Речевое развитие дошкольников в рамках реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД

МДОУ детский сад "Колосок"

общеразвивающего вида с.Ронга

Советского района РМЭ

Выполнила

Заведующая ДОУ: / В.А.Смирнова/

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Ронга находится по адресу: Республика Марий Эл, Советского района, с. Ронга, ул. Центральная -4.Телефон детского сада 9-74-83.
Учредителем детского сада является Администрация муниципального обра-

зования " Советский муниципальный район", расположен в п.Советский. Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством Российской Федерации. Заведующая ДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией. В ДОУ соблюдается исполнительная и финансовая дисциплина: имеется номенклатура дел, регистрируется входящая и исходящая документация и т.д.

Финансово-правовые основы деятельности дошкольного учреждения:


  • Устав -зарегистрирован 03 октября 2011 года,

  • Свидетельство о государственной аккредитации № 376 от 23 апреля 2003г.,

  • Лицензия № 373 от 13 июля 2011 года.

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение №0733155 от 24.11.2006г.

  • Договор с учредителем;

  • Договоры между родителями (законными представителями) и ДОУ.

    В детском саду соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Все сотрудники проходят профосмотр, инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, по охране жизни и здоровья детей. В ДОУ соблюдается правила пожарной безопасности. Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы) соответствует требованиям Роспотребнадзора.Имеется Программа

    производственного контроля и план санитарно-эпидемиологических мероприятий на 2009-2011 г.г.

    Заведующий детским садом – Смирнова Валентина Анатольевна. В данном коллективе работает 18 лет.Образование высшее, закончила МГПИ им. Н.К.Круской, дошкольный факультет в 1993 году. На данной должности работает 4 года.

    Детский сад работает по комплексным и порциональным программам, кото-

    рые обеспечивают выполнение госстандарта:


  • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.М.А.Васильевой;

  • З.К. Иванова, Л.И.Кошкина, О.Л.Логинова "Программа по обучению государственному марийскому языку в детском саду";

  • Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стеркина "Основы безопасности детей дош-

    кольного возраста";


  • Рыжова Н.А. " Наш дом – природа";

  • Сорокина Н.Ф. "Театр – творчество- дети"

    Кроме работы по этим программам ведется дополнительная работа с детьми. Система дополнительного образования представлена кружками:


  • "Речесветик"- по равитию речи;

  • "Ший онгыр"- по марийскому языку;

  • "Волшебная кисточка"- по ИЗО деятельности;

  • "Крепыш" – по физическому воспитатнию;

  • " Цветик-семисветик"- по сенсорному воспитанию;

  • "Сказка»- театрализованной деятельности.

    В этих кружках занимаются 65 детей.


    " Здравствуй, здравствуй Новый год" и другие. Организовали выставки на тему "Как я провел лето",выставка поделок из овощей, «Золотая осень»,"Я рисую маму", " В гостях у осени" и т.д.


    Оказываем дополнительные услуги и для родителей наших детей- различные праздники и развлечения, родительские собрания- групповые и общие, консультации- тематические, групповые, индивидуальные, беседы.

    В 2011 году провели 16 групповых родительских собраний, 2 общих собрания. Консультаций на темы " Как преодолеть страх перед школой?", "Режим в организации условий воспитания ребенка в семье", " Семья глазами ребенка" и т.д. С детьми провели праздники и развлечения такие как "Поле чудес", " Масленница", "Новоселье", "Праздник цветов,

    " Здравствуй, здравствуй Новый год" и другие. Организовали выставки на тему "Как я провел лето",выставка поделок из овощей, «Золотая осень»,"Я рисую маму", " В гостях у осени" и т


    ДОУ осуществляет координацию в воспитании и обучении детей с их родителями. Имеется родительский комитет. Родители имеют возможность присутствовать на занятиях и др. мероприятиях, помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов.

Сетка занятий составлена согласно поставленным задачам с учетом методических рекомендаций. Педагоги на занятиях

Педагоги на занятиях осуществляют дифференцированный подход детям с учетом их здоровья и индивидуальных особенностей.

^ СЕТКА ЗАНЯТИЙ НА 2011-2012 учебный год


Дни недели

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Понедельник

1.9.00-9.15-Ребенок и окружающий мир-3 (экология-1)

2.9.25.-9.40-Физкультурное


1.9.00-9.20- Рисование

3.10.00-10.20-Музыкальное


1.9.00-9.25-Развитие речи

2.9.35-10.00-Рисование

3.10.10-10.35-Физкультурное


1.9.00-9.30-Музыкальное

2.9.40-10.10-Подготовка к обучению грамоте

3.10.20-10.50-худ. лит-ра


Вторник

1.9.00-9.15-Лепка

2. 9.25-9.40-Музыкальное


1.9.00-9.20-Формирование элементарных математических представлений

2.9.30-9.50-Физкультурное


1.9.00-9.25-Музыкальное

2.9.35-10.00-Ознакомление с окружающим миром

3.10.10-10.35-Лепка(аппликация)


1.9.00-9.30-Ознакомление с окружающим миром

2.9.40-10.10-Формирование элементарных математических представлений

3.10.20-10.50 Конструирование, ручной труд


Среда

1.9.00-9.15-Формирование элементарных математических представлений

2.9.25-9.40-Конструирование (аппликация)


1.9.00-9.20-Ребенок и окружающий мир (экология)

2.9.30-9.50-Лепка


1.9.00-9.25-Формирование элементарных математических представлений

2.9.35-10.00-Физкультурное


1.9.00-9.30-Развитие речи

2.9.40-10.10-Рисование

3.10.20-10.50-Физкультурное


Четверг

1.9.00-9.15.-Развитие речи (худ. лит-ра)

2.9.25-9.40-Физкультурное


1.9.00-9.20- Конструирование (аппликация)

2.9.30-9.50-Музыкальное


1.9.00-9.25-Художественная литература

2.9.35-10.00-Рисование


1.9.00-9.30-Формирование элементарных математических представлений

2.9.40-10.10-Рисование

3.10.20-10.50-Физкультурное


Пятница

1.9.00-9.15-Музыкальное

2.9.25-9.40-Рисование


1.9.00-9.20-Развитие речи

2.9.30-9.50-Физкультурное


1. 9.00-9.25-Экология

2.9.35-10.00-Конструирование, ручной труд

3.10.10-10.35-Музыкальное


1.9.00-9.30-Экология

2.9.40-10.10-Музыкальное

3.10.20-10.50- Лепка (апплика


Всего

10

10

13

15

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни)- 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни)-11, в старшей группе (дети шестого года жизни)-15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) -17 занятий.

Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной – трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни- не более 15 мин., для детей 5-го года жизни-не более 20мин., для детей 6-го года жизни-не более 25 мин, а детей 7-го года жизни-не более 30 мин. В середине занятия проводят физкультминутки. Перерывы между занятиями – не менее 10 мин.

В середине учебного года (январь -февраль) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла(музыкальные,спортивные, изобразительного искусства).

В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и т.д.

^ Обеспеченность педагогическими кадрами.




Ф.И.О.

должность

образование

разряд

категория

1

Смирнова Валентина Анатольевна

заведующая

высшее

13

первая

2

Боголюбова Ирина Николаевна

воспитатель

средне-специальное

12

вторая

3

Волкова Зинаида Даниловна

воспитатель

высшее

13

первая

4

Данилова Людмила Аркадьевна

воспитатель

высшее

13

первая

5

Зыкова Людмила Васильевна

воспитатель

высшее

12

вторая

6

Мартьянова Лидия Никитична

воспитатель

высшее

14

высшая

7

Тимофеева Татьяна Северьяновна

воспитатель

высшее

13

первая

8

Якимова Алевтина Андреевна

Муз.рук-ль

средне-специальное

13

первая

^ Сведения о других категориях работников.



Ф.И.О.

должность

образование

разряд

1

Мосунова Татьяна Николаевна

ст. медсестра

средне-специальное

2

Кузнецова Валентина Геннадьевна

Завхоз

средне-специальное

2

3

Басалова Светлана Никифоровна

повар

средне-специальное

3

4

Корнилова Елена Сергеевна

ст.повар

средне-специальное

4

5

Речкина Ольга Сергеевна

Машинист по стирке белья

среднее

2

6

Петухова Зинаида Александровна

мл.воспитатель

среднее

5

7

Сомина Антонина Никоноровна

мл. воспитатель

средне-специальное

5

8

Михайлова Фаина Михайловна

мл. воспитатель

средне-специальное

5

9

Глушкова Таисия Михайловна

мл. воспитатель

средне-специальное

5

10

Степанова Надежда Васильевна

мл.воспитатель

Незакон.выс.

2

11

Речкин Николай Владимирович

сторож

среднее

2

12

Данилов Александр Георгиевич

сторож

средне-специальное

2

13

Макарова Антонина Аркадьевна

дворник

средне-специальное

2

^ Анализ работы за прошедший год.

В 2010 – 2011 уч. году нами были поставлены следующая цель:

Формирование у детей основ здорового образа жизни

оздоровительные задачи:

Охрана жизни и укрепление здоровья детей;


  • всесотроннее физическое развитие и совершенствование функций организма;

  • повышение активности и общей работоспособности
Образовательные задачи:Воспитательные задачи:

  • разностороннее развитие детей

  • формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для решения первостепенной задачи в ДОУ проводится систематическая планомерная работа. Для успешного решения этих задач мы использовали различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Во многих группах обновлены, созданы уголки физической культуры, где расположены различные физические пособия. Большое внимание уделяется профилактике плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья, шипованые коврики.Но работа в этом направлении не останавливается мы будем продолжать и в дальнейшем работать в этом напрвлении.

^ Анализ групп здоровья детей показал, что с 1 группой здоровья 15% , со 2 группой здоровья 75%, с 3 группой здоровья 10% детей.

Анализ работы педагогического коллектива ДОУ по развитию речи показал, что в процессе регулярного систематического проведения индивидуальных и фронтальных занятий, использование разнообразных методов и способов расширяются и углубляются знания об окружающем.

Так же много внимания уделялось адаптации детей вновь пришедших в детский сад. Воспитателями проводилась работа с родителями, детьми. В следствии благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе и взаимодействии взрослых с детьми стала быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

Образовательный уровень родителей воспитанников: 11,8 имеют высшее образование, 79 % средне-специальное, в связи с этим родители имеют высокую мотивацию в получении качественной подготовки детей к школе и успешной их адаптации к новым социальным условиям. Часть родителей активно включаются в процесс управления дошкольным учреждением через родительские комитеты.

Педагогический коллектив детского сада стабильный, работоспособный Все педагоги имеют достаточный обьем знаний, чтобы достичь в своей воспитательно-образовательной работе высоких результатов. Так, администрация ДОУ считает важным направлением в своей деятельности постоянное повышение и совершенствование педагогического мастерства.В ДОУ обеспечивается профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов. Организованы различные формы обучения для всех категорий работников- проводятся деловые игры, семинары,практические занятия. Педагоги посещают КМО, повышают свои знания на курсах республиканских и районных. Все это позволило переориентировать педагогический коллектив с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную модель воспитатния и обучения детей, основанную на уважении и доверии к ребенку.

Педагоги регулярно и успешно проходят аттестацию. Повышают свою квалификацию на курсах в МИО.

^ Краткая характеристика педагогических кадров

-по уровню образования-
всего 8 педагогов

-по стажу работы-
всего 8 педагогов

-по квалификационным категориям-
всего 8 педагогов

На фоне достигнутых успехов в системе воспитательной работы детского сада, нами были выявлены следующие проблемы и противоречия:


  1. Недостаточный уровень образованности родителей и детей по формированию здорового образа жизни.

  2. Необходимо продолжить работу по проблеме формирования связаной речи у дошкольников.

  3. Низкий уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи работы на 2011-2012 учебный год


  1. Продолжать создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей.

  2. Формирование связной речи у дошкольников.

  3. Развивать творческое воображение, муз способности детей, способствовать созданию комфортабельной обстановки в ДОУ.
Организационно-педагогическая работа

Комплектование групп

^ Приоритетные направления дошкольного образовательного учреждения:
Физкультурно-оздоровительное:

Укрепление здоровья детей

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности

Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни

Художественно-эстетическое:

Развитие творческой направленности личности ребенка

Приобщение дошкольников к народному фольклору и традиции

- развитие эстетического вкуса и художественных способностей

Интеллектуальное:

Развитие познавательной активности

Формирование высших психических процессов, развитие внимания, памяти

Формирование первичного мировоззрения об окружающим мире

Формы организации воспитательно- образовательного процесса

Образовательный процесс


  • кружки

  • занятия (фронтальные, интегральные, индивидуальные)

  • Игры (дидактические,развивающие, спортивные,игры-драматизации ит.д.)

    Структура предметно-развивающей среды

    групповые комнаты мини-музей
    центр театрализованной педагогический кабинет

    деятельности
    музыкальный зал спортивный зал

    ^ Система лечебно-профилактической и закаливающей работы ДОУ

    ^ Формы организации физического воспитания детей

    Питание – одно из ключевых факторов, определяющих качество и жизнь ребенка, его рост и развитие. Поэтому питание в ДОУ организовано в соответсвии с санитарно – гигиеническими требованиями. Перспективное меню выдерживается при наличии продуктов.Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность.

    Предметно-пространственная среда, которой мы уделяем большое внимание, обеспечивает полноценное эмоциональное и личностное развитие детей. Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.


    В группах имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание детей. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. Удовлетворяется их потребность в движении,имеются физкультурные уголки с необходимым оборудованием.


    Для ознакомления с предметами народного быта, костюмами, традициями марийского народа собран богатый материал. Создан в детском саду мини-музей учителем марийского языка Мартьяновой Л.Н. Там же проводит она занятия по родному языку, прививает любовь к национальной культуре.

    Для всестороннего развития детей оборудованы музыкальный и спортивный залы.

    Педагогическая диагностика осуществляется по разделам программы. По ее результатам составляется перспективный план.

    Сотрудники детского сада проявляют уважение к личности каждого ребенка, четко реагируют на инициативу детей. Предоставляя им возможность самим выбрать занятие по интересам.

    Благоприятный микроклимат в детском коллективе помогают избавиться от напряжения, дают ребенку возможность чувствовать себя нужным и любимым, получать необходимую для его эмоционального благополучия дозу

    положительных эмоций. Общение с детьми строится на эмоционально теплом и одобрительном отношении: поощряются успехи, достижения каждого ребенка.

    Наш детский сад работает в тесном контакте со всеми учреждениями,которые находятся на территории нашего села. Педиатр Ронгинской участковой больницы постоянно наблюдает за состоянием здоровья детей. Осматривает детей. посещает родительские собрания. проводит консультации. Поддерживаем связь и с Ронгинской средней школой, где обучаются наши дети. Приглашаем учителей начальных классов на мероприятия проводимые в детском саду: на родительские собрания. педсоветы,праздники и развлечения, имеется план работы по преемственности. Учителя посещают занятия, утренники проводимые в старшей группе,знакомятся с будущими учениками. Работники детского сада интересуются успехами своих выпускников. Успеваемость учеников зависит от состояния здоровья детей,от их индивидуальных особенностей и от того, как он посещал детский сад, как освоил программу воспитания и обучения в детском саду.


      Одной из основной линий современного развития общества является гуманизация воспитательно-образовательного процесса. Детская деятельность является средством анализа и оценки результативности педагогического процесса. Диагностика помогает успешно решить проблему индивидуальной оценки сформированности умений у детей.

      МДОУ осуществляет свою деятельность в целях:


    • реализации программных задач;

    • создание в коллективе атмосферы психологической защищенности;

    • обеспечения в достижениях детьми определенного уровня интеллектуально-го развития, необходимого для их дальнейшей учебной деятельности;

    • формирование личности, готовой к жизни в меняющемся мире, посредством

      экологического, трудового, эстетического, эмоционального воспитания детей и усвоения ими культуры разных народов.

      Перед коллективом ставим задачи.


    • Охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма, совершенствование физического развития детей.

    • Формирование потребности в физическом развитии, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

    • Формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения художественно-эстетического развития детей.

    Материально-техническое оснащение образовательного процесса:


    • имеется телевизор;

    • компьютер, принтер

    • магнитофон

    • муз.центр

        Но этой базы недостаточно для ведения образовательного процесса. Нужны столы для подготовительной группы, компьютер, в спортивном зале поменять линолеум.

      Ежегодно проводится косметический ремонт силами работников.В летний период покрасили стены в двух группах, побелили потолок на пищеблоке, покрасили стены, детские шкафчики в приёмной во второй младшей группе, покрасили детские шкафчики в средней группе, отремонтировали крыльцо детского сада и т.д.

      Участок детского сада большой: имеются групповые участки, цветник, спортивная площадка и огород. Территорию детского сада украшают цветники и декоративные газоны. Каждый участок детского сада имеет игровое оборудование и зеленые насаждения – кустарники, цветники, деревья. Дети сами ухаживают за «зелеными друзьями» - сажают, окапывают, поливают, убирают осеннюю листву, берегут и радуются живой природе.

      Наш детский сад расширяется и в 2012г. открывается пятая группа для малышей. И наш коллектив надеятся на то,что наш детский сад и в дальнейшем будет расширятся и процветать.

    Приходи к нам в детский сад,

    Он всем будет очень рад!

    Детский сад наш посетите,

    На все сами посмотрите.

В 2005 г. был издан доработанный и обновленный вариант российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А, Васильевой. В настоящее время эту программу реализует около 80% дошкольных образовательных учреждений г. Красноярска.
Мы предполагаем, что данная диагностика позволит педагогу получить достоверную информацию об особенностях индивидуального развития ребенка, выявить зону его актуального развития, уровень усвоения знаний.

Развитие речи.
1. Произносит все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
Материал: предметные картинки для обследования звуков: свистящих, шипящих, сонорных, звонких.

Инструкция к проведению: воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках. Картинки предъявляются по одной, взрослый предметы не называет. Если ребенок затрудняется в назывании предмета, воспитатель задает наводящие вопросы.

Оценка:
4 - правильно произносит все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
2 - наблюдаются нарушения в произношении 4-5 звуков.
0 - половину звуков произносит невнятно.

2. Согласовывает слова в роде, числе, падеже.
Вариант 1. Д/и «Что у нас получится»
Материал: цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.

Инструкция к проведению:
Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники красного, синего, желтого и зеленого цветов цветной стороной вниз. Показывает игровые действия: на цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? - «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду, Васильева М.А., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Учебник экспериментальной диагностики влечений, Шерстяных И.В., 2018
  • От рождения до школы, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., 2014
  • От рождения до школы, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., 2010

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры-занятия. Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.

Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования.

С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся группами по 3-5 человек. Длительность занятия 5-7 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев —2 лет можно объединять по 8-12 человек в зависимости от характера занятий. Длительность занятия не более 10 минут.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ)

Возрастные особенности психического развития детей

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

Гапак Т.Н.

педагог-психолог

ГАУДО «Детский сад №5

Московского района

Санкт-Петербурга»

г.Санкт-Петербург

Выбор программ « Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори не случаен.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» - это классическая программа, по которой обучают детей практически во всех детских садах нашей страны. Программа, зарекомендовавшая себя результатами многолетней практики, с помощью которой воспитали и обучили несколько поколений детей.

Обучение по методам М. Монтессори – это одно из популярнейших направлений педагогического обучения в настоящее время. И, не смотря на то, что М. Монтессори создала свою методику в начале ХХ века, в нашей стране, широкое распространение методики произошло около двадцати лет назад.

Сравнивая программы нельзя обойти стороной историю их создания. Сначала рассмотрим программу под редакцией М.А. Васильевой.

Первое издание «Программы воспитания и обучения в детском саду» было опубликовано в 1985 году под редакцией М.А.Васильевой. При подготовке этой программы была использована «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду, разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Содержание программы «Воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно всесторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что позволило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного образования в государственном образовательном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования России. Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительные коррективы в развитие отечественного дошкольного образования. Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования потребовалась существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Коллектив ученых под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой осуществил доработку программы, дополнив ее новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием.

В обновленной программе зафиксирован отказ от формирования политико – идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Наряду с этим, авторы - составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Теперь рассмотрим к омплексную программу с использованием методики М.Монтессори. В свою основу комплексная программа включает современный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, а так же «Авторскую программу воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе» Е.Хилтунен. Соответственно, данная программа сходна по предметному образовательному наполнению, целям, и базисным концепциям с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Рассмотрим историю создания методики М. Монтессори.

Основатель методики - выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог Мария Монтессори (1870-1952). В 1896 году, работая детским врачом в клинике, М. Монтессори обратила внимание на умственно-отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку в первую очередь нужна специальная развивающая среда, в которой каждый смог бы найти что-то интересное для себя. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

В итоге была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года методика Монтессори начала распространяться во многих странах мира и использовалась не только для детей с особенностями развития, но и для обычных детей. В 1913 г. она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет в годы Советской власти стала неактуальной и большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Теперь рассмотрим сходства и различия программ по их внутреннему содержанию и методам воздействия на ребенка.

Как уже писалось выше, обе программы сходны по предметному образовательному наполнению, целям, и базисным концепциям, а именно:

  1. Программы поддерживают основные требования российского содержания образования детей дошкольного возраста.
  2. Так же, обе программы основываются на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. Основной дидактический принцип обеих программ – развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
  3. Ведущие цели программ - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Однако, программа, основанная на педагогической системе Марии Монтессори к вышеперечисленным целям добавляет еще одну, центровую цель: создание условий для становления человека свободного и самостоятельного.

« Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) , на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и раскрывающую его индивидуальные особенности.

Программа составлена по возрастным группам. Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Комплексная программа с использованием методики М.Монтессори основана на системе саморазвития ребенка в специально подготовленной культурной развивающей среде. Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики в сравнении с традиционными.

В основе программы лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Выделяются особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослой жизни и ориентирую педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Основная форма образовательной деятельности – игровая.

Большое внимание уделяется сенсорной зоне. Сенсорный материал представляет собой систему предметов, организованных в соответствии с определенными свойствами физических тел, таких как форма, цвет, вес, температура. Сенсорное воспитание – это база для изучения математики и овладения письмом. Именно в работе с сенсорными материалами дети впервые знакомятся с классификацией геометрических фигур.

Работая с материалами, такими, как Цилиндры-вкладыши, Доски для ощупывания, Шершавые таблички, Геометрический и Биологический комод, дети тренируют три пишущих пальца. Большое значение в умственном развитии детей имеет работа с математическими материалами, которые развивают умение исследовать, анализировать, обосновывать, оценивать.

Монтессори-педагог, не является центром группы, в отличие от воспитателей в традиционном детском саду. Это значит, что во время работы, он не проводит занятия, а наблюдает за работой детей. При необходимости, оказывая нужную им помощь. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, воспитатель как бы передает всю активность ребенку и окружающим явлениям. Это создает свободу для саморазвития ребенка. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем, а самостоятельность – основа человеческого достоинства. Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность, отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам. «Помоги мне сделать это самому» - так звучит главный девиз метода М.Монтессори.

Таблица

Некоторые сравнения между методами обучения в программе М.А. Васильевой и программе М. Монтессори.

Программа М. Мотессори

Программа М.А. Васильевой

Делается опора на познавательную структуру
и социальное развитие.

Делается опора на заучивание знаний и социальное развитие.

Ненавязчивая роль педагога;
ребенок – активный участник собственного учения.

Педагог – активен, доминирует; ребенок – пассивный участник.

Среда и метод побуждают к развитию
внутренней самодисциплины.

Педагог действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины.

Детей поощряют сотрудничать, помогать и учить
друг друга.

Основная часть обучения производится педагогом. Взаимодействие между детьми порицается.

Дети выбирают себе работу, исходя из
собственных дарований, интересов и способностей.

Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов.

Дети формируют понятия самостоятельно
с помощью самообучающих материалов.

Понятия даются ребенку учителем.

Ребенок занимается выбранным делом столько,
сколько ему необходимо.

Ребенку дается определенное время для работы.

Дети устанавливают свой собственный темп
работы для усвоения информации.

Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебного плана.

Дети определяют собственные ошибки через
обратную связь с материалом.

Педагог указывает на ошибки.

Материал, развивающий ощущения и восприятие,
дающий возможность для практического манипулирования.

Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий.

Много внимания для обучения уходу за собой
и своим окружением.

Мало внимания навыкам самообслуживания.

Ребенок работает там, где ему удобно,
двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию.

Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы.

Главным различием программ, является содержание самого процесса обучения. В таблице представлены основные различия между методами обучения в программах.

Как видно из таблицы отличия программ состоит в способах взаимодействия воспитателя с детьми, в организации темпа и учебной нагрузки на ребенка во время занятий, в способах подачи материала, в выборе основных развивающих материалов, в дисциплинарных акцентах во время проведения занятий и т.д.

Исследования показали, что дети, обучающиеся по комплексной программе с использованием методик М.Монтессори более внимательны и сконцентрированы при выполнении заданий; имеют меньше сложностей в общении с окружающими людьми, более коммуникабельны, а так же более четко и аккуратно выполняют письменные упражнения и рисунки.


Программа М. А. Васильевой в детском саду. Конечно, большинство родителей согласятся, что детский садик для наших крошек - это второй дом. Там малыши получают свой первый социальный опыт, находят первых друзей, приобретают необходимые навыки.

От того, как начнется путь новичка в садике, зависит довольно многое в дальнейшей жизни ребенка. Поэтому абсолютно не лишним будет, если родители предварительно проведут «исследовательскую работу» для выбора подходящего садика, это сделает последующие дни вашего ребенка, проведенные в нем, радостными и познавательными.

Особую популярность среди родителей и воспитателей завоевала . Она получила признание на государственном уровне.

Подбирая детский сад для ребенка, узнавая условия и знакомясь с персоналом, необходимо поинтересоваться по какой программе или методике происходит обучение в этом заведении. Не считайте это лишним, ведь от этого зависит, какое развитие получит ваш малыш. Программа Васильевой в детском саду практикуется на уже долгое временя, поэтому можно говорить о ее достоинствах.

Основные аспекты программы М. А. Васильевой

Сейчас придется уделить внимание теоретическим описаниям программы, это нужно для понятия ее сути.

М. А. Васильева курировала коллектив ученых (в том числе В. В. Гербова и Т. С. Комарова) , которые разрабатывали этот важный проект. В самой программе комплексно изложены все главные содержательные направления воспитания, образования и развития деток с самого рождения и до семи лет.

Вся программа Васильевой в детском саду , может быть озаглавлена одним предложением: верно организованное обучение - это прямая дорога к полноценному и комплексному развитию личности ребенка. Главные аспекты воспитания дошкольника, предусмотренные программой, это умственная и физическая подготовка , процесс прививания нравственных и культурных понятий, а вместе с этим приучение к трудовой деятельности.

Самые главные цели, которые призвана достичь программа Васильевой в детском саду - это создание условий и базы для верного формирования личности малыша и его разностороннего развития. Преимущество в том, что авторы поддерживают мнение, что все методики будут эффективными, если они основаны на принципе индивидуального подхода, ведь каждый ребенок неповторим и имеет свои способности.

Вторая задача программы Васильевой заключается в подготовке крохи к жизни в современных условиях социума.

Достигаются такие задачи в ходе всевозможных видов деятельности: обучающей, игровой, базово-трудовой, двигательной.

Главным принципом программы Васильевой является принцип преемственности в ходе работы детского сада и последующим обучением в учреждениях начального образования. Поэтому ребенок ко времени похода в школу, достаточно эффективно подготовлен к начальным годам обучения, ведь то, что первоклашки услышат на уроках, будет им частично знакомо, а значит, усваивать материал будет намного легче.

А как это выглядит программа Васильевой на практике?

Игровая деятельность обеспечивается применением в детском саду развивающих игрушек, а для старших групп - способствующих развитию игр. Обучение проходит с использованием специальных пособий, подходящих для дошкольников.

На практике, программа Васильевой в детском саду заключается в следующих моментах:

Помощь в сохранении здоровья ребенка, его эмоционального самочувствия, способствование всестороннему своевременному развитию каждого ребенка (физкультминутки, зарядка, вежливые слова в обращении к детям) ;

В группах детского сада проводиться формирование доброжелательной и чуткой атмосферы между всеми воспитанниками, это является залогом их общительности в будущем. В такой атмосфере, с большим процентом вероятности, заложатся такие качества, как доброта, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поведению и творчеству (обучение вежливости, чтение сказок с моральной основой) ;

Максимальная ставка на задействование разных видов детской деятельности (применение комплексных занятий, смена рода деятельности ребенка) ;

В процесс обучения и воспитания добавлена творческая креативность;

Деткам предлагается в разных вариантах использовать обучающий материал, это также способствует творчеству, но при этом малыш удовлетворяет свои интересы и потребности;

Критика результатов творчества деток сведена к минимуму, каждый ребенок может иметь свое видение мира;

Дать не только знания и теорию воспитания, а обеспечить развитие детей;

Общие подходы воспитания в детском саду и в кругу семьи (проходят беседы с родителями) ;

Привлечение семьи к участию в жизни группы детского сада и сотрудничеству с воспитателями;

Во избежание перегрузки детского организма, создана преемственность в программе сада и школы.

Безусловно, в каждом отдельном детском саду имеются свои тонкости обучения. И многое в первую очередь зависит от личности воспитателя, а уже во вторую от выбранной программы. Проявив заботу о ребенке в настоящем, родители вносят вклад в будущее своего малыша.

Поэтому проявляйте живой интерес к обучению вашего ребенка с самых юных лет. А на какой программе вы остановите свой выбор, зависит от вас.

Сравнительный анализ задач, структур и содержания программ воспитания и обучения в детском саду.

Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева) , представляет собой вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Цель программы

Всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Ведущие целиобновленной программы:

  • подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Ведущиецелипрограммы:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
  • формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе;
  • обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Принципы построения программы

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд) .

ПринципыпостроенияПрограммы:

1. Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов) . Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности,

4. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

5. Принцип интеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

6. Основывается на комплексно?тематическомпринципе построения образовательного процесса,

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

9. Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Программа составлена по возрастным группам.

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении. Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Разделы программы.

  • Физическое воспитание.

Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

  • Умственное воспитание.

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.) . Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире. Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Занятия по программе преимущественно носят комплексный, пересекающийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

  • Нравственное воспитание.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

  • Трудовое воспитание.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

  • Художественная литература.

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

  • Художественно-эстетическое воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.

  • Игровая деятельность.

Игра является результатом и показателем всего воспитательно-образовательного процесса.

  • Музыкальное воспитание.
  • Культурно-досуговая деятельность.

Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадаютс итоговыми результатами освоения Программы,поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.

В разделе«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы»изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе«Коррекционная работа».

Обширныйперечень необходимых программ, технологий, методических пособийпоможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.

Выводы: «Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.)представляет собой вариативную программу и построена на принципе личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» по многим направлениям сохраняет преемственностьпо отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия - «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Используется интегративный подходпри организации образовательного процесса. В разделах по дошкольным группам для каждого возраста даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности («организованная образовательная деятельность») ; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Литература

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
  2. Программа воспитания и обучения в детскомсаду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы музыкального руководителя по реализации комплексной программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой

Анализ работы музыкального руководителя за 2010-2011 год...

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Май 2015 г Группа компенсирующей направленности 5-го года жизни № 2.

Анализ показывает, что работа, направленная на разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья проводится в соответствии с годовым планом. Полученные...

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М. А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Группа компенсирующей направленности седьмого года жизни № 4. Май 2015 год.

В отчете по выполнению рабочей учебной программы по реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" изложены пути повышение качества образования, создание условий для укрепления здор...

Анализ учебной рабочей программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»

Анализ учебной программы...

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» за 2013-2014 год

В документе представлен анализ выполнения "Программы воспитания и обучения в детском саду" за 2013-2014 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) . Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) . Средняя группа (4-5 лет)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование элементарных математических представлений» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) . Средняя группа (4-5 лет) .

В анализе представлены выводы по реализации рабочей учебной программы....

Комментарии

Елена Владимировна, спасибо за интересную работу.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, приказ №655 от 23 ноября 2009 г.) .

Руководители авторского коллектива - доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ - Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова - Т. С. Комарова.

Авторы - А. В. Антонова, доктор педагогических наук; Н. А. Арапова-Пискарева: М. М. Борисова, кандидат педагогических наук; Н. Е. Веракса, доктор психологических наук; В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук; Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук: Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М. В. Жигарева, доктор педагогических наук; М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук; B. И. Петрова, доктор педагогических наук; С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук; Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; C. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

В Программе«От рождения до школы»на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксыпостроена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) .

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов) . Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксыкомплексно представлены основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) . Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной - как отечественной, так и зарубежной) , возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

Формирование основ базовой культуры личности;

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксыпервостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксыцелей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Содержание и структура Программы«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы

Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:

Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) ;

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму») ;

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до¬школьниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образователь¬ной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста) , младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы) , средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа) , старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) .

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малы¬шей от рождения до 2 лет, разделы для первой и второй групп раннего возраста структурно отличаются от разделов для дошкольных групп.

В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.

В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Для четкости изложения в начале раздела по каждой образовательной области приводится цитата из ФГТ (Федеральные государственные требования) , обозначающая цели и задачи данной образовательной области.

Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

Авторы Программы, признавая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников, выделяют в Программе работу с родителями в отдельный раздел.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа».

Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.

Рекомендации по написанию части программы,формируемой участниками образовательного процесса

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в полном объеме без изменений может быть использована в качестве основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Объем Программы рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.

Участники образовательного процесса могут изменить до 20% общего объема Программы для отражения: 1) видового разнообразия учреждений, наличия приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья) ; 2) специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс

Преемственность

Следует отметить, что программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновационным продуктом, опирается на лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия - «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемственности, большинство пособий к «Программе воспитания и обучения в детском саду» могут быть использованы и при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».