, повеления- как и что должен делать человек, что бы любить Бога, ближних и чтобы самому быть любимым. Дал Бог 10 заповедей-давайте запомним некоторые из них : -не говори не правды на других;

Не кради;

Не завидуй другим;

Уважай отца и мать свою.

Ребята, как вы думаете, что значит уважать отца и мать свою? (ответы детей)

Молодцы,вы прекрасно знаете что значит уважать близких людей.

Появились заповеди -тогда же появилось и место где люди могли бы собираться,молиться Богу- первый храм. Давайте подойдем поближе и рассмотрим храмы,изображенные на наших иллюстрациях. (показ выставки, показ сопровождается тихим колокольным звоном)

Теперь храмы строят с красивыми куполами,нарядными украшениями.

Ребята,прислушайтесь…Вы слышите колокольный звон? В каждом храме есть своя колокольня. Всегда во время праздников или перед началом службы в храме звучат колокола…

Ребята подойдите поближе,сейчас мы с вами поиграем.

Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.

На пригорке Храм стоит,

Ну а к Храму путь закрыт,

Мы ворота открываем.

В Храм людей всех приглашаем.

Д/игра «Найди дорогу к Храму» .

Ребята, перед вами открыто много дорог,тропинок в Храм. Но не по каждой можно пройти туда. Если на дороге вам встретился плохой проступок- дорога закрыта, а если хороший поступок –дорога открыта. Итак,кто сможет пройти в Храм? Ход игры.

Молодцы, мы все с вами прошли в Храм. Первое что мы видим в Храме –это иконы (показ икон) .Верующие ставят перед иконами свечи, молятся. Молитва- это особые слова для беседы с Богом или другим православным святым, чтобы они услышали нашу просьбу.

Я хочу рассказать вам одну очень интересную историю, а помогут мне её рассказать- иконы. (Рассказ сопровождается показом соответствующих икон) .

Было это давным - давно. В городе Назарете жил Иоаким с женой Анной. Жили они дружно, хорошо. Одно их огорчало- не было у них детей. Пообещали они Богу, что если родится у них ребенок то они отдадут его на служение в Храм Божий. И вот родилась у них долгожданная дочка Мария.

Когда Марии исполнилось 3 года повели её в Иерусалимский Храм. Марию все очень любили. Была она доброй , ласковой,трудолюбивой девочкой. Она любила читать священные книги,молиться,рукодельничать.

Подросла Дева Мария-к этому времени родители её умерли и заботился о ней дальний родственник- старый Иосиф.

И вот однажды, весной,к Деве Марии явился архангел с длинной веткой лилии в руках. И сказал он что избрал Господь её ,что будет она Матерью сына Божьего. Так и случилось. Стала Дева Мария мамой Иисусу Христу. С тех пор стали её называть –Богородицей. Добрее , ласковее Богородицы не было ни кого. Богородица – защитница для всех людей.

Как вы думаете, ребята, почему Господь избрал именно Деву Марию матерью своему сыну? Какой она была? (ответы детей) .

А вы можете отличить добрый поступок от плохого ?

Д/игра «Наши добрые поступки

Воспитатель - Я Буду называть дела,а вы –если дела добрые , хлопните в ладоши, а если плохие –закрывайте лицо руками.

«Помог маме помыть посуду,разбил окно, собрал игрушки,и тд.»

3. Заключительная часть.

Воспитатель- Мы с вами узнали ,что Богородица была очень доброй ,ласковой и трудолюбивой. Мы научились различать добрые и плохие поступки . Мы узнали, что Библия учит любить ближнего своего, что нужно относиться к людям так как ты хочешь что бы относились к тебе. Если ты хочешь чтобы тебя любили, относились к тебе по доброму ,вежливо с тобой разговаривали- сам относись по доброму к людям ,разговаривай с ними вежливо…Библия учит миролюбию и доброте

А во все времена символом мира, добра ,Святого Духа- был голубь.

Давайте, ребята,сделаем голубя- пусть у нас в группе всегда будет мир, доброта и Дух Святой .

Давайте еще раз сделаем наше упражнение. «Храм.»

Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.

На пригорке Храм стоит,

Ну а к Храму путь закрыт,

Мы ворота открываем.

В Храм людей всех приглашаем.

Практическая работа под музыку Мариетты Ивановой «Стая белых голубей.»

Поднимите, ребята своих голубей! Какие чудесные птицы у вас получились!

Мы обязательно повесим голубей в нашей группе,чтобы они напоминали нам о доброте ,мире, Духе Святом.

Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей)

Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

-Спасибо ,ребята, вам за хорошую работу!

По познавательному развитию

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Зернышко»

Винокурова Н.А., воспитатель д/с №63 «Машенька» г. Старый Оскол

Цель занятия: познакомить детей со сказкой В. Сухомлинского «Одно - единственное в мире маковое зернышко», учить детей замечать красоту природы. Объяснить детям, что в природе большинство растений прорастает из семян, сорванный цветок семян не оставляет. Закрепить правила бережного отношения ко всему живому. Стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться к себе, проговаривать свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа) , развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти, закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации.

Ход занятия:

Какое сегодня у нас хорошее настроение! Как много гостей пришло к нам в гости!

А теперь давайте настроимся на занятие... Психогимнастика: “Я” Я очень хороший, Послушный, пригожий. Я всеми любимый. Я богом хранимый.

Ты очень хороший, Послушный, пригожий. Ты всеми любимый. Ты богом хранимый.

Сейчас я вам расскажу одну интересную сказку про маленькое маковое зернышко. Показ сказки на фланелеграфе В. Сухомлинского «Одно - единственное в мире маковое зернышко». Несла бабушка с огорода спелые маковки. - Куда это нас несут? - перепугано зашептало в маковой коробочке одно Любопытное Маковое Зернышко. Оно высунуло свою крохотную головку в окошко, что бы посмотреть во двор, и выпало на землю. Передним открылся удивительный мир. Зернышку стало страшно. Ему казалось, что оно осталось одноединственное в целом мире. Зернышко заплакало. Потом уснуло. Увидело удивительный сон: как - будто с неба на землю падают огромные белые одеяла. Спит Маковое Зернышко. Тепло ему стало под белоснежным, зимним одеялом. Проснулась Любопытное Маковое Зернышко от тепла.

Поможем маковому зёрнышку вырасти: польём его.

Упражнение «Здравствуй, зёрнышко» (в кругу)

Облако, облако! Белое, хорошее!

Подари нам, облако, капельку дождя. (Дети протягивают руки вверх)

Маленькое зернышко

Нами в землю брошено (Дети изображают сеятелей)

Маленькому зернышку без воды нельзя.

Песенка «Дождик» с движениями

А что же случилось с маковым зёрнышком дальше?

Зернышко поднимает глазки и с удивлением заметило, что вместо головки у него - зеленый отросток. Но еще больше удивилось, что на его верхушке зацвел большой красный цветок.

А больше всего оно обрадовалось, когда увидело ещё много таких красный цветов.

Так значит я не одиноко в этом мире! - сказало Маковое зернышко и засмеялось.

Что случилось с маленьким семечком, когда его обогрели нежные солнечные лучики?

(Ответы детей) .

Что вы чувствовали, когда зёрнышко потерялось и осталось одно?

Что вы почувствовали, когда зёрнышко оказалось среди таких же цветов на маковом поле?

Вопросы к детям:

У растений есть душа?

А у кого есть душа?

Дети садятся полукругом. Их внимание обращает к себе воспитатель. На столе стоит прозрачная пустая ваза, коробочка с разноцветными камушками.

Упражнение «Наполни душу ребёнка»

Детям показывают разноцветные камешки в коробочках.

Представьте, что эта ваза означает маленького человека, который родился.

Чему мы хотели бы научить ребёнка?

Дети накладывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова: Я поделюсь с ним...

  • Вежливость
  • Доброта
  • Послушание
  • Любовь к родителям
  • Любовь к природе
  • Добрые поступки
  • Сочувствие
  • Забота о ближнем
  • Радость
  • Дружба
  • Бережливость

Мы наполнили душу... и получилась яркая богатая душа.

Давайте мы тоже сделаем что-то доброе и прекрасное.

Посадка гороха в грунт

Что нам нужно для работы? (оборудование и специальная одежда) - одеть фартуки

Как можно посадить семечко? (алгоритм действий)

Вопросы во время работы:

А что ты делаешь?

Как называется эта ямка?

Что будет с семечком после посадки?

Что сейчас чувствует семечко?

Во время полива:

  • Я буду тебя любить
  • Я буду тебя хранить
  • Я буду ставить тебя на солнце
  • Я буду тебя поливать

Когда появится росток, мы пересадим его в открытый грунт. Благодаря нашей заботе мы соберём весной хороший урожай, как и в прошлом году (показать кабачки)

Подарки гостям: Наше занятие окончено. Спасибо, что посетили нашу группу. Поздравляем вас ещё раз с праздником Светлой Пасхи и дарим маленькие сувениры.

Звучит детская песня «Здравствуй, мир!» дети раздают подарки гостям.

воспитатель Т.А.Кравченко

Тема : Золотые купола России.

Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку.

— воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Задачи :

1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

  1. Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.

Материал: аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.

Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.

Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.

Интеграция областей : художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.

Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом).

Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля,

Понеслись удары к синим небесам,

Скрылась за рекою, белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где – то за дорогой замирает звон.

— Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию).

— Дети, скажите, а что такое церковь? (Дом Божий)

— Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)

— А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.).

По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.

Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры.

— А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.

Примерные рассказы детей .

«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д.

Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.

Проводиться игра «Острова».

Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек». Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, — вот тебе сена.- Спасибо, барашек, — говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».

Вопросы к детям:

  1. О чём говорит эта сказка?
  2. Чему она учит нас?
  3. Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
  4. Какой барашек в сказке?
  5. Какова лиса?
  6. Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?

Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».

Литература:

  1. «Букварь для народных школ» — Д.Тихомиров /Калуга, Н — Казачья. 1990г./
  2. «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
  3. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./
  4. «Храм души моей» — Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г./